Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические и методические основы развития координационных способностей вфизическом воспитании студентов 15
1.1. Концептуальные подходы к изучению координационных способностей, критерии и формы их проявления в физическом воспитании 15
1.2. Современные подходы к использованию видов спорта в физическом воспитании студентов 33
1.3. Эффективность реализации различных форм физкультурно-спортивной деятельности в физическом воспитании студентов 42
ГЛАВА II. Методы и организация исследования ... 50
2.1. Методы исследования 50
2.2. Организация исследования 59
ГЛАВА III. Теоретико-методическое обоснование применения средств классического танца для развития координационных способностей студентов 61
3.1. Педагогические принципы создания методики развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой 61
3.2. Основные педагогические приемы реализации методики развития координационных способностей студентов 68
3.3. Сравнительный анализ исходных показателей развития координационных способностей студентов 74
3.4. Функциональные предпосылки обоснования методики развития координационных способностей студентов на основе применения средств классического танца 19
3.5. Экспериментальная методика развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой на основе применения средств классического танца 83
ГЛАВА IV. Эффективность экспериментальной методики в развитии координационных способностей студентов средствами классического танца на занятиях физической культурой 112
4.1. Показатели развития координационных способностей студентов
4.2. Показатели общей физической подготовленности студентов до и после эксперимента 119
Заключение 125
Выводы 127
Практические рекомендации 130
Библиография
- Современные подходы к использованию видов спорта в физическом воспитании студентов
- Организация исследования
- Основные педагогические приемы реализации методики развития координационных способностей студентов
- Показатели общей физической подготовленности студентов до и после эксперимента
Введение к работе
Актуальность. Высокая динамичность современного общества выдвинула значительные требования к физической и функциональной подготовке студентов вузов к предстоящей профессиональной деятельности, среди которых ведущее место занимают высокие показатели здоровья, обусловленные соответствующим уровнем физического развития и физической подготовленности. Неоспоримым фактом на современном этапе модернизации всей системы образования является необходимость создания таких условий учебно-воспитательного процесса, при которых студенты могут стать самостоятельными субъектами общественной жизни. Для этого необходимо создание условий формирования творческих способностей, гармонического развития интеллектуальных, нравственно-волевых, эстетических и физических возможностей как основы всей профессиональной подготовки студенческой молодежи.
Физическое воспитание студентов располагает широкими возможностями для повышения уровня развития качественных сторон двигательной деятельности как основы подготовки к профессиональной деятельности (Л.Д. Назаренко, 2001, 2003; Р.Т. Раевский, 2001; И.П. Ратов, 2001; Л.Б. Андрющенко, 2004; А.А. Андриевский, 2005; А.Г. Зоболотский, 2005; Ю.Н. Аллянов, 2007; О.В. Булгакова, 2007; Л.А. Акинин, 2008; Г.А. Гавронина, 2009; О.В. Шинкоренко, 2009; Е.А. Биличенко, 2010; В.Д. Паначев, 2010; Г.А. Оценков, 2013).
Особенности современного процесса совершенствования физического воспитания студенческой молодежи многие авторы видят в гуманизации и совершенствовании физической культуры студентов на основе использования различных инновационных технологий с включением привлекательных видов двигательной активности (Е.А. Луконина, 2000; М.Я. Желина, 2001; Т.А. Кохан, 2001; А.А. Мацукевич, Н.В. Шершаков, 2001; В.А. Таран, 2003; Л.Б. Андрющенко, 2004; Л.И. Костюнина, 2007; Т.А. Шонина, 2008; Г.С. Садыкова, 2010; М.В. Певнева, 2013; V. Liach, 2001; W. Dietrich, 2003 и др.). Такой подход может способствовать широкому использованию духовно-физических возможностей физической культуры как мощного фактора не только повышения здоровья человека, но и самоопределения его в современном мире, повышения эффективности самореализации в сфере образования, трудовой деятельности и в жизни (Н.И. Медведкова, 2000; Л.И Лубышева, 2001,2004; И.Е. Коновалов, 2005).
Актуальность изучаемых вопросов обусловлена также проблемой формирования координационных способностей студентов вузов как одного из факторов повышения их физической подготовленности на занятиях физической культурой.
Вопросы, связанные с развитием координационных способностей и определением их структуры, являются объектом многих научных исследований (Л.Д. Назаренко, 2000, 2001; А.С. Ощепков, 2000; В.Н. Шустов, Ю.В. Высочин, 2001; Г.Д. Ощепков, 2013). Это объясняется тем, что в теории и методике исследования координационных способностей пока не выработаны единые научные принципы их определения и изучения. Вместе с тем отмечен положительный перенос качественных сторон координационных способностей в двигательной деятельности человека на совершенствование других качеств (М.А. Годик, 2000; Н.А. Бернштейн, 2001; Л.П. Матвеев, 2005; В.М. Зациорский, 2009; А.С. Мартынова, 2011; Л.Д. Назаренко, Н.А. Касаткина, 2012).
Не получило еще широкого распространения использование средств классического танца, отсутствует научное обоснование их применения в процессе физического воспитания студентов. В связи с этим возникает необходимость поиска новых технологий и педагогических подходов, которые позволят создать инновационную методику повышения эффективности общей физической подготовки студентов на основе применения средств классического танца.
Представления об актуальности темы диссертационного исследования, степени ее разработанности в научной литературе и в практике физического воспитания студентов в условиях высших учебных заведений свидетельствует о существовании противоречия между потребностью практики физического воспитания в эффективной методике развития координационных способностей и потенциальных возможностей студентов на основе использования средств классического танца, с одной стороны, и недостаточной разработанностью вопросов влияния средств классического танца на координационные способности студентов, с другой.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему нашего исследования, которая заключается в теоретическом, методическом, содержательном и организационном обеспечении занятий физической культурой студентов на основе применения средств классического танца.
Цель исследования – теоретическое и практическое обоснование содержания методики развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой на основе применения средств классического танца.
Объект исследования – процесс физического воспитания студентов.
Предмет исследования – структура и содержание развития координационных способностей студентов на основе применения средств классического танца.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что методика развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой на основе применения средств классического танца позволит эффективно воздействовать на общую физическую подготовленность, развитие физических качеств студентов, если включать в структуру занятий средства классического танца, комплексы специальных танцевальных упражнений координационно-развивающей направленности.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой ставились и решались следующие задачи:
1. Теоретически обосновать целесообразность использования средств классического танца на занятиях физической культурой для развития координационных способностей студентов.
2. Разработать методику развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой на основе применения средств классического танца.
3. Экспериментально проверить эффективность реализации методики развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой на основе применения средств классического танца.
Методологической основой исследования явились идеи о целостности, всеобщей взаимосвязи и развитии явлений, процессов окружающего мира и его материальности, деятельностный и образовательный подходы в физическом воспитании.
Теоретической базой исследования являются: современные основополагающие концепции теории и методики физического воспитания (В.К. Бальсевич, Ю.Д. Железняк, В.М. Зациорский, Ю.Ф. Курамшин, Л.И. Лубышева Л.П. Матвеев,); теории обучения двигательным действиям (М. М. Боген); концепция применения координационных упражнений в организации занятий и стимулирования развития двигательных координаций ( В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейн, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, Л.Д. Назаренко); физическое воспитание студентов (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева); положения о значении занятий физическими упражнениями для гармоничного развития личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, П.Ф. Лесгафт, В.И. Столяров и др.); теория и методика классического танца (Е.П. Валукин).
Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, анализ учебной документации, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
1. Установлены закономерности воздействия на координационные способности для формирования двигательных действий студентов на занятиях физической культурой, построенных на применении различных по направленности средств классического танца.
2. Определены и теоретически обоснованы педагогические возможности использования средств классического танца в развитии координационных способностей студента на основе учета функциональных основ развития координационных способностей, с помощью которых предоставляется возможность вести педагогический процесс наиболее целенаправленно и личностно-ориентированно и осуществлять управление правильной осанкой и движениями в пространстве и времени с открытыми и закрытыми глазами, которое расширяет представление о тонкой координации движений по пяти активным точкам антропологического строения человека и обеспечивает высокий уровень развития координационных способностей и общей физической подготовленности студентов.
3. Разработана и экспериментально проверена методика развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой, основанная на применении средств классического танца,
4. Доказано, что применение средств классического танца на занятиях физической культурой способствует эффективному развитию координационных способностей и на этой основе – повышению физической подготовленности студентов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно вносит существенный вклад в теорию физического воспитания, заключающийся:
- в уточнении специфики влияния средств классического танца на различные проявления двигательной функции человека;
- в раскрытии специфики развития физических качеств с помощью методики развития координационных способностей как основы формирования двигательных действий студентов на занятиях физической культурой, построенных на применении различных по направленности средств классического танца;
- в дополнении существующей теории физического воспитания новыми данными и представлениями о средствах и методах, обеспечивающих высокий уровень развития пространственных координационных способностей и способностей студентов к воспроизведению, оценке и дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений на основе использования средств классического танца.
Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение в процесс физического воспитания студентов методики развития координационных способностей на основе средств классического танца, оказывающих существенное влияние на развитие двигательных функций, способствует эффективному развитию физических качеств, формированию ценностного отношения к своему здоровью, повышению уровня физической и функциональной подготовленности.
Материалы исследования могут применяться в процессе физического воспитания школьников, студенческой молодежи.
Другой областью применения результатов диссертационного исследования являются учреждения среднего и высшего профессионального образования, осуществляющие профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются использованием известных педагогических концепций обучения, приведенных в научно-методической литературе: логическим обоснованием и практическим использованием комплекса педагогических и статистических методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; корректностью математической обработки экспериментального материала и достаточным объемом выборки; воспроизводимостью результатов исследования и апробацией выводов в процессе работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В сравнении с существующими подходами в развитии координационных способностей, основанными на единых программах и нормативах развитие координационных способностей, на наш взгляд, находится на недостаточно высоком уровне. Предлагаемая нами методика развития координационных способностей на основе использования средств классического танца отвечает требованиям, предусмотренным программами, направленными на развитие профессионально значимых компетенций, физических и функциональных способностей студентов.
2. Включение в физическое воспитание студентов средств классического танца, выполняемых с открытыми и закрытыми глазами, обеспечивает высокий уровень развития координационных способностей и на этой основе - двигательной функции. Это расширяет педагогические возможности физического воспитания студентов в компетентностном образовании и самообразовании.
3. Методика развития координационных способностей студентов, основанная на целесообразном применении в течение учебного года средств классического танца, позволяет оказывать эффективное развивающее воздействие на весь спектр показателей их физической подготовленности.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет». Исследование по теме диссертации проводилось с 2010 по 2013 год, задачи исследования решались поэтапно.
На первом этапе исследования (2010 - 2011 гг.) был проведен основной анализ научной, научно-методической литературы, изучалось состояние исследуемой проблемы по развитию координации движений на практике. Определялись гипотеза, цель, задачи и методы исследования.
На втором этапе исследования (2011-2012 г.) на базе политехнического университета апробировалась предлагаемая нами экспериментальная методика. В течение этого времени было обследовано 174 студента в возрасте 17-19 лет по будущей специальности педагогического комплекса политехнического университета. Из них было отобрано методом случайной выборки 100 студентов второго курса.
С целью определения идентичности координационных способностей и адекватности методических приемов был проведен анализ изучаемых показателей (констатирующий эксперимент) экспериментальной и контрольной групп.
На основании проведенного констатирующего эксперимента были сформированы две равноценные группы: контрольная и экспериментальная.
Из литературных источников выбраны тесты, применяемые в научно-экспериментальных работах и адекватные цели и задачам исследованиям.
На третьем этапе (2012-2013 гг.) был проведен основной эксперимент, публиковались материалы, проводилось внедрение в практику результатов исследования, формировались теоретические выводы и разрабатывались практические рекомендации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты и выводы проведенного исследования отражены в 26 публикациях автора, в том числе в 3 статьях в журналах, рекомендованных ВАК. Опубликованы по теме диссертационной работы 1 монография и 3 учебных пособия. Материалы экспериментального исследования были представлены на международных (г. София, 2011; г. Белгород, 2013; г. Набережные Челны, 2014; г. Прага, 2014), всероссийских (г. Пермь 1999, 2001, 2003, 2005, 2006, 2007, 2011), внутривузовских научно-практических (г. Пермь 1993, 1996) конференциях. Результаты исследования внедрены в учебный процесс ФГБОУ ВПО ПНИПУ, ФГБОУ ВПО ПГНИУ, ФГБОУ ВПО ПГАИК, что подтверждается актами внедрения.
Личный вклад автора заключается в получении данных, послуживших основой для разработки общего замысла и методики педагогического эксперимента по данной проблеме, в обработке экспериментального материала, его интерпретации и оценке, формулировании выводов и практических рекомендаций.
Объем и структура работы. Текст диссертации изложен на 150 страницах машинописного текста, состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений и актов внедрения, содержит 7 таблиц, 5 рисунков. Список литературы включает 235 наименований, из них 13 на иностранных языках.
Современные подходы к использованию видов спорта в физическом воспитании студентов
Российские и зарубежные специалисты по-разному подходят к определению понятий «координация движения» и «координационные способности» [33,41,55,64,93, 112, 113, 126, 127, 130,229,230,233,234]. Анализ научно-методической литературы показал, что на сегодняшней день в научной и учебно-методической литературе отсутствует единый подход к определению понятия «координационные способности». Л. П. Матвеев охарактеризовал координационные способности как способность целесообразно строить целостные двигательные акты, преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим в меняющихся условиях. В.Н. Платонов дает определение понятию «координационные способности», как свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи, что проявляется в хорошей обучаемости, точности воспроизведения движений и его современном исполнении. Авторы в определениях координационных способностей подчеркивают многокомпонентность и разнонаправленность их проявления в двигательной деятельности и в бытовых условиях. Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры применялся термин «ловкость».
В.М. Зациорский [79] в своей работе рассматривает ловкость как физическое качество. Автор отмечает, что координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости, рассматривает выполнение двигательной задачи по точности как совпадение движений по пространственным, временным и силовым характеристикам. В литературе иногда точность и ловкость также отождествляют или рассматривают как мерила всесторонности действия.
Начиная с 30-х годов многие специалисты разных стран отмечали неправомерность сведения ловкости к проявлению нескольких способностей. На сегодняшний день литературные источники называют от 2-3 общих и до 20 и более специальных и специфических проявлений координационных способностей с учетом чувствительных и критических периодов [10, 15,20,28, 32, 34,35,76, 93,232].
Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкости как способности человека быстро, оперативно, целесообразно осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость - высокоразвитая координационная способность, комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая подвижность корковых нервных процессов, от степени проявления которых зависит срочность образования координационных связей и быстрота перехода от одних установок и реакций к другим [62,79 и др.].
Во всех многочисленных ситуациях в физическом воспитании, быту и на производстве, когда двигательные комбинации возникают внезапно, проявляется ловкость (высокоразвитая координационная способность), без точности выполнения необходимых в данный момент движений невозможно достичь поставленной задачи. Ловкость имеет первостепенное значение в тех видах специальной подготовки студентов, в которых предъявляются повышенные требования к координации движений: в преодолении сложных препятствий, в системе мобильных механизмов и педагогического комплекса политехнического университета, спортивных единоборствах, акробатике, гимнастике и спортивных играх, которыми студенты занимаются на занятиях по общей физической подготовке.
Н.А. Бернштейн, В.И. Лях, Л.П. Матвеев [22,127,139] полагают, что ловкость включает в себя различные проявления при выполнении различных двигательных действий. Во-первых это ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы ("телесная ловкость"), а также ловкость, которая проявляется в действиях, связанных с передвижением в условиях усложненной и меняющейся обстановки, например, бег и передвижение на лыжах по пересеченной местности, слалом, преодоление препятствий, лазание, перелазание. Ловкость проявляется также в упражнениях с изменяющимся сопротивлением (перетягивание, борьба, бокс и т.п.); в упражнениях с предметами (броски, ловля, перебрасывание, жонглирование, метание и т.п.) - это так называемая "ручная" или "предметная" ловкость; в упражнениях, требующих согласованных усилий нескольких участников (садиться и вставать вдвоем, держась за руки, например, вдвоем или втроем переносить партнера или какую-либо тяжесть, перепрыгивать вдвоем, втроем через препятствия, держась за руки и т.п.), и ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих фактически согласованных действий, и в играх с тактическим противодействием и взаимодействием участников.
Организация исследования
Экспериментальные исследования были согласованы с руководством учебного заведения. Оценка результатов эксперимента проводилась по полученным значениям показателей развития координационных способностей, влияющих на прирост физических данных, качественно дополняющих физическую подготовку и составляющих индивидуальную подготовленность студентов.
Эксперимент проводился в условиях, когда шла плановая учебно-методическая работа по освоению профессии во всем многообразии форм физической подготовки: утренняя зарядка, учебные занятия, спортивно-массовая работа, факультативные занятия и физическая тренировка. Основной акцент в исследованиях был сделан на те часы, которые были определены для занятий по развитию координационных способностей. Сам процесс занятий специальной хореографической подготовкой по развитию точности КС в процессе учебной деятельности для автора является тем инструментом, на котором проходила проверку правильность выбора при постановке общих задач физической подготовки.
Методы математической статистики. Все полученные данные были подвергнуты статистической обработке с привлечением следующих критериев: - проверки нормальности распределения, проведенной по критерию Шапиро-Уилки (критерий W); - суждения о равенстве дисперсий - по F- критерию Фишера; - двухвыборочного t-критерия Стьюдента для независимых выборок и парного двухвыборочного t-теста Стьюдента для проверки гипотезы о разности двух средних значений; - непараметрического критерия Ван-дер-Вардена, Крускала-Уоллиса, Крамера-Уэлча в случае неподчинения выборок нормальному распределению [17, 62, 63]. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимался равным 0,05 (а=0,05).
В работе использовались следующие символические обозначения: X - среднее арифметическое; Sx — стандартная ошибка среднего арифметического; п - размер выборки; р - экспериментальный уровень значимости, полученный при статистической обработке данных; t -коэффициент Стьюдента; х-критерий Ван-дер-Вардена; Т - критерий Крамера-Уэлча.
Статистическая обработка проведена на компьютере с использованием статистических пакетов SPSS-13, электронных таблиц MicrosoflExcel. Для оценки достоверности отличий использовали непараметрический критерий Вилкоксона для связных пар.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет». Исследование по теме диссертации проводилось с 1993 по 2013 год, цель и задачи решались поэтапно.
На первом этапе исследования (1993 по 2011 гг.) был проведен основной анализ научной, научно-методической литературы, изучалось состояние исследуемой проблемы по развитию координации движений на практике, определялись гипотеза, цель, задачи и методы исследования.
Второй этап исследования (сентябрь 2011 - май 2012 г.). На базе политехнического университета апробировались предлагаемая нами экспериментальная методика. В течение этого времени было обследовано студента в возрасте 17-19 лет по будущей специальности педагогического комплекса политехнического университета. Из них было отобрано методом случайной выборки 100 студентов второго курса. В контрольной и экспериментальной группе было по 50 студентов.
С целью определения идентичности координационных способностей и адекватности методических приемов был проведен анализ изучаемых показателей (констатирующий эксперимент) экспериментальной и контрольной групп.
Показатели статической и пространственной координации (пять составляющих), чувствительности вестибулярного анализатора, рефлексометрии (сенсомоторная реакция) и высоты прыжка с места оказались без существенных различий. Различие результатов составили 2 показателя: ПКСо с открытыми глазами и ЧВА при Р 0,05. На основании проведенного констатирующего эксперимента были сформированы две равноценные группы: контрольная и экспериментальная. Из литературных источников выбраны тесты применяемые в научно-экспериментальных работах и адекватные задачам нашего исследования. На третьем этапе (с сентября 2012 г. по май 2013 г.) проведен основной эксперимент, публиковались материалы, проводилось внедрение в практику результатов исследования, формировались теоретические выводы и разрабатывались практические рекомендации, завершалось литературное оформление диссертационного исследования.
Основные педагогические приемы реализации методики развития координационных способностей студентов
С педагогической точки зрения, в основе современной методики повышения уровня физической подготовки лежит активный процесс тренинга, направленный на совершенствование двигательной деятельности занимающихся во всех ее аспектах, и особенно на развитие координационных способностей. В теории, методике и практике физического воспитания такая подготовка рассчитана на некоего «обобщенного молодого человека» и педагог-тренер его модель представляет весьма приблизительно. Возникают противоречия, обусловленные, с одной стороны, большим количеством разрозненного материала, с другой - отсутствием его востребованности и систематизации для использования в практике. Обучение в физическом воспитании студентов представляет собой своеобразный процесс конструирования многообразных двигательных действий, в котором целью, объектом и средством являются формируемые умения и навыки. В качестве важнейшего педагогического принципа успешности овладения навыками и умениями выделяются применяемые двигательные задания для непрерывного развития ведущих двигательных качеств. Предпосылкой такого подхода считается обучаемость как общая способность к усвоению знаний и способов деятельности и в процессе подготовки юных спортсменов [47,89]. Другим важным педагогическим принципом мы считаем последовательность и преемственность в освоении физкультурно- или спортивно-хореографических (танцевальных) действий. Важным при этом является последовательность при обучении движениям с четко, рационально установленными биомеханическими правилами их исполнения, учитывая темповую и силовую составляющую. Соблюдение принципа преемственности в освоении спортивно-технических (хореографических) действий выражается в правилах: от простого к сложному, от неизвестного к известному, от освоенного к неосвоенному. Однако эти правила требуют своего регулирования в зависимости от координационной сложности, степени прикладываемых студентами усилий и, конечно, от морфо-функциональных особенностей их организма.
Осанка рассматривается как морфо-функциональная и психологическая основа координации движений [208].
Осанка структурно и физиологически определяет эффективность и качество двигательной деятельности психофизическое и функциональное состояние человека. Правильная осанка оказывает положительное влияние на все органы и функции, неправильная - затрудняет кровообращение и дыхание, ухудшает пищеварение и зрение, ослабляет систему органов опоры и движения. Неправильная осанка делает походку шаркающей, ухудшает координацию движений. Она обусловливает плохое приземление после прыжков, вызывает плоскостопие. У человека с правильной осанкой бодрое настроение и хорошая работоспособность. Неправильная осанка отрицательно влияет на психические свойства человека. Эстетическое значение осанки заключается в манере держать тело. Правильная осанка придает телу человека стройность, грациозность, подчеркивает его физическую красоту и настроение. Прикладную основу ее составляют двигательные условные рефлексы, связанные с держанием позвоночника, таза, головы, плеч и т.д. Она создает устойчивость, помогает сохранять равновесие с наименьшей затратой энергии, создает условия для наилучшего проявления рессорных свойств позвоночника и стопы. Все это улучшает координацию движений и позволяет организму легче справляться с мышечной работой.
Осанка - естественное удобное положение тела в пространстве, умение держать его в статических и динамических условиях; она характеризуется высокой устойчивостью, совершенной координацией движений рук, ног, головы, туловища. Осанка считается правильной, если голова слегка приподнята, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне и слегка опущены, лопатки прижаты к спине; форма спины, голова, позвоночник, если смотреть спереди, составляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы), живот подтянут, ноги выпрямлены в коленях и тазобедренных суставах. Осанка может быть сутуловатой (круглая спина, плечи опущены, голова подана вперед, сколиотической (боковые искривления позвоночника), лордотической (увеличен поясничный лордоз, изменяется центр тяжести тела, кифотической (увеличен грудной кифоз, плечи опущены, живот втянут) и уплощенной (сглажены все изгибы позвоночника). Она формируется в процессе жизни человека с момента, когда ребенок начинает сидеть и до периода возмужания (19 20 лет). Одна из задач нашей работы заключалась в том, чтобы создать простую и мобильную методику управления своим телом, позволяющую вносить коррекцию для поддержания правильной осанки в любых условиях двигательной деятельности человека и конкретно в спорте, хореографии, строевой подготовке военнослужащих и их профессиональной работе. Биомеханическим методом по Д.Д. Донскому [65] нами выявлены пять наиболее активных точек, влияющих на управление телом в пространстве в статике и динамике: 1-Й точки правое и левое плечо; III-IV точки — верхняя часть правого и левого бедра; V - находится в области диафрагмы и ребер грудной клетки спереди. По этим точкам осуществляется управление равновесием при выполнении батманов (махи ног) в статике и динамике, приседаний (plie), прыжков, вращений на полу и в прыжке, поворотов, кувырков и т.д.
Показатели общей физической подготовленности студентов до и после эксперимента
Простота и понятные для занимающихся с первого знакомства методические приемы, направленные на соблюдение техники выполнения упражнений классического танца, их срочный анализ, делает занятия наиболее перспективными в личностно-ориентированном образовании и самообразовании.
Основы развития координации движений в хореографии, заложенные в методических изданиях по классическому танцу А.Я. Вагановой, [39], Н.И. Тарасова [203] являются фундаментом всего многообразного танцевального искусства. Базовой основой движений в хореографии является пространственная координация движений с угловыми отклонениями в пространстве и точными техническими правилами их выполнения. Классические танцы вобрали в себя систему основополагающих групп движений, объединенных общими для каждой группы признаками і и точными правилами их выполнения в сагиттальной, фронтальной и горизонтальной плоскости и с правильной осанкой тела.
Например, группа батманов (махи ногой - ми), приседаний (plie), прыжков (элевация), вращений (pirouett, tour, fouette), положений корпуса (attitude, arabesque...), 11 позиций ног (5 - выворотных в классическом танце и 6 прямых положений ног в характерном танце).
В азбуке классического танца четко и точно разработаны позиции рук, ног, корпуса и головы, их координация во время выполнения простых и сложных движений и координация в разнообразных сложных сочетаниях в статике и динамике выполняемых в разнообразных темпах. Движения классического танца выполняются на основе выворотности позиций ног, что создает особые сложности в координации движений и способствует развитию координационных способностей.
Виртуозная двигательная техника занимающихся классическим танцами, достигаемая в результате освоения азбучных, простых и понятных движений в сложной и точной координации, способствует успешному обладанию и развитию точно управляемой техники движений, развитию физических качеств - силы, выносливости, быстроты и ловкости, при этом без лишних затрат энергии и скованности (с корректирующими дополнениями методики выполнения основных движений классического танца).
Специальный комплекс хореографических упражнений учитывает развитие уровня координационной, физической, специальной прикладной подготовленности. С его помощью можно развивать устойчивость тела в сложных динамических перемещениях, координационных способностей, устойчивость организма к воздействию неблагоприятных вегетативных факторов (головокружение, потеря равновесия, рвота...); профессиональной деятельности (противостоять укачиванию во время перемещений по пересеченной местности, выполнение заданий двигательного характера при плохой видимости - в тумане, в ночное время суток и т.д.); развивать наиболее важные прикладные двигательные навыки - осанку, свободу движений и, что самое главное, точность в управлении движениями, где это качество имеет первостепенное значение.
В разработанную нами систему средств по развитию координационных спососбностей студентов включены рационально необходимые элементы классического танца, которые в широком двигательном диапазоне и темповом регистре обеспечивают развитие координации рук, корпуса, ног, головы и в целом всей опорно-двигательной системы. К ним относятся постановка осанки и управление правильной осанкой тела, позиции рук и их движение с перегибанием корпуса (Port de bras с Temps lie); позиции ног (полувыворотные) -развернутые под углом 90 и прямые, когда ступни ног параллельны друг другу.
При составлении комплекса упражнений с элементами классического танца мы исходили из того, что физическая подготовка студентов на занятиях физической культурой должна, прежде всего, носить комплексный характер, в результатах должен прослеживаться развивающий и тренирующий эффект. В методику включены следующие упражнения: 1) приседание (РНе); 2) выдвижение прямой ноги по полу (Bettement Tendu); 3) резкое движение вытянутой ноги на 45 (Bettement tendu jete); 4) движение вытянутой ногой по кругу по полу (Rode de jambe par terre); 5) мягкое, тающее движение ногой (Battement fondu); 6) круговое движение вытянутой ногой на высоте 90 (Grand rond de jambe en lair); 7) проходящее движение ногой (Passe); 8) поднимание ноги на 90 и выше (Adajio - медленно); 9) бросок (мах) вытянутой ногой на 90 и выше (Grand battement jete); 10) растяжки для ног, корпуса.