Введение к работе
Актуальность темы исследования. Узбекистан на пороге 8-летия ^зависимости стремительно продвигается по пути прогресса, что являлось ;ковой мечтой народа. Идеи независимости все глубже и глубже сореняются в душе населения республики, нацеливает его на новые успехи свершения.
В своей книге «Узбекистан на пороге XXI века; угроза безопасности, ;ловия стабильности и гарантии прогресса» Президент Республики 'збекистан И.А.Каримов поднял важнейшие социально-экономические, илософские проблемы всестороннего обогащения духовности и повышения ровня самосознания, развития национальной самобытности народа и пределил пути средств и способы их решения.
Подчеркивая непреложную истину, что никакое общество не может :ить и строить великое будущее народа без богатых духовных и равственных ценностей, создаваемых им самим и оставленных з наследство го предками, академик И.А.Каримов писал: «Ни одно общество не может ндеть свою перспективу без развития и укрепления духовного потенциала, уховпых и нравственных ценностей в сознании людей».'
Эти глубокосодержательпые, судьбоносные идеи имеют епосредственное отношение к молодежи Республики вообще и к сельской юлодежи, в особенности, так как она составляет подавляющее большинство юлодого поколения страны. И такая социально-демографнчеаля ситуация
Каримов И Л. У '.бекпеган н;1 пороге XXI векіг угрели беюлленсои, усчоппч стпбклнюеш к niprtsrrm: рогресса. Т.-.у-'.осшст;ш, 1997, с. 131
4.
будет сохраняться, так как прирост населения в сельской местности выше, чем в урбанизированных регионах.
Актуальность темы исследования тесно связана с
вышеперечисленными обстоятельствами и заключается в следующем:
1.Сельская молодежь составляет и будет составлять в дальнейшем большинство населения республики, увеличиваясь в нарастающем темпе. Поэтому в формировании её духовности необходимым является создание соотвествугощих условий для пользования достигнутыми успехами культуры, просвещения и искусства, богатым духовным наследием.
2.Актуальным требованием сегодняшнего дня является гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей, разработка социальных мер и методов использования их в повседневной жизни общества, органически связанными с ними исламскими ценностями для достижения их консенсуса в формировании социально востребованной духовности молодежи.
З.Под влиянием обеспечения свободы совести, открытия широких возможностей для деятельности религиозных организаций, гарантированных принятым в новой редакции Закона «О свободе совести и религиозных объединениях», других социально-политических и идеологических факторов наблюдается повышение интереса молодежи, особенно сельской, к исламу. Проявление нашим государством справедливой политики по отношению к религии не означает допущения догматизма, фундаменталистских тенденций. Для их предотвращения актуально исследование путей, способов воспитания молодежи в духе свободы от идеализации религии, от догматизации её постулатов, а тем более попыток её политического использования.
4.В формировании духовности молодежи большое значение имеет исследование роли фондов «Камолот», «Умид», «Улугбек», «Устоз», «Соглом авлод учун», «Махалля», направлений деятельности обшественных
5.
объединений, национальных культурных центров, партий и движений, рожденных прогрессом демократических реформ.
5.До настоящего времени эти процессы недостаточно отражены в имеющейся литературе, не стали целью специальных научных исследований, что ослабляет методические основы идейной защиты молодежи от тлетворного влияния исламских фундаменталистов, ваххабистов, религиозных экстремистов.
Степень разработанности проблемы. Вопросы формирования духовности нашли своё глубокое обоснование, принципиальную характеристику, всестороннее освещение в трудах академика И.А.Каримова. Уже в его первом монументальном труде «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса», пятая глава была посвящена полностью вопросу о «духовно-нравственных основах» развития независимого Узбекистана. Новое развитие этой проблематики с учетом пройденных этапов реформирования и успехов национальной независимости отражено в книге «Узбекистан на пороге XXI века: угроза безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса» (Т., 1997). Принципиальные замечания Президента стали методологической основой настоящего диссертационного исследования.
В освещении вопросов формирования духовности сельской молодежи использовались публикации академика Э.Юсупова «Факторы духовного совершенствования» (Т.'.Университет, 1997), А.Джалалова «Узбекистан: независимость, духовность, идеология» (Т.:Узбекистан, 1994)
Проблемы влияния ислама и принимаемых им светских ценностей на совершенствование духовности народа нашли отражение в теоретических исследованиях А.Абдусамедова, А.Артыкова, И.Жаббарова, С.Жаббарова, М.Усманова f в диссертациях Ибрагима Каримова, А.Мансурова,
6.
М.Имамназарова, Т.Ташланова, И.Хужамуродова, И.Худайбердиева, А.Кульназарояа, Д Ортиковой, А.Рахмонова и др.
В диссертации автор ссылается также на труды зарубежных исламоведов. Ценными источниками светского и религиозного характера для работы над диссертацией явилось творчество мыслителей Центральной Азии, узбекских просветителей, а также крупных богословов, улемов и мусульманских деятелей.2
Для выяснения влияния исламских ценностей на формирование духовности молодежи было обязательным обращение к Корану, Хадисам и другим богословским работам прошлого и настоящего.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования явилось - выявление механизма воздействия на формирование духовности сельской молодежи в условиях независимости республики национальных культурных и религиозных ценностей.
Для реализации данной цели в диссертации решаются следующие задачи:
-исследовано философское содержание и уточнены дефиниции таких феноменов как духовность, религиозные ценности, национальные идеалы;
-раскрыты действующие факторы механизма формирования духовности, общего мировоззрения сельской молодежи;
-охарактеризовано научное обоснование творческого и эффективного использования исторического наследия народа в процессе обучения и воспитания молодежи;
-показано его место в формировании духовности, нравственно-эстетических идеалов;
1 Перечень и библиографические данные трудов включены в «Список нсполыованнон литературы», приложенных к диссертации ' См : тот же «Список»
-определены способы и средства использования ценностей ислама в обогащении духовности сельской молодежи;
-показаны возможные пути предотвращения отрицательного воздействия тенденций догматизма, фундаментализма, ваххабизма в процессе использования в работе с молодежью исламских ценностей;
-разработаны практические рекомендации, направленные на формирование и обогащение духовности сельской молодежи.
Методологические основы и теоретические источники исследования. Методологической основой диссертации явились идеи объективности, взаимосвязи и взаимообусловленности, детерминизма, историзма, преемственности, консенсуса национальных и религиозных ценностей.
К теоретическим источникам настоящего исследования относятся труды Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, в которых содержатся идеи, мысли, соображения и принципиальные установки, относящиеся к иследуемой нами проблеме.
Конкретно-социологическая база диссертации включает в себя результаты анкетных опросов с охватом 3 тыс. молодых людей (парней и девушек), проживающих в Юго-Западных регионах республики, а также методы обобщения экспертных оценок по исследоваемому вопросу, анализ документальных источников интервьюирования и наблюдения.
Научная новизна диссертации заключается в том, что внесены уточнения в имеющиеся дефиниции таких феноменов как духовность, ценности, идеалы сельской молодежи;
-исследованы и уточнены механизмы объективных условий и субъективных факторов процесса формирования духовности, научного мировоззрения сельской молодежи, укрепление в её сознании принципов национальной независимости;
-осуществлено исследование специфических для сельской молодежи особенностей, способов и средств претворения в жизнь в процессе обучения и воспитания духовного наследия, использования национальных ценностей в общеобразовательных школах, средних специальных и высших (педагогических) учебных заведениях;
-обоснована необходимость разумного и взвешенного использования ценностей ислама, показаны возможности сотрудничества светских и религиозных структур в развитии духовности сельской молодежи, приверженности её народной нравственности.
Теоретическое и практическое значение результатов диссертации. Теоретическое значение работы заключается в том, что выдвинутые в ней идейные положения, систематезированный материал и выводы можно использовать в дальнейшей, более углубленной и расширенной разработке проблем повышения духовности молодежи, формирования у неё научного мировоззрения, что может найти применение в деятельности фондов «Камолот», «Умид», «Улугбек» и др., ведущих воспитательную работу среди сельской молодежи.
Практическая значимость результатов данной диссертации заключается в том, что её материалы можно использовать при чтении учебных лекций в разделах, посвященных теории и истории культуры, философии, социологии, новой истории Узбекистана, в соответствующих темах этики, эстетики, религиоведения в проблематике «Круглых столов», на вечерах вопросов - ответов и других культурно-просветительских мероприятиях, организуемых по линии «Маънавият ва маърифат».
Апробация диссертации. Материалы её использовались на
занятиях по Истории религии, Моралеведения в вузах,
профессиональных училищах, колледжах и лицеях,
общеобразовательных школах юго-западного региона республики.
По теме диссертации опубликованы две статьи в республиканских журналах: «Халк, таълими», «Гулистон» и две статьи в научных сборниках J 993; СамДУ, 1997). Кроме того её отдельные положения изложены в научных докладах, с которыми диссертант выступил на различных научно-теоретических и практических конференциях, прошедших в 1993, 1994, 1995, 1996, 1997 г.г. в городах Ангрен, Наманган, Самарканд, Гулистан, Карши, Ташкент.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите: -на кафедре Религиоведения ТашГУ им.Мирзо Улугбека; -на Научных Семинарах:-в Ташкентском государственном Техническом Университете имени Беруни; -на кафедре философии; -на Научном Семинаре Специализированного совета ДК 067.02.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) философских наук при Ташкентском государственном университете им.Мирзо Улугбека по специальности 09.00.06 -«Философия религии и свободомыслия».
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения. 4 разделов. Заключения и Списка использованной литературы.