Введение к работе
Актуальность исследования. Изучение идейно-тематического богатства, историзма, художественности и типологии даргинских преданий и легенд имеет актуальное значение для осмысления всего фольклора одного из крупных народов Дагестана. В историко-художественной летописи этноса отобразились борьба народа против внешних врагов, образ жизни, быт, нравы поколений и богатые эстетические традиции сложения жанров несказочной прозы. Не случайно Дагестан называют Страной гор, преданий и легенд. Даргинцы, как и другие народы Дагестана, имеют богатую трагическими и героическими событиями историю, которая в художественной форме запечатлелась как в исторических песнях, притчах, паремиях, сказаниях, анекдотах, так и в преданиях и легендах, которые веками сочинялись на основе реальных событий и передавались из поколения в поколение, насыщаясь новыми сюжетными мотивами и средствами поэтики.
Исследование преданий и легенд даргинцев посредством системного подхода и внутрисистемных отношений, а также богатого аутентичного материала методами сравнительного и типологического анализа позволит нам вскрыть многообразие форм и путей сложения данных жанров в этнической устной традиции, что дает возможность оценить талант сказителей, художественный уровень сохранившихся до сих пор в бытовании текстов и показать способы народного эстетического осмысления героико-исторической и бытовой действительности. Немалый научный интерес представляют процесс эволюции этнических эпических традиций в несказочной прозе в течение сотен лет, а также роль популярных в дагестанском региональном фольклоре сюжетных мотивов в обогащении даргинских преданий и легенд.
Степень разработанности проблемы. Хотя в фольклористике исследованию жанров преданий и легенд посвящены изыскания С.Н. Азбелева, К.В. Чистова, В.К. Соколовой, Г.А. Левинтона, Ш.Х. Хута, Н.А. Криничной и др., но в дагестанской науке до последнего времени были представлены лишь отдельные статьи в различных изданиях и в сборнике «Дагестанская народная проза» (1982 г.), в работе М.Р. Халидовой «Несказочная проза» в коллективном труде «Традиционный фольклор народов Дагестана» (1991 г.), ее же фундаментальной монографии «Мифологический и исторический эпос народов Дагестана» (1992 г.), исследовании «Мифологическая проза кумыков. Исследование и тексты» И.А. Халипаевой и др. Примечательно, что в последние десятилетия выпущены обобщающие труды по жанрам дагестанского фольклора: Ф.О. Абакаровой, Ф.А. Алиевой, А.М. Ганиевой, Х.М. Халилова, М.Р. Халидовой, А.М. Аджиева, М.М. Курбанова, где разделы или же главы посвящены изучению преданий и легенд несказочной прозы. Значительным достижением дагестанской фольклористики является выход в свет монографии Ф.А.Алиевой «Взаимосвязи жанров устной прозы в фольклоре народов Дагестана» исследующей на профессиональном уровне межжанровые взаимосвязи и взаимовлияния как целостное явление в сказочной и несказочной прозе Дагестана.
Одним из ярких собирателей сокровищ даргинского фольклора является профессор Р.М. Магомедов, который более 60 лет, записывал и издавал устные произведения горцев. Его публикации насыщены богатым фольклорным, этнографическими материалами, а также содержат оценку историка, что, несомненно, важно при определении историзма и художественности даргинских текстов.
Особая роль в публикации и изучении образцов культуры даргинцев принадлежит также в. н. с. Института ИАЭ ДНЦ РАН, профессору Б.Г. Алиеву, собирателю преданий и легенд народа, который более сорока лет записывал материал и издал сб. «Предания, памятники и исторические зарисовки о Дагестане» (1988г.), «Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей (Источники, предания, легенды, героико-исторические песни)» (2002 г.) и ряд др. публикаций, где фольклорный материал рассматривается с позиции его историзма.
Большую роль в собирании и изучении даргинских преданий и легенд помимо указанных выше исследователей сыграли Л.И. Жирков, У.Б. Далгат, А.А. Алиханова, Курбанов М-З.Ю., Хасбулатов Х.М., Вагидов А.М., Юсупов Х.А., Муталимов М.А. и др., которые в той или иной степени пытались сохранить эти сокровища путем публикаций на русском или даргинском языках и дать им соответствующую историческую или филологическую оценку при постановке иных научно-исследовательских целей и задач. В связи с тем, что даргинские предания и легенды находятся лишь на начальном этапе изучения, эта работа является первой попыткой монографического исследования данных жанров с привлечением всех возможных текстов.
Цели и задачи исследования. Цель работы – изучение даргинских преданий и легенд как жанров несказочной прозы, их природы, специфики, историзма, художественности, идейно-тематического многообразия, генетических и типологических связей. Многоаспектность проблематики обусловливает решение следующих задач:
– исследовать предания и легенды с позиции этнической специфики, идейной направленности и поэтики;
– выявить историко-культурные, социальные и бытовые причины генезиса текстов и их межжанровые связи;
– определить роль традиционных международных сюжетных мотивов, «общих мест» и клише в художественном обогащении текстов и формировании вариантов преданий и легенд;
– выявить историзм текстов и подтвердить его арабскими, и отечественными источниками;
– проследить процесс демифологизации некоторых преданий и легенд, потери ими архаических мотивов в сюжетах позднего происхождения;
–определить типологию общеэпических традиций на базе даргинских текстов, изучить социальный характер бытовых и религиозных сюжетов.
– выявить причины циклизации героико-исторических сюжетов и фольклорной идеализации персонажей.
Объект исследования – несказочная проза даргинцев.
Предметом исследования являются более ста шестидесяти текстов преданий и легенд даргинцев, записанных путешественниками, местными арабистами, фольклористами, историками, этнографами, лингвистами, поэтами, студентами Даггоспедуниверситета, Даггосуниверситета, опубликованных в различных сборниках, трудах и хранящихся в рукописных фондах Института ЯЛИ ДНЦ РАН, Студенческой фольклорной лаборатории ДГПУ, НИИФЛИ им. А.Ф. Назаревича ДГУ. Большая часть текстов записана нами в пяти районах и городах Дагестана в 2006-2009 гг. и в научный оборот вводится впервые.
Методологической и теоретической основой работы являются труды ведущих фольклористов, литературоведов и историков. Изучение текстов велось в рамках сравнительно-исторического, типологического и аналитического методов на базе работ А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, В.М. Жирмунского, Б.Н. Путилова, С.Н. Азбелева, В.К. Соколовой, С.А. Токарева, В.М. Гацака, У.Б.Далгат, Н.А. Криничной и др. Автор опирается и на труды дагестанских исследователей: академика Г.Г. Гамзатова, историков Р.М. Магомедова, Б.Г. Алиева, фольклористов А.А. Ахлакова, Х.М. Халилова, М.Р. Халидовой, А.М. Аджиева, А.М. Вагидова, Ф.О. Абакаровой, Ф.А. Алиевой, А.М. Ганиевой, М.М. Курбанова и других.
Основные выводы и положения, выносимые на защиту:
– предания и легенды даргинцев являются самобытными жанрами, отобразившими в художественной форме разноуровневые историко-культурные и бытовые события этноса с установкой на достоверность;
– мифологические предания даргинцев о превращении людей в антропоморфные и зооморфные каменные изваяния и другие объекты природы путем заклинаний отобразили древнейший уровень мировоззрения этноса;
– героико-историческая и патриотическая тематика преданий и легенд является превалирующей в прозаическом фольклоре даргинцев;
– для исторических преданий характерна выборочность героев, их поэтическая идеализация, циклизация текстов касается населенных пунктов, герои которых воспевались в фольклоре;
– даргинские тексты веками обогащались международными эпическими мотивами, «общими местами», клише, типологически сходными с региональной поэтикой несказочной прозы, что говорит о развитых эстетических традициях и творческих связях;
– ведущими сюжетообразующими мотивами в устной традиции даргинцев являются мотивы героики и предательства, в эволюционном процессе жанров наблюдается демифологизация героев под влиянием действительности;
– социально-бытовые и религиозные предания и легенды представляют собой ценнейший историко-этнографический материал о жизни, быте, нравах и уровне эстетического мышления древнего этноса.
Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой первое в дагестанской фольклористике специальное монографическое исследование даргинских преданий и легенд. Диссертация построена на анализе большого аутентичного материала (168 текстов), представляющего как опубликованные и хранящиеся в различных архивах тексты, так и полевые записи (более 60 текстов), вводимые в научный оборот впервые. Работа позволяет заключить, что предания и легенды даргинцев – это своеобразная летопись народа, в которой в художественной форме отобразились нелегкая жизнь этноса, его борьба за независимость против внешних врагов в V11–Х1Х вв., история, быт, нравы и богатые этноэпические традиции сложения устных сокровищ.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что работа вносит определенный вклад в развитие российской науки, обогащая типологическую теорию фольклористики. Основные положения и выводы могут быть использованы при разработке пособий по фольклору народов Дагестана, составлении свода «Памятники фольклора народов Дагестана», обобщающих трудов по фольклористике, а также спецкурсов по филологии и культурологии для вузов. Материалы диссертации будут полезными в патриотическом и толерантном воспитании молодежи.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры литературы Даггоспедуниверситета. Основное содержание работы отражено в 5 публикациях, опубликованных в различных сборниках научных работ. Одна статья опубликована в ведущем рецензируемом научном журнале, рекомендованном ВАК РФ (Вестник Ставропольского государственного университета. Вып. 66 (1). Ставрополь, 2010).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии. Объем – 159 с.