Введение к работе
Актуальность темы и научная новизна работы
Развитие гуманитарного знания последних десятилетий отмечается повышенным интересом учёных к мировоззренческим понятиям - «ключевым терминам культуры», «ключевым словам», «культурным концептам» - таким, как истина, судьба, вера, чистота и др , анализ которых в конечном итоге служит цели познания человечеством самого себя Категория греха, будучи одним из основных понятий христианского вероучения, принадлежит ядерной зоне культуры в целом, обладает особым этнокультурным наполнением, актуализируется при осмыслении судьбы индивида, народа, человечества (что отражено в публицистических и философских работах2, художественной литературе, фольклорных произведениях), присутствует в обыденном сознании (ср «от греха подальше», «как на грех», «грех водится») В народной культуре 'грех', вбирая в себя мифологические и христианские представления, является важнейшей составляющей традиционной картины мира и находится в центре изображения в ряде фольклорных жанров, объединяя их тематически и функционально
На фольклорном материале отдельные аспекты категории греха рассматривались учеными разных научных направлений в связи с вопросами о народном православии3, изучением специфики некоторых фольклорных жанров, сюжетно-тематических групп текстов и описанием их содержательной стороны и ценностных установок духовных стихов , рассказов об обмираниях5, сюжетов о искушении6, о наказании за святотатство7 и др Концепт греха стал предметом научной конференции , в ходе которой был рассмотрен целый спектр значений - языковых, гносеологических, догматических, фольклорно-мифологических, - вкладываемых в 'грех' носителями славянской и еврейской книжной и народной традиций
Никитина С Е Представления об истине в русских конфессиональных культурах // Логический анализ языка истина и истинность в культуре и языке М, 1995 Постовапова В И Судьба как ключевое слово культуры и его толкование А Ф Лосевым (фрагмент типологии миропонимании) // Понятие судьбы в контексте разных культур М.1994 ЧернейкоЛ О, Долтский В А Имя судьба как объект концептуального анализа//Вестник МГУ Сер Филология №6 М, 1996 Яковлева Е С О концепте чистоты в современном русском языковом сознании и в исторической перспективе // Логический анализ языка языки этики М,2000идр
2 Федотов Г П О национальном покаянии // Федотов Г П Судьба и грехи России М > 2005 С 313-330
3 Патент А А Народное православие Спб,1998
4 Федотов Г Стихи духовные Русская народная вера по духовным стихам М, 1991, Никитина С Е Устная
народная культура и языковое сознание М,1993 С 141-151
5 Толстые Н И и С М О жанре «обмираний» (посещения того света) // Вторичные моделируюшие
системы Тарту, \979,Лурье М Л ТарабукинаА В Странствия души по тому свету в русских обмираниях
//Живаястарина. 1994 №2 С 22-26
6 Алпатов С В Повествовательная структура легенды (книжные источники и поэтика фольклорных
сюжетов об искушении) Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
М ,1998
7 Добровольская В Е Несказочная проза о разрушении церквей // Русский фольклор Материалы и
исследования Вып XXX СПб,1999 С 500-512
8 Конференция состоялась в Институте славяноведения Российской Академии наук (1999 г), итогом ее стал
сборник статей Кондепт греха в славянской и еврейской культурной традиции М, 2000
В настоящей диссертации категория греха рассмотрена как сложноорганизованный концепт, что дало возможность всесторонне описать художественное воплощение 'греха' выявить заключённые в нём представления, ассоциативные и смысловые связи, которые запечатлены в структурной организации произведений, сюжетных мотивах, системе персонажей, художественных образах, языковых «стереотипах» Концепт греха комплексно исследован в работе посредством анализа характерных особенностей поэтики самих фольклорных произведений Выбор описания сюжетно-композиционной структуры произведений в качестве основного уровня исследования позволил проследить механизмы наращивания текстов, усложнения сюжетного развития, объяснить принципы объединения разножанровых фольклорных форм в процессе их воспроизведения Такой подход обеспечил возможность систематизировать (с точки зрения реализации данного концепта) достаточно большой корпус текстов, различающихся своей жанровой принадлежностью, отображаемыми мировоззренческими системами, ценностными установками и средствами художественной изобразительности
Цели и задачи исследования
Цель настоящей работы - описать особенности реализации концепта 'грех' в структуре фольклорных произведений - малых фольклорных форм, несказочных повествований и их функциональных объединений Для достижения поставленной цели необходимо
- выделить в последовательно рассматриваемых сюжетно-тематических группах
повествований мотивы, их сочетания и комбинации, дающие представление о
составляющих концепта 'грех',
- описать стоящие за этими мотивами представления, восходящие к
мифологической и христианской аксиологическим системам,
систематизировать типы малых фольклорных форм с точки зрения реализации концепта греха,
установить связь текстообразования в малых жанрах и нарративах со степенью усвоения в народной традиции смысловых компонентов христианского понятия 'грех',
описать особенности образного и языкового воплощения концепта 'грех' в фольклорных произведениях,
- системно представить концептуальное поле 'греха', явленное в народной
несказочной прозе
Метод исследования можно определить как синхронно-описательный и классификационный с элементами структурного анализа
Материал исследования.
В работе рассмотрены бессюжетные фольклорные формы (пословицы, поговорки, поверья) и произведения повествовательных жанров несказочного фольклора (былички, легенды, предания), в которых концепт греха реализуется в связи с повседневной нормой поведения - в центре изображения греховные или праведные поступки человека в обыденной жизни, будь то мирянин или старец-аскет, показанный в динамике его духовного пути
Материалом для исследования послужили тексты из классических фольклорных сборников ХГХ-ХХ веков («Сказки и предания Самарского края» Д Н Садовникова, «Северные сказки» Н Е Ончукова, «Народные русские легенды» А Н Афанасьева, «Сборник великорусских сказок архива РГО» А М Смирного) и сборников последних десятилетий («Народная проза» С Н Азбелева, «Предания Русского Севера» Н А Криничной, «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири» В П Зиновьева, «Мифологические рассказы и легенды Русского Севера» О А Черепановой) Использовались сборники пословиц и поговорок И М Снегирева, В И Даля, М А Рыбниковой Значительный корпус текстов составили ранее не привлекавшиеся для анализа экспедиционные записи конца XX столетия из архива кафедры фольклора МГУ и публикации полевых материалов, представленные в сборниках и отдельных статьях
Практическая ценность
В научный оборот введен значительный массив неопубликованных экспедиционных записей из архива кафедры фольклора МГУ
Основные положения диссертации и её материалы могут быть включены в спецкурсы по фольклору В Приложении к работе в форме систематизирующих таблиц представлен целый ряд данных, которые могут быть использованы в научных исследованиях по проблемам поэтики и сюжетики повествовательных жанров и при камеральной обработке материалов
Апробация работы
Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русского устного народного творчества МГУ имени М В Ломоносова С докладами по теме диссертации автор выступал на международных научных конференциях «Наука о фольклоре сегодня междисциплинарные взаимодействия» (МГУ, 1997), «Типология фольклорной традиции Актуальные проблемы полевой фольклористики» (МГУ, 1999) и на Ломоносовских
чтениях (МГУ, 2001) Основные положения работы изложены в статьях и тезисах докладов, список которых представлен в конце автореферата.