Введение к работе
Актуальность темы исоледрвающ.В условиях перестройки и нєчлократизации советского общества, развития гласности, отісаза эг командно-административных методов в отношении верующих и религиозных организаций важное теоретическое и практическое значение приобретаат проблемы изучения общечеловеческих нравствен-іші ценностей, их проявлений в религии и свободомыслии. В настоящее время происходит рост ніционального самосознания наро-ton, повышается их интерес к собственной истории, в общественной сознании наблюдается возрастание внимания к оовоенига национальных духовно-культурных ценностей. В атом процессе большое изсто занимает вопрос о роли ислама и свободомыслия в историко-культурном развитии народов Средней Азии. В связи с этим исследование богатства духовного наследия представителей мусульманского свобод-.^шслия является важной задачей обществоведов.
В политическом докладе ХХП съезду ЦК КП Узбекистана И.А.Каримов справедливо отмечал,что мы слишком предвзято относились к своему историческому прошлому, оценивая творческую деятельность выдающихся ученых и поэтов далекого прошлого не о учетом реалий той .эпохи, в которой они жали и работали, а, исходя из вульгарных "толкований современности . Объективный подход к нзученжв истории узбекского народа стал возможным ныне благодаря гласности, демократизации и гуманизации общества;аоследова-]шя культурно-духовного наследия прошлых эпох будут служить духовному развитию и обогащению народов, формировании новой духовности.
Исследование особенностей нравственно-этических воззрений представителей средневекового мусульманского свободомыслия II-ИУ вв. имеет важное теоретическое и практическое значение.
I.Каримов ИД. О ходе а основных направлениях перестройка,задачах обеспечения суверенитета и экономической самостоятельности Узбекской ССР, место и роля Коммунистической партии Узбекистана в новой политической системе страны я республики: Политический доклад ЦК ХХП съезду Компартии Узбекистана, 4 июня 1990 г. - Ташкент: Узбекистан,1990. - С.53.
Лктуальнозть исследования д^нноіі проблакп аытокэат.во-ларвых.из тех ізвльїшх процессов развития демократизации в нашем обществе,котором приводят к-преодолении негативного ОТНОШО-иия к наоладно прошлых эцсх и осознанию необходимости дальнейшего углубленного изучения традиции и культурних ценностей каждая нации,являющихся результатом ее творческой, интеллектуальной до тельноота в тачание всего иоторичаокого периода.К числу важнзИш результатов.духовкой деятельности народа принадлежат и обща че ли чвокие нравственные ценнооти, которые отразились в свободошслгі мусульманского средневековья ХІ-ХІУ вв.
Во-вторых, перестройка, как известно, дата широкую возмоа-нооть религиозным организациям для участия в общественно-политической а культурной деятельности, в делах милосердия и благотворительности. Духовенство в своих проповедях все чаще обращается к проблемам нравственности, односторонне подходя к оценке культурно-исторического процесса, преувеличивая в нем роль рели гиозного фактора. Определенную роль в появлении подобных утверждений у мусульманского духовенства сыграло празднование юбилея по случаю тысячелетия принятия христианстваРуси, который пышно отмечался православной церковью, пересмотр былой недооценки ро ли ислама в духовной жизни среднеазиатских народов, соотношения религии и общечеловеческих ценностей во взглядах представителей мусульманского средневековья является актуальной научной и прак тической задачей.
В-третьих, демократизация и гуманизация нашего общества требует выработки новых подходов к идейно-воспитательной работе по обеспечению свободы совести и пропаганда научных, религиоведческих знаний, определению основных направлений диалога верующих и неверующих на основе общечеловеческих ценностей.
В связи с этим весьма актуальным является научный анатаз соотношения религиозно-этических воззрений и общечеловеческих нравственных ценностей в наследии мыслителей мусульманского средневековья. Это поможет преодолеть неоправданные претензии мусульманского духовенства на монополию в сфере духовной жизни общества.
Важность изучения и обобщения духовного наследия среднеазиатских народов, недостаточная изученность соотношения общечело-f веческого и религиозного в этических воззрениях мыслителей му-
ульманокого средневековья обусловили выбор диссертантом данной емн в качестве объекта исследования.
Степені, разработанности тгрооО;емц. Данную теку н смотря на ё актуальность, нельзя считать пстаточно исследованной. Изу-ениь различных сторон свободомыстил в Средней Азии посвящены аучные исследования А.Исхакова, М.Хайруллаева, ІЛ.Гаджиева, .Аманалнева, П.Федосеева,-А.Сагадвева и других. Большое значо-29 дія понимания сущности и особенностей развития свободомыс-ия раннего средневековья в Средней Азии (ЇХ-ХІ вв.) имеют тру-ы ИЛуминова, У.Каримова, В.Захидова, О.Файзуллаеьа, Д.Бабаева, .Усманова, А.Шарапова, А.Захидова, а такхе труды вадуидос со-етскнх историков философия народов Востока: С.Григоряна, А.Бо-оутдинова и др.
Проблемы формирования и особенности развития свободомыслия Средней Азии в период раннего средневековья (ІХ-ХІ вв.) иссле-ованы А.Захидовым. В своих работах он раскрывает ряд теоретиче-ких положений, связанных с изучением особенностей развития свс— одомыслил в условиях средневековой Средней Азии и с критикой 00-овных догматов ислама.
В работах М,Хайруллаева "Из истории критики религиозных чеїшй и развития вольнодумных идей в Узбекистане","Основные талы развития свободомыслия народов Узбекистана" прослеяивавт-я этапы развития свободомыслия в Средней Азии. В них значитель-ое место отводится освещении оптимистического свободомыслия Хо-езмп, Фергана, Рази, Фарабя, Беруни, Пбн Сины, Умара Хайяма др.
В последнее время появились работы, в которых свободомыс-ао народов Востока рассматривается в плане изучения истории ма-эриализма и атеизма. Это работы ГЛЛивошца, З.д Л'атуризиной, Л1 .Мусяимова п др.
. Г ЛЛившиц. Свободомыслие и атеизм в древности и средние века. Минск: Вишайшая школа,1973. - С.399-427 ; З.А.Та-хуризнна. Идеи свободомыслия в истории культуры.М.:ГЯ7,1987. - C.22J ; СШЛуслимов. От свободомыслия к научному атеизму. Ростовский уп-т,1987. - С.9-33.
В книге Лившица Г,М, освещается история свободомыслия н атеистической мысли в древности и средние века. Работа ЗЛ.Та-вуризиной "Идеи свободомыслия в истории культуры" раскрывает сущность и формы антирелигиозного свободомыслия, его социальные а культурные основания, характер воздействия его идей на развитие духовной культуры. В противовес тем современным теологам и религиозным философам, которые рассматривают культуру прошлого, как исключительно религиозную, в кнлге раскрывается сущность тех ее элементов, которые противостояли религии, доказывается, что борьба с религиозным мировоззрением не только не прерывала культурной традиции, но была одним из условие развития духовной культуры. В монографии С.ці .Муслиыова "От свободомыслия к научному атеизму" в иеторико-социологическом плане исследуется процесс секуляризации общественного сознания народов Северного Кавказа и утверждения в их духовной жизни научно-атеистического мировоззрения.
Вышеперечисленные работы посвящены различным аспектам изучения духовного наследия народов в различных регионах. В то же время проблема нравственных ценностей в свободомыслии мусульманского средневековья на была предметом специального исследования ученых. Это и обусловило выбор автором темы настоящего диссертационного исследования.
Целы? настоящей диссертации является исследование места і роли духовного наследия мыслителей XI-UJ вв..в формировании прогрессивных нор:.! нравственности м их значения для современности.
Реализация поставленной цели предполагала решение следующих задач;
провести философский анализ общественно-экономических,по-литичесілх условий, идейных истоков и особенностей свободомысли и нравственных воззрений мыслителей Средней Азии ХІ-ХІУ вв. ;
исследовать идейные истоки нравственных взглядов представителей среднеазиатского свободомыслия ;
раскрыть диалектику формирования нравственно-этических нсрм во взглядах представителей свободомыслия мусульманского средневековья {
выявить своеобразие их учений о смысле жизни ж человеческом знании і
сформулировать конкретные рекомендации по испс-ъзовашт духовного, нравственно-этического наследия мусульманского средневековья в работе по воспитания духовности у трудящихся нашей республики.
Методологическая основа и, источники диссгртацма. Методологической основой диссертации явшгась труды классиков марксизма-ленинизма по вопросам изучения к ислользозагшя культурно-духовного наследия народов. Диссертант руководствовался .ленинским полоаением о том, что только ка точном знании культуры,созданной всей развитиом человечества, кол-ло строить пролетарскую культуру.
Определяй.- е значение для диссертационного ласледования имел Закон "о свободе совести и редггдозиих организациях",што-риалы съездов народных депутатов СССР и Уибекекоіі респуоликн, а такае использованы труди видных ученых обществоведов н партийных, ооветских деятелей.
Шароко использованы в диссертации труды среднеазиатских мыслителей ХІ-ХІУ лв. Ісуфа Хае Хадікиба, Ахмада Кгнакн, Пахдавана Махмуда и исследования, посвященные ьх творчеству. Диссертант опирался такке на научную литературу по проблемам средневекового свободомыслия и ислама.
Пра изучении рола тра;иіциа свободомыслия, вольнодумства а атеизма в прогресслвноі/і духовном наследил народов СССР, в том числе народов Среднее Азия, болы^н помощь оказали исследования
ПО РУССКОЙ ВОЛЬНОДУМНО*! К атеИСТИЧвСКОИ Г.1ЫСЛ-.
Научная новизна диссертации состоит в том/.го в ней:
проведено дальнейшее философско-методологлческое асследование проявленая обцечеловеческих нравствен .ых ценностей в свободомыслия (Мусульманского средневековья ХІ-ХІУ вв.;
раскрыты малоисследованные аспекты обцеитвеняо-энонгль^ес-ках предпосылок и политических условии, повлиявшие на формирова-нле мировоззрения мыслителей ыусулкшского средневековья М-XIУ веков ;
выявлены особенности ((Юрмиоовиния морально-этических І'.ЗГЛР-
дов представителе'! средневекового свободомыслия ;
проанализирован'] нравственные воззрения средневековых мыслителей ХІ-ХІУ вв. ксуфа Хае Хадлі'Оа, Ахмада Цгнаки, Пахлава-на Цахиуда, в творчестве которых сольное место зь:ш.".ала гуманистические идеалы, стремление к счастливой и радостной кизни ;
раскрыты взаимосвязь и взаимовлияние общечеловеческих и исламских нравственных ценностей; обоснован вывод о том,что іслам, формируя свои ыоралыю-зтнческне ценности, заимствовал а ооьекрй от :;;.:еш: Аллаха нравственные ценности народов.
- подвергнуты научно-критическому анализу концепции иусуль-
цанеккх Соголовоі. о то:л, что нравственные ценности могут фор:.:з-
ровлться только на основе религии; вскрыты разлтля и противоре
чия :.'.е^-д.У общечеловечески..'.:! и редигдозншли зтвческиаи Ценностя
Практическая значимость диссертации определяется тем,что в
ней на основе теоретического анализа проблемы разработаны пред-лояения и рекомендации по изучению свободомыслия мыслителей мусульманского средневековья П-ХІУ вз, и использования их трудов в практической работе по воспитанию новой духовности н нравственного возрождения народа,
В диссертации содержатся рекомендации по улучшении атеистической работы с использованием трудов среднеазиатских мыслителей. Отдельные результаты исследования могут быть использованы в преподавании вузовского курса "История и теория религии и атеизма" в разделе "Религия и свободомыслие".
Апробация диссертация. Диссертация была обсувдена и одобрена на заседании кафедры истории и теории религии и атеизма ТашГУ им.В.ИДенина в октябре 1990 г. Результаты исследования докладывались на профессорско-преподавательских конференциях ТашГУ в 1986, 1989 гг., на республиканской научно-практической конференции в 1988 г. По теме исследования имеются 5 публикаций обпцш объемом 4,3 п.л.
Структура диссертации.Диссертация состоит из введения,двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.