Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теория и практика формирования эстетической культуры личности в условия общеобразовательного учреждения
1.1 . Теоретические основы формирования эстетической культуры в процессе воспитания личности 11
1.2. Эстетическая культура как деятельностно-творческая категория в воспитании личности 32
1.3. Основные аспекты формирования эстетической культуры в педагогической практике 56
Глава II. Опытно-экспериментальная работа формирования эстетической культуры личности в условиях гимназии
2.1. Содержание, формы и методы формирования эстетической культуры современного школьника в системе основного образования 81
2.2. Формирование эстетической культуры современного школьника в системе дополнительного образования 100
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы формирования эстетической культуры современного школьника в условиях гимназии 120
Заключение 143
Библиография 157
Приложения 167
- Теоретические основы формирования эстетической культуры в процессе воспитания личности
- Эстетическая культура как деятельностно-творческая категория в воспитании личности
- Содержание, формы и методы формирования эстетической культуры современного школьника в системе основного образования
- Формирование эстетической культуры современного школьника в системе дополнительного образования
Введение к работе
Развитию физической культуры и спорта в напей стране ЦК КПСС и Советское правительство уделяют постоянное внимание. Решениями съездов КПСС, постановлениями ПК КПСС и Совета Министров СССР перед физкультурным движением поставлены новые задачи /I, 2 /. Физическое воспитание должно базироваться на хорошо разработанной научно обоснованной системе и охватывать все возрастные группы населения. Наряду с развитием массовых форм физической культуры, большое внимание долино уделяться повышению уровня мастерства советских спортсменов.
Достижение высоких спортивно-технических результатов в ответственных соревнованиях является одной из важных проблем на современном этапе. При этом особое значение имеет рациональное построение тренировочного процесса на заключительных этапах подготовки спортсменов к соревнованиям / Г.її.Раменская, 1970; А.Ф.Бойко, 1971; В.А,Булкик, 1975 /.
Увеличение объемов тренировочных нагрузок, происходящее в последние годы во многих видах спорта, не всегда приводило к заранее планируемым результатам. Этот рост не может продолжаться беспредельно, что заставляет искать новые пути совершенствования подготовки спортсменов. Одним из путей является повышение качества их подготовки, особенно на завершающих этапах соревновательного периода / Н.Г.Озолин, 1970; Л.П.Матвеев, 1977; В.А.Парфенов, В.Н.Платонов, 1979; В.Н.Платонов, 1984 /.
Вопросы оптимизации подготовки спортсменов особенно актуальны в видах спорта, таких как лыжное двоеборье, пятиборье, десятиборье и др.
В лшшом двоеборье, включающем в себя прыжки на лыках с трамплина и лыкную гонку на 15 км, в последние годы происходило посто-
янное увеличение объемов тренировочной нагрузки в какдом виде. При этом отмечалось, что увеличение показателей нагрузки как в прыжках на лыяах, так и в лыкной гонке, не всегда приводило к росту результатов.
Усиливающаяся конкуренция и увеличение количества ответственных соревнований как на всесоюзной, так и на международной арене обусловили сокращение сроков подготовки к каждому соревнованию, что требует дальнейшего совершенствования методики тренировки.
Для повышения эффективности подготовки лъелшкоб-двое борце в на завершающих этапах соревновательного периода, важное место имеют исследования по установлению рационального соотношения прыжковой и гоночной подготобки, а также чередование их как на протяжении этапа, так и в микроциклах.
Дашше вопросы в лыжном двоеборье, особенно на этапах непосредственной подготовки к соревнованиям не изучались. Не определена такие величина тренировочной нагрузки на данном этапе в отдельном занятии при проведении двухразовых тренировок в день. Все это и определяет актуальность проводимых исследований.
Исходя из этого, мо;;шо предположить, что построение тренировочного процесса на этапах непосредственной подготовки' к соревнованиям с учетом оптимального соотношения и чередования видов специальной подготовки в лыянон двоеборье, создаст условия, способствующие сохранении высокого уровня работоспособности и реализации ее в высокий спортивно-технический результат.
Существовавшие в практике лыжного двоеборья варианты подготовки к соревнованиям, позволяли добиваться высоких результатов. По усиление конкурентной борьбы на крупнейших соревнованиях, ке позволило в дальнейшем достичь делаемого тренировочного эффекта. В методике подготовки лыжников-двоеборцев нет единого мнения не
только в вопросах соотношения прыжовой и гоночной подготовки, но таксе и скоростно-силовой подготовки для поддержания уровня работоспособности в какдом из видов. Наряду с соотношение!,! ванное значение имеет чередование прыжковой и гоночной подготовки как в микроциклах, так и на этапе. Большое значение такз:е имеет величина тренировочной нагрузки в занятии при непосредственной подготовке к соревнованиям, во многом определяющей успешное выступление спортсменов*
Данное положение послуяило основанием для проведения экспериментальных исследований по выявлению оптимального варианта соотношения видов специальной подготовки у лыкников-двоеборцев, эффективности использования микроциклов с различной направленностью, величины тренировочной нагрузки по прыскан на лыздх и в льшной гонке на занятии.
В настоящем исследовании экспериментально обосновывалась методика подготовки лыжников-двоеборцев старпих разрядов, обеспечивающая сохранение высокого уровня подготовленности к моменту участия в ответственных соревнованиях.
Основные положения предложенной методики по использованию на этапах непосредственной подготовки к соревнозаниям соотношения и чередования видов специальной подготовки, нашли отражение в практике лыжного двоеборья.
По теме исследований в диссертационной работе на защиту выносятся следующие положения!
в лішюм двоеборье подготовленность спортсменов во многом зависит от использования в тренировочном процессе различного соотношения видов специальной подготовки, особенно на завершающих этапах соревновательного периода;
обоснование использования различных микроциклов по решаемым задачам и последовательности применения таких :-шкр о циклов
при подготовке к ответственным соревнованиям?
- установление оптимальной величины тренировочной нагрузки по прьшкам на льохах и лыжной гонке на отдельном занятии при двухразовых тренировках, позволяющей сохранить высокий уровень работоспособности и реализации ее в наивысший результат в соревнованиях.
Теоретические основы формирования эстетической культуры в процессе воспитания личности
За многовековую историю развития педагогической науки немало сказано о воспитании человека. Однако воспитательный процесс ещё таит в себе много нерешённых вопросов, обусловленных взаимодействием социальных и биологических факторов. Воспитание имеет сложный исторический путь развития, когда из суммы идей зарождалась педагогика как наука, вырабатывающая аксиологические императивы образования, формирующая и интерпретирующая ключевые понятия её классических концепций. Воспитание, являющееся культурно-исторической категорией, есть неотъемлемая и неделимая часть динамического процесса образования, что объясняет его поликонцептуальность, полипарадигмальность и процессуальную динамичность. Воспитание - не внешняя форма образования, а его внутреннее содействие развитию человека, формированию его культуры. Культура - важнейший институт воспитания, т.к. она углубляет представления человека не только о процессах бытия, но и о собственном отношении и причастности к нему. Она координирует взаимоотношения людей, раскрывает синкретичность человека и природы, человека и общества, способствует раскрытию творческих потенций. По мнению В.М.Розина, понятие «культура» выражает три основных аспекта: - культурное становление; - совокупность человеческих традиций; - естественную целостность системы. Культура в реальном историческом времени всегда будет уникальным явлением. И её история - это ни что иное, как попытка анализа опыта пред- шествующего поколения с позиций современности. Следует констатировать, что культура - основа развития цивилизации. Хотя этимология слова «культура» восходит ещё к Античности, но в своём современном значении оно употребляется только с эпохи Просвещения. В настоящее время особо акцентируется роль культуры, так как именно она маркирует человека как существо высшего уровня развития. Культура, в отличие от биологических свойств, не передаётся по наследству, а приобретается в процессе воспитания, следовательно, она является необходимым условием формирования личности. В современной науке трактование понятия культуры многообразно и полифункционально. У сторонников аксиологической трактовки (А.И.Арнольдов, П.С.Гуревич, Н.К.Рерих и другие) она выступает как совокупность духовных и материальных ценностей. Учёные рассматривали культуру как результирующий фактор деятельности личности, где ценности и смыслы выражают субъективную реальность и управляют деятельностью. Существует антропологическое понимание роли культуры, рассматривающее её как сферу бытия человека, где личность понимается как субъект культуры (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Л.Н.Коган, Д.С.Лихачёв и другие). Процесс овладения культурой понимается как участие в диалоге культур. Сторонники деятельностной концепции культуры (М.С.Каган, М.С.Злобин и другие) считают, что культура есть совокупность форм и её усвоение происходит в процессе деятельностного присвоения человеческого опыта. Существует и концепция понимания культуры через её личностно-творческую природу (Э.Б.Баллер, Э.В.Ильенкова). Она здесь понимается как потенциал творческой активности, характеризующий развитие. При всей полярности взглядов вырисовывается общая основа: человек как субъект культуры и её исторически-творческое выражение. Огромный спектр возможностей воздействия культуры на человека в процессе образования заключается, на наш взгляд, в её многофункциональности. Для нашего исследования ведущую роль определили следующие функции: - смыслообразующая - формирующая особый смысловой мир; - гносеологическая - постижение собственной души и окружающего мира; - эвристическая - понимание культуры как диалога; - мировоззренческая - определяющая культурные устремления; - воспитательная - становление человека посредством усвоения культурных ценностей и норм. Культура, являющаяся полифункциональной, многоуровневой системой ценностей и специфически качественных характеристик, способствует разрешению многих проблем современного общества. Позитивная координация социокультурной динамики будет обусловлена формированием эстетической культуры современных школьников. Эстетическая культура - одна из составляющих общего понятия «культура». Нельзя провести грань между культурой как таковой и эстетической культурой, выраженной в совокупности свойств и способности личности воспринять и проанализировать эстетически значимые явления в природе и в обществе [157, 400]. Так, Ф.Шиллер отождествлял эти понятия, выделяя последнее как высший уровень культуры. Эстетическая культура, на наш взгляд, действительно может детерминировать целостность личности через реализацию её творческого потенциала. Это положение подтверждается и в работах Н.И.Киященко «развитая эстетическая культура обеспечивает личности, обладающей ею, свободу проявления всех задатков и развитых на их основе способностей и талантов» [174, 63]. Строение эстетической культуры многомерно: эстетические взгляды, концепции, потребности, мировоззрение и другие составляющие. Следовательно, формирование эстетической культуры средствами искусства - оптимальный путь решения этого сложного вопроса. К необходимости широкой опоры на возможности искусства в формировании эстетической культуры побуждает и тот факт, что оно открывает большие возможности в решении вопроса самовоспитания и самоактуализации личности в процессе вопроса самовоспитания и самоактуализации личности в процессе образования через выделение универсальных проблем. Мы будем расценивать и рассматривать эстетическую культуру как совокупность духовных ценностей, позволяющих адекватно воспринимать, анализировать, эстетически оценивать значимые явления в среде жизнедеятельности индивида. Значимость культуры проявляется на двух уровнях, находящихся во взаимосвязи: внутреннем и внешнем. Воспитательное значение эстетической культуры заключается не в расширении общего кругозора человека, а в способности стимулирования развития психических образований, которые необходимы ему для успешной деятельности. Категории «культура» и «образование» всегда будут взаимозависимы, но следует отметить, что культура будет идти несколько впереди, ведь каждое поколение приходит в этот мир уже исторически сложившихся парадигматических установок. Образование будет строиться с их учётом как культурно историческая категория. Тем не менее, «мировой опыт, опыт развития передовых стран мира позволяет сделать вывод о том, что именно школа, именно образование становится самым влиятельным инструментом позитивного социального воздействия на развитие общества» [65, 7]. Жизненный путь индивида от первого до последнего дня есть сложный и неоднозначный процесс воспитания. Верно выбранный курс воспитания в процессе образования есть основа будущей активности человека и его культурного уровня. «Быть активным - значит дать проявиться способностям и таланту, всему богатству дарований, которыми хоть и в разной степени, но наделён каждый человек» [228, 379]. Ориентация на человеческую индивидуальность - конечная цель культуры.
Эстетическая культура как деятельностно-творческая категория в воспитании личности
Воспитание - процесс, подразумевающий целенаправленную организацию по передаче историко-онтологического, социально-культурного опыта старшего поколения младшему с целью становления индивида как личности. Данный процесс есть воздействие сознания на сознание, результативность которого рассчитана на отдалённые временные пространства. И.Кант утверждал, что два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать [8, 346]. Воспитание - вид продуктивной деятельности, когда в процессе иерархических воздействий на сознание и поведение индивида, происходит формирование социокультурных установок. Для ценностных ориентации первостепенное значение имеет формирование эстетической культуры. Эстетическая культура предполагает воспитание через эмоциональное воздействие, что характеризуется как «очень тонкий процесс» [183, 585].
Ю.В.Сенько рассматривает сам процесс образования как «способ становления человека в культуре [193, 61]. В процессе анализа теоретической мысли и эмпирического опыта можно сделать выводы, что воспитательный процесс будет наиболее эффективен и продуктивен, когда если он вписан в контекст культуры как величайшего достижения человеческого разума (Е.А.Ям-бург, Б.С.Гершунский и другие). «Эстетическое воспитание можно рассматривать как совершенствование эстетической культуры личности» [55, 6]. И формирование эстетической культуры средствами искусства - наиболее оптимальный путь воспитания личности. Но формирование эстетической культуры средствами искусства должно учитывать как когнитивный, так и эмоциональный план (Г.Г.Шпет, А.В.Бакушенский). Эстетическая культура есть взаимодействие, предполагающее особую атмосферу доверия.
Проблема воспитания человека неразрешима без использования возможностей искусства. Поэтому в понятие развития личности неделимой частью должно входить эстетическое воспитание, которое предполагает формирование эстетической культуры средствами искусства как развитие универсальных способностей в различных сферах жизнедеятельности. Искусство само по себе уже универсально, т.к. воспитывает не одну человеческую способность, а их синкретичное соединение.
Трактовка сущности и взаимосвязи формирования эстетической культуры является глобальным вопросом не только для теории, но и для практики воспитания. В понимании сущности эстетической культуры мы ориентировались на философско-антропологическую интерпретацию деятельности человека как активного проявления его субъектности.
Формирование эстетической культуры - целенаправленный процесс развития способностей и потребностей индивида воспринимать, оценивать окружающую действительность и преобразовывать ее по законам эстетического совершенства. Этот процесс предполагает две функциональные особенности: рецептивность и репродуктивность (способность воспринимать и способность создавать). Но для того, чтобы сделать эстетическую культуру результативным фактором системы эстетического воспитания, необходимо понять сущность процесса формирования самой эстетической культуры.
Социальные исследования последних лет выявили тенденцию снижения уровня культуры, и в частности, эстетической культуры. Так, был исследован уровень культуры студентов Южного Урала, Магнитогорска (исследования А.Недосекиной). Выяснилось, что многие студенты не знают именитых исполнителей произведений современного и классического искусства, плохо помнят народное творчество, детских писателей, практически не имеют представления о мифологии, не знают и не интересуются классическим искусством. Возникает вопрос: откуда берутся такие студенты? Но все они бывшие выпускники школ, они воспитывались своими родителями, но здесь возникает уже и второй вопрос: а какие же родители получатся из нынешних студентов и «каких детей получит наше общество, наши учителя и преподаватели школ и вузов?» [147, 31].
Конечно, есть объективные обстоятельства, объясняющие ряд причин такого упадка культуры. Это асоциальные явления: ухудшение экологии, токсикомания, наркомания, беспризорность, заболевание СПИДом и многие другие факторы. Но нельзя снимать со счетов тот факт что. к сожалению, низкий уровень культуры - это результат и непродуманного, несистематического, неадекватного педагогического воздействия на личность, неэффективность приемов и методов, положенных в основу эстетического воспитания, непонимание самой сущности эстетического воспитания. Н.И.Киященко высказывает озабоченность состоянием эстетического образования в России: «Перспектива развития художественного и эстетического образования в России в 21 веке представляется туманной... ныне школа не может не стать самым передовым центром науки, искусства, любых исторически значимых деяний современного человечества» [108, 7]. Искусство же требует высокой культуры восприятия, которое является особым видом сотворчества.
Процесс эстетического воспитания мы рассматриваем как процесс формирования эстетической культуры. В понимании эстетической культуры мы ориентировались на мнение М.А.Верба, трактующего её как «особое свойство высокоразвитой личности, позволяющей ей полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в её созидании» [54, 39]. Существует не одна трактовка модели эстетической культуры. Так Р.А.Гильман выделяет в её содержании эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетическое чувство, эстетическое воображение, эстетический идеал. М.А.Верб акцентирует внимание на таких её компонентах как: эстетические знания, эстетический вкус, эстетическая потребность, эстетический идеал. А.А.Веремьев в свою системную модель эстетической культуры включает: эстетические знания, взгляды и убеждения, эстетическая реакция на объект, эстетический вкус, эстетиче екая мотивация, эстетическую деятельность, эстетический идеал. Все компоненты эстетической культуры значимы и взаимозависимы.
Но наш взгляд, при структурировании эстетической культуры необходимо учесть такой значимый компонент как эстетический опыт и иметь ввиду первичность восприятия, а не эстетической реакции. Таким образом, мы считаем, что системная модель должна включать в себя следующие компоненты: эстетический опыт, эстетические знания, взгляды и убеждения, эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетическую мотивацию, эстетическую деятельность и эстетический идеал. Развитие данных компонентов очень важно для формирования сознания.
Содержание, формы и методы формирования эстетической культуры современного школьника в системе основного образования
Для определения эффективности педагогических условий формирования эстетической культуры личности школьников в условиях современного образовательного учреждения была организована опытно-экспериментальная работа. Первоначально рассмотрена роль образовательной области «Искусство» в системе основного образования и проанализированы пути создания системы формирования эстетической культуры, являющейся неделимым целым концепции данной школы и всей воспитательной системы. На наш взгляд, логичное выстраивание предметов эстетического цикла есть основа развития мотивационного потенциала личности в условиях минимально отведенного времени на образовательную область «Искусство» в общеобразовательном учреждении. Это позволит обеспечить процесс усвоения одной из базовых общечеловеческих ценностей, способствующей становлению ценностных ориентиров личности и раскрытию её творческого потенциала. Под потенциалом личности мы понимаем способности и индивидуальные характеристики, необходимые для деятельности и обогащения социального и духовного опыта. Таким образом, при введении в учебный процесс предметов эстетического цикла можно максимально адаптировать учащихся к условиям современного социума. Средства формирования эстетической культуры представлены на логико-смысловой моделе 1. Все составляющие системы формирования эстетической культуры взаимосвязаны и восприимчивы друг к другу, способствуют творческому развитию ребёнка. Так создаётся представление ребенка об основных законах красоты и общечеловеческих ценностях. Анализ методической литературы позволяет выделить урок как продуктивную форму эстетической деятельности, способствующую развитию личности. Именно через основное, то есть базовое образование проходит весь контингент учащихся любого современного общеобразовательного учреждения. На данном этапе развития государственной образовательной системы, урок является ведущей, всеохватывающей формой деятельности. Урок закладывает базис эстетического развития личности. И если урочная система будет включать предметы: музыку, хореографию, изобразительное искусство, литературу - то она будет восполнять необходимые потребности ребёнка на биологическом, психологическом и физиологическом уровне, развивая побудительную силу к творчеству и восприятию синтезирующих видов искусства, таких как театральное, кинематографическое и другие. Появление в старших классах предмета «мировая художественная культура» будет логическим продолжением систематизации предметов эстетического цикла, так как учащиеся в данном возрастном периоде готовы к восприятию синтеза искусств. Проблема накопления ребенком эстетического опыта и его значение для развития эстетического вкуса отмечены в работах Ю.У.Фохт-Бабушкина, Н.И.Киященко и других. Урок искусства для этого должен быть уроком встречи и культурой и постижения прекрасного. И на каждом уроке в зависимости от специфики вида искусства должна использоваться своя методология, но она должна быть направлена на раскрытие мотивационного потенциала и желание дальнейшего самотворчества не только в данной области, но и в любой другой. Для активизации творческого начала ребёнка в урочной системе следует выявить общие критерии предметов эстетического цикла, несмотря на различную их специфику: - содержание учебного материала должно учитывать возрастные особенности ребёнка; - формирование гуманности и человеколюбия через осознание корреляций добра и зла; - использование приёмов и методов, рассчитанных на создание среды эмоционального благополучия, мотивирующих и активизирующих чувствен-но-эмотивный и креативный планы; - оптимизации учебного процесса на уроках искусства должна способствовать референтная личность учителя; - накопление эстетического опыта должно способствовать развитию эстетического вкуса. Для организации процессов формирования творческой личности современного школьника была выстроена система эстетического воспитания, являющаяся действенной и значимой частью концепции образовательного учреждения. Так, в ходе исследования нами проанализирована воспитательная система гимназии №1 г. Стерлитамака Республики Башкортостан, выстроенная на принципах гуманизма, синергетизма, личностной ориентации, взаимосвязи форм деятельности. Прогностическая модель выпускника - творческая личность, с потенциями к саморазвитию, самоактуализации, со стремлением обрести значимость своего социального статуса. Инновационное образовательное учреждение по своей концепции является школой интеллекта и творчества. Инициатором и вдохновителем появления данного образовательного инновационного учреждения стал Заслуженный учитель России, лауреат премии Дж.Сороса Р.Р.Тажиев. Именно его стараниями и благодаря его таланту появилась одной из первых в республике Башкортостан и первой в г. Стерли-тамаке гимназия №1. Создавая гимназию, прогнозируя прогностическую модель выпускника, он осознавал, что должна смениться не вывеска школы, а ее внутренняя сущность.
Формирование эстетической культуры современного школьника в системе дополнительного образования
В ходе экспериментальной работы в гимназии №1 мы пришли к подтверждающим выводам, что обязательная система должна детерминировать появление дополнительной системы образования, которая не является заполняющей частью временного вакуума и дефицита, а создаёт условия для раскрытия универсальных способностей развивающейся личности. Данная внеурочная деятельность ребёнка есть продолжение реализации потребностно-мотивационной сферы и является жизненно-необходимой при использовании развивающей стратегии обучения. Система дополнительного образования восполняет временной дефицит предметов эстетического цикла в регламентированной урочной деятельности в основной системе образования. Дополнительная система образования В основе курса лежат принципы, предложенные и разработанные Д.Б.Кабалевским, Л.М.Претеченской: - принцип интеграции различных видов искусства; - принцип опоры на творческий метод; - принцип формирования знаний, умений и навыков с опорой на законы искусства; - принцип художественной драматургии урока. Реальные условия современного инновационного образовательного учреждения с его стандартизацией учебного плана не способствуют полному и эффективному накоплению эстетического опыта и развитию эстетического вкуса в плане воспитания творческой личности. Данный спецкурс, являющийся промежуточным звеном между основной и дополнительной системами, помогает в решении воспитания личности средствами искусства. Немаловажным звеном в структуре основной системы образования является такой предмет, как культура Башкортостана, которой ведется на высоком профессиональном уровне (программа М.Х.Идельбаева, А.М.Сулейма-нова). Следует отметить, что данный предмет включает в себя все вышеперечисленные предметы искусства. Полученные искусствоведческие знания и накопленный эстетический опыт способствуют чувственному проникновению в национальную культуру народов Башкортостана, достижения понимания самобытности и уникальности национальной культуры как части мировой культуры, в анализе понимания процесса взаимодействия и взаимообогащения культур. Успешность и результативность системы основного образования будет обеспечена после обозначения опорных предметов образовательной области «Искусство». Никакая другая система не может заменить урочной, так как именно здесь происходит полное вовлечение учащихся в сферу искусства. От основной системы образования зависит развитие следующих компонентов эстетической культуры: должна являться неотъемлемой частью всей системы художественно-эстетического воспитания общеобразовательного учреждения. Система дополнительного образования призвана создать условия для организации творческой деятельности ребёнка как модели будущей взрослой жизни. Данная система способствует социализации личности (Л.С.Выготский) и формированию оптимистического мировоззрения посредством создания среды эмоционального благополучия и реализации гедонистического настроя личности (В.А.Сухомлинский). В своём исследовании мы использовали различные виды деятельности, поскольку урок - основная форма работы, охватывающая 100% учащихся, но не единственная. Разрешение данного вопроса заложено в системе эстетического воспитания, так как полученный интерес к искусству в основной системе, то есть урочной форме, ребёнок должен реализовать в дополнительной системе образования, то есть во внеурочной. В процессе формирующего эксперимента мы пришли к выводу, что данные системы должны находиться в постоянном взаимодействии и взаимозависимости. Система дополнительного образования в массовой школе не должна рассматриваться как вспомогательная и второстепенная по отношению к основной. Она есть создание условий раскрытия дарования ребёнка, восполняет временной дефицит, затрагиваящая предметы эстетического цикла. Современные требования к системе дополнительного образования исходят из проектирования развития познавательной мотивации, способностей ребёнка. Эта система должна быть актуальна, инновационна, культуросообразна, прогностична. Именно во внеурочной форме деятельности происходит активное и деятельностное усвоение искусства через происходящую эволюцию сознания ребёнка. Система дополнительного образования носит ярко выраженный личностно-ориентированный характер обучения и воспитания. Взаимосвязь двух систем носит позитивный характер в плане социализации личности, так как в муниципальном образовательном учреждении является бесплатной и общедоступной, что не является дискриминацией отдельных слоев населения, как часто бывает в наше сложное экономическое время. Вместе с тем происходит релаксация нервной системы, интенсификация развития, гармонизация личности. Система эстетического воспитания должна определяться следующими принципами: - интеграция культур; - приоритет саморегуляции детей; - многовариативность; - диалогичность отношений взрослых и детей. Следует подчеркнуть, что многообразие именно этих видов работы с учащимися позволяет более полно способствовать развитию как внутреннего, так и внешнего плана личности ребёнка. И для этого предоставляется возможность использовать разнообразные формы деятельности, как массовые, так и индивидуальные, предполагающей организацию творческой деятельности учащихся, становлению оптимистического мировосприятия.