Введение к работе
Актуальность темы исследования. В последние годы, в широком контексте происходящих в России социально-экономических перемен, заметно обозначилось изменение социального статуса религии. Принятый в конце 1990 г. Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях", а также Закон РФ "О свободе вероисповеданий", поставили отношения между церковью и государством на новую основу. Для верующих открылся путь к обретению одного из самых важных для них прав гражданина и человека. Заметно возросло число россиян, связывающих себя с какой-либо религией.
Повышается авторитет Русской православной церкви и других традиционных конфессий в жизни страны. Это проявилось в целом ряде эпизодов современной российской истории - таких, как октябрьские события 1993 г., заключение Договора об образовании сообщества двух государств - России и Беларуси (1996 г.) и т.д. Общество и государство прямо признают значение церкви в решении важнейших социальных и политических проблем. "Возрождение интереса к религии - факт современной жизни", - отмечено в ежегодном послании главы Российского государства Федеральному собранию1.
Изменение отношения к церкви отразилось и в переоценке всего связанного с ней духовного и нравственно-этического пространства. Верующие получили доступ к общественно-политической жизни, проявляя здесь активность и инициативу. Желание строить отношения в обществе на основе справедливости, равенства, утверждать их в области политики, социальной сфере охватывает более широкую массу. Она составляет значительную часть населения, и общество заинтересовано в том, чтобы использовать ее потенциал.
Этот потенциал реализуется через посредство особых религиозно-политических институтов, примыкающих к церкви, близких
1.06 укреплении Российского государства. Послание Президента Российской Федерации // Российская газета.- 1994.- 25 февраля.
ей духовно, но, как правило, организационно с ней не связанных. К таким институтам относится и христианская демократия. Составляющие ее общественные объединения, партии играют определенную роль в российских событиях последних лет. Они представляют собой один из тех факторов в современном развитии страны, без учета которых трудно оценить сложившуюся ситуацию в России, прогнозировать тенденции в будущем.
Феномен христианской демократии в спектре отечественных общественно-политических сил - явление новое и уже по этой причине недостаточно изученное. Оно воспринимается неоднозначно. Поскольку во многих странах существуют христианско-демок-ратические партии, в том числе'и как правящие, то само, возникновение их в нашей стране воспринимается нередко как проявление "всеобщих закономерностей", как знак приобщения древней евразийской страны к ценностям Запада, к "цивилизации". Сторонники данной точки зрения считают, что в овладении традициями западных демохристиан - столбовая дорога христианской демократии в России. "Учитывая то, что Россия сейчас как никогда открыта для восприятия западных ценностей,- пишет один из авторов журнала "Истина и жизнь",- международное признание может поднять политический авторитет наших демохристиан внутри страны"1 .
Есть и иной подход к российской христианской демократии, рассматривающий ее вне всякой зависимости от опыта Запада, как сугубо российское явление, не имеющее однако национальных корней. Так считает, в частности, американский ученый У.Лакер. Анализируя политическую обстановку в нашей стране, он отреагировал на создание в 1990 г. РХДД (Российское христианское демократическое движение - партия В.Аксючица) далеко.не риторическим вопросом: "Была ли на самом деле подлинная нужда в
1.Бобров М. Христианская демократия в России: останется ли она политической экзотикой или станет серьезной силой? // Истина и жизнь.- 1994.- N 11.- С.31.
христианской партии в России?"1
За двумя противоположными подходами - целое поле неизученных вопросов, представляющих большую актуальную проблему. Разработка ее - потребность практической политики в Российской Федерации.
Состояние научной разработки проблемы. Феномен российской христианской демократии несомненно требует глубокого и разностороннего изучения. Первыми исследователями данной проблематики стали ученые Института религиоведения Академии общественных наук (АОН). Именно здесь началась систематизация и публикация документов христианской демократии2. Был налажен выпуск бюллетеня "Религия в современном мире"3, публиковавшего информационно-аналитические материалы и статьи. Подготовлено издание историко-философского и религиоведческого журнала "Диспут"4. Научные исследования в указанном направлении были продолжены кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В информационном бюллетене "Религия, церковь в России и за рубежом"5, ставшего своеобразной трибуной обмена научным опытом, публикуются материалы по различным проблемам христианской демократии.
Такие исследования проводятся и в других научных центрах России. Широкий резонанс получила дискуссия на данную тему, которая состоялась в 1992 г. в редакции журнала "Вопросы фило-
І.Лакер У. Черная сотня. Происхождение русского фашизма. - М.,1994.- С.339.
2.См.: Христианские партии и самодеятельные объединения: Сборник материалов и документов.- М.,1990.
3.См.: Религия в современном мире: Информационный бюллетень по материалам зарубежных средств массовой информации. -1988-1993 гг.
4.См.: Диспут.- 1991-1992 гг.
5.См.: Религия, церковь в России и за рубежом: Информационный бюллетень.- 1994-1996 ГГ.
софии"1. Доклады и сообщения Д.Е.Фурмана, В.И.Гараджи, С.Б.Филатова и других отразили сложную гамму вопросов, поставленных перед учеными обществом. Разработкой данного комплекса вопросов занимается институт философии РАН, его исследовательский центр "Философия культуры и религии" во главе с Л.Н.Митрохиным. Осуществленное ими коллективное исследование? стало заметным событием в научной жизни.
Социологический срез мировоззренческих проблем, напрямую связанных со становлением христианской демократии в России, исследуется в работах, подготовленных Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, действующим в его составе научно-исследовательским центром "Религия в современном обществе" во главе с М.П.Мчедловым3.
Деятельностью христианской демократии - в плане изучения закономерностей становления многопартийности, партийного строительства - занимаются политологи. В справочных изданиях, появившихся в последние годы в России, даются исторические справки о партийных новообразованиях, в том числе и материалы о де-мохристианских объединениях4. Однако эти заметки больше обращены как бы внутрь названных организаций: идет подробное описание деталей того, что принято называть "внутриутробным развитием", - кто проводил первые совещания, возглавлял отколов-
І.См.: Вопросы философии.-1992.- N 7.- С.6-33.
2.См.: Религия и политика в посткоммунистической России.-М., 1994.
3.См.: Свобода совести в духовном возрождении Отечества.-М., 1994, и др.
4.См.: Политические партии современной России: Информационные и аналитические материалы об общероссийских партиях и общественных движениях (1990-1993).- Вып.1.- М..1993; Коваль Б.И.. Павленко В.Б. Партии и политические блоки в России.-Вып.1.- М.,1993; Остапчук А., Красников Е., Мейер М. Политические партии, движения и блоки в современной России.- Н.Новгород, 1993. и др.
шиеся группы и т.п. Между тем попыток выявления сути самой христианской демократии в них не чувствуется. В таком же духе выдерживаются и издания на эту тему, выходящие за рубежом1.
То же можно сказать и о теоретических работах, посвященных общим вопросам партийного строительства в России2. Специфика христианско-демократических объединений, как течения в общественно-политическом движении, в них не рассматривается. Хотя такие попытки предпринимаются.
В этом отношении привлекает внимание монография политолога В.Н.Краснова3. Она посвящена теоретическому анализу программных документов и политических принципов основных российских партий, включая и демохристиан. Позиция В.Н.Краснова не бесспорна. Прежде всего вызывает сомнение отнесение христианской демократии к разряду "внесистемных" партий. Внесистем-ность в данном контексте воспринимается как некая ненормальность. По каким же критериям включаются партии в названный разряд? "Во-первых,- пишет В. Н. Краснов, - наличие в их программных документах архаичных, "реликтовых" идеологий, во-вторых, особый способ строительства таких партий, создающихся по принципу "квазирелигиозных сект, объединенных вокруг одной
І.См.: Prudkov 0., Bach D. Wer sitzt morgen Ira Kreml? Die neuen Parteien in Russland und ihre Fuhrer.- Wuppertal: Hammer, 1992; Саква P. Христианская демократия в России.Ч.1: Пер.с англ. // Социологические исследования.- 1993.- N 4.
2.См., например: Зотова З.М. Партии России: испытание выборами.- М.,1994; Салмин A.M.. Бунин И.М., Капелюшников Р.И.. Урнов М.М. Партийная система в России в 1989-1993 годах.-М.,1994; Рябов В.В.. ХавановЕ.И. Общественный интерес, общественные движения и политические партии.- М..1992; Душаков А.В. Роль политических партий России в консолидации современного общества. Автореф. дис. ... канд. ист. наук.- М.,1992, и др.
3.См.: Краснов В.Н. Система многопартийности в современной России (очерк истории).- М.,1995.
сверхценной идеи"1.
Применимы ли эти критерии к российской христианской демократии? Бесспорно, само по себе христианство с его двухтыся-челетней историей, обряды, да и библейские постулаты несут в себе множество реликтов. Но можно ли по этой причине, тем более в период религиозного возрождения в России, объявлять лежащую в его основе идеологию целиком реликтовой? И, наконец, логично ли обвинять христианские организации в "квазирелигиозности"? Конечно, возникающие религиозно-политические объединения по-своему заслуживают названия сект - ввиду их малочисленности. Но какие партии в сегодняшней России не малочисленны? За исключением КПРФ, их практически нет.
Спорным, с методологической точки зрения, можно считать и подход В.Н.Краснова, не учитывающий принципиальных различий между общественно-политическим объединениями типа партий (РХДД) и массовыми организациями (союз "Христианское возрождение" и др. )г, как правило, слабо структурированными, без строго оформленного членства и т.п. Их совместная деятельность, как свидетельствует политология, возможна в рамках массового движения, что однако не отменяет существующих там различий и иерархии.
Активно работает в области изучения демохристианского движения в России А.Щипков. Он рассматривает христианство и демократию, основанную на них идеологию и политику не порознь, а в единстве, воплотившемся в деятельности определенным образом организованных людей, объединившихся во имя реализации вытекающих из первооснов христианства и демократии убеждений и принципов. Статья А.Щипкова в упомянутом научном сборнике Инс-
1.Краснов В.Н. Система многопартийности в современной России (очерк истории).- С. 112. 2.См.: Там же.- С. 113.
титута философии РАН1 представляет обобщающий обзор того, что удалось достичь исследователям в данном секторе религиоведения, философии религии и политологии. Автор как бы обозначает рубеж, отталкиваясь от которого, другие исследователи могут идти дальше в изучении данной проблемы.
Давая панораму христианского движения, включающего в себя массовые объединения типа союза "Христианское возрождение", "Союза православных братств" и т.д., А.Щипков акцентирует внимание на деятельности политических партий христианского направления. Само понятие христианской демократии закрепляется именно за ними. Они, эти партии, составляют ядро всего демо-христианского движения, и изучать его закономерности целесообразнее через них, через их деятельность.
Вместе с тем ряд положений, выдвигаемых А. Щипковым, вызывает возражения. Прежде всего - деление российской христианской демократии на два основных направления, в русле которых, по убеждению автора, она должна развиваться. "Первое - демократическое, или западническое, ориентированное на европейский опыт христианской демократии, и второе - державное, или патриотическое, ориентированное на национальные и государственно-патриотические силы внутри страны"2.
В принципе два течения внутри российского христианско-де-мократического движения действительно существуют. Правда и то, что одно из них больше ориентировано на западные ценности, нежели второе, отдающее предпочтение российским традициям. Однако, когда одно названо демократическим, а второму в этом как бы отказано, исходя из его державных (читай - государственни-ческих) устремлений, это - нонсенс. Во-первых, нельзя столь категорично противопоставлять государство и демократию (как известно, являющуюся формой государства). Во-вторых, стоит ли
І.См.: Щипков А. Христианская демократия в России // Религия и политика в посткоммунистической России.- М., 1994.-С.119-186.
2.Там же.- С. 119.
считать недемократическими идеологию, политическое течение, если они не следуют Западу? В-третьих, возникает вопрос: если в русской христианской демократии одно из течений (и, как выясняется из статьи А.Щипкова - наиболее влиятельное) не является демократическим, стоит ли вообще говорить о наличии в России демохристианского движения?
Серьезной работой, отражающей процесс становления христианской демократии в России, является статья А.А.Амплеевой, опубликованная в реферативном сборнике ИНИОН1. Вышедшая одновременно с указанным исследованием А.Щипкова, она базируется, в основном, на тех же источниках и в общем повторяет его сильные и слабые стороны. Ряд тезисов, выдвигаемых А. А. Амплеевой, остается неподкрепленным аргументами. Это относится к утверждению об отказе участников Конгресса гражданских и патриотических сил (февраль 1992 г.) от идеи демократии2. Неясно также, почему выдвижение на первый план принципа "просвещенного патриотизма" оказалось "сдвигом вправо"3.
Резюмируя сказанное об имеющихся исследованиях, можно сделать вывод, что значительное число публикаций по вопросам становления и деятельности христианской демократии в России отнюдь не говорит о высокой степени разработанности данной тематики. В целом несмотря на определенный багаж имеющихся исследований, данная проблема сохраняет "белые пятна", слабо изученные аспекты и грани. А главное - специального труда, посвященного ей, рассматривающего ее в цельности и полноте, пока не существует. Нет и диссертаций подобного профиля. Христианская демократия остается хотя и открытой, но практически еще не изученной проблемой.
Отсюда вытекает общественная потребность в настоящей ра-
І.См.: Амплеева А.А. Российская христианская демократия // Политические партии и движения. Христианско-демократическое движение в Европе: Реферативный сборник.- М. ,1994.- С.164-184.
2.См.: Там же.- С. 176.
З.См.: Там же.- С.178.
боте.
Цель и задачи исследования. Речь идет, прежде всего, о выявлении сущности христианско-демократического движения как феномена общественно-политической жизни России 90-х годов XX столетия, его социально-политических основ, нравственно-этических и философских корней в российской духовной традиции, специфики проявления в условиях своей страны, тенденций и перспектив развития.
В плане достижения данной цели в диссертации решаются следующие задачи:
исследование предпосылок (социально-политических и духовных) возникновения демохристианского движения;
изучение процесса становления и развития христианской демократии в России;
анализ программных документов христианско-демократичес-ких партий;
научный прогноз тенденций развития христианской демократии в тесной взаимосвязи с реализацией в стране основных политических прав и свобод.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые:
дан комплексный анализ возникновения и развития христианской демократии в России, исследована его социальная природа, исторические корни;
изучены программные документы христианско-демократичес-ких партий, раскрыты основные принципы их деятельности в условиях многопартийности;
показана социальная база христианской демократии, раскрыты ее роль и место в борьбе за прогрессивное развитие России;
введены в научный оборот новые документы и материалы, ранее не использовавшиеся исследователями, а также работы по проблемам христианской демократии, выходившие за рубежом, прежде всего в Германии, известной своими традициями и опытом в данной области.
Методологическую основу исследования составили традицион-
-іо-
нне научные принципы, на которые опирается обществоведение, -историзм, объективность, системность, комплексность. Необходимым ориентиром при разработке проблемы явились идеи российских и зарубежных мыслителей и политиков преимущественно конца XIX - XX веков, раскрывающие принципиальные основы христианско-де-мократического движения в России, отражающие его сущность, роль в системе государственно-церковных отношений, цели и задачи, специфические особенности в условиях нашей страны. Это, прежде всего, отказ от противопоставления религии, церкви земным, мирским заботам миллионов людей, требование повернуться лицом к социальным проблемам, критика Русской православной церкви за то, что "она уклоняется от своего общественного призвания" (В.С.Соловьев)1. Н.А.Бердяев решительно выступал против того, чтобы "христианство искажалось приспособлением к царству Кесаря, склонялось перед государственной силой"2. С.Н.Булгаков сделал определяющий вклад в поиск организационных средств, с помощью которых близкая к церкви общественность могла бы воздействовать на государство, властные структуры. Эти средства - общественно-политические объединения, партии3. В одном из главных своих трудов ("Свет невечерний", 1917 г.) он с сожалением отмечал, что "религиозной общественности, которая связана с преображением социальной стихии, у нас нет"4.
Из зарубежных исследований методологическое значение для нашей работы имеет, в первую очередь, книга Р. Кальдеры, лидера Интернационала Христианской Демократии и президента Венесуэлы, почитаемая его российскими приверженцами за некий манифест де-
1. Соловьев B.C. Соч.: В 2 т.-М., 1989.- Т. 1.- С. 53.
2.Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря.- М. .1995.-С.307.
З.См.: Булгаков С.Н. Христианский социализм.- Новосибирск, 1991.- С. 25-29, и далее.
4.Булгаков С.Н. Христианский социализм.- С.347.
мохристианского движения1. По мнению Р.Кальдеры, осуществить где-либо в мире демократию пока что не удавалось. Ее можно создать, лишь гармонически соединив принципы демократии с христианскими заповедями2.
Основными источниками исследования являются программные документы партий, движений, законы страны, главный из которых - Конституция Российской Федерации - определяет положение церкви в государстве, обеспечивает права граждан на свободу вероисповеданий, свободу объединений, закрепляет идеологическое и политическое многообразие, многопартийность3. Механизм реализации этих прав и свобод закреплен в Законе СССР "Об общественных объединениях"4. Законе РФ "О свободе вероисповеданий" и т.д. Учитывались оценки деятельности церкви в выступлениях руководителей государства и, в частности, в процитированном выше Послании Президента Федеральному собранию (1994 г.).
В диссертации использовались новейшие документы Русской православной церкви по вопросам общественно-политической жизни. Имеется в виду, в первую очередь, принятое в конце 1994 г. Определение Архиерейского собора Русской православной церкви "О взаимоотношениях церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского патриархата в настоящее время"5.
Однако главным источником исследований были документы конкретных объединений, составляющих организационную ткань де-
І.См.: Кальдера Р. Специфика христианской демократии.-
СПб., 1992.
2.См.: Там же.- С.21.
З.См.: Конституция Российской Федерации.- М.,1993.-
С.8,12,13.
4.См.: Новые законы СССР.- Вып.3.- М.,1991.- С. 18-30.
5.См.: Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 29
ноября - 2 декабря 1994 г. Москва. Документы. - М.,1994. -
С. 21-25.
мохристианского движения. Это, главным образом, материалы РХДД1. Они достаточно полно отражают идейные позиции и организационные принципы этой партии. Целый ряд документов христианских объединений "первой волны" (начального этапа религиозного возрождения) сохранился и вошел в научный оборот благодаря сборнику, изданному в 1990 г. Академией общественных наук2. Однако большинство партий христианского направления о своих целях и намерениях в массовой печати не высказывалось, о них знает лишь узкий круг приверженцев, получающих материалы в рукописном виде через личные контакты с руководителями.
Чаще находят своего читателя материалы, излагающие программные цели и задачи партий в форме интервью с их лидерами или через статьи руководителей, особенно если материалы идут в популярных изданиях, выходящих большим тиражом. Это - ценный источник для исследователя. Издавать свои собственные газеты и журналы христианским партиям не под силу. Они имеются опять же у РХДД (литературно-философский альманах "Выбор" и ежемесячная газета "Путь"), хотя и выходят нерегулярно, у Московского христианско-демократического союза (газета "Протестант"), Российской христианско-демократической партии (газета "Христианская политика"), ХДС России ("Вестник христианской демократии"), у некоторых групп (разовые издания). Содержательную информацию о состоянии государственно-церковных отношений и деятельности христианской демократии публикует уже упомянутый бюллетень "Религия, церковь в России и за рубежом".
Важные комментарии к документам, разъяснения по поводу конкретных событий и фактов получены автором в личных беседах с лидерами христианско-демократических партий В.Аксючицем,
І.См.: Российское христианское демократическое движение: Сборник материалов.- М..1990; Возрождение России. Христианская демократия и просвещенный патриотизм: Сборник материалов и документов РХДД.- М..1993.
2.См.: Христианские партии и самодеятельные объединения: Сборник материалов и документов. - М.,1990.
А.Чуевым, В.Савицким, А.Киселевым.
Несомненным подспорьем для исследователей данной проблемы являются социологические исследования. В данной работе использованы результаты опросов, проведенных кафедрой религиоведения РАГС при непосредственном участии автора. Социологическим центром Российского научного фонда (С.Б.Филатов, Л.М.Воронцова), а также центром "Религия в современном обществе"1.
В целом источниковая база оказалась достаточной для серьезного научного анализа и аргументированных выводов, дав основу для подготовки настоящей работы.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его итоги дают системное представление о христианской демократии в России, ее современном состоянии, могут быть использованы в дальнейшей научной разработке проблемы, в процессе преподавания основ религиоведения в высших учебных заведениях.
Апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены в публикациях общим объемом 3,3 печатных листа и, кроме того, в выступлениях автора на научной конференции "Религия и политика" (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, май 1995 г.), на симпозиуме "Макс Вебер. Ученый, общественный деятель и педагог" (Московский городской педагогический университет, июнь 1995 г.). Публикации по материалам диссертации включены в программы спецкурсов по истории мировых религий и истории общественно-политических движений на историческом факультете Московского городского педагогического университета, а также в список работ для изучения слушателями кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
І.См.: Мчедлов М.П. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы // Свободная мысль,- 1993.- N 5.
-lu-