Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца девятнадцатого столетия Трескин Алексей Алексеевич

Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца девятнадцатого столетия
<
Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца девятнадцатого столетия Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца девятнадцатого столетия Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца девятнадцатого столетия Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца девятнадцатого столетия Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца девятнадцатого столетия Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца девятнадцатого столетия Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца девятнадцатого столетия Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца девятнадцатого столетия Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца девятнадцатого столетия
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Трескин Алексей Алексеевич. Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца девятнадцатого столетия : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Москва, 1999 137 c. РГБ ОД, 61:99-13/649-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы .

1.1. Состояние проблемы исследования в отечественной и зарубежной литературе 9

1.2. Методологические подходы к изучению проблемы. 24

ГЛАВА 2. Факторы, повлиявшие на становление и развитие боевых искусств Китая и Японии, как основы военно-физической подготовки 26

ГЛАВА 3. Основные системы и школы боевых искусств Китая и Японии 87

ГЛАВА 4. Сравнительный анализ военно-физической подготовки в Японии и западной Европе в период феодализма »100

Заключение 120

Выводы 123

Список литературы 127

Состояние проблемы исследования в отечественной и зарубежной литературе

Работы китайских и японских авторов, посвященные общим вопросам развития боевых искусств Китая и Японии. Работы авторов из России и других стран СНГ, посвященные боевым искусствам Китая и Японии. Работы западных авторов, посвященные становлению боевых искусств Китая и Японии.

В диссертации речь пойдет прежде всего о тех видах боевых искусств, которые имеют определенную классификацию и систематизацию.

Многочисленные печатные публикации на многих европейских, в том числе и на русском языке, рассказывающие об отдельных направлениях истории, теории и методики тех или иных школ и стилей боевых искусств, содержат немало интересных фактов. Общим недостатком большинства работ можно назвать их поверхностность в оценке тех или иных явлений и их взаимосвязи с историческими и социокультурными факторами. Авторы нередко ограничиваются пересказом различных историй и легенд, и поэтому такие книги и статьи относятся скорее к жанру популярной публицистики, чем к серьезным историческим исследованиям.

Как правило, в большинстве современных книг и брошюр, изданных как в странах Востока, так и в Америке, в Европе, странах СНГ, в том числе и в России, история боевых искусств дается без должной взаимосвязи с общей историей конкретной страны и всего региона в целом. Это, естественно, затрудняет возможность серьезного научного анализа феномена восточных боевых искусств, их глубинного смысла и внутреннего содержания как «науки жизни», проверенной на практике в течение многих столетий и доказавшей свою жизнеспособность и привлекательность не только для народов Юго-Восточной Азии, но и широко распространившейся на других континентах планеты.

Вместе с тем, ряд исследований, базирующихся на научной исторической основе, изложенных специалистами по боевым искусствам, глубоко изучающими не только свой предмет исследования, но и обладающими знаниями общей истории соответствующих стран и регионов, представляет несомненный интерес для российской и мировой науки.

1. К особой категории исторических источников следует отнести изданные в последние годы как в самой Юго-Восточной Азии, так и в странах Европы и Америки переводы книг древних и современных авторов Китая и Японии с описаниями традиций военного сословия. Такие работы весьма ценны именно как оригинальные источники, не переписанные, не пересказанные и не переосмысленные на европейский лад и позволяющие выявить и понять социокультурные, исторические и философские аспекты рассматриваемого явления во всем его многообразии.

В мире в последние годы появляется все больше поклонников китайского боевого искусства ушу. Эта тенденция характерна для России, стран СНГ и многих европейских и американских государств.

Среди книг по ушу, выпущенных на русском языке в последние годы, примечательным событием стал выход в свет книги китайского мастера Чжа-на Юкуна «Сто вопросов по ушу» (111). Работа вышла в Китае в 1989 г. и впервые переведена на русский язык в 1996 г. Она помогает разобраться в потоке китайских названий, в различиях многочисленных стилей и видов оружия, технических тонкостях и правилах соревнований. Однако, при всех несомненных достоинствах труда китайского ученого, он является прежде всего справочно-познавательным изданием, а не историческим исследованием, поскольку весьма схематично проанализирована роль и место ушу как общественно-исторического явления в тесной взаимосвязи с различными этапами формирования и развития китайского общества.

Значительный интерес для исследования представляют старинные трактаты, посвященные японскому «бусидо» - «Пути воина». Так называли в древней Японии свод правил и установлений, регламентировавших повседневную жизнь самураев, военного сословия, игравшего ключевую роль в жизни страны на протяжении многих веков. Простота изложения и глубина мысли характеризует произведения Дайдодзи Юдзана и Ямамото Цунэтомо - великих самураев, живших на рубеже XYII-XYTO столетий, владевших в совершенстве не только воинскими искусствами, но и обладавших даром красочного изложения в своих произведениях основ кодекса чести и принципов поведения самурая в бою и повседневной жизни (32; 109).

В ряде работ современных японских ученых, посвященных военной истории, пересказываются истории и легенды, рассказывается о стратегии и тактике ведения боя с вооруженными и невооруженными противниками. Однако в подавляющем большинстве подобных публикаций анализ причин и особенностей становления боевых искусств в Японии, как правило, дан весьма схематично.

Зародившееся в Японии в эпоху феодализма айки-дзюцу представляет собой динамичную систему, разработанную многими поколениями самураев для ближнего боя. Пройдя через века, она и теперь остается системой, пользующейся популярностью как в Японии, так и за ее пределами. Поскольку воин феодальных времен стремился в первую очередь овладеть таким искусством боя, которое было бы практичным и как можно более эффективным, его в малой степени волновал стиль или философские проблемы. Айки-дзюцу сформировалось в ходе кровопролитных войн на полях сражений. В статье « Айки-дзюцу самураев» японский историк Тосиро Обата (74) стремится дать представление об этом воинском искусстве.

Факторы, повлиявшие на становление и развитие боевых искусств Китая и Японии, как основы военно-физической подготовки

При рассмотрении роли военно-политической обстановки Китая в истории становления боевых искусств, как части жизни китайской этнокультурной общности были выделены следующие основные этапы: 1. Развитие боевых искусств в Китае в XVIII-VIII вв. до н.э. 2. Развитие боевых искусств периода Чуныцо эпохи Восточного Чжоу (VIII-V вв. до н.э.) 3. Развитие боевых искусств в период с V в. до н.э. по XIII в. н.э. 4. Развитие боевых искусств с XIII вв. н.э. по XIX вв. н.э.

Выделение именно этих этапов в нашем исследовании обусловлено, прежде всего, существенными различиями в боевой подготовке, которые возникают при переходе от одного периода к другому. Весьма подробное рассмотрение ранних периодов истории Китая объясняется тем, что именно в этот период военно-политическая обстановка оказала решающее влияние в становлении и развитии боевых искусств в стране.

Период правления династии Шан (1766-1045 гг. до н.э.), когда появились первые протогосударства в долине реки Хуанхэ, характеризуется значительным ростом численности войска в Китае и появлением усовершенствованного колющего и дальнобойного оружия. С XVI в. до н.э. протошанцы (население бассейна р. Хуанхэ) вступили в эпоху бронзы, что сыграло важную роль в развитии общества, в частности, военного дела. Исследования ряда ученых (17; 38; 50) дают основание для вывода о существовании бронзового комплекса вооружения в указанный период. Бронзовые технологии быстро развивались с момента официального начала правления династии Шан, в больших количествах изготовлялись бронзовые секиры, копья, трезубцы, топоры, алебарды, сабли, мечи и другие виды оружия. Исследования Чуева Н.И. прослеживают этапы становления примитивного «военно-промышленного комплекса», в рамках которого была налажена выплавка бронзового оружия, доспехов и строительство боевых колесниц (112).

В этот период, согласно некоторым современным исследователям (17; 64; 59), в результате влияния извне, шанцы создают конницу и берут на вооружение колесницу. Это сразу же изменило боевую подготовку шанцев и усилило их военную мощь. Одновременно создавались и усовершенствовались разнообразные приемы владения этим оружием. Традиционным видом боевой подготовки была охота, во время которой оттачивались навыки, необходимые в бою. Большое значение в шанский период имели и ритуальные аспекты охоты, близкие к военным традициям (такие, например, как принесение добычи в жертву предкам) (112). Важно отметить, что уже в те времена постоянно и повсеместно проводились состязания воинов в боевых искусствах.

Шанская династия была теократическим государством, чья власть в первую очередь зависела от военного мастерства аристократии и была связана с религиозными институтами. Именно такая социальная структура общества во многом отвечала потребностям ведения войны. Появление в шанском обществе социального строя, полностью посвященного военному делу, стало важным этапом в развитии боевых искусств. При этом все аристократы должны были владеть военным искусством, независимо от того, были ли они непосредственно заняты в военной или гражданской сфере управления.

С расцветом династии Шан была создана постоянная гвардия численностью около тысячи человек. Самыми распространенными видами оружия в то время были алебарда, позднее - копье и лук. Кинжалы и топоры использовались, как правило, в ближнем бою. Вооружение воинов было смешанное, позволяющее как нападать, так и обороняться в ближнем и дальнем бою. Именно в это время формируются основные типы оружия, которые вошли в арсенал ушу нового времени.

При ведении боевых действий с колесниц обычно применялись клевец, для обороны в ближнем бою и для дальнего боя широко использовался лук со стрелами. Упражнения с клевцом до сих пор входят в программу занятий в некоторых школах ушу на севере Китая.

Военные экспедиции привели к распространению культурного влияния династии Шан, что позднее обернулось против нее самой. Западное племя Чжоу сумело не только перенять, но и превзойти достижения шанцев в военной области, и в коалиции с союзниками при помощи колесниц и бронзового оружия пришло к власти в Китае в 1045 г. до н.э. Когда племя Чжоу начало последнюю военную кампанию против династии Шан, вооружение представителей обоих династий было во многом схожим.

Основные системы и школы боевых искусств Китая и Японии

Комплексная система боевых искусств Китая, впитавшая в себя за тысячелетнюю историю традиционную философию, религиозные воззрения, методы военно-физической подготовки, этические нормы, уникальный педагогический опыт, объединена общим названием «ушу». Несмотря на огромное количество особенностей и стилей школ ушу на огромной территории страны, связанных прежде всего с географическими, историческими, социокультурными факторами, ушу представляет собой целостное комплексное явление. Ушу, оформившись как система, стало важнейшей составной частью общей культуры Китая, а впоследствии - заметным явлением в мировой культуре. Ушу возникло на заре государственности Китая и основывалось на вековых национальных традициях, сочетающих в себе уникальные методы ведения боя с оружием и без него, элементы гимнастики и танца, церемониальные ритуалы. Значение ушу и его устойчивое влияние на общественную жизнь страны распространялось далеко за пределы значения одной, пусть даже очень популярной национальной системы боевых искусств. Ушу стало феноменом, пустившим глубокие корни во всех слоях китайского общества, и в среде как аристократии, так и простого народа воспринималось как ритуальное священнодействие, неразрывная часть сосуществования человека и природы, физического и духовного начал, формирующих содержание гармонической личности. Именно эти факторы способствовали жизнестойкости ушу, которая проявилась в период, когда его значение в Китае в качестве боевого искусства ослабевает в связи с техническим прогрессом общества и изменением характера военных действий и методов ведения боя. Вместе с тем, наряду с приверженностью традициям и ритуалам, за многовековую историю система ушу претерпела серьезную трансформацию, которая была вызвана, прежде всего, прогрессом общества и сменой общественно-экономических формаций. Развитие ушу происходило по двум основным направлениям: народному и аристократическому. Становление ушу как комплексной системы, базирующейся на взаимосвязи духовного и физического начал, было тесно связано с религиозными учениями и магическими ритуалами. Создание духовной концепции ушу происходило на основе философских учений буддизма, конфуцианства, неоконфуцианства, чжусианства и даосизма. На первом, раннем этапе (IX в. до н.э. - III в. н.э.) формирования ушу одновременно происходит создание и совершенствование его боевых приемов, становление определенных ритуалов, внедрение элементов боевых танцев в систему тренировки. Упоминания об «ушу» как названии самостоятельной комплексной системы появляется в исторических источниках во втором -третьем веках новой эры. Само название ушу включало в себя два иероглифа -«у» — бой, сражение и «шу» - священное искусство, связанное с магическими ритуалами. Уроки ушу на раннем этапе его истории проводились под руководством опытных учителей-наставников по двум основным направлениям: а) освоение путем длительных тренировок навыков боевых искусств с применением различных видов оружия и без него; б) обучение боевым ритуальным танцам с оружием и без него, сочетавшим в себе чисто танцевальные, театрализованные элементы и приемы нападения и защиты в бою, имитацию боевых ситуаций. Особенную популярность ритуальные боевые танцы приобрели в среде китайской аристократии. Названия танцев, которые исполнялись с точным соблюдением сложившихся ритуалов и признанных канонов, соответствовали определенным целям освоения требуемых боевых навыков, ритма, чувства баланса на земле и в прыжках. Это «дау» - «Большое сражение», «фейча» - «летящий трезубец», «гоудоу у» - «Танец дерущихся собак» (80). По сути, большая часть упражнений ушу сочетает в себе как элементы тренировки боевых искусств, так и ритуально-магические танцевальные композиции, обладающие определенным символическим смыслом. Второй этап эволюции ушу (IY - YII вв.) характеризуется дальнейшим развитием основных его направлений. Происходит размежевание «аристократического» и «народного» стилей. Народный стиль ушу, тесно связанный с различными массовыми празднествами, приобретает все более театрализованный характер. Состязательность отошла на второй план, а главное место заняло представление, рассчитанное на успех у зрителя. В этот период постепенно происходило окончательное размежевание между слоями высшего общества и народом, и поэтому аристократы порой все еще состязались наравне с простолюдинами на праздниках, на которых происходило любимое народом зрелище - демонстрация различных боевых искусств. В качестве примера таких развлечений можно назвать ежегодный массовый праздник «байси» - «сотня игрищ», неизменно собиравший толпы народа и множество участников из разных сословий, которые стремились показать свое мастерство в воинских искусствах и танцах. На этом этапе происходит и совершенствование психологической и философской и педагогических основ ушу, что также создавало предпосылки для его дальнейшего развития и распространения. Следует отметить, что в этот период происходит формирование по всей территории Китая школ ушу, где занятия вели опытные наставники, обладавшие широким комплексом знаний. Эти школы приобрели еще большее значение после введения системы государственных экзаменов по боевым искусствам.

Сравнительный анализ военно-физической подготовки в Японии и западной Европе в период феодализма

Как уже отмечено выше в данном исследовании, феодализму свойственно наличие таких институтов, как иерархия и вассалитет со строгим соблюдением кодекса чести и принципов аристократической этики, нормы рыцарской доблести, включая культ преданности сюзерену, а также культ военного аристократизма. В Китае, в отличие от Японии, период феодализма и власти военной аристократии закончился задолго до возникновения рыцарства в Западной Европе. Несмотря на ряд схожих для двух государств черт развития боевых искусств в период феодализма, в Китае, не сформировалось столь завершенной доктрины как самурайский «путь воина». В Китае было распространено мировоззрение, что истинный воин неотделим от остального мира и, поэтому особого, уникального «пути воина», отдельного от пути человека не существует (80). Поскольку период феодализма сыграл в формировании традиционных японских боевых искусств ключевую роль, именно это обусловило выбор Японии, для сравнительного анализа систем военно-физической подготовки военного дворянства Запада и Востока - «пути воина» средневекового рыцаря Западной Европы и японского самурая. В течение веков менялось само содержание понятий рыцарства и саму-райства.

В целях проведения сравнительного анализа мы примем за основу следующие определения: Рыцарь - воин, принадлежавший к сословию светских феодалов в станах Западной и Центральной Европы. Значение рыцарства особенно возрастает в XI-XII вв, с усилением консолидации военной власти и расцвета рыцарства.

Самурай — воин принадлежавший к сословию светских феодалов, являвшихся в исследуемый период господствующей силой страны, начиная с XII в., с приобретением Еритомо Минамото звания сэйми тайсегуна - «великого полководца, покорителя варваров». Именно тогда ключевые позиции государственной власти заняли представители военного сословия - самураи.

Перед исследованием нами были поставлены следующие задачи: выявить общие закономерности и отличия формирования систем военно-физической подготовки военного сословия - «пути воина» средневекового рыцаря Западной Европы и самурая феодальной Японии; сравнить военно-физическую подготовку, виды оружия и отношение к нему рыцаря и самурая; определить роль и место культуры и образования в системах воспитания рыцарей и самураев, а также значение нравственного воспитания и мировоззрения.

1). Общие закономерности и отличия формирования «пути воина» средневекового рыцаря Западной Европы и самурая феодальной Японии

В истории различных народов мира появление служивого военно-феодального дворянства является характерным явлением. Во время господства феодализма сословия профессиональных воинов существовали во многих государствах Европы и Азии. При всей самобытности развития этого явления в различных странах мира, ему присущи общие закономерности, характерные для данной исторической эпохи формирования феодальных государств, проходившей в период между III и XI вв. н.э.

Когда феодализм в Японии был формально установлен, класс профессиональных воинов, как и в Европе, вполне закономерно занял заметное положение. Их называли самураями. Это слово буквально означает, как и старое английское cniht (kneht, knight) "страж" или "провожатый". Это был привилегированный класс, избравший военную службу своим основным занятием. Появление в Японии сословия профессиональных воинов в период становления феодализма происходило подобно тому как и во многих государствах Европы и Азии. Зарождение могущественного класса феодалов, вынужденных вести постоянные войны, способствовало формированию сильных воинских дружин, способных в равной степени осуществлять наступательные действия и успешно обороняться в жестоком бою. В течение долгого периода непрерывных военных действий в этот класс попадали самые храбрые и сильные люди. Как и в Западной Европе, японское феодальное рыцарство - самураи постепенно сформировалось как наследственное и привилегированное сословие, имевшее сложную иерархическую структуру и самобытную систему военно-физической подготовки. Даже после формальной отмены самурайства в 1868 году, вековые традиции самураев не исчезли, а продолжали составлять важную часть культурного наследия Японии. По сравнению с Европой, японский феодализм характеризуется значительно большей многочисленностью военного дворянства. В XVI -XVII вв. сословие самураев насчитывало около 2 миллионов человек, т.е. примерно 10 процентов населения страны. В европейских странах число рыцарей как правило не превышало 1-2 процента от всего населения. Средневековое европейское общество складывалось из трех частей - духовенства, рыцарства и крестьян с ремесленниками. Представители разных сословий пользовались разными правами и привилегиями. Так, рыцарь был обязан подчиняться решению суда только в том случае, если судьи были равны ему по положению (116). На раннем этапе развития средневековой Европы границы между сословиями были не очень четкими. Рыцарь, например, мог принять монашеский обет и стать рыцарем-монахом - тамплиером или иоаннитом. Снаряжение рыцаря было очень дорогим, что ограничивало возможность перехода в военное сословие представителей иных классов. Например, в конце X столетия, когда расчет велся не на деньги, а на скот, комплект вооружения рыцаря вместе с конем стоил 45 коров или 15 кобылиц (116). Средневековым рыцарем мог быть, как правило, богатый человек, располагающий достаточным временем для длительных тренировок в военном деле. В развитом средневековье статус рыцаря предполагал благородное происхождение. Рыцарство включало в себя феодалов даже самого высокого ранга, что позволяло рыцарям считать себя высшим слоем общества.

В Японии до 1591 г. также не было ярко выраженной границы между сословиями. Однако, когда в 1591 г. звание самурая стало наследственным, произошло жесткое разделение общества на военных (самураев), крестьян и граждан. Стать самураем мог только человек, принадлежавший к военному сословию. Переход из одного сословие в другое запрещался.

Известный российский ученый-востоковед АБ.Спеваковский отмечал в своем исследовании, что отношение европейских рыцарей и японских самураев к крестьянам было различным. Если в Европе в эпоху средневековья крестьянин рассматривался как презренное и примитивное существо, то в Японии, несмотря на антагонизм между сословием воинов и крестьянскими массами, угнетение и эксплуатацию крестьянства, земледелец приближался по своему социальному положению к самураю, а его труд в соответствии с конфуцианским учением, считался почетным и уважаемым. В связи с этим, между самурайст-вом и крестьянством также не было резкого противостояния, которое имело место по отношению к ремесленникам, купцам, актерам и другим низшим слоям общества. К старости японский крестьянин имел шанс удостоится права ношения малого самурайского меча (128).

Похожие диссертации на Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца девятнадцатого столетия