Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Философские и социально-педагогические основы творческой деятельности 8
1.1. Творчество, как философская, психологическая и педагогическая категории 8
1.2. Содержание, структура, критерии и уровни проявления , творчества в двигательной деятельности 17
1.3. Единство творчества в моторике и мышлении учащихся как условие качества образовательно-воспитательного процесса в школе 29
1.4. Педагогические условия формирования творческих способностей школьников на уроках физической культуры 47
Глава 2. Организационно-методические предпосылки экспериментальной работы 61
2.1. Задачи и методы исследования 61
2.2. Организация педагогического эксперимента 65
Глава 3. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей 69
3.1. Развитие творческих способностей у девочек 69
3.2. Формирование творческих способностей у мальчиков 82
Глава 4. Результаты исследований и их обсуждение . 95
4.1. Исходные показатели развития творческих способностей школьников 95
4.2. Изменение показателей умственного и моторного творчества у девочек в процессе обучения 97
4.3. Изменение показателей творческой активности у мальчиков 100
Выводы 105
Практические рекомендации 108
Литература 110
Приложения : 128
- Творчество, как философская, психологическая и педагогическая категории
- Задачи и методы исследования
- Развитие творческих способностей у девочек
- Исходные показатели развития творческих способностей школьников
Введение к работе
Актуальность. На новом этапе реформирования системы образования наблюдается переход к новым педагогическим технологиям и современным методам образования. Образовательный процесс переориентирован на воспитание творческой личности, подготовленной к эффективной жизнедеятельности в условиях сложной современной социально-экономической ситуации (92).
Наука и практика физического воспитания еще не обладают обоснованными методическими решениями, направленными на развитие творческих способностей школьников на уроках физической культуры, интегративного проявления умственных и двигательных способностей. Процесс формирования субъективного творчества на уроках физической культуры остается слабо изученным (В.А. Кан-Калик, B.C. Шубинский и
др)-
Творчество - это индивидуальный процесс, направленный на решение поставленной задачи, решение новым, необычным способом. В творчестве проявляется то, что ранее было неизвестно, актуализируются собственные творческие способности, раскрывающиеся у каждого человека по-разному. При формировании творческой активности школьник становится активным субъектом самообразования и самовоспитания. Способность личности к саморазвитию создает возможность относиться к себе самокритично (Л.С. Выготский, М.Г. Гарунов, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев и др.). Необходимость формирования творческой активности учащихся осознана давно, но существуют причины, которые мешают развитию познавательных способностей учащихся. Главная причина недостаток знаний о методах и формах развития и формирования творчества учащихся. Решение этой проблемы позволит повысить эффективность всего учебно-воспитательного процесса в шко-
М ле, а целенаправленная работа по развитию творчества способствует
приобретению знаний, умений и навыков в двигательной сфере, повышает уровень развития физической культуры личности, формирует навыки и опыт самостоятельной работы (В.В. Давыдов, С.Д. Неверкович, В.А. Сухомлинский, R. Oech).
Творчество в моторной сфере человека целесообразно разви-
|| вать в тех видах деятельности, которыми он непосредственно занимается,
так как школьная программа предусматривает овладение учащимися различными сторонами двигательных упражнений, то и формирование творческих способностей должно происходить в конкретных видах двигательной активности детей (П.Я. Гальперин, И.П. Калошина и др.).
При формировании творческих способностей перед учащимися
необходимо ставить такие задачи, которые побуждают их к поискам но-
вых, собственных путей их решения (В.Н. Дружинин, И.А. Колесникова,
Дж.И. Ниренберг).
В учебно-воспитательном процессе школы при формировании
творческих способностей учащихся необходимо не только воспроизво
дить на практике полученные знания, но и уметь нестандартно реализо-
вывать их в двигательной деятельности.
<»-. Для того чтобы ученик активно участвовал в школьной жизни, твор-
чески подходил к решению поставленных задач необходимо преодолевать устоявшиеся стереотипы в обучении и воспитании, расширять арсенал средств, методов и приемов, активизирующие мотивацию учебной деятельности учащихся. А это предъявляет более высокие требования к профессиональной деятельности учителей школы.
Проведенный анализ теории и практики физического воспитания позволил выявить противоречие между существующей потребностью в формировании творческих способностей учащихся на уроках физи-ческой культуры и отсутствием методических решений по использо-
ванию средств и методов развития творческой активности школьников, поэтому обоснование формирования творчества школьников на уроках физической культуры является актуальным.
Цель исследования. Обосновать эффективность использования средств и методов формирования творческих способностей учащихся на уроках физической культуры.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что процесс формирования творческой активности учащихся на уроках физической культуры станет более эффективным и примет управляемый характер, если:
обеспечены педагогические условия, актуализирующие творческую деятельность учащихся;
формирование творческих способностей будет осуществляться как целенаправленный процесс;
учитывать поэтапный характер формирования креативной активности школьников;
в процессе физического воспитания предусматривается взаимосвязь в проявлении умственной и физической активности.
Объект исследования. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования. Процесс формирования творческой активности школьников на уроках физической культуры.
Научная новизна работы определяется тем, что в нем:
раскрыта сущность, содержание и уровни проявления творчества учащихся на уроках физической культуры;
определены этапы формирования творческой активности школьников;
- обоснованы средства, методы и условия их применения, обеспе
чивающие процесс формирования творческой активности учащихся.
Методологическую основу исследования составляют важнейшие
положения диалектического и исторического материализма о деятельно-стной и творческой сущности человека, социальной детерминированности формирования его личности, о единстве сознания, деятельности и общения, о диалектике общего, особенного и единичного.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам философии творчества (В.А. Вазюлин, Г. Гиргинов, А.М. Коршунов, П.Ф. Кравчук, B.C. Швырев и др.), психологии творчества (А.В. Брупшинский, М. Вертгеймер, П.Я. Гальперин, И.П. Калошина, АН. Леонтьев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Э. Стоуне, R.P. Grawford, Е. de Bono, D. Dewey, W.S. Gordon, R. Oech, B. Samples и др.). В разработке педагогических аспектов формирования творческих способностей основой послужили работы В.И. Андреева, В.В. Давыдова, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, С.Д. Неверко-вича, К.А. Славской, Н.Ф. Талызиной, B.C. Шубинского, H.S. Perkinson и
ДР-
Теоретическая значимость. Полученные результаты расширяют диапазон знаний о системной организации творческой деятельности учащихся в процессе физического воспитания.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют установить эффективность процесса формирования творческой активности у учащихся на уроках физической культуры, использование которых значительно повышает интерес учащихся к урокам, улучшает посещаемость, создает реальные предпосылки для творческой работы по саморазвитию, физическому совершенствованию.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Процесс формирования творческой активности учащихся обеспечивается взаимосвязью умственной и физической деятельности.
2. Разработанные
пв?.л?отшескжв условия обеспечивают эффек-
тивность процесса формирования творчества у школьников.
" -др
-:J^
'#
ф'
З. Предлагаемые средства и методы организации и проведения урока повышают творческую активность учащихся.
Творчество, как философская, психологическая и педагогическая категории
Несколько лет назад в отечественной философии о творчестве почти не говорили. В основе официального мировоззрения лежал тезис: сознание - высшая форма отражения материи. Превращенный в "ленинскую теорию отражения, он был фундаментом тогдашней гносеологии и гуманитарного образования, представлений о бытие вообще. В настоящее время сознание рассматривается как творческое по самой своей сути.
Предметом дискуссий сегодня выступает комплекс вопросов, связанных с интерпретацией понятий творчества, культуры, деятельности, активности, а также с пониманием взаимосвязи между ними. Они не просто пересекаются по своему содержанию, но часто определяются одно через другое (5; 9; 18; 21; 27; 29; 33; 34; 36; 50; 73; 88; 141; 149; 201; 203; 206; 212; 217; 218; 224).
Так творчество рассматривается как специфическая деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.(3; 62; 77; 128; 187; 190; 212; 215; 225; 226).
"Творчество, являясь жизненной необходимостью, потребностью человека, преобразует, развивает и обогащает его, формируя как личность, самобытную индивидуальность отмечают М.Я. Виленский и С.Н. Зайцева (38, с.4). Деятельность трактуется как активная человеческая форма отношения к окружающему миру, содержанием которой выступает целесообразное изменение мира в интересах людей (172; 184; 222).
Швырев B.C. подчеркивает, что творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, будь это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим только в самом человеке (206). Культура понимается как специфически человеческий способ организации и развития жизнедеятельности (28; 82; 88),
Место физической культуры в системе культурных ценностей человечества соответствует ее значению как важнейшего фактора прогресса и достижения высокого уровня культуры жизни людей (12). Культура, таким образом, оказывается выражением специфического человеческого единства с природой и обществом, своеобразным критерием уровня развития творческих сил и способностей личности. Помимо материализованных,, предметных результатов деятельности людей, культура включает и личностные, индивидуальные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (141). Характерными чертами деятельности выступают постановка цели и сознательный выбор средств ее достижения, тогда как важной компонентой любого вида творчества являются психические процессы, протекающие на не контролируемом субъективном уровне бессознательного. Не менее важно в анализе творчества учитывать и категорию "самоорганизация" (56; 91; 212).
В диалектическом материализме отражение рассматривается в качестве универсального свойства материи, проявляющегося в воспроизведении признаков, свойств и отношений одного объекта другим объектом в результате их взаимодействия.
В зависимости от уровня организации выделяют качественно различные формы отражения. Высшей формой отражения является человеческое сознание и самосознание. Именно на этом уровне говорят о творческой активности, о творчески активном характере отражения, его целенаправленности (212).
Дело представляется так, что отражение, постепенно развиваясь, на высшей стадии, т.е. на уровне человеческого сознания, приобретает качественно новый параметр - способность к творчеству. Творческая активность становится атрибутом отражения, достигшего уровня сознательной человеческой деятельности. Так же как отражение, творчество имеет свою историю в эволюции материи. Это история самоорганизующихся материальных систем, а атрибутное свойство материи - свойство самоорганизации. Исходным формам отражения на уровне отдельного субъекта -ощущению, восприятию, представлению - можно поставить в соответствие формы творческой деятельности - воображение, интуицию. Таким образом, творчество есть атрибут материи на социальном уровне ее развития, высшая форма процесса самоорганизации материи (149).
С учетом сказанного материальный ряд антологического аспекта творчества будет выражаться следующей цепочкой категорий: самоорганизация - творчество - деятельность культура. При таком подходе творчество рассматривается как атрибут социального уровня организации материи, а деятельность предметно-практическая, как форма существования социально организованной материи. Культура выступает в качестве итогового продукта творческой деятельности.
Теоретическая деятельность человека базируется на внутренне присущем материи свойстве самоорганизовываться в бесконечном процессе самодвижения и развития. "Творчество, - говорит В.А. Яковлев, - есть высший уровень этой самоорганизации, атрибут социальной формы движения материи" (212, с.10).
Задачи и методы исследования
В соответствии с целью в работе решались следующие задачи: 1. Изучить возможность развития творческих способностей школьников на уроках физической культуры. 2. Обосновать и экспериментально подтвердить эффективность целенаправленного использования средств и методов формирова ния творческих способностей школьников на уроках физической куль туры. 3. Разработать практические рекомендации по формированию творческих способностей у школьников на уроках физической культу ры. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применены следующие методы: 1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных. 2. Педагогическое наблюдение. 3. Тестирование. 4. Педагогический эксперимент. 5. Экспертная оценка. 6. Методы математической статистики. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ДАННЫХ. Для определения состояния исследуемого вопроса проведен теоретический анализ философской, психологической, педагогической и специальной научной литературы. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ применялись в ходе педагогического процесса и педагогического эксперимента для выявления отношения учащихся к урокам физической культуры. На основе данных педагогических наблюдений проводилась коррекция содержания и методики обучения. ТЕСТИРОВАНИЕ. Метод тестирования применен с целью изучения творческих возможностей учащихся средней школы. В качестве тестирующих процедур использовались контрольные задания. Для девочек: 1) составить комплекс упражнений под музыкальное сопровождение; Для мальчиков: решить тактическую комбинацию ("быстрый прорыв") или решить тактическую комбинацию ("треугольник") (прил.1;2). На первом этапе тестированию подвергались участники контрольных и экспериментальных классов для выявления оценки однородности групп. Всего обследовано 300 человек. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ был проведен для обоснования эффективности предложенных методов обучения учащихся на уроках физической культуры. При проведении педагогического эксперимента степень овладения знаниями, навыками и умениями оценивались независимыми экспертами. Оценки выставлялись анонимно каждым экспертом самостоятельно. В настоящее время нет единых разработанных оценок проявления творчества, в связи с этим экспертам были предложены характеристики творчества, которые соответствовали пятибалльной системе (табл.1). Учащимся предлагалось составить мини-комплекс ритмической гимнастики сначала теоретически (умственное творчество), а затем на практике (моторное творчество).
Развитие творческих способностей у девочек
Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Согласно дидактике развивающего обучения, положительный эффект обучения может быть только тогда, когда усвоение учебного материала проходит не за счет заучивания, повторения и воспроизведения, а путем овладения учащимися способами мыслительной деятельности. Простое, механическое повторение формирует репродуктивный, а не творческий тип мышления. Сегодня важно воспитывать творческую молодежь. Ведь творчество несет в себе нечто новое, неповторимое, индивидуальное. Человек, который включен в творческую жизнь, в дальнейшем является активным творцом своей собственной жизни. Исходя из гипотезы исследования, мы рассмотрели процесс формирования творчества школьников на уроках физической культуры во взаимосвязи с моторным и мыслительным творчеством, выявили единство творчества в моторике и мышлении как условия повышения качества образовательно-воспитательного процесса в школе, определили наиболее благоприятные педагогические условия формирования творческих способностей школьников на уроках физической культуры. Наше исследование было направлено на качественное закрепление в сознании учащихся изучаемого материала, привитие умения использовать полученные знания на практике, развитие творческой самостоятельности и активности. Целенаправленная работа по развитию творчества способствует приобретению занимающимися знании, умений и навыков в двигательной сфере, повышает уровень физической культуры личности, формирует навыки, а затем и опыт самостоятельной работы. Творчество должно рассматриваться как продукт специальных действий, оказываемых учителем на учащихся (76). В нашем эксперименте процесс формирования творчества носит поэтапный характер и включает в себя: 1. Этап репродуктивной деятельности 2. Этап нормативной деятельности 3. Этап собственно-творческой деятельности (рис.6) На первом этапе школьники приобретают опыт репродуктивной деятельности. Именно на репродуктивном уровне формируются необходимые умения и навыки,, а сама деятельность обеспечивается имеющимися наличными знаниями. Анализ репродуктивной деятельности, проведенный ШХ Калошиной, показал, что она обеспечивает планомер-ную разработку способа решения задачи, так как заключает в себе требующуюся для этого информацию (82). На первом этапе учащиеся осваивали теоретические знания и практические умения при решении наиболее типичных задач, формировалась положительная мотивация к учебной деятельности и непосредственно к изучаемому предмету. Теоретический раздел включал обсуждение влияния ритмической гимнастики на организм человека, подбор музыки под предложенные комплексы. Практический раздел предполагал освоение учащимися техникой физических упражнений, формирование правильной осанки, умение слушать музыку и выполнять упражнения под музыку в соответствующем ритме. Проводились специально разработанные комплексы упражнении с использованием музыкального сопровождения и без него (прил.4,5). Комплексы общеразвивающих упражнений менялись часто, что по- зволяло школьницам накопить определенный двигательный опыт несколько быстрее, чем это делалось у детей в контрольных группах. Кроме того, занимающиеся получали домашние задания - подготовить комплекс общеразвивающих упражнений или ритмической гимнастики с использованием музыкального сопровождения. На уроках проводимых методом "круговой тренировки" была выделена станция "свободного импровизирования", где учащиеся под заранее подобранную нами музыку должны были составить небольшую двигательную композицию, которая бы отвечала характеру музыкального отрывка. За критерий сформированности опыта репродуктивной деятельности была принята способность учащихся воспроизводить полученные знания, использовать известные приемы и действия (рис.7). В конце первого этапа девочкам было предложено задание: составить мини-комплекс ритмической гимнастики под заданную музыку. Для более удобного учета всех видов деятельности занимающихся .была разработана специальная карта учета творческой деятельности учащихся (прил.6,7). Бригада экспертов оценивала мыслительное и моторное творчество по пятибалльной системе. На этапе репродуктивной деятельности осуществляется передача от учителя к ученику методологических знаний о творчестве, его принципах. Здесь учащиеся, в основном, выступают в роли объекта обучения. Преобладают информационные, объяснительные, поисковые методы учебно-познавательной работы. Учащийся учится воспроизводить полученные знания, использовать известные ему способы решения, но еще не умеет адаптировать их к изменяющимся условиям.
Исходные показатели развития творческих способностей школьников
Для определения исходного уровня творческих способностей в контрольных и экспериментальных группах были проведены тестирования. Девочкам было предложено задание: составить комплекс из пяти упражнений, мальчикам - решить тактическую комбинацию. Эти задания применялись для определения того, как дети решают поставленные задачи, не имея творческого опыта, то есть на каком уровне у них развито творческое мышление. Мы полагаем, что решение этих заданий требует от учащегося наличия определенных умений, знаний и навыков, самостоятельности, активности, гибкости мышления, интуиции, воображения, а это и есть признаки творческой личности. Для проверки однородности экспериментальных и контрольных групп использовался метод выборочных долей. Результаты оказались следующими (табл.15). Анализ результатов исследований позволяет отметить, что различий между контрольными и экспериментальными группами среди девочек не обнаружено, то есть группы однородные (р 0,05). Следует отметить, что экспериментальные и контрольные группы среди мальчиков тоже оказались однородными. Об этом свидетельствуют результаты исследований (табл. 16). Из таблиц 15 и 16 видно, 4Tot t, различия в группах статистически не значимы. Анализ результатов исследований и педагогическое наблюдение позволяют отметить, что в начале эксперимента исходный уровень развития творческих способностей учащихся был одинаковый. Оказалось, что запас знаний и представлений детей о творчестве ограничен, они затрудняются самостоятельно пользоваться имеющимися навыками, не стремятся к импровизации и проявлениям элементов творчества. Следовательно, у них не формируется представление о творчестве, не активизируется деятельность, направленная на развитие творческих способностей детей. По-видимому, это говорит о недостаточной разработанности проблемы в педагогической практике, отсутствием методики формирования творческих способностей детей на уроках физической культуры. Учебные занятия, направленные на формирование творческих способностей детей, привели к изменению показателей умственного и моторного творчества. Анализ результатов исследования показал, что процесс накопления творческого опыта происходит постепенно при соблюдении соответствующих педагогических условий. Так формирование опыта репродуктивной деятельности был успешно начат экспериментальными группами как в мыслительной деятельности, так и в двигательной (табл.4). Как видно из таблицы в экспериментальных группах оценки за выполнение контрольных заданий намного выше, чем в контрольных группах. Полученные различия могут быть объяснены тем, что учащиеся экспериментальных групп на первом этапе успешно воспроизводят в практической деятельности изученные двигательные умения. Полученные результаты исследования (табл.4) показывают, что используя предложенные средства и методы у школьников на данном этапе сформировался опыт репродуктивной деятельности, что позволяет им перейти на нормативный этап. Таким образом, результаты первого этапа свидетельствуют о том, что на данном этапе необходимо усилить мотивационное обеспечение учебного процесса. Одним из условий обеспечивающих процесс формирования опыта творческой деятельности являются хорошо усвоенные знания, объем и качество освоенных упражнений, а также опыт их воспроизведения. На этапе формирования опыта нормативной творческой деятельности выявлены существенные различия в результатах тестовых задании экспериментальных и контрольных групп (табл.6). Выполнение большого объема разнообразных двигательных заданий, овладение движениями высокой координационной сложности, приобретение опыта составления двигательных композиций и комплексов, чувственно-эмоциональное переживание этой деятельности позволили учащимся значительно улучшить свои показатели, приобрести опыт умственного и моторного творчества при решении учебных задач. Работа на данном этапе была направлена на формирование мыслительного творчества, для того чтобы на фоне развития умственной деятельности формировать моторное творчество. Результаты исследования доказывают взаимосвязь умственного и физического труда. Сравнение результатов экспериментальных и контрольных групп позволило выявить, что целенаправленная работа по повышению двигательной активности учащихся с применением нетрадиционных форм обучения способствует формированию у них моторного творчества. Накопление опыта нормативной творческой деятельности является обязательным этаном формирования собственного творчества. Результаты исследований показывают, что данный опыт у учащихся был накоплен по-разному, что свидетельствует, с одной стороны, об индивидуальности данного процесса, а с другой, - об неадекватности организации учебно-воспитательного процесса.