Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации Евтых, Саида Адамовна

Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации
<
Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Евтых, Саида Адамовна. Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Евтых Саида Адамовна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма].- Краснодар, 2012.- 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/61

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Физическая культура личности и факторы, определяющие эффективность ее формирования 14

1.1. Физическая культура личности (понятие, компоненты, факторы воздействия). Формирование физической культуры личности как основная задача физического воспитания 14

1.2. Влияние религии на формирование индивидуального стиля мышления, мировоззрение и личностную физическую культуру 28

1.3. Соотношение ценностей религии и физической культуры 43

1.4. Особенности процесса формирования физической культуры личности старшеклассников с различным типом религиозной ориентации 56

Заключение к главе 75

Глава 2. Методы и организация исследования 79

2.1. Методы исследования 79

2.2. Организация исследования 85

Глава 3. Теоретико-педагогическая модель формирования физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации 86

3.1. Уровень сформированности компонентов личностной физической культуры старшеклассников с различным типом религиозной ориентации 86

3.2. Методологические основы разработки модели формирования физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации з

3.3. Структура и содержание функционально- деятельностной модели формирования физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной

ориентации 100

Заключение к главе 130

Глава 4. Экспериментальное обоснование эффективности модели формирования физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации 131

4.1. Изменение уровня когнитивного компонента личностной физической культуры старшеклассников с различным типом религиозной ориентации 131

4.2. Изменение уровня мотивационно-ценностного компонента личностной физической культуры старшеклассников с различным типом религиозной ориентации 136

4.3. Изменение уровня деятельностного компонента личностной физической культуры старшеклассников с различным типом религиозной ориентации 145

Заключение к главе 164

Выводы 166

Практические рекомендации 171

Список литературы

Влияние религии на формирование индивидуального стиля мышления, мировоззрение и личностную физическую культуру

Исследование процесса формирования физической культуры личности определяется, прежде всего, понятием «личность», обязательно соотнесенного с понятиями «культура» и «физическая культура». В психолого-педагогической и философско-социологической литературе существует множество определений личности, среди которых можно выделить определение Р.С. Мадди (2002): «Личность - это конкретная совокупность характеристик и стремлений, обуславливающих те общие и индивидуальные особенности поведенческих проявлений (мыслей, чувств и действий), которые обладают устойчивостью во времени и могут или же не могут быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека».

Характеризуя личность с точки зрения социальной ее природы, можно выделить определение Б.Г. Ананьева: «Личность - это социальная сторона, социальное качество в человеке. Это конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности» (Психология личности, 2008).

Понятие «культура» многозначно. Для его уточнения исследователи используют массу предикатов, выделяя технологическую, цивилизационную, философскую, управленческую, религиозную, политическую, музыкальную, физическую культуру, городскую и сельскую, этническую и молодежную и др. (Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, 2006). Это явление многообразно как по характеру, так и по форме своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность, состояние нравов и т. д. (Н.Х. Хакунов, А.Г. Моисеева, В.П. Шрам, 2007). В мировой специальной литературе культурологи насчитывают до 250 определений культуры. Учитывая вышесказанное, в контексте нашего исследования, выделим следующее определение культуры: «...это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям» (Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, 2006).

Согласно Л.П. Матвееву (2004), физическая культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается в том, что этот вид культуры профилирован в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и становлению индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями.

Объединяя воедино все три понятия «личность», «культура» и «физическая культура», подходы к трактовке сущности «физической культуры личности» также не имеют единого определения. Так, по определению В.И. Ляха (2008), - это достигнутый уровень физического совершенства человека, его личных качеств, степень использования им приобретенных в процессе занятий физическими упражнениями специальных знаний, умений, навыков, а также физических качеств в повседневной жизни. Физическую культуру личности автор характеризует как интерес и мотивацию к занятиям физическими упражнениями; как состояние здоровья; систематические занятия физическими упражнениями для решения тех или иных задач физического самосовершенствования; объем специальных физкультурных знаний, позволяющих с пользой применять их на практике; объем усвоенных двигательных умений и навыков; разностороннюю базовую физическую подготовленность; овладение гигиеническими навыками и приобретение привычек здорового образа жизни; владение организационно-методическими умениями проведения самостоятельных физкультурных занятий.

Более глубокое определение понятия физической культуры личности представлено в работах В.К. Бальсевича (1986) и Н.Н. Визитея (1980), в которых подчеркивается, что современные представления о физической культуре личности не должны ограничиваться понятиями здоровья, морфофункциональными возможностями организма, развитием физических качеств и двигательных навыков. Наряду с ними важнейшими компонентами формирования и развития физической культуры в персонифицированной форме становятся мировоззрение, система ценностей, потребностно-мотивационная сфера личности, широта и глубина знаний в области физической культуры, а также деятельностного аспекта в реализации ценностей физической культуры.

Согласно А.П. Матвееву (2003), «... это качественное системное свойство человека, проявляющееся в единстве физического, психического и нравственного здоровья, знаниях и умениях организовывать занятия физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, содействующий оптимизации работоспособности и повышению активного долголетия, где в условиях педагогического процесса происходит поэтапное развитие физической культуры личности (идентификация, индивидуализация и актуализация)».

Позже в определение физической культуры личности М.Я. Виленский и Г.М. Соловьев (2001) добавляют духовный аспект, определяя физическую культуру личности как социально-детерминированную область общей культуры человека, представляющую собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентации и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате—веенитания—и—интегрированных—в—физкультурно-спортивной" деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

Анализируя сущность понятия физической культуры личности, следует остановиться на определении П.К. Дуркина (2005), который характеризует ее как часть культуры личности, ее интеллектуальную и духовную сторону (знания, умения, навыки, интересы, ценностные установки в сфере физической культуры) и деятельностную (систематическое, добровольное выполнение физических упражнений, гигиенических и закаливающих процедур, рациональное использование школьником одного или нескольких видов физкультурной деятельности, в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного состояния).

Особенности процесса формирования физической культуры личности старшеклассников с различным типом религиозной ориентации

Ранжируя ответы респондентов о значимости для людей общечеловеческих и религиозных ценностей, автор выявила:—1-е место, которое заняли общечеловеческие ценности (жизнь, свобода, семья, социум, общение) - 58%; религиозные (вера в бога, священное писание, судный день, рай и ад) - 26%; исламские (вера в Аллаха, Коран, пророка Мухаммеда, пост Уразы) - 16%). Автор констатирует очевидность того, что верующие не только осознают первичность общечеловеческих ценностей, но и единство, общность всех мировых религий, ибо исламским ценностям отдает предпочтение лишь каждый шестой респондент (А.С. Антипова, 2007). Таким образом, можно согласиться с А.Г. Косиченко в том, что ценности религии не одного порядка, и для каждой личности они будут занимать свое субъективное место.

Из выше изложенного следует, что в религиозных ценностях существует определенная иерархия, какие-то ценности являются наиболее значимыми, а какие-то наименее, однако это не уменьшает их значимости. Также следует отметить, что в религиозных ценностях высшими являются религиозная вера, вера в Бога. Но все же ценности религии, по сути, совпадают с общечеловеческими нравственными ценностями, к которым относятся: доброта, честность, красота, истина, нравственность, гуманизм, духовность, соборность, фундаментальность, всесторонность, целостность познания и др.

Физическая культура представлена материальными и духовными ценностями для удовлетворения человеческих потребностей в виде упражнений, видов спорта, игр, оздоровительных гимнастических систем, входящих в различные сферы общественной жизни и деятельности (образования, материального производства, быта, здорового отдыха и др.). Ценности физической культуры многогранны, причем учитывают почти все типы целевых предпочтений. Давая характеристику ценностям физической культуры, В.А. Петьков (1999) выделяет: - физкультурно-спортивные и рекреационные, которые позволяют удовлетворять биологические потребности в двигательной активности и служат ориентирами в проявлении социальной, культурной, профессиональной активности индивида и зависят от культуры общества; - ценность опыта личности в сфере физической культуры, связывающий опыт в познавательной, культурной, духовной, психомоторной, валеологической и творческой деятельности. Личностный опыт приобретается человеком в процессе индивидуальной и коллективной физкультурно-спортивной деятельности; - комплекс ценностей, формирующихся совокупностью его личных физических достижений, который определяется уровнем развития его физических и психофизических качеств и проявляется в уровне физической работоспособности, умении управлять своими движениями, рационально решать привычные и новые двигательные задачи, эффективно выполнять двигательные и трудовые действия; - этно-ментальные ценности, в основе которых лежит передача из поколения в поколение традиций, обычаев, обрядов народов в национальной культуре, национальных видов спорта, традиций народной педагогики; - здоровье как ценность общества, подходы к его формированию посредством развития психических, физических и социальных составляющих, экологических и санитарно-гигиенических знаний и навыков.

В итоге автор классифицировал систему ценностей на: 1) ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной, культурной и профессиональной среде; 2) ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг; 3) ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности; 4) ценности, позволяющие осуществить самореализацию; 5) ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности. Характеристику ценностям физической культуры делает в своих работах Л.И. Лубышева (2001), выделяя два уровня ценностей физической культуры: общественный (интеллектуальный, ценности двигательного характера, ценности педагогической технологии, интенционные ценности, мобилизационные ценности, валеологические ценности) и личностный (уровень освоения ценностей физической культуры, который определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью).

Исследуя ценности физической культуры, мы ознакомились с двумя классификациями М.Я. Виленского. Первая ориентирована на школьников, где автор условно разделяет ценности физической культуры на следующие группы: - физические (здоровье, телосложение, двигательные качества, умения, навыки, физические нагрузки, высокая подвижность, стремление к совершенствованию и др.); - социально-психологические (активный отдых, развлечения, удовольствие; формирование трудолюбия, навыков поведения в коллективе, общения; понятия долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции и др.); - психические (эмоциональные переживания, быстрота мышления, творческие задатки, воображение, черты характера, свойства и качества личности и др.);

Организация исследования

Рассматривая методологию как совокупность теоретических принципов и положений, определяющих основные направления процесса познания, в основу модели формирования физической культуры личности старшеклассников с различным типом религиозной ориентации, были положены следующие подходы: культурологический, аксиологический, системный, индивидуальный, дифференцированный, деятельностный, тендерный и гуманнистический.

Культурологический подход представляет собой совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни через призму системообразующих культурологических понятий. Общепризнанно, что культурологический подход - это изучение мира человека в контексте его культурного существования, в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен (В.И. Мареев, Н.К. Карпова, Е.С. Щипанкина, 2010).

Выбор данного подхода определяется его возможностью решения проблемы содержания образования с точки зрения обеспечения его культуросообразности на разных этапах развития человеческого общества, что означает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, региона, в котором находится конкретное учебное заведение (Н.В. Кузьменко, 2009).

Об этом свидетельствует концепция культуросообразности в образовательном процессе М.Я. Виленского (2010) о том, что «...вне контекста культуры невозможно успешно осуществить образовательный процесс, так как основная его функция состоит в воспроизводстве культуры в человеке, который выступает целью, результатом и главным критерием качества гуманистического, личностно-ориентированного образования», в связи с чем построение модели с применением культурологического подхода представляется очевидным.

В логике культурологического подхода - установить диалог между религией и физической культурой, сущность которого заключается в формировании гармонично развитой личности в соответствии с типом религиозной ориентации. В этом контексте культурная сущность школьника является системообразующим компонентом его целостности, ядром которого являются субъектные свойства личности, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества, что определяет базовую составляющую в понимании взаимоотношений этих двух социокультурных явлений. Следует также отметить, что культура понимается как специфический способ человеческой деятельности, которая, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, что относится к культуре и религиозной и физической. Анализируя их с этой точки зрения, основу модели в культурологическом аспекте в отношении религиозной культуры составили работы Ю. Рыжова (2003), К.Г. Доусона (2000), П.С. Гуревича (2005, 2008), П.Ф. Дика, Н.Ф. Дика (2006), В.И. Гараджа (2005) и др.; физической культуры - работы В.К. Бальсевича (1991, 2000), И.М. Быховской (1993), Н.Н. Визитея (1989, 2008), В.М. Выдрина, Ю.Ф. Курамшина (1996), М.Я. Виленского (2010), Д.Д. Донского (1997), Л.И. Лубышевой (1992), А.П. Матвеева (1997), Ю.М. Николаева (2002), В.И. Столярова (1984) и др.

Феномен культуры генетически связан с поиском смысла бытия, тем самым обретая аксиологическую природу. Аксиологический подход к объяснению специфики содержания культуры объединяет ее бесчисленные свойства вокруг понятия «ценность». В научной литературе существует множество различных определений понятия «ценность». Их настолько много, что, по мнению N. Rescher (1982), горячее желание разных авторов навести концептуальный порядок в области изучения ценностей явилось, похоже, единственной точкой согласия для них. Однако, несмотря на данное мнение, можно выделить одну общую характеристику ценностям, которая в психологии рассматривается как абстрактная цель или цели, необходимые человеку для того, чтобы иметь некоторую «точку отсчета» для конкретного оценивания тех или иных событий, и выступают как регуляторы социального поведения личности и группы (В.А. Ядов, 1979).

При этом ценности реализуются в системе ценностных ориентации человека как важнейшего элемента общей структуры диспозиций личности и являются основным механизмом в самоопределении личности в группе и социуме, адаптации к групповым нормам и требованиям. Перевод их в индивидуальные ценности личности, систему социальных установок (аттитьюдов) приводит к тому, что индивид или группа воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий способ действия (И.С. Кон, 1989; В.Б. Ольшанский, 1994; А.В. Петровский, 2003).

Учитывая тот факт, что «выделение ценностных ориентации в системе диспозиций личности является одним из перспективных подходов к целостному изучению и формированию личности» (Н.Н. Никитина, 2002), при построении модели формирования личностной физической культуры старшеклассников с различным типом религиозной ориентации изучались ценностные ориентации верующей и неверующей молодежи на основе уже проведенных научных работ Г.С. Широкаловой (2001), Д.В. Каширского (2002), Н.Г. Лыковой (2003) и др., в которых говорится о том, что наиболее значимыми жизненными сферами для верующих являются: «вера в Бога», «любовь», «помощь другим людям и милосердие к ним», «счастье других» «создание семьи», «здоровье». Наименее значимыми являются: «высокий социальный статус и управление людьми», «высокое материальное благосостояние», «приятное времяпрепровождение, отдых». Для неверующих наиболее значимыми жизненными сферами являются: «наличие хороших и верных друзей», «собственное благополучие», «приятное и интересное времяпрепровождение»; наименее значимыми - «счастье других».

Изменение уровня мотивационно-ценностного компонента личностной физической культуры старшеклассников с различным типом религиозной ориентации

Следует также отметить, что занятия по физической культуре строились на основе комплексной программы по физическому воспитанию, по которой учащиеся старших классов должны овладеть следующими двигательными умениями, навыками и способностями: метанием на меткость и дальность, гимнастическими и акробатическими упражнениями, единоборствами (юноши), спортивными играми.

В соответствии с тендерным подходом при проведении занятий для девушек и юношей использовались одинаковые физические упражнения, но разные по дозированию нагрузки, условиям (расстояние до цели), степени освоения техники, по требованиям к характеристикам техники, критериям оценивания, методическим приемам, различному участию в расстановке и уборке инвентаря (табл. 7). Индивидуальный подход заключался в подборе физических упражнений с учетом следующих компонентов: - психологических особенностей, особенностей мировоззрения; - индивидуального уровня сформированности мотивационной сферы; - индивидуальных двигательных предпочтений; - типа телосложения; - темпов освоения техники;

Общие задачи для юношей и девушек Дифференцированный подход Индивидуальный подход приоритетные задачи для юношей приоритетные задачи для девушек 1. Совершенствованиеобщеразвивающих упражнений безпредметов; с предметами.2. Закрепление и совершенствованиетехнико-тактических действий вспортивных играх, техникигимнастических упражнений, вметании на дальность и на меткость.3. Разностороннее развитие силовых,скоростно-силовых, скоростныхспособностей, выносливости, гибкости,координационных способностей.4. Формирование представления омужественности и женственности. 1. ОРУ с гимнастическими палками,гантелями, с эспандерами;различные движения и положениярук, ног, туловища с упражнениямив равновесии, ходьбе, беге,прыжках.2. Физические упражнения длязакрепления технико-тактическихдействий в спортивных играх,техники гимнастическихупражнений, элементов борьбы(сопротивлений), в метании малыхмячей или других предметов в цель,на дальность.3. Совершенствование общей исиловой выносливости.4. Уборка тяжелого инвентаря. 1. ОРУ с обручами, булавами,лентами, ремешками, скакалкой,большими мячами; различныедвижения и положения рук, ног,туловища с упражнениями вравновесии, ходьбе, беге,прыжках.2. Физические упражнения длязакрепления технико-тактическихдействий в спортивных играх,техники гимнастическихупражнений, метание малыхмячей или других предметов вцель, на дальность.3. Совершенствование общей исиловой выносливости.4. Уборка легких предметов. Учет следующих компонентов:психологических особенностей, особенностей мировоззрения;индивидуального уровнясформированности мотивационной сферы;индивидуальных двигательных предпочтений; -типа телосложения; -уровня физической подготовленности. - уровня физической подготовленности.

Применяя индивидуальный подход к старшеклассникам с различным типом религиозной ориентации, особого внимания требуют физические упражнения для учащихся, соблюдающих религиозные предписания, в частности религиозный пост. Следует отметить, что начало (дата) религиозных постов варьируется каждый год. Исламская религия это объясняет тем, что мусульманский, лунный, календарь на 11 дней короче Григорианского календаря, поэтому каждый год Рамадан (наступает в 9-й месяц мусульманского лунного календаря) начинается раньше, чем в предыдущем году. В православии начало Великого Поста зависит от даты Пасхи. Христианская Пасха празднуется весной, но день празднования - не строго установленная дата, она определяется по лунно-солнечному календарю. Чтобы вычислить день Пасхи, нужно пользоваться пасхалиями -специальными таблицами, которые составляет православная церковь. В соответствии с проведенными вычислениями Православной церковью устанавливается дата Великого Поста.

Мусульманский пост характеризуется полным воздержанием от питья и еды в светлое время суток (от начала рассвета до захода солнца), тем самым в организме постящихся происходит снижение уровня сахара (глюкозы) в крови, что, в свою очередь, приводит к слабости и утомлению организма. Поэтому занятия, в основном, должны строиться на нетрудоемких упражнениях, не требующих длительных нагрузок: разучивание новой техники, освоение нового двигательного навыка, ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на гибкость (динамического и статического характера), простых по координационной сложности.

Особенностью христианского поста является воздержание от мясных, молочных продуктов, рыбы, растительного масла; состоит в сухоядении (без масла). Согласно физиолого-биохимическим положениям, животный белок оказывается основным источником энергии для сократительных движений мышц. Такой рацион питания не может обеспечить достаточное количество белка, поэтому физическая активность не сохраняется в течение долгого времени. Отсутствие белковой пищи на протяжении 48 дней приводит к снижению работоспособности, внимания. В связи с чем подбираются общеукрепляющие упражнения: ходьба, легкий бег, упражнения на гибкость, дыхательные упражнения.

Важным условием в занятиях является регулярное чередование периодов работы и отдыха: переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и нервных центров на другие для ускорения восстановления утомленной группы мышц, переключение с одного вида работы на другой, чередование умственной деятельности с легкими физическими упражнениями. Формирование деятельностного компонента у юношей и девушек во время религиозного поста представлено в таблицах 8 и 9. Дифференцированный подход на занятиях заключается в группировании учащихся в соответствии с типом религиозной ориентации, а также в различном построении процесса обучения в выделенных группах. Так, урок физической культуры после построения и сообщения задач урока начинается с распределения задания между занимающими. В зависимости от задач урока задания в основной части распределяются по группам или для каждого учащегося, чтобы не создавать нетерпимости к особенностям субъективного мира, с четким распределением ролей и индивидуальной нагрузки.

Подготовительная и заключительная часть занятий - продолжительнее по времени: в подготовительной части - общеразвивающие упражнения, упражнения суставной гимнастики, дыхательные упражнения; в заключительной части - упражнения на растягивание основных мышечных групп, дыхательные упражнения, психомышечная релаксация в сочетании с дыхательными упражнениями; в основной части - программный материал по физическому воспитанию с акцентом на физические упражнения низкой или средней интенсивности.

Похожие диссертации на Формирование физической культуры личности старшеклассников на основе учета типа их религиозной ориентации