Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Место внеигрового фольклора в детской устно-поэтической традиции и проблематика его изучения 14-57
Глава II. Формирование сюжетно-тематического состава стихотворных жанров внеигрового русского детского фольклора 58-III
Глава III. Важнейшие отличительные черты произведений внеигрового фольклора и особенности детского восприятия II2-I88
Заключение 189-195
Библиография 196-246
- Место внеигрового фольклора в детской устно-поэтической традиции и проблематика его изучения
- Формирование сюжетно-тематического состава стихотворных жанров внеигрового русского детского фольклора
- Важнейшие отличительные черты произведений внеигрового фольклора и особенности детского восприятия
Место внеигрового фольклора в детской устно-поэтической традиции и проблематика его изучения
Прежде чем обратиться к проблематике изучения внеигрового фольклора, кратко рассмотрим историю его собирания, не ставя перед собой вследствие ограниченного объема работы задачу сколько-нибудь детального обзора, а только наметив периодизацию, совпадающую с периодизацией изучения детского фольклора. Произведения, которые можно отнести к внеигровому фольклору, входят в общие записи и публикации детского фольклора наряду с произведениями других жанров, подчиняясь тем представлениям о дифферен-цированности всего детского репертуара, которые существовали в каждый период. Следовательно, история собирания внеигрового фольклора неразрывно связана с историей собирания детского фольклора вообще.
История собирания детского фольклора, насчитывающая более 150 лет, может быть разделена на три периода:
I. Дореволюционный период, во время которого внимание к этой области общенационального фольклора постоянно росло в связи с актуализацией проблемы воспитания в передовой общественной мысли России и расширением тематики фольклористических и этнографических работ. Наряду с большим количеством цельных и обширных, разрозненных и мелких публикаций (см. список печатных источников) за это время накоплен значительный архивный материал (Архив ГО СССР, фонд П.А.Бессонова в ГИМ, материалы Института Этнографии им.Н.Н.Миклухо-Маклая, РО ИРЛИ), ценность которого как отно - 15 сительно ранних записей детского фольклора чрезвычайно высока, хотя сказывается недостаточно дифференцированный подход к произведениям, отсюда - частое отсутствие возрастных характеристик и указаний на особенности исполнения.
2. Послереволюционный период, в котором особенно выделяются 20-30 гг., когда начинается теоретическое осмысление проблем детского фольклора. В связи с этим ведется целенаправленное и систематическое его собирание под руководством и при активном участии Г.С.Виноградова, О.И.Капицы, Б.М. и Ю.М. Соколовых, А.И.Никифорова, И.В.Карнауховой, А.М.Астаховой, М.П.Красноженовой, Т.М.Ломаченковой и др.
Формирование сюжетно-тематического состава стихотворных жанров внеигрового русского детского фольклора
Для понимания эстетической сущности произведений внеигрового фольклора, его важной роли в общей системе детского фольклора, необходимо представить себе его взаимоотношения с фольклором взрослых, выявив принципы типологического отбора тем, мотивов, сюжетов из всего многообразия художественных ценностей, окружавших ребенка с момента появления на свет. Необходимо точнее представить себе соотношение внеигрового фольклора с другими функциональными подсистемами: обрядовой, игровой, сатирической; определить корпус составных частей текстов, многообразие варьирования и комбинирования которых составляет процесс бытования произведений в детской среде и их конкретного жанрового преломления. Для решения этих задач были привлечены - вследствие жанровой полифункциональности сюжетов, мотивов, образов внеигрового фольклора (фиксируемых в составе обрядовых произведений, колыбельных песен, прибауток, детских песен и приговоров, считалок, дразнилок) - варианты текстов вне зависимости от их жанровой реализации. Сопоставление разножанровых вариантов помогло представить процесс формирования сюжетно-тематического состава стихотворных жанров внеигрового фольклора во всей сложности межжанровых переходов сюжетов и мотивов, выступающих как самостоятельно, так и в качестве составных частей более крупных образований, вырастающих в логическое и художественное единство. В результате такого сопоставления и удалось выявить определенное количество (204) сюжетно-тематических единиц внеигрового фольклора, что позволило среди бессмыслицы, фантастических и нелепых нагромождений детских произведений раз - глядеть закономерности их происхождения, развития и эстетически значимой для детей сущности.
Сюжетно-тематические единицы внеигрового фольклора, ввиду сложности ассимилятивных процессов освоения фольклорной традиции детьми и для нужд детей, представлены текстами разной степени сюжетной организованности. Это могут быть мотивы, сюжетные эпизоды, ситуации, небольшие сюжеты.
Мотивом считается семантическое и композиционное целое, представляющее собой простейшую единицу сюжетного повествования, композиционная целостность которой обеспечивается синтаксической завершенностью стиха или группы стихов и рифмой. Структура мотива выступает как соотношение субъекта действия (персонажа), действия (образного предиката) и объекта действия (ІЗ, 142-146) . Это определение соответствует значению латинского словаы то see"-"двигаю" и жизненной логике субъектно-объектных отношений, отражаемых художественным произведением.
Важнейшие отличительные черты произведений внеигрового фольклора и особенности детского восприятия
Анализ сюжетно-тематического состава внеигрового фольклора показал специфику его взаимоотношений с фольклором взрослых и другими функциональными группами детского фольклора в плане диахронического развития. В этой главе стоит задача анализа художественной специфики стихотворных жанров внеигрового фольклора в связи с особенностями развивающегося детского восприятия, то есть в плане синхронных отношений жанров внеигрового фольклора с другими функциональными объединениями и определения его специфической роли по сравнению с функциями обрядовых, игровых и сатирических жанров.
Работы по теории фольклора и литературы, изучение Г.С.Виноградовым, О.И.Капицей, Э.С.Литвин, М.Н.Мельниковым (176; 192; 205; 225; 228; 230) художественных особенностей детского фольклора с учетом закономерностей детского миропонимания, исследования педагогов и психологов дают возможность определить роль внеигровых жанров в эстетической системе детского фольклора. Работы О.И.Капицы и М.Н.Мельникова, А.Н.Мартыновой (223) показали, как связаны жанры колыбельных песен, пестушек и потешек с особенностями детской психики и быта, как народная педагогика веками вырабатывала адекватные детскому восприятию формы общения через художественное слово. Г.С.Виноградов дал филологический анализ жанра считалок в контексте этнографических особенностей и социально-психологических взаимоотношений членов детского коллектива. В меньшей степени вопрос психологической обусловленности художественной специфики исследован на материале прибауток, детских песен, приговоров, хотя они заслуживают особенного внимания, так как представляют собой первые в процессе развития ребенка произведения, не связанные в такой мере, как колыбельные песни, пестушки и потешки, с бытовыми и игровыми функциями, реализованными с учетом психических особенностей раннего возраста; со специфическими ведущими бытовыми и игровыми задачами обрядовых, игровых и сатирических жанров, актуальных в старшем возрасте.