Содержание к диссертации
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 10
1.1 Креативность в общей теории мышления и её место в системе
психолого-педагогических исследований творческих способностей
человек 10
1.2 Креативность в теории и практике формирования способностей
к творческому мышлению студентов кафедры «РМСХП» 51
1.3 Основные направления оптимизации творческого потенциала студентов
в условиях реализации их профессиональной подготовки 60
ГЛАВА П. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ... .66
П.1 Цель и задачи исследования 66
П.2 Методы исследования 67
П.2.1 Анализ литературных источников 67
П.2.2 Педагогическое наблюдение 70
П.2.3 Педагогический эксперимент 72
П.2.4 Тестирование 74
П.2.5 Вероятно-статистическая база обработки результатов тестирования
- количественные методы анализа и оценки данных 76
П.З Организация исследования 79
ГЛАВА Ш. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ
СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ 82
Ш. 1 Тренинг формирования способностей к креативному мышлению как
эффективной профессиональной подготовки студентов кафедры
«РМСХП» 82
Ш.2 Определение исходного уровня креативного мышления студентов.85 Ш.2.1 Сравнительный анализ и системная обработка результатов
первого тестирования 86
Ш.2.2 Проверка однородности сравниваемых групп 88
Ш.З Проведение экспериментального тренинга с целью выявления
потенциальных возможностей формирования способностей к креативному
мышлению студентов 91
ГЛАВА IV. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИ -
ЧЕСКИХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 105
IV. 1 Исследование эффективности процесса формирования способностей к
креативному мышлению студентов кафедры «РМСХП» 105
IV. 1.1 Сравнительные результаты второго тестирования 105
IV. 1.2 Определение значимости различий результатов второго
тестирования 108
IV. 1.3 Сравнительные результаты экспериментальной группы первого и
второго тестирования ПО
IV. 1.4 Сравнительные результаты контрольной группы первого и
второго тестирования 116
ВЫВОДЫ 120
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 124
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 142
Введение к работе
Актуальность. На современном этапе развития нашей страны значительно повышаются требования к высшему образованию, обусловленные задачами переходного периода экономики к рыночным отношениям и изложенным, в этой связи, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
В этой концепции, в частности, указывается, что одной из важнейших и долгосрочных проблем профессионального высшего образования является проблема формирования профессионально-компетентной личности специалиста, способного:
к концептуальному мышлению и творческой деятельности;
обладать высоким интеллектуальным уровнем самосознания;
самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи;
осознавать личностную и общественную значимость своей деятельности.
Об этом же свидетельствует и тема, прошедшей в Москве, Всероссийской научной конференции: «Креативность как показатель качества дополнительного профессионального образования». В опубликованных материалах этой конференции указывается: «В системе профессионального образования целевой ориентацией должно стать развитие творческой индивидуальности, способной к созидательной деятельности. При этом креативность может рассматриваться как один из важнейших показателей образования».
Несмотря на то, что за последние годы высшее образование непрерывно совершенствуется, ему всё ещё присущи такие недостатки, как нацеленность на сообщение студентам готовых для заучивания знаний и недостаточно
активное использование эвристических методов обучения. Причём, последнее касается не столько передачи профессиональных знаний, сколько формирования навыков определённого вида мышления, предъявляемых требованиям времени.
В условиях ускорения мировых процессов развития по всем параметрам научно-технической и культурной деятельности, неадекватность существующего в обществе мышления, в настоящее время, выражается в значительном усилении потребности к формированию у специалистов высшей школы креативных способностей. И в особой степени это касается тех, чья деятельность связана с нестандартным, в большей мере творческим подходом к решению профессиональных задач в науке, технике, искусстве и культуре, поиску всевозможных альтернатив, генерирования идей, формирования гипотез и созидания нового.
Режиссёров массовых спортивно-художественных постановок и
мероприятий в полной мере можно отнести к таким специалистам
творческих профессий. Им в своей деятельности приходится решать
профессиональные задачи, большинство из которых требуют творческого
подхода, как в постановочном, так и в организационном плане. При этом в их
профессиональной деятельности используются основные
характерологические параметры творчества, как созидательность, новаторская деятельность, новизна и оригинальность продукта творчества (конструктив), так и новизна и оригинальность способов получения продуктов творчества (технология).
Следовательно, с целью совершенствования системы подготовки специалистов творческих профессий, и, в частности, спортивных режиссёров, необходима разработка такого программно-методического обеспечения педагогического процесса в Вузе, которое позволило бы добиться повышения художественной культуры и педагогического мастерства студентов на базе формирования у них способностей к креативному мышлению.
6 Сказанное подтверждается в работах отечественных и зарубежных исследователей в области психологических и педагогических наук: А.П.Акимова, Ф.Т. Архшщева, М.С. Берштейна, B.C. Библера, Н.К. Винокурова, В.М. Волкова, СВ. Гиппиуса, МИ. Губанова, В.К.Зарецкого, Б.М. Кедрова, Е.В. Кузмичёвой, В.А. Левина, С.Д. Неверковича, Я.А. Пономарёва, С.Н. Макашова, К.Ю. Хрящевой, Е.И. Шеблановой; Айяна Ди, Артура Гейтса, Бергсона, Э. Боно, Т. Вужека, Д. Карнеги, Роджерса Ванна и др. В этих работах признаётся высокий потенциал и богатство возможностей использования различных методов, новых технологий формирования и развития креативного мышления. И хотя внедрение таких методических технологий с целью практического их использования в современном профессиональном образовании высшей школы имеет место, новых разработок активных форм развития креативных способностей мышления для осуществления качественного прорыва в решении этой проблемы, недостаточно. Кроме того, не смотря на разнообразное теоретическое освещение и накопленный опыт их практического решения, специфические особенности профессиональной деятельности студентов специализации кафедры «Режиссуры массовых спортивно-художественных представлений» («РМСХП») физкультурных ВУЗов требовали более долгого времени анализа данной проблемы и переосмысления всех традиционных средств и методов воздействия на личность студента в учебном процессе ВУЗа.
Проведенный нами анализ учебного плана специализации «Спортивная режиссура» по содержанию и методики формирования креативного мышления показал, что традиционные формы обучения и методические подходы в существующих творческих дисциплинах не позволяют в полной мере осуществить напрямую процесс формирования креативного мышления у студентов. Однако, для успешного освоения специальных дисциплин старших курсов желательно и даже необходимо создания определённого
базиса креативных навыков уже на уровне первых курсов, что способствует более качественному овладению студентами творческих профессий.
Актуальность и настоятельная потребность практики, по совершенствованию процесса профессиональной подготовки студентов творческих специализаций кафедры «РМСХП», обусловили выбор проблемы и актуальность нашего исследования.
Цель исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании возможности эффективного формирования способностей к креативному мышлению студентов в процессе их профессиональной подготовки.
В качестве гипотезы выступает предположение о необходимости и возможности совершенствования профессиональной подготовки студентов специализации кафедры «РМСХП» за счёт целенаправленного формирования способностей к креативному мышлению. Предполагается, что разработка и внедрение в практику педагогического процесса студентов 1 курса тренинга «Формирование креативных способностей» обеспечит повышение креативного потенциала в мышлении студентов, обогащение их мотивационной сферы и профессионального опыта.
Объект исследования: система профессиональной подготовки спортивных режиссеров в ВУЗах физкультурного профиля.
Предмет исследования: процесс формирования креативного мышления студентов специализации спортивная режиссура.
Научная новизна исследования.
В исследовании, впервые, представлено одним из первых теоретическое
и экспериментальное обоснование возможности совершенствования педагогического процесса, направленного на профессиональную подготовку спортивных режиссёров в ВУЗах физкультурного профиля за счёт формирования у них способностей к креативному мышлению. Обоснована сущность креативного мышления специалистов в области спортивной режиссуры, как структурного элемента педагогического пространства, определены критерии оценки креативного мышления с учетом специфики будущей профессиональной деятельности спортивных режиссёров.
Теоретическая значимость заключается в том, что разработанные современные нетрадиционные методические подходы к профессиональной подготовки спортивных режиссёров в ВУЗах физкультурного профиля вносят вклад в теорию педагогики физической культуры и спорта.
Практическая значимость.
Совокупность творческих положений и практических выводов, содержание диссертационного исследования позволяют существенно усовершенствовать систему профессиональной подготовки спортивных режиссёров ВУЗов физкультурного профиля.
Разработанный и внедрённый в учебный процесс кафедры «Режиссуры
массовых спортивно-художественных представлений» тренинг
«Формирования способностей к креативному мышлению» с методическими рекомендациями по проведению занятий в академических (аудиторных) условиях, позволяет использовать его в системе профессиональной подготовки студентов ВУЗов физкультурно-спортивной направленности.
Теоретико-методологической основой диссертационного
исследования явились: - концепция формирования творческого потенциала в процессе воспитания и обучения в работах: А.П. Акимова, Б.Г. Ананьева,
К.Н. Вентцеля, А.Н. Зинченко, В.А. Канн-Калика, В.И. Левина, АЛ. Матейко, М.И. Пальянова, ЯЛ. Пономарева, И.М. Розетта, М.Н. Скаткина, В.М. Теплова и др.;
исследование психологических аспектов творчества в области формирования креативной составляющей в творческом мышлении: Ди Айяна, Н.Г. Алексеева, А. Анастази, А. Бергсона, СВ. Гиппиуса, Денисова СИ., Т.Д. Зинкевича-Евстигнеева, В.А. Левина, Р.Г. Натадзе, Р. Поу, В.М. Слуцкого, В.Н. Пашенной, В. Турнбуля и др.;
исследований направления на изучение личности как субъекта творческой деятельности: К.А. Абульханова-Славской, Л.С. Выгодского, А.А. Дорохоа, А. Гейтса, П.М. Ершова, Д.В. Кандыбы, Д. Каргеги, А.И. Леонтьева, П.В. Симонова, А.В. Тарасова, Л. Томаса и др.;
концепция активного профессионального обучения специалистов в области физической культуры и спорта: М.И. Губанова, А.А. Деркача, И.С Дятловской, А.А. Исаева, B.C. Кузнецова, Е.В. Кузьмичёвой, С.Д. Неверковича, Б.Н. Петрова, Н.И. Спиридонова, О.П. Топышева, Л.А. Финогеновой. Ж.К. Холодова,
Положения, выносимые на защиту:
Сущность, структура и основные принципы формирования и развития креативного мышления студентов, специализаций кафедры «РМСХП».
Методы и средства реализации педагогического воздействия активного формирования креативного мышления и развития творческих навыков студентов кафедры «РМСХП».
Методические приёмы активного формирования креативного мышления, как эффективный инструмент педагогической системы непосредственного обучения мыслительным навыкам в творческой подготовке студентов.