Введение к работе
На протяжении XIX-XX вв. Санкт-Петербург, столица громадной империи, являлся одним из важнейших в мире центров по изучению культуры народов азиатских стран, в том числе Центральной Азии. За несколько столетий плодотворной работы в научных и музейных учреждениях Санкт-Петербурга сформировались обширные коллекции рукописных, архивных и этнографических памятников, являющиеся прекрасными источниками для изучения истории и культуры народов Востока и представляющие интерес как для историков, так и для филологов, лингвистов и, конечно, этнографов. Обработка и изучение обширных коллекций, имеющих мировое значение, активно продолжаются в научных учреждениях Санкт-Петербурга и сегодня.
Представляемая работа посвящена рассмотрению архивных и музейных материалов, содержащих информацию об этнической группе арабов, проживающей на территории современного Узбекистана.
Актуальность работы определяется необходимостью изучения источников XX в., материалов наших предшественников, по тем или иным причинам не введенных в научный оборот, но дающих во многих случаях новую или более точную информацию по истории, этнографии и языку арабов, переселявшихся несколькими волнами в бассейн Каш-кадарьи в VII-XVI вв. (ныне Кашкадарьинская область Республики Узбекистан с административным центром в г. Карши). В представляемой работе описываются музейные коллекции и архивные собрания как источники для изучения культуры жизнеобеспечения арабской этнической группы, проживающей на протяжении длительного времени в ино-этничном окружении. Культура арабов, проживающих сегодня на территории современного Узбекистана, представляет собой один из важных элементов картины культурного взаимодействия и взаимовлияния, сложившегося между разными этническими группами данного региона на протяжении нескольких веков. В современных условиях особую актуальность приобретает опыт бесконфликтного взаимодействия меньшинства с иноэтнич-ным окружением, равно как и опыт сохранения меньшинством своей культуры на протяжении многих веков. В этом отношении изучение материалов, связанных с арабами бассейна Кашкадарьи, приобретает особое значение.
Объектом исследования в диссертации являются материалы музейных, библиотечных и архивных собраний Санкт-Петербурга по истории и этнографии арабов, пришедших на рубеже XV-XVI вв. на территорию современного Узбекистана, а предметом — вопросы истории и этнографии данной этнической группы, сохраняющейся в условиях общности религии, взаимовлияния и взаимопроникновения культур, иногда в условиях административного давления со стороны государства. Такая постановка вопроса соответствует методологическим положениям об объекте и предмете этнографической науки.
Хронологические рамки исследования. В исследовании рассматриваются материалы, поступившие в архивные и музейные собрания Санкт-Петербурга — Ленинграда в период со второй половины XIX в. до начала XXI в. В это время в истории Средней Азии происходили события, повлекшие за собой значительные изменения в традиционном хозяйстве и материальной культуре не только арабского, но и тюркоязычного и ираноязычного населения.
Цели и задачи исследования. Целью работы является изучение и введение в научный оборот целого ряда архивных и музейных материалов, характеризующих традиционную культуру арабского населения современного Узбекистана. Для достижения поставленной в исследовании цели предполагается решить следующие задачи:
представить сведения об истории изучения арабского населения, проживающего на территории современного Узбекистана;
рассмотреть вещевые собрания Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН;
- рассмотреть вещевые собрания Российского этнографического музея;
представить материалы для изучения рассматриваемой этнической группы, хранящиеся в рукописном собрании Российской национальной библиотеки;
представить материалы Санкт-Петербургского филиала Учреждения Российской академии наук архива Российской академии наук, являющиеся источниками для этнографического изучения среднеазиатских арабов;
рассмотреть архивные собрания Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН;
- рассмотреть архивные собрания Российского этнографического музея;
проанализировать полученный этнографический материал и сопоставить данные по материальной культуре с аналогичными материалами по другим народам Средней Азии, провести историко-сравнительные параллели с другими народами региона;
на основе рассматриваемых архивных и музейных материалов привести примеры описаний отдельных составляющих комплекса культуры жизнеобеспечения арабов бассейна Кашкадарьи (традиционные занятия, одежда, украшения, свадебный обряд).
Так как одной из важнейших задач данного исследования было введение в научный оборот целого ряда наблюдений предшественников, по тем или иным причинам не публиковавшихся ранее, некоторые фрагменты архивных записей включены в текст представляемой диссертации .
Методологическая основа диссертационного исследования. За основу были выбраны документографический и источниковедческий анализы, позволяющие выявить источник, дать его описание, характеристику содержания, провести его изучение и сопоставление с другими материалами. В качестве вспомогательного применялся сравнительно-исторический метод исследования, который позволил рассмотреть отдельные элементы культуры жизнеобеспечения арабов Средней Азии в исторической ретроспективе и проследить их эволюцию с конца XIX до начала XXI в.
Источники. Рассматриваемая тема хорошо снабжена этнографическими источниками и материалами. К их числу необходимо отнести:
коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН;
коллекции Российского этнографического музея;
материалы Санкт-Петербургского филиала Учреждения Российской академии наук архива Российской академии наук;
При цитировании архивных материалов авторская орфография полностью сохранена.
материалы архива Музея антропологии и этнографии им Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, в том числе полевые материалы участников Среднеазиатской этнографической экспедиции АН СССР разных лет и полевые материалы автора;
материалы архива Российского этнографического музея;
- рукописные фонды Российской национальной библиотеки.
Привлечено большое количество профильных научных исследований, опубликованные заметки путешественников и участников дипломатических миссий XIX в. Обзор этих источников представлен в первой главе диссертационного исследования. Важно отметить, что большая часть источников предоставляет лишь фрагментарные сведения об арабах Средней Азии и чаще всего касается какого-либо одного аспекта темы. В данной работе собрана и проанализирована основная часть известной сегодня информации по арабскому населению Узбекистана.
Научная новизна диссертационной работы определяется прежде всего тем, что до настоящего времени материалы архивов и этнографических музеев Санкт-Петербурга практически не привлекались как источник комплексного исторического и этнографического изучения культуры среднеазиатских арабов. На сегодняшний день не существует монографического исследования, посвященного этнографии арабов Узбекистана. Введение в научный оборот не известных ранее архивных и полевых материалов предшественников, полевых материалов автора и анализ коллекций этнографических музеев Санкт-Петербурга открывают возможность проведения такого рода исследования.
Практическое значение работы определяется введением в научный оборот большого количества музейных коллекций и архивных материалов. Результаты работы могут использоваться для атрибуции музейных экспонатов, при подготовке лекционных курсов и экскурсионных занятий, в экспозиционно-выставочной работе. Фактические сведения, представленные в работе, могут быть полезны в практической социальной работе.' Работа над темой осуществлялась в рамках коллективного научного проекта МАЭ РАН «Арабы Узбекистана» (руководитель Е. А. Резван). Значительная часть обнаруженных автором материалов будет в ближайшее время опубликована в рамках большой коллективной работы, посвященной арабам Узбекистана, которая в настоящее время готовится к изданию МАЭ РАН2.
Апробация работы. Отдельные положения диссертации были изложены автором в виде докладов на научных конференциях. Среди них VII Конгресс антропологов и этнографов России (Саранск, 2007 г.), VIII Конгресс антропологов и этнографов России (Оренбург, 2009 г.), XXX ежегодная сессия петербургских арабистов, посвященная 125-летию академика И. Ю. Крачковского (Санкт-Петербург, 2008 г.), Лавровские (Среднеази-атско-Кавказские) чтения (2009 г.), Радловские чтения (Санкт-Петербург, 2007 г., 2008 г.), The Art of Islamic World (Краков, Польша, 2009 г.), ежегодная годичная сессия Института восточных рукописей РАН (Санкт-Петербург, 2009 г.).
Структура работы. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, а также Приложения, включающего в себя альбом иллюстраций и каталог коллекций и архивных материалов.
2 Арабы Узбекистана. - СПб.: МАЭ РАН (а печати).