Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле Балунова Екатерина Николаевна

Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле
<
Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Балунова Екатерина Николаевна. Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Балунова Екатерина Николаевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2009.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/210

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Обучение детей 6-8 лет акробатическому рок-н-роллу как проблема педагогического исследования 12

1.1. Развитие акробатического рок-н-ролла в России и за рубежом 12

1.2. Организация учебно-тренировочного процесса на занятиях акробатическим рок-н-роллом 23

1.3. Психофизиологические особенности развития детей 6-8 лет 41

1.4. Общие требования к учебно-тренировочному процессу в акробатическом рок-н-ролле

Глава 2. Методы и организация исследования 68

2.1. Методы исследования 68

2.2. Организация исследования 75

Глава 3. Разработка методики обучения детей акробатиче скому рок-н-роллу 80

3.1. Требования, предъявляемые к занимающимся в акробатическом рок-н-ролле

3.2. Оценка педагогических наблюдений за эффективностью учебно-тренировочного процесса юных рок-н-роллистов

3.3. Классификация - схема средств акробатического рок-н-ролла

3.4. Построение и структура комплексов упражнений акробатического рок-н-ролла 93

3.5. Содержание программы обучения акробатическому рок-н-роллу

Глава 4. Оценка эффективности методики обучения детей 6- 8 лет элементам акробатического рок-н-ролла и ее влияние на спортивно-технический результат

4.1. Результаты предварительного исследования 109

4.2. Результаты основного исследования 113

4.3. Влияние уровня развития двигательных способностей на спортивно-технический результат

Выводы 124

Заключение 127

Список литературы 131

Приложения 154

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время развитие мировой спортивной практики связано с появление множества новых видов спорта. Среди них - акробатический рок-н-ролл. Зародившись в южных штатах США, первоначально он состоял из трех больших музыкальных направлений: шуфле-ритм, кантривестерн и ритм-блюз. В России акробатический рок-н-ролл появился относительно недавно - в середине 80-х годов прошлого (XX) века и завоевывает все большую популярность среди разных половозрастных и социальных групп (А.Я. Муллагильдина, 1999).

В настоящий момент рок-н-ролл официально признан Олимпийским комитетом и Госкомспортом России как вид спортивной деятельности. По прогнозам, в будущем - это Олимпийский вид спорта (К.Г. Левков, 1998).

Успехи российских рок-н-роллистов на официальных Чемпионатах Европы, Мира и других соревнованиях в разных группах и категориях подтверждают, что этот вид спорта становится все более значимым и требует к себе определенного внимания. Возникает необходимость в подготовке специалистов высокой квалификации, обладающих специальными знаниями и способами их реализации в процессе работы со спортсменами, особенно на начальном этапе обучения (Н.Б. Голев, 1988).

В последние годы наблюдается значительный рост популярности акробатического рок-н-ролла в нашей стране среди лиц разного возраста, пола и физической подготовленности. Все больше появляется желающих заниматься этим видом спорта, чаще проводятся соревнования, открываются новые спортивные клубы.

Характерной особенностью современного рок-н-ролла становится его резкое омоложение, данным видом спорта стали заниматься с раннего детства. Особый интерес к занятиям акробатическим рок-н-роллом проявляют дети и, что не маловажно, их родители (О.А. Мисюк, 1992).

Акробатический рок-н-ролл включает в себя технику основного хода, танцевальные и акробатические фигуры, соответствующие им построения и перемещения. В системе подготовки юных спортсменов наблюдается традиционный, подчас научно не обоснованный подход к обучению, который не учитывает влияния уровня развития двигательных способностей и специальных качеств на успешность овладения упражнениями акробатического рок-н-ролла и автоматически переносит систему подготовки взрослых спортсменов на детей (П.Н. Кизым, В.Г. Алабин, Ю.К. Макурин, 1999).

Недостаток знаний в области учебно-тренировочного процесса юных рок-н-роллистов приводит к снижению качества их обучения, а также снижению интереса к занятиям спортом.

Рост популярности акробатического рок-н-ролла как среди взрослых, так и среди детей, успехи на международной арене, не подкрепляются фундаментальными научными и методическими исследованиями, позволяющими выстроить научно-обоснованную систему подготовки юных рок-н-роллистов. Решение данной проблемы становится весьма актуальной научной задачей. Она требует поиска, разработки и применения новых, более эффективных средств и методов, позволяющих повысить интерес к занятиям, создать положительный эмоциональный фон, повысить уровень развития двигательных способностей и специальных качеств, физической подготовленности и здоровья. Все это позволит более качественно управлять процессом обучения и воспитания детей, особенно на начальном этапе подготовки.

В настоящий момент акробатический рок-н-ролл является одним из малоизученных видов спорта. Необходимость расширения научно-исследовательской работы в этом виде спорта обуславливается следующими причинами: отсутствием современных научно-методических разработок по данному виду спорта, отсутствием методики обучения элементам акробатического рок-н-ролла юных спортсменов, касающихся

техники обучения с учетом особенностей их психофизиологического развития.

В этой связи становится актуальной проблема разработки современной методики обучения юных спортсменов элементам акробатического рок-н-ролла на раннем этапе их спортивной карьеры.

Гипотеза исследования. Методика обучения детей 6-8 лет акробатическому рок-н-роллу позволит повысить эффективность учебно-тренировочного процесса на начальном этапе их спортивной карьеры, если изучение базовых элементов техники акробатического рок-н-ролла будет:

нацелено на сопряженное развитие двигательных способностей и обучение специальным упражнениям рок-н-ролла,

учитывать психофизиологические особенности детей 6-8 лет,

использовать игровой метод для повышения мотивации детей на занятиях.

Объект исследования — акробатический рок-н-ролл, как разновидность спортивных танцев детей 6-8 лет.

Предмет исследования — методика обучения юных спортсменов техническим элементам акробатического рок-н-ролла.

Цель исследования — теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики обучения детей 6-8 лет элементам акробатического рок-н-ролла на начальном этапе их спортивной карьеры.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние акробатического рок-н-ролла как вида спортивной деятельности и психофизиологические особенности развития детей 6 -8 лет, требующие учета при разработке методики обучения детей этого возраста акробатическому рок-н-роллу.

  2. Провести анализ структурных компонентов техники акробатического рок-н-ролла и разработать методику обучения детей 6-8 лет базовым элементам акробатического рок-н-ролла.

3. Определить эффективность методики обучения детей 6-8 лет базовым элементам акробатического рок-н-ролла.

Теоретические основы исследования базируются на личностно-ориентированном подходе (Г.Н. Пономарев, А.Н. Николаев), современной теории физической культуры (Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, В.М. Выдрин), инновационных педагогических технологиях обучения двигательным действиям (М.М. Боген, А.А. Горелов, P.M. Кадыров и др.), принципе доминанты в обосновании системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста (И.А. Аршавский), положении о «модели потребного будущего» и многоуровневой системе управления произвольными движениями (Н.А. Бернштейн), теории деятельности (С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин), теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), положении о зонах ближайшего развития (Л.С. Выготский), теории спортивной тренировки (В.Н. Платонов, Л.П. Матвеев), методики обучения спортивным танцам (П.Н. Кизым, К.М. Макмаджанов, Н.Б. Румянова).

Научная новизна исследования результатов исследования заключается в том, что в теорию и методику обучения спортивным танцам внесено новое научное знание:

представлен научный анализ возникновения и развития акробатического рок-н-ролла за рубежом и в России и раскрыты основные этапы его становления как вида спортивной деятельности;

охарактеризованы базовые структурные компоненты современного акробатического рок-н-ролла;

разработаны оптимальные условия освоения базовых элементов техники акробатического рок-н-ролла на начальном этапе обучения;

предложена методика начального обучения детей 6-8 лет элементам акробатического рок-н-ролла.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

полученные результаты существенно уточняют и дополняют теорию обучения технике движений в спортивных танцах;

определены возможные пути оптимизации процесса обучения и совершенствования техники акробатического рок-н-ролла с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей развития детей 6-8 лет;

обоснована эффективность разработанных комплексов упражнений, направленных на развитие необходимых двигательных способностей и основных движений рок-н-ролла у детей 6-8 лет.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выделены базовые элементы техники акробатического рок-н-ролла с учетом современных тенденций его развития. Разработанная методика обучения позволяет учитывать требования, предъявляемые этой дисциплиной к занимающимся, повысить уровень развития двигательных способностей и специальных качеств, что положительно сказывается на спортивно-технических результатах юных спортсменов. Также методика позволяет повысить качество учебно-тренировочного процесса, повысить мотивацию и удовлетворенность юных спортсменов.

Предложенный методический подход к обучению юных спортсменов носит прогностическую ценность, которая заключается в разработке и совершенствовании учебных программ для детских учреждений дополнительного образования спортивной направленности. Достаточно значимой в практическом отношении является возможность широкого использования тренерами-преподавателями спортивных секций и клубов в работе с детьми, а также в процессе подготовки сборной команды Санкт-Петербурга и России по акробатическому рок-н-роллу.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Акробатический рок-н-ролл представляет собой танец с элементами акробатики, который выполняется под музыку определенного темпа и рит-

ма, и включающий: акробатическую, хореографическую, техническую и танцевальную подготовку.

2. Благоприятным возрастом для начала обучения акробатическому рок-н-роллу является возраст 6-8 лет, т.к. он характеризуется следующими особенностями развития ребенка:

физическое развитие - становление произвольной двигательной функции; интенсивное развитие мышц, обеспечивающие прямо-стояние и ходьбу; происходит перестройка деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем на более экономный и эффективный уровень функционирования; двигательная деятельность характеризуется высокой степенью активности;

психическое развитие - эмоциональный характер ответных реакций; преобладание непроизвольного внимания над произвольным; развитие наглядно-действенного мышления; основным фактором развития всех психических познавательных процессов является игра;

творческое развитие - развивается способность определять характер музыки; воображение, чувство ритма, двигательные способности эффективно развивается в танцах.

  1. Обучение акробатическому рок-н-роллу строится с учетом базовых элементов техники акробатического рок-н-ролла: прыжковые движения, вращения, основной ход рок-н-ролла и его разновидности.

  2. Методика последовательного обучения детей 6-8 лет базовым элементам техники на начальном этапе спортивной карьеры: сопряженное развитие двигательных способностей и обучение специальным упражнениям рок-н-ролла, психофизиологические особенности детей, повышение мотивации детей на занятиях с использованием игрового метода.

Достоверность результатов исследования обоснована основными положениями работы, доказательностью экспериментальной базы исследования, выбором адекватных методов решения задач исследования, достаточными объемами фактических данных, выбором репрезентативных групп

испытуемых, корректным использованием методов математической статистики, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Разработанная методика обучения детей 6-8 лет элементам акробатического рок-н-ролла может быть использована в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности, в домах творчества юных, центрах эстетического воспитания молодежи.

Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе на факультетах физической культуры педагогических вузов при подготовке специалистов по внешкольной работе, а также в системе повышения квалификации кадров по данной специальности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры теории и методики физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена, на совещаниях тренерского совета Федерации акробатического рок-н-ролла России и Санкт-Петербурга, а также на конференциях молодых ученых Санкт-Петербурга (2000 - 2001 гг.) и конференциях «Герценовские чтения» (2002 -2003 гг.).

Методика проведения занятий внедрена в практику обучения детей в спортивном клубе акробатического рок-н-ролла г. Санкт-Петербурга «Ак-рок». Результаты исследования использовались в лекционных, семинарских и практических занятиях со студентами факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена и СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, при подготовке сборной команды Санкт-Петербурга и России по акробатическому рок-н-ролла к чемпионатам Санкт-Петербурга, России, Мира и другим международным встречам.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Основная часть работы изложена на 153 страницах, содержит 7

рисунков, 12 таблиц. Список литературы насчитывает 236 наименований, из них 9 на иностранных языках.

Связь темы исследования с комплексной темой НИР. Диссертация выполнена в соответствии с планом научных исследований РГПУ им. А.И. Герцена, направление № 23 «Изучение и развитие профессиональных и спортивных способностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности и тематики кафедры гимнастики факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена «Изучение и развитие спортивных и оздоровительных видов гимнастики в системе подготовки педагога по физической культуре».

Организация учебно-тренировочного процесса на занятиях акробатическим рок-н-роллом

Акробатический рок-н-ролл, как и любой вид спорта, направлен, прежде всего, на достижение спортивного результата. В то же время, широкий круг его средств позволяет решать разнообразные задачи физического воспитания.

Калугина Г.К. (2003) считает, что главная цель этапа начальной подготовки, охватывающего детей дошкольного возраста, заключается в создании прочной основы для воспитания здорового, работоспособного и гармоничного развитого молодого поколения.

Акробатический рок-н-ролл в нашей стране существует относительно недавно (20 лет). Анализ публикаций по истории его развития позволил дать его характеристику как вида спорта и становления в нашей стране. Перейдем к анализу развития акробатического рок-н-ролла как вида спортивной деятельности в России и за рубежом.

Рок-н-ролл как музыкальная структура возник из трех больших музыкальных направлений: шуфле-ритм, который принес джаз, кантривестерн -западный стиль и ритм-блюз - музыкальный стиль южных штатов США. Поначалу рок-н-ролл являлся танцем - монологом, особенно у танцоров -народов Африки и Азии. Впоследствии его стали танцевать в линию и в колонну друг за другом. Этот рок-н-ролл был похож на популярный в 60-х годах танец - летку-енку. В начале 50-х годов стиль танца рок-н-ролла стал претерпевать существенные изменения (А.Б. Голев, 1988).

В 50-е в Европе появился американский рок-н-ролл. В этот период происходит разделение занимающихся на два уровня: танец как хобби, ко торый в определенной стадии развития сохраняет первоначальный характер этого времени, и рок-н-ролл как конкурсный парный танец. Именно его можно уже отнести к сфере спорта высших достижений, который должен быть строго регламентирован, так как требуется оценка исполнения. Оба основных направления включают в себя как технику основного хода, танцевальные фигуры, акробатические фигуры, и соответствующие им построения и перемещения.

12 апреля 1954 года на экранах кинотеатров США появился фильм "Рок вокруг часов", где впервые был продемонстрирован новый агрессивный парный танец. Эта дата считается днем возникновения одного из самых красивых, динамичных и сложных танцев - акробатического рок-н-ролла. С этого момента он стал танцем-диалогом, танцем- общением двух партнеров: дамы и кавалера. После фильма с Биллом Хэйли, с музыкой, написанной специально к этому фильму и танцу, рок-н-ролл был признан официально (М. Еремина, 1998; П.Н. Кызим, 1999; П. Боттомер, 2001).

В этом же году появилась пластинка Хордса "Ш-Бум". Историки отмечают ее как первый хит рок-н-ролла. В Америке именно эта пластинка послужила началом критических отзывов людей старшего поколения и началом кампании, повлекшей за собой изменения в обществе в музыке.

Билл Хейли способствовал популяризации этого направления в музыке и танце. Его приемник Элвис Пресли успешно продолжил дальнейшее развитие рок-н-ролла, но его техника движений на сцене была подвергнута критике реакционной части общества. Это привело к ряду негативных последствий вплоть до запрета на рок-н-ролльную музыку и танец (Т.К. Васильева, 1997; В.Г. Алабин 1999 г.).

Позднее, в противовес рок-н-роллу, в Америке стала выходить телевизионная передача "Американский ансамбль". Передача транслировалась каждый день, гостями были школьники не моложе 14 и не старше 18 лет. Юноши были при галстуке, девушки - в не слишком короткой юбке. В этой передаче публике демонстрировались такие танцевальные хиты, как, на пример, мэдисон, хали-гали, твист, сэф, фиш, филадельфия и лимбо; они иллюстрировались описаниями шагов и фотографиями. Эти передачи повторялись местными телевизионными станциями.

В середине 60-х годов несколько европейских стран - Швейцария, ФРГ, Франция, Италия возродили в мире былой интерес к танцу рок-н-ролл. С этого времени и до сегодняшнего дня рок-н-ролл переживает свое второе рождение.

В шестидесятых годах в Европе были проведены первые конкурсы рок-н-ролла. В 1974 году швейцарец Рэнэ Агачи предложил движение кик-бол-ченч, структура которого соответствовала музыкальной структуре рок-н-ролла и позволила исполнителям более легко перемещаться при смене мест партнеров. Это способствовало созданию основного хода рок-н-ролла, исполнение разновидностей которого и выполнение акробатических элементов характеризует современный рок-н-ролл как вид спорта.

В танце широко используются различные па: джазовые, модерн и разновидности прыжковых движений. Это позволило вместе с базовыми рок-н-ролльными движениями и фигурами украсить конкурсные композиции как в отношении техники ног, так и в акробатической программе.

В процессе развития и совершенствования хореографии и акробатики в рок-н-ролле возникли правила соревнований для современного рок-н-ролла.

К создателям нового направления в рок-н-ролле относится учитель танцев из Мюнхена Вольфганг Штойер, член западногерманского союза учителей танцев (АДТФ). Прежде всего, он способствовал тому, чтобы новые фигуры, разрабатываемые профессионалами совместно с любителями рок-н-ролла, при разграничении основ рок-н-ролла и акробатических форм, быстро стали общим достоянием. В. Штойер стал лидером четырех международных конгрессов учителей танцев и двух всемирных конгрессов в Блэкпуле как создатель пар, ставших чемпионами мира по рок-н-роллу. Именно он стал основателем методики преподавания рок-н-ролла для танцевальных цевальных школ. Наряду с признанной в мире школой танца рок-н-ролла совершенствовался и тренировочный процесс как вида спорта.

Первым разработчиком методики тренировочного процесса в акробатическом рок-н-ролле стал Герхард Марц (П.Н. Кызим, В.Г. Алабин, Ю.К. Макурин, А.Я. Муллагильдина, 1999).

В 1974 году были проведены первые в Европе соревнования по рок-н-роллу. Среди ведущих исполнителей в этом виде спорта были представители Германии, Италии и Швейцарии, к которым в более поздние годы присоединились спортсмены из Франции, Испании, Словакии и России.

География акробатического рок-н-ролла довольно широка. Только в Европе им занимаются в тридцати странах.

В нашей стране рок-н-ролл появился несколько позже. В 1986 году в Москве был создан первый советский клуб под руководством Алексея Го-лева. Им были проведены семинары в городах Советского Союза, которые способствовали развитию рок-н-ролла как вида спорта. Популярность рок-н-ролла стремительно росла. Уже в первые два года появилось много интересных танцоров, которые в последствии стали инициаторами создания клубов по всей России (О. Мисюк, 1988, 1992).

Через несколько лет российские пары становятся лидерами мирового рок-н-ролла. В 1990 году на Чемпионате Европы Ирина Токарева и Павел Гавриков стали бронзовыми призерами.

Самой известной российской рок-н-ролльной парой в мире стала московская пара - Вячеслав Хлопков и Елена Рукосуева - многократные призеры Чемпионатов мира и Европы, победители Кубков мира, обладатели 60 кубков и медалей. На выступлениях в 1995 году они заняли первое место в мировом рейтинге (К.Г. Левков, 1996).

Общие требования к учебно-тренировочному процессу в акробатическом рок-н-ролле

Акробатический рок-н-ролл как вид спортивной деятельности еще недостаточно изучен. Но как отмечают Т.Е. Цаплева (2001) и С.К. Малиновский (2003) его можно отнести к так называемым сложнокоординационным видам спорта, таким как художественная гимнастика, спортивная гимнастика, спортивная акробатика, фигурное катание и бальные танцы. В этих видах спорта наблюдается ранняя специализация, и этап начальной подготовки охватывает детей дошкольного возраста (6-7 лет). Хотя сложнокоордина-ционные виды спорта нацелены, прежде всего, на достижение спортивного результата, огромный арсенал разнообразных упражнений позволяет так же решать различные оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи (Г.К. Калугина, 2003).

По мнению М.Л. Журавина и Н.К. Меньшикова (2001), как и другим сложнокоординационным видам спорта, акробатическому рок-н-роллу присуща строгая регламентация двигательных действий.

Е.А. Погребная и Е.Г. Салимгариева (2003) в своих работах отмечают, что целый ряд видов спорта (художественная гимнастика, фигурное катание, акробатика, спортивная гимнастика, акробатический рок-н-ролл и др.) представляют собой, по сути, симбиоз спорта и искусства, т.е. формируют, кроме физического компонента и эстетический.

Так как акробатический рок-н-ролл это - танец с элементами акробатики, который выполняется под музыку определенного темпа и ритма, то важное место в этом виде спорта занимает танцевальная подготовка спортсмена. Проведенный нами анализ литературы позволил сделать вывод о том, что специфика акробатического рок-н-ролла как вида спорта теоретически не охарактеризована и не представлена в публикациях. Поэтому в исследовании в целях выявления особенностей акробатического рок-н-ролла как вида спорта мы обратились к анализу литературы по другим сложнокоординационным видам спорта - художественной гимнастике, фигурному катанию, акробатике, спортивной гимнастике. Предметом нашего интереса стала музыкально-двигательная подготовка, являющаяся в этих видах спорта, как и в акробатическом рок-н-ролле основной.

Большой вклад в обоснование эффективности выполнения физических упражнений под музыку внесли основоположники рассмотрения этого вопроса: СИ. Бекина, 1983; Н.А. Ветлугина, 1983; Д.В. Хухлаева, 1984; В.Владимиров, А. Лагутин, 1986; К.М. Махкамджанов, 1993; Н.Б. Румянова, 1998 и другие.

Многими специалистами (Т.С. Бабаджан, 1981; Ю.К. Коджаспиров, 1987; О.П. Радынова, 1994; Peter Blaser, Anita Hokelmann, 2000), было отмечено, что использование музыки при выполнении физических упражнений содействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выразительность, точность и индивидуальность в манере исполнения упражнений, концентрирует внимание, память, восприятие, улучшает работоспособность, увеличивает легочную вентиляцию, усиливает эффект выполняемых упражнений. А так же восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, и требует внимания, наблюдательности, сообразительности, тем самым улучшается педагогический процесс (В. Владимиров, А. Лагутин, 1986; Г.А. Колодницкий, 2000).

Л.В. Богомолова (2000), И. Иванова (2002) выявили, что движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, воспитывают временную ориентировку - способность «уложить» свои движения во времени, в соответствии с различным метрометрическим строением музыкального произведения. Определенная метрометрическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывают согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

По мнению М.В. Левина (2001), музыку можно рассматривать и как эффективный стимулятор работоспособности. Это связано с тем, что ритм звуковых колебаний связан с ощущением движений, поэтому, когда человек слышит музыку, у него произвольно возникает слухомоторная координация двигательного действия, заметно облегчается его выполнение.

Как отмечает И.А. Винер (2003), в художественной гимнастике музыкально-двигательная (танцевальная) подготовка включает в себя - освоение элементов музыкальной грамоты, формирование умений слушать, понимать и сопереживать музыку, выполнять движения в соответствии с музыкой.

Эти элементы важны и в акробатическом рок-н-ролле. Особенностями упражнений акробатического рок-н-ролла являются их целостность, динамичность и танцевальность. Целостность обеспечивается участием всех звеньев тела в любом выполняемом движении, а также непрерывностью. Динамичность обусловлена интенсивным передвижением партнеров относительно друг друга, выполнением движений с изменениями скорости, амплитуды, направления и силы движений. Танцевальность заключается в умении придать движениям различный характер и разную эмоциональную окраску; при этом движения выполняются в определенном ритмическом рисунке и повторяются в необходимой последовательности.

Л.П. Орлов (1973) считает, что целостность, динамичность и танцевальность воспитываются у детей в тесной связи с музыкой. Главная методическая особенность акробатического рок-н-ролла заключается в особой роли музыки при исполнении упражнений занимающимися и обучении им. В процессе занятий музыка участвует в формировании определенного стереотипа нервных процессов; она упорядочивает действия занимающихся, приводит их в систему и одновременно воздействует на эмоциональное состояние. В результате между движениями и средствами музыкальной выразительности устанавливается тесная связь, помогает овладеть техникой даже самых сложных упражнений. Одновременно совершенствуется умение управлять своими движениями.

Оценка педагогических наблюдений за эффективностью учебно-тренировочного процесса юных рок-н-роллистов

Анализ психофизиологических особенностей детей 6-8 лет показал, что этот возрастной период является сенситивным для обучения базовым элементам техники акробатического рок-н-ролла. Однако, как в любом другом виде спорта, не каждый ребенок по своему развитию готов к этим занятиям. Поэтому в исследовании мы поставили задачу выявления требований к занимающимся акробатическим рок-н-роллом.

С целью изучения требований, предъявляемых акробатическим рок-н-роллом к занимающимся, нами был проведен опрос ведущих тренеров-преподавателей и их анкетирование. В ходе опроса и анкетирования преподавателей мы выявляли: 1. критерии отбора детей в акробатический рок-н-ролл; 2. количество часов в неделю для занятий рок-н-роллом в группе начальной подготовки; 3. направленность проведения занятий по рок-н-роллу (игровая, легкоатлетическая, гимнастическая и др.); 4. различные виды подготовки используемые на занятиях по рок-н-роллу; 5. время постановки детей в пары. В опросе приняли участие 20 ведущих тренеров-преподавателей по акробатическому рок-н-роллу из разных городов России, средний возраст которых составил 25 лет, тренерский стаж - 6 лет. Все опрашиваемые лица имеют высшее образование. Из них 3 тренера имеют звание - заслуженный тренер России; 7 тренеров высшей категории и 10 тренеров 1 и 2 категории.

По результатам опроса 100% тренеров по акробатическому рок-н-роллу считают, что начинать обучение надо с детьми 6-7 летнего возраста. Этот факт они объясняют тем, что дошкольный и ранний школьный возраст - период многообразного проявления двигательной активности ребенка. Именно этот период благоприятен для развития всех двигательных способностей. В этом возрасте перестройка движений и действий ребенка заключается в том, что они начинают практически выполняться, контролироваться и регулироваться самим ребенком на основе представления о предстоящем действии и условиях его осуществления. На базе большого арсенала движений, которая должна быть создана у ребенка в дошкольные и ранние школьные годы, в будущем у него будут быстрее формироваться более сложные по координационному и техническому исполнению двигательные действия. К тому же овладение разнообразными навыками и умениями создает предпосылки для комплексного воздействия на физические качества детей и их всестороннее физическое развитие.

Тренеры также отметили, что, учитывая морфо-функциональные и психические особенности детей 6-7 летнего возраста, занятия в группе начальной подготовки лучше проводить 2-3 раза в неделю по 60 - 70 минут. В занятия, кроме упражнений по рок-н-роллу, необходимо дополнительно включать акробатические упражнения и элементы хореографии. Занятия в группах начальной подготовки должны носить преимущественно игровой и гимнастический характер.

Большинство тренеров отмечают, что постановка детей в пары должна осуществляться только после обучения основному ходу рок-н-ролла. Это позволит юным спортсменам в дальнейшем наиболее успешно овладеть сменами рок-н-ролла, перемещениями в паре и различными танцевальными фигурами. Основным критерием отбора детей в рок-н-ролл тренеры считают природное чувство ритма. Немаловажным является отбор по параметрам телосложения - мальчиков лучше отбирать крепкого телосложения, а девочек - стройных и невысоких.

С целью выявления наиболее значимых в акробатическом рок-н-ролле двигательных и специальных способностей, нами было проведено анкетирование тренеров. В нем приняли участие те же специалисты, которые участвовали в опросе.

Анкетирование специалистов показало, что занятия рок-н-роллом предъявляют определенные требования к двигательным и специальным способностям занимающихся. Двигательные способности были распределены участниками анкетного опроса по уровню значимости в данном виде спорта (табл. 4).

Ведущей способностью была названа координация движений (1,1.), далее следовали выносливость общая (2,3); выносливость скоростная (3,2); гибкость в тазобедренных суставах (4,3); взрывная сила: - сила мышц ног (4,9), - прыгучесть (5,6); быстрота движений (7); гибкость спины (8,3); сила мышц рук (8,8) и выносливость статическая (9).

Среди специальных качеств наиболее важными были названы музыкальность (1,4); чувство ритма (1,9); танцевально сть (2,9); эмоциональность (4,2); артистизм (5,2); хореографическая подготовленность (6,5); акробатическая подготовленность (6,6); резкость движений (7,6) (Табл. 5).

Результаты предварительного исследования

Эффективность экспериментальной методики, разработанной на основе анализа литературных источников, практики и собственного педагогического опыта, была проверена в основном педагогическом эксперименте. Педагогический анализ упражнений по акробатическому рок-н-роллу позволил определить значение координации движений, скоростно-силовых способностей, быстроты, выносливости, силы мышц рук, силы мышц брюшного пресса и гибкости в данном виде спорта.

В начальный период занятий акробатическим рок-н-роллом обучение осуществлялось, как правило, упражнениям, не встречающимся в двигательной практике занимающихся. Успешное овладение ими, прежде всего, требует достаточно высокого предварительного развития координации движений. В последующем, при овладении все более сложными элементами, изменяется степень значимости отдельных двигательных способностей, повышается роль быстроты, скоростно-силовых способностей, а также выносливости.

Техническая подготовленность занимающихся контрольной и экспе-риментальной-П групп определялась пятью квалифицированными экспертами, которые оценивали сложность и исполнение 6 основных элементов, 5 связок и композиции. Оценка за выполнение осуществлялась по шестибалльной шкале, в которой представлены требования к качеству исполнения этих элементов. При обработке результатов высчитывалась средняя оценка экспертов, которая учитывалась при математической обработке результатов, достоверность различий в контрольной и экспериментальной-П группах определялась по критерию Стьюдента (Б.А. Ашмарин, 1978). При выполнении всех заданий участники экспериментальной-П группы получили более высокие баллы по сравнению с контрольной группой. Полученные данные показывают достоверность полученных результатов (р 0,05) (табл. 11).

Подобный технический результат за выполнение, как отдельных элементов, связок упражнений и выполнение композиции можно объяснить тем, что занятия в контрольной группе велись по методике Н.Б. Голева (1998), которая не предусматривает возрастных различий спортсменов и акцент в ней сделан на обучение технике основного хода. А в эксперимен-тальной-П группе использовалась экспериментальная программа разработанная специально для начального обучения юных спортсменов, а также разработанные в ней комплексы упражнений для развития специальных двигательных способностей.

Для установления взаимосвязи развития двигательных способностей и специальных качеств юных рок-н-роллистов на спортивно-технический результат был проведен корреляционный анализ, который показал, что успешность овладения упражнениями акробатического рок-н-ролла в наибольшей степени зависит от уровня развития двигательных способностей и специальных качеств. Для проведения корреляционного анализа использовались показатели уровня развития двигательных способностей и специальных качеств, полученные при педагогическом тестировании, и оценки за выполнение элементов, связок и композиции.

Корреляционный анализ показал, что успешность овладения элементами рок-н-ролла и выполнение соревновательной композиции в наибольшей степени зависит от уровня развития координации движений (г = 0,79), быстроты (г = 0,76), выносливости (г = 0,85), танцевальности (г = 0,90), силы мышц рук (г = 0,88), силы мышц брюшного пресса (г = 0,93). Значительную роль играют и такие двигательные и специальные способности как гибкость, скоростно-силовые способности и музыкальность (табл. 12).

Как видно из представленных данных наиболее тесная взаимосвязь обнаружена в следующих показателях: координация движений, сила мышц рук, сила мышц брюшного пресса, быстрота движений, выносливость и танцевальность.

Эффективность разработанной методики была проверена на соревнованиях по акробатическому рок-н-роллу (Первенство Санкт-Петербурга 2008 г.), в которых принимали участие испытуемые экспериментальной-П группы. Результаты испытуемых этой группы превосходят средний показатель всех остальных участников соревнований.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают положения выдвинутой гипотезы исследования, основанной на изучении требований и разработанной методики обучения упражнениям акробатического рок-н-ролла, что позволило увеличить объем физической активности и повысить уровень развития двигательных способностей, что положительно сказалось на спортивно-технических результатах детей, занимающихся акробатическим рок-н-роллом в группах начальной подготовки.1. Анализ и обобщение данных литературных источников показали, что практически нет обоснованных научных данных по методике обучения детей акробатическому рок-н-роллу. Это сказывается на профессиональном уровне подготовки специалистов и отрицательно отражается на качестве осуществляемой ими деятельности. 2. Анализ программы и правил соревнований показал, что акробатический рок-н-ролл требует от занимающихся проявления таких двигательных способностей как: координация движений (вращения, смены, акробатические элементы и т.д.), выносливость (быстрый музыкальный темп), гибкость в тазобедренных суставах (амплитуда движений) и др. Также необходимо проявление таких специальных качеств, как хореографическая подготовленность и музыкальность, хорошая техника основного хода, тан-цевальность, пластичность, что продиктовано специфическими особенностями этого вида спорта. Таким образом, на развитие именно этих двигательных способностей и специальных качеств следует обратить внимание при подготовке юных рок-н-роллистов. 3. Анкетный опрос специалистов в области акробатического рок-н-ролла показал, что наибольшее значение для успешных занятий акробатическим рок-н-роллом имеют такие двигательные способности как координация движений - 1,1 балла; выносливость общая - 2,3 балла и гибкость в тазобедренных суставах - 4,3 балла. Несколько меньшее значение отводится силе ног — 4,9 балла; прыгучести и быстроте - 5,6 и 7 балла соответственно, затем гибкости спины, силе рук и выносливости статической. Среди специальных качеств наиболее важными были названы: музыкальность, чувство ритма, танцевальность, эмоциональность, артистизм, резкость движений, хореографическая и акробатическая подготовленность.

Похожие диссертации на Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле