Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах Четвергова, Анна Александровна

Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах
<
Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Четвергова, Анна Александровна. Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Четвергова Анна Александровна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т физкультуры].- Челябинск, 2013.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/576

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Теоретические предпосылки формирования готовности к творческой самореализации спортсменов в бальных танцах

1.1 Анализ состояния проблемы творческого компонента спортивной подготовки в бальных танцах 13

1.2 Особенности процесса спортивной подготовки спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах 30

1.3 Понятие готовности к творческой самореализации юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах 49

Выводы по теоретической главе исследования 69

ГЛАВА 2 Моделирование процесса формирования готовности к творческой самореализации у спортсменов в бальных танцах

2.1 Особенности педагогического диагностирования готовности юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах, к творческой самореализации 71

2.2 Модель формирования готовности спортсменов 15-16 лет к творческой самореализации в бальных танцах 95

Выводы по методической главе исследования 111

ГЛАВА 3 Экспериментальное исследование эффективности модели формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет в бальных танцах

3.1 Цель, задачи и технологическая характеристика опытно-экспериментальной работы 113

3.2 Результативность процесса формирования готовности у спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах 121

Выводы по опытно-экспериментальной главе исследования... 143

Заключение 145

Список использованных источников 149

Введение к работе

Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время ведущей ценностью является личность человека, его индивидуальность, способность творить и создавать окружающий мир. Как утверждает

В. С. Библер происходит переориентация всей системы обучения и воспитания «...от человека образованного к человеку творческому». Творчество предполагает новое видение действительности, преодоление штампов и стереотипов, готовность к отказу от привычных схем и способов работы, стандартов поведения и мышления, способность к самоизменению. Особое значение, по мнению А. Е. Лариной, приобретает проблема творческой самореализации личности, осмысления личностного опыта, построения стратегии современного будущего. Именно поэтому проблема использования человеческого потенциала является одним из факторов человеческого прогресса, развития личности и общества в целом.

Творческая самореализация личности имеет место и в спортивной деятельности. Особенно ярко это проявляется в видах спорта, связанных с воплощением художественных образов. Одним из таких видов спорта являются бальные танцы.

Креативность позволяет танцорам выглядеть ярче на сцене за счет своих нестандартных вариаций, естественность позволяет более четко раскрыть сущность преподнесения танца, уверенность в себе и самоуважение позволяют максимально комфортно чувствовать себя на площадке, целеустремленность позволяет танцору двигаться в необходимом направлении независимо от выигрыша или проигрыша на очередном соревновании и т.д. Все эти качества отличают самореализирующуюся личность. Поэтому существует необходимость в формировании готовности к творческой самореализации, так как она влечет за собой определенное повышение спортивных результатов танцоров.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема самореализации личности рассматривается в трудах отечественных и зарубежных педагогов (Е. В. Бондаревская, В. И. Загвязинский, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская), психологов (И. С. Кон, А. Маслоу, А. В. Петровский, С.Л. Рубинштейн), философов (Н. А. Бердяев,

А. Ф. Лосев) и др.

Различные аспекты становления творческих качеств личности изучали такие представители педагогической науки, как (Е. А. Локтюшина,

Т. А. Сидорчук, В. Ю. Шаронин, М. Н. Юрьева и др.)

В трудах современных ученых достаточно широко представлены различные взгляды на понятие готовности человека к той или иной деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Е. П. Ильин, М. И. Лукьянова,

А. В. Петровский и др.), а также на пути ее формирования и развития

(Е. А. Гудков, О. Г. Проничкина, С. Н. Усова и др.).

Существует большой пласт научных работ, посвященных общим проблемам теории и методики спортивной тренировки ( Л. М. Куликов,

Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов и др.) и особенностям спортивной подготовки вбальных танцах (И. А. Зуева, А. А. Коваленко, В. М. Плотвинов,

Н. Ф. Сингина и др.).

Проведенный анализ научных исследований, посвященных различным аспектам готовности к самореализации, свидетельствует об актуальности проблемы и необходимости дальнейшего исследования в этой области, поскольку процесс формирования готовности к творческой самореализации танцоров до настоящего времени остается недостаточно изученным.

Таким образом, в теории и практики решения проблемы можно констатировать наличие противоречий, между:

а) практической потребностью в повышении готовности спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах, к творческой самореализации и недостаточной разработанностью методики формирования данного свойства;

б) имеющимися в психолого-педагогической теории исследованиями в области самореализации личности и недостаточностью прикладных разработок по проблеме творческой самореализации в артистических видах спорта.

Существующие противоречия определяют актуальность исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические предпосылки эффективного формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах.

Цель исследования: спроектировать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в бальных танцах.

Предмет исследования: модель формирования готовности к творческой самореализации юных танцоров в учебно-тренировочном процессе.

В соответствии с целью и предметом исследования сформулирована следующая гипотеза. Процесс формирования готовности к творческой самореализации юных спортсменов в бальных танцах будет эффективным, если он осуществляется в соответствии с моделью, предполагающей:

– учет возрастных особенностей проявления творческой самореализации;

– педагогическое содействие формированию мотивации личности спортсменов к творческой самореализации;

– создание проблемно-творческих ситуаций, стимулирующих проявление творческой самореализации спортсменов.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач.

1 На основе анализа теоретических аспектов учебно-тренировочного процесса, раскрыть сущность творческой самореализации, особенности ее проявления в подростковом возрасте.

2 Определить специфические характеристики свойств личности, обеспечивающих готовность к творческой самореализации спортсменов.

3 Выявить педагогические предпосылки эффективного формирования готовности к творческой самореализации спортсменов.

4 Апробировать в учебно-тренировочном процессе выявленные педагогические новации, способствующие формированию готовности к творческой самореализации спортсменов.

Методологическими основами исследования выступают:

общенаучные предпосылки применения системного подхода в педагогических исследованиях (В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько,

И. Б. Блауберг, Г. Н. Сериков, А. В. Усова, Э. Г. Юдин, и др.);

– индивидуально-ориентированный подход в педагогике и его реализация в теории и методике физической культуры (Л. И. Анциферова,

А. А. Кирсанов, В.С. Мерлин, О. А. Сиротин, В.А. Ядов и др.);

фундаментальные исследования в области хореографического искусства (Н. И. Бочкарева, И. С. Воронина, И. А. Зуева, Н. П. Ивановский,

Т. С. Лисицкая и др.).

Экспериментальной базой исследования на различных этапах стали: ДК ОАО «ЧМК» студия бального танца «Гала-Денс»; детско-юношеская студия бального танца «Танцевальный путь»; Танцевально-спортивный клуб «11-й лицей».

Поставленные цель и задачи, выдвинутая гипотеза и теоретико-методические основы позволили определить содержание этапов и методы теоретико-экспериментального исследования.

На первом, поисково-теоретическом этапе (2009-2010 гг.), изучалась научно-методическая литература по проблемам формирования готовности к творческой самореализации танцоров; анализировалась литература по особенностям тренировочного процесса, опыт работы танцевальных школ в этой области; осуществлялся анализ программ профессиональной подготовки специалистов в области хореографического искусства. Была определена общая структура исследования. На данном этапе нами использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников; педагогические наблюдения.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (2010-2011 гг.), проводилась систематизация и обобщение теоретического материала, формулировалась гипотеза, определялись цели и задачи опытно-поисковой работы; отрабатывались содержание и структура методик, проводился констатирующий эксперимент. После констатирующего эксперимента контрольная группа продолжила тренировки в обычном режиме а в занятия экспериментальной группы мы внедрили авторскую модель формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах в рамках формирующего эксперимента. В течение года пары тренировались согласно спроектированной модели, направленной на развитие их готовности к творческой самореализации. Кроме привычной схемы занятий в тренировочный процесс включались занятия актерским мастерством, специальные занятия со стилистом, психологом. Активно в эксперименте участвовал и тренер создающий на тренировках проблемно-творческие ситуации, которые также способствовали повышению уровня готовности спортсменов к творческой самореализации. Данный этап сопровождался следующими методами исследования: тестирование; анализ соревновательной деятельности; педагогический эксперимент.

На третьем, контрольно-обобщающем этапе (2011-2013 гг.), подводились итоги эксперимента; обрабатывались, анализировались и интерпретировались результаты исследования; формулировались выводы по проведенному исследованию; оформлялся окончательный вариант текста диссертации; разрабатывались методические рекомендации по внедрению полученных теоретических результатов в практику танцевальных видов спорта. В качестве основных методов, применяемых на этом этапе были методы научного синтеза, обобщения, математической статистики.

1 Уточнено понятие готовности к творческой самореализации юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах, которое трактуется нами с позиции профессионально значимых качеств личности, способствующих максимальному раскрытию задатков, способностей, черт характера и темперамента, а также творческого потенциала танцоров. При этом наличие у них комплекса данных качеств мы рассматриваем как необходимое условие повышения уровня спортивных результатов.

2 Выявлены и обоснованы специфические признаки готовности юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах, к творческой самореализации по когнитивному, деятельностному и креативному компонентам. В когнитивном аспекте соответствующая готовность проявляется через такие признаки, как стиль пары и выразительность, в деятельностном аспекте – через образ пары и воображение, в креативном аспекте – через импровизацию в процессе выступления.

3 Спроектирована модель формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет в бальных танцах, определяющая целевые ориентиры, программно-методическое обеспечение и диагностическую базу становления соответствующей готовности юных танцоров, в которой на основе учета возрастных особенностей ее проявления, реализуется педагогическое содействие формированию мотивации личности спортсменов к творческой самореализации с использованием специально подобранных проблемно-творческих ситуаций.

1 Уточненные в исследовании понятие и структура готовности к творческой самореализации юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах, раскрывают научный потенциал творческой составляющей в развитии теории спортивной тренировки в танцевальных видах спорта.

2 Обоснованные в работе специфические признаки готовности юных танцоров к творческой самореализации дополняют существующие в педагогике исследования по проблеме готовности личности к различным видам деятельности.

3 Спроектированная в диссертации модель формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет в бальных танцах создает научно-теоретическую основу для повышения результативности учебно-тренировочного процесса юных танцоров.

1 Разработан критериально-диагностический аппарат для выявления уровня готовности юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах, к творческой самореализации.

2 Составлены методические рекомендации для тренеров-преподавателей по развитию творческого потенциала юных танцоров в целях повышения их спортивных результатов.

3 Проведена опытно-экспериментальная работа по формированию готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах, результаты которой показали достижение положительного эффекта от внедрения авторской модели в учебно-тренировочный процесс.

4 Рекомендации и выводы исследования могут быть использованы в работе ДЮСШ по бальным танцам, в образовательных учреждениях профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов в области теории и методики спортивных танцев и хореографического искусства, а также в системе повышения квалификации и профессиональной подготовки тренерских кадров по данному виду спорта.

Особенности процесса спортивной подготовки спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах

1 Готовность к творческой самореализации юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах, мы рассматриваем как наличие комплекса профессионально-значимых качеств личности, необходимых для наиболее полного раскрытия задатков, способностей, черт характера и темперамента, творческого потенциала в спортивной деятельности с целью достижения наивысшего спортивного результата.

2 Готовность юных танцоров к творческой самореализации рассматривается в когнитивном, деятельностном и креативном аспектах. При этом специфическими признаками соответствующей готовности выступают: стиль пары, предлагающий достаточный уровень развития художественного вкуса; выразительность, рассматриваемая как способность к передаче эмоциональных характеристик танца; образ пары, выражающийся в создании индивидуального танцевального имиджа партнеров; воображение, предполагающее способность передать посредствам танца некое смысловое содержание, сохраняя при этом максимальную естественность; импровизация, заключающаяся в сохранении высокого уровня исполнения при возникновении нестандартных ситуаций и незапланированных изменениях программы, ситуации на паркете, травмировании и т.п.

3 Процесс формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет в бальных танцах целесообразно осуществлять на основании модели, в которой на основе учета возрастных особенностей ее проявления, реализуется педагогическое содействие формированию мотивации личности спортсменов к творческой самореализации с использованием специально подобранных проблемно-творческих ситуаций. Для эффективного формирования соответствующей готовности в структуре модели необходимо предусмотреть: целевой блок, определяющий социальный заказ, цели и задачи; содержательно-организационный блок, включающий формы, методы, средства и педагогические условия, обеспечивающие готовность танцоров к творческой самореализации; результативный блок, содержащий в себе характеристики структурных компонентов, показателей и уровней готовности танцоров к творческой самореализации, а также проектируемого результата.

Личный вклад автора состоит в: осуществлении научно-теоретического анализа исследуемой проблемы и выявлении особенностей учебно-тренировочного процесса по формированию готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах; разработке методических рекомендаций по осуществлению тренировочного процесса танцоров с применением творческого компонента; организации и проведении опытно-экспериментальной работы по формированию готовности танцоров к творческой самореализации; интерпретации полученных данных, обобщении результатов исследования, их внедрении в практику работы специализированных детско-юношеских танцевально-спортивных школ.

Достоверность положений и выводов исследования обеспечили: анализ современных достижений общей педагогики, психологии, теории физической культуры; комплексная методика исследования; воспроизводимость результатов исследования; подтверждение гипотезы исследования конкретными теоретическими и практическими результатами творческой подготовленности юных танцоров; репрезентативность объёма экспериментальной выборки, а также количественный и качественный анализ данных, их статистическая значимость. Апробация и внедрение результатов исследования:

Результаты исследования доложены на ежегодных научно-методических и практических конференциях, а также на семинарах Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» (2009-2012 г.), на Всероссийском форуме «Молодые ученые - 2011». Основные результаты исследования представлены на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» (Томск, 2012 г.); на Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов «Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма» (Омск, 2011 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные подходы и современные технологии в профессиональном обучении в вузах физической культуры и подготовке студентов к участию в российских и международных соревнованиях» (Казань, 2011 г.) и Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития студенческого спорта в Российской Федерации» (Челябинск, 2011 г.); на международной научно-практической конференции «Система менеджмента качества в вузе физической культуры: здоровье, образованность, конкурентоспособность» (Челябинск, 2012 г.).

Результаты исследования внедрены в практику работы тренеров-преподавателей детско-юношеских студий бального танца города Челябинска, что подтверждается актами внедрения. Автором опубликовано 16 работ по теме диссертационного исследования.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Текст содержит 13 таблиц, 9 рисунков и 3 акта внедрения, отражающие основные положения и результаты исследования.

Понятие готовности к творческой самореализации юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах

Учебно-тренировочный этап 5-го года обучения и этап спортивного совершенствования 1-го года обучения являются основными в определении перспективности юных танцоров. На этих этапах происходит освоение и совершенствование техники исполнения основных шагов, фигур, поддержек, линий, вращений, актерского мастерства.

Основными задачами в данный период являются: - обучение технике соревновательной хореографии; - дальнейшее повышение уровней общей и специальной физической подготовленности; - совершенствование специальных физических качеств; -совершенствование тонкой координации движений, мышечных ощущений, восприятия пространства и времени; - обеспечение собственной творческой манеры исполнения элементов и вариаций в целом с учетом индивидуальных особенностей спортсменов; - подготовка к конкурсным и концертным выступлениям.

Занимаясь в данных группах, танцоры должны научиться выполнять конкурсные вариации по латинской и европейской программам. За счёт постепенного увеличения количества выступлений накапливается соревновательный опыт. Увеличивается число и продолжительность учебно-тренировочных занятий, изменяется соотношение всех видов подготовки. Увеличивается объем специальной физической подготовки, а объём общей физической подготовки снижается. Особое внимание уделяется спортивно-технической подготовке. Большое внимание следует уделять использованию средств восстановления и оздоровления.

Особое значение на этом этапе приобретает хореографическая подготовка, цель которой - развивать творческие способности танцоров, дающие им возможность воплощать на паркете характер танца с помощью специальных движений, пластики и мимики. В специальную подготовку необходимо включать занятия, направленные на формирование творческой самореализации, тогда уровень специальной подготовки будет более разнообразен и интересен спортсменам, что в итоге повлечет за собой непременное повышение результатов. Ведь смена деятельности, направленная на творческий рост, должна благоприятно влиять на уровень танцоров, так как роль творчества в данном виде спорта необычайно высока.

Особое внимание в учебно-тренировочном процессе следует уделять подготовке к соревнованиям и успешному участию в них.

Специализированную направленность приобретают тренировки, в которых используется весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки с целью достижения наивысших результатов в соревнованиях. Тренировочный процесс должен максимально индивидуализироваться и строиться с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсменов. Особое внимание при совершенствовании технической подготовленности также уделяется индивидуализации и повышению надежности реализации техники танца в экстремальных условиях, приближенных к соревновательным.

Особое значение на этом этапе уделяется развитию координационных способностей. Они способствуют быстрому и активному освоению двигательных навыков, спортивной техники, музыкально-эстетических и других способностей. Тем самым они дают возможность успешно выступать в спортивных соревнованиях различного ранга.

Высокий уровень координационных способностей позволяет танцорам быстро обучаться новым хореографическим связкам со сложной ритмической окраской, точно оценивать пространственные, временные, динамические возможности своих движений, ориентироваться во времени и пространстве, предугадывать изменения двигательных действий, умение исполнять движения с резким изменением скорости, выразительно, в унисон с музыкальным сопровождением. Определенное внимание уделяется эмоциональной и артистической возможности исполнения характеров танцевальных программ. Учебно-тренировочный этап 5 года обучения характеризуют следующие виды подготовки: спортивные игры: баскетбол, волейбол, теннис; баскетбол по всему полю для развития выносливости; баскетбол 2x2 и 3x3 в одно кольцо для развития координации, прыгучести, ловкости; футбол; - бег: с высоким подниманием бедра, забрасыванием голени назад; на короткие дистанции; бег с ускорением по сигналу, прыжки в высоту, в длину с разбега, тройной прыжок с места;

Специальная физическая подготовка - упражнения для развития прыгучести: прыжки через планку с прямого разбега, со сгибанием в полете толчковой ноги, принятием в воздухе положения «пистолетик» с приземлением на толчковую ногу. С места - с резким отталкиванием двумя ногами и одной ногой; выпрыгивание из положения «пистолетик»; прыжки с отягощением (утяжеленный пояс); прыжки с поворотами вправо и влево на 90, 180, 360, 540 градусов; - упражнения для развития гибкости: маховые движения вперед, в сторону, назад, ходьба с широкими выпадами, выпады вперед, назад, в сторону, с пружинистыми покачиваниями, подскоки в положении выпада, прыжки вверх с переменой ноги в воздухе;

Модель формирования готовности спортсменов 15-16 лет к творческой самореализации в бальных танцах

И последний, один из самых важных показателей, — это «импровизация». Импровизация - это наиболее полное использование возможностей в ситуации, здесь и сейчас, в противовес использованию заранее заготовленным движенческим или другим стереотипам. Это полное осознание происходящего в момент импровизации, а также ответственность за происходящее на сцене. Танцевальная импровизация, по А. Е. Гиршон, -это, прежде всего, спонтанность творческого самовыражения. Импровизация движений - это прорыв к свободе движений, это выход за рамки надуманных заранее движений [29].

Каждая пара должна уметь импровизировать, потому что на соревнованиях очень часто имеют место различные сбивающие факторы, при которых пары теряются на площадке. Одна из самых распространенных ситуаций - это когда пары во время танца сталкиваются друг с другом и теряются в пространстве. Те пары, которые хорошо владеют навыками импровизации, очень легко выходят из таких ситуаций. Также частым явлением на соревнованиях бывает забывание парой выученной вариации. Пара может переволноваться, и тогда ей приходится импровизировать под музыку. В такой ситуации очень важно, чтобы партнеры чувствовали друг друга. Еще могут иметь место различные заминки с музыкой или проблемы, связанные с тем, что у кого-нибудь из танцоров случится неполадка с костюмом, а также различные другие сбивающие факторы. Поэтому к таким ситуациям танцорам нужно быть всегда готовым.

Для того чтобы оценить, умеет ли пара импровизировать или нет, мы предлагаем ей придумать «на ходу» танец под любую звучащую музыку, т.е. сымпровизировать, и станцевать известную композицию под две разные по характеру, темпу и ритму музыки. Так же, как и все предыдущие показатели, импровизация оценивается по трехбалльной шкале: 36 - если пара чувствует друг друга, танец получается слитный, законченный, пара танцует так, как будто эта композиция им давно известна. А когда пара танцует известную композицию, то ей легко удается передать характер звучащей мелодии и почувствовать ее темп и ритм. 26 - в танце пара сбивается, теряется, но быстро исправляется и вливается в танец дальше, пытаясь заполнить музыку различными движениями, из которых получается целая вариация. 16 - пара полностью теряется на площадке, сбрасывает начатое движение, долго не может сориентироваться, не слышит музыку. Таким образом, нами были разработаны шкалы диагностирования готовности танцоров к творческой самореализации, которые оцениваются, естественно, с помощью определенных средств. В нашем исследовании для этого используются средства экспертной оценки, наблюдения, тестирования, анкетирования. Теоретические основы экспертной оценки в педагогическом процессе, классификация видов экспертиз, применяемых на всех уровнях российской образовательной системы, само определение понятия педагогической экспертизы изложены профессором В. С. Черепановым [154].

Классический подход к данной проблеме предполагает осуществление экспертной оценки в виде процедуры, состоящей из нескольких этапов: 1-й этап - определение предмета педагогической экспертизы; 2-й этап - отбор экспертов; 3-й этап - осуществление экспертной оценки педагогического объекта; 4-й этап - качественная или количественная оценка суждений, формальная обработка результатов индивидуальных мнений с помощью математической статистики и представление отчета в виде рекомендаций, графиков, таблиц.

Педагогической экспертизой называется совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения (или оценки) о педагогическом объекте (явлении или процессе). На каждом из этапов педагогической экспертизы может быть применен один из экспертных методов или их комбинация. Например, на этапе отбора экспертов могут применяться следующие методы отбора экспертов: -метод взаимных рекомендаций. Среди кандидатов в эксперты распространяется анкета со сведениями о них: место работы, должность, ученая степень или звание, количество публикаций по данной тематике, число привлечений к экспертной работе данного специалиста;

- метод самооценки. Распространяется анкета со следующими показателями: знание учебного плана, знание рабочей программы, учебного материала, методики его изложения, степень знакомства с другими дисциплинами, умение организовывать внеклассную работу по предмету и т.п.; -метод аргументированности. Распространяется анкета со следующими показателями: опыт работы в школе (вузе, НИИ), наличие собственных научных или методических работ по проблеме, регулярность знакомства с периодической и монографической литературой, опыт участия в экспертизе и т.п.; -метод анкетных данных. Распространяется анкета со следующими показателями: стаж работы кандидата в эксперты, количество его научных публикаций, ученая степень и т.п. [154, с. 43]. Далее, на этапе осуществления экспертной оценки педагогического объекта, могут применяться методы отбора базовых понятий, умений, навыков с использованием экспертных методов.

Например, организаторы экспертного исследования предлагают группе ведущих экспертов ответить на поставленные вопросы с использованием разновидности научно-методического инструментария (бланки, анкеты, опросники).

Результативность процесса формирования готовности у спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах

Из этой таблицы видно, что значительный прирост по всем показателям имеет экспериментальная группа (р 0,05). В контрольной группе также виден прирост, но незначительный и только по двум показателям: «Воображение» (М=0,20) и «Импровизация» (М=0,20) (р 0,05), по всем остальным показателям контрольная группа получила статистически недостоверные сдвиги результатов (р 0,05). Так, в экспериментальной группе танцоры выше всего продемонстрировали сформированность показателя «Стиль пары» (М=0,99). Наименее выражен был показатель «Выразительность» (М=0,80), однако его значение находится на достаточно высоком уровне по сравнению с контрольной группой. На основе анализа полученных данных можно констатировать, что экспериментальная группа, занимающаяся по методике, разработанной нами в соответствии с моделью формирования готовности к творческой самореализации юных танцоров, значительно увеличила свои результаты по сравнению с контрольной группой, которая занималась по общепринятой методике. Следовательно, спортсмены, входящие в экспериментальную группу, к моменту окончания исследования достигли максимального уровня готовности к творческой самореализации. Это, в свою очередь, повлекло за собой непременное повышение спортивных результатов танцоров, что обусловливается данными корреляционного анализа, приведенного ранее.

Более наглядно динамику изменений показателей готовности к творческой самореализации юных танцоров, специализирующихся в бальных танцах, можно представить в виде диаграммы (рисунок 5).

Так как в экспериментальном исследовании принимали участия две возрастные категории («Юниоры 2» и «Молодежь»), целесообразно показать значения показателей по каждой категории в отдельности. Поэтому в таблицах 10 и 11 мы приводим показатели готовности танцоров к творческой самореализации спортсменов контрольной и экспериментальной групп за время эксперимента в обеих категориях. В категории «Юниоры 2» до эксперимента различия по всем показателям являются недостоверными (р 0,05), а различия показателей готовности к творческой самореализации танцоров после эксперимента являются статистически значимыми (р 0,05). В категории «Молодежь» до эксперимента не все различия являются недостоверными. Так, показатели «Воображение» и «Импровизация» имеют статистически значимые различия. Это может говорить о том, что молодежь уже на достаточно высоком уровне готова демонстрировать данные показатели. Такие значения можно объяснить тем, что спортсмены, участвовавшие в категории «Молодежь», более опытные и технические характеристики у них выше, чем у «Юниоров 2», поэтому и творческие способности у них могут несколько лучше проявляться. После же эксперимента различия по всем показателям в этой группе являются достоверными (р 0,05).

Показатели готовности танцоров контрольной и экспериментальной групп к творческой амореализации за время эксперимента в категории «Юниоры 2». Показатели КонтрольнаягруппаМ±т Экспериментальная группаМ±т Р Контрольная группа М±т Экспериментальная группаМ±т Р до эксперимента после эксперимента «Образ пары» 1,43±0,06 1,27±0,04 0,05 1,35±0,05 2Показатели готовности танцоров контрольной и экспериментальной групп к творческой самореализации за время эксперимента в категории «Молодежь». Показатели КонтрольнаягруппаМ±т Экспериментальная группаМ±т Р КонтрольнаягруппаМ±т Экспериментальная группаМ±т Р до эксперимента после эксперимента «Образ пары» 1,28±0,04 1,40±0,04 0,05 1,40±0,05 2,23±0,05 0,05 изация» 1,25+0,05 1,44±0,06 0,05 1,52±0,06 2,31 ±0,05 0,05

В таблицах 12 и 13 представлена динамика сформированности готовности танцоров к творческой самореализации опытных групп в процессе эксперимента в категории «Молодежь» и «Юниоры 2».

В категории «Юниоры 2» в экспериментальной группе очень существенно повысились результаты по всем показателям. В особенности вырос уровень «Образа пары» (М=0,88) и «Стиля пары» (М=0,91). Все остальные показатели находятся также на достаточно высоком уровне. В таблице 12 хорошо прослеживается разница результатов контрольной и экспериментальной групп, различия в которых являются достоверными (р 0,05). В контрольной группе также заметна положительная динамика по некоторым показателям, но, в свою очередь, имеется и отрицательная динамика в показателе «Образ пары», что обусловлено отсутствием в тренировочном процессе работы, направленной на развитие творческих качеств спортсменов, которые связаны с приобретением определенного образа и имиджа танцоров.

Более наглядно динамику изменений показателей готовности к творческой самореализации юных танцоров, специализирующихся в бальных танцах в категории «Юниоры 2», можно представить в виде диаграммы (рисунок 6).

Из таблицы 13 видна динамика со значительным приростом у экспериментальной группы, занимающейся в соответствии с разработанной нами моделью формирования готовности танцоров к творческой самореализации в категории «Молодежь». Здесь самый высокий уровень продемонстрировали пары в показателях «Стиль пары» (М=1,06) и «Воображение» (М=0,90), три других показателя также имеют высокие значения и все являются достоверными (р 0,05). Контрольная группа за время эксперимента тоже повысила результаты, но незначительно и не по всем показателям. Также в таблице 13 продемонстрированы различия между контрольной и экспериментальной группами, которые являются статистически достоверными (р 0,05). Так, при сравнении двух категорий видно, что самое высокое значение в «Юниорах 2» имеет показатель «Стиль пары» (М=0,91). В категории «Молодежь» тоже в максимальной степени готовность к творческой самореалиции проявляется в показателе «Стиль пары» (М=1,06). Получение таких данных свидетельствует о том, что уроки со стилистом (педагогом по стилю и имиджу) в процессе учебно-тренировочного года проходили на достаточно высоком уровне и были абсолютной новацией для спортсменов, специализирующихся в бальных танцах. Доказательством тому служат представленные выше результаты. Кроме того, и другие показатели оказались развитыми в весьма значительной степени. Так, самое минимальное значение имеет показатель «Воображение» (М=0,77) у юниоров и «Выразительность» (М=0,75) у молодежи. Остальные показатели в каждой категории находятся примерно на одном, достаточно высоком, уровне.

Похожие диссертации на Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах