Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Антропометрические характеристики культуристов и методика количественной оценки их соревновательных достижений Баранов Алексей Алексеевич

Антропометрические характеристики культуристов и методика количественной оценки их соревновательных достижений
<
Антропометрические характеристики культуристов и методика количественной оценки их соревновательных достижений Антропометрические характеристики культуристов и методика количественной оценки их соревновательных достижений Антропометрические характеристики культуристов и методика количественной оценки их соревновательных достижений Антропометрические характеристики культуристов и методика количественной оценки их соревновательных достижений Антропометрические характеристики культуристов и методика количественной оценки их соревновательных достижений Антропометрические характеристики культуристов и методика количественной оценки их соревновательных достижений Антропометрические характеристики культуристов и методика количественной оценки их соревновательных достижений Антропометрические характеристики культуристов и методика количественной оценки их соревновательных достижений Антропометрические характеристики культуристов и методика количественной оценки их соревновательных достижений
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Баранов Алексей Алексеевич. Антропометрические характеристики культуристов и методика количественной оценки их соревновательных достижений : Дис. ... канд. пед. наук : 14.00.02 : Малаховка, 1999 196 c. РГБ ОД, 61:00-13/555-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Форма и рельеф тела как показатели уровня соревновательных достижений культуристов 8

1.2 Эстетический аспект в бодибилдинге 10

1.3 Антропометрические измерения в бодибилдинге 34

1.4 Проблемы объективности судейства в бодибилдинге 37

1.5 Методы квалиметрии и их возможности в оценке объектов эстетического восприятия 45

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи исследования 55

2.2 Методы исследования 55

2.3 Организация исследования 66

Глава 3. Особенности телосложения культуристов

3.1 Тотальные размеры тела 70

3.2 Пропорции тела 73

3.3 Компонентный состав тела 75

3.4 Модельные характеристики культуриста 77

3.5 Взаимосвязь различных антропометрических показателей культуристов 87

3.6 Зависимость соревновательных достижений культуристов от величины характерных антропопометрических показателей 97

Заключение по III главе 99

Глава 4. Критерии эстетической оценки соревновательных достижений культуристов

4.1 Требования к критериям оценки 102

4.2 Разработка критериев эстетической оценки культуристов 105

4.3 Взаимосвязь показателей соревновательных достижений культуристов 106

Заключение по четвертой главе 117

Глава 5 Комплексная оценка соревновательных достижений культуристов

5.1 Структура оценки соревновательных достижений культуристов 119

5.2 Коэффициенты весомости критериев соревновательных достижений 121

5.3 Корреляционные взаимосвязи и факторная структура критериев оценки соревновательных достижений 122

Заключение 127

5.4 Методика количественной оценки соревновательных достижений культуристов 128

Выводы 131

Практические рекомендации 134

Библиография 136

Приложение 154

Введение к работе

Бодибилдинг (bodybuilding - от англ. телостроительство) или культуризм сравнительно молодой вид спорта. Стремительно развиваясь и со-вершенствуясь этот вид спорта ставит новые задачи и проблемы перед любителями и специалистами. В бодибилдинге, как и в других технико-эстетических видах, существуют проблемы, связанные с оценкой соревновательных достижений и методами ее объективизации.

Особую актуальность проблема объективных критериев оценки соревновательных достижений приобретает в видах спорта с визуальным способом определения результатов соревнований. Решение этой проблемы в видах спорта с субъективной оценкой результатов связано с рядом существующих трудностей. С одной стороны, трудность заключается в том, что в этой специфической группе видов спорта преобладают строгие требования к внешней форме движений и тела, например в бодибилдинге, и к эстетическому, экспрессивному выражению ее. С другой стороны, трудность состоит в том, что система оценивания, основанная на визуальном восприятии, действующая как на соревнованиях, так и в процессе подготовки к ним, имеет условное выражение.

Кроме того, критерии, по которым судьи производят оценку, не всегда четко сформулированы, и понимаются, порой, не однозначно. Вследствие этого, оценки судей страдают, в некоторых случаях, отсутствием согласованности и субъективизмом (82,153). На разных соревнованиях одного и того же уровня, одни и те же атлеты могут занять абсолютно разные места в зависимости: от состава участников, от состава судейской бригады, от освещения на сцене, от места проведения соревнований.;К тому же, никогда нельзя определенно сказать, какой из двух культуристов одного уровня лучше подготовлен, пока они не выступили вместе на одной сцене.

Если говорить о соревновательных достижениях в каком-либо виде спорта, то для того, чтобы их оценить, необходимо найти объективные критерии уровня этих достижений. В некоторых видах спорта нас может удовлетворить интегральная оценка, сделанная на основе одного, наиболее важного и существенного показателя, но в некоторых других видах, особенно там, где оценивается чисто внешняя сторона движений и тела (в бодибилдинге) требуются комплексные оценки (121).

В настоящее время в бодибилдинге появилась тенденция, направленная на увеличение эстетичности, зрелищности и популярности этого вида спорта. В связи с этим, особую остроту приобретают проблемы поиска объективных критериев оценки эстетической стороны выступлений спортсменов и разработки новой, более объективной системы оценки соревновательных достижений.

Применение квалиметрии, являющейся сравнительно новой отраслью метрологии, изучающей методологию и проблематику разработки комплексных количественных оценок качества любых объектов, позволяет по-новому подойти к решению старых проблем.

Рабочая гипотеза. Предполагается возможность количественного оценивания пропорций культуристов на основе использования пропорций "золотого сечения" и "золотого вурфа", создание методики количественной оценки выступлений культуристов на соревнованиях.

Цель исследования: изучить особенности телосложения культуристов на этапе спортивного совершенствования и с учетом этого разработать методику количественной оценки их соревновательных достижений.

Объектом исследования были культуристы, тяжелоатлеты и студенты контрольной группы - специализация физкультурно-оздоровительная работа, в возрасте 17 - 18 и 19-20 лет. Всего обследова б но около 200 человек.

Предметом исследования явились антропометрические показатели культуристов, характерные особенности их телосложения, взаимосвязь этих особенностей с уровнем соревновательных достижений в бодибилдинге, а также структура соревновательной оценки культуристов.

Научная новизна и практическая значимость»

Новым в работе является применение эстетических канонов для оценки пропорций телосложения и методов квалиметрии для оценки достижений в культуризме. В этом, достаточно молодом и новом (для нашей страны) виде спорта, вообще отсутствуют теоретические работы посвященные судейству соревнований. Новизна данного исследования подчеркивается тем, что впервые в истории культуризма сделана попытка внедрить эстетические критерии, применяемые в других технико-эстетических видах, в оценке соревновательных достижений культуристов.

Впервые по углубленной программе антропометрических исследований изучены особенности телосложения культуристов 17 - 18 и 19-20 лет на этапе спортивного совершенствования, исследована взаимосвязь с показателями силы различных мышечных групп. Разработаны критерии оценки телосложения культуристов на основе пропорций "золотого сечения" и "золотого вурфа", и методика количественной оценки соревновательных достижений культуристов.

Основные положения, выносимые на защиту:

особенности телосложения культуристов 17 - 18 и 19 — 20 лет на этапе спортивного совершенствования, взаимосвязь силовых и антропометрических показателей культуристов;

антропометрические показатели и критерии оценки телосложения культуристов на основе классических эстетических канонов;

иерархическая структура субъективной оценки соревнователь 7

ных достижений культуристов;

методика количественной оценки соревновательных достижений культуристов.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационной работы доложены на XVIII, XIX и XX научных конференциях студентов и молодых ученых МГАФК (Малаховка, 1994, 1995 и 1996 гг.) и разработанная методика оценки использована на практике. С ее помощью проходила подготовка спортсменов к первенству г. Москвы по бодибилдингу 1997 года во Дворце пионеров имени А.П. Гайдара и сборной команды г. Москвы к первенству России 1997 года.

Форма и рельеф тела как показатели уровня соревновательных достижений культуристов

Форма тела и его рельеф являются важными показателями достижений в бодибилдинге. Это объясняется, прежде всего, теми целями, которые ставит перед спортсменами современный бодибилдинг.

Как уже говорилось выше, основная цель культуристов - создание красивого, гармонично развитого и сильного тела (181). Поэтому в бодибилдинге основными эстетическими ценностями являются: пропорции, объем и форма мышц, качество мышц и общая гармония фигуры. При этом в соревновательном бодибилдинге существуют определенные критерии оценки формы и качества мышц (187).

Что касается общей гармонии фигуры, то тут есть идеал формы тела, относительно которого оценивается фигура культуриста. Основные черты этого идеала; атлетический тип телосложения, нормальная (средняя) длина конечностей, широкие плечи, узкий таз, зрительный баланс верхней и нижней частей тела (148).

Говоря о качестве мышц, культуристы имеют в виду два показателя: количество подкожного жира или "прозрачность" кожи и рельеф мышц, то есть их бугристость и исчерченность (28,29).

Анализируя тенденции развития мирового бодибилдинга, можно сказать, что культуристу надо достигнуть такого состояния тела, чтобы по его телу можно было изучать анатомию.

Рельеф мышц культуриста или степень их проработки подразделяется в бодибилдинге на сепарацию и дефиницию. Сепарация - продольное разделение мышечных пучков и головок друг от друга. Дефиниция - поперечная исчерченность мышечных пучков, т.е. возможность зрительного разделения различных мышечных пучков более мелкого масштаба (28,29). Для того, чтобы объективно оценивать рельеф мышц культуриста, необходимо рассмотреть, от каких анатомических факторов зависит рельеф.

Внешние формы человека определяются, прежде всего, анатомическим строением той или иной области. Однако, характер питания, образ жизни, профессия также оказывают влияние на рельеф человеческого тела. Рельеф человеческого тела, как и любой другой поверхности (например, земной коры, скульптуры и др.), складывается из совокупности возвышений и углублений. Поэтому рельефная анатомия (от итал. "releo" - поднимаю) изучает все виды неровностей, создающихся на человеческом теле (59).

Неровности рельефа человеческого тела могут быть разделены на две основные группы: на анатомические возвышения (eminentia) и на анатомические углубления (exavatio). В их образовании принимают участие самые различные анатомические структуры.

На форму и рельеф человеческого тела большое влияние оказывают возрастные особенности. Изменения форм и рельефа тела в различные возрастные периоды бывают настолько характерны, что позволяют по определенным морфологическим признакам достаточно точно определить возраст людей (59).

В каждый возрастной период устанавливаются свои корреляции пропорций. Так, у новорожденного голова составляет 1/4 длины тела, у взрослого - 1/8. В период роста организма различные отделы тела растут с различной интенсивностью. Быстрее всего происходит рост нижних конечностей, затем верхних и, наконец, туловища и головы. В течение жизни нижняя конечность увеличивается в размере в 5 раз, верхняя - в 4 раза, туловище - в 3 раза, а размеры головы лишь удваиваются, При этом усиленное развитие туловища в ширину чередуется с ростом его в длину. Основные изменения формы и рельефа тела приходятся на период полового созревания. В зрелом возрасте решающая роль в окончательной обрисовке внешней формы и рельефа тела принадлежит мышцам и подкожно-жировой клетчатке (57).

Степень развития мышц и подкожно-жировой клетчатки определяют рельеф тела в бодибилдинге, и поэтому являются важнейшими показателями достижений культуриста в построении собственного тела (9).

Взаимосвязь различных антропометрических показателей культуристов

С целью выявления латентной структуры силовой подготовленности культуристов, а также выяснения взаимосвязей между различными показателями силовой подготовленности был проведен факторный анализ результатов тестирования. Он проводился методом главных компонент (R - вариант факторного анализа).

Предварительно была проведена статистическая обработка результатов тестирования с вычислением выборочных характеристик распределения. Нас интересовали следующие характеристики: среднее арифметическое каждого показателя (X), их стандартные отклонения (S), ошибка репрезентативности (гп); коэффициенты вариации (V), асимметрии (А) и эксцесса (Ех). Все характеристики каждого показателя силовой подготовленности культуристов представлены нами в приложении в таблице 27.

Был проведен корреляционный анализ результатов силового тестирования, который можно рассматривать как предварительную процедуру факторного анализа, связанную с выделением групп сильно коррелирующих показателей. В результате корреляционного анализа была получена матрица интеркорреляций, представленная в таблице 13.

Крепость полученной матрицы, вычисляемая как среднее арифметическое абсолютных значений всех коэффициентов корреляции, оказалась равной примерно 0,471. Исходя из смыслового содержания показателей, составляющих матрицу интеркорреляций для удобства анализа необходимо отметить наличие трех групп показателей: 1) антропометрические показатели - рост и вес спортсменов; 2) показатели максимального веса поднимаемого в различных упражнениях с отягощением; 3) показатели повторного максимума в упражнениях без отягощения; и отдельно выделим показатели суммарного результата в упражнениях с отягощением и без него. Рассмотрим эти четыре группы коэффициентов корреляции.

Что касается антропометрических показателей, то сразу выделяется тот факт, что вес тела сильно взаимосвязан с показателями второй группы, особенно с максимальным результатом в жиме стоя (упр.№ 3) г = 0,826. Тот же вес тела достаточно сильно коррелирует с показателем суммарного результата в упражнениях с отягощением (№38). Слабые корреляционные связи прослеживаются с 13, 14, 16 и 17 показателями. С показателями 15 и 19 вес тела имеет слабые отрицательные корреляции (-0,255 и -0,038 соответственно).

Рост (показатель 2) взаимосвязан с весом тела (г = 0,511), взаимосвязь является значимой на уровне р 0,01. Взаимосвязь роста с остальными показателями является достаточно слабой (г 0,3), хотя в некоторых случаях эти зависимости являются статистически значимыми на уровне р 0,05, Между показателями второй группы (№ 3-12) прослеживаются сильные (г .0,8) или достаточно сильные (г 0,5) корреляционные взаимосвязи.

Наиболее тесно связаны между собой показатели силы мышц рук, например, жим штанги, стоя (№ 3) и жим лежа (№ 4) коэффициент корреляции равен 0,921. Также сильно взаимосвязаны показатели № 5 и № 6, коэффициент корреляции г = 0,926. Остальные взаимосвязи внутри второй группы слабее, но они являются статистически значимыми на уровне р 0,01. Кроме того, необходимо отметить сильные интеркорреляции между показателями №.№ 3 - 7 с показателем суммарного результата в упражнениях с отягощением (№ 18) г 0,8; и достаточно сильные взаимосвязи показателей №.№ 8 - 12 с 18- тым показателем (г 0,6),

Между показателями третьей группы встречаются корреляционные взаимосвязи как средней силы (г 0,4), так и достаточно слабые (г 0,4), но большинство из них статистически значимы на уровне р 0,05. Наблюдается остаточно сильная взаимосвязь (г = 0,691) между показателем № 15 (Подъем тул. из пол. лежа на животе, на количество раз) и показателем суммарного результата в упражнениях без отягощения (№ 19).

Интересно отметить, что среди показателей третьей группы только у показателя № 14 (отжим, на брусьях) наблюдаются достаточно сильные взаимосвязи с показателями второй группы (г 0,6). Также можно отметить, что этот показатель достаточно сильно связан (г = 0,589) с показателем суммарного результата в упражнениях с отягощением (№ 18).

Говоря о взаимосвязи показателей № 18 и № 19 необходимо сказать, что она достаточно слабая, но является статистически значимой на уровне р 0,05 (г = 0,252). В результате факторного анализа, осуществленного по методу главных компонент, выделились два фактора, с обобщенной дисперсией 66,2 %. В таблице 14 представлены факторные нагрузки различных показателей мышечной силы культуристов.

Первый из них объединяет показатели с большими факторными весами. Ими являются показатели максимального результата в упражнениях с отягощением, т.е. показатели номер 3,4, ... 12. Наибольший факторный вес по первому фактору имеет показатель № 18, т.е. показатель суммы упражнений 3-12. Он составляет 0,98. Предположительно данный фактор можно идентифицировать как фактор "максимальных силовых возможностей" спортсменов.

Взаимосвязь показателей соревновательных достижений культуристов 106 Заключение по четвертой главе

Для подтверждения выдвинутого предположения о реальной структуре оценки соревновательных достижений культуристов, а также для выяснения взаимосвязей между различными показателями достижений был проведен факторный анализ по методу главных компонент (R - вариант факторного анализа).

Предварительно была составлена экспертная анкета для оценки взаимосвязей между групповыми и единичными показателями соревновательных достижений методом семантического дифференциала. Для этого была составлена шкала для оценки силы взаимосвязи различных ппоказа-телей по 10 бальной шкале (см. Приложение).

Сначала была проведена статистическая обработка результатов анкетирования, в результате которой были получены моды (Мо) оценок каждой взаимосвязи по всем анкетам. Затем, провели корреляционный анализ полученной матрицы, который позволил выявить группы коррелирующих признаков. После чего, подобная процедура была проделана с той же матрицей, но повернутой на 90, В первом случае единичные признаки считались наблюдениями, а во втором — факторами. Поэтому были получены две корреляционные матрицы для каждой из которых был проведен факторный анализ.

Сначала подведем итоги корреляционного анализа первой матрицы. Корреляционная матрица взаимосвязей групповых и единичных показателей соревновательных достижений культуристов представлена в таблице 20. Крепость матрицы, рассчитываемая как среднее арифметическое всех абсолютных значений интеркорреляций оказалась равна 0,688.

Как видно из представленной матрицы, основная масса коэффициентов корреляции имеет довольно высокие значения г 0,69. Они являются статистически значимыми на уровне р 0,01. Кроме того можно выделить две группы коэффициентов, значения которых говорят об интеркорреляции средней силы и слабой. Слабая корреляция (г 0,2) просматривается в парах с четвертым показателем (четкость). Это означает, что взаимосвязь четвертого показателя - четкости, статистически не значима на уровне р 0,05. Корреляции средней силы ([г] 0,5) наблюдаются в парах с пятым показателем.

Это значит, что взаимосвязь пятого показателя - пластичности, статистически значима на уровне р 0,01. Наиболее сильные отрицательные корреляции наблюдаются у атлетичности (1 показатель) с хореографично-стью (6 показатель) -0,926, выразительностью (7 показатель) -0,945 и музыкальностью (9 показатель) -0,951. У проработанности (3 показатель) с музыкальностью (9) -0,937 и хореографичностью (6) -0,898.

Наиболее сильные положительные интеркорреляты наблюдаются у атлетичности (1) с гармоничностью (2) 0,913 и с проработанностью (3) 0,938, а также у гармоничности (2) с проработанностью (3) 0,913. Помимо этого у хореографичности (6) с выразительностью (7) 0,908, с музыкальностью (9) 0,904 и художественностью (10) 0,928. У выразительности (7) с художественностью (10) 0,897 и музыкальностью (9) 0,901, а также у динамичности (8) с музыкальностью (9) 0,924.

В результате корреляционного анализа выделяется три группы показателей; первая - показатели № 1, № 2, № 3; вторая - четвертый показатель; третья группа - показатели № 5, № 6, № 7, № 8, № 9 и № 10. Эти группы отражают три составляющие соревновательных достижений: красота телосложения, искусство позирования и эстетичность произвольной композиции.

Теперь рассмотрим результаты корреляционного анализа другой матрицы, в которой факторами являются единичные показатели соревновательных достижений культуристов. Матрица интеркорреляций этих показателей представлена в таблице 21.

Крепость представленной матрицы, полученная уже известным путем равна 0,698. При внимательном рассмотрении интеркорреляционной матрицы наблюдаются три группы коэффициентов, которые характеризуют взаимосвязи различных единичных признаков соревновательных достижений. Поэтому, чтобы интерпретировать результаты корреляционного анализа более систематизировано, необходимо выделить три группы признаков: первая группа - признаки, характеризующие тело культуриста, признаки №№ 1,2,3,4,5,6 и 7; вторая группа - признаки, характеризующие умение позировать, признаки №№ 8 и 9; третья группа - признаки, характеризующие эстетические качества произвольной программы: номера 10 - 17.

Внутри первой группы все взаимосвязи достаточно сильные и носят положительный знак (г 0,8). Можно сказать, что эти зависимости статистически значимы на уровне р 0,01. Наиболее сильной является корреляция между показателем 4 (симметричность) и показателем 5 (пропорциональность) г = 0,995. Это объясняется тем, что пропорциональное тело не возможно без симметрии. Взаимосвязь показателей первой группы с остальными показателями имеет отрицательный знак. Причем, взаимозависимость показателей первой и третьей групп довольно сильная ([г] 0,75) и является статистически значимой на уровне р 0,01.

Наиболее сильная отрицательная зависимость наблюдается между показателями первой группы и показателем № 13 (ритмичность) [г] 0,9. Корреляция показателей первой группы с показателями второй группы слабая ([г] 0,4) и, чаще, не является статистически значимой на уровне р 0,05. При этом, взаимосвязь показателя 1 (массивность) и 9 (законченность) оказалась средней силы (г =- 0,431) и является значимой на уровне р 0,05.

Корреляции показателей первой группы с точностью (8) оказались гораздо слабее ([г] 0,2), чем с законченностью (9), но и они не являются значимыми на уровне р 0,05, например, взаимосвязи показателей 1 и 9, 4 и9,6и9([г] =0,37).

Между показателями второй группы (показатели 8 и 9) существует сильная положительная корреляция (г = 0,888). Взаимосвязь показателя 8 (точность фикс, поз) с показателями третьей группы в большинстве случаев имеет отрицательный знак и является довольно слабой ([г] 0,25). Корреляция же 9-го показателя (законченность движ.) является положительной, но в большинстве случаев довольно слабой (г 0,35) и статистически не значима на уровне р 0,05. Исключение составляют взаимосвязи законченности (9) с целостностью композиции (10) г = 0,527, и с согласованностью движений (12) г = 0,563, хотя они и не являются значимыми на уровне р 0,05.

Корреляционные взаимосвязи и факторная структура критериев оценки соревновательных достижений

Получив мнения экспертов по вопросу сравнения значимости единичных показателей для наилучшего соревновательного результата, мы обобщили эти данные, и свели в единый сводный протокол (см. Приложение). Затем, полученные данные были подвергнуты корреляционному и факторному анализу для выяснения коррелирующих признаков, и определения латентной структуры соревновательного достижения.

Перед проведением корреляционого анализа были вычислены выборочные характеристики каждого единичного показателя, рассматривая его вариацию от эксперта к эксперту. Вычислялись следующие характери-тики выборки: среднее арифметическое, стандартное отклонение, ошибка репрезентативности и коэффициент вариации.

В результате корреляционного анализа получена матрица интеркорреляций единичных признаков, представленная на таблице 25. Как видно из данной матрицы, взаимосвязь большинства единичных признаков соревновательных достижений культуристов довольно слабая и, в большинстве случаев, отрицательная.

Крепость интеркорреляционной матрицы, вычисляемая как среднее арифметическое абсолютных значений всех коэффициентов корреляции, равна 0,229. Это говорит о разобщенности единичных показателей соревновательных достижений.

Несмотря на вышесказанное, мы можем увидеть некоторые взаимосвязи средней силы и, даже довольно сильные. Так, показатель 8 (точность фиксации поз) довольно сильно коррелирует с показателями 13 (ритмичность движений) и 17 (образность); коэффициенты корреляции равны 0,691 и -0,770 соответственно. Это говорит о сильной положительной связи между точностью фиксации поз и ритмичностью движений, и сильной обратной зависимости точности фиксации и образности, что объясняется тем, что при воплощении сложных сценических образов очень трудно обеспечить идеальную правильность фиксации поз.

Кроме того, говоря об интеркорреляции единичных признаков, необходимо отметить наличие статистически достоверных взаимосвязей между признаками: 3 (форма мышц) и 7 (дефинированность), 3 и 8 (точность фиксации); 7 и 8 (г = 0,439); 9 (законченность движений) и 7 (дефинированность), и 8 (точность фиксации).

Интересными, с нашей точки зрения, являются взаимосвязи отрицательного характера между законченностью движений (9) и образностью (17) г = - 0,606; между симметричностью тела спортсмена (4) и согласованностью его движений (12) г = - 0,614; между сепарироваиностью (6) и оригинальностью произвольной программы (16)г - - 0,522; между формой мышц (3) и их дефинированностью (7) г = - 0,598. Причем, все эти отрицательные взаимосвязи являются статистически достоверными на уровне значимости q = 0,99.

Отрицательный характер этих взаимосвязей объясняется тем, что спортсмены слишком много времени уделяющие достижению наилучших показателей развития тела, не отличаются хорошей подготовленностью своих произвольных программ и художественным их исполнением. Отрицательная же корреляция формы мышц и их дефиниции говорит о том, что в погоне за игипперп[роработанностьюи мышц атлеты ухудшают их форму.

Наиболее сильные положительные взаимосвязи наблюдаются между точностью фиксации поз (8) и законченностью движений (9) г = 0,640, а также между точностью фиксации и ритмичностью (13) г = 0,691. Взаимосвязи статистически достоверны на уровне р 0,01. Это объясняется тем, что точность фиксации поз, характеризующее мастерство позирования, всегда сопровождается такими характеристиками как законченность движений и их ритмичность. Труднообъяснимой, на наш взгляд, является взаимосвязь средней силы между дефинированностью (7) и законченностью движений (9) г = 0,506, статистически достоверная на уровне р 0,05.

Корреляционный анализ представленной матрицы показал невозможность выделить (без дальнейшей обработки) группы сильно коррелирующих факторов. Поэтому даннная матрица интеркорреляций была подвергнута факторному анализу по методу главных компонент. Результаты факторизации интеркорреляционной матрицы единичных показателей соревновательных достижений культуристов представлены на таблице 26.

Компьютер IBM Р - 133, на котором проводился анализ, выделил два фактора с общей дисперсией 41,3 %. Первый фактор имеет высокие факторные веса с показателями 7 (дефинированность), 8 (точность фиксации) и 9 (законченность движений), но с отрицательными знаками. Также, наблюдается высокая положительная корреляция (г = 0,753) этого фактора с показателем образности (17). Данный фактор имеет отрицательные факторные нагрузки по показателям пропорциональности (5), целостности (10), согласованности (12), ритмичности (13) и эмоциональности выступления (15).

На основе полученных факторных весов, можно интерпретировать данный фактор как "смысловое содержание произвольной программы".

Второй фактор, выделенный компьютером, имеет высокую положительную корреляцию с показателями 12 (согласованность движений) и 16 (оригинальность), 0,758 и 0,866 соответственно. Интригующим является тот факт, что по большинству (11 из 15 - ти) показателей этот фактор имеет отрицательные факторные нагрузки. Этот фактор может быть интерпретирован как "фактор продуманности произвольной программы".

Относительно невысокий вклад обеих факторов в общую дисперсию (41,3 %) говорит о том, что существуют некоторые латентные факторы, не выявленные при анализе, которые оказывают большое влияние на достижение наилучшего результата.

Похожие диссертации на Антропометрические характеристики культуристов и методика количественной оценки их соревновательных достижений