Введение к работе
Актуальность. В современных условиях главной задачей высшего хореографического образования России является подготовка гармонично развитого педагога-хореографа нового поколения. Ряд исследователей в области хореографии и педагогики отмечают, что профессия хореографа предъявляет к специалисту высокие специфические требования (И. С. Бушенева, 2008; Л. А. Митакович, 2009; В. Е. Фертик, 2009; Ю. А. Кившева, 2011). Это связано с изменениями, происходящими в современном танце, раскрывающими новые возможности пластики под влиянием модерн-танца и его многочисленных направлений. Современная музыка и новые, оригинальные композиционные идеи соединяют гимнастику и танец.
Специфика профессии современного педагога-хореографа заключает в себе ряд важных показателей: высокий уровень физической подготовленности; двигательных умений, эмоционально-волевых качеств и подвижность нервных процессов. В этих условиях большое значение придается профессионально-прикладной физической подготовке будущих преподавателей хореографических дисциплин (М. Н. Юрьева, 2001, 2005; Р. Р. Магомедов, 2007, 2009; И. С. Бушенева, 2007, 2008; Е. В. Перлина, 2008; Л. А. Митакович, 2009). В последние годы активизировался интерес к содержанию физического воспитания студентов творческих специальностей. Отличительной особенностью подготовки студентов хореографических отделений является высокая двигательная активность, связанная со спецификой выбранной профессии (Г. П. Гусев, 2002, 2004; Л. М. Авдеева, 2006; Е. Котельникова, 2008; Н. П. Базарова, 2009).
В современных условиях в содержание дисциплины «Физическая культура» для студентов хореографических отделений рекомендуется ввести раздел «Хореографический тренаж», который ранее не имел в научно-методической литературе достаточного обоснования для применения его в качестве основного средства физического воспитания. В настоящее время отмечается тенденция появления в хореографии сложных и высокоамплитудных элементов гимнастического и акробатического характера, что требует усиленного внимания к развитию всего опорно-двигательного аппарата студентов хореографических отделений в процессе профессионально-прикладной физической подготовки. Однако, многие исследователи утверждают, что элементы хореографического тренажа направлены в большей степени на развитие силы ног и в меньшей степени на развитие мышц рук и туловища, что указывает на определенный диссонанс в развитии опорно-двигательного аппарата хореографов (А. Я. Ваганова, 2005; И. С. Бушенева, 2007, 2008; Ж. Г. Хаас, 2011; Н. В. Соковикова, 2011).
Несмотря на фундаментальность проведённых исследований в области физического воспитания студентов, отмечается недостаток сведений о содержании профессионально-прикладной физической подготовки с учетом современных изменений в системе хореографического образования. А также сведений о структурной основе хореографического тренажа, предполагающей определенный порядок, взаимосвязь и закономерности взаимодействия составляющих его компонентов. В этой связи следует продолжить исследования, ориентированные на совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки, обеспечивающей гармоничное развитие всего опорно-двигательного аппарата студентов.
В ходе предварительного исследования были установлены следующие противоречия: между необходимостью формирования гармонично развитого опорно-двигательного аппарата и явной недостаточностью средств хореографического тренажа; между необходимостью совершенствования процесса профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений и недостатком знаний о его современном содержании; между возрастающими специфическими требованиями к уровню профессионально-прикладной физической подготовленности студентов и отсутствием сведений о его модельных характеристиках.
Проблема исследования заключается в недостатке научно обоснованных сведений о содержании и структуре профессионально-прикладной физической подготовки студентов с учетом специфики хореографической направленности.
Объект исследования: процесс физического воспитания студентов хореографических отделений.
Предмет исследования: содержание профессионально-прикладной физической подготовки в процессе физического воспитания студентов-хореографов.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка структуры и содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений с учетом специфики хореографической направленности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение структурной основы профессионально-прикладной физической подготовки, определение рационального соотношения физических способностей, значимых для будущего преподавателя хореографических дисциплин, выявление основных компонентов, достоверно взаимосвязанных с уровнем физической подготовленности, позволит обосновать содержание методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений с учетом современных условий.
Задачи исследования.
1. Определить рациональное соотношение значимых для будущей профессиональной деятельности физических способностей и уровень физической подготовленности студентов хореографических отделений.
2. Выявить структуру профессионально-прикладной физической подготовки на основе анализа компонентного состава специальных хореографических дисциплин и их взаимосвязи с показателями уровня физической подготовленности студентов хореографических отделений.
3. Разработать модельные характеристики профессионально-прикладной физической подготовленности студентов хореографических отделений на основе анализа уровня физической подготовленности успешных выпускников.
4. Разработать и экспериментально обосновать методику профессионально-прикладной физической подготовки, обеспечивающую достижение более высокого уровня развития специальных физических и двигательных способностей, отвечающих модельному уровню подготовленности.
Методологическая основа исследования: концепция общей теории физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. И. Евсеев, В. Н. Платонов); положения структурной основы (Л. П. Матвеев); теория и методика профессионально-прикладной физической культуры (В. П. Полянский, Р. Р. Магомедов, И. С. Бушенева); положения теории и методики гимнастики (Л. Я. Аркаев, Ю. К. Гавердовский, Т. С. Лисицкая); положения теории спортивной тренировки (Н. Г. Озолин, В. Н. Платонов, Л. П. Матвеев). Частноотраслевая методология основана на фундаментальных исследованиях в области хореографии (А. Я Ваганова, Н. П. Базарова, В. П. Мей, Н. В. Соковикова).
Методы исследования: Анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетирование; профессиограмма; тестирование; метод экспертных оценок; гониометрия; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Научная новизна: определено рациональное соотношение физических способностей, значимых для хореографической деятельности: силовые (32%) и координационные способности (32%); выносливость (19%); гибкость (10%) и скоростные способности (7%); конкретизирована профессиограмма преподавателей хореографии с учетом современных условий, выраженная в определении профессионально важных физических способностей; выявления новых хореографических направлений с элементами гимнастического и акробатического характера; выявлена структура хореографического тренажа, состоящая из четырех компонентов (классический танец, народный танец, историко-бытовой танец, современный танец), каждый из которых содержит базовые элементы специальных хореографических дисциплин; выявлена взаимосвязь показателей компонентного состава специальных хореографических дисциплин с показателями физической подготовленности студентов хореографических отделений; определены основные факторы физической подготовленности студентов, к которым относятся: силовая выносливость и динамическая сила, координационные способности, гибкость и скоростная выносливость; получены новые данные об уровне профессионально-прикладной физической подготовленности выпускников хореографических отделений, построенные на оценке показателей физических способностей, значимых для будущей профессиональной деятельности; разработаны модельные характеристики профессионально-прикладной физической подготовленности студентов; разработана система педагогического контроля профессионально-прикладной физической подготовленности студентов хореографических отделений, состоящего из оценки уровней специальной двигательной и физической подготовленности.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории профессионально прикладной физической культуры научными знаниями о содержании профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений, данными о ее рациональной структурной основе, предполагающей определенный порядок, взаимосвязь и закономерности взаимодействия составляющих ее компонентов.
Практическая значимость: определен наиболее значимый компонент из комплекса специальных хореографических дисциплин – классический танец, базовые элементы которого в наибольшей степени взаимосвязаны с уровнем развития профессионально важных для студентов-хореографов физических способностей; разработаны карты экспресс-оценки уровня подготовленности по специальным хореографическим дисциплинам; разработана программа модифицированных тестовых заданий с учетом специфики хореографической направленности; разработана оценочная шкала для определения уровня профессионально-прикладной физической подготовленности студентов хореографических отделений; разработаны и обоснованы комплексы специальных упражнений для эффективного процесса совершенствования физических способностей студентов с учетом специфики хореографической направленности; разработано содержание профессионально-прикладной физической подготовки, которое включает в себя методику, основанную на комплексном использовании средств хореографии и физических упражнений, где последовательно реализуются этапы, каждый из которых предусматривает цели, задачи и средства, а также контроль соответствия модельным характеристикам, разработанным с учетом специфики хореографической направленности.
Достоверность результатов исследования обеспечивается достаточным объемом экспериментальных данных, использованием современного комплекса методов исследования, корректным использованием методов статистической обработки, организацией формирующего педагогического эксперимента и положительным эффектом, полученным от внедрения результатов исследования в учебный процесс.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования.
Результаты исследования внедрены в практику работы кафедры хореографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, хореографического отделения Омского областного колледжа культуры и искусств, образцового ансамбля танца г. Омска, о чём свидетельствуют акты внедрения. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (Омск, 2011-2013), на всероссийских и международных конференциях (Москва, 2010; Томск, 2011). По теме диссертации опубликовано 13 работ, в том числе 3 статьи в журналах, включенных в перечень ВАК.
Положения, выносимые на защиту:
1. Структурную основу профессионально-прикладной физической подготовки составляют два основных компонента:
- классический танец, средствами которого являются базовые элементы, в наибольшей степени взаимосвязанные с уровнем физической подготовленности;
- специальная подготовка, средствами которой являются комплексы физических упражнений с предметами, обеспечивающие совершенствование значимых для хореографической деятельности физических способностей.
2. Методика комплексного контроля, включающая оценку уровня специальной двигательной подготовленности (базовые хореографические элементы) и оценку уровня физической подготовленности (модифицированные тестовые задания, сочетающие контрольные упражнения физической и хореографической направленности) позволяет оптимизировать педагогический контроль в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов хореографических отделений.
3. Шкалы оценок и модельные характеристики, разработанные на основе анализа уровня профессионально-прикладной физической подготовленности успешных выпускников, позволяют объективно оценивать уровень совершенствования значимых физических способностей студентов хореографических отделений.
4. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов хореографических отделений состоит из классического тренажа в виде экзерсиса у хореографического станка и комплексов специальных упражнений, включающих гимнастические и акробатические элементы, что обеспечивает достижение более высокого уровня развития специальных физических и двигательных способностей, отвечающих модельному уровню подготовленности.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2009-2013 годов и включало четыре этапа. Предварительный эксперимент был проведен на базах 3 образовательных учреждений города Омска. В нём приняли участие 116 студентов (из них 84 девушки, 32 юноша) и 152 преподавателя хореографических дисциплин. Педагогический эксперимент проведён на базе кафедры хореографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (2011-2012 учебный год) с участием студенток младших курсов (39 девушек). На первом этапе исследования была проанализирована и обобщена научно-методическая литература по изучаемой проблеме, выявлено рациональное соотношение физических способностей, значимых для хореографической деятельности и составлена профессиограмма специалиста в области хореографии. В ходе второго этапа определена структура ППФП студентов хореографических отделений, третий этап посвящен разработке методики ППФП и проведению педагогического эксперимента. На четвертом этапе обработаны материалы эксперимента, уточнены выводы. Оформлен текст диссертации.
Структура диссертации: Диссертация изложена на 176 страницах и состоит из введения, 5 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована 34 рисунками и 16 таблицами. Библиография представлена 178 источниками, из них 9 зарубежных авторов и 2 электронных интернет ресурса.