Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в. Камалеев, Эльвир Винерович

Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в.
<
Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в. Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в. Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в. Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в. Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в. Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в. Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в. Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в. Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в. Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в. Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в. Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в. Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в. Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в. Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Камалеев, Эльвир Винерович. Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Камалеев Эльвир Винерович; [Место защиты: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН].- Уфа, 2013.- 229 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-7/133

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I: Традиционный свадебный обряд приуральских татар (конец XIX - начало XX в.)

Глава 1: Предсвадебные обряды

1.1. Умыкание и уход невесты 17

1.2. Сватовство и сговор 22

1.3. Обряды, совершаемые между сговором и никак 53

Глава 2: Свадебные обряды

2.1. Религиозный обряд никак 60

2.2. Борондок эти и борондок эни как уникальное явление татар-мусульман Башкортостана. ,73

2.3. Свадьба (туй) в доме невесты 80

2.4. Период посещения женихом невесты - кияулзп йору, 82

Глава 3: Послесвадебные обряды

3.1. Переезд молодой в дом жениха 94

3.2. Обряды ввода невесты в семью жениха 102

3.3. Свадебное застолье туй в доме жениха 107

Раздел II: Современный свадебный обряд татар Башкортостана

Глава 4: Формирование нового типа свадебной обрядности

4.1. Свадебный обряд в 1920-е гг.: Красная свадьба - кызыл туй. 111

4.2. Свадебный обряд в 1930-е- 1960-е гг. 115

4.3. Свадебный обряд в 1970-е- 1990-е гп Комсомольская свадьба . 120

Глава 5: Современный свадебный обряд татар

5.1. Свадебный обряд татар Республики Башкортостан (конец XX - начало XXI в.):

Возрождение этнических традиций 137

Заключение 163

Глоссарий 169

Библиографический список. 171

Введение к работе

Актуальность темы. Исследование татарских свадебных обрядов в Республике Башкортостан играет важную роль для выявления взаимовлияний в жизни народов на фоне близости исторических и географических условий. Особую актуальность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда идет поиск путей национального возрождения культуры народов России, и тема изучения свадебных обрядов становится неотъемлемой частью этого процесса. Несмотря на утрату целостности, на тенденцию к сокращению, упрощению некоторых ритуалов, обрядность татар, будучи консервативной сферой, связанной с областью традиционного мировоззрения и психологии, сохранила специфические этнические черты.

Исследование духовной культуры, в частности свадебного обряда, как в прошлом, так и в настоящем является необходимым условием для реконструкции объективной истории и культуры Башкортостана и России.

Научный аспект актуальности диссертационной работы заключается в выявлении на примере свадебных традиций эволюции этнической культуры татар, оказавшихся со второй половины XVI в., с момента присоединения Башкирии к Русскому государству, за пределами основной территории проживания этноса. Социальная значимость работы связана с тем, что на протяжении последних столетий по своей численности татары Башкортостана составляли значительную долю. В 2010 г. их насчитывалось 1009295 чел. (24,8 % всего населения республики). Наиболее компактно они расселены на западе и северо-западе республики.

Актуальность изучения культуры татар Башкортостана возрастает в связи с тем, что она вместе с другими народами способствовала формированию единого пласта культуры народов, при этом сохранив этническую специфику.

В настоящей работе рассматриваются общие и особенные элементы свадебно-обрядовой культуры татарского сельского и городского населения Башкортостана в сравнении с татарами Республики Татарстан и других регионов России.

Объект исследования – свадебная обрядность татар-мусульман, проживающих на территории Республики Башкортостан, представляющих разные этнографические группы – приуральские (уфимские) татары, мишари, тептяри.

Предмет исследования – процессы сохранения и изменения традиционных свадебных обрядов татар в Республике Башкортостан, связанные с социальными катаклизмами и этническими взаимодействиями.

Хронологические рамки исследования. Нижние рамки охватывают конец XIX – начало XX в. – период так называемой традиционной свадебной обрядности татар Республики Башкортостан, а также других территориальных групп. На фоне определенной изученности традиционных свадебных обрядов казанских, сибирских, пермских и других групп, на основе сравнительного материала можно дать анализ общих черт и локальных особенностей татар Республики Башкортостан.

Дальнейшие хронологические рамки охватывают весь XX век, в течение которого происходило разрушение традиций, их переосмысление, проникновение иноэтничных элементов и формирование нового типа обрядности. Верхние границы исследования доведены до настоящего времени.

Территориальные рамки исследования – границы современной Республики Башкортостан (ранее – Оренбургская, Уфимская губернии и Башкирская АССР). В республике есть районы, где татары составляют численное большинство, но также и регионы, где они малочисленны, но сохраняют этническую культуру, либо в результате взаимодействия с другими народами переняли их традиции. В основном это западные, северо-западные, юго-западные, северо-восточные, восточные и центральные районы Республики Башкортостан.

Степень изученности темы. Специальных научных исследований по свадебной обрядности татар Башкортостана до настоящего времени не проводилось. Наблюдения об обрядности казанских татар накапливались еще во второй половине XIX в. и в первые десятилетия XX в. благодаря трудам К.Ф. Фукса, А. Сперанского, Г.Н. Ахмарова, С.М. Матвеева, М.Н. Пинегина. Работы С.Г. Рыбакова, Б. Зорина посвящены приуральским татарам. В XX столетии, особенно во второй его половине, появились исслеледования не только о казанских, но и территориальных группах татар. В Башкортостане оставалась слабо изученной не только свадебно-обрядовая культура, но и в целом история и культура татарского населения. Чл.-корр. РАН Р.Г. Кузеев в монографии «Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенетический взгляд на историю» (1992) показал роль татарского населения в формировании в Волго-Уральском регионе тюркско-финно-угорского синтеза культуры. Этногенетическую общность он рассмотрел на примере жилища, построек, усадьбы, женской одежды, народного творчества и языковых взаимодействий.

Р.Г. Кузеев указал, что в процессе тесных контактов с башкирами, чувашами, русскими, марийцами, удмуртами, мордвой и другими народами татары на территории Башкортостана сформировались в особую группу приуральских татар со своеобразной региональной культурой. Тесные контакты с упомянутыми народами оставили заметный след в их культуре, быте, разговорном языке. С конца XIX в. здесь выделены четыре этнографические группы татар: казанские (казанлы), мишари (мишэр, томэн), кряшены (крэшен, нагайбак) и тептяри (типтэр).

З.М. Давлетшина в монографии «Татарское население Башкортостана» указала на неоднородность состава и сложность формирования приуральской группы татар, в которую она включила казанских и касимовских татар, мишарей и кряшен. Особенностью приуральских (уфимских) татар является ассимиляция ими части башкир, что способствовало неустойчивости национального самосознания у татаро-башкиро-тептяро-мишарского населения, особенно на западе и северо-западе Башкортостана. Диссертационное исследование указанного автора преимущественно посвящено анализу этностатистических данных о демографической ситуации татарского населения республики.

Р.И. Якупов в структуре татар Башкортостана выделил особый компонент – тептярей, представляющих собой сложное этносословное образование. В книге «Народы Башкортостана», подготовленной Институтом этнологических исследований Уфимского научного центра РАН под руководством чл.-корр. РАН Р.Г. Кузеева, раздел «Татары» также подготовлен Р.И. Якуповым. Им рассмотрена татарская семья и семейные отношения, которые в прошлом регламентировались нормами обычного и мусульманского права шариат. Показано, что процедура заключения брака была несложной, но ей предшествовал длительный подготовительный этап, включая выплату калыма. Описаны гендерные функции и обязанности членов семьи. В статье Р.И. Якупова «Татарская свадьба: опыт этнографической реконструкции» содержится этнографическое описание традиционных свадебных обрядов конца XIX – начала XX в., где автор констатирует слабое изучение этнографии татар Республики Башкортостан, а также отсутствие обобщающего материала традиционной обрядности.

В аспекте взаимодействия культур в многоэтничной среде татары Башкортостана рассматривались на примере семьи (И.М. Габдрафиков), народного костюма (Г.Р. Кутушева), традиционных видов промыслов (М.Г. Муллагулов), музыкальной культуры (Ф.Г. Галиева).

Диссертационное исследование И.М. Габдрафикова среди прочих актуальных вопросов рассматривает этнические установки при выборе брачного партнера среди татарского населения западного Башкортостана. Под этническими установками понимается «готовность к действию в той или иной конкретной ситуации». На основе социологических опросов сделан вывод о предпочтении в большинстве случаев внутриэтнических браков и о влиянии типа селения и среды проживания респондентов.

В 1990 г. Институт языка, литературы и истории Академии наук Татарстана выпустил сборник «Приуральские татары», который является наиболее полным исследованием, специально посвященным татарскому населению Башкортостана. В сборник вошли статьи по языку, традиционной материальной и духовной культуре. В свете изучения свадебных обрядов приуральских татар большой интерес представляет статья Ф.Л. Шарифуллиной «Традиционная свадебная обрядность татар Приуралья конца XIX – начала XX в.», в которой на основе полевого материала представлены наблюдения о татарской свадьбе в Башкортостане.

Институтом истории Академии наук Республики Татарстан в последние годы издана целая серия книг, посвященная различным областям татарской культуры, в том числе традиционной свадьбе. Оказалось, что структура традиционного свадебного обряда татар, а именно его деление на предсвадебный, свадебный и послесвадебный периоды, предложенная известными казанскими этнографами Р.К. Уразмановой и Ф.Л. Шарифуллиной в изучении различных групп татар, сохраняет те же черты и в Башкирии. Данная структура находит отражение в описании свадебных обрядов самых разных народов, по такому же принципу была изучена обрядность народов Центральной и Юго-Восточной Европы. Большой раздел книги «Татары», изданной в 2001 г. в серии «Страны и народы», посвящен традиционной татарской свадьбе.

Благодаря имеющимся работам складывается представление о свадебных обрядах различных территориальных групп татар, однако многие аспекты, в том числе трансформационные процессы, а также их современное состояние, выпали из поля зрения исследователей.

Методологическая основа исследования. Данное исследование предполагает системный подход в изучении свадебной обрядности с применением методов структурного, функционального, исторического анализа. Мы рассматриваем свадебную обрядность как целостную систему, которая сама является компонентом семейно-родовой обрядности.

Реконструированная система (традиционная свадебная обрядность татар Республики Башкортостан), в свою очередь, состоит из подсистем (предсвадебные, свадебные, послесвадебные обряды), которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. В исследовании последовательно рассматриваются и анализируются все компоненты, представленные на местном материале. Система (свадебный обряд татар) исследуется не в статике, а в динамике, с анализом перспектив ее дальнейшего существования.

В диссертации мы опирались на понятия обряд, ритуал (являющиеся тождественными понятиями) и свадьба, принятые в этнологической науке. Раскрывая термин обряд, С.А. Токарев писал, что это разновидность обычая, «цель и смысл которой – выражение (по большой части символическое) какой-либо идеи, действия либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием». Под определение ритуала, по мнению С.А. Арутюнова, будут попадать формы поведения, являющиеся чистыми знаками и сами по себе не несущие практического смысла. По А.К. Байбурину, «ритуал – наиболее действенный, по сути – единственно возможный способ переживания человеком и коллективом критических жизненных ситуаций, требующих специальных программ поведения». Ученый отмечает, что переход в новый статус, создание семьи и, в конечном итоге, «новых» людей – мужа и жены – происходит посредством ритуала. Каждый элемент системы (свадебного обряда) имеет глубокий символизм и семантику, при рассмотрении которых выявляются древние представления того или иного народа, имеющие толкования в рамках жизненного цикла «рождение – свадьба – смерть».

Плодотворной попыткой исследования исторических напластований в сложном комплексе свадебных традиций являются работы Н.А. Кислякова. В «Очерках по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана» он установил, что традиционная свадьба состоит из двух больших праздников: помолвки-обручения (праздник 1) и собственно свадьбы (праздник 2) основного праздника, включавшего религиозный обряд бракосочетания и заканчивающийся переездом новобрачной в дом мужа. Первый из них он считает «пережитком брака эпохи материнского рода», «пережитком праздника бракосочетания при матрилокальном браке в эпоху материнского права». Праздник 2 (свадьба) генетически является порождением другой исторической эпохи, когда возникли патриархальные отношения и брак совершался лишь после уплаты калыма, а само торжество посвящалось переезду новобрачной в дом мужа, поскольку брак стал патрилокальным. С появлением второго первый праздник стал сохраняться пережиточно, превратившись в помолвку, а матрилокальное поселение брачной пары отчасти сохранилось в обычае «тайных» посещений женихом невесты в предсвадебный период.

Другие исследователи, например И.Е. Карпухин, рассматривают свадебную обрядность не как единое целое (систему), а как сменяющие друг друга эпизоды свадьбы (картины). Последний пример метода изучения свадебной обрядности применим для современного свадебного обряда, в котором, по сути, нет периодов, плавно переходящих или предваряющих переход к следующей подсистеме.

Приступая к анализу структурирования традиционной свадебной обрядности в работах исследователей, подчеркнем, что единого подхода в выделении этапов обряда не выработано. Условно все имеющиеся исследования можно разделить на три категории, в зависимости от количества выделяемых частей свадебного обряда:

1. Трехчастная структура традиционного свадебного обряда.

2. Четырехчастная структура традиционного свадебного обряда.

3. Нет четкого структурирования традиционного свадебного обряда.

В данном исследовании использована наиболее применимая к изучению практически всех территориальных групп татар трехчастная структура свадебной обрядности. Указанная структура предполагает разделение свадебного обряда татар на предсвадебный, свадебный и послесвадебный периоды. Такого подхода придерживаются этнографы А.К. Салмин, описывая свадьбу чувашей, Н.В. Бикбулатов и Ф.Ф. Фатыхова при изучении башкирских свадебных обрядов, Ф.Г. Галиева при разработке темы обрядности русских Башкортостана.

Методика исследования базируется на традиционных для этнографической науки полевых методах (опрос, интервьюирование, наблюдение и анкетирование). Для решения поставленной цели и задач исследования в контексте изучения обрядов на различных территориях использован сравнительный метод, который достигается применением реконструкции. Комплексное использование данных этнологии, фольклористики, культурологии, социальной антропологии направлено на усиление обоснованности выдвигаемых положений. Применена методика изучения свадебно-обрядовой культуры – Н.В. Бикбулатова, Ф.Г. Галиевой, И.Е. Карпухина, А.И. Лазарева, Э.В. Померанцевой в условиях Волго-Уральского региона и Башкортостана, Е.П. Бусыгина, Р.К. Уразмановой, Ф.Л. Шарифуллиной – на территории Татарстана.

В основу работы положены принципы диалектики и историзма, объективности и системности научного анализа.

Теоретическую базу исследования составили работы ведущих этнографов, фольклористов и историков – А.К. Байбурина, Ю.Г. Круглова, Р.Г. Кузеева, В.Я. Проппа, А.К. Салмина, К.В. Чистова, Ю.К. Чистова, исследователей материальной, социальной и духовной культуры татар Д.М. Исхакова, Ф.Ш. Сафиной, С.Б. Сенюткина, С.В. Сусловой, Р.К. Уразмановой, А.Х. Халикова, Н.А. Халикова, Ф.Л. Шарифуллиной.

Источниковая база исследования. В работе использован комплекс разнообразных источников.

1. Полевые этнографические материалы, собранные автором в 2008–2013 гг. в Калтасинском, Краснокамском, Балтачевском, Татышлинском, Дуванском, Салаватском, Чишминском, Аургазинском, Стерлитамакском, Учалинском, Мелеузовском и других районах Республики Башкортостан (всего охвачено тридцать районов – ареалов компактного расселения татар в республике).

2. Этнографические источники из научного архива Уфимского научного центра Российской академии наук, научного архива Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук, фольклорного архива Стерлитамакской государственной педагогической академии им. З. Биишевой – полевые дневники, научные отчеты, записи фольклора, видеоматериалы.

3. Архивные материалы из фонда Центрального исторического архива Республики Башкортостан (г. Уфа), в частности, дела Оренбургского Магометанского Духовного собрания, охватывающие период XVIII – начало XX в.

4. Важными источниками для написания диссертации послужили фонды и экспозиции Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УНЦ РАН, Национального музея Республики Башкортостан, а также школьных и сельских музеев различных районов Республики Башкортостан.

5. Опубликованные источники, включая статистические данные, записи фольклора и этнографические наблюдения, начиная со второй половины XIX в. до наших дней.

Цель диссертационной работы состоит в выявлении процессов сохранения и эволюции традиционного свадебного обряда и формирования нового типа обрядности татар Республики Башкортостан

Задачи исследования:

– изучить традиционный свадебный обряд приуральских татар в сравнении с другими территориальными группами татар и этнографическими сведениями конца XIX – начала XX в.;

– выявить традиционные и новые свадебные обряды татар Башкортостана с учетом локальных особенностей, с определением их функционального назначения;

– проанализировать изменения в свадебной обрядности татар республики, вызванные влиянием культур других народов – восточнославянских, финно-угорских, тюркских, в частности башкир, и формирование общего пласта культуры;

– описать изменения в свадебном обряде татар Республики Башкортостан, связанные с социальными катаклизмами, процессами урбанизации и глобализации;

– установить особенности в проведении современного свадебного обряда.

Научная новизна заключается в том, что впервые в этнологии изучена свадебно-обрядовая культура татар в многообразии форм на протяжении более чем столетия, в сельской местности и городах, у различных этнографических групп – казанских татар, татар-мишарей и тептярей, объединенных под названием приуральские татары.

Впервые проведено этнографическое изучение современного состояния свадебных обрядов татар Республики Башкортостан.

Впервые свадебно-обрядовая культура татар Башкортостана рассмотрена как динамично развивающийся организм, испытывающий влияние общественных катаклизм.

Показана свадебно-обрядовая культура татар Башкортостана в сравнении с другими территориальным группами татар, а также ее взаимодействие с восточнославянскими, финно-угорскими и тюркскими народами.

Материалы, теоретические и практические выводы диссертации могут быть полезными при разработке теоретических аспектов истории культуры народов республики и страны, в том числе этнокультурных процессов.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут оказать помощь органам государственного и местного управления, учреждениям науки, культуры, образования, национально-культурным центрам региона и страны при прогнозировании этнокультурных процессов, возрождении национальных культур.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для лекционно-просветительской работы, при подготовке учебников, учебно-методической литературы по истории и культуре народов России.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Татары на территории Башкортостана в досоветский период транслировали свадебно-обрядовые традиции, сформировавшиеся на прежней исторической родине (структура, содержание, атрибуты, круг участников, символика).

  2. Политика советского государства по искоренению этнических элементов и традиционных верований, а также социально-экономические и политические перемены в обществе способствовали переосмыслению, схематизации и забыванию традиционных обрядов и формированию нового типа свадебной обрядности, в которой основополагающей становилась не сакральная, а коммуникативная функция.

  3. Вследствие образования на территории Башкортостана этнографических групп татар (казанские татары, тептяри, мишари), но развития их во взаимодействии и на одном этнокультурном пространстве, к настоящему времени сформировался общий пласт свадебной обрядности при сохранении локальных особенностей.

  4. Полиэтническая среда способствовала взаимообогащению этнических традиций татар, башкир, русских, марийцев и других народов. Существенное влияние на приуральских татар оказала русская и башкирская культура.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 9 публикациях общим объемом более 5,6 п. л., в том числе в одном издании, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ, и апробированы на различных научных – международных (2008–2013) и всероссийских (2008–2013) – конференциях.

Диссертационная работа обсуждена и рекомендована для представления к защите на расширенном заседании отдела этнографии ИЭИ УНЦ РАН.

Структура исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух разделов, пяти глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и литературы, списка основных информаторов, а также приложения. В приложении использован фотоматериал свадебной обрядности татар.

Сватовство и сговор

В свадебном обряде татар Башкортостана, помимо традиционной женитьбы через сватовство, довольно распространенным явлением было похищение (умыкание) невесты, а также ее добровольный уход из дома без согласия родителей. В конце XIX - начале XX в. в татарской семье были сильны патриархальные устои, и любое отступление от сложившихся норм вряд ли могло найти одобрение у старшего поколения. Поэтому оба случая являлись своего рода протестом молодых против норм общества.

Похищение невесты было выражено социально-экономическими факторами, когда молодой человек из бедной семьи, не имея возможности выплатить крупный калым за любимую девушку из богатой семьи, вынужден был прибегнуть к крайним мерам. Причем добровольное похищение, то есть с согласия невесты, реже и ее родителей, у татар Башкортостана было распространенным явлением.

У татар Башкортостана практиковалось умыкание путем насильного похищения невест. По сведениям информаторов, опрошенных в центральных районах Башкортостана, умыкание получило особое распространение в тяжелые годы Великой отечественной войны. Причиной тому явились социально-экономические факторы, такие, как отсутствие материальной базы для проведения пышной свадьбы, тяжелые условия военного времени и, самое главное, - это отсутствие мужчин, в чьих руках находилось решение столь важных семейных вопросов.

Сценарий умыкания у опрошенных информаторов был общий. Все девушки потенциально брачного возраста находились дома. Родители запрещали им свободно ходить по улице, поэтому молодые юноши различными способами пытались подглядеть себе будущую невесту. Салимгареев Айрат Мансурович из с. Калтаево Кушнаренковского района заметил, что незамужней девушке стыдно было пройти мимо любого дома, где живет парень . С появлением сельских клубов молодежь имела не только возможность более тесного общения друг с другом, но и повод для похищения невесты. Подкараулив момент, когда по тем или иным причинам девушка оставалась одна, ее хватали и тайно прятали у кого-нибудь из родственников жениха либо привозили домой.

На следующий день мать жениха шла к родителям невесты с подарком просить руки их дочери. Понимая, что она была лишена невинности, и дабы избавить себя от свершившегося позора, родители девушки чаще всего вынуждены были согласиться на брак. Получив согласие на брак, жених возвращал девушку домой. В этот же день либо в ближайшие проводили никах, стараясь не придавать огласки данному мероприятию. Тайно приглашали муллу, присутствовали на никах 2-3 пары ближайших родственников либо только родители. После никах жених с родителями уезжал, и уже ночью перевозил жену вместе с приданым к себе домой.

Практически по тому же сценарию вышла замуж и Хамадуллина Халида Мухарямовна, со слезами на глазах вспоминавшая момент своего похищения. Халида Мухарямовна сетовала больше всего на то обстоятельство, что никто не спросил ее, хочет ли она выйти замуж именно за этого человека, уточнив в процессе разговора, что большинство молодых семей в их деревне сложилось в результате похищения девушек2.

Умыкание невест на территории Башкортостана не было повсеместным, например, оно было известно населению центральных, северных и северозападных районов, тогда как на северо-востоке информаторы давали отрицательный ответ на наличие в ближайших татарских деревнях похищения девушек. Встречалось также и добровольное похищение, то есть с согласия девушки, реже и ее родителей, когда, не имея возможности выплатить калым, юноша из бедной семьи вынужден был прибегнуть к данному выгодному во всех отношениях способу женитьбы. Благодаря добровольному похищению девушки семья жениха была избавлена от необходимости выплачивать калым и проводить затратную пышную свадьбу.

Умыкание было распространено не только у приуральских татар, но и у других территориальных групп, таких как казанские, пермские, сибирские, чепецкие, татары-мишари и другие, а также у многих тюркоязычных, кочевых и поволжских народов. У башкир в период патриархально-родового строя, помимо брака по сватовству, бытовало умыкание девушек, имевшее также традиционные истоки, а также были известны браки "убегом", являвшиеся выражением протеста против произвола родителей1. В более поздний период умыкание у башкир утрачивает свой архаичный характер, сохранившись в виде такого свадебного ритуала, как поиск девушки, аналогичное погоне за девушкой у киргизов.

Особняком стоит похищение невест у казахов, которые, в отличие от всех остальных народов, практиковавших умыкание и переживших данный архаичный элемент, по сей день крадут девушек. Умыкание у казахов в настоящее время становится таким частым явлением, что «на территории Казахстана функционирует ряд кризисных центров, куда могут обращаться женщины, подвергшиеся насилию, в том числе и украденные девушки ... . Известны случаи, когда молодые девушки шли на крайнюю меру - кончали жизнь самоубийством»2. У нагайбаков также бытовала данная форма брака: «Девушку выслеживали и ждали удобного случая, чтобы схватить и увезти ее. Если родители в тот же момент догадывались о случившемся, бросались в погоню и отнимали девушку» .

Свадьба (туй) в доме невесты

Данные условия совершения обряда никах в той или иной степени выдерживались всеми территориальными группами татар. Даже в пункте, где для совершения обряда требовалось согласие жениха и невесты, создавалась видимость того, что для родителей, а в первую очередь для отцов, было важно мнение молодых людей. И хотя к жениху и невесте направляли свидетелей (вакили), но они всегда возвращались с положительным ответом.

Свадебный период в конце XIX - начале XX в. у большинства территориальных групп татар начинался с выплаты калыма, который родители жениха привозили за день до проведения обряда никах: «Через месяц-другой в назначенный день с утра в дом невесты привозили обговоренные вещи и продукты, сложенные в сундуки и ящики (артмак)» . По материалам Карла Федоровича Фукса, «в день свадьбы всегда жених отправляет к невесте, каково бы состояние того и другой ни было, кадку меда и кадку топленого коровьего масла. Масло и мед составляют какую-то необходимую принадлежность к свадебным обрядам. Этим блюдом начинается свадебный пир, и также обед по случаю новорожденного младенца»2.

У татар-мишар свадебный период традиционной свадебной обрядности конца XIX - начале XX в., как и у остальных групп татар, начинался с обряда никах, где после проведения девичника на следующий день в доме невесты проходил обряд брака (никах туй). Основной день для проведения никах считался четверг (атна кич). Избегали устраивать в понедельник (баш квн), во вторник (буш квн) и в месяц сафар по мусульманскому календарю1.

Совершенно иной характер носил религиозный обряд никах у пермских татар, который проводился для того, чтобы молодые могли начать совместную жизнь (период посещения женихом своей невесты в доме ее родителей, отмеченный и у северо-восточных татар Башкирии) до уплаты всей суммы калыма. В назначенный день проводился и религиозный обряд бракосочетания, который у пермских татар так же, как и у чепецких и татар-кряшен, назывался кэбен. При этом в книгу регистрации брака мулла записывал мэЬэр — полную стоимость выкупа, которую обязалась выплатить сторона жениха. Иногда в этот день проводили упрощенный обряд религиозного бракосочетания, который они называли "взял-отдал" - алдым-бирдем, без записи мэпэр (это делалось позже, во время основной свадьбы в доме невесты). Тем не менее, проведение этого обряда, как и кэбен, являлось официальным разрешением для совместной жизни молодых, т.е. она начиналась до проведения свадебного пира»2.

Данные материалы свидетельствуют о том, что для пермских татар религиозный обряд никах проводился с целью возможности встречаться жениху с невестой до того момента, когда будет выплачен калым. Обычно это происходило во время свадьбы в доме невесты, после которого жених перевозил невесту к себе домой. Это же наблюдалось, например, у казахов, башкир и у татар на северо-востоке Башкирии.

У касимовских татар перед обрядом никах родственники жениха, только мужчины, собирались в его доме: «Их угощали. После обеда жених должен был оставить на столе надкусанный им каравай или ломоть хлеба. Считалось, что это поможет ему вернуться целым и невредимым. Затем поезжане выходили на улицу и рассаживались по саням. Первыми выезжали сани родственников (кроме родителей), за ними в крытой повозке ехали жених с дружками (кию егетлэре). При выезде со двора дружка стрелял из ружья, полагая, что отпугнет нечистую силу»1.

У тулвинских татар через 1-2 недели после сватовства, обычно в четверг или в пятницу во второй половине дня, в доме невесты проводили никах, никах туй. Иногда термин никах заменялся синонимом кэбен. Единственным запретом на проведение никах был пост в месяц Рамазан по мусульманскому календарю. В ранний период жениху и невесте до проведения обряда никах запрещали жить вместе. Но к началу XX в. этот запрет смягчился, и молодые уже до никах вступали в супружеские отношения2.

Обряд религиозного венчания у нагайбаков так же, как и других групп татар, назывался кэбен. В сравнительном плане обряд венчания у крещеных татар имеет общие черты с татарами на северо-востоке Башкирии, так как у этих групп во время религиозного оформления брака для молодых назначали посаженных родителей (кыяматлык эти, кыяматлык эни). В день бракосочетания - венчания в церкви, рано утром жених в сопровождении своей матери, свахи и дружки - кияу егете - приезжали в дом невесты. Они привозили с собой коробку с гостинцами саум (каравай хлеба, вареного гуся, выпечку в виде тестяных шариков шишара, вино, водку). Теща приглашала жениха в дом и усаживала на подушку, пообещав ему в подарок овцу или жеребенка. Затем мазала маслом голову жениха, приговаривая: "Будь так же сладок и мягок для своей жены, как сладко и мягко это масло". Подобные действия были характерны и для русских. На стол подавали кашу, что служило сигналом для родителей невесты требовать выкуп - калын за их дочь.

Свадебное застолье туй в доме жениха

К примеру, у тюркских алтайцев известен обряд, когда при переезде в аул жениха «невеста едет на лошади, особым образом взнузданной для этой цели, между двух спутников жениха. Каждый из них держит перед собой в седле маленькую березку с прикрепленным к ней пологом, натянутым перед невестой»1. Далее автор сообщает, что «невеста считалась священной, чистой {«башу»), потому ее прикрывали занавесом и никто не должен был видеть ее лица, пока она не приобретала облик замужней женщины. Только лишь после обряда переодевания и заплетення волос невесты она в новом качестве представала перед своими родственниками по браку» .

Аналогия указанному выше представлению алтайцев усматривается в похоронно-поминальной обрядности у пермских башкир: «Опускали покойника в могилу на руках или на полотенцах. Если опускали женщину, то над ней держали занавес»3. Подтверждение приведенным выводам находим в причитаниях у касимовских татар:

Платок, что на моей головушке, Кажется мне сине-зеленым, Не покрывай, тетушка, этим покрывалом, кажется оно саваном4. На самом деле платок не кажется саваном, а с точки зрения глубинных семантических представлений различных народов, по сути, он таковым и является. Речь идет о "смерти" девушки в предыдущем для нее статусе незамужней и ее "возрождении" в статусе замужней женщины, для которой назначение борондок эти и борондок эни становится вполне объяснимым явлением.

Свадебное украшение автомобилей в советское время и на современном этапе уходит корнями в традиционный период, где конские дуги украшали свадебными полотенцами и лентами. По традиции невеста обязательно дарила длинное вышитое полотенце кучеру, который должен был им украсить дугу свадебной повозки.

Теперь рассмотрим второй вариант, когда невеста переезжала в дом жениха спустя определенное время после проживания в доме родителей. Здесь в первую очередь необходимо обратить внимание на то, как совершался переезд у казанских татар в середине XIX в., описанный Карлом Фуксом. Он отмечал, что проводы дочери не праздновались очень весело, так как она уезжала в другую деревню за десятки верст. Особый интерес у односельчан и родственников вызвало приготовление невесты и сбор приданого перед отъездом: «Приданое не было бедно: штофный с золотом камзол, наиковый халат для покрывания, несколько ситцевых рубах, красные ичеги, несколько башмаков, красная драдедамовая шаль, также для покрывания, несколько нанковых камзолов, на заячьем меху, и прочее. Скатерти, полотенца, постельные принадлежности - все это было своей работы, и очень красиво выткано»1.

В то время, пока собирали приданое, в доме невесты готовились к встрече жениха. К его приезду накрывали богатый стол: разные пироги, пирожное, мед, масло, каймак, которые занимали весь небольшой стол. Далее К.Ф. Фукс пишет, что, пока жених и его дружки кушали, татарки выносили приданое и укладывали в одну из кибиток, а уезжающая в анбарушке белилась и румянилась, снимала девичий костюм и надевала замужний. Когда последняя была готова, то послала со свахою мужу в подарок белую миткалевую рубашку, которую один из татар принял, вышел с ней из избы и развесил на дугу у лучшей из кибиток; рукава обвили всю дугу, а рубашка покрывала спину лошади. В эту кибитку села уезжающая татарка со свахою, а муж сел кучером.

В остальные кибитки сели приехавшие татары, и все, таким образом, уехали со двора. Отец с матерью и родные горько плакали; все деревенские татарки провожали уезжающую за ворота.

У татар Приуралья переезд проходил так: летом, в июле, муж перевозил жену в дом своих родителей (килен тэшеру). Он приезжал за женой в крытой повозке (кеймэ) с кучером. В доме невесты новоявленного зятя встречали как большого гостя, усаживая на подушку. Перед отъездом молодую переодевали в костюм замужней женщины. Голову ей покрывали большим платком (куш яулык). Поверх платьями и камзола надевали нагрудную перевязь с нашитыми монетами (эмэйлек). Затем, когда жениха и его дружек угостили за прощальным столом и невеста была готова, все рассаживались по телегам и отправлялись в дом мужа. На тарантасе ехали брат молодой со своей женой (арсилар), а на телеге мальчики везли приданое2.

У казанских татар переезд совершался практически так же, и это говорит о том, что татары Башкортостана сохранили традиции, сформировавшиеся на прежней родине. «Переезд молодой в дом мужа - килен твшеру — в большинстве деревень казанских татар приурочивали к народному празднику джиен ... . За нее требовали выкуп, молодую выводили из дома, завернув в чаршау, ею занавешивали вход в свадебную кибитку и т. д. Не полагалось оставлять пустым место, на котором находилось приданое (обычно клали деньги) ... . У казанских татар молодой супруг приезжал за женой в сопровождении лишь своей младшей сестры, а у мишарей и других групп татар - со свитой друзей. Для перевоза молодой готовили специальную крытую повозку - кеймэ, кеймэле арба»3.

Свадебный обряд в 1970-е- 1990-е гп Комсомольская свадьба

Республике Башкортостан, объясняются этнической пестротой населения, которые, по мнению видного исследователя, фольклориста И.Е. Карпухина, создают разнообразные свадебные картины. «При вступлении в брак представителей всего лишь 8 этносов Башкортостана может быть не менее 56 вариантов национально-смешанных свадеб ... . Число вариантов двунациональных свадеб растет в десятки раз, если взять все брачные союзы» .

При рассмотрении взаимодействий свадебных обрядов различных этносов на современном этапе, в которых один из брачующихся татарского происхождения, возникают религиозные и этнические особенности. Исследование свадебных обрядов татар с народами, исповедующими православную религию, где наибольшее количество браков происходит между русскими и татарами, показывают, что основной проблемой становится именно религиозный вопрос. В таких семьях зачастую проводят религиозный обряд того вероисповедания, которого придерживается мужчина.

При беседе с муллой одного из центральных районов Республики Башкортостан информатор сообщил, что обряд никах в случае, если парень немусульманин, а девушка мусульманка, не читается. Обратная картина наблюдается в западных районах, а также в Республике Татарстан, где нет таких строгих запретов на совершении обряда никах, очевидно, по причине проживания на указанной территории не только русских, но и татар-кряшен.

В современном толерантном обществе решение о проведении мусульманского обряда никах или православного венчания принимается по обоюдному обсуждению данного вопроса, и в некоторых случаях проводят сначала православный, а затем мусульманский обряд. И на современном этапе религиозный вопрос не является камнем преткновения на пути создания семьи среди молодежи разных национальностей и разных конфессий, в отличие от традиционного периода конца XIX - начала XX в. Взаимодействие татар с другим народами слабо выражено в современном свадебном обряде татар Республики Башкортостан, так как в конце XX - начале XXI в. устанавливается единая «общероссийская» модель городской свадьбы, проникающая и в сельскую местность. Стираются грани между этническими, национальными традициями одного этноса и происходит взаимодействие их с традициями и ритуалами другого. Проявление традиционных элементов татарской культуры в их исконном виде на современном этапе наблюдается лишь во время приобщения к религиозным обрядам. Главное изменение, которое произошло в данный период, по мнению автора, заключается в отношении ко всему свадебному ритуалу. В традиционном свадебном обряде татар каждое действие имело свое семантическое, смысловое значение, тогда как в советский период данные элементы стали восприниматься как празднично-игровое действие. Аналогичного вывода относительно свадебных обрядов различных народов Республики Башкортостан придерживается И. Е. Карпухин: «Вырисовывается общий для всех свадеб путь движения. Он заключается в утрате чуждых современнику отдельных юридически-бытовых и магических элементов традиционных свадеб или же целых их картин и обрядовых ситуаций; в забвении первоначального значения некоторых магических обрядов и исполнении их по обычаю; в наполнении иным смыслом отдельных магических и бытовых элементов свадеб»1. Результатом всех изменений в свадебном обряде татар в советский период, а также в конце XX - начале XXI в. стала утрата сакральности всего свадебного обряда, а также видоизменение и отмирание утративших свою актуальность традиционных элементов татарской свадьбы.

В то же время, в конце XX - начале XXI в. у татар Башкортостана наблюдается стремление к возрождению традиционных элементов в свадебном обряде. Мы отмечаем появление татарских свадеб в национальных костюмах, с соблюдением определенной символики и ритуальной стороны. Данная тенденция характерна для многих народов и выражена не только в стремлении возродить, но и во внутренней потребности человека проявить национальные традиции своего исторического прошлого.

Похожие диссертации на Свадебный обряд татар Башкортостана : сохранение традиций в условиях трансформации общества в конце XIX - начале XXI в.