Введение к работе
Актуальность исследования определяется необходимостью социально-философского осмысления социокультурной ситуации в современной России, связанной с расширением деструктивных процессов и социальных девиаций, обусловленных негативной тенденцией -сохранением показателей по уровню алкогольной зависимости населения страны, которая принимает масштабы катастрофы, приводит к высокому уровню смертности, травматизма, сиротства, преступности. Согласно расчетам экспертов, алкоголь уносит от 550 до 700 тысяч жизней в год1, причем значительная часть из них - это люди молодого репродуктивного возраста. Соответственно, сверхвысокое потребление алкоголя стало одной из основных причин глубокого демографического кризиса, угрожающего как территориальной целостности Российской Федерации, так и самому существованию её государственности.
Социально-экономические реформы 90-х - начала 2000-х гг. привели к радикальным переменам в обществе: разбалансированности экономики, инфляции, значительному уменьшению социальных гарантий. Ситуация обострялась также абсолютной доступностью приобретения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Рекламные компании, в которые вкладываются огромные средства, добились того, что «легкие алкогольные напитки», прежде всего пиво, стали для всех доступными и привычными, «модными» - в контексте потребительской ориентации продуктами, особенно в молодежной среде. Возраст приобщения к алкоголю подростков за последние двадцать лет
' См.: Официальная хроника Московского Патриархата. Резолюция XIII Всемирного Русского Народного Собора «О неотложных мерах по защите от алкогольной угрозы». М.,2009. [Электронный ресурс]. URL.:http:www/pravoslavie.ru/news/30515.htm.
4 снизился с 16 до 13 лет. Это подрывает физическое, психологическое и умственное здоровье подрастающего поколения, лишает его жизненной перспективы. В подобных условиях обостряются проблемы социализации, образования и воспитания духовно-нравственной личности, ориентированной на творческую самореализацию, культурное развитие. Проявление социальных девиаций и снижение уровня социокультурной компетенции приводит к отказу от семейных ценностей как основополагающих ориентиров в жизни людей. Как следствие -увеличивающееся число социальных сирот, чьи родители лишены родительских прав. В настоящее время Россия занимает одно из «лидирующих» мест в мире по количеству брошенных детей.
Социально-нравственная деформация, растущая преступность -явления, сопровождающие процессы распространения пьянства и наркомании. Все это происходит на фоне сокращения, а в ряде случаев - и полного прекращения деятельности медицинских и лечебно-исправительных учреждений, еще недавно включенных в систему мер профилактики пьянства. Пропаганда здорового образа жизни проигрывает рекламным акциям в пользу употребления алкогольных напитков.
Таким образом, болезненный характер явления пьянства для современного общества очевиден и в контексте ориентиров на социокультурную модернизацию является сдерживающим фактором для инновационных преобразований и изменения образа и качества жизни россиян. В сложившейся ситуации без вмешательства институтов гражданского общества, без включенности всего общества в процессы поиска инструментов, направленных на профилактику и искоренение деструктивных явлений, данная проблема не может быть успешно решена. В связи с этим заслуживает особого внимания и глубокого научного анализа деятельность религиозных организаций страны и, в первую
5 очередь, Русской Православной Церкви, которая не может оставаться в стороне перед лицом постигшей нацию беды. В научно-философском дискурсе в данном ракурсе тема освещается крайне недостаточно. Более того, проблемы профилактики и преодоления социальных девиаций рассматриваются в рамках отдельных научных дисциплин, таких как педагогика и социальная психология, в то время как требуют комплексного подхода и системного анализа, позволяющего объективно оценить деятельность религиозных организаций в этом процессе, способствуя распространению позитивных практик. Данный фактор также усиливает актуальность обращения к теме исследования и обосновывает его своевременность.
Степень разработанности проблемы в социально-гуманитарном знании отнюдь не соответствует ее актуальности. Публикаций и монографий, обобщающих опыт Русской Православной Церкви по профилактике пьянства как социальной девиации, не появилось ни в дореволюционный, ни в советский период истории России. Отдельные работы, вышедшие до 1917 г., были посвящены трезвенному движению и носили описательный характер1. Интересные аналитические публикации появились в периодической печати, в первую очередь, в журналах начала XX века2.
В последующие десятилетия участие, религиозных организаций в жизни страны не исключалось, однако являлось темой периферийного плана. Тем не менее, в изучении проблемы пьянства и связанных с ним
1 Воронов Д.Н. Жизнь деревни в дни трезвости. По данным земских и других анкет. Пг., 1916;
Бородин Д.Н. Последнее слово о винной монополии // Труды Первого Всероссийского съезда
по борьбе С пьянством. СПб., 1910; Дембо Л.Н. Очерки деятельности комиссии по вопросу об
алкоголизации за 15 лет(1989-1913гг.). СПб, 1915.
2 В борьбе за трезвость. Ежемесячный духовно-литературный и популярно-научный журнал.
М, 1911-1914гг.; Вестник трезвости. СПб, 1894-1916 гг.; Воскресный благовест. СПБ, 1903-
1917гг.; Заря трезвости. Воронеж, 1914-1916 гг.
проявлений девиационного поведения в отечественной гуманитаристике, и прежде всего, в историографии XX века, можно выделить три периода: 20 - 30-е гг.; 50 - 60-е гг.; конец 80-х - начало 90-х гг. В каждый из них учеными на первый план выносился определенный аспект, в котором анализ деятельности религиозных организаций присутствовал минимально.
Так, в первый означенный период специалисты разных отраслей науки объясняли причины роста потребления спиртного пережитками прошлого и низким уровнем культуры населения. Особое внимание исследователи уделяли социально-экономическим и демографическим факторам, ведущим к росту преступности в стране1.
В конце 30-х гг. исследования по проблематике пьянства практически прекратились, что было связано и с идеологической ситуацией в стране, активно продвигающейся к новым социальным преобразованиям при лидерстве одной политической партии, и в целом - с историческими реалиями тех лет. На рубеже 50 - 60-х гг. они продолжились вновь, и в течение двух последующих десятилетий исследования феномена девиантного поведения велись в рамках концепции «социалистического образа жизни», что исключало факт признания экономических, политических, социальных и культурных предпосылок девиантности при социализме. Отклонения от норм социалистической морали и законности рассматривались в контексте «наследия прошлого». Важное место в историографии второго периода занимают работы второй половины 80-х гг., поскольку они в определенной мере связаны с «антиалкогольной компанией» Начиная с социально-философских работ, появляющихся в этот период, берут отсчет
' Мендельсон А.Л. Алкоголь и нервно-психологическое здоровье. М.-Л., 1927; Влассак Р. Алкоголизм как научная и бытовая проблема. М.-Л., 1928; Жижиленко А.Л. Преступность и ее факторы. Пг., 1922.
7 современные междисциплинарные исследования пьянства как социальной девиации1.
В 90-е гг., с началом формирования методологического плюрализма, складывается ряд новых исследовательских направлений по проблемам социальной девиантности, особенно в молодежной среде -алкоголизм, проституция, наркомания и безработица . В философско-культурологической литературе этого периода данные темы раскрываются через осмысление социокультурной ситуации как кризисной и не способствующей личностному развитию; в социологических исследованиях осмысливаются результаты проведенных опросов, подтверждающие актуальность проблемы проявления разных форм социальной девиации и культурной маргинализации и т.д.
Последнее десятилетие уходящего столетия ознаменовалось также изменением положения Русской Православной Церкви и других религиозных, организаций в стране. Они вновь получили право на просветительскую, благотворительную, миссионерскую деятельность.
Накопленный веками опыт социального служения возвращался в российскую действительность. Свое отношение к пьянству как трагическому явлению российской жизни Церковь определила в «Основах социальной концепции», принятых Архиерейским собором в 2000 году. Этот базовый документ положил начало церковным исследованиям в области профилактики пьянства как социальной девиации. Среди основных причин распространения алкоголизма и наркомании в нем
1 Бордюгов Г.А. «Социальный паразитизм» или социальная аномалия? Из истории борьбы с
алкоголизмом, нищенством, проституцией, взрослой беспризорностью в 20 - 30-е
годы//История СССР. 1985. №6; Лебина Н. Б., Чистиков А. Н. Обыватели и реформы.
Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия. СПб., 2003.
2 Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социологические исследования. 2003. № 9;
Заиграев Г.Г. Пьянство в России реальная угроза национальной безопасности //
Социологические исследования. 2001. № 11; Коэн А. Социология отклоняющегося поведения.
СПб., 2002.
8 названы: духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Все они отнесены Церковью к проявлениям духовной болезни не только отдельного человека, но и всего общества. Подчеркивается, что это результат давления идеологии потребительства и пропаганды культа материального преуспевания, расплата за бездуховность и утрату подлинных идеалов. Гуманизмом проникнуты намерения Церкви, поскольку «с пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока»1. Таковы ценностно-смысловые акценты данной социальной концепции РПЦ.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в рамках гуманитарного знания на сегодняшний день отсутствует комплексное исследование по проблеме участия Русской Православной Церкви в профилактике пьянства как социальной девиации2. Для решения этой задачи требуется серьезное методологическое обоснование и развернутый междисциплинарный анализ. Автор данного исследования, опираясь на труды ученых и религиозных деятелей, частично устраняет существующий пробел.
Объект исследования: социально-религиозный аспект деятельности Русской Православной Церкви по профилактике пьянства как кризисного явления в современном обществе.
Предмет исследования: пьянство как духовно-нравственный недуг и социальная девиация в современном российском обществе.
' Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Юбилейный Архиерейский
Собор Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 года. Материалы
официального сайта Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL:
.
2 Игумен Евмений (Перистый). Батюшка, я - наркоман! М., 2002; Иерей Игорь Бачин. Как
организовать общество трезвости на приходе. М., 2011; Иеромонах Иона (Займовский).
Сладкий плод горького древа. М., 2004.
Целью исследования является комплексное изучение направлений и форм участия Русской Православной Церкви в профилактике пьянства как социального и личностного деструктивного явления.
Поставленная цель определила задачи исследования:
раскрыть сущность пьянства как кризисного явления, отражающего духовно-нравственное состояние современного российского общества;
выявить специфику философско-культурологического рассмотрения пьянства как социального недуга общества;
осмыслить культурно-нравственные аспекты пьянства как формы проявления социальной девиации;
выявить духовные основания социального служения Церкви согласно ее канонической и святоотеческой традиции;
раскрыть церковно-исторические аспекты трезвенного движения в России;
систематизировать результаты комплексного анализа трезвенных программ, форм и методов, используемых Церковью в противодействии алкоголизации общества.
Теоретико-методологическую базу исследования представляют многообразные концепции и теоретические идеи, связанные с разработкой понятий «духовная культура», «нравственность», «социальные девиации». Методологические основания базируются на общих принципах философского исследования — объективности, системности, комплексности анализа.
Понимание сущности человека, его психологических свойств в рамках избранной темы потребовало обращения к смежным с религиоведением наукам - социологии, психологии, культурологии, истории. Немалую роль играют в исследовании такие идеи и
10 методологические установки, как концепции личностной самореализации, социокультурных потребностей, духовно-нравственного развития общества.
Аксиологический подход, заключающийся во введении нравственной составляющей в гуманитарное междисциплинарное исследование, позволил на основе ценностного анализа событий и процессов в обществе сделать теоретические обобщения и дать интерпретацию асоциальных явлений, тем самым раскрыть современную реальность в сложной целостности позитивных и негативных социальных и культурных практик.
Системный подход позволил выявить сложную систему взаимосвязи и взаимозависимости между социальными трансформациями и деструктивными практиками повседневности; выступил инструментом анализа сложнейшего явления пьянства, рассмотренного через призму деятельности Русской Православной Церкви по его профилактике.
Эмпирическая база диссертации основана на материалах, положениях и выводах масштабных программ и проектов последних лет, связанных с регулированием социальных отношений, развитием и поддержкой системы образования, культуры и здравоохранения, распространения религиозно-нравственных и культурных ценностей, трезвенных программ Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, социального проекта «Общее дело», Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», Православных семейных клубов трезвости и реабилитационных центров.
Эмпирическая база исследования также включает в себя результаты социологических опросов о состоянии духовной культуры в обществе и динамике культурных потребностей населения; официальные документы и источники информации, составляющие законодательную и нормативно-
и правовую базу по преодолению разных форм социальной девиации в современной России.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором:
систематизированы методологические подходы к пониманию сущности пьянства как кризисного явления, отражающего духовно-нравственное состояние современного российского общества; обоснована необходимость комплексного изучения пьянства как социальной девиации;
выявлена специфика философско-культурологического анализа пьянства как социального недуга общества, заключающаяся во введении аксиологической составляющей в системный анализ явления, представленного в контексте общественных трансформаций;
обработаны и изучены материалы трезвенного движения в России, ставшие основой современного служения Церкви по профилактике пьянства как социальной девиации;
оценены современные трезвенные программы Церкви по профилактике пьянства как духовно-нравственного недуга и раскрыта их роль в процессах стабилизации социокультурной ситуации и решении важных социальных задач;
проанализировано духовное наследие Церкви, в том числе и современное, по проблеме спасения личности от недуга пьянства, что позволило выявить его гуманистический и нравственный потенциал, направляемый для устранения разных форм социальных девиаций.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно обосновывает и намечает перспективы дальнейших исследований по профилактике пьянства с использованием
12 духовно-нравственного потенциала Русской Православной Церкви. Материалы работы будут полезны в практической работе семейных клубов и реабилитационных центров. Выводы и положения диссертации могут войти в курс лекций по истории государственно-конфессиональных отношений и современному социальному служению религиозных организаций.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Исследование пьянства как одной из форм социальной девиации,
получившей широкое распространение в современном обществе,
предполагает обращение к комплексному подходу, раскрывающему
разные стороны этого кризисного явления. Сложность анализа данного
явления связана с необходимостью раскрытия его сущности через
методологический инструментарий, обеспечивающий возможность его
приложения к разработке программ и проектов, направленных на
профилактику и искоренение этого социального недуга, поскольку его
невозможно остановить ни запретительными мерами, ни жесткими
законодательно-правовыми актами.
2. Специфика философско-культурологического подхода к
осмыслению пьянства как социального недуга общества проявляется в
результатах анализа кризисных явлений в обществе как
детерминирующего контекста, наделенного определенными ценностно-
смысловыми основаниями. Распространение в современном обществе в
качестве образцов социокультурного поведения моделей, основанных на
философии потребительства, социальной пассивности и равнодушия. Их
тиражирование через средства масс-медиа оценивается автором как
негативная тенденция, усиливающая риски нравственного упадка, кризиса
совести и утраты ответственности.
-
Пьянство как социальная девиация приводит к утрате смысла жизни, отказу от семейных ценностей, проявлениям бездуховности. Проявление кризисности и «больной» культуры фиксируются в разных формах девиантного поведения, фактах бытового пьянства и алкоголизма и пр. Неустойчивость и ослабление творческой составляющей социокультурной среды повседневности со всей очевидностью проявляется в разрушении взаимосвязи деятельности, образования и духовности.
-
Сложившая ситуация требует глубокого изучения исторического опыта религиозных организаций в деле профилактике пьянства как социальной девиации и использование его в профилактике кризисной ситуации. На основе анализа и систематизации материалов и источников, обработки статистических данных автор приходит к выводу о позитивных процессах в деле укрепления трезвенного движения в современной России, связанных с социальным служением Русской Православной Церкви. Профилактика пьянства является частью системно-организованной деятельности РПЦ, направленной на достижение стабильности социокультурной ситуации и решение важных социальных задач.
-
Среди целей, составляющих смысловое ядро проанализированных автором программ Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, социального проекта «Общее дело», Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», Православных семейных клубов трезвости и реабилитационных центров, выступают: создание условий для раскрытия человеческой личности, оказание реальной помощи не только в обретении ей смысла жизни, но и постижение ценностей, обеспечивающих человеку устойчивость саморазвития и отвечающих стратегии общественного развития, направленной в будущее. Базовой основой социального служения Церкви
14 является Священное Писание, Священное Предание и святоотеческое наследие, что не исключает применение современных медицинских методов профилактики и лечения. Программы профилактики и реабилитации, совмещенные с духовно-нравственным опытом Церкви, дают высокие показатели при социальной адаптации личности. Апробация работы:
Основные идеи и результаты диссертации были представлены в выступлениях и докладах автора на конференции-семинаре молодых ученых «Наука о культуре в XX веке» (Москва, 2009 г.); семинарах «Культура и культурная политика», (Москва, 2009 - 2010 гг.); «круглом столе» в редакции журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом» (Москва, 2011 г.).
Материалы диссертации применялись при чтении лекций в учебных курсах «История Церкви» в Государственном университете гуманитарных наук (на общественных началах) в 2010 г.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Основные положения диссертации представлены в публикациях общим объемом 1,9 п.л.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованных источников и литературы.