Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Методологические проблемы физкультурного образования и восточные оздоровительные системы 9
1.1. Роль и место специальных дисциплин в подготовке педагога по физической культуре и спорту 17
1.1.1. Педагогические умения специалиста по физической культуре и спорту 24
1.2. Особенности и характеристика восточных оздоровительных систем 26
1.2.1. Философия и религия Востока и Запада и вопросы духовного и физического самосовершенствовании человека 34
ГЛАВА II. Задачи, методы и организация исследования 46
2.1. Задачи исследования 46
2.2. Методы исследования 46
2.3. Организация исследования 50
ГЛАВА III. Эффективность внедрения «ВОС» в процесс подготовки специалистов по физической культуре и спорту 52
3.1. Анализ ситуации в сфере развития восточных оздоровительных систем (единоборств) в Сахалинской области 52
3.2. Обоснование необходимости включения ВОС в процесс подготовки физкультурных кадров 58
3.2. Экспериментальное обоснование эффективности подготовки специалистов по программе курса «ВОС» 75
Выводы 92
Список литературы 94
Приложения 115
- Роль и место специальных дисциплин в подготовке педагога по физической культуре и спорту
- Особенности и характеристика восточных оздоровительных систем
- Задачи исследования
- Анализ ситуации в сфере развития восточных оздоровительных систем (единоборств) в Сахалинской области
Введение к работе
Актуальность исследования. Интерес ученых и специалистов к культурным ценностям Востока является закономерным отражением мощных интеграционных процессов, происходящих в настоящее время в сфере образования, науки и культуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Физическая культура и спорт остаются одной из важных точек соприкосновения культур стран и территорий Азиатско-Тихоокеанского региона, представленных в основном маргинальными территориями таких стран как Россия, Япония, Корея, Китай, важнейшим фактором регионального развития, средством взаимообогащения и сближения национальных форм и систем физического воспитания (С.Г. Гагонин, 1996).
Тенденции к интеграции культурных ценностей Запада и Востока в полной мере прослеживаются в сфере боевых искусств Востока, которые остаются важным фактором взаимообогащения и сближения национальных форм и систем физической культуры. Чтобы приблизиться к источникам восточных оздоровительных систем необходимо рассматривать их во всей совокупности исторических, религиозно-философских, культурных и медико-биологических факторов.
Таким образом, проблема «Восток - Запад» в ее преломлении в системе физического воспитания, не исключая традиционных предпочтений, включает в себя разумное заимствование наиболее ценного. В конкретном выражении это исторически оправдавшие себя средства - упражнения, их комплексы и все, что связано с осмыслением их сути в свете современных представлений о социальной и психофизиологической природе человека (В.М. Смолевский; Б.К. Ивлиев, 1992).
Восточные оздоровительные системы (ВОС) могут иметь важное научно-практическое значение в отечественной системе непрерывного физкультурно-педагогического образования, как сложный комплекс духовной и физической культуры с многовековыми традициями оздоровления человека. Очевидно, что для этого необходимы целенаправленные усилия практиков и ученых в осуществлении концептуальных спортивно-педагогических обобщений, способных обогатить отечественную физическую культуру (С.Г. Гагонин, 1999), пересмотреть содержание традиционного вузовского педагогического процесса в сторону развития его гуманизирующих и культурообразующих функций (Л.И. Лубышева, 1997).
Поиск новых направлений в подготовке специалистов является одним из главных путей улучшения качества научно-педагогического процесса в вузе (Т.И. Лах, 1992; Г.Д. Бабушкин, 1996 и др.).
В России, восточно-оздоровительные системы ассоциируются с боевыми искусствами, проникновение которых в конце 60-х годов в отечественный спорт было несанкционированным и спонтанным. Дальнейшая адаптация и трансформация восточных единоборств происходила, в основном, под влиянием отечественной физической культуры (С.Г. Гагонин, 1999).
В системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту до конца 80-х годов восточные оздоровительные единоборства (системы) представлены практически не были, но начиная с 1990 года восточные оздоровительные системы появились в учебных планах в виде факультативов. В какой-то мере это было обусловлено тем, что подготовка специалистов велась по типовым учебным планам, где возможности для вариации предметов и часов отводимых для изучения были ограничены.
Программный материал по восточным единоборствам, как правило содержит: историю развития отдельных видов единоборств, базовую технику основных движений, методику обучения техническим приемам, тактику ведения поединка.
В тоже время восточные оздоровительные системы пользуются большой популярностью среди населения и в первую очередь среди учащейся молодежи. Только на Дальнем Востоке существует около 12-ти федераций и ассоциаций по различным видам восточных оздоровительных систем - единоборств (айкидо, Ашихара каратэ, ВТФ тхэквондо, Дайдодзюку каратэ, дзюдо, ИТФ таеквондо, Кекусинкай каратэ-до , Сетокан каратэ-до, хап-кидо, ушу и др.).
Несмотря на различие и разнообразие восточных единоборств и оздоровительных гимнастик, следует отметить, что все они опираются на основные педагогические принципы, в основе которых заложены морально-нравственные концепции буддизма и даосизма и, ни в коей мере не противоречащие общечеловеческим нормам.
Постижение ценностей восточной культуры представителями Запада существенное условие развития современной цивилизации, повышения её жизнеспособности.
Россия лежит между Западом и Востоком, она и Запад и Восток одновременно. Именно поэтому, как отмечал Ф.М. Достоевский, ей принадлежит историческая миссия интеграции ценностей Востока и Запада. Она призвана внести наибольший вклад в процессы интеграции подлинных ценностей, выработанных в рамках восточной и западной культур.
Чтобы приблизиться к источникам восточных оздоровительных систем необходимо рассматривать их во всей совокуп
ности исторических, религиозно-философских, культурных и медико-биологических факторов. Важное научно-практическое значение восточные оздоровительные системы, как сложный комплекс духовной и физической культуры, как многовековые традиции оздоровления человека, находящиеся в непрестанном развитии, могут иметь в системе непрерывного физкулътур-но-педагогического образования в России.
Все выше изложенное вызывает необходимость изучения опыта и реализации возможностей ВОС как важного фактора повышения качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту, что и определило актуальность настоящего исследования.
Диссертация выполнена в соответствии со Сводным планом НИОКР Государственного комитета Российской федерации по физической культуре, спорту и туризму на 1996-2000 г.г., направление 01 - «Формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека».
Объект исследования - средства и методы ВОС в системе специализированной подготовки выпускников факультетов физической культуры и спорта.
Предмет исследования - показатели качества подготовки специалистов.
Цель исследования — повышение качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования.
Гипотеза исследования - предполагалось, что включение ВОС в цикл специализации позволит улучшить качество подготовки студентов, будущих специалистов по физической культуре и спорту.
Теоретико-методологическая основа исследований: отечественная теория физической культуры (В.М. Выдрин, 1978; Н.И. По
номарев, 1986; Л.П. Матвеев, 1991и др.); положения теории и организации физического воспитания (В.К. Бальсевич, 1990; М.Я. Ви-ленский, 1994 Л.И.; Лубышева, 1997 и др.); психопедагогика физического воспитания и спорта (А.Ц. Пуни, 1959; Р.А. Пилоян, В.А. Плахтиенко, Г.Д. Горбунов, 1986 и др.); теория функциональных систем (М.А. Бернштейн, 1966; П.К. Анохин, 1975 и др.); концептуальные взгляды философов Древнего Китая о единстве и гармонии противоложностей, целостности, единстве учения и мышления и др. (Кун Цзы, Лао Цзы, Мо Цзы); методология системо-комплексного и личностно-социально-деятельностного подходов к обучению и воспитанию.
Научная новизна исследования. Впервые обобщен опыт внедрения ВОС в отечественную систему физического воспитания, способствующий оптимизации учебно-тренировочного процесса занимающихся физическими упражнениями и более качественной подготовки физкультурных кадров. Разработана структура и содержание курса «Восточные оздоровительные системы» для студентов вузов физкультурного профиля. Экспериментально обоснованы возможности методики и программы применения ВОС для профессионального роста специалистов, улучшения уровня физической подготовленности и здоровья занимающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке основ теории и методики ВОС как дисциплины высшего профессионального образования на факультетах физической культуры и спорта педагогических вузов. Настоящее исследование является одной из первых попыток рассмотрения процесса подготовки физкультурных кадров в контексте богатейшего опыта цивилизаций Востока в области историко-культурологических и религиоз
но-философских, культурных, спортивно-педагогических и медико-биологических знаний.
Полученные данные позволяют определить и усовершенствовать основные направления подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
Практическая значимость исследования заключается в возможности широкого использования ВОС в области физкультурного образования, в подготовке спортсменов различных специализаций, в оздоровлении населения. Результаты исследований внедрены на факультете физической культуры и спорта Сахалинского государственного университета, в спортивных группах Сахалинской федерации каратэ-до Сётокан (Приложение 4).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Оздоровительные методики и боевые искусства Востока за время своего становления сформировали определенную систему спортивно-педагогической деятельности и могут стать одной из составных частей отечественного профессионального физкультурного образования.
2. Восточные оздоровительные системы, опирающиеся на философские, духовные и педагогические традиции Востока, при их использовании в цикле дисциплин специализации, способствуют оптимизации процесса подготовки специалистов по физической культуре и спорту и улучшают их физическое состояние.
Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, включающего 212 источников, из которых 6 работ иностранных авторов. Работа изложена на 179 страницах и содержит 19 таблиц, 6 рисунков, 4 приложения.
Роль и место специальных дисциплин в подготовке педагога по физической культуре и спорту
Дальнейшее развитие высшего физкультурного образования прежде всего следует увязать с необходимостью совершенствования дисциплин специального цикла, выявления общих закономерностей в родственных по характеру спортивной деятельности видах спорта: циклических, игровых, сложно-координационных, скоростно-силовых, единоборствах. Постановка вопроса о необходимости выявления общих закономерностей в группе видов спорта не случайно. Через группу видов спорта расширяется видение конкретного объекта. Выявление наиболее общих закономерностей в родственных по характеру спортивной деятельности видах спорта позволит повысить уровень теоретического базиса профилированных знаний, ускорит возможность и необходимость формирования новых факультетских дисциплин. Это, в свою очередь, будет способствовать обогащению и общепрофилирующей дисциплины -«Теории и методики физической культуры и спорта» (СП. Евсеев, О.В. Коло-дий, В.Ф. Костюченко, 1996). Анализ ситуации, характерной для современных условий обучения в системе высшего образования, в целом, и педагогического, в частности, свидетельствует об определенном кризисе активности (Г.И. Любимова, 1998). Известно, что кризисные явления, свойственные высшему образованию в целом, не миновали и факультетов физической культуры. Снижение познавательной активности студентов связано с тем, что Работа в качестве учителя физической культуры, тренера не представляет сегодня интереса для многих учащихся из экономических соображений. И как следствие - парадоксальная ситуация на факультетах физической культуры: громадный конкурс на приемных экзаменах и нежелание студентов учиться (Н.А. Курышева, 1995; Г.Д. Бабушкин, Н.С. Ниясова, 1997; Г.Д. Бабушкин, 1997). Чтобы решить часть задач по обеспечению положительной мотивации студентов к учебе, помимо основной специальности, выпускники должны получить сопутствующие специальности, в частности массажиста, инструктора лечебной физической культуры, начального медицинского образования и др., дающие возможность дополнительного заработка. Магистральное направление работы факультета физической культуры должно быть нацелено на совершенствование содержания образования, форм и методов обучения, активирующих познавательную деятельность студентов. По мнению Е.П. Ильина (1989), существующая в настоящее время в физкультурных и педагогических вузах система передачи студентам теоретических сведений давно стала архаичной. Главные недостатки: - деление многих теоретических дисциплин на две большие части: общую (академическую) и специальную (прикладную); - при имеющихся попытках преподавателей приблизить изучение общих дис циплин к будущей деятельности спортивных педагогов, начинается частичное дублирование специального курса по этой дисциплине; - общие дисциплины читаются преподавателями общетеоретических кафедр, а специальные - часто преподавателями факультета физического воспитания (изложение одного вопроса с разных теоретических концепций; возникают диспропорции в распределении учебных часов на общие и специальные вопросы); - студентам дается сумма знаний, а не их система. Автор считает, что первым шагом должно явиться устранение искусственных перегородок внутри каждой дисциплины. Нужны единые курсы физиологии, психологии, педагогики, не распределенные на общую, возрастную, специальную дисциплины. Дифференцированное преподавание дисциплин студентам разных отделений институтов физической культуры, а также студентам факультетов физического воспитания педагогических вузов позволит за счет изъятия одних, тем подробнее освещать другие, более важные для данной профессии. Вторым и главным шагом на пути перестройки преподавания теоретических дисциплин должен быть отказ от преподавания отдельных дисциплин. Студентам нужны сведения о том, как обучать, как воспитывать учеников, какова сущность и специфика их будущей профессии, каковы особенности (морфологические, физиологические, психологические) людей того или иного возраста. В настоящее время в системе высшего педагогического образования, в том числе физкультурного, происходит смена единообразной, унифицированной структуры подготовки "моноспециалиста" специалистом, обладающим возможностью выбора, дополнительной специализации. Эта смена диктуется необходимостью решить следующие задачи: задачу подготовки полиспециалистов для сельских школ; возможность достаточно оперативно удовлетворять кадровые потребности региональной системы образования; возможность более гибкого реагирования на потребности формирующего рынка специалистов и т.д. По мнению М.Б . Дементьева (1993) сейчас наиболее целесообразна следующая модель внедрения новых специализаций: студенты проходят подготовку в рамках общего и базового высшего педагогического (физкультурного) образования, а на втором, завершающем этапе обучения, получат дополнительную специализацию по выбору. Специалисты (Ю.О. Овакимян, 1989; Г.М. Соловьев, 1991) предлагают образовательно-профессиональные программы строить по блочно-модульному принципу. На факультетах должна осуществляться единая для всех студентов подготовка по трем основным блокам: общекультурному, психолого-педагогическому, по предмету специализации. А с 6-8 семестра студентам предлагается четвертый блок - специализация по выбору. П ри подготовке спектра специализации и определения их качества важно учесть специфику региона и возможности института, факультета и межфакультетских кафедр, чтобы обеспечить качественную подготовку студентов, выполнить обязательные государственные стандарты образования (Т.П. Неминуцкий, 1983). Предлагаемая М.Б. Дементьевым (1993) модель внедрения новых специализаций не требует существенной перестройки общей системы факультетской подготовки специалиста при смене специализации, так как три основных блока остаются постоянным. Меняется только Четвертый блок, охватывающий сравнительно небольшое число предметов и спецкурсов специализации.
Особенности и характеристика восточных оздоровительных систем
ВОС - это целостные комплексные направления социо-культуры Востока, сочетающие функции оздоровления, лечения, образования и тренировки, воздействующие не только на отдельные органы и системы, но и на весь организм человека в целом, на его духовное, нравственное и физическое здоровье, - это наука о духовном и физическом совершенствовании человека. Основной особенностью ВОС является отношение к проблеме «высшего - Я», которое объединяет воедино все стороны и формы проявления бытия во всех философско-религионых учениях, которые являются методологической основой ВОС - даосизм, будизм, индуизм, конфунци-анство. Такой подход обусловил многие специфические особенности как теоретико-методологических, так и практических основ восточно-азиатских систем-единоборств. Очень важной, в теоретическом и практическом плане, чертой восточных единоборств является, например, нераздельность сознания и самосознания единоборца, находящегося в состоянии медитации -практической основе всех видов восточноазиатских единоборств - как статической (сидячая медитация), так и динамической, т.е. при выполнении «тао» (кит., формальные упражнения), или непосредственно в процессе единоборства. На примере даоско-будийской субкультуры восточно-азиатского региона (в контексте проблемы влияния различных религиозно-философских учений на теоретические и практические основы восточно- азиатских единоборств) СВ. Калмыков (1994) предложил следующую сравнительную классификацию различий Востока и Запада (Табл. 1.1). На наш взгляд, предлагаемая характеристика различий Востока и Запада может быть учтена при анализе индивидуальных характеристик подготовленности специалистов по физической культуре и спорту, прошедших обучение по программе «ВОС». ВОС включают в себя: медитативные практики; йогу; восточные оздоровительные гимнастики; восточную медицину; восточные единоборства (Рис. 1.1). Медитативные практики Востока - это специальные методики применяющиеся в различных сферах восточной культуры и искусства и предназначенные для расширения умственно-психических возможностей человека, достижения озарения и прозрения в результате длительного размышления в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума. Йога - учение о путях и способах контроля физического тела, психики и ума, признающее существование в человеке неосознанных сил и возможностей управления ими через определенную систему физических и духовных упражнений (Ю.Л. Каптен, 1994). Характерные отличия системы йогов от обычных физических упражнений состоят в том, что почти все физические упражнения связаны с быстрыми и энергичными движениями, а упражнения йоги включают преимущественно плавные действия, которые сопровождаются полным расслаблением мышц и нервной системы. После занятий физической культурой человек испытывает утомление, а упражнения йогов, если их выполнять правильно, не оставляют ни каких неприятных ощущений. Йога подразделяется: в зависимости от философских и религиозных направлений - на даосскую, буддискую (, тантрическую, индуисскую или ведийскую; по способу постижения «Я» и Истины или Нирваны - на низшую (Крама йога, Мантра йога, Хатха йога и т.п.), где основное внимание в практике уделяется на ступени с 1-ой по 4-ую, объектом работы выступают принципы Яма и Нияма, или телесные аспекты - и высшую (Раджа йога, Бхакти йога и т.п.), где постижение истины происходит за счет длительных медитаций и углубленного созерцания; по времени образования - на классическую ( Хатха йога, Раджа йога), возникшие до XX века н.э. и неклассическую (Интегральная йога, Пурна йога, Агни йога), появившиеся в XX веке. Восточные оздоровительные гимнастики. Цигун - обобщающее название созданных в Китае систем закалки и совершенствования возможностей укрепления психики и тела, лечения и укрепления здоровья, посредством использования дыхательных упражнений, направленных на стимуляцию жизненной энергии. Гимнастика цигун является важным элементом восточной народной медицины и рассматри- вается как одно из главных средств для поддержания и укрепления здоровья людей пожилого возраста, а также лечения многих болезней (П.А. Виноградов, А.П. Душанин, В.И. Жолдак, 1996). Гимнастика цигун состоит из двух взаимосвязанных и одновременно протекающих компонентов: физического - дыхательных упражнений - и психологического - медитативных упражнений. Физический компонент можно в свою очередь разделить на два взаимосвязанных процесса: контроль за дыханием, контроль за положением тела, а психологический компонент несет в себе контроль за сознанием (П.А. Виноградов, А.П. Душанин, В.И. Жолдак, 1996). Эти три формы являются общими для многих видов упражнений, применяемых в цигун: а) расслабляющие упражнения, б) восстановительные упражнения, в) упражнения внутренней тренировки. Современные исследования дают обоснование медитативно-дыхательным упражнениям с позиций современной медицины и физиологии. Функция внешнего дыхания находится в прямой зависимости от состояния ЦНС. С помощью цигун можно добиться понижения возбудимости нервных процессов, в частности, двигательного анализатора, а часто и общего тормозящего влияния на нервную деятельность, общего успокоения и отвлечения человека, стабилизации психоэмоционального состояния. Цигун помогает восстановить жизненные силы путем вы, выработать иммунитет к различным заболеваниям и ликвидировать некоторые функциональные сбои организма, помогает накапливать энергию.
Задачи исследования
1. Определить роль и место ВОС в физической культуре и спорте, выявить закономерности и факторы их распространения и использования. 2. Разработать программу и основные научно-методические функции методики по использованию ВОС в процессе подготовки специалистов по физической культуре и спорту. 3. Экспериментально обосновать эффективность спецкурса ВОС для физической и профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту. 2.2. Методы исследования Для решения поставленных задач использованы следующие основные методы исследования: 1. Анализ и обобщение научно-методической и исторической литературы. 2. Опрос (анкетирование, итервьюирование, беседы). 3. Анализ документов планирования. 4. Педагогическое наблюдение. 5. Тестирование. 6. Педагогический эксперимент. 7. Методы математической статистики. Анализ и обобщение научно-методической и исторической литературы проводились с целью теоретического обоснования использования ВОС в физкультурном образовании. Анализировались научно- методические работы отечественных и зарубежных авторов, в которых раскрываются влияния восточных оздоровительных методик на духовное, нравственное и физическое состояние человека. Изучено значительное количество работ, освещающих широкий спектр вопросов , связанных с философией и религией Востока и их влиянием на становление восточных оздоровительных и боевых систем. Всего использовано 212 литературных источников, из них 206 отечественных и 6 зарубежных авторов. Методы опроса (анкетирование, интревьюирование, беседы) специалистов, тренеров, студентов и спортсменов применялись для оценки теоретической новизны, актуальности, практической значимости исследования, состояния разрешаемых вопросов, выявления особенностей и критериев по использованию ВОС в подготовке специалистов по физической культуре и спорту. Проанализировано 236 анкет и интервью, в которых зафиксировано субъективное мнение 24 специалистов и тренеров, 40 студентов, а также 160 спортсменов. Образцы анкет, представлены в приложении 1. Анализ текущей документации (индивидуальные планы и дневники спортсменов) проводился с целью изучения направленности восточных оздоровительных методик, особенностей их влияния на субъективные ощущения и состояние студентов и спортсменов. Дневники спортсменов оформлялись по специально разработанной схеме (Приложение 3) и отражали следующие характеристики тренировочного процесса: - содержание тренировочного процесса по основным средствам нагрузки и объем (мин) нагрузки; - субъективные оценки самочувствия, желания тренироваться, работоспособность; - показатели физического развития и физической подготовленности. Педагогическое наблюдение. Анализ и оценка показателей ведущих факторов для оценки влияния ВОС на физическое состояние и подготовленность студентов и спортсменов проводились во время учебного процесса на базе Сахалинского государственного университета (январь-июнь 1997-1999) и во время учебно-тренировочного процесса на базе Сахалинской федерации каратэ-до Сётокан и ДЮСШОР по греко-римской борьбе г. Южно-Сахалинска (сентябрь-май 1998-2000). Всего обследовано 160 спортсменов и 40 студентов. Контроль показателей функционального состояния, осуществлялся с помощью методик для оценки различных систем организма. Состояние сердечно-сосудистой системы контролировался по динамике частоты сердечных сокращений (ЧСС), являющегося информативным и интегральным показателем функционального состояния организма. (М.Я. Набатникова, Н.Г. Озолин, 1970). Состояние физической подготовленности контролировалось на трех этапах учебно-тренировочного процесса по показателям следующих упражнений: Бег 30 м с высокого старта (с); Бег 1000 м (мин); Челночный бег 3 х 10 м (с); ПД с/м - прыжок в длину с места (см); Наклон туловища (см); ПнП - подтягивание на перекладине (кол. раз). Для оценки конструктивных и гностических умений использовалась методика Амтхауэра, которая представляет собой тест на интеллект.
Анализ ситуации в сфере развития восточных оздоровительных систем (единоборств) в Сахалинской области
Многолетний ход развития человека как субъекта труда неоднороден. Он распадается на качественно своеобразные возрастные этапы (циклы, концентры, фазы и т.д.). В целом, по итогам развития школьника, результатом педагогического руководства его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.
В 1996 году на базе Сахалинского государственного университета были проведены исследования по изучению жизненных планов юношей, занимающихся боевыми искусствами Востока - каратэ-до и тхэквондо. Данные исследования позволяют проследить процесс формирования жизненных планов и профессионального самоопределения сахалинских школьников, занимающихся восточными единоборствами (П.Н. Пасюков, Д.Т. Ким, 1996).
В исследовании приняли участие 55 юношей 14-17 лет, учащихся средних школ №№ 1, 2 и Восточного лицея г. Южно-Сахалинска. Вопросы анкеты были разбиты на три блока: отношение юношей к службе в армии, профессиональное самоопределение, спортивная подготовленность (Приложение 1).
Результаты данного исследования показали, что служба в рядах вооруженных сил не соотносится с жизненными планами большинства школьников. На вопрос «Считаете ли Вы необходимой для себя службу в армии?» были получены следующие ответы: ответ «да» дали 10,9% опрошенных, «нет» - 54,9%, затруднились с ответом 34,5% юношей. Среди причин отрицательного отношения к службе в армии респонденты указали: неуставные отношения - 49,1%, бесполезно потерянное время, грозящее потерей здоровья - 20%, строгий распорядок жизни - 10,9%, плохое питание - 9,1%, возможность участия в военных действиях - 7,3%, большие физические нагрузки - 1,8%. В целом, за негативным отношением юношей к перспективе служить в армии стоит целый комплекс социально-экономических, психологических и иных проблем, включая проблемы воспитания в семье и школе.
Следующая группа вопросов ставила целью определить отношение к труду и выбору профессии старшеклассниками, занимающихся восточными единоборствами. Далеко не все школьники определились с выбором профессии. У многих сложилась ориентация на поступление в вуз, но они еще не определились в какой именно. Среди опрошенных учатся на «4» и «5» - 47,6%, имеют несколько оценок «3» - 40,5%, учатся «слабо» -7,1%, отказались дать ответ - 4,8%. Ориентировано на поступление в вуз 66,7% учащихся, 21,4% не собираются получать высшее образование и 11,9% еще не определились. Точно определяют выбранную профессию только 30,9% опрошенных, хотя список профессий, которые хотели бы получить юноши, довольно широк.
Исследования подтверждают тот факт, что ориентация на поступление в высшее учебное учреждение формируется значительно раньше, чем представление о будущей профессиональной деятельности. Кроме того, в связи с особенностями географического положения Сахалинской области, выбор профессии часто ограничивается тем спектром, который предлагают работающие на острове учебные заведения, в основном вузы, так как число желающих поступать сюда из года в год растет.
Многое зависит также от престижности профессии, от своевременной консультации, беседы с представителем той или иной специальности, хотя большинство старшеклассников выбирает профессию стихийно. В свою очередь, динамика престижа профессии оказывается очень тонким, чувствительным индикатором важных перемен в жизни общества.
Настораживает тот факт, что около трети опрошенных юношей отметили, что сейчас престижно «быть рэкетиром». На жизнь молодого человека оказывает воздействие не только организованное влияние секции, но и многие другие факторы. В области постоянно отмечается рост преступности, которая не обошла стороной, открытые в последнее время, многочисленные секции восточных единоборств. Дисциплинированный, решительный, молодой человек может попасть под влияние организованной преступности, стать ценным приобретением для криминальных структур. Здесь свою роль может сыграть внешняя сторона жизни криминальных структур и оказываемое ими на молодых людей психологическое влияние. Добавим к этому сложную экономическую ситуацию в области. Это проблема требует внимания как со стороны руководства спортивными клубами и ассоциациями, так и со стороны общественности в связи с нарастанием преступности среди несовершеннолетних.
Следующая группа вопросов касалась выяснения побудительных мотивов и стимулов, приведших юношей в секцию единоборств. Ответы здесь достаточно разнообразны, но в конечном итоге сводятся в определенную систему.
Типичный путь прихода в секцию - желание научиться оборонять себя, получить навыки самозащиты, научиться приемам боевых искусств, стать сильным, выносливым. Эта категория ребят в основном пришла в секцию в 14 -15 лет (66,7%). Вторая категория (23,8%) - это те ребята, которых привели в группы восточных единоборств родители с целью поправить здоровье, либо сформировать физического крепкого, здорового человека. Третья категория (9,5%) - те занимающиеся, которым нравились восточные единоборства изначально. Отметим следующие ответы: - стремление защитить себя, так как на них оказывалось физическое либо психическое воздействие со стороны сверстников или более старших подростков - 26,2%;