Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема человека в религиозной философии П.Я. Чаадаева Владимирова Тамара Константиновна

Проблема человека в религиозной философии П.Я. Чаадаева
<
Проблема человека в религиозной философии П.Я. Чаадаева Проблема человека в религиозной философии П.Я. Чаадаева Проблема человека в религиозной философии П.Я. Чаадаева Проблема человека в религиозной философии П.Я. Чаадаева Проблема человека в религиозной философии П.Я. Чаадаева
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Владимирова Тамара Константиновна. Проблема человека в религиозной философии П.Я. Чаадаева : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Владимирова Тамара Константиновна; [Место защиты: Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина].- Санкт-Петербург, 2008.- 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-9/201

Введение к работе

Актуальное і ь темы диссертационного исследования заключается в том, что в ней впервые реконструируются антропологические представления П Я Чаадаева Известно, что антропологическая тематика являлась главной почти во всех философских учениях в разные исторические эпохи, но только в XX веке определилось течение, подлинным предметом исследований которого стал человек Но к концу XX века выяснилось, что попытки естественных наук не привели к объективному знанию и целостному пониманию природы человека, не ответили на фундаментальные вопросы о его сущности, цели и смысле существования В сложившейся ситуации чрезвычайно возрастает значение русской философии, ядром которой всегда был антропоцентризм н антропологизм Еще в конце XVIII века, раскрывая метафизику человеческого бытия, русские мыслители обозначили идею цельности человека как универсального центра мира, которая стала самой характерной для русской философии на всем протяжении ее развития Таким образом, в сложившейся социокультурной ситуации, философская антропологическая мысль становится фундаментальным основанием для создания новой отечественной философско-антропологической традиции или новой духовной антропологи, в которой «таится разгадка «формулы Чаадаева», открывающей русскому уму вселенскую перспективу»' Именно это обуславливает актуальность исследования творчества первого философа истории Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856), который предложил оригинальный способ решения проблемы человека и доказал, что единственным средством решения загадки «русского сфинкса» является религизно-антропологическая философия, поскольку только она сможет, по мнению философа, осветить Божественным разумом путь человечеству Исследуя социально-исторические вопросы, П Я Чаадаев пришел к выводу,что человек является исходным принципом дтя решения насущных социально-исторических задач, и что без осмысления проблемы человека невозможно понять ход истории Без глубокого осмысления этой проблемы невозможно, по его мне-

1 Замачссв А Ф О русской философии // Вече Альманах русской философии и культуры СПб,1997 Вып 10 С 22

нию, и решение назревшей задачи, вставшей в первой половине XIX века перед русской общественной мыслью, - задачи модернизации России, коренного преобразования общественных отношений Исследуя мотивационнуго сферу деятельности людей, Чаадаев проявляет глубокий интерес к человеку, его социальному положению, духовному миру, исторической роли Именно это определяет гуманизм философских поисков мыслителя Чаадаев анализирует феномен человека, выявляя его сущностные характеристики природу, сущность и существование, смысл жизни и предназначение Развивая именно религиозно-философские представления о человеке, Чаадаев полагал, что христианская философия выступает в качестве самой эффективной методологии исследования человека Убеждения русского философа основываются на том, что только религиозная философия сможет разрешить такие сложные проблемы, как связь человека с Историей, Вселенной, Богом, то есть познать «тайну назначения человека» на земле Сегодня, когда решаются вопросы о судьбах России, путях ее дальнейшего развития, методология П Я Чаадаева представляет особую актуальность К сожалению, методология П Я Чаадаева до сих пор не получила должного всестороннего освещения в современной философской антропологии, хотя методологические проблемы, затроігутьіе П Я Чаадаевым, привлекали внимание исследователей на протяжении длительного времени В настоящее время целостная философско-антропологическая концепция русского философа становится предметом самостоятельного исследования

Степень разработанности проблемы. Исследование творчества П Я Чаадаева началось в отечественной науке после опубликования знаменитого первого «Философического письма» в 1836 году Но только в конце XX века философская общественность впервые начинает смотреть на П Я Чаадаева как на одного из самых замечательных и самобытных отечественных мыслителей вообще Достижения в исследовании творчества Чаадаева в XIX-

  1. вв, особенно в изучении его религиозной философии, позволили выйти к новым проблемам чаадаевоведения, созвучным философским исканиям

  2. века Это прежде всего философско-антропологические проблемы Идеи

П Я Чаадаева, отличающиеся глубиной социально-философских прозрений, особенно актуальны сегодня, во времена радикальных социальных перемен

Большой интерес для осознания значимости его идей представляют содержащиеся в частной переписке отклики из ближайшего окружения Чаадаева на рукописный вариант «Философических писем» (МЛ Мудров, ПВ Киреевский, М П Погодин, А С Пушкин, А И Тургенев и др) Среди мнений первых читателей и толкователей «Философических писем» особо выделяется позиция АС Пушкина Поэт выступил, по существу, первым серьезным исследователем главного произведения П Я Чаадаева и его антропологических идей Пафос отрицания самодержавно-крепостнической России, пронизывающий главное произведение ПЯ Чаадаева, более всего привлек внимание В Г Белинского, А И Герцена, Н П Огарева Определенное отношение к затронутым в «Философ ических письмах» проблемам религиозной философии и антропологии выразили выдающиеся деятели отечественной философии и культуры -ПА Вяземский, Н И Надеждин, В Ф Одоевский Творчество философа оказалось невостребованным при его жизни Понадобились титанические усилия нескольких поколений исследователей, чтобы вернуть идеи ПЛ Чаадаева из забвения Заметным вкладом в чаадаевоведении стали воспоминания А И Герцена, М И Лонгинова, М И Жихарева, Д Н Свербеева Так, согласно А И Герцену, П Я Чаадаев - новый тип личности, яркий представитель освободительного движения С точкой зрения А И Герцена не соглашались П К Щебальский, П Н Милюков, М О Гершензон По мнению М О Гершеїгзона, ПЯ Чаадаев к концу 20-х гг стат религиозным мистиком В начале XX века МО Гершензоном написаны работы о «басманном философе», а также издан двухтомник произведений П Я Чаадаева Заслуга М О Гершензона заключается прежде всего в том, что он впервые обратился к систематическому исследованию антропологических представлении П Я Чаадаева

В первые два десятилетия XX века творчество П Я Чаадаева исследуется С А Адриановым, С Н Булгаковым, М М Ковалевским, О Э Мандельштамом, Д С Мережковским, Д Н Овсянико-Куликовским, Г В Плехановым, В В Розановым, Ф А Степуном, И И Филипповым, Д В Философовым, Б В Яковен-

ко, Н А Бердяевым, В В Зеньковским, Е В Спекторским, Г В Флоровским Серьезному системно-аналишческому исследованию многогранная философия П Я Чаадаева подвергнута в современных работах Д И Шаховского, отыскавшего в архивах неизвесгные до него сочинения и письма П Я Чаадаева, насыщенные антропологической проблематикой

Благодаря работам таких исследователей, как В А Асмус, С М Абдрасу-лов, А А Галактионов, М М Григорьян, А А Ермичев, И И Евламниев, В К Кантор, Н А Каштанова, В В Кожинов, П В Кузнецов, А А Лазарев, А А Лебедев, С Ф Маклаков, П Ф Никандров, Л И Рудаков, З В Смирнова, БН Тарасов, Л А Филиппов и др Следует отметить из современных западноевропейских исследователей А Валицкого, К Хойнацкую, А Койрс, Р Пайпс, Ш Кине, П Макнелли Социально-философские идеи ПЯ Чаадаева становятся предметом все более глубокого изучения, но в связи с тем, что в этих работах не производилась реконструкция его философско-антропологических взглядов с религиозных позиций, данная работа восполняет этот пробел

Объект исследования - творческое наследие П Я Чаадаева в контексте развития русской философии (эпоха Просвещения - первая половина XIX в )

Предмет исследования - человек в религиозно-философской системе ПЛ Чаадаева как активный элемент прогрессивного развития общества на основе универсального нравственного закона

Цели и задачи исследования. Основная цель данного диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе всестороннего анализа творчества П Я Чаадаева раскрыть его философское учение о человеке, выступающее в качестве важнейшей составной части его религиозно-философской системы

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- проанализировать процесс институализации философско-
антропологического знания в русской философской традиции в контексте его
динамики и преемственности (от эпохи Просвещения до середины XIX в ),

- определить место философско-антропологической проблематики
в творчестве П Я Чаадаева,

выявить с позиции религиозной философии проблему сущности и существования человека на основе анализа философско-антропологической концепции П Я Чаадаева

определить философско-антрополої ическую позицию П Я Чаадаева на сущность природы основных феноменов и категорий человеческого бытия,

определить аксеологическую составтяющую социальною бытия человека в контексте культурфіпософских проблем кризиса цивилизации с позиции религиозно-философского мировоззрения П Я Чаадаева

- определить место и значение социально-антропологических идей
П Я Чаадаева в свете проблем, стоящих перед современным миром

Охарактеризовать оценки П Я Чаадаевым социального бытия человека в контексте, оценить значение социально-антропологических идей П Я Чаадаева в свете проблем, стоящих перед современным миром

Теоретические источники и методологическая база исследования. Теоретическими источниками диссертации служат, в первую очередь, творческое наследие П Я Чаадаева, содержание которого проанализировано и обобщено в соответствии с целью и задачами исследования, а также наиболее известные работы русских мыслителей, начиная с эпохи Просвещения до середины XIX века, к которым относятся труды М В Ломоносова, М М Щербатова, А Н Радищева, Н М Карамзина, В Ф Одоевского, А П Куницына, М П Погодина, С П Шевырева, А С Пушкина, А И Тургенева, Н И Надеждина, И Д Якушкина, А И Герцена, В Г Белинского, А С Хомякова, И В Киреевского, К С Аксакова А также, работы зарубежных мыслителей - И Канта, И Г Фихте, Ф В И Шеллинга, Г В Ф Гегеля, Ж де Местра, П -С Балланша, Л Бональда Кроме того, в работе были использованы труды отечественных специалистов по истории русской философии и культуры, философской антропологии и христианской философии М А Арефьева, Д К Бурлаки, Л А Воло-вой, П Г Выжлецова, А Г Давыденковой, А А Ермичева, Е В Золотухиной-Оболиной, А С Казеннова В И Кравченко, Б В Маркова, С В Орлова, Л И Рудакова, Г В Стельмашука, В И Стрельченко, М Е Харитоновой Имен-

но в комплексном и всестороннем анализе наследия философа заключена объективная возможность реализации цели настоящего исследования

Методологическая основа диссертационного исследования представляет собой принцип объективного целостного философско-антропологического анализа творчества П Я Чаадаева Исследование творчества русского мыслителя и реконструкция проблемы человека в его религиозно-философской системе производится с помощью метода историко-философского анализа Именно религиозно-философский подход выявляет философско-антропологические взгляды П Я Чаадаева в контексте антропологической проблематики русской философской мысли первой половины XIX века

Научная новизна исследования состоит в том, что

  1. В работе всесторонне рассмотрена проблема человека в контексте религиозно-философской системы П Я Чаадаева

  2. На основе сравнительного анализа философско-антропологических воззрений П Я Чаадаева на проблему сущности и существования русского и западного человека впервые выявлена религиозная составляющая бытия человека в условиях кризисного состояния европейской цивилизации первой половины XIX века

  3. Показана связь философско-антропологических идей Чаадаева с метафизическими представлениями, распространенными в русском обществе в XVIII и первой трети XIX веков

  4. Определена степень влияния философско-антропологических идей П Я Чаадаева на развитие русской социально-философской мысли XIX века,

5 Раскрыта актуальность философско-антропологических представлений
П Я Чаадаева в свете усугубления кризисных явлений в современном

ему мире

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ творческого наследия П Я Чаадаева позволяет утверждать, что он внес существенный вклад в развитие философско-антропологических представлений в России Осмысливая центральные проблемы сущностного бытия

человека, он выработал оригинальную философско-аптропочогическую концепцию, основанную на христианском учении о человеке

  1. Важнейшей проблемой философской антропологии П Я Чаадаева является проблема соотношения необходимости и свободы в социально-исторической деятельности человека

  2. Оригинальность философской антропологии Чаадаева заключается в нахождении оптимистических основ сущностного бытия человека в условиях цивилизационного кризиса первой половины XIX века

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что анализ философско-антропологичсских взглядов ПЯ Чаадаева способствует более глубоким исследованиям тех проблем, которые особенно актуальны в начале XXI века в свете антропологической парадигмы духовного возрождения и стабильного развития современной России Полученные результаты исследования можно использовать в качестве основы для дальнейшего изучения как русской философско-антропологической мысли, так и философии истории в целом, что будет способствовать дальнейшему развитию современной философской антропологии, углубляя понимание природы человека и его назначения

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы могут оказаться полезными в ходе поді отовки и преподавания общих курсов по философской антропологии и религиоведению, философии истории, социологии и философии культуры, а также при чтении специальных курсов «Философия человека П Я Чаадаева», «Человек и его потребности» и др Материалы исследования могут быть использованы в осмыслении практики духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в различных образовательных учреждениях

Апробация работы Основные положения диссертации апробированы на научных международных, республиканских и городских конференциях, посвященных проблемам истории русской философии и культуры, философской антропологии, образованию и воспитанию «История фитософни как философия»

(СПб , 2003), «Философия человека и современный мир» (СПб , 2004), «Фило-

софия человека и процессы глобализации» (СПб , 2007), «Глобальный мир і у-манитарный кризис или момент развития» (СПб , 2008) Международной научно-практической конференции «Пространство культуры знаки, символы, смыслы» (Тихвин, 2008)

Структура диссертационного исследования Диссертация содержит введение, две главы, содержащих восемь параграфов, заключение и список литературы (251 название)

Похожие диссертации на Проблема человека в религиозной философии П.Я. Чаадаева