Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические проблемы развития творчества и воображения при обучении игре в шашки
1.1. Педагогическое значение игры в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов 11
1.2. Использование интеллектуальной игры в развитии творческих способностей и воображения школьников 11-14 лет 25
1.3. Теоретические основы использования шашечной игры в современном учебном процессе 37
ГЛАВА 2. Методы и организация экспериментальных исследований
2.1. Методы исследования 49
2.2. Организация исследования 54
ГЛАВА 3 Способы эффективного использования шашечной игры в развитии творческих способностей школьников
3.1. Экспериментальное изучение шашечной игры как средства формирования творческих способностей и воображения школьников 56
3.2. Методика экспериментального обучения шашечной игре 77
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 89
Заключение 100
Список использованной литературы 102
Приложения 117
- Педагогическое значение игры в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов
- Использование интеллектуальной игры в развитии творческих способностей и воображения школьников 11-14 лет
- Методы исследования
- Экспериментальное изучение шашечной игры как средства формирования творческих способностей и воображения школьников
Введение к работе
Актуальность исследования. Вопросы о развитии умственных способностей человека, его одаренности и гениальности являются наиболее актуальными для педагогики и психологии. Значимой является проблема того, какое влияние на эти способности оказывает развитие творческого потенциала ребенка, каким образом, педагогически правильно развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень, можно достичь качественного улучшения процессов мышления.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь, личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, П.П. Блонский, А.В. Луначарский, СТ. Шацкий, Б.Л. Яворский. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами» - Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац, В.Н. Шацкой, продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принципы творческого развития детей и подростков.
Психологические принципы развития творчества у детей школьного возраста выдвинули А.В. Запорожец, A.M. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе.
Огромную работу проделал также В.Н. Дружинин [63], изучая проблему психологии творчества. Особенно ценны его работы по изучению интеллекта, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление.
Психолого-педагогические модели разработаны и рядом западных психологов: А. Бине, Дж. Галлаир, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, П. Торренс. Однако, при построении наших исследований мы основывались на работах отечественных психологов В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина, и др.
Интересные исследования в области творчества и предметной деятельности людей провел Я.А. Пономарев [154]. Как правило, знание механики любого явления позволяет более точно судить о его проявлениях. В своих исследованиях мы отмечаем интересную исследовательскую работу Ю.З. Гильбуха который совместно с группой ученых разработал дифференцированную систему обучения, дающей больше возможностей для проявления индивидуальности ребенка.
Значительные и во многом не использованные резервы для целенаправленного формирования творчества и воображения школьников содержатся в игре. Игра в школьном возрасте, отмечал Л.С. Выготский, «не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде» [39].
Положительное влияние игры на развитие умственной деятельности было уже давно осознано в классической педагогике, в трудах Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, рекомендовавших широкое использование игр в дидактических целях.
В этой связи хочется отметить работы известного психолога Д.Б. Эльконин [192]. Его работы по изучению психологии игр детей занимают видное место в педагогических технологиях построения игровой учебной деятельности.
В результате предпринятого нами анализа самых разнообразных игровых форм мы пришли к выводу, что наиболее благоприятным сочетанием для развития воображения и творчества являются интеллектуальные игры, в которых требуется выполнение довольно сложной умственной деятельности, сопровождающееся эмоциональным удовлетворением от самого процесса обдумывания игровых операций.
Представление о возможности использования интеллектуальных игр в учебном процессе стало складываться уже в первых дидактических системах древности (Платон). Однако понятие «интеллектуальная игра» вошло в научный оборот сравнительно недавно, в первой половине XX столетия (П.П. Блонский 1935, А.В. Запорожец 1948, П.А. Рудик 1984). В философской, педагогической и психологической литературе под интеллектуальными играми принято понимать особый вид игровой деятельности, связанный с совершенствованием и, зачастую, виртуозным совершенствованием отдельных качеств человеческого интеллекта (Е.И. Добрянская, В.М. Захаров, 1989; Н.В. Крогиус, Э.Б. Соколов, 1983, Д.Б. Эльконин, 1965).
В ряде психолого-педагогических исследований указываются широкие потенциальные возможности использования интеллектуальных игр в учебно-образовательной деятельности детей (А.В. Запорожец, 1998; П.А. Рудик, 1984, 1953; В.А. Сухомлинский, 1977; Ф.И. Фрадкина, В.Ф. Шаталов, 1980; Г.И. Щукина, 1979 и др).
Однако, в исследованиях не предпринимались попытки экспериментального изучения этого вопроса. Но осознание того факта, что интеллектуальные игры могут стать эффективным средством, способствующим развитию творческих способностей и воображения, привело к тому, что в последние годы в мировой практике обучения значительно возрос интерес к применению интеллектуальных игр в школе. Среди них особое место занимают - шашки и шахматы.
Интеллектуальные игры - шашки и шахматы являются одними из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Этим старинным, подлинно народным играм, посвящают свой досуг миллионы людей различных возрастов и профессий. Эти игры вырабатывают объективность мышления, тренируют память, воспитывают настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формируют характер, зарождают в человеке творческое начало. Шашечная игра и шахматы могут помочь ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить учебный материал. Игра в шашки или шахматы развивает память и усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные решения.
Проблема воспитания посредством игры в шашки и шахматы существует давно, хотя в целом это проблема полностью не исследована. Анализируя литературные источники, мы встретили сведения о том, что с XIII века шашки и шахматы входят в число семи «рыцарских добродетелей»: рыцарю необходимо было уметь ездить верхом, плавать, владеть копьем, фехтовать, охотиться, слагать и петь стихи, играть в шашки или шахматы [53 с.32]. Уже тогда забота о физической силе сочеталась с мыслью о культуре, умственном воспитании. С середины XIX века шашки и шахматы начали преподавать в Германии и Польше, а в начале XX столетия и в школах Англии. Известный шахматист, чемпион мира Эммануил Ласкер сказавший - «Шашки это мать шахмат и достойная мать» [111 с.20], прямо рекомендовал древнюю игру в шашки в качестве элемента школьной программы.
Высоко ценят педагогические свойства шашек и шахмат в нашей стране. В 1924 году Г. Баронов писал о необходимости «всемерно содействовать тому, чтобы наши дети узнали и полюбили эту игру», «чтобы еще с детства для второй половины своей жизни они запаслись этой полезной и увлекательной привычкой». Для этого нужно открывать не только в высших, но и в средних и низших школах шашечные и шахматные кружки [16 с.32]. В 1929 году вопрос о преподавании шахмат в школе поднимает журнал «Шахматный листок».
Сегодня такие государства, как Германия, США, Канада, Испания, Куба, Италия, Швеция, Перу, Аргентина, Голландия, Венгрия, Польша, Дания, Израиль, Россия и некоторые другие, отдают дань школьным шашкам и шахматам, усматривая в них эффективное развивающее средство.
В России преподавание шашек и шахмат стало интенсивно развиваться (по опубликованным в печати сообщениям с середины 60-х годов) в таких городах как: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Челябинск, Нижний-Тагил, Калуга, Пенза, Архангельск, Якутск и т.д.
Между тем, несмотря на указанную тенденцию роста популярности шашек, в настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию шашек в учебно-воспитательной работе. В связи с этим следует отметить, что эмпирическое использование шашек в практике школьного обучения началось значительно раньше чем была осознана необходимость проведения теоретических и экспериментальных исследований в этой области.
Исходя из этого, актуальность исследования связана с дальнейшим совершенствованием игрового метода обучения и разработкой психолого-педагогических основ применения шашечных игр.
Другой аспект актуальности исследования заключается в открывающейся возможности использования шашечных игр в качестве средства формирования творческих способностей и воображения школьников.
С учетом научно-практической значимости и недостаточной теоретической и методической разработанности проблемы, и определена тема нашего исследования «Развитие творчества и воображения школьников 11-14 лет при игре в шашки».
Цель исследования заключается в разработке организационно-методической основы обучения игре в шашки, с соответствующим анализом и выявлением оптимальных условий для развития творчества и воображения школьников.
Объект исследования - процесс обучения игре в шашки учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования - способы развития творчества и воображения учащихся среднего школьного возраста при обучении игре в шашки.
Теоретический анализ проблемы исследования позволил нам выдвинуть следующую гипотезу исследования: мы предположили, что шашечная игра в процессе обучения станет эффективной формой развития творчества и воображения учащихся в том случае, если:
- основываться на современных теориях обучения, разработанных с системно-структурных позиций;
- игра в шашки организуется на практической деятельностной основе с использованием вариативных творческих задач;
- осуществляется с использованием системы активных методов и приемов обучения, связанных с развитием творческого мышления.
Для реализации выдвинутой гипотезы и цели необходимо было решить следующие задачи:
- на основе изучения философской, психолого-педагогической литературы определить концептуальные, методологические подходы к исследованию проблемы влияния интеллектуальной игры в шашки на развитие творчества и воображения школьников;
- выявить основные психолого-педагогические, методические требования к организации обучения игре в шашки;
- реализовать в учебном и спортивном процессах организационно-методические рекомендации по целенаправленному развитию творчества и воображения у школьников при игре в шашки. экспериментально установить наиболее целесообразные психолого-педагогические условия, влияющие на процесс формирования творческих способностей и воображения школьников в системе кружков, спортивных секций по шашкам.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что применение шашечной игры в практике обучения школьников среднего звена, в известной мере, восполняет пробелы в теоретической интерпретации роли интеллектуальной игры в развитии творческих способностей и воображения. Нами теоретически обоснована технология обучения школьников игре в шашки как средства развития творчества и воображения у школьников.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что шашечная игра впервые выступила объектом специального изучения как средство развития творческих способностей и воображения школьников. В результате получены новые, имеющие значение для современной дидактики, данные:
1. Обоснована педагогическая технология использования шашечных игр как средства развития творчества и воображения школьников.
2. Экспериментально выявлены закономерности развития творческих способностей и воображения школьников при занятиях шашками.
3. Проанализирована и разработана программа секции по шашкам, адаптированная применительно к среднему школьному возрасту.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволили сформулировать конкретные рекомендации по использованию шашечной игры в развитии творческих способностей и воображения школьников. Разработана учебная программа для учащихся 5-8 классов по предмету «Шашки». Кроме того, некоторые материалы могут быть основой для методических рекомендаций и спецкурсов по теории игр, читаемых в вузах и на факультетах повышения квалификации педагогических работников.
На основе результатов исследования разработаны рекомендации тренерам, учителям и родителям по обучению детей шашечной игре.
Основные положения, выносимые на защиту;
1. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что шашечная игра ускоряет развитие творческого потенциала детей различного нервно-психического склада и интеллектуального уровня.
2. Применение методов развивающего обучения в шашечной игре, позволяет целенаправленно развивать такие психические процессы, как мышление, память и внимание.
3. Реализация программа обучения учащихся среднего звена шашечной игре в спортивно-тренировочном процессе способствует целенаправленному формированию творческих способностей и воображения.
4. Эффективные психолого-педагогические условия влияют на процесс развития творческих способностей и воображения школьников в системе кружков, спортивных секций по шашкам.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии, научно-практических конференциях Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта (2002-2004гг.); на заседаниях республиканского детского спортивно-оздоровительного объединения Республики Саха (Якутия) (1997-2001гг.).
База исследования. Основное исследование проводилось на базе общеобразовательных, спортивных школ министерства образования Республики Саха (Якутия) и шашечных клубов (Чурапчинская республиканская спортивная средняя школа-интернат им. Д.П. Коркина - тренеры-преподаватели М.Н. Бырдыннырова, Н.Н. Кычкин, А.Д. Собакина, средняя школа №1 с. Чурапча - К.Д. Монастырев, средняя школа с. Мугудай Чурапчинского улуса - Ф.Ф. Смирников; спортивный лицей с. Хара Мегино-Кангаласского улуса - СП. Аргунов; ДЮСШ и средняя школа №1 с. Ытык-Кюель Таттинского улуса - М.И. Федотов, И.И. Щукин; средние школы №1, №2 с. Бердигестях Горного улуса - Н.Н. Дьяконов, С.С. Исаков; отделение шашек Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта - Н.Н. Кычкин-И; республиканский шашечно-шахматный клуб г. Якутск - А.Ю. Бурнашев, В.В. Куприянов).
В эксперименте приняли участие всего 210 учащихся и студентов: 40 городских и 150 сельских школьников в возрасте от 7 до 15 лет, а также 20 студентов.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Педагогическое значение игры в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов
Приступая к исследованию проблемы использования интеллектуальных игр в качестве средства развития воображения и приемов творческого мышления учащихся, мы не имели возможности опереться на теоретические и экспериментальные разработки в этой области. Поэтому изучение данной проблемы мы начали с рассмотрения более общих вопросов, связанных с применением игрового метода обучения. Мы стремились на фоне исторического подхода к изучению данного метода не только выявить основные тенденции в его развитии, но и подойти к пониманию места и значения интеллектуальных игр в системе школьного обучения.
Осуществляя краткий экскурс в историю игрового метода, мы не столько искали ошибки прошлого, сколько стремились найти все то бесспорно ценное, что было накоплено ранее, но с годами передано забвению. В связи с этим, как справедливо заметил П.К. Гончаров (1970), - «Великих деятелей прошлого нельзя упрекать в том, что они не сделали для нашего времени. Надо видеть, что они сделали для своего времени, помогая тем самым последующим поколениям в открытии новых закономерностей» [52с. 117]. Однако было бы ошибочно представлять прошлое этого метода только в рамках педагогической проблематики. Концентрация знаний вокруг игры происходила на многих участках интеллектуальной деятельности человечества. Феномен игры как исторически неустрашимый культурный слой является предметом изучения самых различных наук (Эльконин Д.Б., 1978). В данной работе исследованы не все аспекты игры и игрового метода обучения, мы ограничили себя в основном анализом педагогических аспектов проблемы.
В «Настольном словаре для справок по всем отраслям знания» (1863) игры трактуются как свободные упражнения духа или тела, без особых усилий, для препровождения времени и отдохновения, без серьезной цели. «Русский энциклопедический словарь» (1877) относит к играм хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, конские ристалища и даже демонстрацию зверей в цирке. В «Большой энциклопедии» под редакцией С. Южакова (1902) дается такое толкование игры: «... игра - занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применение на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)».
Наиболее подробно понятия «игра» «играть» дает В.Даль (1801-1872) -русский писатель, лексикограф, этнограф в «Толковом словаре живого русского языка»: «Игра ... то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».
«Малый толковый словарь русского языка» трактует игру следующим образом: «Игра ... занятие, служащее для развлечения, отдыха, соревнования ... комплект предметов для такого занятия. Спортивное состязание между двумя соперниками (отдельными спортсменами или командами), проводимое по установленным правилам до определенного момента, считающегося его концом... Массовые соревнования по многим видам спорта... Действия, преследующие тайную цель, интрига».
Наконец, обратимся к «Советскому энциклопедическому словарю», в котором понятие игры изложено следующим образом: «Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе... Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным» [29].
В отечественной и зарубежной педагогике использование обучающих возможностей игр имеет давнюю историю, которая свидетельствует, что педагоги всех времен и народов применяли в своей практике игру как наиболее естественный и доступный метод обучения. Предпринятый нами психолого- педагогический анализ позволил выделить основные этапы, в рамках которых проблема использования игр в обучении обсуждается представителями педагогической мысли уже на протяжении многих веков.
Первый этап, который можно характеризовать как философское осмысление места педагогического значения игры в воспитании ребенка, начинается с глубокой древности. Многие выдающиеся мыслители прошлого Платон, Аристотель, М.Ф. Квинтилиан обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения.
В двух своих крупных произведениях «Государство» и «Законы» Платон (427-347 гг. до н.э.) изложил стройную систему взглядов на сущность, задачи и методы обучения, среди которых одним из главных средств обучения и воспитания Платон считал игру. В книге первой («Законов») он призывает воспитателей при помощи игр направлять «вкусы» и «склонности» детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства. Для Платона процесс обучения ремеслам, земледелию, счету, военному искусству неотделим от игры. Платон в «Государстве» описывая диалог своего учителя Сократа, пишет «Поэтому, друг мой, питай своих детей науками не насильно, а играючи, чтобы ты лучше мог наблюдать природные наклонности каждого» [1871,т.5,ч.1,с.349].
В разрабатываемой им теоретической концепции игры Платон постоянно подчеркивает ее научающий смысл. Для него категория игры серьезна настолько, насколько серьезны научные дисциплины. Игру в шашки он ставит рядом с арифметикой, астрономией, геометрией, делая при этом вывод о целесообразности обучения этой игре молодых людей. Так, в одном из диалогов седьмой книги «Законов» Платон пишет:
«- Клиний. Итак, по-видимому, игра в шашки не столь далеко отстоит от этих наук?
-Афинянин. Поэтому-то, Клиний, я и утверждаю, что молодые люди должны этому обучаться. В самом деле: это не приносит вреда и нетрудно; обучение, сопряженное с игрой, будет полезно и ничуть не повредит нашему государству» [1972, т.З, ч.2, с.308]. Тем самым Платон первым из известных нам авторов ставит не только вопрос о дидактической направленности игр, но и делает попытку обоснования возможности использования интеллектуальных игр в обучении.
Использование интеллектуальной игры в развитии творческих способностей и воображения школьников 11-14 лет
Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть «от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, оттого, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа».
И перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями встает задача чрезвычайной важности вырастить каждого ребенка, не только сознательным членом общества, не только здоровым, крепким, но и, обязательно, инициативным, думающим работником способным на творческий подход к любому делу. А активная жизненная позиция может иметь основание, только если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.
Б.Н. Никитин считает, что «Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности - от нахождения неисправности в моторе машин или решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставить и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. - все то, что вкупе составляет творческие способности» [136].
Определяя объект и предмет исследования, мы исходим из определения следующих понятий: «творчества», «творческие способности», «воображения».
Творчество - это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью (БСЭ). Творчество, являясь результатом труда и усилий отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер. [29, с.54]. Творчество как процесс создания нового выражает созидательный, преобразующий труд человека, неразрывно связанный с его познавательной деятельностью, являющейся отражением объективного мира в сознании человека. Творчество - вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален.
Творчество - процесс создания нового. Творческая деятельность - как правило многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека, - результат творчества.
Воображение - это необходимый элемент для творческой деятельности человека, который выражается в построении образа результата труда и который обеспечивает создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется своей неопределенностью; одновременно воображение может служить средством создания образов, которые не программируют, а замещают деятельность [192, с. 320-321].
Воображение - по словам А. Энштейна, - важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции. Воображение (фантазия) - психический процесс, состоящий в создании образов на основе переработки прошлых восприятий.
Творческие способности - при изучении функции, которые выполняет психика человека, одной из основополагающих является регулирующая функция, позволяющая заключить, что любое психическое явление помимо того, что является отражением действительности, служит также звеном в регулирующем процессе человеческой деятельности. Способности - это психологические особенности или свойства личности, составляющие условие для успешного осуществления определенной деятельности.
Также опираемся на характеристику творческой деятельности которую дал Л.С. Выготский - «Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [39].
Важным вкладом в понимание сущности творческого, продуктивного мышления и его компонента - гибкости, явились труды С.Л. Рубинштейна «Мышление,- пишет С.Л. Рубинштейн, - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному... переход от случайных, к существенным связям. Мышление раскрывает закономерности или законы действительности» [158].
Процесс творчества - сложный психический акт, обусловленный объективными факторами и соединяющий в себе элементы образного и логического познания, синтезирующего аналитический и непосредственно чувственный моменты восприятия и воспроизведения действительности.
По мнению Я.А. Пономарева, творческий процесс характеризуется наличием четырех фаз: - логический анализ: для решения проблемы используются те знания, которыми располагает решающий и которые он может актуализировать, воспроизвести в конкретной ситуации; - интуитивное решение, характеризующееся неосознанным способом решения проблемы. Осознается только результат; - вербализация интуитивного решения: осознается не только результативная, но и процессуальная сторона (способ решения) исходной задачи; - формализация вербализованного решения: придание найденному решению окончательной, словесной, логически завершенной формы.
Методы исследования
В нашем исследовании были использованы следующие методы исследования: - Теоретический анализ общей и специальной литературы. - Педагогическое наблюдение. - Психолого-педагогический эксперимент. - Методы математической статистики Теоретический анализ общей и специальной литературы. При разработке методологических основ исследования была изучена литература по основам психологии и педагогики. Для совершенствования подготовки шашистов изучалась специальная шашечная литература, а для повышения эффективности обучения, материалы научно-практических и методических конференций по проблемам совершенствования образования в области физической культуры. Проведен обзор и обобщение литературы по истории развития, эволюции и содержанию психолого-педагогических подходов к проблеме творчества и воображения, а также интеллектуального развития. Также проведен исторический и теоретико-методологический анализ методов обучения и подготовки шашистов. Аналитический подход к изучению и обобщению литературы позволил утвердиться в актуальности исследования и определить его основные направления. Педагогическое наблюдение. Наблюдение как метод педагогического исследования было хорошо изучено уже в 20-30е годы. Ему посвятили работы М.Я. Басов, Н.Д. Левитов и другие. В нашем исследовании мы использовали так называемое прямое наблюдение и как его разновидность - включенное наблюдение, где исследователь непосредственно участвует в учебном процессе и все его усилия направлены на изучение психических проявлений, связанных с поведением другого человека или группы людей. В проведенном нами исследовании был избран данный тип наблюдения потому, что он позволяет изучать поведение людей в тот момент, когда оно проявляется. Данное наблюдение независимо от объекта изучения дает возможность максимально приблизиться к «естественному» ходу педагогического процесса. В ходе эксперимента мы соблюдали принятую технику наблюдения. Объектом наблюдения были шашисты, объединенные в контрольную и экспериментальную группы, а также шашисты, занятия с которыми проводились индивидуально - один на один. Целью и задачей наблюдения было выяснить отличительные особенности в поведении учеников двух групп. Наблюдения проводились в условиях обычных тренировочных, экспериментальных, индивидуальных занятий, в ходе соревновательной деятельности. Предметом наблюдений были вербальные акты поведения (вопросы, замечания, сообщения, просьбы, реплики и т.п.), и невербальные (движения, жесты, мимика и т.п.). Данные наблюдения фиксировались в виде протоколов в хронологическом порядке регулярно после проведения занятий. Психолого-педагогический эксперимент проводился в два этапа. На первом этапе был проведен предварительный эксперимент целью исследования в первой серии эксперимента явилась констатация исходного уровня основных шашечных умений. Необходимость проведения этой серии была продиктована тем, что творческие приемы мышления всегда выполняются на каком-то специфическом материале, и без знания этого материала трудно проверить знание логических приемов, поэтому проведение эксперимента мы начали с проверки исходного уровня «чисто шашечных» умений испытуемых. Особенность шашечной игры, как и других интеллектуальных игр, заключается в том, что ее основное содержание составляет не исполнительская часть, а ориентировочная, которая направлена на выбор одного хода из всех возможных. Центральным компонентом ориентировочной части действий в шашечной игре является оценка позиции, от которой зависит успешность данной деятельности. Выявление уровня шашечных умений мы начали с проверки специфических для шашечной игры оценочных действий. Для проведения первой серии эксперимента был использован выбор специальных заданий, предназначенных для определения силы шашечной игры учащихся V-VIII классов, и студентов имеющих I-II разряды. Каждое из заданий, которые в зависимости от степени сложности оцениваются от 1 до 5 очков, представлено в виде диаграмм шашечных позиций (с учетом возраста и возможности игрока). Таких заданий было 10, в итоге каждый ученик выполнял 100 заданий. Максимально испытуемый может получить 500 очков, что свидетельствует о его силе игры. Сумма 350-450 очков свидетельствует о том, что сила игры приблизительно равна I спортивному разряду. Основным критерием правильности заданий является объективность оценки шашечных позиций, подтвержденная точным расчетом ходов и вариантов. Выбор этой методики в качестве экспериментальной объясняется ее адекватностью целям нашего исследования, т.к. она дает возможность, прежде всего, проверить соответствие уровня шашечной квалификации по выбранному нами критерию, определяющему силу игры ученика - умение объективно оценивать позиции. На основании проведенного предварительного эксперимента была скорректирована программа подготовки и изменен методический подход к обучению в ходе дальнейшего эксперимента. На втором этапе нами был проведен основной психолого-педагогический эксперимент, в ходе которого занятия проводились в группах, но в экспериментальной группе использовались методические подходы индивидуализированного обучения.
Экспериментальное изучение шашечной игры как средства формирования творческих способностей и воображения школьников
Общеобразовательная школа на современном этапе развития общества должна использовать такие технологии обучения и воспитания детей, которые развивают их творческие способности, искать более интенсивные пути и способы развития личности. Занятия шашками, в нашем эксперименте мы отнесли к обязательным и свободно избираемым по форме и содержанию. Ребенок сам решал, будет он или нет, учиться древней игре.
Шашки — это игра, и потому отпадает необходимость создавать искусственную игровую ситуацию. А ведь общеизвестно, что в игре ярче и полнее раскрываются способности каждого ребенка, какого бы нервно-психического склада и уровня интеллектуального развития он ни был. Наш опыт свидетельствует, что при этом снимается усталость, нервное напряжение, прочнее усваиваются знания, чему способствует яркий эмоциональный фон, сопровождающийся радостью открытий, интересом, развитием познавательной потребности, ростом работоспособности.
Занятия в секции шашек, проводимые в урочной форме, в корне отличаются от обязательных уроков не только игровой ситуацией, но и возможностью свободной группировки, передвижения, выбора партнера, необходимостью проявлять самостоятельность с первых же шагов обучения этой древней и мудрой игре, творческого общения и обособления. Если предоставление простора самостоятельной мысли — одно из ведущих условий развития творчества и воображения, то наша практика подтверждает, что шашки для этого — прекрасное поле деятельности.
За шашечной доской постоянно возникают проблемные ситуации. Они требуют самостоятельного творческого решения, правильность которого подвергается проверке тут же. При этом активно формируются память, творческое воображение, способность думать и выделять существенное, выбрать вариант решения и сразу убеждаться в его следствии.
Педагогическая теория и школьная практика показали, что секция является наиболее универсальной, систематической и динамической формой внеурочной работы с детьми. Стабильность расписания занятий и контингента, сочетание коллективных и индивидуальных форм работы со школьниками, связь теории и практики, организация творческой деятельности и практической работы ребят и многое другое, осуществляемое в секции, позволяют считать секционную работу (при правильной педагогической организации) наиболее эффективной формой внеурочной деятельности. Задача секции или кружка - содействовать развитию творческих способностей, активности и самостоятельности школьников.
Рассматривая личность ребенка как интегральную индивидуальность, мы сочли необходимым исследование личностных качеств, умений, навыков школьников, проявляющихся в процессе спортивных занятий настольными шашечными играми. Исходя из этого, в структуру формирования творческих способностей и воображения были включены: мотивация, стиль игры (оригинальность, вариабельность, правильность решений), личностные и типологические особенности школьников.
В данной части работы мы стремились получить экспериментальные данные о влиянии систематических занятий игрой в шашки на развитие логического мышления, что является составной частью развития и формирования творческих способностей школьников.
На основе работ вышеназванных исследователей (И.Н. Дьяков, Н.В. Петровский и П.А. Рудик), мы предполагали, что, если выбранные методики адекватны целям исследования, а результат, к которому пришли эти авторы, обладает широтой значения, то отсюда должно следовать, что дети, преуспевающие в интеллектуальных играх (шахматы, шашки и др.), обладают более высоким уровнем развития творческого мышления, чем менее преуспевающие в играх.
Констатирующий эксперимент состоял из двух серий, в которых практической проверке подвергались специфические и логические части действий, входящие в состав умения играть в шашки.
В эксперименте приняли участие всего 210 учащихся и студентов: из Чурапчинского (50 детей), Мегино-Кангаласского (40 детей), Таттинского (30 детей), Горного (30 детей) улусов, школы №2 г. Якутска (40 детей), а также студентов ЧГИФКиС I-II курса (20 человек).
Целью исследования в первой серии эксперимента явилась констатация исходного уровня основных шашечных умений. Необходимость проведения этой серии была продиктована тем, что творческие приемы мышления всегда выполняются на каком-то специфическом материале, и без знания этого материала трудно проверить знание логических приемов (Н.Ф.Талызина). Поэтому проведение эксперимента мы начали с проверки исходного уровня «чисто шашечных» умений испытуемых.
Особенность шашечной игры, как и других интеллектуальных игр, заключается в том, что ее основное содержание составляет не исполнительская часть, а ориентировочная, которая направлена на выбор одного хода из всех возможных. Центральным компонентом ориентировочной части действий в шашечной игре является оценка позиции, от которой зависит успешность данной деятельности. Выявление уровня шашечных умений мы начали с проверки специфических для шашечной игры оценочных действий.
Для проведения первой серии эксперимента был использован выбор специальных заданий, предназначенных для определения силы шашечной игры учащихся 5-8 классов, и студентов имеющих 1-ІЙ разряды. Каждое из заданий, которые в зависимости от степени сложности оцениваются от 1 до 5 очков, и представлено в виде записи шашечных позиций с учетом возраста и возможностей игрока (табл. 1).