Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Сравнительная характеристика основных видов подготовки с позиции танцевального спорта 11
1.1. Краткий анализ проблемы подготовки в танцевальном спорте 11
1.2. Специфическое содержание технической подготовки в спортивных танцах 13
1.3. Физическая подготовка 21
1.4. Специальная двигательная подготовка 26
1.5. Тактическая и психическая подготовка 32
1.6. Особенности начальной подготовки юных спортсменов 7-9 лет 36
Заключение по главе 43
ГЛАВА II. Задачи, методы и организация исследования. 46
2.1. Задачи исследования 46
2.2. Методы исследования 46
2.3. Организация исследования 58
ГЛАВА III. Структура видов начальной подготовки в спортивных танцах 61
3.1. Взаимосвязь основных компонентов подготовленности и соревновательного результата танцоров 7- 9 лет 61
3.2. Информативные показатели основных видов подготовленности танцоров 7- 9 лет 76
Заключение по главе 88
ГЛАВА IV. Технология начальной подготовки юных танцоров 90
4.1. Приоритетная последовательность применения серий учебных заданий в начальной подготовке танцоров 7-9 лет 90
4.2. Содержание серий учебных заданий в процессе технической, тактической и психической подготовки (1-3 серии) 92
4.3. Содержание серий учебных заданий в процессе специально-двигательной подготовки (4 — 6 серии) 96
4.4. Содержание серий учебных заданий в процессе физической подготовки (7-9 серии) 104
Заключение по главе 109
ГЛАВА V. Эффективность приоритетного формирования навыков в основных компонентах подготовленности начинающих танцоров 110
5.1. Эффективность применения серий учебных заданий в приоритетной последовательности 110
5.2 Формирование двигательных навыков в основных компонентах подготовленности (по сериям учебных заданий) 121
Заключение по главе 127
Выводы 130
Практические рекомендации 132
Список литературы 135
Приложения 157
- Специфическое содержание технической подготовки в спортивных танцах
- Взаимосвязь основных компонентов подготовленности и соревновательного результата танцоров 7- 9 лет
- Содержание серий учебных заданий в процессе технической, тактической и психической подготовки (1-3 серии)
- Эффективность применения серий учебных заданий в приоритетной последовательности
Введение к работе
Актуальность исследования
Современные спортивные танцы включают все аспекты спортивной тренировки, под этим понимается направленный процесс формирования необходимого арсенала двигательных умений и навыков, развития различных качеств и связанных с ними способностей [63].
Для освоения сложной соревновательной программы танцорам необходима начальная подготовка, включающая в себя различные параметры двигательных действий. Без комплекса целенаправленных воздействий закрепление двигательных навыков правильного исполнения сложных танцевальных элементов может продолжаться многие годы. В России, при достаточно быстром развитии бального танца как вида спорта, к сожалению не уделено должного внимания проблеме начальной подготовки юных танцоров. При анализе специальной литературы по спортивным танцам нами не обнаружены научно обоснованные сведения по данному направлению исследований.
В зарубежных публикациях дано описание фигур танцев международной программы в табличной форме, где представлены шаги, направления, позиции и линии танцевальных дуэтов [177, 178, 184, 187, 188, 189, 190]. Исследований в области начальной подготовки юных танцоров в зарубежной литературе нами также не выявлено.
Большая часть специальных изданий по бальным танцам не имеет аналогов на русском языке, а в различных переводах наблюдаются разночтения. Однако научно обоснованные исследования подготовки юных спортсменов широко освещены в литературе по видам спорта со сложной координацией движений под музыкальное сопровождение.
Например, в теории и методике спортивной и художественной гимнастики, акробатики, фигурном катании приняты следующие виды подготовки: техническая, физическая, функциональная, психологическая, теоретическая и тактическая [72, 85, 148, 173].
Кроме того, ряд авторов выделяют также специальную, или специально-двигательную подготовку, основным содержанием которой являются специальные упражнения для формирования двигательной функции спортсменов, с учетом таких педагогических факторов, как обучение двигательным действиям, выработка умения оценивать основные параметры движений, повышение функции вестибулярного анализатора [4, 72, 73, 176, 173].
При анализе методической литературы по спортивным танцам нами не обнаружено научно обоснованных сведений о приоритетном содержании основных компонентов в структуре видов начальной подготовки танцоров. В связи с вышеизложенным, значимость проблемы определяет актуальность исследования.
Объект исследования: структура видов начальной подготовки.
Предмет исследования: компоненты видов начальной подготовки детей 7-9 лет в спортивных танцах.
Цель: научное обоснование эффективной технологии начальной подготовки юных танцоров на основе приоритетной последовательности применения серий учебных заданий.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что выявление основных компонентов структуры видов подготовки, достоверно взаимосвязанных со спортивным результатом начинающих танцоров, позволит научно обосновать эффективную технологию начальной подготовки, основанную на приоритетной последовательности применения специальных серий учебных заданий в каждом компоненте.
Научная новизна:
- выявлены основные компоненты в структуре видов начальной
подготовки, взаимосвязанные с соревновательным результатом юных танцоров;
- выявлены наиболее информативные показатели уровня подготовленности
танцоров на этапе начального обучения;
-обоснованы приоритеты последовательного применения и специфическое содержание серий учебных заданий в каждом из компонентов.
Теоретическая значимость работы определяется дополнением теории и методики спортивной тренировки в спортивных танцах разделом «Технология начальной подготовки юных танцоров», сведениями о структуре видов подготовки начинающих танцоров, ее составе и содержании основных компонентов.
Практическая значимость:
разработаны серии учебных заданий по основным компонентам видов подготовки; определены оптимальное количество серий учебных заданий и особенности их применения в спортивных танцах;
обосновано применение ориентиров и ограничителей движений (разметка на полу, цветные мишени, гимнастические палка и обруч), облегчающих процесс формирования двигательных навыков;
- разработаны приемы тактической и психологической подготовки юных
танцоров к условиям соревновательной деятельности на основе моделирования
соревновательных ситуаций в виде деловых игр «Мини-конкурсов»;
- составлена карта оценки тактического мышления начинающих танцоров;
- определены показатели комплексного педагогического контроля уровня
подготовленности танцоров на этапе начального обучения.
Результаты исследования внедрены в учебно-тренировочный процесс юных танцоров Федерации Танцевального Спорта Омской Области; в учебный процесс студентов (специализации спортивные танцы) Омского Музыкально-педагогического колледжа, а также в учебный процесс студентов кафедры теории и методики гимнастики Сибирского Государственного Университета Физической Культуры и Спорта. По теме исследования опубликовано восемь научных работ. Результаты исследования докладывались на научно-методических конференциях международного, российского, регионального уровня.
ю Основные положения, выносимые на защиту:
Структура видов начальной подготовки танцоров содержит компонентный состав средств, формирующих музыкальность, ритмичность, хореографич-ность, мышечно-суставную чувствительность, координацию, статическую выносливость, быстроту, тактическое мышление.
Основные компоненты структуры видов подготовки, дифференцированные в приоритетной последовательности, лежат в основе эффективной технологии базовой начальной подготовки юных танцоров и комплексном педагогическом контроле подготовленности.
Специфические серии учебных заданий, дифференцированные по информативным показателям подготовленности, введенные в приоритетной последовательности, в процессе начального обучения способствуют закреплению навыков, необходимых в соревновательной деятельности юных танцоров.
Освоение серий учебных заданий с одновременным применением музыкального сопровождения различного темпа, ориентиров (разметка на полу, цветные мишени на стенах), ограничителей (обруч и гимнастическая палка), «диска здоровья», обеспечивает сопряженное формирование двигательных навыков в основных компонентах видов подготовки и повышает соревновательный результат начинающих танцоров.
Специфическое содержание технической подготовки в спортивных танцах
Специфика спортивных танцев, по мнению С. А. Новика, Н. В. Клюшина [113], определяется большим числом разнообразных двигательных действий, синхронно выполняемых танцевальным дуэтом под музыкальное сопровождение. При передвижении по паркету параллельно или последовательно соединяются повороты или вращения, подъёмы и спуски, наклоны, отдельные движения рук и ног, головы, последовательные движения отдельных частей корпуса. В связи с этим, танцоры должны постоянно работать над освоением новых и новых технических элементов, усложняющихся по мере роста квалификации спортсменов. Поэтому в спортивных танцах определяющую роль в процессе подготовки занимает техническое совершенствование.
В теории и практике спортивных танцев понятие «техническая подготовка» трактуется неоднозначно. В английских публикациях [178, 180, 181, 185, 186] под техникой в основном подразумевается исполнение базовых танцевальных фигур в точном соответствии с их описанием в учебниках. Английские классики и авторы многих учебников бального танца G. Howard [190] и A. Moore [187, 188] часто противоречат друг другу в описаниях некоторых фигур и технических действий, порождая недоумение тренеров-преподавателей и как следствие, различную трактовку понятий и определений.
В отечественной специальной литературе также не наблюдается единого мнения. По мнению В. А. Горбунова , А. А. Коваленко [64], под понятием «техника» подразумевается весь спектр спортивной подготовки танцоров, не разделяясь на отдельные виды, Ю. Н Ладыгина [81], Е. А. Ересько [48] наоборот, сужают это понятие до единственного компонента, понимая под ним в основном хореографическую подготовленность.
Ряд авторов [25, 99, 112, 113] указывают на созревшую необходимость создания отечественной школы техники спортивных танцев с единой терминологией, в которой был бы анализирован и обобщен весь мировой практический и теоретический опыт. До настоящего времени подобного издания по спортивным танцам нами не обнаружено. За ответом в вопросах определения техники и технических действий мы можем обратиться к теории и методике сложно-координационных видов спорта.
Например, в спортивной гимнастике под техникой выполнения упражнений понимаются навыки решения двигательных задач посредством целенаправленных технических действий, выражающихся в характерных движениях спортсмена [28]. Технические действия представляют собой двигательные действия, связанные с реализацией определенной техники исполнения упражнений, включая в себя управляющие действия, операции и элементарные суставные движения. По мнению Ю. К. Гавердовского [30, 31], Л. Я. Аркаева, Н. Г. Сучилина [4], совокупность технических действий определяет технику выполнения упражнений, т.е. любой технический результат - есть следствие технических действий, посредством которых спортсмен реализует ту или иную технику.
В тех видах спорта, где присутствует музыкальное сопровождение (художественная гимнастика, фигурное катание, аэробика, спортивные танцы) обязательным компонентом технической подготовки является музыкальная или музыкально-ритмическая подготовка спортсменов [33, 59, 80, 118, 136, 137].
По мнению многих авторов [68, 134, 136, 143] восприятие музыки является не только слуховым, но и двигательным процессом, чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу, ибо в основе его лежит восприятие выразительности музыки. Поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не сможет развиваться. Музыки без ритма не существует; всякое полноценное восприятие музыки есть ритмическое восприятие [156]. Следовательно, всякое полноценное восприятие музыки - есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и включение разнообразных двигательных действий.
В художественной гимнастике Т. С. Лисицкой [85] в числе основных компонентов технической подготовки также названы - музыкально-ритмическая и хореографическая (Рис. 1).
Л. Миллер [104] подчеркивает, что музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализатором запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично. Возможность использования бесконечных вариаций движений в зависимости от создаваемого образа позволяет занимающимся расширять представление о двигательных возможностях организма, познавать закономерности движения во взаимосвязи с музыкой. По мнению Л. П. Черняк [163], Л. Е. Власовой [29], И. С. Чистяковой [166], возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, влияет на способность занимающихся контролировать свои движения и делать их более гармоничными.
Основы техники всех видов танца, по нашему мнению, тесно связаны между собой, отличие заключается в ритмической структуре движений, в "мелких" движениях кистей рук, работе бедер и других звеньев тела, что вместе с музыкальными акцентами может составлять основы технического мастерства. Так, знаменитая классическая балерина Майя Плисецкая , указывает на то, что хореографически подготовленный человек может скоординировать под музыку танцевальное движение любой направленности.
Взаимосвязь основных компонентов подготовленности и соревновательного результата танцоров 7- 9 лет
В настоящее время спортивные бальные танцы являются видом спорта с широкой и разнообразной соревновательной программой. В современной практике танцевального спорта существуют следующие виды соревновательной деятельности: 1. Европейская программа, куда входят пять танцев - медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп. 2. Латиноамериканская программа, куда также входят пять танцев - самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв. 3. Десятиборье, где в единый зачет входят все танцы Европейской и Латиноамериканской программ. 4 .Европейский формейшн, где восемь пар синхронно исполняют микс (смесь) из 5танцев Европейской программы. 5.Латиноамериканский формейшн, где восемь пар синхронно исполняют микс из Латиноамериканских танцев. 6. Секвэй - программа, схожая с произвольной программой фигуристов - когда одна пара исполняет произвольную (сюжетную) композицию. Кроме того, существуют программы детских танцев (для дошкольников от 3,5 до 6 лет), различные варианты коротких (сокращенных) программ для начинающих, программы шести и восьми танцев для младших разрядов, программы четырех и пяти танцев для хобби-классов (взрослых начинающих), сеньоров (от 35 до 55 лет) и гранд-сеньоров (от 55 до 75 лет). Несмотря на широкое разнообразие соревновательных программ, в спортивных танцах до настоящего времени не определены основные виды подготовки, их содержание и основные компоненты, формирующие необходимые двигательные качества. В связи с вышеизложенным, на основе анализа специальной литературы, опыта спортивной и танцевальной практики, логического анализа нами были выделены основные компоненты, значимые и достаточные по нашему мнению для начальной подготовки танцоров и формирующие следующие качества: - в технической подготовке — музыкальность, ритмичность, хореографичность; - в специально-двигательной подготовке - координация, мышечно-суставная чувствительность и вестибулярная устойчивость; - в физической подготовке - статическая выносливость, скоростно-силовые качества и гибкость; - в психической подготовке - осознанность соревновательных возможностей; - в тактической подготовке - тактическое мышление. Нами была составлена гипотетическая схема структуры видов начальной подготовки юных танцоров, которую мы использовали в дальнейших исследованиях (рис.1). Мы предположили, что в спортивных танцах так же, как и в других видах спорта со сложной координацией движений, спортивный результат может зависеть от комплекса видов подготовленности. В связи с этим предположением были выбраны контрольные нормативы и тесты, показатели которых, по нашему мнению, могут быть взаимосвязаны с соревновательным результатом юных танцоров. Для выявления основных компонентов видов подготовки было проведено комплексное тестирование среди начинающих танцоров 7- 9 лет (двадцати мальчиков и двадцати девочек) по двадцати восьми показателям, характеризующим, по нашему мнению, различные виды подготовленности танцоров, а также была рассчитана корреляционная взаимосвязь между всеми изучаемыми показателями и спортивным результатом (Табл. 6). Статистический анализ взаимосвязи различных сторон под готовленности юных танцоров со спортивным результатом позволил выявить их неоднозначность (ранговый коэффициент корреляции Спирмена (Rs) составил от 0,111 до 0,988 - у мальчиков и от 0,346 до 0,992 - у девочек). При условии, что Rs = 0,44 при р 0,05 и Rs = 0,56 при р 0,01, где n = 20, из 28 показателей подготовленности юных танцоров нами была выявлена недостоверная взаимосвязь со спортивным результатом: - у мальчиков по трем показателям физической подготовленности (статическая выносливость мышц разгибателей нижних конечностей, степень подвижности в голеностопном и тазобедренном суставах (выворотность), прыгучесть) и одному тесту в специально-двигательной подготовленности (вестибулярная устойчивость); - у девочек — по одному показателю физической подготовленности (подвижность в плечевом суставе с гимнастической палкой) и одному показателю специально-двигательной подготовленности (комбинированная проба). Для анализа полученных данных, на основании расчетов рангового коэффициента корреляции, нами были составлены корреляционные схемы связи между спортивным результатом и показателями различных видов подготовленности начинающих танцоров семи - девяти лет (рис. 3 - 6).
Содержание серий учебных заданий в процессе технической, тактической и психической подготовки (1-3 серии)
Содержание подготовительного этапа первой серпа учебных заданий «Музыкально-ритмические игры» обусловлено тем, что при работе с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности. Игра является частью жизнедеятельности ребенка. Игры воспитывают способность к организованным совместным действиям занимающихся, развивают музыкальность, чувство ритма и координацию движений, учат ребёнка определять характер музыкального сопровождения [35, 92, 132, 159]. В наших исследованиях показано, что различные способы воспроизведения музыкально-ритмической основы движения, в наибольшей степени приоритетны при подготовке танцоров. На основе анализа литературы, посвященной играм в процессе музыкально-ритмического воспитания [33, 34, 67, 108,129] нами были применены игры, развивающие музыкальность и музыкально-ритмическую координацию. Все игры были модифицированы нами с учетом ритмических особенностей спортивных танцев и использованы для совершенствования представления о танцевальных темпах и ритмах.
При переходе на основную часть первой серии учебных заданий, «Музыкально-ритмическая основа танцев», учитывалось то, что дети получили начальное представление о базовых шагах спортивных танцев по общепринятой методике, когда музыка служила ритмической основой для их выполнения. При создании данной серии учебных заданий мы опирались на рекомендации специалистов в данной области: М. А. Танеевой [33], И. Е. Семеновой [143], Т. Н. Поповой [129].
Основным направлением серии являлось формирование навыков танцевальных движений в соответствии с ритмическим рисунком танцев латиноамериканской и европейской соревновательных программ. Нами использовались различные варианты акцентирования танцевального ритма хлопками и паузами на определенную долю такта в сочетании с движениями ног, в продвижении по линии танца и на месте, а также имитационные и пружинные ритмические упражнения. Основная часть серии содержит шесть заданий с постепенным усложнением и предусмотрена проходить в начале основной части тренировочного занятия, постепенно заменяя собой игровую серию.
Основным содержанием второй серии учебных заданий «Хореографичностъ» являлось формирование хореографической школы движений: танцевальной осанки, правильной постановки рук, ног и головы, а также формированию и совершенствованию частей двигательных действий, характерных для спортивных танцев.
Несмотря на разнообразие двигательных действий в спортивных танцах, на этапе начального обучения можно выделить базовые элементы по аналогии со спортивными видами гимнастики. В спортивных танцах это могут быть отдельные элементы классической хореографии [32, 48, 81]. В художественной гимнастике и классической хореографии существует такое понятие, как «школа движений», к которой относят хореографически правильную постановку осанки, рук, ног и головы. Эти же понятия приняты и в практике спортивных танцев.
На основе рекомендаций А. М. Шлемина [173], В. М. Левина [82], С. Н. Попова [127], для успешного формирования правильной хореографической осанки, в учебных заданиях нами разработаны упражнения с гимнастической палкой, выполняемых индивидуально и в парах, в соответствии со спецификой парного вида спорта (Рис.19). Кроме того, при выполнении упражнений с обручем юные танцоры решали дополнительные учебные задачи: совместные (синхронные) поступательные действия партнера и партнерши, взаимный контроль за сохранением осанки, максимальный подъем свода стопы при переносе веса на опорную ногу, а также сохранение заданного темпа музыкального сопровождения. Серия состоит из семи подобных учебных заданий и предусмотрена для проведения в начале основной части занятия под музыкальное сопровождение.
В третьей серии учебных заданий, «Тактическое мышление и самоанализ», в тренировочном процессе была применена разработанная нами для начинающих танцоров второго года обучения деловая игра «Мини-конкурс», основное направление которой - тактическая и психическая готовность юных танцевальных дуэтов к участию в соревновательной деятельности [130].
Эффективность применения серий учебных заданий в приоритетной последовательности
Для проверки эффективности применения серий учебных заданий, направленных на последовательное формирование основных компонентов подготовленности в начальной подготовке танцоров 7 — 9 второго года обучения, был проведен педагогический эксперимент.
По результатам предварительного комплексного тестирования танцоры были распределены с учетом их подготовленности на две равнозначные группы - контрольную и экспериментальную (по десять танцевальных пар, т.е. двадцать человек в каждой). Нами было выявлено, что в начале эксперимента по всем основным показателям подготовленности обе группы были статистически идентичны: при п = 20 в каждой группе, р 0,05 (табл. 7).
В период эксперимента обе группы занимались в одинаковых условиях; три раза в неделю по 90 минут. В контрольной группе тренировочные занятия проводились по эмпирически сложившейся в танцах методике, т.е. многократный повтор танцевальных движений за преподавателем с постепенным их усложнением.
В процессе тренировочных занятий экспериментальной группы были применены специфические серии учебных заданий в определенном приоритетном порядке. В течение каждого занятия серии учебных заданий занимали по двадцать — двадцать пять минут и проводились в начале основной и в заключительной части (игры и «мини-конкурс»). Эксперимент проводился в течение девяти месяцев танцевального сезона на базе специализированной школы №154 «Видергебурт» г. Омска среди начинающих танцоров семи -девяти лет. В течение всего эксперимента обе группы изучали основные фигуры шести танцев международной программы, в которую входили: европейские танцы (медленный вальс, венский вальс, квикстеп) и танцы латиноамериканской программы (самба, ча-ча-ча, джайв). Всего в период эксперимента в каждой группе было проведено по 120 тренировочных занятий.Среди танцоров экспериментальной группы уменьшилось количество ошибок при воспроизведении под музыку ритмического рисунка заданного танца (показатель «музыкально-ритмические способности (I)»): от исходных данных 7,8 ошибок до 1,5 ошибок, что составило 134 % прироста показателя. Танцоры контрольной группы также улучшили свой результат - от 7,9 до 5,7, что составило 32 % прироста. Очевидно, такой результат в контрольной группе связан с тем, что занятия спортивными танцами развивают музыкальный слух и ритмичность. Дети 7-9 лет, испытывавшие затруднения в определении ритмического рисунка заданного танца и повторении его под музыку, в процессе занятий в течение танцевального сезона, постепенно осваивали навыки танцевальных движений в пределах основного такта, предусмотренного правилами соревнований.
Также неоднозначен результат показателя «музыкально-ритмическая координация (3)», отображающего количество ошибок при воспроизведении под музыку ритмического рисунка руками и ногами одновременно. До эксперимента из 16 возможных ошибок в экспериментальной группе было допущено 8,9 ошибок, а в контрольной - 9,1. По окончании эксперимента юные спортсмены экспериментальной группы легко справлялись с заданием, допустив, в среднем всего 2,8 ошибки из 16 возможных, что составило высокий качественный подъем результата на 104 %. Танцоры контрольной группы продолжали ошибаться в ритмическом рисунке заданного танца и допускали в среднем 7,9 ошибок, что составило 14 % прироста показателя музыкально-ритмической координации.
Такой вид спорта, как танцы, постепенно развивает музыкальный слух и чувство ритма занимающихся. Кроме того, возраст 7-9 лет, согласно исследованиям многих авторов, является благоприятным для развития указанных качеств, и комплексная серия специальных воздействий значительно усиливает этот эффект.
Целенаправленное устранение музыкально-ритмических ошибок является наиболее важным направлением начальной подготовки танцоров, так как исполнение танцевальных элементов с нарушениями в основном ритмическом рисунке наказывается низшей судейской оценкой и, соответственно, последним местом на соревнованиях. Показатели хореографической подготовленности юных танцоров до эксперимента были также статистически однозначны. Средняя оценка хореографической позиции рук в экспериментальной группе составляла 3,2 балла, а в контрольной группе - 3,1 балл (по пятибалльной шкале оценок). Оценка осанки не различалась между группами: 3,4 балла — в экспериментальной и 3,4 балла — в контрольной.