Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Расселение и миграции украинцев в конце XIX - начале XXI вв. в России - СССР - СНГ 23
1.1 Расселение и движение украинского населения в дореволюционной России 23
1.2 Динамика этнических изменений в 20-30-е гг. XX в 31
1.3 Украинский этнос во время войны и послевоенное время 36
1.4 Современное состояние украинского сообщества в Российской Федерации 43
1.5 Возникновение «новых диаспор» в СНГ 53
Глава 2. История возникновения и формирования «западной» украинской диаспоры 58
2.1. Украинские этнолокальные группы и украинская диаспора в европейских странах 58
2.2. Украинская диаспора в Новом и Новейшем Свете 75
Глава 3. Исторический опыт адаптации украинского сообщества в Канаде ...94
3.1. История формирования украинской диаспоры в Канаде 94
3.2. Социокультурный статус канадских украинцев. Пути и формы сохранения и воспроизводства идентичности 103
3.3. Мультикультурная Канада. Роль украинцев в принятии политики мультикультурности 117
Заключение 128
Источники 134
Литература 140
Приложение 162
- Расселение и движение украинского населения в дореволюционной России
- Динамика этнических изменений в 20-30-е гг. XX в
- Украинские этнолокальные группы и украинская диаспора в европейских странах
- История формирования украинской диаспоры в Канаде
Введение к работе
Ранние этапы украинской истории соотносятся с пространством восточно-европейской равнины. Проблеме происхождения украинского народа посвящено немалое количество работ. «Начало исторической жизни» украинцев восходит, по мнению М.С. Грушевского, к византийскому известию об антах и относится к концу IV века н.э.1. По мнению крупнейшего украинского историка, киевская государственность может быть соотнесена с историей именно украинского этноса. Согласно другой точке зрения, утвердившейся в историческом дискурсе с 30-х гг. XX в., формирование украинского этноса происходило в ходе этноконсолидационных процессов XII-XV вв., на основе юго-западных групп восточнославянского населения, входившего прежде в состав Киевской Руси. Основные события украинской истории - этнической, политической, культурной, и далее развивались вплоть до конца XIX в. в основном в границах Восточноевропейской равнины. Территория, на которой шел процесс складывания украинского этноса, включала земли южной Руси. Особую интегрирующую роль в формировании украинцев сыграл Киев, где находился крупнейший центр восточного христианства - Киево-Печерская лавра. В XVI-XVII столетиях украинское население становится объектом политической заинтересованности многих европейских стран: Венгрии, Молдавии, Речи Посполитой, России. Его дальнейшая этническая история непосредственно связана с событиями, происходившими в Восточной и Центральной Европе. Во времена польского» господства на Украине началось движение за национальное и культурное возрождение, в котором определенную роль сыграл конфессиональный фактор. В' 1569 г. украинская церковь разделилась на православную и униатскую (принявшую католические догматы, но сохранившую православную обрядность). Сторонники православия, стремившиеся сохранить свою веру и отстоять свою самобытность, нашли поддержку у нового социального сословия - украинского казачества. Запо-
1 Грушевский М.С. Иллюстрированная история Украины. М., 2001. С.22.
4 рожская Сечь стала политическим оплотом консолидирующейся Украины и центром борьбы с польским влиянием. В XVI — XVII вв. происходит процесс завершения объединительных процессов, приведший к окончанию формирования украинского народа. В XVI в. складывается книжный, так называемый староукраинский язык. Позднее, на основе среднеднепровских говоров на рубеже XVIII-XIX вв., сформировался современный украинский (новоукраинский) литературный язык.
Впервые термин Украина встречается в Ипатьевской летописи в 1187 г. в значении «окраинная территория1». Это собственноеимя образовано из нарицательного древнерусского «оукраина» и имело географический характер, не означая имени собственного, оно переводится как «пограничная* местность». Действительно, Украина Галичская - область Волынского княжества, пограничного с Польшей между реками Бугом и Днестром. Украиной также назывались юго-западные окраины Московского государства («украи-на за Окою»), пограничные земли Пскова. Украиной довольно рано (с конца XII в.) стали называть окраинные территории Переяславских и Киевских земель, позже это имя распространилось на все земли, носившие название Малороссии. Среди украинских исследователей существует мнение, что название Украина означает не «окраина, пограничье», а, скорее всего, этимологизирует понятие «край» в значении «земля, область, страна, район».
Устаревшее наименование украинцев,- «малороссы» - также территориальное: от слова Малороссия или более древнего Малая Русь. Малая Русь - это исторический центр Древнерусского государства (в отличие от Великой Руси). Понятие «Малой Руси» возникло при церковно-территориальном и политическом дроблении Руси в начале XIV в.: с 1305 г. оно-стало употребляться, применительно к Галицкой Руси. Соответственно, за оставшейся после выделения юго-западной Руси частью территории сохранилось название Великой Руси. Таким образом, противопоставление «Великой» и «Малой Руси» имело первоначально политический, а не этнографический харак-
1 Пономарев А.П. Начало украинской истории // Украинцы. М., 2000. С. 19.
5 тер. В-грамоте 1335 г. впервые появляется обозначение «Малая Россия» по отношению к Галицко-Волынскому княжеству: князь Юрий II именует себя титулом «Князь всея Малой Руссии»1. В Москве им не пользовались вплоть до XVI в. В XVII в. названия Великая Россия и Малороссия стали общеупотребительными и в русской лексике. С конца XVII в. понятие «Малая Россия» применяется уже в этнографическом смысле и под ним подразумеваются все территории, населенные украинцами. Помимо этнонимов «украинцы», «козаки», «козацкий народ», «руськи», в официальных документах Российского государства XVI-XVII вв., в литературе и фольклоре часто встречался- термин «черкасы», которым обычно именовали украинцев Поднепровья. По мнению Р.Агеевой, «наименование возникло в XIII в. от этнонима «черкесы». Часть черкесов переселилась с Северного Кавказа на Днепр. По ним и славянское население этого района стало называться в Московской Руси черкасами» 2.
До начала XX в. сохранялись в качестве синонимов названиж- малороссияне, малороссы, южноруссы. Часть украинцев Западного Полесья называют себя полещуками, а украинцы, которые живут южнее, - полевиками или полянами. Жители Закарпатья, отождествляя себя с древнерусским населением, называли себя русинами, осознавая- принадлежность к территории -карпаторусами, соотнося этничность с местом обитания - подгорянами- или долинянами.
Политическая история Украины отразилась на характере и особенностях этнических процессов, шедших среди украинского населения. Это повлияло на формирование существенных различий, в культурной и конфессиональных сферах на северо-западе, центре и юго-востоке страны. Этноконсолидацион-ные процессы, которые можно определить как магистральную линию этнической истории украинцев, осуществлялись при сохранении этнической само-
1 Агеева Р.А Страны и народы: происхождение названий. М.,1990. С.17, Пономаренко М.Ф. Черкаси: таєм
ниця топоніма II Український історичний журнал. 1991. №4. С.73.
2 См.: Агеева Р.А. Украинцы II Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. М., 2000. С.346.
бытности отдельных групп украинского населения в рамках этноконфессио-нальных и этнолокальных сообществ.
Актуальность темы исследования: История любого народа разворачивается не только во времени, но и в пространстве. Зрелый этнос, как правило, стремитсяфасширить границы своего существования, осваивая пределы других, ближних и дальних стран, регионов и даже континентов. Так, открытие европейцами Нового и Новейшего Света привело к полной смене этнографической реальности региона. Отделившись от материнской почвы, представители старых наций Европы образовывали этнополитические, этносоциальные, этнокультурные сообщества на новой родине. К такого рода сообществам принадлежат и диаспоры. Среди них и те, которые насчитывают тысячи лет существования, такие, как еврейская или армянская диаспоры, и те, формирование которых связано с событиями новой и новейшей истории.
История украинцев не является исключением из общего правила. На карте современной Европы Республика Украина занимает второе после Российской Федерации место по>размерам территории (603,7 тыс. кв. км.), после нее идут такие государства, как Франция (547 тыс. кв. км.), Польша (312,7 тыс. кв. км), Великобритания (244,1 тыс. кв. км.). Украина стоит на сорок третьем месте по территории и на двадцать пятом по численности населения из 191 страны мира1. В языковом отношении украинцы принадлежат к славянской группе индоевропейской языковой семьи, которая входит, наряду с русским и белорусским языками, в восточнославянскую подгруппу языков. Согласно данным переписи 2001 г., на территории Украины проживает 37 541,7 тыс. украинцев, или 77,8% от общей численности населения страны". По разным источникам в мире вне исторической родины находится-от 17 до 20 млн. украинцев . Наиболее многочисленные сообщества украинцев за
1 Все о странах мира. С-Пб, 2006. С.207.
2 Численность и состав населения Украины по итогам Всеукраинской переписи населения 2001 года. [Элек
тронный ресурс]. Режим доступа: , свободный.
3 Satzewith V. The Ukrainian diaspora. London and New York, 2002. P. 19; Кабузан B.M. Украинцы в мире: ди
намика численности и расселения. 20-е годы XVIII века- 1989 год: формирование этнических и политиче
ских границ украинского этноса. М., 2006. С.443; Страны и народы мира (Энциклопедический справочник)
7 пределами метрополии проживают в России (2 943,5 тыс.), Канаде (около 1 млн.), США (890 тыс.), Казахстане (около 500 тыс.), Молдове (450 тыс.), Польше (300 тыс.), Бразилии (300 тыс.), Белоруссии (295 тыс.), Аргентине (ЮОтысУ.
Таким образом, более трети представителей украинского этноса живут вне своего государства. Пребывание в диаспоре - состоявшийся факт исторической, культурной, политической реальности украинцев, и уже одно это обстоятельство позволяет говорить о проблематике исследования как чрезвычайно важной. Диаспоры, отделяясь, от материнской почвы, сохраняют основные характеристики своего этноса, его язык, культуру и традиции. В новых условиях они становятся самостоятельными и значимыми элементами принимающих общественных систем и способны влиять на многие события, происходящие на новой исторической родине.
Сформировавшиеся диаспоральные сообщества не образуются обозначением новых территориальных границ, их появлению предшествуют сложные и долгие процессы. Не так много найдется народов, история, которых может быть соотнесена на всем протяжении их существования с тем историческим пространством, где они возникли. Особый интерес для научного знания, представляет изучение истории этнического* сообщества в свете расширения географических ареалов его распространения. Народам, проживающим в инокультурной среде, во избежание процессов ассимиляции, необходимы институты и учреждения, способствующие сохранению национальной- идентичности. Поэтому одной из важных задач является исследование путей и механизмов, сохранения этнической, языковой* и культурной самобытности локальных групп, сменивших среду обитания и географическое пространство и оказавшихся меньшинствами в принимающих обществах. Следовательно, особую значимость обретает и проблема новой украинской диаспоры,в пост-
/ В.Б.Гарин, В.В. Лисюченко. Ростов-на-Дону, 2001. С.604; World Portal UA Diaspora. [Электронный ресурс]. Режим доступа: , свободный.
1 Ukrainians // Wikipedia, The free encyclopedia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: , свободный.
8 советском пространстве, когда сотни тысяч украинцев оказались вне пределов бывшего СССР.
Степень изученности темы. Проблемы украинской диаспоры в той или иной мере освещались во многих российских и зарубежных исследованиях. Большинство трудов представляет интерес как источник информации по определенным периодам и кругу проблем. Изучение этой темы требует широкого охвата вопросов, которые принадлежат к различным отраслям гуманитарного знания: истории, этнологии, политологии, социологии.
Интерес к проблеме диаспоры отчетливо обозначился- к началу 90-х гг. XX в. Так, с 1992 г. выходит периодическое издание на украинском языке «Украинская диаспора». Понятие диаспоры как исследовательской проблемы было поставлено на обсуждение В.И. Дятловым в коллективном сборнике «Диаспоры в историческом времени и пространстве. Национальная ситуация в Восточной Сибири»1. В нем же опубликована работа М.Г. Турова, посвященная анализу этнографического содержания термина «диаспора». С 1999 г. регулярно выходит специальное издание «Диаспоры», ответственным редактором которого является В.И. Дятлов.
Общепринятого понимания содержания термина «диаспора» в современном научном дискурсе не выработалось. В последнее время вышел ряд исследований, посвященный этому вопросу2. Так, одними из первых к проблеме диаспор- с точки зрения социологии обратились Ж.Т. Тощенко и Т.И. Чаптыкова, которые в своем исследовании исходят из того, что сущностным содержанием понятия является: «устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущая в иноэтничном окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего наро-
Дятлов В.И. Диаспора как исследовательская проблема // Диаспоры в историческом времени и пространстве. Национальная ситуация в Восточной Сибири: Тезисы докладов междупар. научно-практич. конф. 6-8 октября 1994 г. Иркутск, 1994. С. 9-15.
2Чаптыкова Т.И. Национальная диаспора как объект этносоциологического исследования: Автореферат дис. ... канд. социологии, наук. M., 1997. 19 с; ПолосковаТ.В. Диаспоры в системе международных связей: Автореферат дис. ... доктора полит, наук. М., 2000.41 с; Лолаева Д.Т. Диаспоральные группы как социально-этнический феномен (социально-философский анализ): Автореферат дис.... канд. философ.наук. М., 2001. 28 с.
9 да)». По мнению названных авторов, диаспора - это не просто «кусочек» одного народа, живущего среди другого народа, - это такая этническая общность, которая имеет основные или важные характеристики национальной самобытности своего народа - язык, культуру, сознание, сохраняет их, поддерживает и содействует их развитию. Она имеет некоторые организационные формы своего функционирования, начиная от такой, как землячество, и кончая наличием общественных, национально-культурных политических формирований. Отличительный признак диаспоры - осуществление социальной защиты конкретных людей1. Ж.Т. Тощенко и Т.Н. Чаптыкова внесли значительный вклад в изучение диаспоры: определили ее типологию, функции и особенности. М.А. Аствацатурова выделяет несколько важных свойств, диаспоры: общую численность, уровень компактности - дисперсности, социальный и политический статус, степень жизнеспособности языка и этнокуль-турной обрядности. Т.А. Галкина, В.А. Колосов, М.В. Куйбышев полагают, что главнейший признак диаспоры - самоидентификация с ней ее членов, отнесение себя к данному этносу даже в случае утраты своего языка, религии и т.п. В.А. Тишков считает, что «диаспора - это стиль жизненного поведения, культурно отличительная общность на основе представления об общей родине и выстраиваемых на этой основе коллективной связи, групповой солидарности и демонстрируемого отношения, к родине»4. По отношению к украинской диаспоре современные исследователи пользуются понятиями «западной» и «восточной» диаспор. Эти определения, впервые прозвучавшие на Первом конгрессе украинцев в Киеве в 1992 г., автор считает возможным сохранить в своем исследовании украинской диаспоры в целом.
Разнообразие современных диаспор затрудняет выделение их характерных признаков и препятствует созданию универсальной классификации. Ис-
1 Тощенко Ж.Т, Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социс. 1996. №12.
С.ЗЗ.
2 Аствацатурова М. А. Диаспоры: этнокультурная идентичность национальных меньшинств//Диаспоры.
2003. №2. С. 187.
3 Галкина Г.А, Колосов В.А, Куйбышев М.В. Теоретико-методологические основы географии диаспор и их
значение для исследования национальных проблем в бывшем СССР// Расы и народы. М., 1998. С.41.
4 Тишков В.А. Теория диаспоры // Антропологическая наука в высшей школе. Методические материалы к
оригинальным авторским спецкурсам. М., 2006. С.351.
10 следователи отмечают, что особый характер диаспоральных сообществ находит выражение в неповторимом для каждой из них сочетании свойств и характеристик. Важную роль играют различные компоненты общности (язык, религия, самосознание, способность к самоорганизации и т.д.).
Определенный интерес в теоретическом- плане имеет монография. З.И. Левина «Менталитет диаспоры» ', автор которой в "контексте-системного и социокультурного подходов рассматривает процесс естественного развития диаспоры от первоначальной стадии выживания через стадию количественного роста, затем зрелости и стабильного функционирования и завершая стадией дезинтеграции'или упадка.
Этногенез и основные этапы этнической истории украинцев.освещены в работах: Р.А. Агеевой , СИ. Брука, В.М. Кабузана, Л.Н. Чижиковой , В.И. Семененко, Л.А. Радченко?, В.А. Ємолего, О.И. Гуржего5. В книге «Українська народність: нариси соціально-економичног і етно-политичної історії»6 исследуется процесе формирования и консолидации украинской народности. М.С. Грушевский в своей работе «Иллюстрированная история Украины» дает свою оригинальную версию, происхождения украинского народа.
О состоянии украинского сообщества в дореволюционный период пове-ствует СИ. Брук, В.М. Кабузан . Авторы издали одну из немногих специальных работ, которая непосредственно посвящена численности и расселению украинского этноса. Кроме того, в недавно вышедшей монографии В.М. Ка-
Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М. 2001. 176 с.
2 Агеева Р.А Страны и народы: происхождение названий. М.,1990. 246 с; Она же: Украинцы // Какого мы
роду-племени? Народы России: имена и судьбы. М., 2000. С.342-347.
3 Брук СИ., Кабузан В.М., Чижикова Л.Н. Украинцы // Народы России. М., 1994. С.357-365.
4 Семененко В.И., Радченко Л.А. История Украины с древнейших времен до наших дней. Харьков, 1999.
408 с.
5 Смолій В.А., Гуржій О.І. Як і коли почала формуватися українська нація. Київ, 1991. 112 с
6 Українська народність: нариси соціально-економичної і етно-політичної історії / Борисенко В.И. Київ,
1990.560 с.
7 Брук СИ., Кабузан В.М. Численность и расселение украинского этноса в XVIII- нач. XX вв. //Советская
этнография. 1981. №5. С. 15-32.
бузана1, прослеживается демографическая, история украинского народа, показаны изменения этнической территории украинцев на западе и востоке.
Д. Бондаренко и Н. Крестовская? дают представление о политической деятельности украинцев в начале XX в.
Об иммиграции украинцев в Россию в 20-40-е гг. XX в. можно судить по-работам B.C. Парсадановой3, В.И. Семененко, Л.А. Радченко4. В работе B.C. Парсадановой рассмотрена депортация из Западной Украины. Исследователи В. И. Семененко, Л.А. Радченко с учетом ранее не изученных архивных источников рассматривали историю Украины, их работа является достаточно объективной в оценке исторических событий.
В конце 80-х-начале 90-х гг. XX в. повысился интерес к этнической проблематике. Так, В.И. Наулко5, Н.В. Черная6 анализируют изменения численности украинцев'на протяжении XVIII-XX вв., ареалы расселения. Исследо-вание украинского автора Ф.Д. Заставнего посвящено изучению истории' эмиграции с Украины на территорию бывшего СССР, начиная с конца XIX в. до 1989 г.
Современное положение диаспоральных сообществ, в том числе и украинских, рассмотрены в работах, опубликованных в периодических изданиях «Полис», «Социс», «Жизнь национальностей», «Мир России», «Славяноведение», «Россия XXI», «Россия и современный мир», «Этнографическое обозрение».
Кабузан В.М. Украинцы в мире: динамика численности и расселения.20-е годы XVIII века- 1989 год: формирование этнических и политических границ украинского этноса. М., 2006. 658 с.
2 Бондаренко Д.Я., Крестовская Н. Украинский вопрос в Государственной Думе (1906-1917 гг.) // Россия
XXI. 2001. №6. С. 92-117.
3 Парсаданова B.C. Депортация населения из Западной Украины и Западной Белоруссии в 1939-1941 гг. //
Новая и новейшая история, 1989. №2. С.26-44.
4 Семененко В.И., Радченко Л.А. История Украины с древнейших времен до наших дней. Харьков, 1999. 408
с.
5 Наулко В. И. Численность и территориальное расселение украинцев в XVIII-XX вв. // Украинцы. М., 2000;
Українци. Східна діаспора. Атлас / В.И. Наулко. Київ, 1993. 23 с.
6 Черная Н.В. Украинское население России и СССР за пределами Украины (XVI1I-XX вв.). Динамика чис
ленности и размещения // Расы и народы. Вып.21. М., 1991. С.62-79.
7 Заставний Ф.Д. Східна українська діаспора. Львів, 1992. 170 с.
12 В последнее время появились исследования, посвященные истории-украинцев в пределах города и области1. В работе представлен комплексный анализ языковой деятельности украинцев Тюменской области. Несмотря, на. наличие ряда-работ, проблема украинской диаспоры на территории современной России раскрыта не полностью и требует новых исследований.
Одним из самых солидных исследований по истории украинской диаспоры является коллективный труд украинских ученых «Зарубежные украинцы». В-нем содержится информация* о причинах эмиграции с. Украины на разных этапах ее истории, краткие сведения- о состоянии украинских сообществ в странах дальнего зарубежья..В изданном в серии «Народы и культуры» томе «Украинцы», рассматриваются проблемы происхождения-украинцев, их этническая-история; антропологический облик. Для данного исследования: представляет интерес раздел «Украинцы в, дальнем-зарубежье2», где освещаются вопросы размещения и формирования украинского этноса.
Большое значение В'рассмотрении истории украинской-диаспоры имеет книга канадского профессора-В. Єадзевича «Украинская- диаспора» . Автор проследил историю украинской иммиграции на протяжении 125 лет. В»рабо-те рассмотрено положение украинцев в разных странах мира: численность, ареалы расселения, действующие этнические организации. Одной из отечественных работ, посвященной исследованию западной украинской диаспоры, является статья Л.А. Кутиловой .
Представление о численности и размещении украинцев Великобритании дают работы Р: Кравца5, Ю. Покальчука6. Известный историк и этнограф-
Карабулатова И.С., Карелина Л.Ф. Украинская диаспора в Тюменской области: история, язык, культура. Тюмень, 2006, 180 с; Завальный А. Украинские этюды. Страницы истории самаро-украинских отношений. Самара, 1996. 124 с; Реммлер В.В. Этническое самосознание украинцев Западной Сибири и прогнозирование национальных процессов // Народы Сибири и сопредельных территорий: Межведомственный сборник научных статей. С. 124-131.
2 Евтух В.Б., Каминский Е.Е, Ковальчук Е.А., Трощинский В.П. Украинцы в дальнем зарубежье // Украин
цы. М., 2000. С.81-94.
3 Satzewith V. The Ukrainian diaspora. London and New York, 2002.271 p.
4 Кутшюва Л.А. Западная украинская диаспора: факторы сохранения этничности // Вопросы отечественной
и всеобщей истории. Томск, 1999. СП 1-129.
5 Кравець Р. Українці у Великобританії// Українська діаспора. 1994. №5. С.45-58.
6 Покальчук Ю. Українці у Великій Британії. Львів і Кальварія, 1999. 144 с.
13 американист Э.Л. Нитобург - автор книги «Русские в США: История и судьбы, 1870-1970: этноисторический очерк». Издание посвящено русской диаспоре в=США. К «русским» он относит великорусов, малороссов и белорусов. Автор рассказывает о жизни, проблемах и судьбах тысяч людей, поселившихся в Америке. Проблемы украинской диаспоры в Северной Америке изучали В!А. Игнатов, В.И. Школьняк1, И.С. Хмиль2. Этническому развитию Австралии посвящены работы П.И. Пучкова3, Б.В: Соколова4, в них фигурирует и украинская община. К недостатку их работ следует отнести методологию исследований. Позиция авторов .чрезмерно идеологизирована, что не позволило им объективно рассмотреть историю формирования, украинской диаспоры за рубежом.
Исследования, касающиеся изучения Канады, посвящены различным сторонам существования украинцев> в диаспоре. Складывается достаточно ясная- картина истории первой» волны иммиграции, последующие события представлены преимущественно статистическими материалами, что затрудняет возможность создания целостного представления об* иммигрантах второй и третьей волны. Вопросами размещения, численности, социальной и культурной жизни украинской диаспоры в Канаде занимались украинские ученые В.И. Наулко , В.Б. Евтух, Е.А. Ковальчук , А.И. Сыч . Авторы на основании статистических данных проанализировали занятость украинцев, деятельность культурных обществ на протяжении всего периода пребывания. Вопросами иммиграционной политики Канады занимались М.А Владимиро-
1 Игнатов В.Л., Школьняк В.И. В поисках счастья // Политика и время. 1991. №3. С.83-89; Игнатов В.Л. На
путях возрождения // Политика и время. 1991. №17-18. С.24-30; Игнатов В.А., Школьняк В.Н Украинская
диаспора: проблемы и перспективы //Философская и социологическая мысль. Киев, 1991. №10. С.8-17
2 Хміль І.С. Украинская иммиграция в США // Український історичний журнал. 1987. №7. С.151-153.
3 Пучков П.И. Этническое развитие Австралии. М., 1987. 194 с.
4 Соколов Б.В. Этнический состав населения Австралии // Расы и народы. Вып. 14. М., 1984. 256 с.
5 Наулко В.И. Украинская этническая группа Канады // Расы и народы. Вып. 14. М., 1984. С. 155-162.
6 Евтух В.Б, Ковальчук Е.А. Украинские канадцы. Сквозь годы и судьбы // Коммунист Украины. Киев, 1991.
№6. С.59-69; Они же. Українські канадці: проблеми соціально-демографічної інтеграції// Український істо
ричний журнал 1991. №8. С.67-74; Они же: Етнокультурна діяльність українських канадців: здобудки и про
блеми//Український історичний журнал. 1991. №9. С.42-50.
7 Сич О. Сфери трудової діяльності української еміграції в Канаді в міжвоєнний період // Українська діас
пора. Київ - Чикаго. 1994. С.58-66; Сыч А.И. Канада на пороге нового тысячелетия (по материалам Пятой
Международной Конференции РАИК)//США* Канада: ЭПК. 1999. №12. С.64-76.
1 9 Ч
ва , Т.Я. Лупул , А. Ричмонд . Значение принятой официально в 1971 г. политики мультикультурности оценивается в исследовании В.А.Тишкова4. Большое влияние на формирование представления о роли украинцев во внутриполитической жизни Канады имеет работа Н.Н. Гавриленко5. Автор на основании множества источников убедительно* доказывает, что украинцы внесли огромный вклад в развитие канадского общества-. А.И: Черкасов на основе собственных исследований-опросов, проведенных в-1995-1997 гг. в различных городах и поселках провинции Квебек, Онтарио, Саскачеван, Манитоба представляет все своеобразие этнического состава Канады6.
Необходимо отметить ряд работ, касающихся различных аспектов иммиграции в разных странах. Так, например, Е.Ю Садовская занималась изучением миграционных процессов в Казахстане в 1990-е гг.7 В коллективном сборнике «Украинцы в Кыргызстане»8 содержатся статьи, исследования, материалы по этнической истории, демографии и культуре украинцев.
Объектом исследования .является диаспора как» способ существования^ этноса.
Предмет исследования — возникновение, развитие и современное состояние украинской диаспоры (конец XIX - начало XXI вв.).
Цель работы - исследовать процессы складывания украинских диаспо-ральных сообществ и выявить способы,сохранения этнокультурной идентичности в различных социально-исторических условиях.
Владимирова М.А. Законодательные основы иммиграционной политики Канады // США*Канада. 2002. №9. С.109-121.
2 Лупул Т.Я. Иммиграция как фактор этнических изменений в Канаде (80-90-е гг.) // США*Канада. 1996.
№7.С.8б.
3 Richmond А.Н. Immigration and pluralism in Canada II The International Migration Review. 1969.Vol.4. No.l.
P.5-24.
* Тишков B.A. Теория и практика многокультурности / /Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М., 2002. С.ЗЗ 1-349.
5 Гавриленко Н.Н. Украинская этническая группа в общественно-политической жизни Канады (60-90-е гг.
XX в.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. С-Пб, 2000. 16 с.
6 Черкасов А.И. Этнокультурные общины и национальная самобытность Канады // США* Канада: ЭПИ,
1998. №7. С.83-95.
7 Садовская Е.Ю. Миграция в Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы. Алма-
Ата, 2001. 260 с.
8 Зарубіжні українці. Довідник І Я. Балан. Київ, 1991. 252 с.
15 В соответствии с поставленной целью автор ставит следующие задачи:;
1) проследить процесс формирования «восточной» украинской диаспо
ры и изменение ареалов украинского населения в России и ЄКП7;
исследовать процессы возникновения и распространения? «западной» украинской диаспоры;
проанализировать.феномен украинской диаспоры в.Канаде как*исторический опыт адаптации; и сохраненияхэтнокультурной идентичности в по-лиэтничной стране.
Хронологические рамки работы охватывают конецгХГХ - начало XXI вв. История украинской диаспоры рассмотрена с момента массового перемещения-украинцев за пределы историческою родины в конце XIX в. и завершается* характеристикой; современного состояния украинской диаспоры.в начале XXL столетия;
Теоретико-методологическая база работы основана на положениях, раскрываемых в работах отечественных авторов; занимающихся; проблемами теории этноса, исследованием этнических процессов (Ю:В: Бромлея, ВЩ. Тишкова, СЕ. Рыбакова, В:И. Козлова, С.А. Арутюнова); а также в исследованиях, касающихся феномена диаспоры в современном: мире В:И; Дятлова; А.Ю: Милитарева, Ж.Т. Тощенко, Т.И. Чаптыковощ Т.А. Галкина, В:А. Колосова, М.В; Куйбышева, 3:И. Левина и других.
В качестве методологической? основы исследования используется; сравнительно - исторический подход, позволяющий на основе анализа фактов выявить.основные закономерности;формирования и развития украинской диаспоры в отдельных государственных образованиях и в различные: периоды истории. G помощью* принципа историзмакукраинская.диаспорафассмотрена в аспектах возникновения, распространения;и анализа современного состояния. Следуя-этому принципу, материал работы расположен в соответствии с обязательным требованием, предполагающим выяснение последовательности этапов развития украинской диаспоры. Привлечение метода-статистического анализа необходимо для характеристики динамики изменений в составе и
численности украинской диаспоры и трансформации ее социальной структуры. Реализация междисциплинарного подхода возможна в процессе привлечения данных смежных наук (в нашем случае - этнография, история, социология и др.) и дает возможность использовать методологию системного анализа как- совокупность методов и практических приемов, которые могут быть применены при изучении таких сложных исследовательских объектов, как украинская диаспора, и решения разнообразных проблем, связанных со всеми сферами деятельности диаспоральных сообществ.
При использовании демографических данных был использован региональный метод, позволяющий рассмотреть пути формирования и развития определенного населения, территории1.
Источники. Источники, использованные в работе, можно разделить на несколько групп:
1) первостепенное значение для исследования имели данные переписей, проведенных в России (с 1897 по 2002 гг.), Канаде (оказались доступными* переписи с 1971 г.), США, Австралии, странах Европы, почерпнутые из са-мих переписей и работ В.Б. Евтуха, Е.А. Ковальчука, В.П. Трощинского", В. И. Наулко3, Н. В.Черной4. Они позволили сделать выводы о численности украинцев, территориальном размещении, степени владения родным языком. При сравнении сведений о численности украинцев по данным этой группы источников следует иметь в виду особенности проведения переписей. Как отмечает СВ. Соколовский, «подходы к определению того, что может официально считаться «национальностью» и принципы их выделения менялись от переписи к переписи, и именно этот фактор, а не исчезновение народов за
1 Клочкова М.С. Демография: Учеб пособие. М., 2006. С.20.
2 Евтух В.Б., Каминский Е.Е., Ковальчук Е.А., Трощинский В.П. Украинцы в дальнем зарубежье // Украин
цы. М., 2000. С.81-94.
3 Наулко В.И. Численность и территориальное расселение украинцев в 18-20 вв. // Украинцы. М., 2000. С.71-
80.
4 Черная Н.В. Украинское население России и СССР за пределами Украины (XVIII-XX вв.). Динамика чис
ленности и размещения // Расы и народы. М., 1991. Вып.21. С.62-79.
17 счет процессов интеграции и консолидации был основным в постепенном сокращении переписных категорий»1.
В переписи 1897 и 1917 гг. были включены вопросы о языке и вероисповедании. После Октябрьской революции все переписи обязательно состояли из вопросов, связанных с определением этнического состава населения; В их программы включались также вопросы о национальности и языковой принадлежности. Переписи 1917 и 1920 гг. проходили в условиях социально-политической нестабильности, и их результаты, поэтому не всегда абсолютно достоверны.
В' «Пояснительных замечаниях» к материалу Всесоюзной переписи населения 1926 г. отмечалось: «Для уточнения записи об украинской, великорусской и белорусской народностях в местностях, где словом «русский» определяют свою народность представители трех этих народностей, необходимо, чтобы лица, называющие при переписи свою народность «русский», точно определяли, к какой именно народности: украинской, великорусской (русской) или белорусской - они себя причисляют...». Особо указывалось, что при ответе на этот вопрос «не следует заменять народность религией, подданством, или признаком, проживания на территории какой-либо республики», что перепись имеет целью «определить племенной (этнографический) состав населения2».
Следующими в хронологическом порядке материалами по этнической статистике украинцев стали данные переписей' 1937 и 1939 гг. Обе они включали вопрос о национальности опрашиваемого на основании его самоопределения и родного языка. Перепись 1937 г. прошла успешно, но из-за того, что численность населения CGCP разошлась с прогнозами, а специалисты, которые руководили ее проведением, были объявлены «врагами народа», она вошла в историю как «репрессированная»3.
1 Соколовский СВ. Перспективы развития концепции этнонациональной политики в Российской Федера
ции. М., 2004. С.52.
2 Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г. Краткие сводки. Выпуск IV. Народность и родной язык
населения СССР. М., 1928. СІП.
3 Цит. по: Медков В.М. Введение в демографию: Учебник для вузов. М., 2006. С.64.
18
Первая^ послевоенная перепись населения проводилась в 1959 г. и ее
данные позволяют достаточно полно судить о численности украинцев: в со
ставе населения-страны. Следующая.перепись населения-СССР'была прове
дена в 1970' г. В нее были включены, новые вопросы:: продолжительность
проживания; в данном населенном пункте, место предыдущего> постоянного
жительства1 (для>тех, кто проживал в данном месте менее двух лет).- В;мате
риалы, этой переписи был включен вопрос о свободном? владении- другим
языком народов СССР. Следующая за ней перепись 1979 г. исключила во
прос о перемене:места жительства. Последняя*в СССР1 перепись населения
проводилась в 1989 г. После нее началась,новая история - история перепи
сейвшовых независимых государствах, возникших после распада Советско
го Союза.. .
Всероссийская перепись,населения 2002 г. была;подготовлена, с. учетом отечественного и зарубежного опытам широкого научного обсуждения; Данные о национальном составе записывались со слов опрашиваемых.по их самоопределению. Учитывалось владение русским языком; при* этом* каждый человек мог указать знание еще трех языков.
Особенностью переписей, проводимых в Канаде, явилось то; что до 1981 г. этническое происхождение указывалось по отцовской линии: С 1981 г. на вопрос об этническом: происхождении учитывались ответы, указывающие на наличие предков ^нескольких национальностей, учитывая население по двум категориям:: чистое и смешанное. С переписи 199 Г г. стал учитываться ответ «канадец».. Сложности в определении численности украинцев заключаются в том, что многие называли: вместо этнического происхождения .страну, из которой прибыли предки»и то, чт существовалиразные этнонимы для обозначения украинцев: Представители одной и той же группы могли назвать себя «русинами» и «украинцами», «галичанами» и «украинцами».
Статистические данные (Демографический ежегодник России1, Информационно-аналитический бюллетень Федеральной Миграционной Службы (ФМС) , Информационно справочный бюллетень Ассамблеи народов Казахстана,3 доклады, посвященные вопросам национального состояния населения, миграционным процессам в России ). Эти источники позволили рассмотреть численность и структуру миграционныхПОТОКОВівРФ:
Важными источниками для изучения иммиграционных процессов в разных странах стали законодательные акты, регулирующие иммиграционную политику5. Сравнение соответствующей законодательной базы Российской Федерации, Украины и Канады позволяет анализировать состояние, перспективы и тенденции сохранения и развития украинской диаспоры в принимающих сообществах. Примером этому служат принятые нормативные документы: ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера-ции» , «О национально-культурной автономии» . Закон-Украины «О правовом статусе зарубежных украинцев»8 существенно повлиял на международное положение украинцев, способствуя развитию национального-самосознания украинцев, проживающих за пределами Украины, укреплению связей с родиной.
Особую группу источников составляют электронные ресурсы и официальные сайты в сети Интернет, особо ценным достоинством является сочетание новейших фактических сведений и их экспертной оценки: Всемирного портала
1 Данные Всесоюзной переписи населения СССР // Демографический ежегодник. М., 1991. С.393.
2 Мкртчян Н. Основные итоги миграции населения в 1998 // Информационно-аналитический бюллетень
ФМС. М., 1999. №1. С.74-82.
3 Информационно-справочный бюллетень Ассамблеи народов Казахстана. Астана, 2003. 783 с.
4 См. например: Население России 2000 г. Восьмой ежегодный демографический доклад / Вишневский А.Г.
М., 2001. 174 с; Население России 1999 г. Седьмой ежегодный демографический доклад / Вишневский А.Г.
M., 2000. 176 с, Население России 1998 г. Шестой ежегодный демографический доклад / Вишневский А.Г.
M., 1999. 144 с.
5 Canadian Multicultiralism Act. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htm, свободный; The Bill of Rights. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
, свободный.
6 Правовое положение иностранных граждан в России. М., 1996. 235 с.
7 Закон Российской Федерации «О национально-культурной автономии» от 22 мая 1996 г. №74-ФЗ. [Элек
тронный ресурс]. Режим доступа: , свободный.
8 Закон України «Про правовий статус закордонних українців» 4 березня 2004 року №1582-1V. [Электрон
ный ресурс]. Режим доступа: , свободный.
20 украинской диаспоры , информационного агентства- «Россия. Регионы»", информационной службы Україна, ш3, независимого сайта диаспоры «КОБЗА» - Українці Росії4. Из источников этого рода были использованы документы украинских общественно-политических организаций: уставы, программы, отчеты, материалы съездов; собраний Мирового конгресса украинцев5, Консульства Украины в Канаде6, Конгресса украинских канадцев7, Союза украинских канадских Студентов8, образовательного центра Альберты по изучению- украинского языка9, Украинского университета г. Москвы10, библиотеки украинской литературы г. Москвы11, практически недоступные в> книжных носителях.
Автором изучен ряд интернет-газет, таких как «Славянский базар» (газета белорусско-украинской диаспоры), общественно-политический еженедельник «Зеркало недели», в которой освещаются политические, социально-культурные события на Украине и «Украинская газета», дающая украинскому сообществу, системное представление о позициях российских политиков, экспертов, деятелей культуры, науки и бизнеса. 5) данные-интервьюирования и анкетирования, украинцев-в Томской области, собранные лично автором.
Научная новизна работы заключается в самой постановке проблемы истории формирования и современного состояния украинской диаспоры как целостного опыта комплексного этнологического исследования. В этом контексте мы соединяем историю возникновения этнолокальных сообществ в
World Portal Ua Diaspora. [Электронный ресурс]. Режим доступа: , свободный.
2 Информационное агентство «Россия. Регионы». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
, свободный.
3 Україна.ІІи:информационньш центр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: , свобод
ный.
4 Незалежний сайт діаспори «КОБЗА» - Українці Росії. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
, свободный."
5 Ukrainian World Congress. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ,
свободный.
6 Embassy of Ukraine in Canada. [Электронный ресурс]. Режим доступа: , свободный.
7 Ukrainian Canadian Congress. [Электронный ресурс]. Режим доступа: , свободный.
8 Ukrainian Canadian Students' Union. [Электронный ресурс]. Режим доступа: , свободный.
9Ukrainian Language Education Centre. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ,
свободный.
10 Український університет в Москві. [Электронный ресурс]. Режим доступа: , свободный.
11 Библиотека украинской литературы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: , свободный.
21 России и за ее пределами за рубежом. Сформулировано понятие «новая* диаспора» и рассмотрена история ее формирования. Особо обозначена важнейшая роль-этнического самосознания как-способа и формы сохранения этнической идентичности. В работе предпринята попытка анализа основных ее компонентов: образования, религии; средств, массовой информации, задающих импульсы развития и воспроизводства национальной жизни.
В работе особое внимание уделено украинской диаспоре в Канаде; как исключительно успешному опыту укоренения в принимающем обществе при сохранении собственной этнической,- конфессиональной и языковой идентичности. Выявлен и впервые введен в научный оборот значительный,фактический материал, позволяющий осветить процесс появления и функционирования украинской диаспоры,в современном мире.
Практическая» значимость. Материалы и выводы работы могут быть использованы, в учебных пособиях, общих и специальных курсах лекций по истории Украины. Результаты исследования могут применяться специалистами, занимающимися вопросами, касающихся миграций и диаспор. Данная работа может быть востребована украинскими, национально-культурными обществами и представляет интерес для работников администрации, работающих по национальным проблемам. Практическая^ значимость исследования определяется тем, что оно воспитывает толерантность у населения в отношении иммигрантов и показательно в применении практики мультикуль-турной политики в разных странах.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены в семи научных публикациях автора. G докладами по материалам исследования автор выступал на Всероссийских и региональной-с международным участием-научных конференциях: «Мультикультурность и образование» (г. Томск, май 2003), «Украинцы в Сибири» (г. Томск, ноябрь 2004 г.), IX и X Всероссийской конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, апрель 2005 г., май 2006 г.).
22 Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы, а также приложения.
Расселение и движение украинского населения в дореволюционной России
Миграции, приведшие к образованию современной украинской диаспоры, начинают играть существенную роль с конца XIX в. Истоки этого процесса уходят к событиям, происходившим в XV-XVI вв. и связаны с возникновением запорожского казачества и началом освоения, наряду с русскими, Слободской Украины. В 1641 г. был основан г. Ахтырка, в 50-е гг. - Харьков, Сумы, Острогожск, в 1681 г. — Изюм. К 30-м гг. XVII в., украинцы стали преобладающей частью населения Слободской Украины. На ее территории к середине XVII в. появляются Харьковский, Острогожский, Ахтырский, Сумской полки. Вскоре из состава Харьковского полка выделился Изюмский1.
После объединения Украины с Россией, и, в особенности, после победы России над турками-османами в войнах конца XVIII в., украинцы стали интенсивно заселять отошедшие к России земли Северного Причерноморья (Новороссию), а также территорию между Южным Бугом и Днестром. Эти земли впоследствии стали частью Украины. Украина (Малороссия), Бессарабия и Новороссия административно делились на Бессарабскую, Волынскую, Донскую, Екатеринославскую, Киевскую, Полтавскую, Таврическую, Харьковскую, Херсонскую, Черниговскую губернии.
В XVIII-XX вв. украинские переселенцы (в основном из лесостепных районов Левобережной Украины)-заселяли и осваивали Поволжье и Южное Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток (жители лесных районов Украины активного участия в миграции в Россию не принимали, но, начиная с 1865 г., выезжали в Америку).
С начала XVIII в. почти все украинцы России были сосредоточены в Центрально-Земледельческом районе (по своим границам он совпадал с Центрально-Черноземным). Крупный этнический массив украинцев, сохраняется здесь до середины 1920-х гг. Второй крупный анклав украинцев сформировался в 90-е гг. XVIII в. на Северном Кавказе. Избыток свободных плодородных земель привлекал население не только с Украины, но и из других районов России. Вследствие этого численность украинцев здесь росла до 1926 г. быстрыми темпами, хотя абсолютная-доля в населении постепенно уменьшалась. Аналогичная ситуация наблюдалась в третьем основном районе расселения украинцев в России — в Ростовской области (часть бывшей Новороссии, включая область Войска Донского). В начале XVIII в. украинцев здесь почти не было. После введения на Левобережной Украине во второй четверти XVIII в. крепостного права большое число крестьян Харьковской губернии бежало в Донские станицы. Четвертый крупный регион расселения (а с 1939 г. - самый крупный) украинцев - Сибирь и Дальний Восток. В дореформенный период украинцы здесь почти не проживали (в Л 858 г. - 1,0 тыс.). В пореформенный период крупномасштабная украинская- эмиграция за Урал начинается с сер. 1880-х гг., после издания правительственных постановлений, благоприятствующих переселениям крестьян на вновь осваиваемые земли. Поволжье украинцы заселили во второй половине XVIII в. В других регионах украинские группы представлены в меньшем числе и появились позже (с конца XIX в.).
Общая численность и удельный вес украинцев в населении России непрерывно возрастали с начала XVIII в. и до 30-х гг. XX в. Особенно быстрым был процесс в XVIII в. По оценкам некоторых исследователей1, с 1719 по 1793 гг. абсолютная численность украинцев в России (в современных границах) возросла с 263 тыс. человек до 924 тыс. или в 3,5 раза, а удельный вес увеличился с 4,6 до 8,8%. В первой половине XIX в. число украинцев выросло до 2092 тыс. или в 2,3 раза, а удельный вес до 13,1% (данные на 1858« г.), что объясняется продолжающимися миграциями украинцев на Восток и более высоким уровнем естественного прироста в регионах преимущественного проживания украинцев в России. В. пореформенный период удельный вес украинцев повышался-более медленными темпами — до 15,7% в 1897 г., 18,1% в Л 917 г. и 18,5% в 1926 г. (общая численность украинцев в эти годы была соответственно равна 4141 тыс., 6435 тыс. и 6871 тыс.). В зна-чительной мере это было связано не с ослаблением миграционных процессов, а с возросшим приростом неукраинского населения на территории России. В целом же абсолютная численность украинцев в России возросла с 1719 по 1926 гг. (когда она достигла максимума) в 26 раз, а удельный вес в общем населении страны в 4 раза.
Перепись 1897 г. выявила численность не только русского, но и других народов, в том числе и украинского. Этой переписи предшествовали местные переписи, которые проводилисьх 60-х гг. XIX в. в крупных городах, в основном в Москве и Санкт-Петербурге, в других городах - от случая к случаю. Этническая принадлежность выявлялась с помощью вопроса о родном языке. На момент переписи крупнейшей группой являлись славяне. К русским разработчики переписи относили украинцев, которых называли малороссами, и белорусов (белороссов). Всего зарегистрировано украинцев 25 348,1 тыс. человек1. Они жили преимущественно в Киевской, Полтавской, Харьковской, Херсонской, Черниговской, Екатеринославской губерниях, представивших впоследствии территорию Украинской республики. Сравнительно много украинцев проживало в Воронежской губернии (915 883 человека), что составило 36,2% от всего населения. В Курской губернии насчитывалось 528 242 украинца (20,4% населения): На Северном Кавказе численность их достигла 1,3 млн. человек.
Динамика этнических изменений в 20-30-е гг. XX в
Высшие инстанции Всероссийской коммунистической партий большевиков с 1919-го - до июля-1928 гг. передали в состав России и Белоруссии территории, на которых из 478 тысяч жителей 69% являлись этническими украинцами. В то же время к УССР отошли регионы, где проживал 278 081 человек, т.е. в 7,4 раза меньше, чем по украинскому проекту размежевания ноября 1924 г. Вне границ Украины остались 2 млн. украинцев Курской, Воронежской губерний и Северо-Кавказского края. Это привело к образованию украинских анклавов в России2.
По данным переписи 1926 г., численность представителей украинской народности составила по Украине - 27 567,6 тыс., проживающих в России — 6 949 тыс. (18,7% от всех украинцев). Самые многочисленные анклавы украинцев были зарегистрированы на Северном Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Воронежской, Курской, Саратовской областях . В определении родного языка 25% украинцев назвали родным языком русский. По - мнению В. И. Наулко1, данная цифра не соответствует действительности и объясняется некомпетентностью переписчиков. Препятствием русификации украинцев явилось то, что 95% из них были селянами с традиционным бытом, смешанных семей было мало; большинство эмигрантов являлись либо выходцами с Украины, либо детьми новопоселенцев.
С середины 1920-х гг. началась запланированная-государством кампания массового переселения из центральных районов, которая должна была способствовать решению аграрного вопроса в.малонаселенных регионах. В основном ехали на Дальний Восток, в Сибирь, на Сахалин. ВЧ926-1939 гг. из Украины выехало 2 млн. 800 тыс. человек, значительную часть которых составили украинцы. С этого времени обозначается постоянная тенденция -снижения абсолютной и относительной численности украинского населения России за пределами Украины. С 1926 по 1939 гг. численность украинцев в России уменьшилась-с 6 949 тыс. до 3204 тыс., а доля в общем населении -более чем в два раза (с 18,7 до 9,0%).
Эпоха репрессий изменила характер миграционных процессов. Насильственная депортация охватила преимущественно районы Европейского Севера, Дальнего Востока, Сибири и Казахстана. На Украине репрессии ужесточились с конца 20-х гг. XX в. В 1929-1931 гг. ликвидирована Украинская автокефальная православная церковь, в марте-апреле 1930-го состоялся суд над 45 членами «Союза освобождения Украины», в начале 1931-го арестовали группу командиров Красной армии, служивших в УССР.
Коллективизация сельского хозяйства в 1929-1933 гг. сопровождалась раскулачиванием: В ходе коллективизации было вывезено в восточные районы Советского СоюзаЛЗП тыс. зажиточных крестьян, среди них было-не-сколько сотен тысяч кулаков (куркулів), вывезенных из Украины . 0 состоянии спецпереселенцев можно судить из справки, подписанной-Прокурором Верховного Суда CGCP П. Красиковым: «Жилищное строительство своевременно начато не было. В результате этого по ряду поселков положение с жилищем, крайне обострилось переселенцы к началу зимы оказались в шалашах и, землянках, не защищающих от холодов и дождей. Это положение усугублялось еще необеспеченностью теплой одеждой1 и обувью большинства переселенцев. Почти, все поселки, стоящие - на больших расстояниях от водных путей, продовольствием обеспечены не были...1
С июля-1937 г. из Киева и других мест началось массовое выселение-членов семей «троцкистов» и других противников советской власти. Немногим раньше (начало, и середина 20-х гг.) переполненные эшелоны украинских повстанцев- Киева, Чернигова, Полтавы, Винницы и других регионов, сотрудничавших с УНР, бывших махновцев мигрировали в восточные районы республики - на Урал, в Сибирь. Возникают новые анклавы украинского населения на европейском севере страны, на Урале и в Сибири. Украинцев за период между переписями 1926 и 1939 гг. стало больше в:Карелии в 30 раз, в Красноярском крае - в 3,5 раза, в Новосибирской области— более чем в 2,5 раза, в Челябинской - в 6 раз, в Читинской области - более чем в 5 раз. В Новосибирской области проживала в 1937 г. 141 тыс. украинцев против 60 тыс. в 1926 г., в Карелии соответственно 22 тыс. и 700 человек, в Красноярском крае - 52 тыс. и 15 тыс., в Челябинской области - 73 тыс. и 12 тыс., в Читинской - 38 тыс. и 7 тыс., на Дальнем Востоке - 328 тыс. Новым местом расселения являлась Свердловская, область, где в 1926 г. украинцев было настолько мало, поэтому в переписи они не учтены, а в 1937 г. их числилось 53 тыс. человек2.
Перепись 1939 г. несколько занизила реальное число-украинцев за пределами УССР; их численность составила 4 525 тыс. человек, общее количество украинцев зарегистрировано по Союзу - 34 132 тыс.1 В то же время усилилась языковая ассимиляция украинцев русскими и часть русскоязычных украинцев, находившихся в этнически переходном- состоянии, была отнесена к русским по- национальности. Характерно, что все последующие советские переписи- зафиксировали их как русских. Скорее всего, эти факты отражают процессы этнической конверсации украинцев2. Но признание того или иного языка родным не всегда свидетельствует о том, что человек в,своем повседневном речевом общении перешел на этот язык. В( быту мог сохраняться и другой язык. Вероятно украинцы, назвавшие родным языком русский, далеко не всегда полностью отказывались от употребления украинского. По данным переписи 1939 г. украинский в качестве родного языка,назва-ли 25 328 529 человек3.
Украинские этнолокальные группы и украинская диаспора в европейских странах
По территориальному признаку в западную диаспору входят страны Северной Америки (США, Канада), Южной Америки (Аргентина, Бразилия), Европы (Югославия, Австрия, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Бельгия) и Австралия. Часть украинцев проживает на территориях, которые после Второй мировой войны вошли в состав соседних с Украиной государств (Польша, Румыния и Словакия).
«Западная» украинская диаспора за рубежом сформировалась в результате массовых переселений. Украинские ученые выделили три наиболее массовые волны иммиграции: последняя четверть XIX в. — 1914 гг., 1914-1939 гг., 1947-1955 гг.1
По социальному статусу первые украинские иммигранты в Европе были безземельными крестьянами из Галиции и Закарпатья, которые стремились улучшить свое материальное положение. После поражения украинских правительств в 1918-1920-х гг. солдаты, офицеры, чиновники, представители интеллигенции оказались в изгнании. Когда стабилизировалась ситуация в Галиции, многие предпочли вернуться на родину. Дальнейшее развитие украинской иммиграции связано с событиями Второй мировой войны. Иммигранты, этого периода — преимущественно «перемещенные лица» («ди-пи» -«displaced persons»). Большинство-«ди-пи» - люди; насильственно вывезенные с территорий, оккупированной Германией, в качестве рабочей силы. Часть украинцев, оказавшихся в Германии и других странах Западной и
Центральной Европы, — военнопленные, содержавшиеся в лагерях. Именно "эти две группы стали основным источником пополнения украинских общин в США, Канаде,. Южной Америке, и положили начало формированию украинской диаспоры в Австралии.
В 1945 г. на Ялтинской конференции решалась проблема репатриации военнопленных и гражданских перемещенных лиц на родину. При подписании 11 февраля в Ялте-договора трех держав были заключены секретные советско-британские и советско-американские репатриационные соглашения, гарантирующие возвращение перемещенных лиц союзных наций, на взаимной основе. Вскоре, 26 июня 1945 г., подобное соглашение СССР заключил с Францией. Для получения материальной поддержки лицо, не подлежащее возвращению, должно было документально- подтвердить, что имел место факт насильственного вывоза, в Германию на принудительные работы;-что местом жительства до 1939 г. не был Советский Союз и что заинтересованг ный в невозвращении человек не воевал против союзников: Все перемещенные лица, военнопленные или гражданские, юридически рассматривались как свободные граждане союзных держав. Вопросами репатриации занималась и Организация объединенных наций. Генеральная Ассамблея ООН в своих резолюциях от 12 февраля и 15 декабря 1946 г. постановила, что-все государства - члены ООН должны содействовать скорейшей репатриации беженцев и перемещенных лиц, находящихся на их территории. В целях осуществления сотрудничества в этой области при ООН создана международная организация по делам беженцев, занимавшаяся организацией их обустройства в странах приема. С помощью ООН в Соединенных Штатах в 1947-1951 гг. осели 60,7 тыс. украинских и русских иммигрантов, Канаде -30 тыс., в Великобритании и Австралии по 20 тыс. в каждой из стран, в Бразилии - 7 тыс. и Аргентине - 6 тыс. человек1.
С началом перестройки резко возрастает поток легальной и нелегальной украинской иммиграции. Существенно изменился социальный состав мигрантов. Уезжают люди с высоким образовательным и профессиональным статусом. За последнее десятилетие мигрировали доктора и кандидаты наук, медицинские работники, инженеры, технологи и другие высококвалифицированные специалисты. Трудовая украинская иммиграция вызвана, прежде всего, низкой оплатой труда, высоким уровнем безработицы на родине. В основном украинцы направляются в Турцию, Россию, Италию и Португалию.
Важную роль врасселении украинцев за пределами Украины сыграли несколько факторов: естественное движение населения, миграционные и этнические процессы. Влияние этих факторов в разные исторические периоды было неодинаковым и по-разному проявлялось на территории Украины в.ее современных границах, так и в ряде регионов Российской империи и Австро-Венгерской монархии (до. 1867 г. - Австрийской империи), а после распада последней - в странах Европы и Американского континента.
Численное соотношение между основным этническим массивом украинцев и диаспорой постоянно меняется, особенно в региональном аспекте (см. Приложение 1). С 1719 по 1989 гг. удельный вес украинцев в современных границах республики уменьшился с 85,6% до 81,1%, в странах Зарубежной Европы - с 6,6 до 1,1%. В то же время на Американском континенте (с 1897-1900 гг. до 1989 г.) он вырос с 0,6 до 3,1%. Общая численность украинцев в мире увеличилась с 5 739,8 тыс. человек (1719 г.) до 46 136,0 тыс. (1989 г.)1.
История формирования украинской диаспоры в Канаде
Самая большая по численности часть украинской диаспоры за рубежом сосредоточена в Канаде. У разных исследователей взгляды относительно количества украинских миграционных волн в эту страну заметно расходятся.
По версии канадского ученого украинского происхождения Олеха Геру-ся первая волна приходится-на период с 1896 г. до 1914 г. - начала Первой мировой войны1. Вторая волна охватывает межвоенное время с 1920 по 1939 гг. Третья волна относится к периоду с 1945 по 1953 гг. Иного взгляда при-держиваются исследователи В. Иваськив, В. Музыка", которые выделяют четвертую волну украинской иммиграции. Начало ее отсчета ведется со второй половины 80-х гг. XX в. и продолжается до сего времени. Каждый из выделенных этапов имеет свои» особенности, обусловленные социально-экономической ситуацией в стране эмиграции и стране иммиграции, а также социальным, профессиональным, культурным статусом эмигрантов.
Украинская иммиграция в XIX столетии имела незначительные масштабы. Традиционно первыми украинскими иммигрантами в, Канаде считают крестьян Ивана Пилипова и Василия Елиняка из села Небылив. 7 сентября 1891 г. Иван Пилипов, Юрий Панишко и Василий Елиняк сошли с парохода «Ореон» в канадском порту Галифакс. Вскоре Ю. Панишко вернулся назад на родину, так как у него не хватало денег для обустройства в Канаде . Постепенно среди западноукраинского населения все более распространяются- представления о том, что в «Канаде даром землю дают». «Желание эмигрировать становится массовым. Население сотнями оставляет свои села, продавая за бесценок движимое имущество, чтобы собрать необходимые средства для себя и семьи», - писал в 1901 г. греко-католический епископ австро-венгерскому премьеру \ Уже в 1895 г. украинский агроном, профессор Ж. Олескив, посетив канадские прерии, писал не без доли иронии о «свободных землях» в Канаде, ставших наиболее благоприяными для украинских переселенцев. Начиная с 1896 г., часть украинцев попадала в Канаду через США, проработав там некоторое время в промышленных центрах Востока и Среднего Запада". Первые иммигранты ехали с надеждой заработать денег и возвратиться домой, но немногим удалось осуществить это намерение. Путь в Новый Свет занимал около трех недель, многие заболевали, а некоторые умирали, так и не добравшись до места назначения:
Канадское правительство, испытывая большой недостаток трудовых ресурсов, стремилось, привлечь, в страну сельскохозяйственных рабочих из стран Центральной и Восточной Европы. К концу 90-х годов XIX в. в галиц-ких, буковинских, закарпатских селах действовало от пяти до шести тысяч канадских вербовщиков. В качестве вознаграждения каждый из них получал пять долларов за завербованного мужчину и по два доллара за члена семьи.
По своим масштабам первая волна была наиболее массовой - так, с 1896 по 1914 гг. в Канаду переселилось 170 тыс. украинцев3. В первые семь лет XX столетия неанглоязычное население Канады уже составляло 28%4 и большая часть его была представлена переселенцами из Галиции, Буковины, Закарпатья5. Преобладание выходцев из Галиции было настолько явным, что все остальные славяне в представлениях принимающего населения стран стали отождествляться с ними. Во многие канадские источники тех и последующих лет все они вошли как «галишенс» - галичане. Основная причина отъезда с исторической родины — безземелье. Переселявшимся канадское правительство предлагало самые выгодные условия приобретения земельных участков — всего 10 долларов за 160 акров. Примерно 3/4 иммигрантов - люди максимально трудоспособного возраста от 15 до 40 лет, преимущественно мужчины, что было очень выгодно для канадских властей.
К концу первого десятилетия-XX в. Канада вступает в период стремительного промышленного роста. Начинается массовое строительство железных дорог, быстро развивается лесная и горнодобывающая отрасли в Северном Онтарио, Квебеке, Британской Колумбии. Все они нуждались в большом количестве малоквалифицированной рабочей силы. В расширении трудовой иммиграции немалую роль, по мнению Н В.Черной, продолжала играть деятельность эмиграционных агентов, особо, поощрявшаяся- канадским правительством1. В начале XX в. вербовщики в Канаде специализировались на формировании миграционного потоков, включавших одну или несколько этнических групп. Чаще всего работодателями для иммигрантов, становились подрядчики и субподрядчики, имевшие заказы от более крупных компаний на определенные виды работ. По закону 1908 г. для того, чтобы быть допущенным в Канаду, иммигранту из любой европейской страны достаточно было пройти медицинское освидетельствование в порту высадки и иметь при себе в летнее время сумму в 25, а зимой в 50 долларов. В марте-июне 1913 г., когда промышленность была на подъеме, правительство отменило даже эти требования2. В 1917 г. был создан специальный федеральный орган по работе с иммигрантами.
Иммиграция конца Х1Х-начала XX вв. положила начало» формированию украинской диаспоры в Канаде. Характерная особенность расселения иммигрантов - компактные анклавы украинских переселенцев в канадских провинциях Альберта (колония в долине реки Бивер-Крик, появившаяся в 1894 г., основанные в 1896 г. поселения в Брудергайме и Ребит Хилле), Саскачеван (в 1895 г. появились поселения в Дак Лейк, Фиги Крик, Круккед Лейк), Манитоба (поселения в Стюартборне и Гоноре, появившиеся в 1896 г.). Преимущественно в Манитобу, Саскачеван и Альберту и направлялись на первых порах украинцы1. Украинские поселенцы стали пионерами сельскохозяйственной колонизации во многих районах Западной-Канады. Были города, где почти все население состояло из украинцев, например, Вегревилл, Стьюарборн. В этих трех провинциях к 1921 г. сосредоточилось около 90% от общего количества переселенцев с Украины. В Британской Колумбии украинцы, стали оседать с 1904 г. Большой прирост, украинской иммиграции наметился там в годы Второй мировой войны. В провинциях Канады, еще малоосвоенных земледельческой колонизацией, крестьяне из Западной. Украины получили возможность заниматься»привычным для них сельским,трудом.
Вместе с тем, хотя и не в таком масштабе, украинцы становились. жителями городов и пригородов, устраивались на работу на шахты, в лесную промышленность, на транспорт и т.д., особенно в провинциях Онтарио и Квебек. Если вЛ911 г. только: 15% украинцев были горожанами, то к 1921 г. эта цифра достигла 20%, а к 1931 г. возросла до 30%" Почти половина (47%) иммигрантов, появившихся в Канаде после Второй мировой войны, осела в Онтарио, пятая часть (21%) в Квебеке. Лишь 1/3 иммигрантов этого периода стали обитателями трех степных провинций - Манитобы, Саскачевана и Альберты.