Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ КАМПУЧИИ 7
Глава II. ОСЮВНЫЕ НАБРАВШИЙ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ШРЮД ЮНСТШУЦШНГОЙ ЮНАРХИИ (1953 - 1970 гг.) 28
Глава III. ОБОСТРЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В "КХМЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" (1970-1975 гг.) 88
Глава ІV. ГЕЮЦИД В КАМПУЧИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (1975-1979 гг.) 122
Глава V. ПРОЦЕССЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ЮНООЛВДАЦИИ В НАРОДНЫЙ РЕСПУБЛИКЕ КАМПУЧИИ (І979-І983 гг.) 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 174
ИСГОЛЬЭОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 180
- ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ КАМПУЧИИ
- ОСЮВНЫЕ НАБРАВШИЙ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ШРЮД ЮНСТШУЦШНГОЙ ЮНАРХИИ (1953 - 1970 гг.)
- ОБОСТРЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В "КХМЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" (1970-1975 гг.)
- ГЕЮЦИД В КАМПУЧИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (1975-1979 гг.)
- ПРОЦЕССЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ЮНООЛВДАЦИИ В НАРОДНЫЙ РЕСПУБЛИКЕ КАМПУЧИИ (І979-І983 гг.)
Введение к работе
Актуальность темы, ее теоретическое и практическое значение. Изучение этнических процессов в современном мире имеет как теоретическое значение для марксистской исторической науки, так и несомненный практический интерес. Особенно это важно для полиэтнических государств, в общественно-политической жизни которых национальный вопрос играл и продолжает играть большую роль.
К их числу относится Народная Республика Кампучия (НРК), где в настоящее время под руководством марксистско-ленинского авангарда - Народно-революционной партии (НРШ) впервые в истории страны создаются благоприятные условия для всестороннего решения национального вопроса, проводится последовательный курс на преодоление существовавшего в прошлом социально-экономического неравенства различных этносов и утверждения между ними отношений нового типа. Эти принципы решения национального вопроса зафиксированы в Конституции НРК и в программных документах ЗУ съезда НРПК (1981 г.).
При всем многообразии тенденций в этнонациональном развитии Кампучии на протяжении тридцатилетнего периода ее независимого существования, в них отчетливо прослеживается активная, направляющая роль государства и его институтов, причем, характер национальной политики, ее конкретные направления и методы осуществления во многом связаны как с формой государственного устройства, так и с его политическим и классовым характером. В этой связи рассмотрение влияния государства на этнические процессы в этой стране имеет большую значимость для прогнозирования, с учетом этнической специфики, перспектив дальнейшей национальной интеграции в Кампучии, а также для сравнительно-сопоставительного изучения этнических процессов в других освободившихся государствах.
Материалы и результаты диссертации могут быть использованы при подготовке учебного гособия по курсу "Этнография народов Кампучии" для студентов востоковедных факультетов, а также при чтении лекций по зарубежной этнографии.
Научная новизна работы. Советская этнографическая наука и раньше обращалась к изучению этнографии народов Кампучии. В специальной литературе им был посвящен ряд работ. К ним, в первую очередь, следует отнести статью С.А.Арутюнова и С.И.Брука о населении этой страны, опубликованную в журнале "Советская этнография" (№ З, 1958 г.), раздел "Народы Камбоджи" (автор - Арутюнов С.А.) в томе "Народы Юго-Восточной Азии" (1966 г.), а также "Карту народов Индокитая" (с пояснительным текстом С.И.Брука), 1959 г. Новейшие данные, характеризующие этнический, языковый и религиозный состав населения Кампучии, содержатся в этнодемо-графическом справочнике "Население мира" (автор С.И.Брук, 1981г.). Вопросы национального развития Кампучии попутно затрагивались также в общих работах Института Востоковедения АН СССР. Назовем, к примеру, монографию "Юго-Восточная Азия: проблемы региональной общности" (1977 г.), "Национальный вопрос в странах Востока" (1982 г.) и др.
Этническим процессам в Кампучии были посвящены две_спедиаль-ные работы: статья^Я.ВЛеснова ^Камбоджа" (в сборнике "Этнические процессы в странах Юго-Восточной Азии", 1974 г.) и диссертация Б.С.Пошерстника "Социально-культурные преобразования и этническое развитие в независишй Камбодже (1953-1970 гг.). Наиболее полное представление о различных аспектах этнонациональ-ного развития в этой стране дает исследование Я.В.Чеснова, хотя узкие рамки статьи не позволили дать достаточно полную их характеристику. В диссертации Б.С.Пошерстника упор сделан, в основном, на социально-культурных преобразованиях в стране до 1970 г. Таким образом, обе упомянутые работы выполнены сравнительно давно и затрагивают лишь мирный период становления независимой страны, не касаясь последующих важных этапов национального развития. В них также, по ряду причин, осталась без внимания обширная литература на кхмерском языке, посвященная данной тематике.
Первая же попытка систематизировать обширный материал по этнонациональному развитию Кампучии год углом зрения влияния на его ход государства представлена в настоящей диссертации.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы - обобщить и проанализировать наиболее существенные аспекты национальных отношений в современной Кампучии и на этой основе высказать предположения относительно дальнейших направлений консолидационных и интеграциошшх процессов в этой стране. Конкретные задачи исследования - выделить основные этапы национального развития за весь период независимого существования и дать их характеристику.
Методологическую основу диссертации составили труды классиков марксизма-ленинизма по национальному вопросу, а также работы советских ученых, занимавшихся разработкой теории этнических процессов.
Использованные материалы. При разработке данной темы были изучены и обобщены многочисленные источники: демографические анкеты 1958-1959 гг., национальная перепись населения 1962 г., различные законодательные акты и документы, кампучийская пресса.
Использованы также имеющие большое значение работы по этническим процессам как в Кампучии, так и в соседних странах С.А.Арутюнова, С.И .Брука, Е.В.Ивановой, А.И.Мухлинова, Б.С.Пошерстника, Е.В.Ревуненковой, А.М.Решетова, Г.Г.Стратановича, Н.НДебоксаро-ва, Я.ВЛеснова.
Этнические процессы у народов Кампучии были предметом исследований автора в течение ряда лет, их анализ в диссертации во многом основывается на оригинальных полевых материалах, собранных во время пребывания в стране в І966-І968 и I970-I97S гг., многие из которых впервые введены в научный оборот.
Привлекались новейшие публикации отечественных специалистов по истории, экономике, языку, литературе, культуре Кампучии: Н.Н. Бектемировой, Ю.А.Горгониева, Ю.П.Дементьева, Д.В.Деопика, Е.В.Ко-белева, И.Б.Маруновой, Ю.Я.Михеева, Н.Д.Фошко, И.Н.Шмелевой и др.
Значительный интерес с точки зрения обобщения фактических данных представили исследования кампучийских ученых на кхмерском, русском и европейских языках: Ванди Каона, Дуонг Сарина, Кенг Ваннсака, Кхи Еханра, Нуон Кхыэна, Лонг Сеама, Саварос Цу, Сим Тхай Пхенга, Чеа Тхай Сенга и др.
Ценный материал по этнонациональному развитию Кампучии автор нашел в трудах европейских, американских и австралийских ученых: Ж.Бакко, РЛЗланаде, М.Виккери, Т.Карни, Б.Киернана, Ж.Мигоззи, Ж.Оливье, М.Осборна, С.Тхиуна и др.
Структура диссертации подчинена решению основных задач исследования и включает рассмотрение влияния государства на этнические процессы в Кампучии с момента получения ею независимости и до наших дней. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.
Этнический состав Кампучии
Кампучия, как и другие страны Юго-Восточной Азии, исторически сложилась как полиэтническое государство, где наряду с основной группой - кхмерами, проживает свыше 20 народностей и национальных меньшинств, находящихся на разных стадиях этнического и социально-экономического развития. Общая численность населения страны, по оценке 1982 г. - 6,8 млн. чел. /126, с.З/.
Подавляющее большинство народов Кампучии - представители различных групп монголоидной расы (90% их относится к тай-ма-лайскому, "дейтеромалайскому" типу южно-монголоидной малой расы). У небольшой части малых народов сохранились четко выраженные не-гритосские черты. Их предки, по мнению ученых, были первонасель-никами территории нынешней Кампучии. К европеоидной расе относятся представители иноэтнических групп - индийцы, пакистанцы, европейцы.
По этнолингвистической классификации все население Кампучии подразделяется на пять языковых семей: австроазиатскую, австронезийскую, китайско-тибетскую, тайскую и индоевропейскую.
Среди них на первом месте по численности стоит австроазиат-ская семья, в которую входит мон-кхмерская группа. К ней относятся кхмерский язык и близкие ему языки кхмероязычных народностей.
К австронезийской семье, помимо языков тямов и малайцев, относятся также языки горных тямовджарай и раде; к китайско-тибетской - китайцы и бирманцы. Индоевропейская семья издавна была представлена языками выходцев из Индии и Пакистана и немногочисленными европейцами.
Самый крупный этнос страны - кхмеры (самоназвание кхмаэ) составляет свыше 85% населения страны. Кхмеры заселяют, в основ-ном, центральную часть Кампучии, а также побережье Сиамского залива и отдаленные периферийные районы.
Проблема происхождения кхмеров до сих пор вызывает много научных споров. Согласно одной из гипотез, кхмеры - пришлый народ, прибывший на территорию современной Кампучии и смешавшийся затем с автохтонным населением, другие исследователи выступают в пользу того, что кхмеры сами были автохтонами, которых затронула внешняя метисация /330, с.42/. По мнению советских ученых, прародиной древних кхмеров были северные районы полуострова Индокитай и территории современного Южного Китая. Отсюда на рубеже Ш-П вв. до н.э. древние австроазиаты, в состав которых входи-\ ли и предки нынешних мон-кхмеров, ттячялпт продвигаться к югу, на ) территорию современного Индокитая. В процессе миграционных волн, происходила ассимиляция аборигенного населения, которое, согласно палеантропологическим и антропологическим исследованиям, очевидно было австролоидным/149, с. 43/.
Особенностями внешнего облика кхмеров считают обычно более высокий рост, чем у других народов ЮВА: в среднем 162 см для мужчин и 150 см - для женщин, темно-коричневый цвет кожи, довольно широкий нос. Кхмеры - приветливый и общительный народ, отличающийся миролюбием и тонким художественным вкусом.
Кхмеров относят к хозяйственно-культурному типу плужных земледельцев тропического пояса, широко использующих ирригацию и выращивающих, в основном, рис. Они занимаются также ткачеством, плетением, работой по дереву, коже, металлу. Национальной гордостью кхмеров являются величественные архитектурные памятники кампучийского искусства - созданные в период расцвета государства Камбуджадеши.
Кхмерский язык - язык народа с многовековыми культурными традициями; диалектальные различия в нем не служат препятствием для взаимного общения.
Осювные набравший этнических процессов в шрюд юнстшуцшнгой анархии (1953 - 1970 гг.)
Национальное самосознание у народов Кампучии, их единство и сплоченность во многом проявились еще в период борьбы за независимость страны, когда активное участие в антиколониальных выступлениях, наряду с кхмерами приняли также многие малые народы и инонациональные группы. Подъем освободительного движения стал в значительной мере одншл из важных факторов ускорения процессов национальной консолидации и имел огромное значение для укрепления основ общекампучийского единства.
Уже в первые годы установления французского колониального господства (50-е годы XIX в.) в стране развернулись массовые восстания, главной движущей силой которых были крестьянские массы, а также патриотически настроенные представители буддийского духовенства и аристократии. Как справедливо считают советские историки, хотя идеология участников этих выступлений и ограничивались рамками феодально-монархического национализма, объективно они в той или иной степени ставили целью укрепление кампучийской государственности в условиях колониальной экспансии /108, с.ISO/.
Из числа крупнейших антиколонизаторских выступлений, происходивших в Кампучии с середины 60-х и до конца 80-х годов прошлого столетия, следует назвать: восстание под предводительством Суа, в котором наряду с кхмерами приняли активное участие вьетнамцы и тямы; восстание По Камбау (представитель группы куой), в котором объединились кхмеры и горные народы; три крупнейших восстания Си Ватхи, в рядах партизанского движения которого сражались кхмеры, малые народы северо-восточной Кампучии (стиенги, мнонги), а также бирманцы, китайцы и сино-кхмеры.
Одним из обычных методов борьбы колонизаторов с повстанцами было разжигание национальной и религиозной розни, использование определенных трений и противоречий, существовавших между различными этносами. Так, например, завоеватели стремились вбить клин в отношения между основным населением и тямами, нередко используя тямских рыбаков в качестве осведомителей в борьбе с партизанами и т.д. /252, с.566/. Однако в целом политика насаждения межэтнических распрей и разобщенности терпела неудачу. Большинство тямов, малайцев, а также других народов оказывали поддержку кхмерским повстанцам.
Крестьянское движение в Кампучии стало составной частью совместной борьбы народов Индокитая за свое национальное освобождение. Понимая, что координация патриотических выступлений между ними представляет серьезную угрозу для колониальных властей, французская администрация, проводившая политику "разделяй и властвуй", всеми способами натравливала кхмерский и вьетнамский народы друг против друга. Под предлогом "нежелания и неспособности" кхмеров служить в административно-бюрократическом аппарате колонизаторы заполняли его вьетнамскими эмигрантами, что в свою очередь приводило к усилению межэтнических конфликтов.
Обострение этнических противоречий в "кхмерской республике" (1970-1975 гг.)
B обстановке обострившегося к концу 60-х годов внутриполитического кризиса в стране и активизации крайне правых сил, при поддержке ЦРУ и других секретных служб США. 18 марта 1970 г. в Кампучии произошел государственный переворот, и власть перешла в руки кхмерской реакционной группировки во главе с генералом Лон Нолом /369, с.83/. Тем самым был положен конец голитике кампучийского нейтралитета, взят курс на милитаризацию страны и проведение авторитарной националистической политики.
9 октября 1970 г. пномпеньский режим, активно пропагандировавший республиканские лозунги, упразднил монархию и провоз гласил так называемую Кхмерскую республику, объявив этот день национальным праздником, вместо существовавшего до переворота 9 ноября. На смену королевского лага, герба и гимна пришли новые атрибуты государственной власти .
Так, трех звездный национальный флаг с изображением Ангкорвата сохранил от бывшего королевского только прежние цвета: синий, красный и белый, однако их символика интерпретировалась режимом уже по-иному. Синий цвет - цвет народных масс, символ добродетели и справедливости, красный - символ могущества и бесстрашия, белый - символ религиозной чистоты. Изображение Ангкорвата подчеркивало величие прошлого и блестящую цивилизацию, а три звезды на флаге подразумевали нацию, религию и процветающую Республику. Внутренние конфликты среди представителей пномпеньского господствующего класса привели в конце концов к установлению в стране режима военной диктатуры. За введением в октябре 1971 г. на территории "Кхмерской республики" чрезвычайного положения, последовало принятие в апреле 1972 г. "конституции" режима и проведение в июне 1972 г, президентских выборов, после которых Іон Нол был объявлен президентом.
Установление правыми силами республиканской формы правления в Кампучии, преподносившейся ими как "формула национального спасения", отнюдь не означало утверждения в стране демократического независимого строя /145, с.223/. Находившийся на полном иждивении Вашингтона военный режим разъедала коррупция. Генералитет и высшее чиновничество гражданской администрации, составлявшие политическую опору правящих кругов, наживали огромное состояние, в то время как положение основной массы населения не переставало ухудшаться, что приводило, несмотря на запрет властей, к активизации выступлений крестьян, рабочих и служащих, протестовавших против катастрофического роста цен, нехватки основных продуктов питания, принудительного набора в армию /125-а/. В обстановке непрекращавшихся военных неудач, полной неспособности в организации обороны, растущего недовольства населения, внутри лонноловской группировки усиливались брожение и неуверенность, а неотъемлемой чертой политической жизни страны в 1970 1975 гг. стали правительственные министерские кризисы.
Геюцид в Кампучии и его влияние на этнические процессы (1975-1979 гг.)
В апреле 1975 г. кампучийские патриотические силы, объединенные в рядах НЕФК, одержали победу над марионеточной группировкой Іон Нола. В тяжелой борьбе за освобождение страны погибло, получило ранения и стало инвалидами более I млн. чел. /108, с.219/. Перед народом Кампучии открывалась возможность . мирного строительства по пути национального возрождения, однако власть в государстве узурпировала левоэкстремистская националистическая группировка во главе с Пол Потом, которая, придя к власти, переименовала страну в 1976 г. в Демократическую Кампучию.
Проведение антинародным режимом варварских социально-экономических экспериментов в Кампучии, прикрывавшихся заявлениями о необходимости строительства "самобытного кампучийского общества", привело к одному из самых страшных преступлений XX века - небывалому по своим масштабам геноциду в отношении собственного народа.
На всей территории страны были установлены драконовские порядки под контролем принудительного аппарата управления в составе "ангка падЕвоат" (дословно: революционная организация), ставшей синонимом полнотовской "коммунистической партии".
Под лозунгом проведения "социалистической революции", "полного уничтожения классов и социальных пережитков" реакционная клика издала приказ об опустошении городов. Применяя насилие в сочетании с обманом и запугиванием, полпотовцы вынудили всех жителей более чем 2,5 млн. Пномпеня покинуть столицу. В начале мая 1975 г. из страны были высланы свыше 600 европейских граждан, а также большинство издавна проживавших в Кампучии индийцев и пакистанцев. По приказу властей, кхмеры, состоявшие в смешанных браках, разлучались со своими семьями, причем мужей кампучийской национальности вынуждали остаться, а жен - европеек или евроазиаток заставили покинуть пределы страны /338, с.25/.
Некоторые зарубежные исследователи объясняли насильственную депортацию пномпеньцев, якобы, тем, что в историческом прошлом кхмеры уже неоднократно меняли местопребывание своей столицы и "Пол Пот следовал этим традициям лишь в силу чрезвычайных обстоятельств". Другие стремились увидеть в беспрецедентной по своей жестокости эвакуации своего рода историческую нелюбовь кхмерских крестьян к городам, которые "оставались для них чужеродным явлением смешанного китайско-французского происхождения" /233, с.46/.
Однако на деле речь шла о заранее спланированной политике претворения в жизнь особой идеологической концепции полпотовцев, считавших "деревню гравитационным центром революции" и принявших еще в 1970 г. решение уничтожить все города. Эта концепция в известной мере основывалась на идеях "главенства деревни над городом" одного из лидеров режима - Кхиеу Самфана, который еще в 60-е годы писал о необходимости так называемой крестьянизации городов /338, с.36/.
Процессы этнической юноолвдации в народный республике Кампучии (і979-і983 гг.)
В период трудных испытаний подлинно патриотические силы Кампучии, опиравшиеся на поддержку государств социалистического содружества, поднялись на борьбу с полпотовской кликой, которая приобрела более организованный характер после создания в декабре 1978 г. на съезде народных представителей Бдиного фронта национального спасения (ЕФНСК), ставшего подлинно массовым освободительным движением.
В его рядах сражались передовые силы кампучийского общества, независимо от этнической, социальной и религиозной принадлежности, все те, кто выступал против преступных деяний полпо-товских временщиков, в том числе вооруженные отряды горных народов под командованием Бу Тханга и Саый Каева, тайские партизанские формирования из провинции Кахконг под руководством Сай Пхутханга. На стороне патриотических сил находились также многие тямы, лао и представители других народов Кампучии.
Сформулированные в Декларации ЕШСК важные общенациональные задачи, отвечавшие глубоким чаяниям народных масс, стали действенной программой всеобщей борьбы за ликвидацию человеко ненавистического режима и установление в Кампучии народно I демократического строя .
7 января 1979 г. была освобождена столица страны - г.Пномпень и провозглашена Народная республика Кампучия (НРК). Власть Сэтькдэй тхлаенг каробох ронасэ самакки сангкруохтьиэт кампутьеа (на кхмер, яз.), перешла в руки Народно-революционного совета (НРСК) - единственного законного кампучийского правительства, приступившего к решению конкретных задач по преодолению тяжелых последствий империалистической войны и режима геноцида, восстановлению социальной структуры государства, возрождению и сплочению кампучийского народа /114, с.141/.
За прошедший после освобождения период упрочились политические и социально-экономические позиции революционной власти и создались благоприятные условия для укрепления морально-политического единства всех слоев кампучийского общества. Решающим свидетельством происшедших в стране необратимых перемен стали проведенные в начале 1981 г. на всей территории страны первые всеобщие выборы в местные органы власти - народные советы. В принятом НРСК законе о выборах указывалось, что в них могли принять участие все граждане НРК независимо от этнической принадлежности, пола, социального положения, вероисповедания, образовательного уровня и т.д. К голосованию допускались также военнослужащие и буддийское духовенство. Каждый гражданин республики по достижении 18 лет получил право избирать, а по достижении 21 года - быть избранным в народные советы общин, округов, провинций. За народных кандидатов, баллотировавшихся в 1300 участках, проголосовало 97$ населения2.