Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде : Виды, типы, поэтическая образность Дамбаева Арюна Нарановна

Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде : Виды, типы, поэтическая образность
<
Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде : Виды, типы, поэтическая образность Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде : Виды, типы, поэтическая образность Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде : Виды, типы, поэтическая образность Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде : Виды, типы, поэтическая образность Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде : Виды, типы, поэтическая образность Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде : Виды, типы, поэтическая образность Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде : Виды, типы, поэтическая образность Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде : Виды, типы, поэтическая образность Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде : Виды, типы, поэтическая образность Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде : Виды, типы, поэтическая образность Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде : Виды, типы, поэтическая образность Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде : Виды, типы, поэтическая образность
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дамбаева Арюна Нарановна. Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде : Виды, типы, поэтическая образность : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09.- Улан-Удэ, 2003.- 138 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-10/1336-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Эпический конфликт в гэсэриаде 15

1. Методологическое и теоретическое обоснование предпринятого исследования 15

2. Первопричинный конфликт в бурятской гэсэриаде 29

3. Идейно-тематическая, структурная и типологическая сущность эпического конфликта в бурятской гэсэриаде 39

ГЛАВА II. Культовые, шаманские и буддийские элементы в бурятской гэсэриаде: противопоставления и оппозиции 54

1. Культовые, шаманские элементы в героическом эпосе о гэсэре 54

2. Буддийские напластования в гэсэриаде 68

ГЛАВА III. Использование в эпосе "гэсэр" некоторых стилистических средств бурятского языка при создании эпической образностиконждикга 80

1. Параллелизм как средство поэтического отображения конфликта 80

2. Метафорические иносказательные средства выражения противопоставления в гэсэриаде 95

3. Антитеза как средство образного противопоставления 109

Заключение 124

Библиография 128

Введение к работе

Настоящая работа посвящена исследованию эпического конфликта, первопричинной коллизии в бурятской Гэсэриаде, выявлению конфликтных мотивов сюжета, предмета и типов конфликта, а также способов их разрешения.

Современные буряты глубоко уважают и ценят художественные и духовные ценности прошлого, созданные их предками. Героический эпос "Гэсэр" является уникальным памятником духовной культуры бурят и притягивает к себе пристальное внимание ученых.

Однако в ходе изучения "Гэсэра" случались подъемы и спады. Столкновение мнений относительно Гэсэриады хорошо отражено в статье Б.В. Базарова "Судьба Гэсэра" [Базаров, 1989]. Он пишет, что все началось с того, что в 1940 году было бурное обсуждение того, какое произведение бурятского народа достойно представлять устный фольклор бурят в первую очередь. Выбор пал в пользу "Гэсэра". С тех пор началось "усыпанное шипами" шествие "Гэсэра" к широкому читателю.

Стоит упомянуть факт, что первым критиком эпоса о Гэсэре был в свое время Сумба хамбо Дорждашийн Ишбалжир (1704-1788гг.), монах из Гонлунского монастыря, вышедший из района Кукунора. В.Э.Раднаев по этому поводу пишет: "Его суждения имеют определенное значение для истории монгольской литературы и критики... По его мнению, это произведение представляет собой преувеличенное еретическое творение. Сумба-хамбо хорошо знал монгольский фольклор и литературу, строго критически относился к сведениям легенд и преданий, стремился оценивать с точки зрения исторических данных. Впервые в монгольской литературе Сумба-хамбо определил "Гэсэриаду" как светское произведение, не имеющее никакого отношения к духовной (религиозной) литературе. И такое резко отрицательное мнение Сумба-хамбы можно

понять, т.к. "Гэсэриада" в известной степени противостояла идеологии буддизма" [Раднаев, с. 178].

Б.В. Базаров в своей статье упоминает процессы, имевшие место в советское послевоенное время, которые "не могут уложиться в нашем сознании своими масштабами и особенно негативными последствиями для духовной культуры больших и малых народов" [Базаров, с.78]. Тогда понимание самых простых общечеловеческих истин и ценностей сильно искажалось. Героический эпос было принято считать феодально-ханским, не народным. В соответствии с этим резкой критике подверглись узбекский "Алпамыш", огузский "Китаб-и дэдэ Коркут", киргизский "Манас", татарский эпос об Идигее, бурятский "Гэсэр". Гонениям подверглись писатели, ученые-фольклористы, изучающие "Гэсэр".

К счастью, это недоразумение, навеянное временем, вскоре разрешилось благополучно для "Гэсэра" и справедливость восторжествовала. С тех пор "Гэсэр" признан уникальным ценным культурным наследием бурятского народа, а о Гэсэре - истинном защитнике народа слагают песни, пишут стихи, рисуют полотна.

Мы должны быть благодарны ученым и собирателям, на чью долю выпали тяжелые времена уже только за то, что им удалось собрать и записать бесценный материал о "Гэсэре".

Итак, как справедливо отмечает Б.В. Базаров, «Судьба "Гэсэра" показательна и с точки зрения общеисторического видения событий, и с точки зрения необходимости извлечения уроков из прошлого" [Базаров, с.77] и, учитывая все эти моменты, следует продолжать изучение эпоса, он, бесспорно, представляет богатейший материал для научного исследования.

Прежде чем перейти к основной теме работы, мы обратимся к общей проблеме конфликта, что позволит более четко прояснить главную проблему исследования, ее актуальность.

Рассмотрение проблемы конфликта вообще, а не только в рамках художественного произведения, каковым является эпос, подразумевает не

свод уже проработанных решений и систему знаний, а скорее своеобразный способ миропонимания. Такой подход является гуманистическим, т.к. в его основе находится человек как разностронняя личность, а не как носитель комплекса рекомендуемых ролей и статусов. "Рассматривать индивида как клеточку в социальной структуре общества, функционально связанную с другими, это одно, а считать его формирующимся проектом, полным внутренних противоречий и постоянно находящимся во внутреннем диалоге с самим собой, это нечто иное" [Кравченко, с.З].

Конфликты - активно развивающаяся новая область познания. Конфликт порой обнажает социальную патологию и показывает путь к решению проблем. В современном мире отсутствует единство в понимании сущности и роли конфликта в обществе "(...скорее всего потому что такого единства в принципе быть не должно). Для Г. Зиммеля конфликт представлял средство социализации, для Т. Парсона он выступает скорее патологией, для Р. Парка - формой ассимиляции, для Р. Дарендорфа - результатом сопротивления и элементом в системе господства и подчинения" [Кравченко, с.256].

В последнее десятилетие появилась новая социальная отрасль знания - конфликтология. Конфликты рассматриваются в рамках многих наук: литературоведения, психологии, управления персоналом, социологии и др.

Конфликтология - комплексная научная дисциплина. Она изучает природу, сущность, причины возникновения конфликтов, закономерности их функционирования и развития, пути их преодоления. Она интегрирует знания различных областей науки, изучающих многогранные аспекты человеческой деятельности. Конфликты по мнению некоторых исследователей признавались как неизбежные и более того оправданные и целесообразные, поскольку выявляют слабые места и могут играть конструктивную роль. С этим можно частично согласиться, лишь имея в виду плюральность и дихотомию мира.

"Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это спор, столкновение двух человек или групп за обладание одним и тем же социальным благом, которое имеет одинаково высокую ценность для обеих сторон" [Кравченко, с.257].

Улигеры сыграли выдающуюся роль в истории формирования и развития всей духовной культуры бурятского, монгольского народов. Огромен их вклад и в историю развития разных аспектов взаимоотношений между людьми. Они стоят у истоков возникновения зародыша теоретического осмысления проблем государственности. В улигерах намечается переход от мифологического восприятия окружающего мира, включая мир человеческих отношений, к рационально-логическому способу его познания и объяснения. Представителями улигеров были впервые интуитивно "отслежены" важные проблемы обширной тематики человеческих взаимоотношений, впоследствии вылившихся в различные формы "официальных" норм. В многообразных формах улигерной философии уже имеются в зародыше почти все известные типы мировоззрений. Большой интерес представляет тема эпических коллизий и оппозиций, отраженных в улигере о Гэсэре, лежащая в основе исторической эволюции мировоззренческих идеалов бурятского народа, его нравственных и эстетических представлений.

В научной литературе отсутствует специальная монографическая разработка данной темы в целом. Различным ее аспектам уделено внимание в трудах отечественных и зарубежных исследователей в связи с анализом собственно фольклористической и в частности гэсэроведческой проблематики. Тем не менее, тема конфликта в Гэсэриаде заслуживает специального внимания и самостоятельного исследования. По своему содержанию исследование носит комплексный междисциплинарный характер и находится на стыке фольклористики, этнографии и социологии. В настоящей работе эта проблема освещается главным образом как тема различного рода столкновений, коллизий и противоположностей,

характерных для ранних сообществ в местах расселения протобурятских племен, хотя в ней рассматриваются также и вопросы более широкого междисциплинарного профиля - фольклористические, социологические и лингво-стилистические. В работе прослеживается история улигерного конфликта, который сыграл определенную роль в последующем развитии различных мировоззренческих и этических взглядов бурят.

Гэсэриада по своему распространению и влиянию относится к уникальным памятникам мирового фольклора и литературы. Существует большое количество тибетских, монгольских, бурятских и других версий этого произведения. Устные традиции возникли раньше письменных вариантов, они архаичны. Их бытование восходит к до-шаманской, добуддийской эпохе, к мифологическому периоду развития архаичных традиций кочевников. Первые сведения о героическом эпосе «Гэсэр» опубликованы в России в 1776 году П-С. Далласом. В Европе эпос был издан и переведен Я.И. Шмидтом. В.Бергман записал на Волге у калмыков VIII и IX песни Гэсэриады. Они были опубликованы в переводе на немецкий язык. Е.Ф.Тимковский включил их содержание в свои описания путешествия по Китаю. IX песнь калмыцкой версии была исследована А.А. Бобровниковым. Он же, проанализировав язык пекинского ксилографического издания Гэсэриады, написал свою известную "Грамматику монгольского языка". Г.Н. Потанин сделал записи поэмы о Гэсэре в переводе на русский язык и издал их в своих трудах. М.Н. Хангалов опубликовал отдельные главы из "Абай Гэсэра" в "Балаганском сборнике" в пересказе на русском языке. В 1930-31гг. Ц. Жамсарано издал эпопею "Гэсэр-Богдо" на эхиритском диалекте, записанном от М. Имегеева в 1906 году в трех томах, объемом 22 тысячи строк. Б.Я. Владимирцов в процессе изучения монгольской литературы часто обращался к Гэсэриаде. По его мнению, монгольская Гэсэриада имеет тибетское происхождение.

Н.Н. Поппе, исследовав бурятский эпос о Гэсэре, пришел к выводу, что он является плодом эпического творчества бурятского народа. По его

мнению, этому утверждению не противоречит небольшое сходство бурятской, монгольской и тибетской версий сказания. С.А. Козин опубликовал в 1936 году русский перевод первых семи глав пекинского издания монгольской версии. Давид-Неель и лама Ионгдэн издали пересказ тибетской версии на французском языке. Л. Лигети исследовал главу, посвященную борьбе Гэсэра с мангусом. В 1957 году появился большой труд Ц. Дамдинсурэна "Исторические корни Гэсэриады", в котором дана характеристика монгольских, тибетских, бурятских версий Гэсэриады.

В 1951 году в Москве состоялась научная дискуссия, организованная Институтом востоковедения АН СССР, затем в 1953 году - в Улан-Удэ под эгидой Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры. Материалы этих сессий дали большой импульс к дальнейшему, более углубленному исследованию различных аспектов Гэсэриады. Они имели огромное значение в судьбе Гэсэриады, так как несколько ранее эпопея о Гэсэре была объявлена феодально-ханским эпосом. В своем вступительном слове на научной сессии Г.Д. Санжеев подчеркнул необходимость изучения Гэсэриады и других эпических произведений бурятского народа. В своих трудах Г.Д. Санжеев рассматривал вопросы датировки зарождения героического эпоса бурят, вопросы идейного содержания улигеров.

Тибетским версиям посвящены работы Р.-А. Стейна. Л. Леринц проанализировал монгольскую версию Гэсэриады. К.Танака выполнил текстологический анализ монгольских списков. Р.Н. Амайон изучила этнографические и религиозные аспекты монгольской и бурятской версий. В своей монографии "Героический эпос монгольских народов" СЮ. Неклюдов дал обширный обзор книжных и устных вариантов Гэсэриады.

Бурятские исследователи-фольклористы внесли огромный вклад в дело изучения «Гэсэра». Историю монголоязычных народов, родов и племен в "Гэсэре" отражал в своих трудах А.И. Уланов. Его взгляды на

происхождение и развитие эпоса, мифологические представления, матрилинейные и патрилинейные отношения, вопросы, связанные с общественным развитием, бытом, традициями народа, правовых отношений, морально-этических норм послужили источником для начала научных исследований многих его последователей.

Бурятским, монгольским и тибетским версиям эпоса «Гэсэр» посвящены труды М.П. Хомонова. Он изучил огромное количество источников, дал научное описание, анализировал их взаимосвязи и частные аспекты сложных проблем эпосоведения. Многое сделано им в области перевода.

Произведения устного народного творчества представляют собой ценный источник для изучения этнографического и исторического материала, этических и эстетических взглядов бурятского народа. Многочисленные работы Н.О. Шаракшиновой отражают яркие черты национального характера, традиции, идеалы бурятского народа. Также они освещают вопросы истории изучения бурятских улигеров, их идейного содержания, анализа художественно-изобразительных средств.

Исследования С.Ш. Чагдурова посвящены разнообразным вопросам в области истории, происхождения Гэсэриады, культуры и эстетики, языка и поэтики, лексики и стилистики.

Проблемы теории улигерного жанра, его стиля и композиции исследованы М.И. Тулохоновым. Он пишет об истории происхождения и развития эпических традиций, линиях и поворотах сюжета, исполнительском мастерстве сказителей. В 2002 году М.И. Тулохонов удостоен Государственной премии России за большой вклад в подготовку издания серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока", что явилось бесспорный признанием вклада в науку бурятских фольклористов, в том числе и эпосоведов.

Е.О.Хундаева рассматривает проблемы бурятского героического эпоса, его знаковой природы, религиозные и бытовые традиции бурят,

отраженные в эпосе. Ею также исследована монгольская версия Гэсэриады, всего более 60 списков книжного сказания о Гэсэре на старомонгольской письменности, хранящихся в различных книгохранилищах мира, частично опубликованных.

Книга Д.А. Бурчиной «Гэсэриада западных бурят», в которой привлечены наиболее яркие в художественном отношении и монументальные по сюжетному составу унгинские версии бурятского эпоса «Гэсэр», представляет большой интерес для фольклористов.

В 1986 году в Улан-Удэ в двух томах был издан "Гэсэр" - бурятский народный героический эпос" в блестящем переводе В.Солоухина. В 1988 году в издательстве "Современник" вышли две книги под названием "Гэсэр" - бурятский героический эпос" в переводе с бурятского В. Солоухина. Важным событием является публикация наиболее полного и своеобразного варианта бурятского эпоса под названием "Абай Гэсэр Богдо хаан". Составитель текста - С.П.Балдаев, запись произведена от молькинских бурят в Приангарье.

Исследователи бурятского героического эпоса различают три локальные традиции: эхирит-булагатскую, унгинскую и хоринскую. Впервые Цыбеном Жамсарано бурятские улигеры были подразделены на эхирит-булагатские и хоринские. Затем Г.Д.Санжеев выделил эхирит-булагатские и унгинские варианты.

В целом все три группы объединены общим мифологическим фоном, единой общебурятской эпической традицией, сходством сюжетных структур, мотивов и образов. Эпос эхирит-булагатов представляет собой архаический пласт развития устной бурятской традиции. Он отражает семейно-родовые конфликты, а героические элементы, по мнению Г.Д. Санжеева, являются поздними вставными, побочными. Эхирит-булагатский эпос зародился в первом тысячелетии, в период матрилинейных отношений, поэтому героини играют активную роль. Главный герой - охотник.

Унгинские версии "Гэсэра" по-своему самобытны, уникальны, они отражают период перехода к скотоводству. В них описывается эпоха разложения родового общества, начинается классовое расслоение общества. Одним из самых полных вариантов унгинской Гэсэриады является "Абай Гэсэр" П.М. Тушемилова.

Хоринские варианты эпоса А.И. Уланов относит к более поздней стадии исторической эволюции. В них отражается развитое скотоводство, показана хозяйственная и общественная жизнь бурят, более поздние мировоззренческие идеи. Появляется больше новых эпических образов, меньше зооморфных персонажей. Герои воюют с внешними врагами. Чувствуется влияние монгольской эпической поэзии и буддийских религиозных представлений.

Во всех исследованиях, посвященных бурятской Гэсэриаде, подспудно присутствует лейтмотив конфликта, так как развитие сюжета обусловлено именно разнообразными линиями коллизий и конфликтов. Так, в работе С.Ш. Чагдурова "Поэтика Гэсэриады" один раздел пятой главы посвящен композиции эпического конфликта. Здесь, а также и во всей работе анализируется в большей степени конфликт религиозного характера, который исследуется очень тонко и детально, дана глубокая интерпретация идейного конфликта между землянами и небожителями. Представляется целесообразным исследовать некоторые другие стороны проблемы конфликта на уровне специального монографического исследования, что еще не было проведено.

Цель исследования заключается в выявлении эпического конфликта, эпических противоречий и противоположностей, мотивирующих динамику сюжета, показывающих процесс отражения противоречивого развития жизни, процесс жизненной борьбы в бурятском улигере.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

произвести тщательный отбор методов исследования эпических коллизий;

выявить конфликтные мотивы сюжета, первопричинный эпический конфликт, причину, предмет конфликта, типы конфликтов и пути их преодоления;

выявить идейно-мировоззренческие, космогонические и другие противоположности;

выявить языковые средства бурятского языка, использованные в улигере "Гэсэр" для создания эпической образности конфликта и противоположностей.

В диссертационной работе применены следующие методы:
системный, синергетический, холистический, комплексный,

герменевтический, синхронный и диахронный, социально-конфликтная парадигма, символически-интерактивная парадигма, междисциплинарный, аналитический подход.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в
бурятском эпосоведении исследуется вопрос об эпическом конфликте,
коллизиях, оппозициях, которые являются движущей силой развития
сюжета улигера. В исследовании используются новые методологические и
методические подходы, ранее не применявшиеся широко в изучении
вопросов фольклористики: синергетический, холистический,

герменевтический, а также новые парадигмы: социально-конфликтная и символически-интерактивная.

В диссертации применялся наряду с хорошо известным новый эпический материал, зафиксированный в недавно опубликованном унгинском варианте "Абай Гэсэр", записанном от Папы Михайловича Тушемилова собирательницей фольклора Т.М. Болдоновой. Этот материал хранился в безвестности до 80-х годов прошлого века и был опубликован лишь в 2000 году. Подготовка вступительной статьи, послесловия и перевод на русский язык осуществлены С.Ш. Чагдуровым.

Объектом исследования является конфликт в бурятском героическом эпосе о Гэсэре.

Предмет исследования - мотивы эпического конфликта, его типы и виды, первопричинный конфликт, вопросы разрешения конфликтов; различные эпические противоположности; поэтика улигера в аспекте эпических противоречий и противоположностей.

Материалом исследования послужили варианты улигеров, записанных в разное время от известных бурятских сказителей: Маншуда Имегенова, Пеохона Петрова, Папы Тушемилова, Альфора Васильева, Парамона Дмитриева.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования стали труды отечественных ученых: Б.Я. Владимирцова, С.А. Козина, Ц. Дамдинсурэна, А.И. Уланова, М.П. Хомонова, Н.О. Шаракшиновой, СЮ. Неклюдова, М.И. Тулохонова, С.С. Бардахановой, С.Ш. Чагдурова, Е.О. Хундаевой, Д.Д. Гомбоин., Д.А. Бурчиной,

Теоретическая значимость работы заключается в том, что при использовании новейших междисциплинарных методов, ранее не получивших широкого распространения в фольклористических исследованиях, впервые на уровне самостоятельного монографического исследования рассмотрены вопросы об эпических противоположностях и коллизиях, а также способах решения конфликтов, которые являются основой тех нравственно-этических и "правовых" критериев, которые постоянно развивались и усовершенствовались вплоть до настоящего времени. Улигер стоял у истоков нравственно-этических и "правовых" критериев.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях проблемы коллизий и противоположностей в бурятских улигерах. Их можно использовать в спецкурсах и лекционных занятиях по фольклору.

Апробация работы: Основные положения работы были представлены в виде докладов на научной конференции "Традиции и современный литературно-художественный процесс", посвященной памяти СП. Балдаева, Л.Е. Элиасова, И.А. Кима, Г.О. Туденова, Ц-А. Дугарнимаева. (Улан-Удэ, 1999), на региональной научной конференции "Высшая школа: проблема преподавания словесности" (Улан-Удэ, 2000), на научно-практической конференции, посвященной памяти доктора филологических наук, профессора ИГУ И.О. Шаракшиновой (Иркутск, 2001), на всероссийской научной конференции "Санжеевские чтения - 5» (Улан-Удэ, 2002), на международной научной конференции "Мир Центральной Азии" (Улан-Удэ, 2002), на всероссийской (с международным участием) археолого-этнографической конференции «Культура Сибири и сопредельных территорий в прошлом и настоящем» (Томск, 2003), на научно-практической конференции, посвященной 125-летию П.М. Тушемилова и 120-летию П. Дмитриева "Исполнительская традиция: современное состояние и перспективы развития" (Улан-Удэ, 2003). Основные положения по теме диссертации отражены в 7 публикациях.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Методологическое и теоретическое обоснование предпринятого исследования

В работе использован ряд методов: системный метод, синергетический подход, комплексный метод, системный анализ, социально-конфликтная, символически-интерактивная, герменевтическая парадигмы, а также традиционные методы: синхронный и диахронный, аналитический. При использовании системного метода изучаемые предметы и явления рассматриваются как части или элементы некоего целого. Эти элементы, входя в определенные взаимоотношения друг с другом, придают системе новые, интегративные свойства, отсутствующие у отдельных ее элементов. Такое понимание применимо лишь к системам, состоящим из элементов единой природы с определенной структурой. Иногда ошибочно к системам относят и совокупности, состоящие из разнородных частей, но объединенных в одно целое общностью цели, например, предприятие, состоящее из производства, сбыта, снабжения, транспорта и других составляющих инфраструктуры. Здесь речь может идти о комплексах, но отнюдь не о системах, поскольку основное в системе - это взаимосвязь и взаимодействие ее элементов в рамках целого, отсюда, например, груду камней трудно назвать системой. Между камнями в груде нет определенной связи, которая характеризовала бы ее как целостность и нерушимое единство, это скорее всего агрегат или совокупность, которая системой не является. Но системой можно назвать молекулу воды, состоящую из двух атомов водорода и одного атома кислорода, или живой организм, или общество.

Между элементами системы существует такое отношение, которое приводит к возникновению целостных интегративных свойств системы, отсутствующих у ее элементов. Свойства атома водорода отличаются от свойств составляющих его элементарных частиц, газы водород и кислород отличаются по своим свойствам от воды, которую они образуют. Понятие системы отлично от понятия множества, в последнем не возникают новые интегративные целостные свойства в результате взаимодействия составляющих его элементов.

Таким образом, системный метод характеризуется целостным рассмотрением совокупности объектов, которое показывает, что их взаимосвязь и взаимодействие приводит к возникновению новых интегративных свойств системы, не представленных у составляющих ее объектов. Так, Гэсэриада, вбирая в себя все свои составляющие, может рассматриваться как система, обретающая новые целостные интегрированные свойства, такие как политеизм, социально-конфликтная парадигма, символически-интерактивная парадигма и другие сущности, которые не всегда присущи ее отдельным составляющим.

Использован также синергетический подход, который подразумевает нелинейный характер природных и социальных процессов. В Гэсэриаде представлены стохастические (статистически вероятностные; случайные) системы, управляемые на первый взгляд законами случая. Детерминистические системы с точностью, ясностью и однозначностью своих теорий длительное время служили препятствием для признания стохастических систем. Однако мир случайных явлений и процессов все более и более становится объектом пристального внимания научных работников, признающих сегодня наличие стохастических начал в окружающей действительности. Конфликт все более разгорается в некоторых случаях вследствие "вторжения" стохастических явлений, как это можно проследить в некоторых фрагментах Гэсэриады.

В любой системе возникают случайные колебания или так называемые флуктуации. На начальном этапе появления они подавляются системой. Но поскольку система взаимодействует со средой и подвержена ее влиянию, то неравновесность усиливается, что приводит к разрушению ее прежнего порядка и структуры и в конце концов к возникновению новой системы. Этот процесс рассматривается как возникновение порядка через флуктуации. Структуры и системы, которые при этом образуются, называются диссипативными (рассеивающиеся), что связано с понятием диссипации, т.е рассеивания энергии, которая уже использована системой или уже "отработана"; это также связано с получением новой энергии из окружающей среды. Это - элементарный пример механизма самоорганизации системы. Открытость системы, ее неравновесность, кооперативное поведение множества ее элементов являются условиями начала процессов самоорганизации. Синергетическая (кооперативная) самоорганизация связана с разрушением старой структуры и возникновением нового порядка, динамического режима или структуры. Процесс самообновления в живых организмах можно рассматривать как прообраз метаболизма и обмена веществ.

Новая концепция самоорганизации или синергетический подход дает ключ к пониманию связей между неживой и живой природой, которые рассматриваются в настоящей работе на примере Гэсэриады.

При рассмотрении вопросов, связанных с эволюционными процессами, те изменения, которые имеют место в системе, обычно определяют как случайные, но совокупный их результат как необходимый. Это показывает связь между необходимостью и случайностью, но не раскрывает механизм взаимодействия между ними. На помощь может придти концепция самоорганизации. На микроуровне в открытой системе под воздействием окружающей среды усиливаются флуктуации или случайные изменения. Они незаметны на макроуровне, пока не достигнут критической точки, в которой возникают по меньшей мере две возможные траектории дальнейшей эволюции системы, которые теперь принято обозначать термином "бифуркация", означающим раздвоение или разветвление. Система при этом выбирает ту или иную траекторию, которая может быть определена и как случайная, и как одна из наиболее возможных. Возникновение нового в мире возможно благодаря существованию случайностей. Это находит свое воплощение в синергетической концепции самоорганизации, которая служит источником возникновения качественно новых и более сложных состояний и структур в развитии системы.

Ранее в классической науке господствовала тенденция к аналитическому изучению окружающего мира, до последнего времени стратегию научного поиска составлял анализ и расчленение сложного целого на простые части. Но затем такой подход был дополнен процессом синтеза; последний показывает, как части составляют целое. Здесь на заметное место выдвинулся междисциплинарный подход. Исследование взаимодействия частей в рамках целого выдвинулось на первый план также и в исследованиях Гэсэриады, которые интегрируют анализ частей с анализом функционирования единого, целого организма эпоса. Такие исследования определяются понятием системного подхода, который охватывает такие методы как комплексный, системный анализ.

Комплексный метод рассматривает функционирование системы, состоящей из разнородных компонентов, но связанных в единое целое или комплекс.

Идейно-тематическая, структурная и типологическая сущность эпического конфликта в бурятской гэсэриаде

Известно, что образ является частью целостной образной ткани произведения, он показывает картину человеческой жизни, что вытекает из самой природы образного отражения действительности. В эпосе действительность показана образно и целостно. Герой находится в постоянном взаимодействии с окружающей обстановкой, людьми, природой. Чтобы полнее изобразить жизнь эпических героев, сказители дают изображение той жизненной обстановки, в которой персонажи действуют. Причем изображение в определенной степени является индивидуализированным и обобщенным.

Герой характеризуется во взаимодействии с другими персонажами, что является отражением взаимодействий различных социальных групп, общественных и личных противоречий. Становится ясным основное противоречие того периода, периода военной демократии. Это способствует обобщению, которое не сводится к одному герою, а охватывает описанную жизнь в ее целостности. Основная идея бурятской Гэсэриады заключается в борьбе за благо людей, избавление мира от зла. Круг явлений, описанных в Гэсэриаде, т.е. основа непосредственного содержания эпоса составляет его тему. Поскольку тема - это то, что повествователь изображает, а идея - то, что он этим хочет сказать или его оценка, то оба положения не исключают, а дополняют друг друга, они представляют две грани единого подхода к действительности. Сложная организация эпоса, его построение, композиционные принципы отражают эпическую реальность в ее противоречивом и сложном развитии. М.Б.Храпченко пишет, что "структурную основу произведения составляет конфликт в его определенном художественном выражении" [Храпченко, с.21].

Сюжет эпоса как система событий отражает общественные противоречия и конфликты, но не сами конфликты как таковые, а их следствия в судьбах людей. "Сюжет всегда конфликтен, в нем всегда дано противоборство враждующих в той или иной мере сил. Эта конфликтность не есть обязательно непримиримость. Важно то, что в событиях, включенных в данный сюжет, мы имеем дело с борьбой различных тенденций, завершающейся каким-то итогом, хотя бы это были отношения двух влюбленных, завершившиеся счастливым браком" [Тимофеев, с. 167].

В возникновении, развитии и завершении жизненного конфликта можно различать основные элементы сюжетного построения или главные моменты в развитии изображаемого жизненного конфликта, т.е. конфликт имеет начало, развитие, конец. С конфликтом связаны основные разделы сюжета. Обрисовка среды, в которой возник конфликт представляет исходный пункт сюжетной организации или экспозицию. Далее следует завязка. В Гэсэриаде это обозначено как первопричинный конфликт. Экспозиция Гэсэриады не определяет действия, поскольку лишь создает фон. Завязка уже определяет действие. Затем развертываются картины развития действия, которые приводят к кульминации, к решающему столкновению. И, наконец, наступает развязка, т.е. положение, которое создалось в результате развития всего действия. В анализе сюжета важно не только логическое определение узловых моментов повествования, а также анализ характера реальных конфликтных ситуаций, связи событий между собой, причины и следствия.

Сюжетообразующими конфликтными мотивами являются борьба героя с чудовищами, военные битвы, борьба за невесту, за продолжение рода, охота. Являясь уникальным средством отражения действительности, эпос характеризует события боевых битв и реалии далеких времен. Эпос о Гэсэре и в настоящее время звучит актуально, напоминая о далеких событиях, потрясавших народы и все человечество.

Итак, конфликт является неотъемлемой органической частью любого художественного произведения, движущей силой воспроизводимых событий и развития характеров, средством воздействия на слушателя, зрителя. Конфликт выступает и как художественный прием. Посредством конфликта изображается в художественном произведении противостояние или противоборство характеров, идей, но тема конфликта в широком плане не исчерпывается прямым противоборством. Она включает в себя полярные сущности (двойственность, троичность, а также другие серии последовательностей).

Человек изначально находился в состоянии противоборства с силами природы, хотя это не исключало его единства с природой. В истории древних племен зародились первые, примитивные, религиозные воззрения, связанные с одушевлением окружающего мира и природы. Они наделяли их божественными свойствами, способными ниспосылать грозные и опасные природные явления - гром, молнию, огонь и т.д. Ранними формами этих религиозных и культовых воззрений являлись тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Обожествлялись силы природы, которые проявлялись в культе неба, земли, воды, в почитании гор, тотемов. В качестве тотемных предков бурят-монголов выступали животные, игравшие важную роль в хозяйственной жизни: волк, самец или самка изюбра (Буга, Алан-Гоа у монголов), бык Буха-нойон у племен булагат и хори, рыба-налим - у эхиритов, лебедь - у хонгодоров, хори-монголов, орел. Все они обладают дуальной сущностью, которая выражается наличием у них зооморфных и антропоморфных признаков. Буха-нойон баабай из темно-сивого быка превращается в статного юношу. Есть у него и соперник, пестрый бык Тарлан Эрээн буха. Существуют также легенды, в которых отцом героя Эхирита была рыба - Пестрый налим (Эрээн гутаар), которого нашли в прибрежной щели Байкала две сестры-шаманки Асуйхан и Хусыйхан; а матерью была Береговая щель (Эрьеын габа).

В мифологическом сознании древних людей, связывавшем в одно целое природу и человека, боги-покровители разных природных явлений, местностей, животных и растений, воинской службы существовали, по понятиям кочевников, в своем потустороннем бестелесном мире. Эти боги требовали почитания и умилостивления. Люди задабривали, почитали их путем жертвоприношений, моля о помощи и покровительстве. В эпосе "Гэсэр" герой почитает их, "брызгает" им, угощает белой пищей, совершает воскурение. Духи предков, в свою очередь, тоже не оставляют его, поддерживают его семью, покровительствуют их делам.

Общение с духами осуществлялось через шамана, "избранника небес", через шамана духи воздействовали на живых людей, своих потомков, чье физическое и духовное благополучие находилось в их воле. Все перечисленное выше зиждется на основе дуальных начал, что подразумевает извечное противоречие, противополагание.

Культовые, шаманские элементы в героическом эпосе о гэсэре

Тексты из цикла Гэсэриады дают возможность реконструировать самобытное явление - шаманизм, в нем отражены универсальные эзотерические взгляды, ядро которых заключается в следующем. "Это представление о противоположности Неба и Земли как символов определенных типов существования, движения, развития: Небо символизирует все более разреженные, тонкие уровни реальности и области все более быстрого движения, активности, вибраций; Земля символизирует пространство наиболее инертной, плотной косной материи и наибольшее сопротивление для духовной активности. В шаманских заклинаниях прослеживается оппозиция Неба и Земли, которая, вероятно, восходит к этой универсальной символической их противопоставленности, имеющей эзотерические происхождение" [Урбанаева, с.49].

И.С.Урбанаева пишет, что шаманство связано не только с восточными, черными тэнгриями, но и с тэнгрианской эзотерикой. Не только Манзан Гурмэ т00дэй и Маяс Хара тбЭдэй, но и их потомки (группы тэнгриев) являются шаманами. В эпосе о Гэсэре они называются БВблур (Шаманствующие). Первый Шаман в Гэсэриаде известен под именами: Будун хара 696, Хара-Моргон, Бухэли Хара 600.

Шаманский дар существовал со времени сотворения мира Великой Матерью Богиней - Эхэ Ехэ Бурхан. И.С.Урбанаева полагает, что понятие "хара 600" не имело отрицательного ценностного содержания, оно появилось в менталитете кочевников в эпоху дуалистического мировоззрения. "Эзотерический смысл "хара 600" и "хара удха" проистекал из семантики "черного" как символа Мудрости, Знания, -таково было значение понятия "черный" в ряде эзотерических традиций. Разделение шаманов на "белых" и "черных", а тем более ее интерпретация в терминах антагонизма добра и зла есть результат символической деятельности, имевшей место много позднее появления тэнгрианства как духовной традиции кочевников и шаманства как феномена, выражающего данную традицию со стороны оккультного Знания. Если Первый шаман и был Черным Шаманом, то прежде всего - в том смысле, что он был носителем тайного Знания" [Урбанаева, с.61].

Улигер о Гэсэре показывает культ Неба, Земли, воды, культ горы, предков, анимизм, магию, которые являются элементами шаманского комплекса. У первопредков была двойная природа: зооморфная и антропоморфная, т.е. природа и людей, и животных. Тотемические верования относятся к периоду раннеродового общества, для позднеродового общества характерен культ природы и стихий. Изменяется объект культовых действий от тотема (животного или растения) к мифическим тотемическим первопредкам полуживотной получеловеческой природы, к антропоморфным образам первопредков праматерей или матерей-прародительниц, матерей Природы, материнского образа духов природных явлений. В идеологии патриархальной стадии родового общества женские образы мифологии сменяются мужскими. "Возникновение шаманства обусловлено процессом разложения матриархально-родового общества" [Анисимов, с Л 02]. Религиозные функции переходят от женщин к мужчинам - семейно-родовым старейшинам, затем монополизируются шаманами. Об этих процессах сигнализируют также пережиточные явления, когда обряды культа производительных сил природы должны были совершать не шаманы, а по термину К.М.Герасимовой "старшие домохозяева", "выборные старики". "Мифологическим обоснованием цели и места обрядовых действий служили представления о мифических первопредках людей и животных, которые первоначально обитали на родовой территории, а затем спустились под землю, оставив на поверхности внешние знаки своего присутствия - холм, скалу, дерево, пещеру, расщелину скал и т.д. ... Тотемические верования отражали древнюю матриархальную структуру общества. Образы первопредков первоначально формировались как женские тотемические предки - "первоматери"... Тотемические центры представлялись не только как обиталище первопредков тотемической группы, но и как хранилище душ каждого члена рода и коллективной души всего рода" [ Герасимова, 1999, с. 18]. На обо совершают жертвоприношение хозяевам родовой земли или посмертно обожествленным реальным предкам родовых коллективов, это могут быть мифические генеалогические предки, или просто производительным силам природы, матерям-прародительницам живых существ. А.Ф.Анисимов пишет: "... в условиях разложения родового строя тотемические верования изживают себя, перерастая постепенно в антропоморфный культ природы и стихий, с одной стороны, и в культ животных, - с другой" [Анисимов, с.92]. В бурятских мифах о чудесном рождении основным персонажем является Буха нойон баабай (Бык господин батюшка). Он обладает дуальной сущностью, которая выражается наличием у него зооморфных и антропоморфных признаков. Буха нойон иногда превращается из темно-сивого быка в статного юношу. Есть у него и соперник, пёстрый бык Тарлан Эрээн буха. У бурят есть легенда, где её персонаж, маленький мальчик, которого похитили две сестры-шаманки Асуйхан и Хусыйхан, восклицает: "Возьмите меня, Молочное море - мать и недоступные скалистые горы отец!" Мальчик превратился в черную белку и убежал в горы, к недоступной скалистой горе - отцу. Есть легенды, согласно которым отцом героя (Эхирита) была рыба -Пёстрый налим (Эрээн гутаар), а матерью - Береговая щель (Эрьеын габа). В мифах мы наблюдаем удвоенный образ шаманки (Асуйхан и Хусыйхан), близнецов и двойников, например, Эхирит и Булагат, удвоенный образ Буха нойон баабая и быка Тайжа-хана. Эти образы символизируют наследие материнского права у древних охотников и рыболовов.

Систематизация бурятской мифологии приводит к мифологическому генеалогическому древу, ассоциирующемуся с образом Мирового древа. В.Н.Топоров соотносит этот образ с общей моделью брачных отношений, преемственностью поколений, генеалогией рода [Топоров 1994 (1), с.400]. С.Г.Жамбалова пишет о точках соприкосновения мифологических родословных с фамильными [Жамбалова, с.210]. Т.М.Михайлов указывает, что шаманы обычно выводили родословные родов и улусов от мифического первопредка Буха нойон бабая, "жившего" примерно 23-25 поколений тому назад [Михайлов, 1968, с.6].

Гэсэр хан проявляет свои шаманские способности, например: "на расстоянии трех видимостей знаньем своим про то узнал, умом своим про то догадался" - "мэдээн дотороо мэдэжэ, Ухаан дотороо ойлгожо" [А.Г. 2000, 212].

Параллелизм как средство поэтического отображения конфликта

В героическом эпосе "Гэсэр" исследователи отмечают чудный язык, чарующую гармонию звуков, поразительную эстетику слов, фраз, отсутствие натянутости и искусственности. Поэтический стиль улигера отличается большим разнообразием стилистических средств, придающих произведению эпическую образность. Широко представлен параллелизм, распространенный в бурятских улигерах. Действительно такое языковое явление как параллелизм по нашим наблюдениям часто встречается в бурятском эпосе "Гэсэр" как средство поэтического отображения конфликта, в частности в ситуациях предвидения конфликта, нежелания конфликтного противостояния, вынужденного выступления против врага, усугубления конфликтной ситуации, умения обуздать свой гнев и выхода из конфликта. Разные виды противопоставления ярче описываются с помощью параллельных строф, которые нагнетают действие, делая его более напряженным. Параллелизм помогает сделать повествование более образным и запоминающимся. Сказители любят использовать в своем исполнении параллельные строфы, так как они легче удерживаются в памяти, легко "сходят с языка" благодаря своей органичной для бурятской души природе, они также особо функциональны при импровизации; спонтанная речь бурята изобилует параллелизмами, это - один из самых излюбленных способов быстрого, беглого, релаксированного повествования. Используя параллельные строки, сказитель может говорить или петь в течение длительного времени, например несколько дней. Иногда повторяются сходные синтаксические конструкции; часто встречаются строфы с одинаковым началом или концом, так называемые аллитерации (одинаковые звуки в начале) или конечные рифмы (одна и та же повторяющаяся концовка). Иногда встречается внутренняя аллитерация (сходные формы в середине строфы).

Итак, в ситуациях предвидения конфликта также встречаются разные формы этого вида экспрессии. Например, Войну затеваешь [надолго], Пока стремена из железа Здесь моделью синтаксических параллельных конструкций являются парные варианты, которые последовательно повторяются в конце строфы: дайсуйе - ...бди. Усугубление конфликта показано следующим образом. Гэсэр богдо хан и Гал-Дулмэ хан договариваются, чтобы через три года начать сражение, но вместе с тем сначала решают проверить в борьбе по три своих батора . "И по три батора с обеих сторон Тут же вступают в борьбу. Баторы Абай-Гэсэра Одолевать начинают Молодцев Гал-Дулмэ хана" -"Гурбаад гурбаад баатар Барилдажа захална. Абай-Гэсриин баатарнууд НугОО хаанаа хубуупии Булихажа байнад" [А.Г.2000, 214]. Возможно, баторы померились бы силой и на этом дело бы закончилось, перемирие было бы заключено на три года. Но случается непредвиденное: Бурд гэпэндэ дуулигшэ Бургуй-Мэргэн баатариин УнЬан баатриин толгойе Жадаяа узууртэ хадхаад Гал-Дулмун хаани Эбэр дээрэн хаяна. А.Г.2000, 214 Стремительно-быстрый богатырь Бургуй-Мэргэн батор Отсеченную голову батора Нанизав на копье, Гал-Дулмэ хану На колени бросает. [перевод наш] Гал-Дулмэ хан сильно разгневался: Орой дээрхи уЬэнОО Орболзосо уурлаба. Оошоёо сагаан шудэйе Ханхираса уурлана А.Г. 2000,215 Волосы свои на голове Дыбом поднимая, сердится, Белыми зубами во рту Скрежещет, сердится. [перевод наш] Здесь отмечается начальная аллитерация, которая нагнетает драматическую ситуацию; еще большей экспресии способствуют "агрессивные" звуковые сочетания: -орбо-, -лзос-, -шо-, -шу-, ханхи -раса. Воскликнув, что баторы Гэсэра "глумятся и издеваются" над ним, Гал-Дулмэ хан решил вступить в бой с Гэсэр-ханом, забыв о трехлетней отсрочке. Так и началась ожесточенная битва Гэсэра с Гал-Дулмэ ханом, описанный эпизод послужил поводом к битве. В улигере выражено умение обуздать гнев. Абай-Гэсэр богдо хан однажды "к западным тэнгриям В высокие выси вознесся" - "Баруулама тэнгэридэ Дэгдэжэ гаража арлиба" [А.Г.2000, 237]. Угостив прабабушку тысячи бурханов Манзан-Гурмэ, хитростью выведав у неё, где хранится ключ от её волшебного ларца, Гэсэр берет без спросу нужные ему вещи и исчезает. Манзан-Гурмэ бабушка разъярилась.

Похожие диссертации на Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде : Виды, типы, поэтическая образность