Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современные условия общественного бытия представляют собой сложную систему взаимодействия этнических традиций, в которых активно проявляют себя процессы переосмысления ценностей, мировоззренческих установок, национальных идентичностей. Традиционные военные знания тунгусо-маньчжуров и нивхов занимают существенное место в традиционной культуре, фольклоре, социальном устройстве, служат важным источником для решения сложных проблем этногенеза и этнической истории, характеризуют историко-культурные связи. Данный феномен формируется на основе умений и навыков производственной деятельности, тесно cвязан с обычным правом, этническими конфликтами, фольклором, верованиями, институтом шаманства, торговлей и дополняется этнокультурными связями. Однако диалектика развития традиционных военных знаний подразумевает более сложный комплекс отношений между слагаемыми сферами национальной культуры.
В связи с современными процессами, которые сопровождаются стремлением к возрождению национального самосознания, остро встаёт вопрос изучения духовного потенциала этносов, проживающих на территории одного из важных в геополитическом отношении районов, каким является юг Дальнего Востока России, входящий в обширную природную, историко-этнографическую культурную зону. Духовная культура этого региона переживает период интенсивного развития в связи с усилившейся миграционной активностью этнических групп из многих регионов России и зарубежья. Растёт опасность утраты духовных ценностей коренных малочисленных народов.
Для современных исследований особенно интересны конкретные идеи возрождения этносов, их языка и культуры. Хотя традиционные военные знания представлены в различных научных исследованиях, нет обобщающих работ, формирующих целостное представление о военном деле коренных народов Дальнего Востока России. Данная работа не претендует на осмысление указанной проблематики в целом, а представляет собой попытку комплексного исследования народных военных знаний в их регионально-этническом аспекте.
Степень разработанности проблемы. За период с середины XIX—XX вв. исследователями было накоплено большое количество материалов по традиционным знаниям коренных малочисленных народов Дальнего Востока России. Некоторые аспекты военных знаний рассматривались в работах, связанных с воспитанием охотника, рыболова, оленевода, родовыми конфликтами, шаманством и фольклором. В историографии темы можно условно выделить два периода: первый с середины XIX в. до 20-х гг. XX в., второй с 20-х гг. XX в. и до наших дней. В историографии первого периода представлена литература отечественных исследователей, путешественников, военных, чьи материалы носят описательный характер и отражают вопросы военной организации, вооружения, тактики военного дела тунгусо-маньчжуров и нивхов. Именно в этот период была собрана значительная часть сведений по проблеме. Второй период связан с разработкой новых направлений в этнографической науке. В это время социально-экономические и этнические процессы повлияли на традиционную культуру коренных малочисленных народов и произошла трансформация народных военных знаний, связанная с развитием и формированием новой национальной физической культуры и спорта.
Традиционные военные знания тунгусо-маньчжуров и нивхов мало изучены. В отечественной историографии не проводилось специальных исследований по этой теме. Первые сведения о военном снаряжении негидальцев и эвенков имеются в книге естествоиспытателя А.Ф. Миддендорфа «Путешествие на Север и Восток Сибири». И.П. Надаров в своих записках «Очерк состояния Северно-Уссурийского края» приводит данные о физической подготовке и традициях, связанных с воспитанием охотников у удэгейцев.
В 1854 г. Российской академией наук на Дальний Восток была отправлена экспедиция Л.И. Шренка, целью которой являлись исследования в области ботаники, зоологии и этнографии. Л.И. Шренк был одним из первых учёных, кто подробно описал вооружение нивхов и попытался сравнить нивхские доспехи с маньчжурскими образцами. Он также предоставил иллюстративный материал по традиционному вооружению.
В начале XX в. этнографические исследования аборигенов Сахалина проводил Б.О. Пилсудский. В его материалах за 1904 г. приводятся сведения о военной тактике, применявшейся ороками в конфликтах с айнами и нивхами. В преданиях удэгейцев и нанайцев, собранных В.К. Арсеньевым, содержится ценная информация о родовых конфликтах и военных столкновениях с орочами и корейцами.
Исследованием аборигенов Нижнего Амура и Сахалина занимался Л.Я. Штернберг. Он описал вооружение и традиционные способы физического воспитания нивхов. Для нас оказались полезными его заметки по шаманизму нанайцев, негидальцев и орочей, так как именно в этом институте отражены многие этнические аспекты военного дела.
Упомянутые труды А.Ф. Миддендорфа, И.П. Надарова, Л.И. Шренка, В.К. Арсеньева, Л.Я. Штернберга охватывают широкий спектр традиционной культуры негидальцев, эвенков, нанайцев, удэгейцев, нивхов, орочей и ороков. Военные народные знания не являлись предметом специального изучения и материалы исследований представляют ценность как историко-этнографический источник.
Второй период характеризуется специальными историко-этнографическими исследованиями военного дела коренных малочисленных народов Дальнего Востока России. Н.Н. Степанов показал вооружённое сопротивление народов Севера продвижению русских землепроходцев и казаков во второй половине XVII в., а также военные конфликты между тунгусами и коряками. С.В. Иванов в своих трудах подробно описал атрибутику тунгусо-маньчжурских шаманов и сопоставил её с военным снаряжением.
Обширный материал по традиционным военным знаниям тунгусо-маньчжуров и нивхов имеется в фольклоре. В.А. Аврорин в работе «Материалы по нанайскому языку и фольклору» приводит данные о родовых военных столкновениях, отмечает, что большинство сражений происходило на реках, и приводит материал о некоторых особенностях защитного вооружения нанайцев.
Г.М. Василевич, рассматривая фольклор эвенков, вычленяет вооружённые столкновения и подвиги легендарных богатырей. В исследовании Е.А. Крейновича представлена тема родовых столкновений у нивхов. Нанесённая обида или спор из-за женщин является основной причиной возникновения родовых конфликтов. Нивхи применяли дуэльное оружие для решения конфликтных ситуаций, не прибегая к широкомасштабным военным действиям.
Г.В. Мелихов в работе «Маньчжуры на Северо-Востоке (XVII в.)» упоминает о военной экспансии представителей маньчжурской династии. Военнопленные пополняли ряды маньчжурских восьмизнамённых войск. В исследовании приводятся данные о сопротивлении аборигенов Приморья и Приамурья захватчикам.
Вопросы истоков вооружённых столкновений затрагивал этнограф В.А. Туголуков. По его мнению, родовые конфликты — это один из основных мотивов конфронтации у тунгусо-маньчжуров. Кроме этого, он рассматривает способы, правила ведения и урегулирования родовых войн, что представляет для нас особую ценность. Исследователь приводит данные о вооружении эвенков, используя в качестве источников материалы информаторов, в частности, ссылается на иркутского надворного советника Франца Ланганса и натуралиста Р. Маака .
Ж.К. Лебедева, на основе фольклорных данных, выделила ряд сведений о военном деле и роли женщины в военной организации тунгусо-маньчжуров. Согласно исследованиям И.С. Гурвича к числу основных сюжетов героического фольклора относится защита своего рода от нашествий иноземцев. Вместе с тем он отмечал, что эпические сказания тунгусо-маньчжуров претерпели сильное влияние скотоводческих народов, о чём свидетельствует фольклор и материальная культура.
В нашем исследовании затронуты вопросы трансформации традиционных военных знаний, их роли в физическом и нравственном воспитании, развитии национальных видов спорта и игр. Для этого в качестве источника мы использовали материалы В.И. Прокопенко, согласно которым можно судить об общности развития и формировании традиционной физической культуры тунгусо-маньчжуров и нивхов.
В работах В.В. Подмаскина приводятся сведения о традиционных военных знаниях удэгейцев и негидальцев. Он упоминает о конфликтах удэгейцев и нанайцев и приводит ряд преданий, повествующих о кровной мести. О воспитании охотника-воина у коренных малочисленных народов Северо-Востока писала А.Н. Фролова. Она отметила, что основным способом обучения является не вербальное объяснение предмета, а личный пример. В.В. Ушницкий рассматривал на историко–сопоставительных данных систему воспитания мужчины в традиции северных и восточных народов. Он обратил внимание на подготовку, тренировки, режим и особую диету борцов. В работах С.В. Березницкого находим описание вооружённых столкновений удэгейцев с маньчжурами и хунхузами, нивхов с китайцами. А.Ф. Старцев занимался исследованием военной организации маньчжуров, используя фольклорные тексты, записанные В.К. Арсеньевым, С.Н. Браиловским, В.А. Альфтаном. Основываясь на предании о вожде Сагди Куаюне А. Ф. Старцев попытался охарактеризовать военную организацию предков удэгейцев.
Таким образом, в историко-этнографической литературе находим описание традиционных военных знаний тунгусо-маньчжуров и нивхов, однако специального обобщающего исследования по проблеме не проводилось.
Источниковая база работы — это полевые материалы, архивные свидетельства, описи музейных коллекций, данные фольклора и языка. Полевые источники включают в себя личные материалы автора, собранные в с. Кандон Хабаровского края в 2007 г. Другую группу составляют предметы и описи музейных этнографических коллекций: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Российский этнографический музей, Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева, музей ИИАЭ ДВО РАН. В фондах музеев хранятся предметы традиционного вооружения удэгейцев, нанайцев, негидальцев, эвенков, орочей и нивхов (копья, стрелы, луки, ножи и доспехи), собранные Л.Я. Штернбергом, А.С. Эстриным, К.М. Форштейн-Мыльниковой, А.Н. Липским.
Источниками стали архивные материалы, собранные В.К. Арсеньевым, В.В. Подмаскиным, С.В. Березницким. В них содержатся сведения о конфликтах удэгейцев с нанайцами и корейцами, орочей с маньчжурами (китайцами) на р. Кеме, отражающие традиционную стратегию и тактику военного дела. Важным источником является также фольклор, характеризующий традиционные военные знания , а также сведения по топонимике, языковые данные и иллюстративный материал.
Таким образом, имеющийся круг литературы и источников позволил выявить сущность и функции военных знаний тунгусо-маньчжуров и нивхов. Взятые из них свидетельства характеризуют вооружение, военную организацию, указывают на родовые междоусобицы, кровную месть, территориальные претензии, эпизодические столкновения с корейцами, маньчжурами, китайцами и солонами.
Объект исследования — традиционная культура тунгусо-маньчжуров (эвенки, ороки, орочи, негидальцы, нанайцы, удэгейцы, ульчи) и палеоазиатов (нивхи).
Предмет исследования: народные военные знания тунгусо-маньчжуров и нивхов.
Цель и задачи исследования — определить сущность и функции традиционных военных знаний тунгусо-маньчжуров и нивхов. Поставленная цель достигается решением следующих задач:
– Выявить этнические особенности традиционных военных знаний;
– Показать причины и характер возникновения военных конфликтов;
– Характеризовать умения и навыки воина;
– Определить самобытные черты вооружения;
– Рассмотреть военные традиции в институте шаманства;
– Проследить отражение народных военных знаний в фольклоре;
Хронологические рамки исследования охватывают период 150 лет (вторая половина XIX—XX вв.) и дают возможность выявить этнические компоненты военного дела в материальной и духовной культуре коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока России. Материалы этого периода позволили проследить особенности формирования и процессы трансформации традиционных военных знаний.
Территориальные рамки исследования охватывают амуро-сахалинскую историко-культурную область (Приморье, Приамурье и Сахалин). На этой территории компактно проживают тунгусо-маньчжуры и нивхи. Большинство из них говорят на близких языках тунгусо-маньчжурской группы, кроме нивхов, язык которых совершенно обособлен. По своим показателям материальная и духовная культура коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока имеет много общего, выразившегося в сходстве мировоззрения, народных знаний, верований, хозяйственных занятий и во многом другом.
Методология и методы исследования. Диссертационная работа основана на принципах историзма и объективности в понимании традиционных военных знаний тунгусо-маньчжуров и нивхов. При написании работы мы опирались на труды этнологов и антропологов, специалистов в области традиционной культуры, народных знаний и военного дела — Л.Я. Штернберга, В.Г. Богораза, А.Ф.Анисимова, Р.Ф. Итса, А.И.Першица, Ю.В. Бромлея, С.А. Арутюнова, Э.Б. Тайлора, В.П. Алексеева, Ф. Боаса, К. Лоренца, Д. Морриса и др. Комплексный и системный подход в работе позволяет видеть целостную картину военного дела у коренных народов Нижнего Амура и Сахалина. В связи с этим традиционные военные знания рассматриваются как часть народных. По мнению С.А. Арутюнова, народные знания обеспечивают стабильность и воспроизводство исторической общности, обладающей самобытными чертами. Однако общие и локальные традиции находятся в единстве и взаимосвязи .
При исследовании учитывалось важное утверждение Л.Я. Штернберга, согласно которому в каждой области культуры возникают три рода элементов: общечеловеческие, индивидуальные и конвергентные, представляющие собой комплекс первых двух черт . Таким образом, этнос характеризует совокупность этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов культуры и именно культура этноса в целом обеспечивает его функционирование как системы . Одинаковый уровень социально-экономического развития тунгусо-маньчжуров и нивхов позволил объединять их в одну этническую общность по хозяйственно-культурному типу и историко-этнографической области согласно концепции, предложенной Н.Н. Чебоксаровым и И.А.Чебоксаровой.
При изучении истоков традиционных военных знаний определенную роль сыграли идеи этологов о природе человеческой агрессивности и культурных ограничениях, с ней связанных. Речь идет о таких авторах, как К. Лоренц, Д.С. Моррис, К. Райт. В частности, К. Лоренц утверждал, что война является естественной формой выражения агрессии, присущей человеку и определённой формой селекции народов. По мнению Д.С. Морриса, одной из причин появления войны является социальный фактор — привычка приходить на помощь своим соплеменникам, т. е. механизм солидарности. Согласно неоэволюционному подходу причины войны изменяются по мере развития общества. Например, у охотников-собирателей преобладают социальные критерии войны: месть, религия, слава, спорт.
В диссертации применялся сравнительно–исторический метод, который позволил выявить общие и специфические черты развития военного дела у коренных малочисленных народов. Сходные элементы в различных культурах не всегда говорят о схожести в их развитии, поэтому в исследовании соблюдались обязательные принципы исторического анализа – проведение сопоставлений в условиях единого или максимально близкого хозяйственно-культурного типа, близкого временного периода и примерно сопоставимого стадиального уровня развития .
Историко-типологический метод использовался при создании классификаций вооружения. При помощи историко-генетического метода сделана попытка реконструировать традиционные военные знания тунгусо-маньчжуров и нивхов, а также выявить их этнические элементы в современной физической культуре и спорте.
Научная новизна. В диссертации впервые в отечественной историографии обобщены и классифицированы материалы по традиционным военным знаниям тунгусо-маньчжуров и нивхов; суммированы и типологизированы материалы по вооружению и военному делу; показана роль шамана в военных конфликтах и влияние шаманизма на развитие и формирование военной организации; выявлены элементы развития физической культуры и формирования национальных видов спорта на основе традиционных военных знаний; введены в научный оборот новые этнографические материалы, включающие в себя данные полевых исследований, фольклора, языка и музейных коллекций.
Практическая значимость. Материалы диссертации использовались автором в курсе лекций студентам в Дальневосточном федеральном университете по предмету «Этнография народов Дальнего Востока». Полученные результаты работы могут быть использованы для дальнейших исследований в области военных знаний у народов Сибири и Дальнего Востока, а также при написании обобщающих научных трудов и индивидуальных монографий по этнологии Дальнего Востока России, в лекционных курсах, учебных пособиях для высшей и средней школы.
Положения, выносимые на защиту
1. Специфика возникновения военных знаний тунгусо-маньчжуров и нивхов во многом обусловлена природными особенностями данного региона, хозяйственной деятельностью, демографической ситуацией, этнокультурными и социально-экономическими связями, т.е. условиями при которых сложился уникальный комплекс народных знаний о природе, человеке и обществе.
2. У коренных малочисленных народов Дальнего Востока существовали два вида вооружённых конфликтов: первый — родовой, т.е. между представителями одного этноса или другого со сходной культурой (тунгусо-маньчжуры и нивхи), второй — с представителями народов с чуждой культурой (китайцы, корейцы, маньчжуры). Основными причинами родовых конфликтов были нанесённые обиды и кровная месть. На разрешение подобных конфликтов значительное влияние оказывало обычное (родовое) право. Во время столкновений и конфликтов с иноземцами могли создаваться временные военные объединения из нескольких родов.
3. Традиционная физическая культура и национальные игры оказали существенное влияние на формирование военных знаний. Вместе с тем имелись исключительно военно-прикладные навыки: умение уклоняться от стрел, фехтование на копьях и палках, владение другим холодным оружием. Отводились и специальные места для тренировки в воинских состязаниях.
4. Определённые типы вооружения тунгусо-маньчжуров и нивхов были самобытными и были известными только на территории Сибири и Дальнего Востока России. Это различные разновидности пальмы (тип оружия) и фехтовальные дубинки. Некоторые виды вооружений заимствованы у соседних народов, например, часть луков народов Нижнего Амура и Сахалина маньчжурского происхождения.
5. В институте шаманизма сохранились знания об элементах военного дела. Шаман являлся активным участником вооружённых конфликтов, и его экипировка указывает на воинскую атрибутику.
6. Военные знания отражены в устной традиции — в мифах, легендах и сказках. Героические сказания содержат информацию о зарождении феномена войны на примере борьбы стихий природы как между собой, так и с человеком. Родовые предания для нашего исследования дают фактический материал как наиболее близкие к реальности.
Апробация результатов исследования. Основные выводы и защищаемые положения диссертации отражены в ряде научных статей. Результаты исследований обсуждены на научной конференции «Сибирь и Дальний Восток: диалог истории и антропологии» (Владивосток, 2004 г.); IX Дальневосточной конференции молодых историков (Благовещенск, 2005 г.); XI Международной научной конференции молодых историков «Дальний Восток России и страны АТР в изменяющемся мире» (Владивосток, 2008 г.); Годичной отчётной сессии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток, 2009 г.); IX Японо-Российском форуме «Японское море — мирное море» (Владивосток, 2010 г.); XII Всероссийской конференции молодых учёных (Владивосток, 2010 г.); VII Крушановских чтениях (Владивосток, 2011 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений, двух приложений (фольклорные тексты и иллюстрации).