Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами Борисенкова Екатерина Сергеевна

Формирование эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами
<
Формирование эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами Формирование эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами Формирование эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами Формирование эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами Формирование эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Борисенкова Екатерина Сергеевна. Формирование эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Борисенкова Екатерина Сергеевна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т физкультуры].- Челябинск, 2009.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/259

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Проблема формирования эстетических способностей младших школьников в теории и методике физического воспитания

1.1 Состояние проблемы исследования эстетических способностей детей младшего школьного возраста в педагогической теории и практике 16

1.2 Модель формирования эстетических способностей детей младшего школьного возраста в процессе занятий спортивными танцами . 37

Выводы по теоретической главе исследования 60

Глава 2 Методика формирования эстетических способностей детей 8-10 лет в процессе занятий спортивными танцами

2.1 Цель, задачи, методы и принципы организации опытно-экспериментального исследования 62

2.2 Методика формирования эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста 83

Выводы по методической главе исследования 100

Глава 3 Апробация методики в опытно-экспериментальном исследовании

3.1 Критерии и показатели формирования эстетических способностей юных танцоров в процессе занятий спортивными танцами 102

3.2 Анализ, оценка и обсуждение результатов опытно экспериментальной работы 120

Выводы по опытно-экспериментальной главе исследования 130

Заключение 133

Список использованных источников 138

Приложения 156

Введение к работе

Актуальность проблемы и темы исследования. Современные условия жизни оказывают существенное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Процессы, происходящие в политической, экономической сферах, а также отношение к культурному наследию социума способствуют преобразованию системы образования школьников. Важное место среди реформ занимают проблемы организации внеурочного обучения подрастающего поколения. Возникает потребность общества в функционировании таких учреждений и организаций дополнительного образования, которые бы, с одной стороны, развивали нравственную, физическую, духовную, интеллектуальную, психологическую природу ребёнка, а с другой, удовлетворяли бы запрос общества в здоровом подрастающем поколении.

Вовлечённость учащихся в разные формы внеурочной деятельности обусловливается их первичными потребностями, непосредственными интересами. К ним, в первую очередь, следует отнести удовлетворение физиологических потребностей в двигательной активности, потребность в общении и познании. Организация занятий спортивными танцами, как разновидностью физического воспитания детей в системе дополнительного образования, призвана обеспечить удовлетворение данных потребностей, решая при этом задачи сохранения и укрепления здоровья занимающихся, приобщения их к культурным ценностям.

Решение практических задач создания личности с широкими эстетическими запросами, высоким уровнем общей культуры и потребностью в активной творческой деятельности - это веление времени в изменяющихся социальных условиях, которые требуют поиска новых подходов к гармоническому развитию личности, формированию эстетических способностей как показателю уровня развития этой личности (О.А. Кривцун). В связи с этим, вопросы формирования эстетических способностей детей следует отнести к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Основы формирования эстетических способностей личности закладываются с раннего возраста, поскольку необходимо создать фундамент для дальнейшего совершенствования этого процесса. Эстетика представляет предметно-чувственное воплощение тех сторон объективных общественных отношений, которые способствуют гармоничному развитию индивида, его свободной творческой деятельности, направленной на созидание прекрасного, на свершение возвышенного и героического, на борьбу с безобразным и низменным (А.А. Беляев). Она включает в себя также субъективную сторону - наслаждение человека свободным проявлением своих созидательных способностей и сил, а также красотой продуктов творческой деятельности людей во всех областях общественной и личной жизни, в том числе и спортивной сферы.

Современные спортивные танцы требуют от исполнителей не только технической подготовленности, но и художественного оформления танцевальных композиций. Поэтому формирование эстетических способностей детей 8-Ю летнего возраста, занимающихся спортивными танцами, представляется как компонент общей культуры личности и как условие, необходимое для успешного овладения техникой двигательных действий в спортивных танцах.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Попытки описания истории становления эстетической мысли как неотъемлемой части развития представлений человечества о прекрасном предприняты в работах учёных: И.Б. Астахова, М.Н. Афасижева, А.И. Бурова, Г.П. Выжлецова, М.С. Каган, М. Лифшица, М.Ф. Овсянникова, В. Татаркевича и др.

Изучению эстетических категорий посвящены работы А.А. Беляева, Ю. Боре-ва, Л.С. Выготского, Е.С. Громова, О.А. Кривцуна, Т.П. Лясковской, А.А. Мелик-Пашаева, А.С. Миргунова, А.А. Радугина и др.

Тенденция к усилению эстетического содержания жизни - характерная особенность современного социума, нашедшая своё отражение в различных сферах жизнедеятельности человека. В настоящее время чётко прослеживаемая тенденция к изучению роли эстетического фактора в спорте, ведёт к повышению значимости артистизма, выразительности движений и др. Уделяется достаточно внимания проблеме определения качества эстетического содержания спортивных упражнений. Это отражено в работах И.Е. Ересько, Э.А. Здановской, О.Р. Кабировой, В.В. Кузина, Л.Д. Назаренко, Н.В. Протасовой, М.Я. Сараф, Ю.И. Смирнова, В.И. Столярова, Н.Н. Чеснокова и ряда других учёных.

Идеи формирования эстетических способностей детей изучены И.Е. Домогацкой, Т.С. Лисицкой, Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой и др.

Данные подходы к научной разработанности проблемы формирования эстетических способностей детей стали теоретической базой нашего изыскания. Однако, анализ публикаций, изучение опыта работы танцевально-спортивных коллективов в системе дополнительного образования детей, опыт педагогической деятельности позволяют констатировать, что проблема формирования эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста именно в процессе занятий спортивными танцами, столь актуальная сегодня, не получила ещё должного изучения.

Таким образом, в педагогической теории и практике возникает необходимость в разрешении противоречий между:

а) запросом общества на повышение уровня культуры личности, формирова
ние её широких эстетических способностей и недостаточной разработанностью пе
дагогических аспектов использования средств повышения уровня культуры лично
сти, развивающих её эстетический потенциал;

б) всё возрастающими потребностями педагогических кадров в знаниях о ме
тодике формирования эстетических способностей детей младшего школьного воз
раста в условиях занятий спортивными танцами и недостаточными научно-
методическими разработками, обеспечивающими данный процесс.

С учётом выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования эстетических способностей детей в процессе занятий спортивными танцами.

Недостаточная разработанность проблемы, её теоретическая и практическая значимость, определили тему исследования: «Формирование эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами».

Диссертационная работа выполнена в соответствии Координационного плана научно-исследовательских работ Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ на 2009-2010 гг., направление № 00350.80.02 «Формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека», тема № 1/4.02.09 «Управление

5 двигательной деятельностью человека» и согласуется с Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта на 2006-2015 годы», одобренной Правительством России.

Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования эстетических способностей детей 8-Ю летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами.

Объект исследования: танцевально-двигательная подготовка детей младшего школьного возраста в условиях занятий спортивными танцами.

Предмет исследования: педагогические условия формирования эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами.

Гипотеза исследования. Формирование эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами будет более эффективным, если:

а) учитывается возрастно-половая динамика показателей специально-
двигательной подготовленности детей в процессе занятий спортивными танцами;

б) используется познавательно-развивающая методика занятий спортивными
танцами, включающая игровой, рефлексивно-двигательный, идеомоторный и му
зыкально-ритмический методы;

в) внедрены современные педагогические технологии обучения в танцеваль
но-двигательную подготовку детей, способствующие их гармоничному развитию и
обеспечивающие значимый социальный эффект.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования.

  1. Выявить степень разработанности проблемы формирования эстетических способностей детей 8-Ю летнего возраста в педагогической теории и практике.

  2. Разработать и реализовать модель, обеспечивающую эффективное формирование эстетических способностей детей младшего школьного возраста в процессе занятий спортивными танцами.

  3. Экспериментально апробировать эффективность разработанных педагогических условий формирования эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами.

  4. Разработать методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и тренеров танцевально-спортивных коллективов по формированию эстетических способностей детей младшего школьного возраста.

Методологической основой исследования явились:

- философские учения об основах эстетики Аристотеля, Г.Г. Гадамера,
И. Канта, Платона, Сократа;

теоретические подходы к решению педагогических проблем - теория системного подхода (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, А.В. Усова) и дея-тельностного подхода (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эль-конин);

научные работы в области проектирования образования В.А. Беликова; теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов); технология поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);

теоретические идеи П.Ф. Лесгафта о двигательной активности детей и подростков; физиологические основы двигательной активности детей (P.M. Городничев, А.А. Гужаловский, Н.А. Фомин); психолого-педагогические аспекты координационно-двигательной активности детей младшего школьного возраста (В.К. Бальсе-вич, В.И. Лях); разработки в области основ физического воспитания (B.C. Кузнецов, В.Б. Коренберг, Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов и др.);

научные взгляды Б. Лоу, М.Я. Сараф, Ю.И. Смирнова, В.И. Столярова и др. об эстетических аспектах спортивно-технического мастерства в сложнокоордина-ционных видах спорта.

Экспериментальная база, этапы и методика исследования. Данное исследование проводилось с 2006 по 2009 годы на базе кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры. Основная опытная работа осуществлялась на базе муниципальных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ № 4, № 5, № 22 г. Челябинска в системе дополнительного образования.

В опытно-экспериментальной работе принимали участие дети 8-Ю летнего возраста, занимающиеся спортивными танцами. Всего на разных этапах исследования было задействовано 98 юных танцоров, а также 13 тренеров-педагогов и два хореографа. В экспериментальные группы входило 62 ребёнка, контрольная группа состояла из 36 человек.

Теоретико-методические основы, цель, задачи и гипотеза исследования определили содержание и методы изыскания, которое проведено нами в три этапа (таблица 1).

Таблица 1 - Этапы, содержание и методы исследования

7 Продолжение таблицы 1

Научная новизна исследования

1. Выявлена возрастно-половая динамика показателей специально-
двигательной подготовленности детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий
спортивными танцами.

  1. Определены и апробированы педагогические условия эффективного формирования эстетических способностей детей 8-Ю летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами.

  2. Разработана методика формирования эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами, включающая игровой, рефлексивно-двигательный, идеомоторный, музыкально-ритмический методы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют и конкретизируют современные представления о процессе формирования эстетических способностей детей 8-10 лет в условиях занятий спортивными танцами. В системе организации занятий детей 8-10 летнего возраста, разработанная модель представлена как средство формирования эстетических способностей младших школьников в процессе занятий спортивными танцами. Выявленные педагогические условия формирования эстетических способностей танцоров младше-

го школьного возраста, являются основой для дальнейшего поиска доступных способов обучения детей на занятиях спортивными танцами.

Практическая значимость исследования. В работе системно представлены различные аспекты формирования эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами, в частности, рассмотрены возможности дополнительного образования, внеурочного (внеклассного) обучения, культурно-досугового обучения детей спортивным танцам на паркете. Практическое значение имеет содержание методики формирования эстетических способностей детей 8-Ю летнего возраста, критерии и показатели сформированное эстетических способностей юных танцоров в процессе занятий спортивными танцами. Результаты исследования могут быть использованы в танцевально-двигательной подготовке детей 8-10 летнего возраста коллективов, кружков дополнительного образования по спортивным танцам, а также в качестве основы для совершенствования профессиональной подготовки и повышения уровня профессионализма педагогов, работающих в танцевально-спортивном направлении.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Возрастно-половая динамика показателей специально-двигательной подготовленности детей 8-Ю летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами является основой формирования эстетических способностей детей младшего школьного возраста в процессе занятий спортивными танцами.

  2. Эффективному формированию эстетических способностей детей 8-Ю летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами способствует реализация следующих педагогических условий: учёт возрастно-половой динамики показателей специально-двигательной подготовленности детей; использование познавательно-развивающей методики занятий спортивными танцами, включающей игровой, рефлексивно-двигательный, идеомоторный и музыкально-ритмический методы; внедрение современных педагогических технологий обучения в танцевально-двигательную подготовку детей, способствующих их гармоничному развитию и обеспечивающих значимый социальный эффект.

  3. Программно-методическое содержание процесса формирования эстетических способностей детей 8-Ю летнего возраста включает: систему образовательной, просветительско-воспитательной, физкультурно-оздоровительной работы; здоровьесберегающий режим образовательного учреждения, ориентированный на гармоничное развитие когнитивного, мотивационно-потребностного, эстетического и поведенческого компонентов занимающихся спортивными танцами.

Личный вклад автора состоит в: осуществлении научно-теоретического анализа исследуемой проблемы и выявлении особенностей процесса формирования эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами; организации и проведении опытно-экспериментальной работы по апробации методики формирования эстетических способностей детей; интерпретации полученных данных, обобщении результатов исследования, их внедрении в практику работы образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность научных результатов обусловлены представительной базой литературных источников, включающей в себя как философские, психолого-педагогические, так и государственно-правовые документы; методологической основой исходных параметров исследования проблемы формирова-

9 ния эстетических способностей детей 8-Ю летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных целям и задачам; подтверждением гипотезы исследования конкретными теоретическими и практическими результатами танцевально-двигательной подготовленности детей; воспроизводимостью результатов изыскания и репрезентативностью объёма экспериментальной выборки, а также количественным и качественным анализом данных, их статистической значимостью.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты проведённого изыскания докладывались и обсуждались на: региональных научно-методических конференциях «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры» (Челябинск, 2007-2009 гг.); Международной научно-практической конференции «Саморазвитие человека: инновации в образовательном пространстве» (Н. Новгород, 2007 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством образовательного процесса в учебных заведениях среднего профессионального образования: итоги эксперимента» (Магнитогорск, 2007 г.); научно-практической конференции «Профессиональное образование в современных экономических условиях» (Магнитогорск, 2009 г.); Всероссийской научно-методической конференции «Образование в сфере физической культуры и спорта: инновационный вектор развития» (Челябинск, 2007 г.); итоговых научных конференциях молодых учёных «Актуальные проблемы теории и методики физической культуры, восстановительной медицины и экономических аспектов» (Челябинск, 2007-2009 гг.).

Материалы исследования являлись предметом выступлений и обсуждения на методологическом семинаре научной Школы «Интеграция высшего профессионального образования в сфере физической культуры» Уральского государственного университета физической культуры в 2007-2009 гг. (рук. профессор А.Я. Наин).

В 2007 году исследование было отмечено грантом Правительства Челябинской области в рамках научно-исследовательского проекта «Эстетическое воспитание детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами» № 012.06.08-07.БГ в разделе «Общественные и гуманитарные науки».

Архитектоника диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заканчивающихся выводами, заключения. Библиографический список включает 209 наименований, в том числе семь на иностранном языке. Текст диссертации иллюстрирован схемами и таблицами.

Во «Введении» обоснована актуальность проблемы и темы исследования, степень её теоретической значимости; сформулированы цель, объект, предмет и задачи исследования. Охарактеризованы этапы и методы исследования. Сформулирована научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; определены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Проблема формирования эстетических способностей младших школьников в теории и методике физического воспитания» приведён анализ данной проблемы; эстетические способности личности представлены как условие успешной танцевальной деятельности детей и эффективного освоения ими культуры в целом; показана модель формирования эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами.

Во второй главе «Методика формирования эстетических способностей детей 8-10 лет в процессе занятий спортивными танцами» представлены особенности процесса подготовки юных танцоров на паркете, а также структурные компоненты эстетических способностей детей; описаны методы, приёмы, средства и формы формирования эстетических способностей детей 8-Ю лет в условиях занятий спортивными танцами; показаны цель, задачи, принципы, этапы организации опытно-экспериментальной работы.

В третьей главе «Апробация методики в опытно-экспериментальном исследовании» представлены критерии и показатели сформированное эстетических способностей детей младшего школьного возраста в процессе занятий спортивными танцами; показана динамика результатов опытно-экспериментальной работы, анализ и их обсуждение.

В «Заключении» отражены обобщающие выводы, соответствующие задачам исследования, представленным во «Введении».

Состояние проблемы исследования эстетических способностей детей младшего школьного возраста в педагогической теории и практике

Обращение к проблеме формирования эстетических способностей как компонента эстетического воспитания личности в системе физической культуры и спорта обусловлено логикой развития научного знания и помогает представить себе и понять характер этих процессов в условиях, как весьма отдалённых исторических реалий, так и в современном социуме. Следует отметить, что динамика социального развития приводила постепенно к упорядоченности процесса формирования эстетических способностей.

Существуют многочисленные подходы к определению сути эстетики и эстетического воспитания. Общим для них, по мнению учёных [11; 26; 35; 47; 52; 56; 88; 93; 101; 103; 108; 161; 195], является то, что прекрасное в жизни человека представляет собой и средство, и результат эстетического воспитания. Прекрасное представлено в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и профессиональной деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придаётся восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, способности вносить красоту в процесс и результаты труда. Признаётся, что эстетическое воспитание является частью образования личности [16; 29; 194].

Так, например, В.А. Сухомлинский, проводя спортивные соревнования в своей Павлышской средней школе, обставлял их судейство таким образом, что победа оценивалась не только по результатам, но и по красоте движений и красоте поступков [174, с. 174-175].

В современной эстетике наметился ряд подходов, которые отражают проблемы сегодняшнего дня и определённые традиции в понимании эстети 17 ческой культуры и эстетического воспитания личности. Так, например, Т.П. Лясковская наряду с другими учёными, обобщая опыт предшественников, показывает, что на понятийном уровне эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения [104, с. 5].

По мнению А.А. Радугина, в целом эстетической культуре присущи следующие функции [193, с. 226]:

- информационно-познавательная, реализуемая в знаниях личности;

- ценностно-ориентированная, реализуемая в убеждениях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов;

- деятельно-волевая, реализуемая в эстетических способностях, которые, в свою очередь, определяют социально-творческую направленность эстетической культуры;

- коммуникативно-регулятивная, проявляющаяся в эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности человека.

Внутренним механизмом эстетической культуры является функционирование эстетического сознания личности школьника, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизмы восприятия, переживания, оценки, потребности, вкуса, идеала, взгляда, суждения.

В своём изыскании Г.А. Петрова и Г.И. Королёва показывают, что эстетическая культура личности — это сложное интегративное качество, выражающееся в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека по законам красоты. Она формируется в процессе взаимодействия педагога и обучающегося. По их мнению, понятие «эстетическая культура личности» включает в себя две составляющие: эстетическое сознание и эстетическую деятельность [135]. Эстетическое сознание, как пишут авторы, — это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания весьма сложна. Она включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.

Эстетическая художественная деятельность — это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства [135].

Как верно пишет И.Ф. Гончаров, объём понятия «эстетическая культура» определяет содержание эстетического воспитания учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей [47, с. 42].

Данные компоненты эстетической культуры можно характеризовать, по мнению Е.С. Громова, следующим образом [52, с. 37-38]:

- эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства;

- эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства;

- эстетические потребности — нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;

- эстетические вкусы — способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;

- эстетические идеалы — социально и индивидуально психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Как известно, формирование эстетической культуры личности является целью эстетического воспитания. Это уже является аксиомой. Данный тезис подтверждается авторами многочисленных исследований: В.И. Андреев [5], А.А. Беляев [19], Л.А. Беляева [20], Ю. Борев [26], А.А. Мелик-Пашаев [109].

Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства [182, с. 220].

Удачно, обобщая сложившуюся практику воспитательной работы, О.А. Кривцун выделяет следующие направления эстетического воспитания [88, с. 114]:

а) эстетическое воспитание, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности школьников;

б) художественная деятельность в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующая художественную культуру личности в единстве знаний, навыков, ценностных ориентации, вкусов;

в) эстетическое самовоспитание и самообразование, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.

Исследования учёных Л.И. Божович [24], Г.П. Выжлецова [40], Л.П. Крившенко [128], Н.Д. Никандрова [118], В.А. Сухомлинского [174], М.Д. Таборидзе [197] показали, что воспитательный процесс начинается с:

а) изучения потенциальных возможностей личности, которые связаны с общим уровнем её развития, возрастом и т.д.;

б) выяснения и развития конкретных возможностей личности в ходе воспитательного процесса;

в) учёта особенностей контингента, а также эстетических особенностей субъекта воспитательной работы для гармоничного формирования личности школьника. Система эстетического воспитания детей, как отмечает академик РАО Б.Т. Лихачёв, строится на основе принципа учёта их возрастных психолого-педагогических особенностей [96, с. 286[.

Другой учёный М.Н. Липский, изучая рефлексию профессиональной деятельности педагогов и учитывая субъект - объектные отношения процесса воспитания во второй половине XX в., раскрыл содержательную сущность эстетического развития личности, которая сводится к следующему [94, с. 17]:

а) точкой отсчёта является определённый уровень эстетической информированности личности;

б) следующим звеном является развитие эстетического чувства, способного выявлять в окружающей жизни эстетическое содержание; развитие идейно-эстетических взглядов, которые основываются на мировоззрении личности;

в) третьи звеном является формирование качеств, которые способствуют активной творческой деятельности.

Модель формирования эстетических способностей детей младшего школьного возраста в процессе занятий спортивными танцами

Необходимость владения методикой моделирования связана с успешной реализацией проектировочной функции педагога. Моделирование в данном случае выступает в роли способа обобщения материала, а также наглядной формой логического упорядочения результатов исследования.

Именно моделирование, представляющее не только формализованное средство, но и универсальную форму отражения действительности, выраженную средствами как естественного, так и искусственного языка, является принципиально необходимым методом научного исследования, который способен отразить специфический характер педагогической реальности.

Моделирование, как отмечают многие учёные (В.И. Гинецинский [46], А.Н. Дахин [55], В.И. Загвязинский [61], А.Я. Наин и З.М. Уметбаев [115], В.В. Трофименко [178], В.А. Штофф [191], Е.В. Яковлев [201], Н.О. Яковлева [202]), является одним из методов научного исследования и широко применяется в педагогике. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций.

Анализ литературных источников [45; 46; 57; 58; 61; 82; 113; 138; 178; 191; 201; 202], реальный опыт исследования процесса моделирования, показали, что он более эффективен в тех областях педагогической науки, где достигнут достаточно высокий концептуальный уровень знания и имеются надёжные источники. Именно этим объясняется сравнительно успешное состояние дел с использованием формальных моделей в исследованиях по педагогике. Обращение к методу моделирования обещает значительные результаты при исследовании важнейших процессов педагогической практики, к которым относятся, в частности, вопросы формирования эстетических способностей танцоров 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами. Для этого модель должна не только давать информацию, отражающую основные свойства объекта моделирования, но и позволять имитировать его функционирование, т.е. воспроизводить данные о его последующем развитии или возможных допустимых его состояниях. Иными словами, модель способна указать на ошибки исследователю и способствовать развитию определённого прогноза, как их исправить.

Основная цель применения моделирования в педагогических изысканиях состоит в том, чтобы в результате обработки и анализа исходных показателей получить новую, непосредственно не выраженную в исходных данных информацию. Педагогически содержательный анализ этой информации должен дать новые знания об изучаемых явлениях и процессах. Успех исследования при использовании моделей зависит от методологических целей и принципов, на основе которых ставятся исследовательские задачи, проводится отбор, обработка и анализ конкретно-педагогических данных и даётся интерпретация полученных результатов.

Таким образом, педагогическое моделирование является эффективным средством, позволяющим на объективной основе значительно углубить анализ сущности, внутреннего механизма, закономерностей и особенностей функционирования и развития явлений и процессов действительности, а также преодолевать трудности, возникающие в связи с отсутствием в источниках данных, непосредственно характеризующих те или иные существенные черты этих явлений и процессов [178, с. 10-11].

После отмеченных методологических посылов (вступлений) можно перейти к анализу ряда определений изучаемого явления учёными. Так, например, в педагогической науке метод моделирования обоснован в работах В.Г. Афанасьева, А.У. Варданяна, В.А. Веникова, Б.С. Гершунского, Б.А. Глинского, Н.В. Кузьминой, В.А. Штоффа. Обратим внимание на определение педагогического моделирования, данное Н.О. Яковлевой, трактующей его «как отражение характеристик существующей педагогической системы в специально созданном объекте, который называется педагогической моделью» [202, с. 53].

Модель, как отмечается в современном словаре-справочнике молодого исследователя, (от лат. modulus — мера, образец) — 1) образ объекта исследования или проектирования, позволяющий отразить его основные существен 40 ные свойства, получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и путях их осуществления (блок-схема, схема, рисунок, таблица и пр.); 2) система материальных или идеальных (выраженных в знаках) элементов, являющаяся подобием объекта исследования (оригиналу) и воспроизводящая структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами [115, с. 52].

В науке, как пишет А.Н. Дахин, принято условно подразделять модели на три вида [55, с. 22]:

а) физические (имеющие природу, сходную с оригиналом);

б) вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала);

в) логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем).

Педагогические модели, по мнению А.Я. Наина и З.М. Уметбаева, в основном входят во вторую и третью группу перечисленных видов [113, с. 45].

Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании, в основном, определяется её адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования — наглядность, определенность, объективность, которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и её функции в педагогическом исследовании.

Эффективность моделирования зависит от изначальных теорий и гипотез, указывающих на границы допустимых при моделировании упрощений. Для педагогического моделирования, как пишет А.Н. Дахин, характерны следующие исследовательские процедуры [55, с. 26]:

а) вхождение в процесс и выбор методологических оснований для моделирования, качественное описание предмета исследования;

б) постановка задач моделирования;

в) конструирование модели с уточнением зависимости между основными элементами исследуемого объекта, определением параметров объекта и критериев оценки изменений этих параметров, выбор методик измерения;

г) исследование валидности модели в решении поставленных задач;

д) применение модели в педагогическом эксперименте;

е) содержательная интерпретация результатов моделирования.

Другой автор Е.В. Яковлев считает, что моделирование для педагогических исследований означает [201, с. 4]:

а) выявление системных свойств моделируемого объекта и его модели;

б) соотнесение собственного опыта с результатами педагогического моделирования;

в) оценку полученного информационного приращения.

Как пишет А.Н. Дахин, в теории педагогического проектирования выделяют: прогностическую модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей; концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий; инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить преподавателей работе с педагогическими инструментами; модель мониторинга для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов; рефлексивную модель, которая создаётся для выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций [55, с. 21]. С подобной классификацией можно согласиться.

Наряду с перечисленными разновидностями моделей, существуют ещё и информационная модель (или трансляционная), предполагающая, что содержание учебного материала изоморфно транслируется в систему знаний и умений обучаемого, являющегося объектом педагогических исследований; формирующая модель (или операционная), в рамках которой предполагается что целенаправленно управляя умственной деятельностью обучающихся, можно гарантированно добиться результат усвоения знаний и умений; акти 42 визирующая модель, в которой движущей силой учебно-познавательной деятельности выступает познавательный интерес, побуждающий к развитию творческой, самостоятельной и активной личности; оптимизационная модель, имитирующая взаимосвязь нескольких подсистем с позиции критерия качества, целевой функции, а также с учётом ограничений (условий), в которых осуществляется движение системы в целом; развивающая модель, направленная на развитие, в первую очередь, теоретического мышления обучаемых; свободная модель, предполагающая отсутствие жёсткой системы педагогических воздействий, при реализации которой уделяется большое внимание внутренней инициативе личности и др. [12; 115; 191].

Методика формирования эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста

Ключевым аспектом опытно-экспериментальной работы, а именно формирующего его этапа, является реализация познавательно-развивающей методики занятий спортивными танцами, в условиях которых и происходит формирование эстетических способностей детей 8-10 лет.

Как представлено в «Педагогической энциклопедии: актуальные понятия современной педагогики» под редакцией Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Тру-байчук, методика — это совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приёмы обучения определённому учебному предмету [132, с. 112].

В сою очередь, в «Педагогическом энциклопедическом словаре» по главной редакцией Б.М. Бим-Бад, методика учебного предмета показана как частная дидактика, теория обучения определённому учебному предмету. Объектом исследования методики учебного предмета является процесс обучения той или иной учебной дисциплине. Методика учебного процесса разрабатывает и предлагает преподавателю определённые системы обучающих воздействий. Эти формы и системы находят своё конкретное выражение в содержании образования, воплощённом в программах и учебниках по каждому предмету, реализуются в методах, средствах и организационных фор 84 мах обучения. В системе педагогических наук методика учебного предмета тесно связана с дидактикой и опирается на её общие положения. Основываясь на принципах воспитания, методика учебного предмета раскрывает цели обучения предмету, его значение для развития личности обучающегося. Для разработки эффективной системы педагогического воздействия методика учебного предмета опирается на данные педагогической психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики, кибернетики [134, с. 141].

В данной работе всё внимание сосредоточено на процессе обучения детей 8-10 летнего возраста спортивным танцам. Изученные методики, предложенные программы проведения занятий спортивными бальными танцами в рамках дополнительного образования детей при школе и танцевально-спортивных клубах города, как показало проведённое исследование, не учитывают столь разносторонней деятельности, направленной на развитие личности младшего школьника и ограничиваются танцевальной деятельностью детей только в рамках школы или танцевально-спортивного клуба.

Поэтому ниже подробно представлены этапы, формы, методы и другие аспекты разностороннего обучения детей младшего школьного возраста танцевально-спортивному искусству с использованием различных методических приёмов, в рамках которого осуществляется формирование эстетических способностей.

Изучая процесс танцевально-двигательной подготовки юных танцоров, были выделены главные его особенности, которые следует учитывать при организации формирующей деятельности — некоторые аспекты танцевально-двигательной подготовки детей младшего школьного возраста:

- физический (общая физическая подготовка - развитие скорости, выносливости, и специальная физическая подготовка - развитие координационных способностей, гибкости);

- оздоровительный (укрепление мышц спины, брюшного пресса, стопы, развитие подвижности в тазобедренном, голеностопном, лучезапястном суставах, способствование улучшению работы органов дыхания); - технический (формирование умений согласовывать движения различных частей тела между собой и в соответствии с ударами музыки, а также умений слышать счёт «раз», подтянутости корпуса, симметричности линий пары, работы ступней);

- психологический (формирование увлечённого отношения к процессу подготовки, а также осуществление настроя для участия в соревнованиях или показательных выступлениях);

- эстетический (повышение уровня культуры личности, сообщение элементарных знаний о музыкальных произведениях и произведениях танце вального жанра, развитие творческих способностей занимающихся).

Именно эти аспекты лежат в основе организации учебно-воспитательного процесса юных танцоров.

Основными задачами процесса подготовки танцоров на паркете младшего школьного возраста являются:

1) укрепление здоровья танцоров;

2) оптимизация роста и опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, развитие подвижности в суставах);

3) развитие координационных способностей занимающихся, как специфических для данного вида спорта;

4) развитие уровня общей подготовленности занимающихся;

5) формирование творческих способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами;

6) формирование системы знаний о сфере танцевально-спортивного искусства;

7) повышение уровня общей культуры юных танцоров;

8) развитие навыков выразительности, пластичности, грациозности исполнения спортивных танцев на паркете.

Построение занятия по спортивным танцам на паркете для юных танцоров определяется реализацией следующих групп принципов.

1. Методические (дидактические) принципы.

2. Специфические принципы. Среди принципов первой группы выделяют:

- принцип сознательности и активности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип прочности;

- принцип научности.

Ко второй группе относятся следующие принципы:

- всестороннего и гармоничного развития личности;

- оздоровительной направленности занятий спортивными бальными танцами;

- непрерывности;

- чередования нагрузки и отдыха;

- от простого к сложному;

- творческой направленности.

В процессе формирования эстетических способностей танцоров 8-Ю летнего возраста в условиях занятий спортивными танцами выделены следующие этапы.

Первый этап — формирование ключевых компетенций танцоров младшего школьного возраста, к которым относятся умение слышать счёт «раз»; знание основ танцевальной терминологии, а также позиций рук, ног, корпуса; повышение уровня общей и специальной физической подготовленности занимающихся.

Второй этап - непосредственное осуществление работы по формированию эстетических способностей, которые, главным образом, для данного контингента, базируются на формировании техники исполнения спортивных бальных танцев и практическом освоении таких танцевальных направлений, как классический, историко-бытовой, русский народный и современный танец (хип-хоп и модерн).

Анализ, оценка и обсуждение результатов опытно экспериментальной работы

В данном параграфе покажем некоторый анализ обсуждения диссертационных материалов формирования эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста, полученных входе опытно-экспериментально работы.

Для статистической обработки показателей специально-двигательной подготовленности юных танцоров был использован t-критерий Стьюдента. В силу того, что происходило изучение независимых выборок, то при обработке данных опытно-экспериментальной работы была использована следующая формула

Как видно из таблицы 8, рисунков 3 и 4 на начало проведения опытно-экспериментальной работы достоверных различий в физической подготовленности как мальчиков, так и девочек не наблюдалось (р 0,05). Можно констатировать, что группы были подобраны однородными по своему составу. В контрольной группе было задействовано 18 мальчиков и 18 девочек. В первой экспериментальной группе количество мальчиков и девочек является также одинаковым - по 15 человек. А во второй экспериментальной группе мальчиков было 14, а девочек 18.

Средний показатель на начало проведения опытно-экспериментальной работы по первому тесту «Проба Ромберга» у мальчиков контрольной группы составляет 8,74 секунды и даже незначительно (р 0,05) превышает средние показатели мальчиков контрольных групп. У девочек показатель по данному тесту также незначительно выше в контрольной группе и составляет 9,73 секунды (р 0,05).

По второму тесту «Удержание равновесия в позиции «ласточка» на правой ноге» средний показатель у мальчиков контрольной группы также несущественно (р 0,05) выше средних показателей мальчиков экспериментальных групп по данному тесту. А у девочек средний показатель по второму тесту выше в первой экспериментальной группе и составляет 19,16 секунд, но различия по данным показателям не достоверны.

С помощью данных тестов мы оценивали статическое равновесие и способность к выполнению двигательных действий без излишней мышечной напряжённости детей 8-10 летнего возраста, занимающихся спортивными танцами.

В третьем тесте, направленном на изучение динамического равновесия «Прохождение по прямой с закрытыми глазами и скрещенными руками на груди», на начало проведения опытно-экспериментальной работы мы также не обнаружили достоверных различий в группах. Но отметим, что в целом, данный тест мальчики выполнили несколько хуже девочек.

Средние показатели по тесту, направленному на определение уровня гибкости «Наклон из положения сидя», не содержат существенных различий как между мальчиками контрольной и опытных групп (р 0,05), так и между девочками указанных групп (р 0,05). Но, как видно из таблицы 8, результаты по данному тесту девочек в 1,5 раза выше результатов мальчиков. Это объясняется более длительным сенситивным периодом у девочек в развитии данных физических способностей.

Результаты тестирования на начало опытно-экспериментальной работы представлены на рисунках 3 и 4.

На основании анализа данных, полученных в ходе контрольного тестирования до начала курса обучения по предложенной нами методике формирования эстетических способностей юных танцоров и представленных в таблице 8, рисунках 3 и 4, можно констатировать, что показатели уровня координационных способностей и гибкости, как специфических физических качеств для данного вида танцевального спорта, в контрольной и опытных группах находятся на одинаковом уровне у детей одного возраста (8-10 лет), половой принадлежности и уровня подготовленности. Различия по показателям тестов в группах не достоверны (р 0,05). Следовательно, группы являются однородными по своему составу.

Средний показатель сохранения равновесия в «Пробе Ромберга» у мальчиков опытных групп выше, чем у мальчиков контрольной группы (р 0,05). Мальчики контрольной группы улучшили свои результаты по данному тесту на 15,3 %, а мальчики ЭГ-1 и ЭГ-2 - на 57,8 % и 55,1 % соответственно. У девочек контрольной группы этот показатель вырос на 11,9 %, а у девочек ЭГ-1 и ЭГ-2 - на 58,1 % и 53 % соответственно. Это свидетельствует об улучшении уровня статического равновесия танцоров после апробирования разработанной нами методики.

По тесту «Сохранение равновесия в позиции «ласточка» на правой ноге» мальчики контрольной группы улучшили свои результаты на 3,1 %, в то время как мальчики ЭГ-1 и ЭГ-2 - на 30,5 % и 34,8 % соответственно. Различия по данному тесту также достоверны (р 0,05). Девочки ЭГ-1 и ЭГ-2 улучшили свои результаты по сравнению с исходными на 13,7 % и 14,7 %, а девочки контрольной группы на 2,4 % (р 0,05). Данный тест также был использован для определения уровня статического равновесия танцоров и выполнения упражнений без излишней мышечной напряжённости и свидетельствует об улучшении данного уровня после апробации авторской методики.

Прирост показателей тесту «угол отклонения от прямой при прохождении по ней пятка к носку с закрытыми глазами, скрещенными руками и выпрямленным туловищем» у мальчиков контрольной группы составляет 13,5 %, а у мальчиков ЭГ-1 и ЭГ-2 — 41,3 % и 42 % соответственно. Девочки контрольной группы улучшили свои результаты незначительно — на 2,3 %, а девочки ЭГ-1и ЭГ-2 — на 25,8 % и 28,1 % соответственно. Данный тест свидетельствует об улучшении уровня развития способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Похожие диссертации на Формирование эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в процессе занятий спортивными танцами