Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психофизиологическая проблема в свете современного понимания природы идеального Щитов Николай Георгиевич

Психофизиологическая проблема в свете современного понимания природы идеального
<
Психофизиологическая проблема в свете современного понимания природы идеального Психофизиологическая проблема в свете современного понимания природы идеального Психофизиологическая проблема в свете современного понимания природы идеального Психофизиологическая проблема в свете современного понимания природы идеального Психофизиологическая проблема в свете современного понимания природы идеального Психофизиологическая проблема в свете современного понимания природы идеального Психофизиологическая проблема в свете современного понимания природы идеального
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Щитов Николай Георгиевич. Психофизиологическая проблема в свете современного понимания природы идеального : ил РГБ ОД 61:85-9/91

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблемы взаимосвязи психических и физиологических процессов в свете диалектико-мате-риалистического понимания природы идеального .. 15

I. Диалектико-материалистическое понимание. природы идеального 15

2. Проблема связи психических и физиологических процессов в медико-биологических науках (философско-методологический аспект).. 50

Глава II. Критика метафизических концепций взаимосвязи психических и физиологических процессов 79

I. Критика редукционистского подхода к психофизиологической проблеме 79

2. Критика антиредукционистского подхода к психофизиологической проблеме 116

Заключение Г64

Список литературы 168

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время исследование философских проблем современного естествознания приобретает все большую актуальность. Одной из них является психофизиологическая проблема - проблема взаимосвязи психических процессов с их материальным субстратом - мозгом. Ее решение имеет большое теоретическое и практическое значение. Обобщение результатов исследования в этой области представляет существенный интерес для диалектического материализма, так как в данной проблеме конкретизируется общефилософское положение о .том, что психические процессы являются функцией особым образом организованной материи. "Изучение деятельности мозга - одна из сложнейших проблем современной науки, - отмечает И.Т.Фролов. - Она непосредственно связана с общим решением вопроса о соотношении биологического и социального в развитии человека и определением ... пу-тей и методов активного влияния на интеллектуальную деятельность, сознание и психику человека..."1 '. Решвние проблемы взаимосвя- . зи психических процессов с физиологическими позволит обогатить содержанием одну из центральных философских категорий - категорию идеального, а также внесет значительный вклад в развитие теории отражения. Результаты познания конкретных механизмов взаимосвязи психики и мозга найдут широкое практическое применение в медицине, нейробиологии, кибернетике при решении проблем моделирования человеческого мышления и поиска путей управления'им,-исследовании информационных процессов в самоорганизующихся системах и т.д. Не случайно в советской философской литературе подчеркивается, что "поиски в этой сфере (психофизиологической проб-

*' И.Т.Фролов. Перспективы человека. М., Политиздат,1983,с.219.

леме - Н.Щ.) дадут, по-видимому, самые впечатляющие научные результаты в "век биологии"1'.

Философский аспект психофизиологической проблемы, непосредственно связанный с основным вопросом философии, является предметом острых мировоззренческих дискуссий, областью конфронтации материализма и идеализма. В связи с этим в современных условиях, "когда идет поистине глобальная борьба двух идеологий"2Л

необходимо не только выработать позитивное решение данной проблемы, но и дать критический анализ идеалистических концепций, ложно истолковывающих вопрос о взаимосвязи психики и мозга.

Степень разработанности проблемы. В советской философской литературе вопрос о взаимосвязи психических процессов с физиологическими рассматривается в различных аспектах, так как психофизиологическая проблема чрезвычайно многогранна. Ее соотношение с такими философскими категориями как идеальное, материальное, отражение, общенаучным понятием информации выявляется в ра-ботах А.В.Брушлинского, Ф.И.Георгиева, Д.И.Дубровского, А.М.Коршунова, В.В.Мантатова, И.С.Нарского, В.В.Орлова, Ю.В.Орфеева, П.В.Симонова, С.Н.Смирнова, А.Г.Спиркина, В.С.Тюхтина, И.Т.Фролова, Г.Х.Шингарова, М.Г.Ярошевского и других авторов. Связь естественнонаучной методологии с общенаучной при решении психофизиологической проблемы исследуется в трудах П.К.Анохина, Н.А. Бернштейна, Н.П.Бехтеревой, Н.Н.Братиной, П.В.Бундзена, ЮЛ.Го-голицина, П.В.Симонова, В.М.Смирнова, Н.И.Чуприковой и др. Советских философов объединяет диалектико-материалистическое понимание природы идеального, что является основой плодотворных дис-

*) И.Т.Фролов. Перспективы человека. М.,Политиздат,1983,с.219.

*' К.У.Черненко. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. - Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. М.,Политиздат,1983,с.29.

. - 5"

куссий по данному вопросу.

В зарубежной литературе единство философско-методологиче-ского подхода к психофизиологической проблеме отсутствует .Связь психических явлений с физиологическими рассматривается как с материалистических (Д.Армстронг, Г.Барлоу, Д.Биндра, М.Бунте,Дж. Корнман, Дж.Марголис, П.Милнер, Т.Нагель, Дж.Смарт, Дж.Шаффер, Дж.Эделмен и др.), так и с идеалистических позиций (Дж.Белофф, Ч.Гонортон, С.Коген, Э.Полтен, К.Поппер, Ч.Тарт, Дж.Эклс и др.). На Западе в настоящее время существует ряд авторов, взгляды которых на данную проблему близки к диалектико-материалистическим.' Среди них - Дж.Марголис, Р.Сперри, сторонники функционального подхода к взаимосвязи психики и мозга - Д.Деннетт, Д.Хофстадтер, ПДерчланд, П.СЛерчланд и др. Однако в рамках материалистического направления преобладает редукционизм, представители которого сводят психические процессы к физиологическим ("психонев-ральный монизм1]) или к физическим ("научный материализм"). Среди идеалистических подходов к психофизиологической проблеме преобладает ориентация в духе радикального антиредукционизма.

Несмотря на большое количество работ, посвященных отдельным аспектам психофизиологической проблемы, специальных исследований, касающихся влияния понимания природы идеального на решение вопроса о взаимосвязи психических процессов с физиологическими, недостаточно. Этим определяется необходимость и актуальность разработки поставленных в диссертации целей и задач.

Цель работы. Выявить роль диалектико-материалистического понимания природы идеального при решении психофизиологической проблемы; критически проанализировать новые современные метафизические подходы (как материалистические, так и идеалистические) к решению психофизиологической проблемы.

Основные задачи исследования

  1. Доказать, что различные варианты решения проблемы взаимосвязи психических и физиологических процессов определяются различным пониманием природы идеального.

  2. Проанализировать диалектико-материалистическое понимание природы идеального в тех аспектах, которые существенно используются при решении психофизиологической проблемы; доказать, что решение проблемы взаимосвязи психических и физиологических процессов возможно только на основе диалектико-материалистического понимания природы идеального.

  3. Проанализировать концепции идеального, лежащие в основе редукционистского и антиредукционистского подходов к решению психофизиологической проблемы.

4-. Выявить сущность редукционистского подхода к решению психофизиологической проблемы; показать трудности, возникающие перед данным подходом.

5. Выявить сущность антиредукционистского подхода к решению психофизиологической проблемы; доказать его несостоятельность.

Научная новизна и основные выводы диссертации

І. В диссертации показано, что решение психофизиологической проблемы возможно только при применений комплексной методологии исследования, сочетающей в себе как опосредованный (объективный), так и непосредственный (самонаблюдение) подходы. Выявлена недостаточность чисто объективного подхода (поведенческого,1 условно-рефлекторного, электрофизиологического, нейрохимического и т.д.) к решению психофизиологической проблемы, заключающаяся в том, что данный подход позволяет изучать взаимосвязь психических процессов с физиологическими только опосредованно (через поведение, условно-рефлекторную деятельность и т.д.), в то время как нахождение точ-

ных нейрофизиологических коррелятов психических процессов требует непосредственного наблюдения данного психического процесса (интроспекции). Новым является доказательство того, что абсолютизация чисто объективного подхода при решении психофизиологической проблемы фактически приводит к элиминации психических процессов и отрицанию научного статуса психофизиологической проблемы.

  1. Выявлена методологическая роль информационного подхода к решению психофизиологической проблемы, заключающаяся в рассмотрении психических процессов как информации, а нейрофизиологических процессов - в качестве носителя данной информации. Показано, что применение информационного подхода в сочетании с комплексной методологией исследования позволило авторскому коллективу под руководством академика Н.П.Бехтеревой открыть конкретные нейрофизиологические механизмы кодирования и декодирования речи. Новизна заключается в выявлении основных методологических предпосылок данного открытия (в литературе отмечается значение только информационного подхода).

  2. Вскрыта существенная зависимость постановки и решения психофизиологической проблемы от трактовки природы идеального,заключающаяся в том, что концепции природы идеального составляют методологические основания для решения психофизиологической проблемы

и определяют в настоящее время существование двух основных вариантов решения психофизиологической проблемы - диалектико-материа-листического и метафизического (последний включает в себя как материалистическую, так и идеалистичёЪкую разновидности, т.е.редукционизм и антиредукционизм).

4. Установлено, что редукционистский вариант.решения психо
физиологической проблемы определяется немарксистским материали
стическим пониманием природы идеального,- в основе которого лежит
полное сведение идеального к материальному. Показано, что метафи-

зический характер данных концепций проявляется в: а) абсолютизации принципа генетической преемственности идеального с материальным; б) в отрицании принципа качественной несводимости идеального к материальному. В рамках редукционистского варианта решения психофизиологической проблемы выявлены два основных направления: а) отожествление психических процессов с физическими (в концепциях сторонников "научного материализма"); б) отождествление психических процессов с определенными группами нейрофизиологических процессов (в концепциях М.Бунге, Д.Еиндры, П.Мнлнера и др.).

  1. Установлено, что метафизический характер антиредукцйони-стской интерпретации взаимосвязи психических и физиологических процессов проявляется: а) в абсолютизации принципа качественной несводимости идеального к материальному; б) в отрицании принципа генетической преемственности идеального и материального. Новым является демонстрация того, что не существует принципиального» различия между объективно-идеалистическим и дуалистическим подходом к психофизиологической проблеме, так как в рамках данных подходов полагается независимое от мозга существование психических процессов, якобы управляющих нейрофизиологическими процессами. На основании этого в диссертации объективно-идеалистический и дуалистический варианты рассмотрения психофизиологической проблемы относятся к. одному направлению - крайнему антиредукционизму.4

  2. В рамках антиредукционистского подхода выделены два основные направления - агностическое, утверждающее, что взаимосвязь медцу психическими и физиологическими процессами принципиально непознаваема (концепции Дкс.Белоффа, К.Поппера, Ч.Тарта) и направление, признающее возможность познания механизмов этой взаимосвязи. Показано, что ненаучное решение психофизиологической проблемы последним направлением заключается в познании ме-

ханизмов воздействия психических процессов, существующих независимо от мозга, на физиологические, а также поиск областей мозга, где происходит "контакт" меаду психическими и физиологическими процессами, с выявлением особенностей.морфо-физиологической структуры данных областей, позволяющих установить этот контакт. В диссертации доказывается несостоятельность антредукционистско~ го подхода, заключающаяся в ориентации науки на поиск несуществующих механизмов воздействия психики на мозг и областей,где это взаимодействие происходит.

Обоснование структуры диссертации. Структура диссертации определяется ее целью и задачами. Первая глава "Проблема взаимосвязи психических и физиологических процессов в свете диалектико-ма-териалистического понимания природы идеального" состоит из двух параграфов. В первом параграфе первой главы "Диалектико-материа-листическое понимание природа идеального" рассматривается диалек-тико-материалистическая концепция идеального в том ее аспекте,который существенно связан с решением психофизиологической проблемы. Во втором параграфе первой главы "Проблема связи психических и физиологических процессов в медико-биологических науках (фало- софский аспект)" показывается каким образом на основании научного понимания природы идеального психофизиологическая проблема решается в медико-биологических науках.

Во второй главе "Критика метафизических концепций взаимосвязи психических и физиологических процессов" демонстрируется как метафизические концепции природы идеального препятствуют решению психофизиологической проблемы. Два параграфа второй главы "Критика редукционистского подхода к психофизиологической проблеме" и "Критика антиредукционистского подхода к психофизиологической проблеме" посвящены критическому анализу редукционистских и анти-редукционистских трактовок взаимосвязи психических и физиологиче-

- 10 -оких процессов.

Постановка психофизиологической проблемы и подходы к ее решению зависят от понимания природы идеального. В связи с этим в диссертации рассматриваются материалистические и идеалистические концепции идеального, которые существенно используются при решении психофизиологической цроблеглы. Внимание обращается на те концепции, в которых проблемы и трудности, возникающие на философском уровне, (например, проблема взаимодействия материального и идеального) разработаны наиболее полно. Среда материалистических теорий наибольшее внимание уделяется марксистско-ленинской концепции идеального, которая представляет собой единственное адекватное основание как для решения психофизиологической проблемы в целом, так и для решения проблемы сводимости психических процессов к физиологическим. Среди идеалистических концепций идеального более подробно рассматривается концепция Платона, в которой намечены важнейшие противоречия в исследовании природы идеального, возникающие с необходимостью в любой идеалистической или ду^-алистической системе.

При решении проблемы взаимосвязи психических и физиологических процессов в советских и зарубежных исследованиях большое внимание уделяется методу редукции, так как в современной западной литературе попытки решения психофизиологической проблемы предпринимаются в рамках дилеммы редукционизма - антиредукционизма.

Согласно марксистской точке зрения редукцию следует трактовать "... не в качестве всеобъемлющего принципа, абсолютизирующего, в частности, сведение процессов жизни к физико-химическим, а как методический прием исследования, позволяющий лучше понять качественную специфику жизни путем обращения к ее глубинным материальным основам, без чего эта качественная специфика оказыва-

- II -

ется мистической сущностью, недоступной опытному познанию" ^. Метод редукции дает возможность понять, какие именно законы функционирования низшего уровня движения материи обусловливают существование и функционирование высшего уровня. Поэтому рационально понятый метод редукции "...есть доктрина, подтверждающая,что качественную специфичность сложных материальных образований надо не постулировать, не произвольно вводить на основе поверхностных наблюдений и поверхностной констатации отличия одной формы от другой, а уметь понять как результат закономерного усложнения более простых материальных образований, как результат диалектиче-

2)

ского процесса перехода количественных различи!! в качественные" ' .

Таким образом, можно отметить-два существеннейших принципа, которые регулируют применение метода редукции: это принцип генетической преемственности высшей формы движения материи, который означает, что высшая форма возникает'только на основании низшей, в результате ее развития и существует на основе этой низшей формы; второй принцип - это принцип качественной несводимости высшей формы движений к низшей, который означает, что новая высшая форма представляет собой качественно высшую ступень развития,поэтому она "до конца" не сводима к низшей форме.

В рамках психофизиологической проблемы существуют особенности, которые заставляют говорить о большой специфике редукции психических процессов к физиологическим. Проблема сведения психических процессов к физиологическим заключается в том, чтобы объяснить психические процессы на основе физиологических, а не отожде-

*' И.Т.Фролов. Жизнь и познание. М., Мысль, 1981, с.105.

2)

*' Л.Б.Баженов, А.Я.Ильин, Р.С.Карпинская. 0 лидере современного естествознания.- Синтез современного научного знания. М..Наука, 1973, с.128.

-. 12 -ствить их между собой. Б.М.Кедров в результате проведения тщательного анализа вопроса о сводимости высшей формы движения материи к низшей подчеркивает: "Речь идет о слове "сводится". Это слово имеет два диаметрально противоположных значения. Механисты употребляют его в смысле отрицания качественной специфики высшей формы дви-ясения, полного ее исчерпания свойствами и законами низшей формы. В этом случае выражение: качество сводится к количеству, высшее к низшему, целое - к сумме своих частей - означают перечеркива-ние качества, растворение высшего в низшем, целого в его частях. На такой методологической основе складывается механистическая основа "сведения". Совершенно отличный смысл в то же самое слово вкладывают ученые, когда они устанавливают структурные и генети- ческие связи между высшим и низшим. Высшее не исчерпывается низшим, но сводится к нему в структурном и генетическом отношении" '. Обращение к данному высказыванию связано с тем, что вопрос о сведении психических процессов к физиологическим может показаться возвратом к вульгарному материалу или к современным редукционистским концепциям, которые получили в настоящее время широкое распространение среди философов и нейрофизиологов Запада.

На современном уровне психофизиологии первоочередной задачей является выяснение того, в каком виде кодируются и декодируются психические процессы, то есть речь идет о поисках конкретных носителей тех или иных психических процессов. Рационально понятая редукция психических процессов к физиологическим должна служить средством ответа на вопрос: какие именно нейрофизиологические системы и каким именно образом осуществляют психические функции человека. Естественно, что методологическая функция категории идеаль-

*' Б.М.Кедров. Взаимодействие наук и некоторые философские вопросы современной генетики. М., МГУ,^0.^43. См.также Г.Й.Рузавин. Научная теория. Логико-методологический анализам.,Мысль, 1978,с. 18.

- ІЗ -ного может быть здесь~очень существенной, в частности, при разработке методик такой редукции, решении об ее ограниченности и т.д. Адекватное понимание природы идеального на основе марксистско-ленинской философии позволяет применять процедуру редукции достаточно эффективно, о чем свидетельствуют работы авторского коллектива под руководством Н.Б.Бехтеревой и других исследователей.

При применении метода редукции возможны две метафизические крайности:

I. Отрицание качественного своеобразия высшей формы движения, "сведение" высшей формы движения к низшей - редукционизм.

2.. Абсолютизация качественного своеобразия высшей формы движения, отрыв ее от соответствующих низших форм движения - антиредукционизм.

Неадекватное понимание природы идеального приводит к возникновению этих двух направлений и при решении психофизиологической проблемы. Так, редукционистские концепции опираются на понимание идеального как тождественного материальному^ фактически порождая вульгарно-материалистическое решение психофизиологической проблемы. Антиредукционистские концепции основываются в данном случае на понимании, идеального как особого рода субстанции. Оба направления, используя неадекватные философские основания, заводят решение психофизиологической проблемы в' тупик.

Практическая значимость работы

Результаты, полученные в диссертации, могут быть использованы при дальнейшей разработке философско-методологических подходов к решению психофизиологической проблемы, для критики метафизических (как материалистических, так и идеалистических) концепций взаимосвязи психики и мозга. Теоретические положения работы могут найти применение в лекционном курсе по диалектическо-му материализму (раздел "Сознание как свойство высокоорганизо-

ванной материи, отражение действительности"), а также при чтении спецкурса по данной теме.

Диалектико-материалистическое понимание. природы идеального

Научное решение проблемы идеального впервые в истории философии дали К.Маркс и Ф.Энгельс. Они вычленили рациональное содержание идеалистических концепций идеального и развили, материалистическую линию исследования идеальных процессов.

Прежде всего необходимо определить, какие тленно явления г) К.Маркс и Ф.Энгельс считали идеальными . Этот вопрос имеет принципиальное значение не только для решения психофизиологической проблемы, но и для ее существования в качестве подлинно научной \.

При определении основного вопроса философии Ф.Энгельс противопоставляет идеальное материальному, говоря об отношении "... мышления к бытию, духа к природе" . Идеальные процессы он характеризует следующим образом: "Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом - в виде "идеальных стремлений" - .

Огромное значение для правильного понимания природы иде ального имеет сформулированный классиками принцип материального единства мира: "Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания" К Этот принцип позволяет сделать вывод, что основоположники марксизма никогда, не придавали идеальному статус объективного существования в качестве особой.формы объективной реальности, поскольку признание существования нематериальной объективной реальности нарушило бы материальное единство мира. Однако положение о материальном единстве мира не свидетельствует о том, что не существует нематериальных процессов: они только лишаются права на субстанциальность, становясь производными от материальных процессов.

Следует указать далее на неоднозначную трактовку известного высказывания К.Маркса: "Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идей в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней" . Э.В.Ильенков истолковывает это утверждение следующим образом: идеальное присуще только общественному человеку, исключая животных. На наш взгляд, в данном высказывании К.Маркс противопоставляет свое понимание идеального (как отражения в голове человека объективного мира) гегелевскому ("пересаженное" - безусловно, метафора). Ф.Энгельс также не утверждает, что идеальное присуще только общественному человеку, указывая на возможность наличия субъективных процессов уже у насекомых К Конечно, терминологически можно разделить субъективные и идеальные явления, приписав идеальные явления только человеку, однако, для обозначения высшей формы отражения объективного мира существует термин "сознание", который хорошо выделяет специфику тленно человеческого отношения к миру. Ф.Энгельс отчетливо понимал сложность критерия выделения идеального, прямо указывая на трудности непосредственного объективного познания идеальных процессов, поскольку они не представляют собой явлений объективной реальности. Он писал: "... мы никогда не узнаем того, в каком виде воспринимаются муравьями хи р мические лучи" . Это вызывает необходимость создания методик, способных обеспечить возможность познания идеальных процессов.

К.Маркс резко выступал против приписывания идеального каких-либо надличных (точнее, сверхличных свойств), против "общества -лица", которое представляет собой далеко не то же самое, что общество, состоящее из лиц, что у него есть особые законы, не имеющие никакого отношения к составляющим общество лицам, и свой СОбСТВеН-ный разум" .

Одним из наиболее существенных моментов концепции идеального К.Маркса и Ф.Энгельса является указание на активный характер идеальных процессов. Активный характер отражения, согласно марксизму, присущ уже примитивным формам живого: "... планомерный образ действий существует в зародыше уже везде, где протоплазма и живой белок существует и реагирует...

Проблема связи психических и физиологических процессов в медико-биологических науках (философско-методологический аспект)..

В данном параграфе предполагается рассмотреть, каким образом на. основе марксистского и близких к нему пониманий категории идеального выявляется сводимость психических процессов к их материальному субстрату, учитывая уровень и возможности современной науки, занятой этим чрезвычайно важным и сложным вопросом.

Значение мозга в обеспечении психической деятельности подчеркивает И.Т.Фролов: "Универсальная организация мозга человека, определяющая уже на глолекулярном уровне специфическую способность нервных клеток к системному функционированию, обеспечивает возможность высшей нервной деятельности человека, психических процессов, проявлений интеллекта, сознания. Организация мозга в существенной степени зависит от наследственных детерминант, и поэтому в науке ставится задача расшифровки нейрофизиологического кода психических явлений, решение которой будет способствовать т) более эффективному использованию резервов мозга". И.С.Нарский отмечает, что для решения психофизиологической проблемы необходимо знать: "как тленно физиологические процессы в нервных тканях переходят в факт сознания, а значит - от исчерпывающих исследований механизма реализации общей диспозиции материи к порождению, при определенных условиях, своего "высшего цвета", - сознания. Известно, что мы находимся лишь в начале пути этих исследований"- И хотя на современном этапе естественнонаучных и философских изысканий психофизиологическая проблема еще не решена, многие ее аспекты успешно исследуются.

Проблема взаимосвязи психических процессов с физиологическими получает наиболее адекватное решение в свете информационного подхода к проблеме идеального. Это связано с тем, что понятие кода позволяет выделить носителя информации и ее содержание.В предыдущем параграфе было рассмотрено, что информация никогда не существует независимо от своего материального носителя. При принятии информационного подхода вопрос о сводимости психических процессов к физиологическим будет ограничен двумя существенными моментами: 1 - поиском конкретной группы нейрофизиологических процессов, являющихся носителем данного психического процесса; 2 -раскрытием конкретных механизмов, благодаря которым информация становится непосредственно данной, а код "прозрачным" для данной самоорганизующейся системы. Дальше этих границ процедура сведения психических процессов к физиологическим идти не может.

В настоящее время проводится интенсивная работа по исследованию, какие именно нейрофизиологические процессыявляются кодами различных психических процессов. Больших результатов в этом направлении достиг авторский коллектив под руководством Н.П.Бех-теревой, занимающейся расшифровкой нейрофизиологического кода психических явлений.

Проблема кодирования и декодирования психических явлений является в настоящее время одной из актуальнейших проблем современной науки о связи мозга и психики. Ее сложность состоит в том, что "неуловимость" идеальных явлений для объективных методов исследования приводит к разделению экспериментальных исследований кодирования и декодирования (например, сенсорной информации) по основному методологическому подходу на электрофизиологические и поведенческие . Это оставляет в значительной степени "закрытым" субъективный мир животных. При изучении человека ко всем опосредованным методикам добавляется еще один способ исследования - самонаблюдение. Однако он отвергается некоторыми психологами и нейрофизиологами до сих пор. Так, Л.М.Беккер в книге "Психические . процессы" пишет: "Интроспекция как непосредственная чувственная)

данность психического процесса его субъекту... является фикцией "0 Он считает, что рефлекторная теория позволяет подойти к исследованию психических процессов полностью с объективной позиции:"Радикальное новаторство рефлекторной теории психических процессов с точки зрения проблемы метода состояло именно в том, что, поскольку психический процесс выполняет функцию сигнала-регулятора по отношению к исполнительному рефлекторному эффекту,последний может быть использован в качестве объекта-индикатора на тех же самых принципиальных основаниях, которые отвечают принципу объективного метода любой науки .

Критика редукционистского подхода к психофизиологической проблеме

Рассмотрим некоторые исторические философские концепции иде-ального трактовку на основании их связи психических процессов с физиологическими, которые оказали существенное влияние на современные варианты решения психофизиологической проблемы. Остановим внимание на концепциях, развиваемых представителями французского материализма ХУШ века - Ламетри и-Дидро, так как их работы ЯВЛЯЕМ ются одними из основных источников современного редукционизма. Понимание человеческой природы Ламетри отличалось ярко выраженной материалистической направленностью. Он, пожалуй, с наи большей смелостью среди материалистов-просветителей критиковал идеалистические концепции природы психических процессов, проводя в этой области последовательный материализм.

Ламетри явно сознавал раскол среди философов, произошедший из разного понимания природы идеального: "Все философские системы, рассматривающие человеческую душу, могут быть сведены к двум основным: первая более древнего происхождения есть система материализма, вторая - система спиритуализма". Он сознательно примыкает к лагерю материалистов.

Материя, по мнению Ламетри, имеет определенные атрибуты, т.е. необходимо присущие ей свойства, а именно: протяженность, самодвижение, способность чувствовать. Отмечая наличие свойства ощущения у материи, философ пишет: "Надо, однако, с такой же откровенностью признать, что нам не известно, обладает ли материя сама по себе непосредственной способностью чувствовать, или же только способностью приобретать ее посредством модификаций или принимаемых ею форм, ибо несомненно, что эта способность обнаруживается только в организованных телах". Это было очень существенным шагом в разработке материалистического понимания психических процессов, а значит, и идеального.

Ламетри отмечает, что мозг - это продукт природы. "Природа сотворила внутри человеческой машины другую машину, способную удерживать идеи и порождать из них новые, наподобие женской матки, которая из капли жидкости творит ребенка". / Философ неодно кратно утверждает, что нет никакой нематериальной души: "Я вижу в мозгу только материю, а в его чувствующей части - только протяженность...". "Если все может быть объяснено тем, что нам открывает в мозговой ткани анатомия и физиология, то к чему мне еще строить какое-то идеальное существо?" Из приведенных высказываний становится ясно, что Ламетри отождествляет идеальное и материальное. Однако мы считаем, что обвинить в вульгарном материализме его нельзя. ) Современные философу науки не позволяли ему ставить вопрос о том, как нервное возбуждение порождает идеальные образы, поэтому Ламетри считает,,что идеальных процессов не существует. В этом его слабость, но нужно принимать во внимание, что ученый впервые с такой смелостью начал объяснять психические, а значит и идеальные процессы с использованием достижений современных ему наук, в особенности медицины. Его взгляды поэтому носили для своего времени передовой характер и способствовали развитию материалистических идей среди ученых-естествоиспытателей. Дальнейшие вульгаризации и упрощения концепции Ламетри отличались уже хотя бы тем, что они не учитывали данные всех современных им наук одновременно с использованием результатов развития современной им философии. Это очень заметно у Фогта, Бюхнера, Молешотта.

Критика антиредукционистского подхода к психофизиологической проблеме

Рассмотрим некоторые философские "концепции идеального, сыгравшие существенную роль при обосновании антиредукционистского подхода к решению психофизиологической проблемы. Необходимость такого анализа вызвана тем, что многие сторонники антиредукционизма не раскрывают их в явном виде, что позволяет камуфлировать трудности при исследовании соотношения психики и мозга.

Наибольшее влияние на современных сторонников антиредукционистского решения психофизиологической проблемы оказала концепция идеального Платона, в связи с чем ей в процессе анализа уделяется особое внимание. Платон впервые в истории Западно-европейской философии выделил категорию идеального и противопоставил ее категории материального. Выясним, что понимал философ под материальным и идеальным. IS диалоге "Тимей" он отмечает, что есть область бытия, а именно "... пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему розі&ющему но само воспринимается вне ощущения, посредством некого незаконного умозаключения, и поверить в - него .почти невозможно". Под пространством Платон здесь лонима--ет именно материю; об этом прямо пишет А.Ф.Лосев: "... Эта среда (материя - Н.Щ.) характеризуется Платоном при помощи самых разнообразных терминов - воспринимающее начало, кормилица, мать, пространство. Между прочим, общеантичный термин для понятия материи как раз у Платона в "їимее" отсутствует"/ Материя, согласно взглядам Платона, есть некоторое воспринимающее начало, имеющее неограниченное количество частей и существующее в пространстве и времени.

Идеальное, по Платону, это "... тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли".- Идея представляет собой тождественную себе, неделимую, простую, не имеющую пространственно-временных характеристик субстанцию, которая существует в виде образов для мира вещей. Ей, в отличие от вещей материального мира, присущи всеобщность и необходимость. Идеальное в концепции Платона получает примат над материальным, поэтому философ считается родоначальником идеализма (объективного).

Д.И.Дубровский отмечает, что наличие мира непреходящих идей у Платона "... "душит" единичное, лишая его какой-либо самоценности и самобытности." Не представляет собой исключения в этом отношении и человек. Платон пишет: "... представим себе, что мы, живые существа, - это чудесные куклы богов, сделанные ими либо для забавы, либо с какой-то серьезной целью: ведь это нам неизвестно; но мы знаем, что внутренние наши состояния, о которых мы говорили, точно шнурки или нити, тянут и влекут нас каждое в свою сторону..."1 и далее "... человек... это какая-то выдуманная игрушка бога...". Здесь философ с предельной ясностью показывает, что гипостазирование идеального обусловливает подчиненность ему человека. А.Ф.Лосев отмечает, что в концепции Платона "Отдельный человек до того ничтожен, беспомощен и слабосилен, что сам даже и не может действовать, а действует только по приказанию свыше". Это положение стало "достоянием" последующих объективно-идеалистических систем, которые всегда, по своему объективному содержанию Принижают значение отдельной личности. Двойственная природа человека заключается, по Платону, в наличии тела, которое материально и души, которая идеальна: "Раз выяснилось, что бессмертно все движимое самим собой, всякий без колебания скажет то же самое о сущности и понятии души. Ведь каждое тело, движимое извне, - неодушевленно, а движимое изнутри, из самого себя, - одушевленно, потому что такова природа души. Если это так, и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо следует, что душа непорождаема и бессмертна.

Похожие диссертации на Психофизиологическая проблема в свете современного понимания природы идеального