Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества Геворкян, Роберт Эдвардович

Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества
<
Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Геворкян, Роберт Эдвардович. Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Геворкян Роберт Эдвардович; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2010.- 122 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/5

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

На рубеже шестидесятых-семидесятых годов XX в. в западных странах начинается бурное распространение новых религиозных движений (НРД). Спустя примерно двадцать лет, после отказа от политики государственного атеизма и предоставления свободы религиозным объединениям, этот процесс затронул и Россию. В конце восьмидесятых - начале девяностых годов в нашей стране появляются сотни новых религиозных групп, а общее число их последователей достигает, по приблизительным оценкам, нескольких сотен тысяч человек. Число последователей различных НРД достигло в нашей стране своего пика к середине девяностых годов, затем начало стабильно сокращаться, и к настоящему времени стабилизировалось на уровне всего нескольких десятков тысяч человек, если исключить из их числа Свидетелей Иеговы и Церковь Иисуса Христа святых последних дней. Но и включение последователей этих религиозных организаций в число НРД тоже дает суммарно не очень большую цифру в масштабах нашей страны: ориентировочно около 300 тысяч человек .

В это же время, то есть на рубеже восьмидесятых-девяностых годов, в России начинается динамичный рост протестантизма. Наряду с протестантскими объединениями, существовавшими в нашей стране еще в советские времена, появляется много новых общин, преимущественно пятидесятнического и харизматического толка. Но в отличие от НРД протестантские церкви в нашей стране не сталкивались со снижением числа приверженцев и продолжают стабильный рост. В настоящее время число наших сограждан, исповедующих протестантизм различных толков и направлений, составляет немногим более 1,5 миллионов человек2.

Таким образом, в течение последних двух десятилетий религиозная палитра нашей страны претерпела значительные качественные изменения. Наряду с последователями традиционных религий, пополнившими свои ряды, появилось и заметное число приверженцев полностью или частично новых для нашей страны вероучений. Для сравнения: общая численность активных, а не номинальных, последователей Русской православной церкви, регулярно посещающих богослужения и исполняющих все предписания своего вероучения, со-

1 См.: Филатов С, Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность.

2 Там же.

ставляет у нас не более 7-8 миллионов человек. Это - совершенно новая ситуация, требующая осмысления. Нам представляется существенным, что, в отличие от православия, для которого опорой и самой многочисленной прослойкой верующих на протяжении многих столетий было сельское население России, и сохраняющего даже в настоящее время в своем укладе некоторые черты «сельской» религии, новые общины чаще всего являются подчеркнуто «городскими». Они создаются горожанами, довольно часто неплохо образованными, они обращаются со своей проповедью к жителям городов, и нередко сконцентрированы в мегаполисах. Их вероучения, культовая практика, моральные нормы, образ жизни, предписываемый последователям, соответствует специфическому жизненному укладу обитателя современного мегаполиса. В современных российских городах за последние двадцать лет сложились специфические новообразования, которые можно назвать новыми религиозными субкультурами. Эти субкультуры оказываются втянутыми в разнообразные социальные и политические процессы, а также играют роль в культурной жизни современного российского города. Следует отметить, что значение новых религиозных движений в этих процессах не следует недооценивать. Порой они оказываются в эпицентре острой общественной дискуссии, как это произошло, например, не так давно с проектом создания нового обширного храмового комплекса и культурного центра Общества сознания Кришны в Москве.

В силу всего сказанного мы считаем актуальной и своевременной работу, посвященную изучению специфики новых религиозных движений, и месту и роли в условиях современного урбанистического общества.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступают новые религиозные движения. Предметом исследования является взаимодействие НРД с окружающим обществом в сравнении с традиционными религиями.

Степень разработанности проблемы.

Исследованию феномена новых религиозных движений посвящена обширная зарубежная и отечественная научная литература. Наиболее значительные работы по новым религиям принадлежат перу зарубежных ученых, как А. Баркер, М. Интровиньо, Д. Хадден, Д. Мел-тон, Д. Ричардсон. Среди отечественных ученых выделяются имена Л.Н. Митрохина, Е.Г. Балагушкина, И.Я. Кантерова, Б.З. Фаликова, М.З. Штерина. Этой проблематике посвятили свои публикации и

многие другие авторы. Однако несмотря на изобилие научных публикаций, множество вопросов в настоящее время еще далеки от решения. К числу наиболее важных из нерешенных проблем следовало бы отнести проблему построения типологии НРД, проблему сравнительного анализа сущностных черт НРД и традиционных религий, а также ряд проблем, относящихся к различным вариантам взаимодействия НРД с окружающим социумом: динамика интеграции НРД в общество, проблемы, возникающие при этом, причины разрыва части НРД с обществом и ряд других.

Методологические основы исследования.

Методологической основой анализа взаимодействия НРД с окружающим социумом являются принципы типологизации и выделения сущностных черт различных групп новых религий, предложенные Е.Г. Балагушкиным. Большое эвристическое значение для данной работы имеют категории «вызов» и «ответ», введенные А. Тойнби. В работе используется метод компаративного анализа и общенаучные методы исследования.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования является изучение взаимодействия НРД с обществом, взятое в сравнении с традиционными религиями. Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть проблемы построения типологии НРД, проанализировать их сравнительные достоинства и недостатки, а также эвристические возможности.

  2. Рассмотреть динамику трансформации отношения к обществу НРД разных типов.

  3. Проанализировать характер взаимоотношений с обществом НРД, принадлежащих к разным типам.

  4. Оценить возможности и перспективы интеграции в современное общество НРД, принадлежащих к разным типам.

  5. Оценить НРД, принадлежащие к разным типам, с точки зрения перспектив их успешной интеграции в современное общество.

  6. Рассмотреть те трудности, с которыми сталкиваются НРД при попытках интеграции в современное общество.

  7. Провести сравнительный анализ потенциала НРД и традиционных религий в условиях, когда они оказываются соперниками.

  1. Проанализировать причины соперничества НРД и традиционных религий, на первый взгляд, неоправданного острого вследствие незначительной численности НРД.

  2. Проанализировать возможные варианты ответа традиционных религий на присутствие НРД, оцениваемое традиционными религиями как вызов.

Научная новизна исследования.

  1. Рассмотрены проблемы построения типологии НРД, проанализированы их достоинства и недостатки, предложен авторский вариант типологии НРД, основанный на типологии, разработанной Е.Г. Бала-гушкиным.

  2. Проанализированы возможности изменения отношения НРД к окружающему обществу под влиянием различных факторов, а также возможные результаты этих изменений.

3.Проанализирован характер взаимоотношений с обществом НРД, принадлежащих к разным типологическим группам.

  1. Рассмотрены возможности и перспективы интеграции в современное общество НРД, принадлежащих к разным типам, проанализирован потенциал интеграции, которым обладают НРД.

  2. Рассмотрены объективные трудности, стоящие на пути интеграции НРД в современное общество.

  3. Оценен сравнительный потенциал и возможности НРД и традиционных религий в условиях их соперничества за верующих, рассмотрены реальные и мнимые преимущества традиционных и нетрадиционных религий.

  4. Проанализированы причины, вследствие которых традиционные религии оценивают даже незначительное присутствие в обществе НРД как крайне серьезный вызов.

  5. Рассмотрены возможные варианты ответа традиционных религий на вызов со стороны НРД.

Тезисы, выносимые на защиту.

1. Типологии НРД, предлагаемые исследователями этого феномена, являются ограниченными по своим возможностям, строятся с использованием различных типологических критериев и могут варьироваться в зависимости от целей и задач исследования. Для анализа роли и места НРД в современном обществе большие эвристические возможности открывает типология НРД, в основу которой полагается признак отношения НРД к социальной действительности. В таком случае две основные типологические группы будут включать: 1)

НРД, нацеленные на преобразование мира (обновленческие), 2) НРД, отрицающие социальную действительность (оппозиционные).

  1. Позиция НРД по отношению к окружающему обществу под влиянием различных факторов может меняться на противоположную: от отрицания к принятию, или наоборот, что приводит к интеграции НРД в общество, либо к его маргинализации. Таким образом, возможна как трансформация обновленческих НРД в оппозиционные, так и оппозиционных НРД - обновленческие.

  1. НРД обладают крайне значительным потенциалом интеграции в общество, что связано с присущими им возможностями достаточно радикальных изменений на кратком отрезке времени. Наиболее значительным потенциалом обладают НРД, изначально возникающие как обновленческие. НРД этого типа в настоящее время являются наиболее глубоко интегрированными в современное общество. Оппозиционные НРД приобретают такой потенциал в случае трансформации в движения обновленческого типа. НРД этого типа являются наиболее проблемными. В предельном варианте их неприятие общества выливается либо в самоуничтожение, либо в попытки разрушить общество.

  2. НРД, будучи неукорененными в обществе, не могут существовать, не занимаясь крайне активной миссионерской деятельностью, что вызывает отторжение и неприятие со стороны окружающих. Таким образом, на пути интеграции в общество НРД сталкиваются с объективными трудностями, обусловленными самой природой этих религий.

  3. Потенциал внутренних изменений, которым обладают НРД, намного превосходит аналогичный потенциал традиционных религий, что, казалось бы, должно давать НРД серьезные преимущества в соперничестве. Однако в действительности это преимущество является, по большей части, мнимым: традиционные религии, укорененные в национальных культурах, сохраняют подавляющее преимущество в численности своих последователей по сравнению с НРД, не укорененными в культурной традиции.

  4. Несмотря на крайне незначительную численность НРД, традиционные религии обоснованно рассматривают их деятельность как очень серьезный вызов. НРД, будучи изначально «городскими» религиями, способны успешно осваивать новые формы презентации своих учений, адаптированные к запросам жителя современного мегаполиса, особенно принадлежащего к младшему поколению. Это привлека-

ет в ряды НРД часть молодежи, а с притоком молодых верующих любая религиозная организация связывает свои надежды на будущее.

7. Наиболее перспективным ответом традиционных религий на вызов со стороны НРД является частичная модернизация традиционных религий, не затрагивающая, однако, основ вероучения и сложившейся веками культовой практики. Политика «очернения» НРД в глазах общества, или призывов к административным запретам является бесперспективной и чреватой нежелательными для общества в целом последствиями.

Практическая значимость и апробация исследования.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в научной работе, а также при разработке религиоведческих курсов для высших и средних учебных заведений. Они могут найти практическое применение в сфере государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. По теме диссертационного исследования опубликованы 2 статьи и тезисы межрегиональной научной конференции.

Структура работы.

Определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы, состоящего из 117 названий.

Похожие диссертации на Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества