Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. О жанровой специфике адыгской богатырской сказки 15
1.1. Термин "богатырская сказка" в адыгском фольклоре 15
1.2. Богатырская сказка в жанровой системе адыгского фольклора 17
ГЛАВА 2. Персонажи адыгской богатырской сказки 36
2.1. Типология главного героя 36
2.1.1. Мотив чудесного рождения в адыгских богатырских сказках 39
2.1.2. "Низкий" герой. Эффекты неожиданности и удивления в адыгских богатырских сказках 63
2.2. К типологии женских образов. Невеста 81
2.2.1. Женщина-богатырь 87
2.3. Второстепенные персонажи адыгской богатырской сказки 106
2.3.1. Помощники героя . 106
2.3.2. Мифологические персонажи в качестве помощника 115
2.3.3. Помощники героя - животные 120
2.3.4. Волшебные предметы 131
2.3.5. Противники героя 135
ГЛАВА 3. Композиция и традиционные формулы адыгской богатырской сказки 146
3.1. К вопросу о композиции адыгской богатырской сказки 146
3.2. Традиционные формулы адыгской богатырской сказки 150
Заключение 157
Библиография 167
- Богатырская сказка в жанровой системе адыгского фольклора
- "Низкий" герой. Эффекты неожиданности и удивления в адыгских богатырских сказках
- Помощники героя - животные
- Традиционные формулы адыгской богатырской сказки
Введение к работе
Собирание и изучение адыгских сказок началось в XIX в. До настоящего времени большое значение имеют труды К.М.Атажукина, Л.Г. Лопатинского, В.Ф. Миллера, П.И. Тамбиева, С. Хан-Гирея и др. Несмотря на то, что названные авторы не занимались специально изучением всего сказочного эпоса адыгов, их замечания, наблюдения над отдельными сюжетами и мотивами представляют значительную ценность для науки.
К исследованиям этих дореволюционных ученых в советское время прибавились работы А.И.Алиевой, Л.А.Бекизовой, Т.М.Керашева, М.А.Кумахова и З.Ю.Кумаховой, З.М. Налоева, И.Х. Пшибиева М.Е. Талпы, Х.И. Теунова, Ж.Г. Тхамоковой, Ш.Х. Хута, А.Т. Шортанова и др.
Однако, несмотря на достижения в этой области, проблема классификации сказок адыгских народов остается еще до конца не решенной: разные авторы предлагают различные варианты классификации.
Попытку классифицировать народное поэтическое творчество адыгов впервые предпринял адыгский просветитель ХІХв. С. Хан-Гирей. [63] По его мнению, все, что от предков изустно перешло к потомству, у черкесов составляют предания, которые разделяются на три рода: 1) песни (оред, пшинатсие, хбзе); 2) старые сказания (тхдезси); 3) старые вымыслы (тхдесезси). [63:132; 65:116]
В данной классификации С.Хан-Гирей выделяет сказку как отдельный род и называет ее старыми вымыслами. "Что касается до старых вымыслов, -отмечает он, - то они сказки, не более, однако же, и они имеют свою любопытную сторону". [63:134; 65:118]
В работах С.Хан-Гирея дается определение этим жанрам фольклора и автор проводит границу между сказанием и сказкой. По его мнению, "в повестях, называемых старинными сказаниями, обыкновенно играют роль героев и героинь лица не вымышленные; из событий их жизни сложены длинные повести, украшенные, разумеется, вымыслами, которые, однако ж, несмотря на то, заключают в себе много истины. Сказки же суть чисто вымыслы без всякой примеси истины: в них волшебники и волшебницы играют важную роль, но главнейшим же их основанием бывает обыкновенно романтическая любовь". [64:115]
М.Е.Талпа в "Общих замечаниях" при выделении разновидностей сказки пользуется терминами "фантастическо-авантюрная сказка героического характера", "утопическая сказка", "сатирическая сказка", "бытовая сказка" и т.п. [130:78,137,328-329] Ученые предлагают делить сказки на волшебные, бытовые и сказки о животных.
Многие исследователи адыгского фольклора, в частности А.И. Алиева [158:90], Л.А. Бекизова [7:29], И.Х. Пшибиев [51:97-110], Х.И. Теунов [58:52-56], Ж.Г.Тхамокова [131:90] и др., в основном придерживались этой классификации, дополняя и уточняя ее.
Помимо традиционно выделяемых трех жанровых разновидностей сказки (о животных, волшебные, бытовые), А.Т.Шортанов предлагает считать самостоятельными группами сказки о добываниях (невесты, блага) и сказки, предположительно имеющие генетическую связь с какими-либо реальными событиями или личностями. [140:15] Сразу же следует отметить непоследовательность подобного принципа классификации: названные группы могут быть скорее всего отнесены к типу волшебных, богатырских или бытовых сказок, что подтверждается при типологии сюжетов соответственно известным международным указателям (АА, AT и др.). Впоследствии и сам А.Т. Шортанов не настаивал на предложенной им классификации. [141:16]
М.А. Кумахов и З.Ю. Кумахова делят сказки на волшебные, бытовые, сатирические и авантюрные. [30:41]
Ш.Х.Хут выделяет шесть видов народных сказок: 1) волшебные; 2) сказки о животных; 3) бытовые новеллистические; 4) небылицы; 5) кумулятивные; 6) докучные сказки. [66:11]
Адыгские фольклористы в основном относят богатырскую сказку к волшебным. Поэтому сказочные повествования о богатырях рассматривались в специальных работах, посвященных волшебным сказкам. В своих классификационных схемах ученые редко используют термин "богатырская сказка", т.е. не выделяют ее как жанровую разновидность.
В 1889 г. известный кавказовед Л.Г. Лопатинский записал сказку "Красавица Елена и богатырь-женщина" со слов Псабиды Кашежева и напечатал в XII томе СМОМПК.
Данное произведение фольклора Л.Г. Лопатинский называет сказанием, в котором скрещены два сказочных мотива, и сравнивает его с эпосом Гомера, песнями Троянского цикла, эпосом о Нибелунгах и сказаниями других народов. [109:362-388]
Однако, на наш взгляд, это произведение является богатырской сказкой, типичной для адыгского фольклора.
Л.Г. Лопатинский, сравнивая сказку "Красавица Елена и богатырь-женщина" с вышеуказанными сказаниями, находит некоторые параллели со сказками и сказаниями других народов и на этой основе считает сюжет заимствованным.
Представитель исторической школы академик В.Ф. Миллер, также как и Л.Г. Лопатинский, устанавливает большую часть сближения с мировыми фольклорными универсалиями. Однако он сомневается в том, что кабардинцы получили эту сказку уже со всеми ее главными частями. В то же время он выражает сомнение в вероятности контаминации центральных мотивов анализируемой им сказки сугубо на адыгской почве. [118:348-353]
Исследователи выделяют в данной сказке один из самых распространенных сюжетов - похищение Елены и обратное добывание беглой жены мужем.
В первой половине сказки, как считают Л.Г.Лопатинский и В.Ф.Миллер, соединены два распространенных мотива: а) увоз жены заезжим человеком; б) добывание жены героем при помощи таинственного товарища.
Разбирая вторую половину сказки, В.Ф. Миллер отмечает, как и в первой, присутствие двух мотивов: а) прибытие героя на остров и победа в состязательных играх; б) женитьба героя на богатырской деве.
В отличие от В.Ф. Миллера, Л.Г. Лопатинский в этой половине выделяет три мотива: а) прибытие героя на остров и победа на состязательных играх; б) женитьба героя на богатырской деве; в) ночные похождения Барагуновой.
Как было отмечено в частном письме* В.Ф. Миллеру, академик А.Н. Ве-селовский обращает внимание на присутствие здесь широко распространенного сказочного мотива "благодарный мертвец": мертвец предлагает разделить царевну пополам, чтобы "очистить ее". В этой сказке помощник действительно рассекает княжну с согласия мужа. Помощником, как оказалось, является богатырь-женщина, которая впоследствии становится женой героя. Подобное слияние функций (помощник, содействующий мужу в возвращении жены и сам оказывающийся невестой героя, а помимо того и богатыршей), по мнению А.Н. Веселовского и В.Ф. Миллера, отсутствует в сказочном эпосе других народов. [118:351]
Другая сказка, опубликованная Л.Г. Лопатинским (записал П.Тамбиев) в 27 выпуске СМОМПК, - "Похождение молодого князя" - представляет собой, по мнению исследователя, скрещение двух сказок с одним и тем же мотивом -"поиски невесты", "невеста героя оказывается богатырь-девицей", изводящей своих женихов. [108:XIII-XIV] Образ богатыря-женщины, как считает Л.Г .Лопатинский, является порождением "чудовищной фантазии урало-алтайских народов". [109:365]
Во многих адыгских богатырских сказках, как и в этих, фигурируют женщины-богатыри, образы которых мы будем рассматривать в специальном разделе "Герой - женщина-богатырь". * См. статью В.Ф. Миллера "Красавица Елена и богатырь-женщина". // Фольклор адыгов в записях и публикациях Х1Х-нач. XX века. - Нальчик, 1979. С.350-351
Следует отметить, что работы дореволюционных ученых, в частности Л.Г. Лопатинского, В.Ф. Миллера и др., посвященные изучению адыгских сказок, не потеряли своего научного значения и до сегодняшнего дня.
В советское время возрос интерес к исследованию народной сказки. В 80-е годы изданы специальные монографические работы, посвященные адыгским сказкам и их разновидностям.
Книга Ш.Х. Хута "Сказочный эпос адыгов" - первая попытка монографического исследования сказок адыгского народа. В этой работе на основе богатого и разнообразного фактического материала автор характеризует основные образы, сюжеты и мотивы адыгских сказок, выявляет их идейно-тематическую сущность, анализирует их художественные и стилистические особенности.
В монографии Ш.Х. Хута, где рассмотрены в специальной главе [66:33-84] сюжеты, темы, идеи, образы и художественные особенности волшебной сказки, изучаются сказочные повествования, которые можно отнести к богатырским. Например, сказка "Есмуко Есхот", в которой сюжет типа сказки о Кощее Бессмертном (АА 302) контаминирован с мотивами сказок о трех царствах: золотом, серебряном и медном (АА 301). Изучая тематику адыгской волшебной сказки, Ш.Х. Хут выделяет множество тем, с которыми мы встречаемся и в богатырских сказках. Широко представлены сказки о добывании героем невесты и о его женитьбе, сказки о младшем сыне, охраняющем могилу отца, о юноше, выполняющем поручение отца: принести лекарство, поехать к чудовищу, которому отец обещал своего сына, сказки о младшем сыне, освобождающем свою мать, похищенную чудовищем и др.
В этой главе содержится общая характеристика персонажей адыгской волшебной сказки, которые присутствуют и в богатырских сказках. Такими являются, например, девушки-богатырши, младший брат - бедный, презираемый всеми, который позже оказывается настоящим героем. Здесь рассматриваются и мифологические персонажи: нашгушидза, иныжи (великаны), карлики, бляго и т.д. Охарактеризованы и чудесные предметы, которыми пользуется главный герой.
Анализируя художественные и стилистические особенности адыгской волшебной сказки, Ш.Х.Хут уделяет внимание композиционной структуре, которая имеет утойчивую форму.
Монография А.И.Алиевой [2] посвящена исследованию поэтики и стиля волшебной сказки. До этого не предпринималось специальных исследований данной проблемы.
В этой работе адыгская волшебная сказка рассматривается в сопоставлении с произведениями других жанров адыгского фольклора, в частности, с нартским эпосом. Привлекаются для сравнения и фольклорные материалы других народов.
В главе "Система персонажей волшебной сказки адыгских народов" выделяется несколько типов центрального героя. За основу классификации принимается единый принцип: с помощью чего герой достигает поставленной цели - богатырской силы, чудесных помощников или чудесных предметов, собственных чудесных способностей. Таким образом, А.И. Алиева выделяет следующие типы центрального героя: 1) герой-богатырь; 2) "иронический удачник"; 3) герой, достигающий цели с помощью чудесных средств или помощников. Однако, как отмечено, герои этих трех типов, как правило, не существуют в "чистом" виде, т.е. герой-богатырь иногда не обходится без чудесных помощников, а "иронический удачник" бывает наделен чертами богатыря. [2:62]
В разделе "Герой-богатырь" рассматриваются сказки на сюжет 303-1 -"Батыр, сын медведя", "Аслануко, сын львицы","Воспитанник великана", "Сказка о пшитле", "Сказка о Каирбеке", "Чечаноко Чечан", "Жагфар" и др., в центре которых - герой-богатырь. Основные его признаки, как считает А.И. Алиева, - чудесное происхождение и богатырская сила.
А.И. Алиева указывает, что описания чудесного происхождения героя-богатыря разнообразны. Наиболее древним автор считает мотив рождения бу- дущего богатыря от брачной связи человека с животным, который в дальнейшем заменяется мотивом похищения и воспитания зверем или животным.
Как считает А.И. Алиева, специфичным для сказок народов Кавказа представляется объяснение богатырских качеств сказочного героя тем, что его родители были не обычные люди, а богатыри. Часто герои-богатыри рождаются в "скорби", т.е. после гибели или таинственного исчезновения отца. [2:65]
Этот мотив содержится и в нартском эпосе. А.И. Алиева отмечает и другие случаи сходства с героическим эпосом в изложении следующих эпизодов: описание игр будущего героя, когда он проявляет свою богатырскую силу; испытание им матери горячей пищей; укрощение отцовского коня и др., -т.е. это именно те мотивы, в которых наиболее ярко проявляются богатырские качества героя. Однако, как указано, эти описания устойчиво сохраняют свой традиционный вид в большом числе вариантов нартских эпических сказаний, зафиксированных на протяжении XIX-XX вв., тогда как в сказочном контексте довольно часто наблюдается утрата отдельных мотивов. [2:65-66]
По мнению А.И.Алиевой, общая черта героев богатырей в адыгских сказках - их необыкновенная сила, которую они проявляют нередко уже в колыбели. Как отмечает автор, сила будущего богатыря обнаруживается и в следующих случаях: 1) во время его игр со сверстниками; 2) при выборе коня; 3) при укрощении коня; 4) при выборе им оружия; 5) в борьбе с врагами (антагонистами). Один из показателей богатырской силы героя - гиперболическое описание съедаемой им пищи.
В этой работе исследуются и сказки, в которых представлены герои, одноименные с персонажами нартского эпоса и иногда функционально близкие им. Это указывает на характер взаимодействия двух жанров - нартского эпоса и сказки.
Сказочные герои-нарты, как и герои-богатыри, наделены огромной физической силой, благодаря чему они достигают своих целей. В этом отношении они принципиально не отличаются от типичных сказочных богатырей.
Как и Ш.Х. Хут, А.И. Алиева относит к числу героинь адыгской сказки (которым принадлежит решающая роль в развитии сюжетного действия) и де-вушек-богатырш. Во многих сказках, как указывает А.И. Алиева, они вступают в единоборство с главным героем сказки и, убедившись в его силе и достоинствах, выходят за него замуж. Богатырскими качествами наделена и героиня, выступающая мстительницей за смерть отца, братьев, мужа и т.д. Примечательно, что в данном случае она обращается за содействием к герою, которому уделяется функция или основного исполнителя ее замысла, или же ее помощника.
В монографии рассматриваются также персонажи, которые являются помощниками героя-богатыря. Ими бывают: 1) обыкновенные люди - табунщик, старуха-нагучица (нашгушидза); 2) люди, необычные по происхождению - Сын Солнца, Сын Луны, Сын Реки; 3) люди, наделенные необычными способностями; 4) благодарные животные; 5) персонажи языческой адыгской мифологии.
По мнению А.И. Алиевой, функция противника сказочного героя принадлежит следующим персонажам адыгской мифологии: 1) антропоморфные противники - Уэсэрэж/Уорсар, Цеунеж/Дзаунеж, Нагучица/Нашгушидза; 2) зооморфные мифологические персонажи - бляго, иныж (великан), Емынеж, карлик.
Часто в адыгских сказках противниками героя являются и обыкновенные люди: князь, мать, отец, брат, сестра, друзья и т.д., которые охарактеризованы в данной монографии.
В работах А.И. Алиевой и Ш.Х. Хута большое внимание уделяется исследованию стереотипных средств выражения: традиционных формул, общих мест и др. Изучаются и изобразительные и выразительные средства адыгских сказок.
Как указано выше, в работах А.И.Алиевой и Ш.Х.Хута адыгская богатырская сказка как жанровая разновидность не изучается, однако они имеют большое значение при исследовании этого типа сказок.
Богатырской сказкой мы будем называть прозаические эпические художественные произведения, основанные на нарочитом вымысле, где главным героем является богатырь, достигающий сказочной цели благодаря, прежде всего, физической силе. При этом роль чудесного богатырского коня, оружия и других чудесных предметов оценивается как подчиненная и второстепенная по отношению к физической силе героя.
Актуальность темы исследования. Как в устно-поэтическом творчестве многих других народов, в адыгском фольклоре сказки занимают довольно значительное место.
Следуя традиции, сложившейся в науке, ученые подразделяют адыгский сказочный фонд на волшебные, бытовые, о животных и т.д. Особенно заметное место в ряду жанровых разновидностей занимают сказки, посвященные богатырям и богатырским подвигам. В данном случае следует упомянуть о том, что при исследовании волшебной сказки адыгского народа отдельные сказковеды, в частности А.И. Алиева, Ш.Х. Хут, и др., уделяли внимание и богатырским сказкам. Однако, несмотря на это, в настоящее время не существует специальных работ, посвященных названной разновидности, чем и обусловлено наше обращение к данной теме.
Богатырская сказка - одна из наиболее художественно совершенных и популярных жанровых разновидностей адыгского сказочного эпоса. Она характеризуется многообразием сюжетов и персонажей, богатством изобразительно-выразительных средств, что делает ее важной составной частью духовной культуры адыгов. Учитывая это, мы избрали ее предметом рассмотрения.
Цели и задачи исследования. Настоящее исследование ставит целью выделение богатырской сказки как самостоятельной жанровой разновидности.
Задачи настоящего исследования: дать по возможности полное аналитическое описание сюжетики, основных мотивов, персонажей, анализ художес- венно-стилистических особенностей адыгской богатырской сказки, определить ее место в жанровой системе адыгского фольклора.
В основу изучения данной проблемы положены историко-сравнительный и историко-типологический методы. Пользование этими методами позволяет нам решить следующие задачи: - установить основные принципы выделения богатырской сказки как са мостоятельной жанровой разновидности; выделить основные критерии, позволяющие отличить богатырскую сказку от других жанров и жанровых разновидностей адыгского фольклора. В первую очередь это касается собственно волшебных сказок и прозаических сказаний о нартах; определить основные типы и сюжеты адыгских богатырских сказок и их место в соответствии с имеющимися указателями (АА, AT, ВС (СУС), ЕВ-ВО); выделить основные типы героя адыгской богатырской сказки;
Также, сопоставляя богатырскую сказку с этнографическими материалами, мы предприняли попытку решить проблему генезиса основных мотивов богатырской сказки (мотив чудесного рождения, мотив героического сватовства и др.).
Объектом исследования является адыгский фольклор, в частности, один из самых распространенных видов народной прозы - сказка.
Работа основана на фактическом материале, опубликованном в XIX - начале XX вв., архивных материалах и печатных изданиях советского времени. Из неопубликованных материалов привлекаются записи, хранящиеся в архивном фонде Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. Привлекаются также результаты нашей полевой собирательской работы.
Для сравнения используются и произведения других жанров адыгского фольклора, в первую очередь - героического эпоса. С этой же целью рассмат- риваются сказки других народов. Кроме того, в работе использованы этнографические материалы многих народов, опубликованные в различных изданиях.
Теоретической и методологической основой работы явились труды отечественных и зарубежных фольклористов, в частности В.П.Аникина, А.М.Астаховой, В.М.Жирмунского, Н.И.Кравцова, Е.М.Мелетинского, С.Ю.Неклюдова, Н.В.Новикова, Н.Рошияну, Э.В.Померанцевой, В.Я.Проппа, Б.Н.Путилова, Дж. Дж. Фрэзера и др.
В работе также использованы труды исследователей адыгского фольклора: А.И.Алиевой, А.М.Гутова, З.П.Кардангушева, З.М.Налоева, Б.Г.Тлехаса, Ж.Г.Тхамоковой, Ш.Х.Хута, А.А.Ципинова, А.Т.Шортанова и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые монографически исследуется целый значительный пласт адыгского фольклора, на который ранее исследователями не обращалось должного внимания.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что исследование значительно расширяет существующее представление о характере взаимоотношений сказки с действительностью, о жанрово-тематическом составе адыгской сказки, о художественно-стилевых особенностях богатырских сказок у адыгов. Результаты проведенного анализа будут иметь важное значение при научной классификации адыгского фольклора в целом и сказки в частности, при написании обобщающих трудов по истории и теории народного устнопоэтического творчества, при изучении адыгского фольклора в программах высших учебных заведений.
Апробация и внедрение результатов. Основные положения и выводы исследования были опубликованы в следующих научных сборниках:
1. Традиционные формулы адыгской богатырской сказки. // Проблемы развития государственных языков Кабардино-Балкарии. Материалы 11 республиканской научно-практической конференции по проблемам развития государственных языков КБР, посвященной 40-летию КБГУ. - Нальчик, 1997. С.65-69.
Жанр богатырской сказки в адыгском фольклоре. // Вопросы Кавказской филологии и истории. - Нальчик, 2000. Вып.З. С.152-159.
Таурыхъхэм я лъапсэм. // Ошхамахо. - Нальчик: "Эльбрус", 2002 - №5. С.ПО-115.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
В основных главах последовательно рассматриваются вопросы жанрового определения адыгской богатырской сказки, типологии персонажей, художественно-стилевых особенностей.
Богатырская сказка в жанровой системе адыгского фольклора
Как указывает С.Ю.Неклюдов, "богатырской сказкой могут быть названы определенные группы волшебных сказок героического типа, фигурирующие в каталоге сказочных сюжетов Аарне-Томпсона под номерами 300-301 и отчасти 550-551". [120:82]
Многие исследователи волшебной сказки, в частности В.Я.Пропп, Е.М.Мелетинский, В.М.Жирмунский и др., для обозначения этой группы часто пользовались терминами "волшебные сказки героического типа", "волшебно-героические сказки" и т.п.
Чтобы определить жанровую природу богатырской сказки следует обратить внимание на то, что в настоящее время не существует однозначного представления о термине "жанр".
Многие ученые, в частности Н.И.Кравцов, В.П.Аникин и др., в своих классификационных схемах выделяют сказку как самостоятельный жанр.
Однако, по мнению В.Я.Проппа [45:34-82], сказка не жанр, а вид народной прозы. Как считает исследователь, жанр определяется его поэтикой, практической функцией, формой исполнения и отношением к музыке. При этом он утверждает, что ни один из названных признаков в отдельности не характеризует жанра. С точки зрения этих суждений, термином "жанр" В.Я.Пропп обозначает сказки волшебные, кумулятивные, о животных, о предметах и стихиях, бытовые сказки о людях, небылицы и докучные сказки.
Исходя из этого, В.Я.Пропп делит произведения русского народного творчества на роды - эпос, лирика, драма. Роды - на области (эпика делится на область эпической прозы и эпической стихотворной поэзии). Области делятся на виды (например, сказка является одним из видов народной прозы). Вид распадается на жанры - волшебные сказки, сказки о животных и т.д. Жанры делятся на типы, а типы - на сюжеты и т.д.
В отличие от В.Я.Проппа, Н.И.Кравцов [105:23-26] предлагает несколько иную классификационную схему. При этом он указывает на два основных момента, объединяющих произведения одного жанра: во-первых, отношение жанров к так называемым обрядам, во-вторых, отношение словесного текста к пению и действию, что характерно для некоторых типов фольклорных произведений.
В таком случае жанры русского народного творчества представляются в следующей схеме:
I Обрядовая поэзия:
1) календарная (зимний, весенний, летний и осенний циклы);
2) семейно-бытовая (родильная, свадебная, похоронная);
3) заговоры.
II. Необрядовая поэзия:
1) эпические прозаические жанры:
а) сказка;
б) предание;
в) легенда (и быличка как ее вид);
2) эпические стихотворные жанры:
а) былины; б) исторические песни (прежде всего старинные);
в) балладные песни;
3) лирические стихотворные жанры:
а) песни социального содержания;
б) любовные песни;
в) семейные песни;
г) малые лирические жанры (частушки, припевки и прочие).
4) малые нелирические жанры:
а) пословицы;
б) поговорки;
в) загадки;
5) драматические тексты и действия: а) ряженья, игры, хороводы;
6) сцены и пьесы.
"Низкий" герой. Эффекты неожиданности и удивления в адыгских богатырских сказках
В адыгских богатырских сказках вырисовывается еще два наиболее популярных типа героя. Отличаются они друг от друга по социальному положению или личным качествам. Первый тип - герой, не имеющий принижающих его признаков.
Как указывал Е.М.Мелетинский, "его делают героем "благородное" происхождение, юношеские подвиги и красота". [32:213]
В адыгских богатырских сказах герой этого типа является сыном князя (хана, царя и т.п.). Однако во многих сказках о социальном происхождении героя не рассказывается. Он - или знаменитый охотник, или очень известный наездник, или же является сыном пелуана (богатыря). Часто об этом говорится в инициальных формулах.
"БэчмырзэпщкЬ еджэу зы щ1алэ бланэ гуэр щыГэт. Ар щакіузліт икіи зекіузліт. ("Бэчмырзэпщ и таурыхъ"). [161:Ф.12,оп.1,ед.хр.6-а, п.№3]
"Жил один сильный юноша, которого звали князь Бекмурза. Он был охотником и часто участвовал в набегах". ("Сказка о князе Бекмурза").
В богатырских сказках распространенным является и другой тип героя -"низкий", "не подающий надежд". Он занимает низкое социальное положение, плохо одет, презираем окружающими, на вид ленив и простоват". [32:213]
Таким является, например, герой "Сказки о пшитле", сын бедных родителей. "Как сказывают и пересказывают, жили-были на свете муж с женой. Их дом стоял рядом с княжеским, а они были бедными пшитлями". ("Сказка о пшитле"). [158:160]
Данная инициальная формула в сочетании с краткой экспозицией указывает на социальное положение родителей героя. Здесь отсутствуют формулы наличия или отсутствия у них детей. Однако в дальнейшем, в отсутствии мужа, у женщины рождается мальчик - будущий богатырь.
"Жена так и не дождалась его возвращения. Когда пришел срок, у женщины родился сын". ("Сказка о пшитле").
Как видно, в образе "низкого" героя обнаруживается связь с мотивом социального неравенства. Другими словами, в них нашли своеобразное художественное преломление классовые отношения. Однако отмеченный образ значительно сложнее, чем это кажется на первый взгляд. В образе этого героя можно обнаружить наслоения различных стадий, начиная с эпохи материнского рода. Как известно, в эпоху матриархата счет родства устанавливался по материнской линии. Отсюда, как мы высказывали предположение, во многих сказках герой является сыном одинокой женщины. Однако герой подобного типа позднее становится "низким". Человек, не имеющий родственников по отцовской линии, испытывает социальное унижение. В сказках он - сын бедной вдовы, у которого нет родственников и который за это испытывает свою ущербность.
"Лъэпкъи къупщхьи зы пари имыГэу, ауэ и анэжь закъуэр иГэу ... ", Къуиижь цГыкГурэ хъаным и къуэмрэ"). [161:Ф.12,оп.1,ед.хр.6-д, п.№11]
"Не было у него ни родни, ни друзей, а была одна старая мать...". «Маленький Плешивец и сын хана»).
Таким образом, по мнению Е.М.Мелетинского, "в процессе разложения рода и его наследницы - так называемой большой семьи - сказка в качестве героев выдвигает социально обездоленных, обиженных в роде и семье сирот, младших братьев и сестер, пасынков, особенно падчериц, гонимых мачехой». [35:287] Другими словами, в образе "низкого" героя отражен "процесс разложения первобытнообщинного строя, патриархального уклада, переход от рода к семье". [32:8]
При выделении этого типа героя исследователи пользуются различными терминами. Такими являются, например, "иронические удачники" (М. Горький, Н. В. Новиков, Н.И. Кравцов, А.И. Алиева и др.), "низкий" герой, "не подающий надежд" (Е.М. Мелетинский).
Как указывал Н.В.Новиков, "иронические удачники" обычно не наделяются от рождения ни физической силой, ни красотой. Напротив, они, как правило, выглядят замарашками, забитыми, загнанными, ничтожными и всеми презираемыми существами. Счастье "по случаю", физическая сила и красота к ним приходят со временем, с помощью волшебных животных, прежде всего коня и рыбы-щуки". [37:79]
Таким образом, по мнению учёного, "в судьбе сказочных «иронических удачников» животные покровители, помощники и дарители играют исключительную роль". [37:79]
Другая трактовка дается в монографии А.И.Алиевой.
Как она считает, "иронический удачник"- герой, который по разным причинам (или вовсе без них) скрывает свои богатырские достоинства и даже больше того - нередко ведет себя как глупый, ленивый, никчёмный человек". [2:83]
По её справедливому замечанию, "иронический удачник" прибегает к помощи чудесных помощников (жена, старуха, конь) или чудесных предметов (гребешок, ножницы, зеркало), которые в случае необходимости превращаются в препятствия на пути его врагов. Но решающее значение и здесь имеют "скрытые" до поры до времени его богатырские качества, благодаря которым становится ясно его превосходство над чванливыми и хвастливыми окружающими". [2:86]
Соглашаясь с данным мнением, считаем нужным обратить внимание также на то, что немаловажную роль в победе героя указанного типа в ряде сюжетов играет не обнаруживающаяся богатырская сила, а счастливая случайность. Например, в сказке "Кузнечик" [159:240-242] герой случайно угадывает все загадки. Однако сюжеты подобного рода не имеют отношения к богатырской сказке как таковой.
Помощники героя - животные
Как известно, в адыгских богатырских сказках функцию помощника выполняют различные животные и птицы. Среди них наиболее распространенным является орёл. Его основная функция - переносить героя из одного мира в другой, чаще - возвращение в наш мир из подземного.
Орёл изучался В.Я. Проппом в работе "Исторические корни волшебной сказки" на материале русских сказок. Считаем, что многое из наблюдений ученого правомерно распространить на фольклор других народов, в частности -адыгский.
По мнению автора, большое значение имеет мотив выкармливания орла. В сказке он связан с исторической действительностью. У сибирских народов орлы выкармливались с особой целью. Как считает В.Я.Пропп, "это кормление и убиение орла имеют целью умилостивить духа - хозяина орлов, позднее -творца". [47:168]
Изучив множество этнографических и фольклорных материалов, он приходит к заключению: "мотив кормления орла создался на основе некогда имевшегося обычая. Исторически кормление есть подготовка к убиению жертвенного животного, т.е. к отосланию его к хозяину с целью возбудить расположение этого хозяина. В сказке убивание переосмыслено в пощаду, в отпуск на волю и улетание, а расположение хозяина - в передаче герою предмета, дающего ему могущество и богатство". [47:169]
В восточнославянских сказках орла выкармливают несколько лет, в отличие от чего, в адыгских сказках выкармливание не сопряжено с указанием временной протяженности.
Например, в богатырской сказке "Батыр, сын медведя" орел является средством перемещения между мирами. Однако чтобы он доставил героя на землю, понадобится еда.
"-Абы сык1уэн щхьэк1э, хывыхъуибл ялрэ абы я фэ нэдхэм ярыз псырэ гъуэмылэу сыхуеинущ, - жиіащ бгъэм". («Мыщэ и къуэ Батыр»).
«-Чтобы достичь этого (наземного мира - М.Б.) мне понадобится в припасы мясо семи быков-буйволов и столько воды, сколько уместится в бурдюках из их шкур, - сказала орлица". («Батыр, сын Медведя»).
В дальнейшем герой выполняет условия орлицы и с ее помощью выбирается на землю.
"Батыр къабзийр мафізм иригъэури бгъэр къэсащ. Псы зэрыт нэдхэр да-мэ лъэныкъуэм, лыр адрей дамэ лъэныкъуэм трилъхьэри, Батыр я зэхуакум дэт1ысхьэжащ. Ит1анэ бгъэжьыр лъэтэн щыхъум, къыжри1ащ:
-Иджы, жьым зромыгъэхьэхыу быдэу тес. " Къып" - жыс1эм, лы къызжь-эдэдзэ, "Къыу" - жыс1эм, псы къызжьэдэк1э, - жиізри зиізтри ежьащ.
Еуэм- к1уэм, "къып"- жи1эм, лыр жьэдидзэм, "къыу"- жи1эм, псыр жьэ-дик1эурэ махуиблрэ жэщиблрэ къэк1уахэу дуней нэхур къалъагъуу хуежьащ. Батыр псы тізкіу и1эжт, ауэ лыр иухат. Бгъэжьым аргуэру "къып"- жиіащ. Батыр и лъэнк1ап1э нэгэгъур къригъэжри жьэдидзащ. Абы хэту дунейм къытехь-эжри бгъэр щ1ым къэтТысыжащ".
"Батыр поднес перо к огню, и орлица тут же явилась. Он положил на одно её крыло мясо, на другое - бурдюки с водой, а сам сел ей на спину. Прежде чем взлететь, орлица сказала:
Теперь держись за меня покрепче, чтобы тебя не снесло ветром. Если я скажу "кау", брось мне в клюв мясо, если скажу "кап", влей мне в рот воды и она поднялась в воздух. Летит орлица. Скажет она "кау" - Батыр бросает ей мясо, скажет "кап" - вливает воды. Так летели они семь дней и ночей - стали иссякать их запасы. Воды осталось совсем немного, а мясо кончилось.
Когда в последний раз сказала орлица "кау", Батыр отрезал кусок от своей ноги и бросил ей в рот. В это время они достигли наземного мира, и орлица опустилась на землю".
Орел как помощник обнаруживается также в следующем сюжете, представленном в сказочном фонде адыгов: СУС 552 А=АА 552 (AT 552) Животные-зятья : три девушки выданы за сокола, орла, ворона ( за зверей, дождь, ветер); зятья помогают своему шурину добыть жену - красавицу.
В богатырских сказках важное значение имеет масть птицы и животных (коня, орла, барана и т.д.), особенно тогда, когда они служат средствами перемещения между мирами. Животные белого цвета обычно связывают подземный мир с земным.
Традиционные формулы адыгской богатырской сказки
Важное место в сказочном эпосе занимают традиционные формулы. На материале сказок разных народов они изучались многими учеными. Среди трудов, посвященных сказочным устойчивым формулам, следует назвать работы P.M. Волкова [96:29-58], Л.Г. Барага [92:201-232], Н. Рошияну [52] и др. На материале адыгского сказочного эпоса следует назвать исследования З.Ю. Кума-ховой и М.А. Кумахова [29:84-128], Ш.Х. Хута [66:65-72], А.И. Алиевой [2:125-188].
Как было отмечено, оригинальность адыгских сказок проявляется не только в содержании, но и в языке произведений, весьма насыщенных традиционными формулами. [29:121] В этом плане адыгская богатырская сказка представила богатый и разнообразный материал. Следуя сложившейся традиции, считаем возможным подразделить его на отдельные группы.
1. Инициальные. Внутри данной группы формул можно выделить несколько типов. Первый тип - это формулы, которые указывают на место действия, т.е. формулы пространства.
Румынский фольклорист Н.Рошияну полагает, что у каждого народа преобладает, как правило, один тип инициальных формул (либо формулы времени, либо пространства). [52:33] На материале адыгской сказки наиболее распространенным надо признать тип формул пространства. Основную роль в них играет элемент, указывающий на исходное место действия ("къуажэм" - "в селе"), а также элемент, который обозначает действие ("щыпсэурт" - "жил"). Таким образом, у нас получается самая простая формула: "Къуажэм щыпсэурт" -"В селе жил". Иногда слово "къуажэ" - "село" заменяется словом "хэку" -"страна" или другими функционально близкими ему словами. Часто, этот элемент осложняется неопределенным местоимением "зыгуэр" - "какой-то", например "Зы къуажэ гуэрым дэст" - "В каком-то селе жил", "Зы хэку гуэрым щыпсэурт" - "В каком-то государстве жил".
Другая инициальная формула образуется путем добавления нового элемента, который служит для констатации существования одного или нескольких героев: "Зы къуажэ гуэрым зы л1ы гуэр дэст" - "В каком-то селе жил один мужчина". ("Двадцать братьев и двадцать сестер"). [161:Ф.12,оп.1,ед.хр.6-в, п.№12] "Къуажэм зы л1ыжь ц1ык1урэ зы фызыжь ц1ык1урэ дэст" - "В селе жили один старичок и одна старушка". ("Сказка о Инижбии"). [161:Ф.12,оп.1,ед.хр.6-д, п.№4]
В части инициальных формул также называются имена героев: "Зы къуажэ гуэрам зэныбжьэгъуит1у дэст, Ашауэ и къуэрэ Бещауэ и къуэжьрэ - жа1эу"
- "В каком-то селе жили два друга, которых звали Сын Ашао и Сын Бешао". ("Сын Ашао и Сын Бешао"). [161:Ф.12,оп.1,ед.хр.6, п.№6] "Зы хэку гуэрым щыпсэуащ а Елджэрыкъуэк1э дызэджэ ліьіжь ціьїкіур" - "В каком-то государстве жил этот старичок, которого звали Эльджеруко". ("Эльджеруко и Арку-ят"). [161:Ф.12,оп.1,ед.хр.6-б, п.№15]
Многие инициальные формулы создаются включением и других элементов:
а) элемент, определяющий социальное положение героев: "Зы къуажэ гуэ рым зы тхьэмыщк1э гуэр щыпсэурт, Ашэщауэ и къуэк1э еджэу". - "В каком-то селе жил какой-то бедняк по имени Ашашао". ("Сын Ашашао"). [161:Ф.12,оп.1,ед.хр.6, п.№7]
б) элемент, определяющий семейное положение героев: "Зы жылэ гуэ рым, зы анэ къилъхуауэ, зэкъуэшищ дэст". - "В одном селении жили три брата, рожденные от одной матери". ("Сказка о Канталоу"). [161:Ф.12,оп.1,ед.хр.6-д, п.№7]
в) элемент, определяющий качественную характеристику героев: "Хьэмид жари зы л1ы бланэ хэкум ист". - "В стране жил один сильный мужчи на по имени Хамид". («Три брата»). [161:Ф.12,оп.1,ед.хр.6-в, п.№15]
Более сложные формулы образуются введением одновременно нескольких элементов, например, элементов определяющих социальное и семейное положение героя: "Зы къуажэ гуэрым щыпсэурт пщы, абы зыпхъу и1эт". - "В каком-то селе жил князь, у него была одна дочь". (Два сына пшеницы - Магомет и Мухамед"). [161:Ф.12,оп.1,ед.хр.6-б, п.№3]
Элементы, определяющие семейное положение и качественную характеристику героев: "Удэфауэ, 1уэхуншэу, еіуящізу зэкъуэшит1 зы къуажэ гуэрым дэст, зы шыпхъу закъуэ я1эу". - "В каком-то селении жили два брата, разнузданные, праздные, озорные, у них была одна сестра". ("Альберт, Сын Альберта"). [161:Ф.12,оп.1,ед.хр.6, п.№4]
2. Формулы времени. В адыгских сказках эти формулы являются редким явлением. Как можно было заметить, в рассмотренных формулах элемент, указывающий на время действия, отсутствует. В формулах данного типа этот элемент занимает значительное место. Основу этих сказочных формул образует элемент, указывающий на время ("Пасэ зэманым" - "В давние времена", "Зэгуэрым" - "Когда-то") и элемент, указывающий на действие ("щьііащ" -"жил"), например, "Пасэ зэманым щы1ащ" - "В давние времена жил". Эта формула может осложняться и другими элементами, которые присутствуют в формулах пространства: "Япэрей зэманым псэуащ зы л1ыжьрэ зы фызыжьрэ, нэхъ тхьэмыщк1э я къуажэ псом дэмысу" - "Жили давным-давно старик со старухой, беднейшие из бедных в своем ауле". ("Медведь-воспитатель"). [159:264]