Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные проблемы генетики человека Кашапов Фёдор Адеевич

Социальные проблемы генетики человека
<
Социальные проблемы генетики человека Социальные проблемы генетики человека Социальные проблемы генетики человека Социальные проблемы генетики человека Социальные проблемы генетики человека Социальные проблемы генетики человека Социальные проблемы генетики человека Социальные проблемы генетики человека
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кашапов Фёдор Адеевич. Социальные проблемы генетики человека : ил РГБ ОД 61:85-9/649

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Диалектико-материалистический аспект исследования социальных проблем генетики человека 22-68

I. Диалектико-материалистические принципы изучения человека и его наследственности 22-38

2. Марксистско-ленинское понимание соотношения социальной природы и биологической основы человека 39-68

Глава II. Специфика социально-биологической проблемы в антропогене тике 69 - 140

I. Взаимосвязь социального и биологического в исследовании наследственности человека 69 - 103

2. Качественная специфика наследственности человека как социального существа 104 - 128

3. Место генетики в системе наук о человеке 129-153

Заключение 154 - 159

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Диссертация посвящена философской разработке социальных проблем генетики человека.Актуальность данной темы определяется прежде всего тем, что ХХУІ съезд КПСС в качестве одной из важнейших проблем социальной политики провозгласил задачу дальнейшего развития материальных и духовных основ социалистического образа жизни, формиро- вания нового всесторонне развитого человека . Решение этого вопроса предполагает глубокое научно-теоретическое изучение проблемы человека с учетом естественнонаучных и философских представлений о его природе.

Социальные проблемы генетики человека возникли как естественное следствие научно-технического и социального прогресса. Актуальность исследования этой темы обусловлена рядом факторов. Во-первых, бурное развитие генетики, включение ее в процесс научно-технической революции и выдвижение биологии в лидеры естествознания вносит в жизнь человека, в его господство над природой,обществом и самим собой новый крут проблем, которые требуют социально-философского анализа. Биология бросает "вызов" философии. Проблема "вызова" широко обсуждалась на ХУІ Всемирном философском конгрессе,состоявшемся в 1978 г. Одним из важнейших вопросов, возникших перед философией в связи с возрастающим значением биологии в жизни общества и отдельного человека, является исследование социальных проблем био-

I. См. Материалы ХХУІ съезда ШСС.-М.: Политиздат, 1981, с.63. _ 4 -логического познания.

Во-вторых, современная биология не ограничивается познавательными задачами, а становится одним из средств изменения живого мира, управления жизненными процессами человека и удовлетворения его нужд. Генетика составляет теоретический фундамент биологии. Поэтому особый интерес вызывает прогресс генетики, так как это позволяет найти эффективные пути оказания помощи людям с наследственными болезнями, осуществить ряд медико-биологических мероприятий, направленных на улучшение адаптивных возможностей человека. Развитие этих исследований и практические рекомендации порождают "не только биологические проблемы, но также целый комплекс этических, юридических, мировоззренческих проблем. Все это требует уже сегодня усиления связи между разными науками, так или иначе изучающими че-ловека"^;;

В-третьих, особая важность исследования данной темы определяется задачами идеологической борьбы на современном этапе, буржуазные идеологи пытаются представить капитализм как вечную и непреходящую общественную систему, которая наиболее полно соответствует "врожденной" природе человека и поэтому, якобы, неустранимую никакими социальными революциями. Так "врожденной" агрессивностью пытаются объяснить классовую борьбу, войны, эксплуатацию, антисоциальность в поведении и индивидуализм. Подмена социальных проблем биологическими и попыт-

I. Пастушный С.А. Философские и методологические проблемы генетики. - В кн.: Философия и современная биология. - М.: Политиздат, 1973, с. 197. - 5 -ка решения этих проблем при помощи генетики ведет в конечном итоге к построению социальных утопий, которые носят реакционный характер и по своему существу дезориентируют социальную деятельность человека. Поэтому марксистско-ленинское решение социальных проблем генетики человека является мощным оружием в борьбе с любым идейным и классовым противником'

В-четвертых, дальнейшее развитие общества требует учитывать природные, биологические и генетические особенности человеческой популяции и каждого индивида;1 Без знания наследственности человека, механизмов ее реализации в природной и общественной среде становится невозможным всестороннее решение проблемы целенаправленного формирования человека;' С возникновением и развитием генной инженерии социальные проблемы генетики человека резко обостряются. Возможность вмешательства в структуру наследственного аппарата человека, которая открывается с развитием техники молекулярных операций, будет требовать глубокого анализа социального смысла и общественных последствий этой деятельности, так как результаты генно-инженерных работ для самого человека могут оказаться непредсказуемыми. Все это делает задачу дальнейшей разработки социальных проблем генетики человека, в особенности, проблем качественной специфики наследственности человека, соотношения социального и генетического в человеке, интеграции социального и биологического знания в генетике человека не только теоретически актуальной, но и практически значимой.

Соотношение социального и генетического в человеке носит диалектический характер. Абсолютизация одной из этих сторон приводит к ошибочным концепциям. О преувеличении роли генетических факторов в формировании человека было отмечено в докладе К.У.Черненко на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС: "Вряд ли можно признать научными концепции, которые объясняют такие, например, качества человека как честность, смелость, порядочность наличием "положительных" генов и фактически от- рицают, что эти качества формируются социальной средой" . В докладе, посвященном именно актуальным вопросам идеологической, массово-политической работы партии, это важное замечание обращает внимание на совершенствование всего нашего идейно-теоретического арсенала, касающегося в данном случае исследования проблемы формирования человека. Преувеличение роли генетического, генный фетишизм в изучении человека заключается в том, что его наследственности приписывают такие свойства, которыми она не может обладать по своей природе. Наследственность человека хотя и носит социализированный характер и этим коренным образом отличается от организации наследственности животных, тем не менее она не может осуществлять передачу более сложных социальных качеств человека, которые формируются только в социальной среде. Для преодоления ошибочных взглядов, своеобразного генного фетишизма необходима глубокая разработка социальных проблем генетики человека с позиций диалектического и исторического материализма с привлечением естественнонаучного материала.

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с. 34.

Генетика человека занимает особое место в комплексе наук о человеке. Обусловлено это осознанием важной роли не только общественных, но и генетических факторов в существовании и развитии человека как социального существа. С появлением генетики встал вопрос о значении наследственности в формировании определенных свойств, присущих только человеку. Поэтому в науке происходит интенсификация тех исследований, которые лежат на стыке социальных и биологических дисциплин; Как отмечает И.Т.Шролов, чтобы добиться этого в полной мере необходимо больше уделять внимание анализу социально-философских основ биологического познания человека ;< Проблемы генетики человека выходят за рамки естественнонаучной концепции, в пределах которой они зародились. Одним из таких "выходов" является постановка социальных проблем, что вызывает необходимость исследования их философского содержания. Известно, что материализм естествоиспытателя в его частнонаучных исследованиях может сочетаться с идеализмом при объяснении общественных явлений. Тем более это относится к попыткам объяснения человека как субъекта социальной деятельности. К.Маркс писал, что "недостатки абстрактного естественнонаучного материализма, исключающего исторический процесс, обнаруживаются уже в абстрактных и идеологических представлениях его защитников, едва лишь они решаются выйти за пределы своей специальности" . Ограниченность современного естественноисторического материализма

Фролов И.Т. Проблема человека в "век биологии". - В кн.:-Биологическое и социальное в развитии человека. - М.: Паука, 1977, с. 95.

Маркс К., Энгельс $. Соч., т. 23, с. 383 /примечание/. при изучении человека как социального существа и интерпретации общественных явлений говорит о необходимости перехода ученых на мировоззренческие и методологические позиции исторического и диалектического материализма. Исследование социальных проблем генетики человека ведет к уточнению статуса этой науки как отрасли социально-биологического познания человека; В этом плане генетика человека, обладая специфическим аппаратом комплексного исследования, начинает выступать одной из форм синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания о человеке.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время можно выделить два основных направления философских исследований, связанных с анализом социальных проблем генетики человека: вну-тринаучное и социокультурное направление. Такое деление основано на различении широкого и узкого смысла понятия социального, а также внутренних и внешних факторов научного познания.

В широком смысле социальное характеризует внутреннюю интегральную природу человека как социального существа, находящегося в общественных отношениях. Показывая, что генетики неизбежно должны выходить за пределы своей специальности, когда они решают теоретические вопросы генной инженерии, охраны и улучшения наследственности человека, С.А.Пастушный подчеркивает, что "фундаментальные проблемы генетики человека заставляют современных ученых считаться с социальными характеристиками человека" .

I. Пастушный С.А, Генетика как объект философского анализа. -М.: Мысль, 1981, с. 245. - 9 -В узком смысле социальное характеризует только общественные отношения, в которые вступает человек. Поэтому понятие социального шире понятия общественного и не сводится к нему. Общественные условия познания и практической деятельности человека в силу своей сложности и опосредованности различными факторами требуют комплексного анализа. Вот почему "перспективы развития генетики человека и практическая реализация их результатов не могут успешно осуществляться без учета социального контекста"1. Тем более, что в антогонистическом обществе представители естественноисторического материализма не в состоя-нйи "... сладить с общественными вопросами" . Необходимость учета закономерностей социального развития при решении учеными социальных проблем генетики человека без знания исторического материализма приводит к тому, что они договариваются, по словам В.И.Ленина, "до целого ряда вопиющих нелепостей и насчет политики, и насчет "монистической религии" и т.д. и т.п." . Достаточно вспомнить тот факт, что Ф.Гальтон и его последователи рассматривали евгенику как религию будущего. И сегодня не прекращаются попытки использовать достижения генетики как панацею от всех социальных бед.

Широкий и узкий смысл понятия социального анализируется Н.Б.Оконской, используется В.Г.Афанасьевым, все более исследуются в литературе внутренние и внешние факторы научного познания. Такое деление понятия можно использовать для анализа

Пастушный С.А. Генетика как объект философского анализа. -М.: Мысль, 1981, с. 244.

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 377.

Там же, с. 377. - 10 -рассматриваемых социальных проблем.

В узком смысле слова социальные проблемы генетики человека связаны с социокультурными, общественными проблемами и функциями этой науки, с социальной интерпретацией обнаруженных закономерностей и практических рекомендаций. С возникновением марксизма была решена проблема социальной обусловленности науки, объективности социальных проблем естествознания и регулятивной роли гуманистических принципов, неразрывно связанных с объективными целями передовых общественных классов, партий, с коммунистическим будущим человечества.

Генетика человека имеет общие и порождает специфические социальные проблемы. Социальные проблемы отражают влияние биологической науки и, в частности, генетики на развитие медицины и здравоохранения и в конечном итоге на развитие производительных сил в условиях научно-технического прогресса. Медицинская генетика открывает новые возможности для сохранения, укрепления генетических основ здоровья человека, его трудоспособности и жизнерадостности. Социальные проблемы отражаю! то новое, что вносится генетикой человека как наукой в отношение человека к природе, к обществу, к самому себе, к своему будущему в этом мире. Этот процесс осмысляется философами, социологами, историками, науковедами, теологами, писателями, общественными деятелями, широко мыслящими генетиками, биологами, антропологами, юристами, медиками. "Рефлексия социальных условий деятельности является характерной чертой субъекта поз- - II г нания на современном этапе" . Исследование комплекса новых проблем, порождаемойгенетикой человека, превращается сегодня из предмета специальных наук в предмет всеобщего научного и общественного интереса. Чтобы в полной мере ответить на вопросы, включающие в себя социальные аспекты рассмотрения, необходимо учитывать коренные общественные условия и возможности их решения. Однако этого недостаточно, так как необходимо также знать какова сущность человека, передается ли она по наследству, а отсюда возникают вопросы о том, что представляет собой наследственность человека, каковы ее отличительные особенности, обеспечивающие ему возможность в онтогенезе усваивать социальную программу. Таким образом, в генетике человека как в никакой другой науке обнаруживается зависимость социокультурных проблем, внешних факторов научного познания от внутринаучных проблем, учитывающих социальные характеристики человека как объекта исследования.

В широком смысле слова социальные проблемы генетики человека связаны с изучением наследственности человека как социального существа и переплетаются с внутринаучными проблемами этой науки. В общем плане это проблемы соотношения социального и биологического в человеке. Существуют биологические проблемы генетики человека, которые решаются биологическими методами, но есть и социальные проблемы генетики человека, которые решаются социальными методами и требуют обращения к философии. Так соотношение социального и биологического в І. Зиневич Ю.А., Федотова В.Г. Роль социально-культурных факт торов в исследовании науки. - Вопросы философии,1982,№9,с.77. - 12 -исследовании наследственности человека не может быть решено на уровне биологической методологии, так как это область социально-философской про блематики.

Социальные проблемы,: возникающие в генетике человека способствуют соотнесению частнонаучных представлений о человеке с общефилософским пониманием его социальной сущности и существования. В истории науки было много точек зрения на природу человека, на процесс его развития. Однако действительно глубокая и успешная разработка проблемы человека началась с возникновением марксистско-ленинской философии. Большое место в философских представлениях о природе человека в советской литературе уделяется диалектическому рассмотрению биологических и социальных факторов в его формировании.

Социальные проблемы генетики человека являются по существу одним из аспектов этой социально-биологической проблемы. Необходимость философской разработки социально-генетического аспекта данной проблематики отмечается многими авторами / Ас-тауров Б.Л., Бадалян Л.О., Баев А.А., Батенин С.С, Беляев Д.К., Берг Р.Л., Бердышев Г.Д., Бочков Н.П., Брушлинс-кий А.В., Гирусов З.В., Давиденков С.Н., Дубинин Н.П., Дубровский Д.И., Карпинская Р.С, Кремянский В.И., Лысечко В.П., Мерлин B.C., Еикитюк Б.А., Оконская Н.Б., Пастушный С.А., Пе-хов А.П., Рокитский П.Ф., Рычков Ю.Г., Бусалов В.М., Тарасов К.Е., Тищенко В.И., Федоров В.М., Фролов И.Т., Царегород-цев Г.И., Черненко Е.К., Эфроимсон В.П. и др./. Сюда можно отнести ряд фундаментальных вопросов о том, как влияет социальный прогресс на наследственность человека, каковы перепек- - ІЗ -тивы развития генетических основ человечества, угрожает ли ему генетическое вырождение, есть ли генетические преграды для совершенствования человека, какова специфика наследственности человека как субъекта социальной деятельности. Социальные проблемы генетики человека включают в себя проблемы, фиксирующие взаимодействие между социальным и генетическим в ходе антропосоциогенеза, а также вопросы, касающиеся взаимодействия социальной природы человека и его биологической основы.

Таким образом, выделение широкого и узкого смысла понятия социального, учитывающее социальные характеристики человека и коренные общественные условия его жизни и познания, представляется необходимым, чтобы не обеднять рассматриваемую проблематику и не сводить ее к какой-либо одной стороне.

Сложный комплекс социальных проблем, выдвинутый современным этапом развития генетики человека, подтверждает слова В.И.Ленина о том, что "... без философских выводов естествоз- нанию не обойтись ни в коем случае "і1 В свою очередь новая проблематика, возникшая в связи с приложением достижений генетики в обществе, требует углубления философских представлений о человеке. Одним из недостатков исследований по социальным проблемам генетики человека является незавершенность разработки целостной концепции генетики человека как науки, формирующейся на стыке социального и биологического исследования наследственности человека. Н.П.Бочков ясно и четко отмечает: "Сегодня назрела необходимость в систематическом изложении

I. Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 45, с. 31. - 14 -философских и социальных вопросов генетики человека"*. Разработка и систематическое изложение наиболее общих философских оснований решения социальных проблем генетики человека является необходимым этапом исследования в этой области. В.Й.Ленин писал: "Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться"на эти общие вопросы" .

Зго положение В.И.Ленина о решении общих и частных вопросов используется также в качестве структурообразующего принципа построения работы. Отсюда изложение темы предполагает предварительное решение общих вопросов, восхождение от абстрактного к конкретному, а в данной работе от общей проблемы человека и его наследственности в первой главе к проблеме взаимосвязи социального и биологического в исследовании его наследственности во второй главе. Такой метод позволяет решить проблему исходного пункта исследования, сформулировать основные философские принципы, без которых невозможно решить проблему, а также поставить в начале изложения ряд частных вопросов, требующих, как писал В.И.Ленин, предварительного решения общих.

Если рассматривать ситуацию, сложившуюся в генетике человека с учетом диалектики внутренних и внешних факторов развития научного познания, то в философской литературе более детально исследована роль внешних, социокультурных факторов.

Бочков Н.П. Методологические и социальные вопросы современной генетики человека. - Вопросы философии, 1981, № I, с. 62.

Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 15, с. 368.

На современном этапе исследования возникает необходимость показать зависимость разработки социокультурных факторов от внутринаучных в генетике человека. Это даст возможность конкретизировать диалектику взаимодействия рассматриваемых сторон, а также показать, что в конечном счете решающая роль социокультурных факторов может быть установлена при глубоком знании внутринаучных факторов научного познания в генетике человека. Имея в виду внутренние факторы, следует отметить, что слабым звеном философского анализа является неразработанность диалектики наследственности человека и социальной среды в формировании человека как социального существа. Философская значимость этой проблемы связана с тем, что ее исследование выступает одним из концептуальных узлов современной проблемы человека.'

Поскольку статьи о генетике человека нет ни в "Философской энциклопедии", ни в "Философском энциклопедическом словаре" 1983 года, хотя соотношение социального и генетического в человеке можно отнести к числу классических познавательных задач, то мы полностью приведем определение данного предмета, его статуса и основных проблем из "Большой Советской Энциклопедии". "Генетика человека, отрасль генетики, тесно связанная с антропологией и медициной; Генетику человека условно подразделяют на антропогенетику, изучающую наследственность и изменчивость нормальных признаков человеческого организма, и генетику медицинскую, которая изучает его наследственную патологию /болезни, дефекты, уродства и др./. Генетика человека связана с эволюционной теорией, так как исследует конкретные механизмы эволюции человека и его место в природе, с психоло- гией, философией, .социологией. Из направлений генетики человека наиболее интенсивно развивается цитогенетика, биохимическая генетика, иммуногенетика, генетика высшей нервной дея- тельности, физиологическая генетика" ;!

Генетика человека в комплексе с другими науками вскрывает один из моментов соотношения социального и биологического в человеке; Поэтому мы считаем, что существует генетический аспект изучения взаимоотношения данных реальностей. Опосредо-ванность социального и биологического имеет специфические механизмы не только на биологическом, но и на генетическом уровне, который и определяет некоторые элементы данного взаимодействия^ Еще в 1974 году, выступая с обсуждением в журнале "Природа" статьи биолога-эволюциониста Э.Майра "Человек как биологический вид", И.Т.Фролов писал: "Нужна конкретная программа для исследований биологической природы человека, которая, естественно, существует и находится в сложнейших связях р и зависимостях с его социальной сущностью .1 Цитируя это положение, хотелось бы обратить внимание на указание о существовании сложнейших "связей и зависимостей" между биологической природой человека и его социальной сущностью. Поэтому анализ соотношения социального и генетического в человеке проводится не вообще, а в рамках преодоления оторванности изучения социальной сущности человека от исследования его как

Гринберг К.Н., Прокофьева-Бельговская А.А. Генетика человека. - В кн.: БСЭ.' 3-е изд., 1971, т. б, с. 238.

Фролов И.Т. Биология и будущее человека. - Природа, 1974, W 2, с. 47. природного, биологического существа, имеющего специфические наследственные механизмы. В работе "Меделизм и философские проблемы современной генетики" 1976 года было высказано положение о том, что "само направление исследований в области генетики человека во многом определяется пониманием сущности человека, соотношения социальных и биологических /генетических/ факторов его развития"1. Исследуя литературу последних лет, Г.Г.Порошенко и В.М.Федоров показали актуальность этого положения для современной генетики человека. Очевидно, это является основной тенденцией исследования советских философов по данной проблематике, которой мы и будем придерживаться.

Генетика человека накопила большой фактический материал, который не оставляет сомнений в вопросе о наследственной детерминированности психофизиологических особенностей, индивидуальных различий между людьми, о генетической обусловленности нейродинамического эквивалента психики. Обращая внимание на роль генетических факторов в формировании отдельных свойств человека, в литературе упускалось из виду исследование роли генетических факторов в формировании человека как социального существа. Используя категории диалектики: вещь, свойство, отношение и учитывая зависимость отношений и свойств вещи от природы самой вещи, в диссертации акцентируется внимание на исследовании не отдельных свойств человека, а на материальном субстрате человека как социального существа. Детерминированность свойств человека взаимодействием наследственности и

I. Шролов И.Т., Пастушный С.А. Менделизм и философские проблемы современной генетики. - М.: Мысль, 1976, с. 202. - 18-социальной среды говорит о большей детерминированности самой f вещ, то есть человека как субстрата, носителя социальной жизни. Таким образом, нас интересует генетически обусловленная биологическая предпосылка становления и развития человека как субъекта социальной деятельности.

Научное понимание социальных проблем генетики человека обнаруживается только с позиций всей марксистско-ленинской философии и в особенности диалектико-материалистического решения соотношения социального и биологического в человеке. Такой подход позволяет выделить в качестве социальных проблем генетики человека те проблемы, которые связаны с изучением наследственных механизмов биологической основы человека, в процессе которого учитываются его социальные характеристики, а также общественные условия познания и практической реализации полученных результатов. Следовательно, диалектический материализм задает определенную концептуальную базу, служащую основой для решения социальных проблем генетики человека.

Сформулируем вкратце цель, задачи и результаты исследования. В диссертации ставится цель проанализировать социальные проблемы, возникающие на стыке социального и биологического исследования человека и его наследственности: 1/проблему качественной специфики наследственности человека; 2/проблему соотношения социального и генетического в человеке; 3/проблему интеграции социального и биологического знания в генетике человека. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: - рассмотреть методологическое значение философских принципов материального единства мира, развития, отражения и деятельности для анализа филогенетического и онтогенетического аспекта изучения проблемы наследственности человека; показать методологическое значение открытия К.Марксом социальной сущности человека для решения проблемы взаимодействия естественных и общественных наук при изучении человека и его наследственности; показать общее и особенное в наследственности человека в сравнении с наследственностью животных; выявить существенную роль социальной среды в реализации социально опосредованных особенностей организации биологии человека, аккумулированных в его генетической программе; уточнить статус генетики человека как пограничной науки, формирующейся на стыке социальных и биологических дисциплин.

В процессе исследования получены следующие результаты.

I. Показано, что наследственность человека является качественно новой формой биологического наследования, которая сформировалась в филогенезе под влиянием социальных факторов и реализуется в онтогенезе под влиянием социально-информативных воздействий. Новизна результата состоит в обнаружении качественной специфики наследственности человека, которая заключается в том, что это не просто биологическое наследование, а наследование биологических основ социальной природы человека, то есть предпосылок к труду, речи и мышлению. В основе биологических предпосылок лежит весь генотип как целостная система, в котором иерархично детерминированы признаки человека на разных уровнях /морфологическом, физиологическом, ней-родинамическом и психодинамическом/. Качественная специфика наследственности человека проявляется в том, что позволяет - 20 -человеку в онтогенезе, усваивая социальную программу, вступать в общественные отношения и тем самым раскрывать свою социальную сущность, то есть производить в отличие от животного по меркам любого вида, усваивать любой язык и, овладевая абстрактным мышлением, проникать в сущность любых вещей. Наследование биологических предпосылок социального формирования человека является фундаментальной особенностью наследственности человека и позволяет охарактеризовать ее как высшую форму биологического наследования.

II. Показано, что соотношение социального и генетического в человеке имеет две стороны и их отношение выражается как существенная и необходимая связь. Первая сторона состоит в том, что а/ генетическое является первичным в онтогенезе человека по отношению к его социальной сущности, б/ генетическое есть необходимая, но не достаточная предпосылка для становления социальности человека. Вторая сторона состоит в том, что социальное детерминирует формы реализации законов специфической /социализированной/ наследственности человека, то есть такую особенность ее организации, которая возникла в ходе антропосоциогенеза под влиянием социальных факторов и не реализуется вне социальной среды. В силу этого человек в онтогенезе приобретает социальную сущность не в соответствии с законами его биологической наследственности, а по законам социального развития, точнее по закону взаимодействия социальных и генетических факторов в развитии человека, в соответствии с которым социальные факторы являются определяющими по отношению к социализированной наследственности человека. Новизна результата состоит в конкретизации общего принципа - 21 -взаимодействия социального и биологического в человеке по отношению к его отдельной стороне, связанной с генетическими механизмами.

III. Показано, что интеграция социального и биологического знания в генетике человека состоит: І/ в разработке пограничных проблем между естественнонаучным и гуманитарным познанием человека; 2/ в формировании биосоциального метода познания наследственности человека, в процессе которого учитываются: связи с предшествующими уровнями организации материи, с окружающей природной и социальной средой, социальные характеристики человека, общественные условия познания, социальные последствия практической реализации полученных результатов; 3/ в формировании теории биосоциального объекта в генетике человека, которая опирается на системно-структурный анализ и принцип историзма в объяснении наследственности человека как сложного явления, включенного в более общую систему. Новизна результата состоит в том, что содержание предмета исследования приведено к адекватной форме, в качестве которой выступает концепция генетики человека как биосоциальной дисциплины. Генетика человека изучает не просто наследственность человека, а самого человека, обладающего наследственностью, что является прерогативой социально-философского анализа, складывающегося в рамках биосоциального типа познания. В целом показывается, что современные достижения генетики человека вопреки буржуазным концепциям би-ологизаторства и вульгарного социологизаторства конкретизируют соотношение социального и биологического в человеке и углубляют марксистское учение о его социальной сущности.

Диалектико-материалистические принципы изучения человека и его наследственности

Все они связаны с тремя основными мировоззренческими проблемами: как понимается сущность человека, сущность внешнего бесконечного мира и сущность отношения человека к миру, включая сюда вопросы отношения к обществу, к самому себе, к своему будущему. С развитием общества роль науки о человеке неуклонно возрастает. Человек все более становится предметом генетического познания. Исследование наследственности человека, практическая реализация полученных результатов порождает не только биологические, но и социальные проблемы. Для того, чтобы всесторонне изучить наследственность человека и понять остроту возникающих социальных проблем необходимо вкратце рассмотреть наиболее общий диалектико-материалистический подход к проблеме человека. Тем самым мы решим вопрос исходного пункта данного исследования. Исходный пункт должен обладать рядом признаков, неоходимых для того, чтобы развернуть исследование и прийти к этому пункту в конце, но уже в обогащенном и конкретизированном виде.

К.Маркс и Зі.Енгельс в "Немецкой идеологии" выделили специально предпосылки, с которых они начинают. Эти предпосылки устанавливаются эмпирическим путем и они являются не произвольными, а действительными. Таким исходным пунктом исследования выступают "человеческие индивиды", рассматриваемые в их деятельности. Первый конкретный факт, который, по словам К.Маркса и Ф.Энгельса, подлежит констатированию, - "телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отношение их к остальной природе". Далее они замечают, что "мы здесь не можем, разумеется, углубляться ни в изучение физических свойств самих людей, ни в изучение природных условий" . Уже в исходном пункте К.Маркс и Ф.Энгельс не противопоставляют философское понимание природы человека частнонаучному аспекту его исследования. Вообще с возникновением марксизма характер исследования проблемы человека коренным образом изменился. Суть этого изменения мы видим не в противопоставлении частнонауч-ного и философского аспекта, а в углублении философского /марксистского/ понимания природы человека на основе новейших научных представлений. В данном исследовании предпринимается попытка изучения наследственных свойств людей и условий их реализации в аспекте социальной сущности человека. Классики марксизма отмечают, что телесный индивид представляет истинную основу и исходный пункт для исследования человека. Ф.Энгельс пишет: "Мы должны исходить из "я", из эмпирического, телесного индивида, но не для того, чтобы застрять на этом..., а чтобы от него подняться к "человеку". "Человек" всегда остается призрачной фигурой, если его основой не является эмпи-рический человек" .

В отличие от фейербаховского единства человека и природы К.Марксом было в принципиальном виде показано, что человек не только природное существо, но есть общественное природное существо. Этим отличается исходный пункт исследования К.Маркса от Фейербаха и Гегеля с его тождеством бытия и мышления, в основе которого лежит идея духовной сущности мира в целом. Если Фейербах рассматривал единство человека и природы как нечто непосредственное, то К.Маркс показал, что это единство опосредовано обществом, то есть выступает не абстрактно, а конкретно. Следовательно, исходным пунктом исследования выступает человек, но человек не просто как природное, а как общественное природное существо, с соответствующими социальному существу свойствами, проявляющимися в определенных общественных отношениях и материальных условиях жизни.

Для углубления философского анализа человека как социального природного существа в дальнейшем необходимо будет использовать ряд понятий диалектики: абстрактное-конкретное, сущность-явление, содержание-форма, вещь-свойство-отношение, субстрат-функция и др., а также понятия взятые из биологии: филогенез-онтогенез, наследственность-изменчивость, организм-среда, индивид-популяция. При решении вопроса о соотношении социального и биологического в человеке и изучении его наследственности они образуют концептуальное поле проблемы.

Марксистско-ленинское понимание соотношения социальной природы и биологической основы человека

Между отражаемым и отражающим существует структурное соответствие;1 Развитие отражения сопровождается усложнением характера этого структурного соответствия. Перенос структур от одной материальной системы к другой имеет свою специфику для биологической формы отражения на генетическом уровне. Существенным отличием живых самоорганизующихся систем является способность сохранять свою качественную специфику благодаря наличию специальных кодовых механизмов, регулирующих отношение организма со средой. ГГри этом "управляющий кодовый процесс должен быть в наименьшей степени связан с природой тех веществ, параметрическими процессами в которых он управляет, и в наименьшей степени зависить от их химической природы. Кодирование простых процессов с помощью кодов, построенных на новых свойствах, появившихся при усложнении системы, дает возможность кодирование кода и в конечном счете приводит к таким далеким от молекулярного уровня кодам, как язык и писмен-ность" ,

Генетический аппарат не является единственной формой сохранения устойчивости самоорганизующихся систем и регулирования отношений организма со средой. Еще К.Уодцингтон называл генетический аппарат "великолепным обучающимся устройством". В ходе эволюции живых систем возникает мозг - аппарат регулирования сигнальных отношений со средой, который расширяет приспособительные возможности организма. Ю.Г.Трошихина подчеркивает значение "мозга как такого аппарата, который создается в эволюции в качестве дополнительного к генетическому аппарату" . В дополнению к генетическому аппарату, который регулирует видовой опыт, возникает мозг, который регулирует индивидуальный опыт. Если генетический аппарат ответственен за субстратную преемственность в эволюции вида, то мозг ответственен за функциональную преемственность между поколениями.

Переход от биологической организации материи к социальной сопровождается усложнением биологического типа наследования и возникновением совершенно нового типа передачи признаков рода от поколения к поколению, который основан на воспроизведении важнейших элементов материальной и духовной культуры Е.И.Кукушкина отмечает, что "с переходом на новую, социальную ступень отражения меняется не только предмет и содержание наследования, но и сам его способ. Теперь внутренние и непосредственные процессы сопровождаются внешними и опосредо ванными" ; Материальная организация наследственности человека является высшей формой биологического отражения на генетическом уровне. Без материальных механизмов наследственности человека было бы невозможно становление его как социального существа ни в филогенезе ни в онтогенезе.

Принцип деятельности подчеркивает активный характер отношения человека к окружающему миру. На ступени социальной организации материи, с появлением человека с его трудовой деятельностью возникает универсальная способность к идеальному и материальному воспроизведению предметного мира. Универсальность человека выражает один из аспектов его сущности, момент качественной специфики человека. К.Маркс пишет: "... Животное производит только самого себя, тогда как человек воспроизводит всю природу"-1 ; Животное взаимодействует с природой в меру наследственной программы своего вида, человек же способен производить по меркам любого вида. Способность человека производить по меркам любого вида не запрограммирована, но имеет в качестве предпосылки универсальную наследственную программу, которая реализуется в социальной среде.

Поскольку человек возникает в результате развития мира, он в определенной мере "наследует" в себе некоторое содержание этого мира. "Унаследованное" содержание реализуется в виде неограниченных возможностей человеческой практики и мышления. Эти возможности человеческой деятельности основаны на его природных предпосылках, включая физическое существование человека и его наследственность;- Следовательно, онтологическим основанием универсальности человека является то, что бытие человека диалектически включает в себя нижележащие уровни организации и формы движения материи, существующие в неживой природе и органическом мире.

Взаимосвязь социального и биологического в исследовании наследственности человека

Исследование взаимосвязи социального и биологического в человеке показывает, что формирование социальной сущности человека невозможно не только без социальной среды, но и без определенных биологических предпосылок, которые сформировались в ходе антропосоциогенеза;- К числу биологических предпосылок относится наследственность человека, которая имеет общие и специфические, социально опосредованные особенности. Влияние социальных факторов на генетические механизмы в ходе филогенеза и онтогенеза человека ставит проблему взаимосвязи социального и биологического в исследовании наследственности человека. Эта проблема является предметом естественнонаучного и философского анализа. В марксизме естественнонаучное представление о человеке углубляется до философского понимания соотношения социального и биологического в человеке. Для того чтобы раскрыть специфику социально-биологической проблемы в антропогенетике необходимо показать, в чем заключается диалектика социального и биологического в наследственности человека. Однако этого недостаточно, так как соотношение социального и биологического в наследственности человека изменяется в процессе исторического развития самого человека. В зависимости от степени господства человека над природой и самим собой, его организм приобретал социально детерминированные характеристики, которые позволяли ему лучше усваивать коллективный опыт и участвовать в социальном общении, что повышало на первоначальном этапе истории возможности выживания индивида в борьбе за существование и продолжение себя в потомстве. Исторический подход в изучении становления человека требует диалектического рассмотрения перехода от антропогенеза к социогенезу и наиболее полно выражается в учении об антропосоциогенезе. Понятие "антропосоциогенез" является составным и образовано из понятий "антропогенез" и "социогенез" и соответственно является более широким чем каждое из них взятое в отдельности. Антропогенез, как раздел антропологии, изучает происхождение человека, эволюцию его физического организма, а антропогенетика изучает генетические механизмы процесса антропогенеза. Термин "антропогенетика" отличается от термина "генетика человека", но иногда в литературе они употребляются как синонимы. Генетика человека включает в себя антропогенетику и изучает генетические механизмы становления человека в ходе всего антропосо-циогенеза.

В антропогенетике еще много не решенных задач. Н.П.Дубинин подчеркивает, что "до сих пор остается загадкой, в чем состояла суть генетической подготовки одного из видов животных, которая обеспечила ему возможность выйти на качественно новый уровень развития - на уровень общественной формы движения материи" . Суть биологической эволюции, которая обеспечила преобразование гоминид состоит, по мнению Н.П.Дубинина, в создании физического облика и всех анатомо-физиологических особен гостей человека в соответствии с деятельностью и развитием его сознания. Все это происходило при доминирующем влиянии социальных и постепенном вытеснении биологических факторов. Данную форму эволюции автор называет гармонизирующей, в результате которой возник "сплав" социального и биологического. "Поэтому физические особенности человека, представляя собою естественную биологическую природу человека, вместе с тем самым глубоким образом отражают его социальную сущность. В то же время Н.П.Дубинин, по мнению И.Т.Фролова, чрезмерно разводит биологическое и социальное наследование, две программы в человеке. Это очень сложная проблема и она еще требует своего исследования с привлечением естественнонаучных данных и философских идей о преобразовании биологического социальным в человеке и отражения этого процесса в его наследственности. Только в этом направлении можно найти ответ на вопрос почему человек в онтогенезе в отличие от животного может усваивать культурный опыт человечества.

Большое значение приобретает философское осмысление конкретных фактов, которые устанавливаются генетикой. Исследования по молекулярной антропологии, которые проводились в Калифорнийском университете в Беркли показали, что около пяти миллионов лет назад произошло расхождение между ветвью, ведущей к человеку и другими приматами.

Качественная специфика наследственности человека как социального существа

Вопрос о качественной специфике наследственности человека встал в связи с изучением негативных и позитивных последствий воздействия научно-технического прогресса на развитие человека. Эта проблема широко исследуется современньши философами и генетиками. Бочков Н.П. отмечает: "Одним из ключевых вопросов генетики человека является вопрос о строении и функционировании материальных основ наследственности. Сведения по каждому из трех уровней организации наследственных структур /генному, хромосомному, геномное/ накапливаются в последние годы с удивительной быстротой, и можно надеяться, что недалеко то время, когда будет составлена довольно целостная картина наследственности человека" . При составлении целостной картины наследственности человека возникает необходимость исследования соотношения биологической наследственности с социальным качеством человека. Научное решение этого вопроса требует обращения не только к естествознанию, но и к марксистско-ленинской философии. Дело в том, что наследственность человека представляет собой особую форму биологического наследования, которая не существует в животном мире. В отличие от наследственности всех других живых организмов наследственность человека находится в определенной зависимости от его социального качества. Но вместе с тем всякое явление наследственности да -же специфически человеческое есть функция генов и всего организма и обусловлено определенными биологическими процессами, необходимо воплощенными в биологической структуре. Исследование сложных и многоуровневых наследственных процессов, отражающих в себе особенности человеческой биологии, является необходимым этапом развития генетики человека.

Молекулярная биология может установить процентное сходство наследственности человека и шимпанзе. Теория информации может показать различие информационной емкости наследственности человека и других живых организмов. Исследуется индекс непохожести генетической информации, позволивший человеку выйти за рамки биологической эволюции. Однако ни молекулярная биология, ни теория информации не могут установить качественную специфику наследственности человека как особой формы биологического наследования, существующей в связи с социальным бытием человека. Наследственность человека, описанная на мо-лекулярно-биологическом и информационно-кибернетическом уровне, не является наследственностью человека в полном смысле этого слова. Такое описание является лишь необходимой предпосылкой объяснения наследственности человека. Для выявления ее специфики необходимо обращение к философской проблеме соотношения социального и генетического в человеке, где и обнаруживается новое системное качество его генотипа.

Исследование единства социального и генетического в человеке показывает, что материальные механизмы, обеспечивающие это единство, воплощенные в целостной наследственности человека, представляют собой особую, высшую форму биологического наследования. Все другие формы биологического наследования являются более простыми и по степени своей структурной сложности стоят гораздо ниже, чем наследственные предпосылки социального формирования человека. Для своей реализации они не требуют таких сложных условий существования как социальная среда и в том числе большого срока обучения, комплекса социально-информативных воздействий. Понятие высшего в объяснении наследственности человека означает, что эта форма наследования появилась в результате социально детерминированной биологической эволюции человека. Понятие высшего является соотносительным с понятием низшего. Эти понятия отражают роль социальных и биологических факторов в формировании генетической программы человека в ходе антропосоциогенеза. Высшее означает более сложное явление, чем низшее, оно связано с низшим и базируется на нем. Сложность высшего заключается не только в появлении новых отношений со средой, но и в появлении новых элементов и их связей в системе наследования, обеспечивающих функционирование этих отношений. Наследственность человека как более сложная форма биологического наследования, аккумулировала в себе такие особенности человека, как социального существа, что позволяет ребенку стать человеком, обучаясь в социальной среде, без какого-либо непосредственного вмешательства в его генотип.

Похожие диссертации на Социальные проблемы генетики человека