Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры Ротерс Татьяна Тихоновна

Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры
<
Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ротерс Татьяна Тихоновна. Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры : ил РГБ ОД 61:85-13/205

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ (ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРЫ)

1. Общие требования к учителю советской школы . . . 8

2. О профессиональной деятельности учителя физической культуры 12

3. Курс "Музыкально-ритмического воспитания" как предмет учебного плана факультетов физического воспитания 19

4. Анализ программ по физической культуре в школе за советский период (раздел танцевальных упражнений

и элементов художественной гимнастики . 25

5. Элементы современного танца и ритмичная музыка в физическом воспитании школьников 31

1.6. Заключение по I главе 35

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

І. Задачи исследования 36

2. Методы исследования 37

З. Организация исследования 50

ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

І. Состояние преподавания танцевальных упражнений и элементов художественной гимнастики в школе 51

2. Состояние профессиональной подготовки учителя по музыкально-ритмическому воспитанию на факультетах физического воспитания 54

.З. Особенности разработанной опытной программы и методика ее применения 58

4. Характеристика опытных групп 74

ГЛАВА ІV. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

.І. Сравнительные данные подготовки студентов опытной и контрольной групп по результатам музыкальной и ритмической подготовки 77

2. Характеристика опытной и контрольной групп по технической подготовке 81

З. Сдвиги в методической подготовке студентов опытной и контрольной групп за экспериментальный период. ... 84

4. Сравнительные данные опытной и контрольной групп в умении обучать танцевальным упражнениям и элементам художественной гимнастики 88

ГЛАВА V. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ .... 95

ВЫВОДЫ 103

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 108

БИБЛИОГРАШЯ НО

ПРИЛОЖЕНИЕ 133

Введение к работе

Актуальность.

В эпоху зрелого социализма особое значение приобретает физическое совершенство как одно из слагаемых гармонического развития молодого поколения нашей страны. Поэтому столь актуальной является проблема физической подготовки молодежи к труду и защите Родины, повышение двигательной активности детей и подростков,привитие интереса к физической культуре и спорту всех школьников, внедрение в их повседневную жизнь регулярных занятий физическими упражнениями. В связи с этим повышение эффективности подготовки высококвалифицированных физкультурных кадров ставится сейчас в ряд наиболее актуальных научных проблем. Это подчеркивается в материалах ХШ съезда КПСС (1981) ; сентябрьском постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта" (1981) ; материалах июньского (1983) Пленума ЦК КПСС. В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" (1984) указывается на то, что неотъемлемой частью реформы системы народного образования является значительное улучшение подготовки учительских кадров. А это связано с совершенствованием учебно-воспитательного процесса в педагогических институтах и университетах в тесной связи с требованиями жизни, с повышением уровня профессионального мастерства студентов.

Вопросы формирования личности учителя, его профессионального мастерства освещаются в работах А.С. Макаренко, 1958; Н.К.Крупской, 1958; Ф.Н. Гоноболина, 1965 ; Н.В. Александрова, 1971; Н.В. Кузьминой, 1967, 1970, 1972; В.А. Сластенина, 1973, 1976 и др.

В области физической культуры вопросы профессиональной подготовки учителей исследовались Л.К. Антоновым, 1952; В.Д. Максимовым, 1958 ; Ю.Я. Янсоном, 1962 ; А.Д. Тиселько, 1970 ; В.Г. Бе-ликом, 1971; В.А. Губановым, 1972; А.И. Селезневым, 1978 и др.

Вместе с тем практический опыт свидетельствует о том, что ряд вопросов, имеющих важное значение для совершенствования системы подготовки квалифицированных учителей физической культуры, не решен. В их числе профессиональная подготовка по музыкально-ритмическому воспитанию.

В программах по физической культуре в школе, начиная с 1927 года, всегда имели место танцевальные упражнения и танцы. С 1975 года введена художественная гимнастика для девочек. В программе 1983 года предусмотрены элементы современного танца под музыкальное сопровождение.

Эти упражнения являются важным образовательным, воспитательным и эстетическим средством физического воспитания школьников на что указывают ряд авторов О.А. Куду, 1963; Н.М. Глу-шак, 1966; М.Л, Цулыгин, 1975 ; В.Й. Шацкая, 1973 ; Ґ.А. Боброва, 1978; Д.В. Мавромати, 1972 и др.). Применение танцевальных упражнений без предметов и с предметами, общеразвиваюших упражнений под музыкальное сопровождение на уроках по физической культуре и внеклассных физкультурных мероприятиях в школе требуют специальных умений и навыков учителя.

Основные профессиональные знания и навыки преподавания этих упражнений учитель физической культуры должен получить в период обучения на факультете физического воспитания при освоении курса музыкально-ритмического воспитания. Но при прохождении этого курса основное внимание уделяется музыкально-ритмической и технической подготовке студентов. В то же время методическая подготовка и выработка профессиональных навыков отстают. Весьма слаба и связь курса музыкально-ритмического воспитания с педагогической практикой в школе.

В литературе нам не удалось найти научно-исследовательских работ, посвященных проблеме профессиональной подготовки студентов по музыкально-ритмическому воспитанию. Это влечет за собой снижение качества подготовки студентов по этому предмету. В связи с этим, актуальной . является проблема совершенствования профессиональной подготовки студентов факультета физического воспитания к преподаванию современных и национальных танцев, упражнений художественной гимнастики, общеразвивающих упражнений и подвижных игр под музыкальное сопровождение, что и обусловило выбор темы нашего исследования.

Рабочая гипотеза.

Основываясь на анализе программно-методических материалов, изучении опыта работы учителей физической культуры и преподавателей музыкально-ритмического воспитания на факультетах физического воспитания, мы предположили, что освоение программного материала с одновременным формированием профессиональных навыков, применением технических средств, введением методических и инструктивных занятий, внедрением музыкально-ритмических упражнений, музыкального сопровождения на педагогической практике в школе будет способствовать повышению профессионального мастерства будущих учителей физической культуры.

Также предполагалось, что введение упражнений из современных танцев под ритмичную музыку в учебный процесс студентов и школьников повысит их интерес и активность к выполнению физических упражнений.

Научно-теоретическая новизна.

Впервые дан анализ использования танцевальных упражнений и танцев, упражнений художественной гимнастики в физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ и состояния преподавания музыкально-ритмического воспитания на факультетах физического воспитания педагогических институтов.

Разработаны содержание и приемы проведения методических занятий, инструктивных перед выходом на педагогическую практику в школу.

Впервые подобраны и применены упражнения из современных танцев в стиле диско под ритмичную музыку, в занятиях по музыкально-ритмическому воспитанию со студентами и на уроках по физической культуре в школе.

Определена связь элементов современного танца с общеразви-вающими упражнениями.

Показана эффективность введения современных танцевальных упражнений и ритмичной музыки на педагогической практике в школе.

Практическая значимость.

Полученные данные исследования использованы при составлении школьных программ по физической культуре для учащихся 4-Ю классов. Опытная программа, проверенная в педагогическом эксперименте, внедрена в практику работы Ворошиловградского и Ростовского педагогических институтов.

На основе результатов исследования разработаны методические рекомендации для учителей физической культуры по приненению танцевальных упражнений на уроках физической культуры с I по 10 класс. Подготовлены музыкальные записи к уроку физической культуры. Разработана программа по музыкально-ритмическому воспита- - 8 -нию для отделений физического воспитания педагогических училищ. На защиту выносятся следующие положения:

Преподавание программного материала по курсу музыкально-ритмического воспитания на факультетах физического воспитания с одновременным формированием профессиональных навыков; проведение методических занятий для закрепления знаний и приемов преподавания школьного программного материала с I по 10 класс, а также инструктивных занятий перед педагогической практикой в школе значительно повышают профессиональную подготовку учителей физической культуры.

В процессе обучения студентов необходимо применять технические средства /магнитофон, проигрыватель/ для формирования навыков подбора музыки для различных видов, зптражнений, а также для контроля за действиями студентов в процессе учебной практики.

Введение в уроки физической культуры на педагогической практике в школе танцевальных , упражнений, упражнений художественной гимнастики, общеразвивающих упражнений под музыкальное сопровождение способствует повышению профессионального уровня будущих учителей физической культуры.

Применение современных танцевальных упражнений в стиле диско под ритмичную музыку способствует повышению интереса и активности студентов и школьников при выполнении физических упражнений, развитию эстетического вкуса.

Общие требования к учителю советской школы

. В коммунистическом воспитании и обучении молодого поколения важнейшая роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно в школе закладываются основы знаний, убеждений и поведения человека. Во всем этом высокая, почетная и ответственная роль принадлежит учителю советской школы. Первый народный комиссар просвещения А.В. Луначарский говорил: "Для нас важно, чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения для маленьких людей... Никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку. Педагог должен в себе осуществлять человеческий идеал". Профессия учителя очень ответственная и сложная, так как объектом его деятельности является растущий человек со сложным, неповторимым в своих индивидуальных особенностях, многообразным и изменчивым психическим миром. И всех не похожих друг на друга ребят учитель должен обучить и воспитать в духе коммунистической нравственности, с высоким уровнем научных знаний. А.В. Луначарский (1958) отметил, что ошибок в деле воспитания быть не может, так как порча человека есть или огромное преступление, или огромная без вины вина.

М.И. Калинин (1957) сформулировал и обосновал такие требования к учителю, как коммунистическая убежденность, идейность, высокий моральный авторитет, глубокие знания своего предмета и умение преподавать его, отсутствие шаблона в учебной и воспитательной работе, совершенствование своих знаний, активное участие в общественной жизни, мысль о том, что советский учитель, призванный воспитывать новых людей, прежде всего сам должен быть передовым и высокоидейным человеком, проходит красной нитью через все высказывания М.И. Калинина.

По-мнению Н.К. Крупской (I960) учитель плодотворно может работать только при условии если будет уметь передавать свои знания ученикам, знать возрастные особенности восприятия и мышления ребенка, особенности его развития, учитывать наличие определенного жизненного опыта у современного ребенка, характер и глубину этого опыта. Только при условии овладения этим кругом знаний и умений учитель может стать достойным наставником советской молодежи.

Огромное значение для успеха в работе имеют личные качества педагога. Н.К. Крупская (1958) считает, что качества педагога должны соответствовать тем большим задачам, которые ставятся перед ним. По ее мнению, важнейшей чертой личности нового педагога должно быть стремление к творчеству в своем труде, к исканию лучших путей обучения и воспитания.

Большое значение личности воспитателя придавал А.С. Макаренко. По его мнению, каков педагог, таков в известной мере будет и его воспитанник. Говоря об общении воспитателя с детьми, А.С. Макаренко (1958) указывал на то, что надо, "... чтобы они в вашем слове почувствовали вашу культуру, вашу волю, вашу личность. Этому нужно учиться".

Состояние преподавания танцевальных упражнений и элементов художественной гимнастики в школе

Опрос учителей физической культуры показал, что танцевальные упражнения и танцы редко используются в уроках физической культуры. Так, только 38,1% унителей систематически включают их в уроки физической культуры. Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры применяют 29,6% учителей.

Несмотря на то, что курс музыкально-ритмического воспитания проводится в учебных заведениях, готовящих учителей физической культуры, уровень их профессиональной подготовки по музыкально-ритмическому воспитанию из года в год находится на низком уровне (таблица I).

При этом, только 20% опрошенных учителей физической культуры считают, что за время обучения они получили необходимый запас профессиональных умений и навыков для проведения в уроках физической культуры танцевальных уцражнений, упражнений художественной гимнастики, использованию музыкального сопровождения.

Учителя физической культуры,внося предложения по улучшению данного раздела работы, считают необходимым:

- улучшить подготовку учителей физической культуры по музыкально-ритмическому воспитанию на факультетах физического воспитания ;

- выпустить соответствующий музыкальный материал к урокам физической культуры с I по 10 класс;

- создать техническую базу, необходимую для проведения уроков физической культуры под музыкальное сопровождение.

Из педагогических наблюдений на уроках физической культуры можно отметить низкое качество обучения танцевальным упражнениям. Последовательность обучения не всегда правильна. Музыкальное сопровождение используется эпизодически, специальных пластинок и магнитофонных записей нет. Поэтому некоторые учителя иногда включают музыку для сопровождения всего урока, как фоновой материал. Упражнения художественной гимнастики в уроки вводятся, но если учителя-женщины с этим разделом справляются более или менее удовлетворительно, то учителя мужчины проводят этот материал неумело. Однако у нас есть учителя, которые достаточно профессионально проводят уроки физической культуры с танцевальными упражнениями, элементами художественной гимнастики под музыкальное сопровождение. Это В.П. Похлебин, Й.И. Дол-жиков, Г.К. Воронова (Москва) и др.

В 1-3 классах проведение уроков физической культуры в основном возлагается на классных руководителей. К сожалению, они не имеют достаточных умений и навыков, а порой и условий для введения в уроки физической культуры танцевальных упражнений, музыкального сопровождения. Поэтому в 4-ом классе учащиеся совершенно не подготовлены к усвоению программного материала данного класса.

Таким образом, программа по физической культуре в школе не выполняется по причине недостаточной подготовки учителей для проведения учебной работы по танцевальным упражнениям и упражнениям художественной гимнастики под музыкальное сопровождение.

Сравнительные данные подготовки студентов опытной и контрольной групп по результатам музыкальной и ритмической подготовки

В течение I и П курсов студенты опытной и контрольной групп изучали музыкальную грамоту, выполняли музыкально-ритмические упражнения, учились подавать команды под музыку, вести счет в соответствии с музыкальным размером, подбирать музыкальное сопровождение для различных упражнений. Но студенты опытной группы получали музыкальные знания и умения в тесной связи с дальнейшей практической работой. Так, они большее количество раз применяли музыкальное сопровождение при проведении заданий по учебной практике. Учились проводить упражнения под специально подготовленную фонограмму. Внимание студентов обращалось на те упражнения в школьной программе по физической культуре, которые можно проводить с музыкальным сопровождением. Студенты самостоятельно работали над прослушиванием музыкальных записей для различных видов упражнений: ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений, элементов современных и национальных танцев, упражнений художественной гимнастики. При этом на фоне музыки студенты подавали команды, вели подсчет в соответствии с музыкальным размером и темпом.

В результате этого студенты опытной группы сумели правильно определить большее количество компонентов, входящих в состав му зыкальной подготовки по сравнению с контрольной группой на 0,6 балла (таблица 9). Сдвиги в значениях средних величин существен ш № .05).

Похожие диссертации на Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры