Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного рассмотрения функционирования лексем с разными словообразовательными структурами в современных немецких литературных произведениях, влияния словообразовательной структуры слов на особенности их лексико-стилистического употребления в художественной речи, отражения общих тенденций развития словообразования и индивидуальных особенностей в художественной речи писателя.
1 Fleischer W. Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache. - Leipzig: VEB Bibliographisches Institut, 1983
Новизна работы заключается в проведении системного анализа употребления слов, образованных по разным словообразовательным моделям, в художественных произведениях и литературных статьях Фридриха Дюрренматта. Также были исследованы способы и средства словообразования в индивидуальном словотворчестве писателя и отражение некоторых словообразовательных тенденций в лексике его произведений. Целями исследования являлись:
проанализировать особенности словообразовательных структур лексем, функционирующих в произведениях разных жанров;
выявить характерную для каждого типа произведения частотность употребления слов, образованных по продуктивным словообразовательным моделям;
изучить возможности использования выразительных средств воздействия (стилистически и/или экспрессивно окрашенных лексических единиц, стилистических фигур и пр.) как средства реализации прагматической функции в произведениях;
исследовать словообразовательную структуру авторских окказиональных образований;
выявить когнитивно-прагматическую значимость слов с разной архитектоникой основ.
Материалом исследования послужили художественные произведения и статьи выдающегося писателя-драматурга 20 века Фридриха Дюрренматта, а именно: рассказ "Туннель", повесть "Лунное затмение" и пьеса "Визит старой дамы", а также ряд литературно-критических статей. Следует отметить, что, несмотря на обязательное с 1998 года применение в немецком языке новых правил правописания, труды Фридриха Дюрренматта, по настоянию его наследников, переиздаются с сохранением оригинального авторского написания слов. В том числе сохраняется оригинальное написание слов с разной архитектоникой основ, поскольку лексика является не только строительным материалом его произведений, но и эффективным средством
реализации художественных задач автора и отражает особенности его индивидуального стиля.
В диссертации реализовался принцип членения языкового материала по литературным жанрам.
Для достижения поставленных целей был применен индуктивно-дедуктивный метод. Широко использовались и такие методы лингвистических исследований как: словообразовательный и компонентный анализ, сопоставительный анализ, метод словарных дефиниций, метод сплошной выборки. Кроме того, производился количественный подсчет зафиксированных лексем и статистическая обработка языковых данных, а в диаграммах, содержащихся в приложениях к диссертации, отражены процентные соотношения частотности употребления лексических единиц. В качестве дополнительного метода был проведен опрос информантов - студентов и преподавателей из университетов Берна, Берлина, Киля и Лейпцига, а также носителей немецкого языка (die Muttersprachler) из других городов Германии.
Словообразовательный анализ языкового материала опирается на концепции ученых Московской лингвистической школы, прежде всего, на характеристику основы слова и структурные типы основ (die Wortstammarchitektonik), предложенные К.А. Левковской . Её определение, на наш взгляд, позволяет весьма четко отграничить понятие основы от собственно слова и определить сочетания основ и словообразовательных формантов при рассмотрении архитектоники основ производных, сложных и сложнопроизводных существительных и прилагательных. Анализ глагольной лексики базируется на
классификации, разработанной профессором М.В. Раевским , поскольку данная классификация представляется наиболее подробной.
Теоретическое значение исследования заключается в анализе функционирования лексических единиц с разной архитектоникой основы в произведениях различных жанров Фридриха Дюрренматта, которые
2 Левковская К.А. Лексикология немецкого языка. - М.: Учпедгиз, 1956. - 248с.;
Lewkowskaja X.A. Lexikologie der deutschen Gegenwartssprache. - Moskau: Wisschaja Schkola, 1968. - 320
3 Раевский М.В. К вопросу о классификациях структурных типов немецкой глагольной лексики и их логических
основаниях. // Проблемы общей и немецкой лексикологии. 1985. - С. 70
превращаются в творческой лаборатории писателя в средства эстетического воздействия на читателя, влияют на словотворчество и способствуют созданию неповторимого художественного стиля автора. Материалы диссертации вносят вклад в дальнейшее исследование современных способов и средств немецкого словообразования в произведениях разных жанров в целях изучения их роли в достижении художественно-эстетического воздействия на читателей.
Результаты исследования могут найти применение в курсах лекций и семинарах по лексикологии, стилистике, лексикографии и переводоведению, а также при подготовке спецкурсов по немецкому словообразованию и на практических занятиях по немецкому языку.
Предварительные результаты и основные положения исследования были апробированы на международной научной конференции "Ломоносов - 2004" в г. Москве. Работа обсуждалась на заседании кафедры немецкого языкознания филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в 2007 г.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, которые завершаются краткими выводами, заключения, библиографии и четырех приложений, в которых представлен ряд диаграмм по проблемам проведенного исследования.