Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеграция спорта с искусством как социально-педагогическая проблема Самусенкова Виктория Иосифовна

Интеграция спорта с искусством как социально-педагогическая проблема
<
Интеграция спорта с искусством как социально-педагогическая проблема Интеграция спорта с искусством как социально-педагогическая проблема Интеграция спорта с искусством как социально-педагогическая проблема Интеграция спорта с искусством как социально-педагогическая проблема Интеграция спорта с искусством как социально-педагогическая проблема Интеграция спорта с искусством как социально-педагогическая проблема Интеграция спорта с искусством как социально-педагогическая проблема Интеграция спорта с искусством как социально-педагогическая проблема Интеграция спорта с искусством как социально-педагогическая проблема
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Самусенкова Виктория Иосифовна. Интеграция спорта с искусством как социально-педагогическая проблема : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Москва, 1995 166 c. РГБ ОД, 61:96-13/400-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Теоретико-методологические основы исследования 14

1.1. Спорт и искусство как социальные явления, их взаимоотношение 14

1.2. Место, роль и значение спорта и искусства в педагогическом процессе 33

Глава вторая. Содержание и возможные направления интеграции спорта с искусством в педагогическом процессе 60

2.1. Синтез, объединение спорта с искусством в педагогическом процессе 60

2.2. Сближение Спорта и искусства 70

Глава третья. Практическая деятельность по интеграции спорта с искусством и ее педагогическое значение 85

3.1. Попытки частичного решения проблемы 85

3.2. Комплексный подход к интеграции спорта с искусством в педагогическом процессе на основе проекта "СпАрт" 98

Выводы 124

Список литературы 131

Приложения 152

Введение к работе

Идея "наведения мостов" между спортом и искусством, их объединения, интеграции, синтеза — не нова. Эта идея зародилась еще в Древней Греции. В последующие годы она высказывалась и поддерживалась многими учеными и общественными деятелями. В частности, глубоким приверженцем этой идеи был основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. Неоднократно в поддержку идеи интеграции спорта и искусства высказывался Федерико Майор — Генеральный директор ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Однако особо важное значение данная идея и ее практическая реализация приобрели в настоящее время.

Ученые-теоретики в процессе сравнительного анализа спорта и искусства наряду с существенными различиями обнаружили у них много общего, сходного. Это обстоятельство побуждает поставить вопрос о том, нельзя ли каким-то образом интегрировать, синтезировать эти социальные явления, элементы культуры, и использовать эту интеграцию, синтез для их дальнейшего развития, взаимообогащения, более активного приобщения людей к миру спорта и искусства и т.д.

В современный век научно-технической революции все более актуальной становится проблема отдыха, развлечения различных групп населения для восстановления их сил и энергии, снятия стрессов, заполнения свободного времени и т.д. Для организаторов досуга населения, которые ведут поиск новых, нетрадиционных способов решения этой задачи, идея интеграции спорта и искусства представляет значительный интерес, поскольку она открывает большие возможности в этом плане.

Но, пожалуй, особенно важное значение идея интеграции спорта и искусства имеет для сферы педагогики. И не только потому, что в настоящее время эта идея представляет значительный интерес в связи с поисками новых, нетрадиционных подходов к организации педагогической деятельности, которой приходится в крайне сложных условиях решать все более сложные задачи.

Существует и другая причина. Искусство и спорт давно применяются в системе средств педагогического воздействия на личность. При этом используемые на практике формы педагогической работы с раз-личными группами населения обычно предполагают активное включение человека либо в занятия спортом, либо в какие-то виды духовной деятельности — искусство, науку и т.п. Как правило, спортивная деятельность и искусство (иные виды духовно-творческой деятельности), способные органично дополнить друг друга в системе средств педагогического воздействия, оказываются оторванными, изолированными друг от друга.

Опыт такого применения спорта и искусства в педагогическом процессе выявил немало серьезных проблем. И прежде всего обнаружилось, что активные занятия спортом или искусством нередко приводят к разрыву между духовным и физическим развитием человека: увлечение искусством, содействуя духовному развитию личности, может вызывать ухудшение физического состояния, здоровья человека, а активные занятия спортом — обеднение духовного мира человека.

Данная ситуация делает актуальным вопрос об интеграции спорта и искусства с целью повышения их педагогического значения, а также устранения (или хотя бы смягчения) указанных негативных явлений.

Для ответа на вопрос о том, возможна ли и каким образом реальная интеграция спорта с искусством в педагогическом процессе необ ходим комплекс философских, социологических, культурологических, социально-педагогических исследований спорта и искусства как элементов культуры, их взаимоотношения, путей их сближения, объединения, укрепления связи между ними.

К сожалению, обсуждаемая проблема в целом, во всем комплексе связанных с ней вопросов, до сих пор не служила предметом специального научного исследования. В последнее время много говорится и пишется о необходимости интеграции, объединения спорта с искусством. Однако отсутствует научное обоснование содержания, основных направлений и конкретных путей этой интеграции.

Особенно слабо проблема интеграции спорта и искусства разработана в педагогическом плане. Отсутствует четкая постановка самой этой проблемы, характеристика ее роли и значения в настоящее время. Не проведен научный анализ широкого комплекса связанных с ней вопросов: какие педагогические соображения требуют интеграции спорта и искусства? Что эта интеграция может дать в педагогическом плане? Насколько она реальна, каковы основные направления и конкретные пути ее реализации для решения педагогических задач? и др. Слабо изучается и обобщается накопленный в нашей стране и за рубежом опыт педагогов-новаторов, пытающихся определенным образом интегрировать, объединить, синтезировать спорт и искусство в своей педагогической деятельности.

Важность и актуальность обсуждаемой педагогической проблемы подтверждают результаты опроса 47 студентов 3-го курса РГАФК, а также 83 социальных педагогов и специалистов в области физической культуры и спорта, проходивших подготовку и переподготовку на кафедре валеологии и социальной психологии НАСУ (для них читался спецкурс по новым формам физкультурно-спортивной работы с населением и значительный раздел был посвящен проблеме интеграции

спорта и искусства, путям ее решения). Большинство респондентов признало значимость проблемы интеграции спорта и искусства в педагогическом процессе, отметив вместе с тем неразработанность этой проблемы и отсутствие у них знаний о путях и попытках ее теоретического и практического решения. Лишь 9 человек — 5 студентов и 4 специалиста выразили сомнение в актуальности данной проблемы или затруднились в ответе.

Важную роль в выборе темы диссертационного исследования сыграло и то обстоятельство, что в 1990 г. В.И.Столяровым был разра-ботан в общих чертах новый гуманистический проект, одна из основных целей которого состоит в интеграции спорта с искусством [ см. 136— 144 ]. Об этом свидетельствует и само название данного проекта — "CnApT"/"SpArt"/, производное от трех английских слов: "Spirituality — духовность, "Sport — спорт и "Art4 — искусство. С 1991 г. началась практическая реализация проекта, которая требовала дальнейшего развития, конкретизации, проверки исходных идей, изучения возможности их использования для решения педагогических задач и т.д.

С учетом всех отмеченных выше обстоятельств и была избрана тема диссертационного исследования, а также решены организационные и методологические вопросы его проведения.

Основой для выбора объекта и предмета исследования, его цели и задач послужило осознание противоречия между острой социальной потребностью в интеграции спорта с искусством в педагогическом процессе и отсутствием специального научного анализа путей решения этой важной и актуальной проблемы.

Цель диссертационного исследования — научно-теоретическое обоснование путей повышения педагогической значимости спорта и искусства на основе их интеграции.

Объект исследования — спорт и искусство как элементы современной культуры.

Предмет исследования — социально-педагогические аспекты процесса интеграции спорта и искусства как двух важных элементов современной культуры.

Основные задачи исследования:

— привлечь внимание ученых и специалистов к проблеме интеграции спорта и искусства, показать ее социально-педагогическое значение;

— на основе обобщения результатов научных исследований спорта и искусства как особых социально-культурных явлений, их роли и значения в педагогическом процессе, сформулировать ту исходную теоретико-методологическую базу, с позиций которой возможно плодотворное решение данной проблемы;

— обосновать необходимость, уточнить содержание (смысл),

определить наиболее важные и перспективные направления интегра

ции спорта с искусством в педагогическом процессе;

— изучить, систематизировать и оценить предпринимавшиеся ра

нее попытки практического решения данной проблемы;

— принять участие в разработке, практической реализации и

определении педагогической значимости программы интеграции спор

та с искусством на основе идей нового гуманистического проекта

"СпАрт".

В основу гипотезы диссертационного исследования положен один из основных принципов гуманистической педагогики и психологии — признание необходимости разностороннего и гармоничного развития личности, понимание необходимости разработки научно-технологической концепции реализации этого единства в практике педагогической деятельности и обоснованная в литературе (Б.Лоу,

М.Я.Сараф, В.И.Столяров и др.) близость двух важных средств этой деятельности — спорта и искусства. В связи с этим мы предположили, что интеграция спорта и искусства в педагогическом процессе является одним из важных направлений формирования данной концепции и что такая интеграция — не просто идеал, достижимый в лучшем случае в далеком будущем: уже в настоящее время могут быть сделаны реальные шаги для решения этой важной и необычайно сложной социально-педагогической проблемы.

Основные методы исследования: теоретический анализ; обобще-ние данных проведенных ранее социологических исследований и педагогических наблюдений; изучение и анализ литературных источников; опрос, педагогические наблюдения и естественный педагогический эксперимент.

Педагогические наблюдения осуществлялись за участниками спортивных игр и соревнований, проводимых по программе "СпАрт". Во время проведения этих игр и соревнований опрошено 260 школьников (в возрасте 12—16 лет) — участников Спартианских игр в рамках Международного спартианского лагеря (1—15 августа 1994 г., г. Новокузнецк), межрегиональных Спартианских игр "Юные рыцари" 9— 12 ноября 1995 г., г. Дубна), Спартианских игр "РГАФК-94" (2-4 декабря 1994 г.), г. Москва, РГАФК) и финала Российских спартианских игр (30 июля—3 августа 1995 г., г. Москва, РГАФК), а также 40 студентов трех вузов — участников Российских Спартианских игр студентов (23—26 марта 1995 г., Москва, РХТУ). В ходе опроса использовалась специально разработанная анкета (см. Приложение 1).

Проводилась оценка физической подготовленности участников Игр, их творческих способностей, двигательной культуры и знаний в области искусства, спорта и олимпизма.

Кроме этого опрошено 100 студентов РХТУ, присутствовавших на Российских Спартианских играх студентов в качестве зрителей для сопоставления с результатами исследования, проведенного американским ученым Б.Лоу [ см. 68, с. 195-205 ].

Для повышения достоверности выводов была использована также социологическая информация, полученная в ходе двух международных социологических исследований, проведенных по проекту и под руководством проф. В.И.Столярова. 1

В ходе одного из них на тему "Показатели и компоненты здорово го образа жизни и физической культуры различных групп населения" в 1988—1990 гг. в бывших республиках СССР по единой программе и методике опрошено более 10 тыс. человек, в том числе 4180 студентов 24 вузов (опрос проводился под руководством Б.И.Новикова), 2,6 тыс. учащихся 7—10 классов (опрос проведен под руководством М.И.Сергеева) и 945 учащихся ПТУ (опрос проведен А.Б.Скоробогатовым). Кроме того опрошено 400 студентов и студентов в Югославии (опрос проводился под руководством Ж.Живано-вича). Результаты этих исследований изложены в целой серии работ [ см. 42, 116, 117, 128, 134, 145 и др. ].

Другое международное комплексное исследование "Олимпийское и спортивно-гуманистическое воспитание детей и молодежи: состояние и пути активизации" проведено в 1988-1992 гг. в бывшем СССР и ряде других стран. С целью повышения достоверности выводов для этого опроса были выбраны различные группы детей и молодежи: школьники, студенты, юные спортсмены и др., а также их воспи 1 Приводимые ниже цифровые данные относятся к результатам именно этих двух исследований — разумеется, если отсутствует ссылка на какие-то другие источники.

татели — учителя, преподаватели, тренеры, и опрос проводился в разных городах, регионах и учебных заведениях различного профиля (например, среди вузов для опроса были выбраны: физкультурный вуз — ГЦОЛИФК, а также различные вузы нефизкультурного профиля: университет, авто-дорожный, архитектурно-строительный, текстильный, медицинский институты, Академия управления и др.). Было опрошено, в частности: более 1500 студентов и 400 преподавателей 15 вузов (нефизкультурного профиля) различных городов и регионов бывшего СССР; 220 студентов бывшего ГЦОЛИФК (ныне РГАФК); около 500 студентов Югославии; более тысячи школьников 9—10 классов нескольких городов; 130 юных футболистов 14—16 лет, выступавших за команды спортивных интернатов, СДЮШОР и ДЮСШ; 75 тренеров этих юных футболистов и т.д. В проведении опроса принимали участие: И.В.Баринова, В.И.Вишневский, В.М.Лабскир, Ю.А.Лебедев, О.И.Самусенков, Ю.П.Сегал, Е.В.Стопни-кова и др. Обработка полученной информации проводилась по единой методике с использованием статистических методов. Результаты данного исследования также изложены в серии работ [ см. 4, 27, 33, 110, 115, 133, 135, 142, 145 и

ДР-1 Совокупность указанных выше методов, адекватных поставленным

целям и задачам, комплексный характер их применения обеспечили

обоснованность и достоверность полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Спорт и искусство, занимающие важное место в системе явлений современной культуры и средств педагогического воздействия на личность, имеют много общего, способны плодотворно влиять друг на друга, дополнять друг друга, с чем связана возможность их интеграции в педагогическом процессе.

2) Необходимость интеграции спорта и искусства в педагогическом процессе связана не только с теоретическими соображениями, основанными на их сходстве, общих чертах, но и с потребностью решения целого ряда важных практических социально-педагогических проблем. В первую очередь она необходима для преодоления все увеличивающегося разрыва между духовным и физическим развитием современного человека.

3) При значительном сходстве спорта и искусства, наличии многих общих черт они существенно отличаются друг от друга, не тождественны, вследствие чего невозможен такой путь интеграции этих двух элементов культуры и средств педагогического воздействия на личность, который предполагает их полное слияние.

4) Реально возможны два основных пути интеграции спорта и искусства в педагогическом процессе: их синтез, объединение, гармоничное сочетание, совместное использование для решения педагогических задач и определенное их сближение, "сглаживание" различий между ними. Именно такой смысл мы и вкладываем в понятие "интеграция (синтез, объединение) спорта и искусства".

5) Для эффективного решения проблемы интеграции спорта и искусства в педагогическом процессе необходим комплексный подход, на основе которого, в частности, разработана (с участием автора диссертации) "спартианская" педагогическая программа интеграции спорта и искусства.

В выводах и практических рекомендациях диссертации эти положения уточняются и конкретизируются.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем:

— поставлена и в научном плане сформулирована проблеме интеграции спорта и искусства, показано ее социально-педагогическое значение;

— сформулирована исходная теоретико-методологическая база, позволяющая эффективно подойти к решению данной проблемы;

— обоснована необходимость, уточнено содержание (смысл), а также определены наиболее важные и перспективные направления интеграции спорта с искусством в педагогическом процессе;

— изучены, систематизированы и оценены социально ъ

педагогические акции и программы, направленные на интеграцию, синтез, объединение спорта с искусством.

Автор диссертации принял участие в разработке и практической реализации комплексной педагогической программы интеграции спорта с искусством на основе идей нового гуманистического проекта "СпАрт". С его участием разработаны и реализованы программы межрегиональных Спартианских игр "Юные рыцари" (9—12 ноября 1995 г., Дубна), Спартианских игр "РГАФК-94" (2-4 декабря 1994 г.) и финала Российских игр 1995 г. (30 июля—3 августа 1995 г., Москва, РГАФК). Результаты диссертационной работы использованы также для разработки и чтения студентам РГАФК спецкурса по проблеме интеграции спорта с искусством. Положительный эффект от данных внедрений подтвержден актами, прилагаемыми в конце диссертации.

Основные положения и результаты диссертационного исследования были доложены на ряде конференций, в том числе на региональной научно-практической конференции "Современные проблемы физической культуры и олимпийского движения" (Ростов-на-Дону, 1994 г.). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой философии и социологии Российской Государственной академии физической культуры.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографии и приложений. Работа изложена на 166 страницах машинописного текста. Список использованных источников содержит 226 наименований, из них 64 — зарубежных источников.

Данная структура соответствует целям и задачам диссертационного исследования, кругу анализируемых проблем, используемым методам и логике изложения результатов исследования.

Спорт и искусство как социальные явления, их взаимоотношение

На протяжении всего диссертационного исследования в качестве основных используются понятия "спорт" и "искусство". Как известно, в трактовке, интерпретации этих понятий существуют серьезные разногласия. Поэтому возникает потребность хотя бы кратко уточнить тот подход к истолкованию этих понятий, из которого мы будем исходить в ходе анализа обсуждаемой проблемы.

Спорт — бесспорный социальный феномен XX столетия. Действительно, он проникает во все слои современного общества и современной культуры, включает в свою орбиту образование, политику, экономику, технику, науку, искусство, средства массовой информации, международные дипломатические отношения и т.д. Спорт "затрагивает и такие, казалось бы несопоставимые явления, как общественное положение, расовые и национальные отношения, деловую жизнь, модели автомобилей, моду, концепцию героизма и этические ценности" [ 152, с. 153 ].

Спорт отражает многие существенные черты современного общества: систему его ценностных ориентации, целей и задач воспитания, знания и социальный опыт, уровень развития наук и т.д. Поскольку международный спорт как социальный институт имеет очень высокий общественный статус, то победы в спортивных состязаниях мировая общественность связывает, как правило, с преимуществом социальной системы, рассматривает их как показатели жизнеспособности и здоровья нации, рациональности государственного устройства и тем самым как часть нравственного и общественного капитала нации. Спорт является выражением той социально-культурной системы, в условиях которой происходит его развитие, а вместе с тем и сам оказывает все более значительное влияние на все стороны общественной жизни и культуры [ см. 71, с. 38—39 ].

Но что же представляет собой этот "феномен" XX столетия? Какова природа спорта, чем он отличается от других социальных явлений? Как известно, на эти вопросы даются различные ответы.

Иногда понятие "спорт" употребляют в очень широком смысле, юнимая под спортом разнообразные формы двигательной активности человека и соревнования.

Большинство исследователей, однако, связывает спорт с отношением соперничества, соревнования, состязательности (ср: "Соревнование предопределяет специфику спорта как особой сферы деятельности... сфера спорта — "специ-ализированная социально-организованная система, которая образовалась вокруг соревнования (соревновательных проявлений)" [ 11, с. 5, 69 ]; "спорт — это особый вид общественного производства, который "производит" победителя, победу"[ 13, с. 36 ]; "спорт — это прежде всего соревнование... Спорт — соревновательная деятельность" [ 15, с. 39 ]; "Характерной особенностью спорта является то, что он не мыслим без соревнований и состязаний. Последние включены в самую его природу, внутренне присущи ему. Он утратил бы свой смысл, если бы не было соревнований" [ 55, с. 5 ]; "спорт представляет собой деятельность, базовой (ядерной) сущностью которой являются спортивные соревнования" [ 161, с. 20 ] и т.д.

Такой трактовки спорта, когда признается его неразрывная связь с соперничеством, соревнованием, будем придерживаться и мы в ходе последующего анализа. При этом вслед за многими другими авторами, мы приписываем спортивным соревнованиям такие основные признаки, как наличие строго фиксированных правил, гуманная направленность соревнований и их связь с игровой деятельностью[ ср. 78, 93, 124— 125, 195 и др.].

Важным дополнением соревнований в спорте является подготовка к ним. Организацией спортивных соревнований и подготовки к ним занимаются определенные социальные институты. В ходе соревнований, подготовки к ним и деятельности соответствующих институтов складываются определенные социальные отношения. Вся эта деятельность опирается на определенную систему ценностей, осуществляется на основе определенных норм, принципов и т.д. Поэтому понятие "спорт" (в широком смысле слова) мы будем использовать, как и многие другие авторы, для обозначения всего этого комплекса взаимосвязанных явлений (ср.: "в широком смысле понятие "спорт" охватывает собственно-соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности" [ 78, с. 427].

Место, роль и значение спорта и искусства в педагогическом процессе

Прежде всего отмечается роль спорта как средства физического воспитания человека. Спортивные соревнования и тщательная подготовка к ним позволяют целенаправленно и эффективно воздействовать на все стороны, компоненты физического состояния человека, включая разнообразные физические качества, двигательные способности, телосложение, здоровье и т.д., вносить в них нужные коррективы, исправлять дефекты и т.д., а также формировать связанные со всей этой деятельностью знания, умения, интересы, потребности, ценностные ориентации и т.д

Важную роль, как отмечают исследователи, спорт играет и в формировании разнообразных психических качеств и способностей человека, выступая как "школа воли", "школа эмоций", "школа характера", поскольку спортивные состязания и вся спортивная деятельность предъявляют высокие требования к проявлению волевых качеств и к саморегуляции [ 78, с. 435 ].

Педагогическая ценность спорта связана также с его огромными интегративными и коммуникативными возможностями. Участие в совместных тренировках и соревнованиях в составе одной команды порождает у людей сильное чувство дружбы, товарищества, сотрудничества и принадлежности к коллективу, является эффективным фактором сокращения "социальной дистанции" между людьми, их изоляции друг от друга, поскольку способствует дружеским отношениям и тем самым — развитию чувства общности.

В спорте — как массовом, так и рекордном — сравнительно легко преодолеваемы так называемые языковые барьеры. "Язык" спорта поистине интернационален. Он понятен всем, способен перебрасывать мост взаимопонимания, сотрудничества и доброй воли между народами независимо от расы, цвета кожи и вероисповедания, идеологических взглядов и потому выступает как важное средство интернационального воспитания [ см. 218 ].

Один из аспектов педагогической ценности спорта, особенно важный в связи с темой диссертационного исследования, состоит в том, что в спортивной деятельности во всех ее формах и видах, заложены огромные возможности для эстетического воздействия на человека, для воспитания способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное, действовать "по законам красоты" [ см. 14, 37, 65, 68, 82, 92, 96, 111-113, 123, 132, 160, 164, 166, 168, 170, 180, 188, 194, 199, 209, 220, 224, 225 и др. ].

При обосновании этого положения исследователи обращают внимание на ряд особенностей и характеристик спорта. Прежде всегої подчеркивается то обстоятельство, что и спортсмены, и зрители имеют возможность наблюдать в спорте разнообразные проявления таких; эстетических ценностей, как прекрасное, возвышенное, гармоничное,, совершенное и даже комичное [ 170, 216 ]. В спорте в самых разнообразных формах выступает эстетическая деятельность: как деятельность по формированию прекрасного человека — с точки зрения его физического совершенства, духовных качеств, морального облика; как деятельность, направленная на достижение эстетического совершенства в\ выполнении движений, на эстетическое оформление спортивных праздников, на эстетическое преобразование предметной среды спорта и т.д. Поэтому в спорте создаются условия не только для созерцания эстетических ценностей, но и для активного участия в эстетической деятельности по их созданию.

Культурно-эстетический потенциал спортивной деятельности связан и с ее активно-творческим характером. Многие исследователи отмечают тот факт, что красота и другие эстетические ценности всегда проявляются там, "где перейдена грань стандарта, механичности, где разорваны путы обычного, где возникает неудержимость людского стремления к совершенству и целесообразности" [ 53, с. 38 ]. В спортивной деятельности заложены огромные возможности для творческого проявления сил и способностей человека — например, при определении тактики или стратегии спортивного поединка, организации и проведения учебно-тренировочных занятий и т.д. Как отмечает ГЛ.Праздников, "не нуждается в пространном обосновании доказательство эвристически-творческого характера решений, принимаемых в сверхсложных состязательных ситуациях (особенно в спортивных играх). Импровизационная точность, мгновенное угадывание единственно верного решения, когда сознательный выбор вариантов просто невозможен, несомненно сближает особенности видения, мышления, двигательных реакций у спортсменов с аналогичными психическими процессами и физическими действиями в художественном творчестве" [96, с. 12].

Синтез, объединение спорта с искусством в педагогическом процессе

Существенно важно при этом, однако, что хотя эти два элемента культуры связаны между собой определенным образом, но эта связь в педагогическом процессе недостаточно тесная и глубокая. Весьма ограничен набор форм этой связи. Это, к примеру, организация культурной программы во время спортивных соревнований, встречи спортсменов с деятелями искусства, развитие видов искусства, ориентированных по своей тематике на спорт и т.д. Как правило, отсутствует гармоничное сочетание спорта и искусства в педагогическом процессе. Формы работы, сложившиеся в рамках современной социально-педагогической системы, до сих пор, как уже отмечалось выше, предполагают активное включение человека либо в занятия спортом, либо в какие-то виды духовной деятельности — искусство (занятия музыкой, живописью и т.п.), науку, техническое творчество и т.д. У детей и молодежи, активно занимающейся спортом, не развивается интерес к различным видам интеллектуальной и художественной деятельности, в том числе к отображению спорта средствами искусства (музыки, живописи, фотографии и т.д.), спортивные мероприятия недостаточно полно и эффективно используются их организаторами для пробуждения у участников интереса к искусству, к эстетическим и художественным ценностям, к духовной, творческой деятельности во всех ее разновидностях. С другой стороны, в сфере искусства и других видов духовной деятельности не проводится активная, целенаправленная работа по приобщению тех, кто увлечен этой деятельностью, к активным занятиям физическими упражнениями и спортом, к здоровому образу жизни. Деятели искусства — известные художники, писатели, актеры, "звезды" кино и эстрады, и т.д. редко участвуют в пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Вследствие этого спортсмены, особенно в спорте высших достижений, чаще всего не проявляют особого интереса к искусству, к эстетическим и художественным ценностям, к духовной, творческой деятельности во всех ее разновидностях. С другой стороны, лица, всецело отдающие себя прекрасному миру искусства, обычно весьма пассивны в своем отношении не только к спорту, но и к физкультуре. Этот вывод подтверждают результаты ряда исследований. Сошлемся, в частности, на результаты проведенного В.А. Винник опроса участников командного чемпионата СССР по настольному тен-нису (70 спортсменов) и 25 тренеров, в том числе всех тренеров сборных команд СССР. Опрос показал, что интересы и тренеров и спортсменов, как правило, замыкаются на индивидуальном пассивном потреблении культуры, внимание в основном привлекают спортивные события и развлекательные передачи, в том время как интерес к проблемам литературы, искусства, науки и техники довольно низок [ 18, с. 86-87]. Особый интерес в связи с обсуждаемым вопросом представляет исследование, проведенное американским ученым Б.Лоу [ см. 68, с. 195-209 ]. Предметом его исследования служило взаимосвязь между вовлеченностью в спорт и отношением к искусству. Вовлеченность в спорт понималась как наличие интереса к спорту вообще или как предпочтение определенному виду спорта, которое проявляется в форме занятий этим видом спорта или в наблюдениях за ходом соревнований. Под отношением к искусству подразумевалось чтение художественной литературы, активная творческая деятельность в сфере искусства (занятие живописью, скульптурой, участие в драматических спектаклях ит.д), посещение музыкальных концертов. Б.Лоу провел опрос 1000 произвольно выбранных студентов американского университета. Студенты были выбраны потому, что они, как отмечает Б.Лоу, "типичного студента можно назвать представителем всего общества" [ 68, с. 195 ]. Опрос четко показал, что между активной творческой деятельностью студентов в сфере искусства и вовлеченностью в спорт существует обратная зависимость. Чем выше их интерес к спорту, тем больше они склонны избегать активности в сфере искусства. И наоборот, чем выше интерес студента к искусству, тем менее он активен в спорте [68, с. 196-202]. Для проверки этого вывода Б.Лоу нами во время Российских Спартианских игр студентов (23—26 марта 1995 г., Москва, РХТУ) был проведен опрос 100 студентов Российского химико-технологи-ческого университета, присутствовавших на этих Играх в качестве зрителей. Приводим некоторые сравнительные данные.

Попытки частичного решения проблемы

Практические шаги по реализации идеи интеграции, синтеза, сближения спорта и искусства — прежде всего для решения важных социально-педагогических задач — весьма многообразны и имеюи давнюю традицию. Если попытаться каким-то образом их систематизировать, та можно выделить, с одной стороны, попытки частичного решения данной сложной проблемы, а с другой стороны, попытки комплексногс подхода к ее решению. 3.1. Попытки частичного решения проблемы Попытки частичного решения обсуждаемой проблемы прежде всего связаны с идеей объединения, совместного использования спорта и искусства в педагогических целях. К числу попыток такого рода относится использование искусства] — в различных его формах — для художественного "оформления",, театрализации спортивных соревнований. Речь идет, например, о торжественных церемониях открытия или закрытия этих соревнований, их музыкально-песенном оформлении и т.п.[см. 153 ]. В такого рода акциях в основном речь идет о внешнем сочетании спорта и искусства» поскольку в спорте при этом участвуют одни люди, а в искусстве — Другие. В последние годы все шире практикуется проведение фестивалей! спорта и искусства, культурно-спортивных праздников и других подобных мероприятий, программа которых наряду с соревнованиями спортсменов включает в себя выступления артистов: танцоров, певцов, музыкантов и др. В 1979 г. во Франции была создана, к примеру, "Ассоциация Друзей Дней Радуги", которая регулярно проводит культурно-спортивные фестивали детей из различных стран мира. Программа этих фестивалей комплексная. Она включает в себя мероприятия, имеющие чисто спортивный характер: легкую атлетику, плавание, футбол, настольный теннис, волейбол, баскетбол, а также интеллектуальные игры, такие, как шахматы и шашки. Делегация детей каждой страны должна представить определенную национальную игру или вид спорта, характерные для их страны. Помимо спорта программа фестиваля "Друзья Дней Радуги" предусматривает, что дети и их тренеры представляют мероприятия, свойственные культурным традициям их страны — песни, танцы, живопись, лепку, вышивание и т.п. Для заключительного гала-концерта каждая делегация готовит сценку или мини-спектакль в национальных костюмах, чтобы подчеркнуть общекультурный характер Дней Радуги. Программа фестиваля предполагает также проведение симпозиума для обсуждения специалистами различных социально-педагогических вопросов, касающихся детей, организацию художественных выставок и другие аналогичные мероприятия. Программа фестивалей спорта и искусства, культурно-спортивных праздников обычно предусматривает проведение соревнований только в спорте или вообще не предусматривает каких-либо соревнований, конкурсов (например, на фестивалях "Друзей Дней Радуги"). Иногда, правда, она включает в себя и спортивные соревнования и художественные конкурсы, хотя отсутствует объединяющий их комплексный зачет. В связи с этим можно вспомнить, что еще в Древней Греции на Истмийских, Панафинейских, Пифийских, Немийских играх проводились состязания не только спортсменов, но также певцов, музыкантов, ораторов. Эту идею применительно к современным олимпийским Играм пытался реализовать и Пьер де Кубертен. Как известно, по его предложению, в программу современных Олимпийских игр были введены художественные конкурсы. Такие конкурсы проводились на Играх в период с 1912 по 1948 год. С 1952 г. по решению МОК они были заменены культурной программой (художественными представлениями, концертами, выставками и другими подобными мероприятиями) на Олимпийских играх. Попытки интеграции спорта и искусства связаны также с поисками путей их взаимообогащения. Иллюстрацией может служить использование опыта и средств пластических искусств в таких видах спорта, как фигурное катание, художественная и ритмическая гимнастика, фигурное катание и т.д. Современная гимнастика, особенно художественная, широко использует, к примеру, все средства и методы хореографии [ см. 63 ]. С другой стороны, наблюдается мощное воздействие спорта не только на моду в одежде, обуви, прическах, танцах и т.д., но и на искусство. Спорт издавна — со времен античности [ см. 198 ] привлекал внимание художников, писателей, поэтов. Со спортом связано появление и развитие таких новых направлений художественной деятельности, как спортивное кино, спортивная фотография, балет на льду и др. В настоящее время достаточно часто организуются выставки-конкурсы работ художников, скульпторов и т.п. на спортивную тематику, фестивали спортивного кино и т.д. Такие акции проводились и для детей. Так например, в 1988 году НОК Германии организовал для школьников художественный конкурс на тему: "Олимпийские игры — какими я их вижу". В конкурсе приняли участие 14425 школьников (начиная с 5 класса) из 776 различных школ Германии. Аналогичные конкурсы рисунков регулярно проводит Олимпийский комитет Румынии. В 1995 г. такой конкурс был прове-ден и в нашей стране. К этому направлению деятельности примыкают и выставки произведений искусства, авторами которых являются спортсмены. Примером таких выставок могут служить международные бьеннале "Спортсмены — в искусстве" —художественные выставки, на которых собраны работы, выполненные бывшими и действующими спортсменами (первая такая выставка была проведена в Барселоне в 1986 году). В последние годы внимание ученых и практических специалистов привлекает и проблема более широкого и эффективного использования музыки на спортивных тренировках и соревнованиях [ см. 46-47, 102-104 ]. Предпринимаются также попытки организации встреч спортсменов с деятелями искусства, придания этим встречам регулярного характера и т.д. Идея интеграции спорта и искусства (культуры в целом) лежала и в основе культурно-спортивных комплексов, которые создавались в нашей стране [ см. 76 ]. В последние годы наблюдается и такая новая форма интеграции спорта с искусством, как создание футбольных команд, в составе которых — известные эстрадные певцы и другие лица, связанные с искусством.

Похожие диссертации на Интеграция спорта с искусством как социально-педагогическая проблема