Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде Большакова Наталья Николаевна

Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде
<
Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Большакова Наталья Николаевна. Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 Смоленск, 2007 222 с., Библиогр.: с. 170-190 РГБ ОД, 61:07-10/1621

Введение к работе

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению языковых и текстовых средств репрезентации игровой поэтики произведений немецкого детского писателя Михаэля Энде, относящихся к жанру литературной сказки (ЛС).

В своих произведениях М. Энде воплощает индивидуальную твор-ческую концепцию, сложившуюся, с одной стороны, под влиянием творчества отца, художника-сюрреалиста Эдгара Энде, с другой стороны, являющуюся результатом воздействия на мировоззрение писателя разно-образных литературных, философских, религиозных течений и направлений. Важную роль при организации художественного материала и раскрытии картины мира писателя играют миф и сказка. Следуя собственному мифопоэтическому взгляду на мир, М. Энде создает в своих произведениях особую фантастическую реальность, вмещающую в себя и философию, и поэзию.

Творчество М. Энде на протяжении вот уже нескольких десятилетий является объектом пристального внимания исследователей. Особый интерес вызывают такие произведения, как дилогия «Jim Knopf und Lukas der Lokomotivfhrer» (1960) и «Jim Knopf und die Wilde 13» (1962), «Momo» (1973), «Die unendliche Geschichte» (1979), «Der satanarcholgenialkohl-lische Wunschpunsch» (1989). М. Энде является, кроме того, автором много-численных рассказов, пьес, эссе и стихотворений.

На сегодняшний день существует ряд исследований, посвященных изучению различных аспектов творчества М. Энде (H. Aschenberg, G. Berger-Farag, С. Ludwig, A. von Prondczynsky, Ch. von. Wernsdorf и др.), а также множество отдельных статей литературно-критического характера и рецензий (W. Bittorf, K. Behrend, V. Hage, H. G. Pflaum, R. Tabbert, D. E. Zim-mer; М. Баранова, А. И. Исаева, М. Ю. Корнеева. П. Френкель и др.).

Практически все исследователи отмечают языковое своеобразие текстов произведений М. Энде. Однако до сих пор не существует работ, в которых анализировалось бы игровое начало этого своеобразия, а также влияние доминантных признаков жанра ЛС на его формирование.

Объектом исследования является игровая поэтика жанра ЛС.

Предмет исследования составляют языковые и текстовые формы проявления игровой поэтики в ЛС М. Энде.

Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, отсутствием как в немецкой, так и в отечественной науке специальных лингвостилисти-ческих работ, посвященных исследованию игровой поэтики ЛС М. Энде; во-вторых, возросшим в последнее время интересом к формам функциони-рования игры в художественном тексте; в-третьих, общими задачами изуче-ния жанрового своеобразия ЛС.

Цель данной диссертации заключается в исследовании игровой поэтики ЛС М. Энде.

В соответствии с данной целью в работе решаются следующие задачи:

  1. охарактеризовать принцип взаимодействия жанра и идиостиля;

  2. систематизировать основные черты жанровой структуры ЛС;

  3. уточнить классификацию форм игры на разных языковых уровнях в ЛС;

  4. выявить формы и функции игры в текстовом пространстве ЛС М. Энде;

  5. установить формы интертекстуальной игры в ЛС М. Энде.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые исследуется игровая поэтика ЛС М. Энде. На основе классификации типов игры на разных языковых уровнях (фонологическом, словообразовательном, лексико-семантическом, синтаксическом) в пространстве текста ЛС и интер-текстуальной игры систематизируются формы проявления игровой доминан-ты этого жанра в произведениях М. Энде.

Материалом для исследования послужили литературные
сказки М. Энде: «Jim Knopf und Lukas der Lokomotivfhrer» (1960) и «Jim Knopf und die Wilde 13» (1962), «Momo» (1973), «Die unendliche Geschichte» (1979), «Der satanarcholgenialkohllische Wunschpunsch» (1989), а также сборники «Die Zauberschule und аndere Geschichten» и «Der Niemandsgarten. Aus dem Nachlass», включающие литературные сказки писателя разных лет.

Теоретическую базу данной диссертации составляют положения:

о взаимодействии жанра и идиостиля (М. М. Бахтин, В. В. Виноградов,
В. П. Григорьев, В. В. Дементьев, В. М. Кузурман, Н. Л. Лейдерман,
М. Н. Липовецкий, Е. М. Мелетинский, Р. С. Спивак, Tz. Todorov и др.);

о специфичности организации игрового текста, развиваемые в
рамках теории игровой поэтики (О. А. Ананьина, С. В. Ильясова,
А. М. Люксембург, Е. А. Осипенко, Г. Ф. Рахимкулова и др.);

о формах и функциях языковой игры в пространстве текста
(Н. Д. Арутюнова, Э. М. Береговская, Т. А. Гридина, Е. М. Земская,
Н. А. Николина, Б. Ю. Норман, В. З. Санников, H. Grassegger, F. Heibert,
Z. Tcza, W. Wilss и др.);

о существовании различных типов интертекстуальных связей произ-ведения (И. П. Смирнов, П. Х. Тороп, Н. А. Фатеева, U. Broich,
G. Genette, J. Helbig, S. Holthuis, R. Lachmann и др.).

Mетодика исследования включает лингвостилистический, синтакси-ческий, квантитативный, контекстуально-интерпретационный и интер-текстуальный анализ, осуществляемый с помощью сравнительно-сопоставительного метода.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она расширяет представления о механизмах взаимодействия идиостиля и жанра, существу-ющие в современной филологической науке, описывает жанр ЛС с позиций игровой поэтики и определяет основные доминанты индивидуального стиля М. Энде.

Практическая ценность заключается в возможности применения основных результатов диссертации в курсах по теории и истории литературы Германии, по стилистике немецкого языка; в спецкурсах и курсах по выбору; на практических занятиях по аналитическому чтению и интерпретации текста; при написании курсовых и дипломных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Жанр и идиостиль находятся в состоянии взаимовлияния, что, с одной стороны, проявляется в ориентации писателя на жанровую доминанту при выборе стилистической стратегии, с другой стороны, в определенной модификации жанровой структуры под влиянием индивидуальных особенностей стиля автора.

  2. Основными структурными элементами жанра ЛС являются об-новленный волшебно-сказочный хронотоп и игровая атмосфера, развившаяся из артистичной повествовательной структуры волшебной сказки. При этом игра выполняет в формировании жанровой структуры ЛС главенствующую функцию. Она обеспечивает внедрение через интертекстуальную игру в текст ЛС (жанра-реципиента) элементов хронотопа народной волшебной сказки (жанра-прототипа).

  3. Игра является жанровой доминантой ЛС. Всеобъемлющий характер проявления игры в текстах этого жанра позволяет отнести их к игровым текстам и описывать их с позиций игровой поэтики. Игровая поэтика имеет интегративный характер, включает как языковые художественные средст-ва, так и композиционный уровень создания игровой атмосферы в тексте.

  4. Игровая доминанта в жанре ЛС функционирует в двух основных формах: 1) игра в пространстве текста, включающая языковую игру, которая охватывает игровые манипуляции с фонологическими, морфологи-ческими, лексико-семантическими и синтаксическими ресурсами текста, и игру с формой текста; 2) интертекстуальная игра, проявляющаяся во включенности ЛС в межтекстовое взаимодействие и в зависимости от степени эксплицитности интертекстуального маркирования подразделяющая-ся на определенные структурные подтипы, обладающие различным потенциалом при создании импликативного подтекста: эксплицитно марки-рованная, имплицитно маркированная, немаркированная и многократно маркированная интертекстуальность.

  5. Каждый из структурных подтипов игры в текстовом пространстве ЛС и интертекстуальной игры реализуется в произведениях М. Энде в форме игровых приемов, свойственных лишь для его творческой манеры и имеющих своеобразное функциональное содержание. Эти приемы образуют в рамках отдельно взятого подтипа игры особую полевую структуру ядерно-периферийного характера.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в 6 публикациях, включая статью в рекомендованном ВАК РФ журнале «Вестник Тамбовского университета», и в докладах на межвузовских, региональных и международных конференциях: «Разноуровневые характе-ристики лексических единиц» (Смоленск, 2004), «Актуальные проблемы германистики и романистики» (Смоленск, 2004), «Язык. Человек. Культура» (Смоленск, 2005), «Молодые ученые – России» (Смоленск, 2005), «Современ-ные пути исследования литературы» (Смоленск, 2006), «Язык. Текст. Культу-ра» (Смоленск, 2006), «Дискурсивный континуум: текст – интертекст – гипертекст» (Самара, 2006). Материалы диссертации и полученные в ходе исследования результаты используются при чтении лекций по курсу «Интер-претация текста» в Смоленском государственном университете.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, списка цитируемых литературных источ-ников и трех приложений.

Основная часть диссертации изложена на 169 страницах, 20 страниц занимает список научной литературы, включающий 225 наименований, в том числе 55 на иностранных языках; список источников анализируемой художественной литературы составляет 29 наименований; 31 страницу за-нимают приложения. Работа содержит 4 графика.

Похожие диссертации на Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде