Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ногайский героический эпос : способы эпического изображения героев Сикалиев Ашим Имаммаземович

Ногайский героический эпос : способы эпического изображения героев
<
Ногайский героический эпос : способы эпического изображения героев Ногайский героический эпос : способы эпического изображения героев Ногайский героический эпос : способы эпического изображения героев Ногайский героический эпос : способы эпического изображения героев Ногайский героический эпос : способы эпического изображения героев
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сикалиев Ашим Имаммаземович. Ногайский героический эпос : способы эпического изображения героев : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09 / Сикалиев Ашим Имаммаземович; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т]. - Майкоп, 2008. - 161 с. РГБ ОД, 61:08-10/379

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Общественный строй и эпические традиции ногайцев: нравственные идеалы и художественные образы ногайского героического эпоса 19

1.1. Из истории образования Ногайской орды, ее развития и распада 19

1.2. Общественный строй ногайцев в свете исторических источников 31

1.3. Отражение общественного строя ногайцев в героическом эпосе 32

1.4. Эпические традиции ногайцев: нравственные идеалы и художественные образы героического эпоса 38

Выводы 62

ГЛАВА 2. Способы эпического изображения героев в ногайском эпосе 64

2.1. Эпическая биография героя (Герой и его происхождение) 64

2.2. Рождение и детство 74

2.3. Способы изображения поступков :

1) портретная характеристика героев 79

2) богатырский конь и вооружение героя 86

3) боевые эпизоды 98

2.4. Основные конфликты 113

2.5. Поэтический стиль эпоса 126

Выводы 143

Заключение 145

Список использованной литературы 152

Введение к работе

Актуальность темы Обострившийся интерес к национально -традиционным формам народного искусства обусловливает актуальность задачи углубленного исследования фольклора, в т ч народного эпоса, выявления его специфических свойств

Ногайский эпос в этом плане представляет собой ценнейший материал, нуждающийся в многоаспектном изучении

Между тем ногайская фольклористика до недавнего времени не располагала достаточным опытом в области исследования ногайского героического эпоса

Главной причиной этого, на наш взгляд, являются отсутствие национальных научных кадров и все еще недостаточная работа по сбору материалов, дающих основательное представление о богатстве самобытного ногайского эпоса, отличающегося ценными художественно-эстетическими качествами, имеющего несомненную культурно-историческую значимость

Собранные и изданные в последние десятилетия эпические памятники ногайцев создают благоприятные условия для их всестороннего изучения В то же время, надо подчеркнуть, что ногайский героический эпос как эпос исторический особенно тесно связан со средневековой историей, этнографией и художественной литературой ногайцев Недостаточная изученность этих дисциплин ставит исследователя эпоса ногайцев перед необходимостью параллельного решения многих вопросов, так или иначе связанных с эпосом

Данная диссертация является первым монографическим исследованием по ногайскому героическому эпосу, но в нем учтены достижения национальной науки по его изучению

Цель и задачи исследования Произведения ногайского героического эпоса на основе сравнительного анализа наиболее полных и художественно совершенных вариантов эпических памятников впервые в отечественной фольклористике получают научное истолкование идейно-художественных особенностей ногайского героического эпоса, его социальных и нравственных проблемы

Автор считает необходимым шире и значительнее показать общественный строй ногайцев, его состояние, отразившееся не только в эпосе, но и в исторических источниках, осветить классовую борьбу в ногайском обществе XIV-XVII вв

Главной целью работы надо считать исследование способов эпического изображения героев, которые, на наш взгляд, являются одной из серьезных проблем поэтики исследуемого жанра фольклора

Автор ставит следующие задачи

дать характеристику ногайскому обществу XIV-XVII вв , которое создало ногайский эпос, в т ч героический,

раскрыть нравственные идеалы и художественные образы героического эпоса,

определить основные темы, разрабатываемые ногайским героическим эпосом в целом, его идейную направленность, особенности характера главных героев поэм, их социальное происхождение,

выяснить способы и методы создания художественных образов эпических героев,

определить сущность и виды конфликта, как эстетической категории, применительно к данному жанру национального фольклора,

выявить некоторые особенности поэтического стиля ногайского героического эпоса

Методология работы определяется самим материалом исследования предполагает системно-сопоставительный анализ ногайских героических дестанов и их вариантов

При написании диссертации автор руководствовался фундаментальными трудами ведущих отечественных фольклористов-эпосоведов Ч Валиханова, П Фалева, В Жирмунского, X Короглы, X Зарифова, М Ауэзова, В Проппа, Б Путилова, Е Мелетинского, А Аджиева, А Алиевой и др

Предмет исследования Предметом исследования явились произведения ногайского героического эпоса (эпические поэмы «Ахмет, сын Айсула», «Копланлы-батыр», «Эдиге», «Мамай, «Эр Таргыл», «Шора батыр», «Сорок ногайских богатырей», «Адиль-Солтан», «Эр Косай»), записанные самим диссертантом непосредственно у ногай-

ских певцов Северного Кавказа в живом исполнении, а также использованы некоторые записи А -X Джанибекова и М -Э Османова

Научная новизна исследования Работа является первой попыткой монографического изучения ногайского героического эпоса

Научная новизна обусловлена и тем, что автор впервые вводит в научный оборот до него никем не записанные у ногайцев в таком объеме поэмы «Копланлы-батыр», «Мамай», «Шора батыр», «Эр Тар-гыл», «Эр Косай», «Сорок ногайских богатырей», «Эр Шобан»

Большая часть анализируемых поэм не публиковалась, ссылки на них и их цитирование делаются впервые

Практическая значимость диссертации заключается в следующем

  1. материалы диссертации могут быть использованы и уже используются преподавателями, студентами и учащимися общеобразовательной и высшей школы в качестве учебного пособия по спецкурсу «Устное народное творчество и ногайская литература XIV- начала X X в »,

  2. полученные данные могут быть использованы и уже используются на занятиях по краеведению, на уроках истории и родного языка,

  3. полученные выводы найдут применение при дальнейшем исследовании фольклора, литературы, истории и этнографии ногайцев,

  4. выводы и заключения, а также иллюстративный материал, содержащиеся в настоящем исследовании, могут быть использованы при написании обобщающих работ по фольклору и культуре, в частности, тюркоязычных народов РФ и СНГ

На защиту выносятся следующие положения

ногайское общество в эпоху средневековья, социальные и общественно-политические процессы, в которых родился эпос,

героический эпос ногайцев обладает высоким художественным уровнем, для него доступны анализ общественно-идеологических идей времени и исследование характеров людей, носителей этих идей,

эпос как завершенное, цельное произведение требует исследования его проблем, касающихся структуры, философии, языка и образной системы,

практическое бытование эпоса у народа, эволюция его в зависимости от эпохи, которая каждый раз вносила нечто свое в структуру и содержание эпоса

Апробация диссертации Диссертация обсуждена и одобрена в отделе литературы и фольклора Карачаево-Черкесского ордена «Знак Почета » института гуманитарных исследований Правительства КЧР

Положения диссертации отражены в опубликованной научной монографии «Ногайский героический эпос» (Черкесск КЧИГИ, 1994 -328с На рус яз ), а также в статьях, увидевших свет в научных сборниках (см список публикаций в конце автореферата)

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы

Общественный строй ногайцев в свете исторических источников

Возникновение и расцвет ногайского эпоса тесно связаны с политической историей Ногайской орды, общественной и культурной жизнью ногайского общества в XIV - XVII вв.

Этот период истории ногайского народа собственно и составляет эпическое время поэм.

Говоря о ногайском этносе и генетических связях ногайского языка, Н.А. Баскаков пишет: "Эта ногайская общность известна под названием Ногайской Орды, которая существовала только с XIV в., а до этого входила в более древнюю и обширную кыпчакскую общность, известную под именем Кыпчакского объединения племен... Далее, в глубь веков, кипчаки вместе с кимаками составляли едва ли не основную массу... западнотюркского, а отчасти и восточнотюркского каганата, которые, в свою очередь, были результатом распада империи Хунну, включавшей различные племена и племенные объединения" (16, 82-83).

Формирование ногайского народа в XIII-XIV веках протекало на огромной территории от Иртыша до Дуная, с участием самых различных племен, которые к тому времени прошли многовековой путь политической, общественной и культурной жизни.

Образование ногайского народа и выделение ногайцев как отдельной этнической единицы из общей массы тюркских и тюркизированных племен, обитавших на обширных степных пространствах Евразии, теснейшим образом связано, прежде всего, с историей Золотой орды.

Процесс становления ногайского этноса, как и всякого, был длительным и весьма сложным. В своем развитии этот путь обнаруживает несколько этапов. Общее название народа "ногайцы" и общее название их страны - Ногайская орда - сложилось постепенно.

Первый этап истории ногайских племен связан с деятельностью Золотоор-дынского хана Ногая, от которого ногайцы и получили свое название (43,372).

Возвышение Ногая началось после его удачного похода против улуса Хулагу (Иран) в 1264-1265 гг. В результате похода Ногай нанес поражение Хулагу, после чего он сделался у Берке хана "могущественнейшим мужем.., занял в Орде почти равное с ханами положение" (101, 58). Вскоре он стал во главе всех войск Золотой орды (60, 195).

В течение трех десятилетий Ногай играл в политической жизни Золотой орды весьма крупную роль, иностранные государи принимали его за хана (29, 84). Г.А. Федоров-Давыдов пишет, что на западе, во владениях Ногая создался второй военно-политический центр Золотой орды (129, 72). При этом, как свидетельствуют источники, последний центр был главным. Еще при Менгу-Тимуре и Туда-Менгу Ногай вел самостоятельные внешнеполитические переговоры и устанавливал дипломатические отношения с другими странами от своего имени (129, 73).

Характеризуя деятельность Ногая в Золотой орде, Рукнеддин Бейбарс писал: "Ногай долгое время был правителем царства, неограниченно распоряжавшимся в доме Берке, смещал тех из царей их, кто ему не нравился, и ставил тех, кого он сам выбирал" (124, 110-111).

Такое исключительное положение Ногая в Орде благоприятствовало тому, что наиболее богатые и важные в стратегическом отношении районы Золотой орды оказались в составе личных владений Ногая. Важнейшими торгово-экономическими центрами владений Ногая были Исакчи на реке Дунае (101, 59), устье Дона, земли, "прилегающие к Железным воротам, где находились становища Ногая..." (42, 20). В удел Ногая входили не только причерноморские и предкавказские степи и города с их многочисленным населением. Всесильному временщику принадлежала и часть восточных степей, в частности бассейн Яика (р. Урал) (42,20). Таким образом, Ногаю, обладавшему неограниченной государственной властью в Золотой орде, принадлежали чрезвычайно обширные и богатые земли с многочисленным населением, способным выставить в распоряжение Ногая громадное конное войско.

Так, "из своих владений без особых затруднений Ногай мог выставить до 30 туманов (т.е. 300.000) воинов..." (101, 59).

Это обстоятельство, а также "большие организаторские способности, твердость характера, склонность прибегать к жестоким... и коварным средствам" позволяли Ногаю в течение долгого времени расправляться со всеми своими политическими противниками, свергать и назначать ханов.

В самом конце ХШ века новый хан Золотой орды Токта решил избавиться от своего могущественного соперника Ногая и править ханством самостоятельно. Военные столкновения между ними кончались победой Ногая и бегством хана Токты.

Но в 1300 году в одном из сражений Ногай, к этому времени уже дряхлый старик, потерпел поражение и был убит (29, 87).

Как свидетельствуют источники, поражение Ногая в борьбе с ханом Токтой объясняется переходом степной аристократии, поддерживавшей Ногая в борьбе, на сторону Токты (101, 60-61). Улусные люди Ногая признали над собой власть хана Токты. Как сообщает Рукнеддин Бейбарс, бывшие владения Ногая и его детей были поделены между сыновьям Токта хана - Тукуй-Букой и Ильбасаром, из которых первый... "утвердился в Исакчи, на реке Дунае и на местах, прилегающих к Железным Воротам, где находились становища Ногая, а Ильбасар устроился на реке Лике" (133).

Эпические традиции ногайцев: нравственные идеалы и художественные образы героического эпоса

Сюжет ногайских героических поэм разрабатывает главным образом богатырские подвиги эпического героя; недаром поэмы обычно называются именем главного героя. Главный герой ногайского героического эпоса -баьтир (батыр). Древнейшая форма этого слова - багатыр (усвоена русским языком в форме богатырь). Батыр - постоянный эпитет ногайских богатырей: Копланлы-батыр, Манаша-батыр, Шора-батыр, Камбар-батыр, Арсланай-батыр и т.д. Слово батыр - древнего происхождения: оно зафиксировано в древнетюркских письменных памятниках VII-VIII вв. н.э.

Слово батыр стало со временем распространенным личным именем и бытует как таковое у ногайцев, как и у других народов, и в наше время. Оно является также одним из компонентов сложных личных имен как ногайцев, так и других родственных тюркских народов: Баьтирбек, Баьтир-бай, Баьтирхан, Баьтир-Герей, Аьжи-баьтир, Баьтир-Кожа, Баьтир-Мырза, Баьтир-Казый, Баьтирбий, Баьтир-Али, Баьтир-Вали, Батырай, Кара-Баьтир, Сары-Баьтир и т.д.

Другим постоянным эпитетом к имени героя является слово "эр" (муж, мужчина, мужественный). Формула "эр адам" (человек-мужчина) - является высшей похвалой и в настоящее время. Эпитет эр иногда даже популярнее эпитета батыр. К именам, например, богатырей Таргыл, Кусеп, Шобан, Кок-ше, Сайын прибавляется эпитет эр, а не батыр. Слово эр всегда занимает предпозитивное положение, батыр - постпозитивное.

Менее употребительным, но гораздо более древним эпитетом является алп (силач, богатырь). В пользу этого вывода говорит тот факт, что оно встречается в именах древнейших тюркских князей и племенных вождей (Алп-Тегин, Алп-Арслан). Слово алп (алып) дошло и до наших дней. Среди современных ногайцев можно встретить имена: Алп-Герей, Алп-Солтан, Алп-Казый.

Не менее древним, чем алп, эпитетом к имени героя богатырского эпоса является и слово куба. В некоторых вариантах "Копланлы-батыра" вместо ожидаемого сочетания ногай баьтирлери (ногайские богатыри), иногда встречается ногай кубалары (ногайские богатыри). Так, Эдиге носит и второе имя Кубугул, которое этимологизируется как Куба Огул (сын богатыря). Со словом куба (коба), сохранившимся, как нам думается, до нас со значением богатырь только в ногайском языке, на наш взгляд, связана этимология антропонимов Коплан -Коблан (Куба улан - сын богатыря или сын-богатырь); Копланлы - Кобланлы - Кобланды (Куба уланлы - имеющий сына-богатыря); Кыпшак (Кубашык -маленький богатырь).

Вопрос о происхождении этнонима кыпшак до сих пор не нашел окончательного решения. Персидский историк XIV века Рашид-ад-дин приводит древнее тюркское предание о происхождении антропонима Кыпшак, согласно которому все кипчаки произошли от мальчика, родившегося в дупле большого дерева и поэтому названного кабук (что по-тюркски означает "дерево со сгнившей сердцевиной"). А имя Кипчак является производным от кабук (94, 84).

Я не берусь судить о возможности трансформации кабук в кипчак, но возможность получения новорожденным мальчиком имени Кубашык (маленький богатырь) и трансформация этого имени в Кыбшак мне кажется очевидной. По нашему мнению, со словом же куба, со значением богатырь связана этимология антропонима Кубагуш (Куба гиши - Куба - киши - богатырь-человек) и башкирского термина кубайыр - кобайр. Башкирский фольклорист А.Н. Киреев пишет, что "кубаирами называют эпические поэмы, посвященные прославлению Родины, народа и отдельных богатырей (48, 51).

"Слово коба, - далее пишет А.Н. Киреев, - в тюркоязычной среде употребляется в значении хороший, славный, лучший, достойный хвалы, а йыр -песня, таким образом, кубаир означает песню прославления" (48, 197). Нам кажется, что ногайское значение слова куба-коба ближе к истине. С учетом ногайского значения термин кубайыр, употребляемый башкирами, переводится как "песня богатыря" или "богатырская (героическая) песня", что больше соответствует духу самих кубайыров.

Таким образом, древнейшим ногайским термином, который соответствует древнему общетюркскому алп и более позднему багатыр, является слово куба.

Чтобы подчеркнуть смелость, удаль, силу богатыря в эпосе широко применяются эпитеты йигит (молодцеватый), дели (безумно храбрый), боьке (силач), эрен (лучший воин, удалец), пелван (великан).

Ногайские эпические поэмы воссоздают, как и эпосы других народов, эпическую биографию героя. При этом большое внимание уделяется социальному происхождению главного богатыря, которым часто обусловливаются и поступки богатырей, а нередко даже и его судьба.

Имя отца подавляющего большинства эпических богатырей известно: Айсул - отец Ахмета, Кутлы-Кая - отец Эдиге, Муса - отец Мамая, Алшагыр -отец Орака, Эспар - отец Таргыла, Нарик - отец Шоры, Палван Солтан-Батыр -отец Адиль-Солтана, Ак-Кошкар - отец Кусепа, Коянак - отец Карт-Кожака, Орак - отец Карасая и т.д.

Об иных отцах, кроме имени, поэма не дает никаких сведений. Так, мы ничего не знаем об Эспаре - отце такого известного героя, как Таргыл. Никаких биографических сведений не содержат поэмы и об Ак-Кошкаре - отце Эр Кусепа, о Коянаке - отце богатыря Карт-Кожака.

Биография и деяния ряда отцов богатырей разработаны подробнее. Таковы Айсул, Кутлы-Кая, Нарик, Орак; Айсул, не вьтнеся несправедливости хана Джанибека, с оружием в руках выступает против него, скрывается в труднодоступных местах. А когда подрастает сын, внушает ему ненависть к роду ханов и мурз. Кутлы-Кая, спасаясь от расправы хана Тохтамыша, живет в лесу, приживает от лесной женщины сына Эдиге и отдает его на воспитание табунщику. В некоторых случаях эпос стремится дать более полную родословную героя. Так, например, Эдиге возводит свой род то к мусульманскому святому предку - покровителю ногайских князей (40, 229) Баба-Тукли Шашлы Азиз и лебединой деве, то к охотнику Аншибаю, то арабскому святому Халифу Абубекиру Саддыку. Эпос рассказывает: отца Эдиге звали Кутлы-Кая, деда Бар-Кая, прадеда Бирперие, прапрадеда Аншибай, отца Аншибая - Махмун Керемет. Как пишет академик В.М. Жирмунский "обе родословные Эдиге, ученая, мусульманская и народная, фольклорная (тотемистическое сказание о деве-лебеди) окончательно закрепились в Ногайской орде, где правили потомки Эдиге, которые были непосредственно заинтересованы в прославлении своих предков..." (39, 183).

Способы изображения поступков

Боевые эпизоды в ногайском героическом эпосе занимают весьма важное место. Именно в боях с жестокими недругами народа со всей силой и яркостью проявляются все богатырские качества героев - их доблесть, отвага, преданность трудовому народу.

В боевых сражениях, где батыр, сталкиваясь с вооруженными до зубов могущественными вражескими богатырями, рискует в любую минуту быть убитым, именно здесь, на поле брани, проявляются все моральные, душевные и физические данные богатырей, подтверждаются на практике высказанные ими слова.

В эпосе подчеркивается, что между словами, намерениями людей и их практическим осуществлением - большая разница. Лишь тот истинный народный батыр, у которого слова не расходятся с делами. Старинная ногайская пословица гласит: "Баьтирдинъ айткан угы да, аткан огы да бир болар" ("У батыра сказанное слово-обещание и выпущенная стрела - одно и то же"), "айтылган соьз атылгая ок" ("сказанное слово - выпущенная стрела"). Хвастать может каждый, легко объявить себя богатырем во время пира. Труднее показать себя таким на деле. На этот счет в эпосе говорится: Аьрувмен деп ким айтпас, Кто не скажет "я красив", Аьрувлерди коьргенде, Когда же увидит настоящих красавцев, Бетке багып туралмас. Не поднимет, а опустит глаза. Баьтирмен деп ким айтпас, Кто не скажет "я батыр", Аргы авылдынъ бойында Когда же к соседнему аулу Авыр аьскер келгенде, Подойдет сильное вражеское войско, Бармага намарт шыдамас... Идти сражаться подлая душа не осмелится...

Прославленные богатыри ногайского эпоса Ахмет, Копланлы, Маната, Таргыл, Шора, Камбар и другие с честью выдерживают все испытания, проявляют в боях чудеся храбрости и выдержки. В поэмах "Ахмет, сын Айсула", "Копланлы батыр", "Эр Таргыл", "Мамай", "Адиль Солтан" и других происходят кровопролитные массовые сражения. Описание боя, как и описание красоты коня и скачки, является одним из ярких, эмоциональных мест эпоса. Боевые эпизоды в эпических произведениях, описывающие вооруженную схватку эпических героев с противниками, являются ответственейшим эпизодом в жизни народных богатырей, ибо здесь решается не только их судьба, но и судьба всего ногайского народа. Таким образом, бой является кульминационным моментом сюжета богатырских поэм. Эпизоды боя хорошо разработаны и имеют в какой-то степени общую для всех поэм схему и раз и навсегда установленную традицию. Все это заставляет думать, что бой эпического героя с врагом является одним из древнейших в эпосе.

В произведениях ногайского эпоса описываются обычно либо поединки между главнейшими богатырями, либо массовые сражения двух войск. Массовым битвам предшествует поединок. От исхода поединка во многом зависит исход всего сражения, так как каждый из двух участников поединка, будучи частицей целого войска, является носителем всех боевых качеств и образцом своего войска. Но тут нужно оговориться. Не всегда поединок (единоборство) героев представляет из себя бой в прямом смысле слова с применением оружия. По своему характеру богатырские подвиги главных героев ногайского эпоса легко разбиваются на три основные группы: 1. Борьба героя за невесту или героическое сватовство. 2. Борьба героя с представителями эксплуататорского класса (хан, мурза, бай) за честь и интересы простого народа. 3. Борьба героя с внешними врагами за жизнь и независимость всего народа.

При этом необходимо сказать, что в ногайском богатырском эпосе вышеназванные разновидности подвигов очень редко встречаются в чистом, изолированном виде, а выступают во взаимосвязи, переплетаясь друг с другом. Приведем примеры: Богатырь Ахмет люто ненавидит хана Джанибека, притесняющего не только его отца Айсула, но и других бедняков. Но когда на его родную страну нападает внешний враг, он вместе со всеми выступает на ее защиту, иначе говоря - перед лицом внешней опасности он спасает хана от гибели. Но когда внешняя опасность миновала, Ахмет выступает против того же хана, за его несправедливость и лживость, борется за свою возлюбленную Шаарбек.

Копланлы батыр собирает силы для борьбы с жестоким и коварным ханом Алшангиром, уходит в другое ногайское ханство. Но когда последнее подвергается нападению персов, Копланлы без колебания выходит на защиту ногайской земли, независимо от того, под властью какого ногайского хана она находится.

Таргыл, полюбив красавицу Ак-Юнус, дочь хана Акшахана, бежит с нею в другие края. Из-за нее он вступает в единоборство с богатырем Карт-Кожаком. Возмущенный высокомерным отношением хана Кандаза к себе и простым людям, Таргыл готовится расправиться с ним или уйти в другие края. Но когда в это время на страну нагрянули джунгары, герой уже не в силах оставить народ без защиты и, забыв личную обиду, выступает против общего врага.

В первом случае, когда некоторые подвиги героя связаны с борьбой за невесту, поединок имеет две формы - либо богатырские состязания за невесту, либо богатырский бой за невесту. Состязаний, как правило, бывают три: стрельба, демонстрация храбрости и игра в шахматы. Наиболее типичными для первой группы являются брачные состязания Ахмета ("Ахмет, сын Айсула") со своим соперником, претендующим на ту же девушку. Мотивы героического сватовства в ногайском героическом эпосе, в отличие от лирических дестанов ногайцев, встречаются редко. Подвиги или состязания, связанные с борьбой за невесту, имеют место только в поэмах "Ахмет, сын Айсула" и "Эр Косай".

Основные конфликты

Как уже сказано во введении, ногайский героический эпос существует в виде многочисленных отдельных поэм, сюжетно совершенно не связанных друг с другом. Они и по сей день в народе называются "баьтир йырлары" ("богатырские поэмы"), а лиро-эпические поэмы - "ашыклык дестанлары" ("лирические дестаны").

Объем каждой поэмы колеблется от 15 до 80 машинописных страниц в стихах с прозаическими вставками. Как правило, каждая поэма называется именем ее центрального положительного героя. В ногайском эпосе, как в героическом, так и в лирическом, нет ни одного произведения, которое бы носило имя отрицательного героя.

Следует заметить, что, если в названиях многих ногайских лирических дестанов наравне с именами героев приводятся имена героинь ("Козы-Корпеш и Баян-Слу", "Толеген и Кыз-Йибек", "Тахир и Зухра"), то героические поэмы называются только именами героев.

Ногайские героические поэмы отличаются многослойностью сюжета, противопоставлением не двух, а целого ряда лиц. В каждой поэме кроме главных героев много еще и второстепенных действующих лиц, кроме основных, стержневых тем и конфликтов, немало и побочных.

Такие поэмы как "Эдиге", "Мусахан". "Мамай", "Дели Агыс", "Карасай-Казы" поражают многочисленностью действующих лиц. Как было сказано выше, в эпосе много личных имен, родовых, племенных, этнических названий, топонимов и гидронимов, существовавших и существующих в реальной действительности.

Героические поэмы ногайцев, как и произведения, например, южно- и восточнославянской эпики, не являются осколками одной эпопеи. Это вполне самостоятельные и законченные произведения. Каждая из них, значительно уступая по объему таким известным эпопеям, как узбекский "Алпамыш", азербайджанский "Кер-оглы", якутский "Олонхо", а тем более киргизский "Манас", ногайские поэмы в судьбе народа-творца играли такую же роль, что и вышеназванные шедевры эпики. В процессе многовекового бытования не произошло слияния многочисленных произведений ногайского эпоса в одну эпопею.

Одна из главных причин, на наш взгляд, заключается в том, что в ногайском обществе в эпическом творчестве чрезвычайно сильны были реалистические традиции, бережное отношение сказителей к поэтической истории родного народа. Нельзя перерабатывать старый эпос, где навечно запечатлены живые образы дорогих для народа людей, которые и после смерти продолжают жить вместе с теми, чьих предков они защищали. Ведь для всех групп ногайцев XVIII-XIX вв., бедствующих и оторванных друг от друга, потерявших свою государственность, воспоминания о былом единстве, о героическом прошлом создавало иллюзию процветания. Эпос был для них памятью о "лучших" временах. Ведь эпос, особенно героический, в духовной жизни народа играет особую роль. Н.И. Кравцов приводит суждение на этот счет югославского фольклориста B.C. Караджича: "Караджич хорошо уточнил различие между лирическими песнями и песнями эпическими: первые поют о себе и для себя, для личного удовлетворения или личной душевной потребности, вторые - о народных героях для слушателей, для публики, из общих потребностей и интересов" (59, 102). Другая причина видится в самой этой разобщенности ногайских княжеств в XVII-XVIII вв., в наличии постоянных междоусобных войн. Короче - в преобладании центробежных тенденций над центроустремительными в политической жизни ногайцев.

Тем не менее попытки циклизации поэм были, как были и попытки к новому объединению ногайцев в одно государство. Об этом свидетельствует свод поэм "Сорок ногайских богатырей" ("Ногайдынъ кырк баьтири"), который, судя по многочисленным ногайским преданиям, исполнялся целый месяц. С уходом в Турцию сотен тысяч ногайцев в XVIII-XIX вв. полный вариант этого свода утерян. Судя по казахскому варианту этого свода, записанного только от певца Муруна Сенгирбаева (объем 45 тыс. стихов), свод составлен по генеалогическому принципу, не представляет одно цельное произведение и легко распадается на отдельные поэмы.

Произведения ногайского героического эпоса дошли до нас в целом ряде вариантов и в исполнении многих певцов-йырау. Несмотря на обширность регионов бытования ногайского эпоса и относительную изолированность их друг от друга, поэтический стиль и стихотворные тексты обнаруживают поразительные совпадения, что является свидетельством давней канонизации их.

"В эпосе, особенно на стадии его развития как эпоса исторического, каким являются былины, - пишет Ф.М. Селиванов, - образ человека, могущественного и независимого от сверхъестественных сил, стоит в центре внимания" (104, 193). Эти слова можно отнести и к ногайским эпическим героям, которые живут и действуют в реальном человеческом обществе и ради свободы и счастья людей. Они не только свободны от сверхъестественных сил, они хотят быть свободными и сделать свободными всех своих братьев по классу и от вполне земных социальных угнетателей. Тому свидетельством борьба Ахмета против хана и его сановников, представителей духовенства ("йылан шалма моллалар" - "змееголовые муллы"), борьба Копланлы с Ал-шангиром и грабителем Кобекли и т.д.

Известно, что в силу традиции и существующих условий, в странах Западной Европы народные движения за социальную свободу облачались в религиозную оболочку. А ногайские массы отказывались и от этого. В ногайском фольклоре ощутима антиклерикальная струя. Каракалпакский фольклорист К.М. Максетов писал: "Характерная особенность каракалпакских деста-нов... в том, что они начинаются не посвящением богу и пророкам, как большинство памятников средневековой литературы, а описанием жизни и истории народа" (66, 10).

Эти строки характеризуют и ногайские эпические поэмы. Развитие реалистических средств и приемов в эпической традиции ногайцев связывалось, прежде всего, с изображением человеческой личности, а не быта. Не описания быта и богатства важно для ногайского эпоса, а изображение благородных качеств не просто человека, а человека труда. Как уже было сказано выше, именно с социальными низами связывает ногайский эпос благородные чувства: патриотизм, интернационализм, щедрость и гостеприимство, богатырство и мужество, в борьбе даже с внешним врагом.

Композиционное строение ногайских героических поэм, связанное с сюжетным построением народных сказок лишь по части "авторской" характеристики героев, существенным образом отличается от сказок во всем остальном. Приемы создания эпических образов гораздо богаче, художественно совершеннее, чем в сказке. Для композиции ногайских поэм характерно развертывание действия в биографическом плане. А биография же каждого героя складывается из целой цепи подвигов и, естественно, делится на более или менее самостоятельные эпизоды. Поэтому описание композиции произведений наиболее удобно вести через эпизоды. Ф.М. Селиванов дает характерные признаки былинных эпизодов, совпадающие с эпизодами ногайских поэм: "Признаки эпизода: относительная завершенность конкретного звена целостного события; действие протекает в одном месте и непрерывно во времени; переход к другому эпизоду сопровождается перемещением персонажей и более или менее заметным разрывом с предшествующим отрезком времени; если перемещение служит предметом изображения, оно образует самостоятельный эпизод. Эпизоды могут объединить в себе ряд сцен, образуемых, как правило, появлением новых персонажей или новых объектов интереса главных действующих лиц" (105, 81).

Похожие диссертации на Ногайский героический эпос : способы эпического изображения героев