Введение к работе
Актуальность работы проистекает из необходимости уточнения,' в рамках лингвистики текста, широкого обідефилолсического понятия "атрибутика персонажей" и разработки основ теории и методики ее исследования.
Научная нов'Тзна работы состоит в тем, что она является первым монографическим исследованием атрибутики персонажей1 художественного произведения, а такте в оригинальных подходах к рассмотрению лексической микросистемы и структуры лексического значения.
Цель диссертации - выработать методику анализа персонажной атрибутики; разработать спварь атрибутов (элементарных' -признаков скрзочнъ!^ персонажей); установить законы сочетаемости элементарных признаков в пельчнй художественны? образ.
В работе использованы следующие метопы лингвистического анализа: семантико-логический, количественный, методы Нефинипи-енного и компонентного анализа.
Материал исследования составили 12) ролчюбкых сазок, отобранных из 16 сборников фольклора различных районов Британ- ских остроьов. 3 обчее число рассмотренных теьхтов входят и некоторые сказки, представленные несколькими своими вариантами в различных сборниках. Изучение атрибутики персонажей не'может обойтись без рассмотпения межвариантного уровня, так как он зачастую демонстрирует изменение атрибутики в большей .степени, чем меясяжетннй уровень.
Волшебные сказки обычно вылеяяят среди друї-их сказочных ' жанров по строгой морфологической структуре или композиции, под которыми понимается опреиелечная.последовательность функций, выделенная В.Я.Проппом б "Морфологии сказки" в начале 30-х годов. Руководствоваться четким критерием отбора материала очень . важно в на'пем случае, .ак как сказочный текст редко является "чистым" представителем опредэленного жаноа, поскольку.размыты. Гранины как между сказочными жанрами, так и цежцу скаэк_й и другими видами народной' поэзии. Нами исследовялксь все те фольклепше тексты, которые укладываются в Формулу сказки В.Я.Проппа.
Предмет данного исследования - атрибутика персонажей -является одним из пяти "разрядов элементов" или "со тавных частей" волшебной сказки. Вводя термин, В.Я.Пропп понимал под атрибутикой совокупность только вишних свойств персонажей: пол, возраст, положение, внепний облик и т.д. Ряд других исследователей (А.А.Потебня, С.О.Неклюдов, О.Фрейденберг) еще более сужали понятие "атрибутика", включат в него ли'чь вещные аксессуары.
В данной работе предлагается широкое понимание атрибутики персонажа как динамической, иерархически организованной системы всех его признаков - биолого-фиэиологических, личностно-характеро логических, общественно-социальных.
Теоретическое значение работы, в целом, состоит в разработк основ теории персонажной атрибутики, что углубляет и уточняет ряд положений общей тейрии фольклора; в дальнейшем развитии теории структуры лексического значения номинативных единиц.
Практическая ценность работы определяется ее следующими результатами и намеченными перспективами:
- уточнен объем волшебно-сказочного материала в общем мас
сиве британской сказки, что может быть применено для других фи
лологических исследований, а также использовано для их перевопа
на русский язык, с изданием в качестве отдельного сборника;
-отобраны варианты некоторых сказочных текстов, что необходимо для трансформационных исследований;
- проведенная -труктурация сферы персонажа позволяет про
верять применимость различных ..огических классификаций сферы
личности к персонажу;
:.- составлен словарь атрибут ;и сказочных персонажей;
созданная методика анализа атрибутики персонажей применима как.к другим жанрам (фольклорным и нефольклорным}, так и другим лексическим микросистемам (например,'реалий);
определены, описаны и опробованы основы, перспективные для: а) дальнейшего, более подробного изучения отдельных референт ных областей, статусов и сфер сказочных персонажей; б) исследования 'провинциального и интернационального канонов в изображении
в сказке тех или иных референтных областей, статусов, сфер; в).сопоставительного изучения различных групп персонажных признаков' разних фолькл. рных жанров, а также фольклорных и нефольклор-и\'\ 'жанроъ; ' .
- на осново разоаботанной "азбуки" атрибутов и "грамматики'
их сочетания намечено создание развернутой клессифиі шин сказочных персонажей;
- если принять атрибутику персонажей британской сказкч за
инвариантную форму, то интересно и возможно рассмотреть варианты -
атрибутику персонажей англоязычных сказок США, Канады,"Австралии
и проследить взаимодействие фольклора аборигенов, британских переселенцев и переселенцев из других регионов; - " ' "
. - вводимое в работе понятие полия.дерной структуры лексического значения применимо для семантических исследований прочих языков;
дальнейшее разгчтие теории полиядерной структуры лексического значения, возможно, сумеет отразить предикативные отношения лексических єдиний и, следовательно, описать надлексиче-ские j .ювни языка;
а рамках теории полиядерной структуры лексического значения представляются интересными исследования лексического значения тпредик^тивного словосочетания и имени собственного-; ." -
на особо результатов проведенного семасиологического исследования возможно провести ономасиологическое исследование: рассмотреть регул ірньїе'модели к с бинаторики сем в единицах вер-_ бальной атрибутики. " .
На .защиту выносятся следуюцке положения:
1. В лингвистическом исследовании атрибутику нужно рассмат
ривать на двух'уровнях - как вербально выраженную, синхронно
воспринимаемую адресатом в процессе декодирования текста-(т.е.
на лексическом уровне) и как ретроспентипно' обобщенную адресатом текста (т.е. на понятийном уровне), что определяет существование" двух типов атрибутики - вербальной и признаковой. ' . .
-
Семантические отношения между единицами атрибутики правильнее рассматривать не как отношения единиц вербальной ат'рибу-* тики, выделенных методом дексико-семантических полей, а как отношения единиц признаковой атрибутики, выделенных методом семантико -логических полей. . '. . '
-
Персонаж художественного текста иокет быть рассмотрен как пучок семантических признаков (или признаковой атрибутики), находящихся в системных взаимоотношениях, иерархически организованных, количественно развернутых, подверженных 'воздействию законов изменчивости, вариативности элементов. -: ' .
-
Вычленение единиц признаковой атрибутики из массива
_ 4 -
вербальной требует значительной корректировки традиционного под-'хода к Структуре лексического значения языковых єдиний в их речевой реализации.
Осьовные результати, работа прошли апробацию на ежегодных ," научных конференциях профессорско-преподавательского состава' Одесского государственного университета в 1986-1990 гг.: на Всесоюзных совещаниях по проблемам целого текста, проведенных совместно Институтом языкознания ЛН СССР и Одесским университетом d 1986 и 1987 гг.; по теме диссертации имеется 4 публикаин...
Диссертация состоят из Зведения, трех глав и Заключения. Во Введении описывается материал исследования и критерий его отбора, характеризуется объект и предмет исследования, форму лируютс- актуальность; научная новизна, цель ч задачи работы, ее теоретическое значение и практическая ценность.
В первой главе представлена об'цая характеристика двух типов персонажной атрибутики - вербальной и признаковой, а также взаимоотношений между ними. В т о р .. я глава демонстрирует предлагаемую кетсцику анализа атрибутов сказочных персонажей на примере их биолого-физйологических признаков. В третьей главе рассматривается личкостно-характерологпческие и общественно-социальные признаки, а также представлена результирующая характеристика элементарных признаков персонажей и выделяются закономерности синтезирования их в целостный художественный образ. Заключение содержит развернутые выводы, полученные в результате исследования, а также наиболее существенные сугубо теоретические выводы. Диссертация сопровождается библиографией, включающей 246 наименований работ отечественных и зарубежных автороь, и списком сборииков сказок (16 наименований), из которых выбирался материа- для аналиг г.