Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Искусственные изменения тела в системе социо-культурных символов традиционных обществ Гринько Иван Александрович

Искусственные изменения тела в системе социо-культурных символов традиционных обществ
<
Искусственные изменения тела в системе социо-культурных символов традиционных обществ Искусственные изменения тела в системе социо-культурных символов традиционных обществ Искусственные изменения тела в системе социо-культурных символов традиционных обществ Искусственные изменения тела в системе социо-культурных символов традиционных обществ Искусственные изменения тела в системе социо-культурных символов традиционных обществ Искусственные изменения тела в системе социо-культурных символов традиционных обществ Искусственные изменения тела в системе социо-культурных символов традиционных обществ Искусственные изменения тела в системе социо-культурных символов традиционных обществ Искусственные изменения тела в системе социо-культурных символов традиционных обществ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гринько Иван Александрович. Искусственные изменения тела в системе социо-культурных символов традиционных обществ : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 Москва, 2007 154 с. РГБ ОД, 61:07-7/448

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Источники и история изучения соматических модификаций 29

1.1 Источники 29

1.2 История изучения соматических модификаций 33

Глава 2. Соматические модификации головы

2.1 Мозговой отдел

2 1 1 Деформации черепа

2 1 2 Трепанации черепа 455

2.2 Лицевой отдел 48

2 2 1 Прободение и деформация губ 49

2 2 2 Прободение и деформация ушей 533

2 2 3 Деформация языка 566

2 24 Деформации носа 58

2.2 5 Деформации зубной системы 600

Глава 3. Соматические модификации корпуса 655

3.1 Растяжение шейных позвонков 655

3.2 Деформации груди 66

3.3 Соматические модификации половых органов 68

3.3 1 Обрезание мужское 68

3 32 Подрезание 84

З 3 3 Надрезание 91

3 3 4 Прободение 92

3 3 5 Обрезание женское . 933

3 36 Оскопление 9S

Глава 4. Соматические модификации конечностей 100

4.1 Ампутация фаланг пальцев рук

4.2 Деформация ступней 1

Глава 5- Соматические модификации кожных покровов 105

5.1 Скарификация 1055

5.2 Татуировка 112

Глава 6. Соматические модификации: проблематика личностной и социальной мотивации 117

Результаты исследования 1266

Заключение 129

Список использованной литературы 1311

Введение к работе

Актуальность исследования 177

Методика исследования 255

История изучения соматических модификаций

Прежде, чем приступать к собственно истории изучения соматических модификаций, необходимо заметить, что вопросы, поставленные в работе, не подвергались специальному изучению в этнографической литературе. Несмотря на то, что многие авторы упоминали об искусственных изменениях тела, практически никто не выделял их в отдельное самостоятельное явление и не ставил основным объектом исследования. Тем не менее, некоторые этнографы пытались так или иначе описать и проанализировать этот феномен.

Следует выделить две основные группы исследований, К первой относятся работы, посвященные отдельным соматическим модификациям. Ко второй - исследования, в которых предпринимались попытки проанализировать искусственные изменения тела в рамках определенного культурного комплекса.

Естественно, что вторая группа исследований представляет особый интерес, однако она крайне немногочисленна. При этом специальных исследований, посвященных данной проблематике, нет, и приходится оперировать лишь отдельными фрагментами из работ.

Как уже было сказано, одним из первых, кто обратил внимание на соматические модификации, был Эдвард Тайлор, В своей работе Первобытная культура» он, скорее всего, первым дал определение этому явлению и попытался его классифицировать, К сожалению, тот материал, который был в его распоряжении, не дал ему возможности объективно подойти к решению данной проблемы, собственно он и не ставил перед собой такой задачи. Из всех соматических модификаций он подробнее всего остановился на ампутации фаланг пальцев. На основании достаточно подробного анализа этой модификации он сделал вывод, что эта и подобные ей операции относятся к «категории церемониальных уродовании». Основным мотивом их проведения Э.Тайлор считал частичное жертвоприношение.

В отличие от Э. Тайлора, который семантически сблизил соматические модификации с обрядами жертвоприношения, Фридрих Ратцель рассматривал их как одно из средств невербальной коммуникации, логически связывая их с татуировками, прическами и украшениями64. Однако интуитивно Ф. Ратцель осознавал одну очень важную особенность соматических модификаций - их полифункциональный характер: «в подобных вещах ( отсечение сустава, обрезание, скарификации) украшение, отличие и исполнение религиозных или общественных постановлений не могут быть строго разграничены одно от другого» . Это очень существенный шаг в понимании широты и многообразия соматических модификаций как этнографического феномена.

Затронул проблематику соматических модификаций и Арнольд Ван Геннеп в своей классической работе «Обряды перехода». Естественно, что, тщательно анализируя ритуалы, связанные с ннициациями, он не мог не столкнуться с разнообразными соматическими модификациями, и надо отметить, что он подошел к их анализу очень строго. Фактически, он был первый, кто попытался обобщить и классифицировать обширный материал по соматическим модификациям. Именно А. Ван Геннеп обратил внимание на тот факт» что соматические модификации нельзя рассматривать и изучать изолированно друг от друга, то есть, выделил их как самостоятельное культурное явление. Помимо этого он четко обозначил соматические модификации как «.прием коллективной атрибуции» \ тем самым указав на социальный характер данного феномена.

Значительный вклад в исследование феномена соматических модификаций внес известный немецкий этнограф Генрих Шурц. В той или иной степени ему удалось осветить большинство аспектов и функций соматических модификаций, однако главным недостатком его исследований по данной тематике является отсутствие единого термина для изучаемого явления Г. Шурц иногда обозначал искусственные изменения тела как «уродливости, которые исчезают вместе с цивилизацией 1. В контексте возрастных инициации Г. Шурц упоминает об «утонченных истязаниях» под которыми подразумевает обрезание, скарификации, выбивание зубов и т.д.68. Целью подобных «истязаний» он считал доказательство мужественности» Одновременно с этим Г, Шурц расценивает прободения, скарификации и татуировки как «телесные знаки», обозначающие принадлежность к определенному племени69. Также противоречиво немецкий этнограф пытается объяснить истоки данного явления. Вначале он трактует соматические модификации как «прихоть моды», далее пытается обосновать их существование некоторым стадным влечением» присущим только отсталым народам или некоторым низшим слоям современного общества . Вместе с тем он не отрицает и общечеловеческие мотивы подобных операции, объясняя их «желанием выложить свою Душу»11.

Известный британский культурный антрополог Эдмунд Лич в своей работе «Культура и коммуникация» посвятил отдельную главу «телесным повреждениям». Он продолжил традицию рассмотрения соматических модификации в контексте обрядов перехода и дал две основные трактовки. Первая - соматические модификации являются средством очищения, так как большинство из них направлены на удаление пограничных зон тела (крайней плоти, клитора, зубов и т.д,}. Второй вариант - соматические модификации являются маркером изменения социального статуса своего носителя. По большому счету, Э. Лич в данном случае повторил гипотезы Э. Тэйлора и Ф. Ратцеля. В более развернутой форме он фактически снова вернулся к темам частичного жертвоприношения и невербальной (знаковой) коммуникации. Однако он привнес и новые элементы, рассмотрев соматические модификации в системе бинарных оппозиций. Удаление определенных областей тела ведет к его очищению, точнее, по мысли Э, Лича, к выделению четких границ в оппозиции «человек - окружающий мир». Только так, насильственно очистив себя и определив границы своего тела, человек обретает свою сущность и место в мире.

Некоторые исследователи, например, Д. Гилмор, рассматривают соматические модификации в рамках тендерной психологии под другим углом. В их трактовке физическая боль от проведения соматических модификаций должна способствовать выработке необходимых мужских качеств и становлению мужского характера73.

Очень подробно проанализировал соматические модификации в австралийской культурной традиции А. Элькин . Он выдвинул оригинальную гипотезу о происхождении подобного рода обычаев искусственного изменения тела, увязав их с некоторыми моментами погребального цикла. В частности он провел параллели между шрамированием и традицией экскориации (посмертного удаления кожных покровов).

Стоит отметить и исследование Жака Марсиро75, несмотря на его явный научно-популярный характер Главная заслуга Ж, Марсиро заключается в том, что он первым попытался создать определенную систему при анализе соматических модификаций. И хотя многие элементы в ней упущены, видимо, из-за недостатка фактического материала, но, тем не менее, это значимый факт в изучении данного явления. К сожалению, этот положительный и прогрессивный момент заслоняется огромным количеством ошибок, непроверенных данных и логических неувязок, что, в принципе, сводит научную значимость работы к нулю.

Мозговой отдел

Искусственная деформация мозгового отдела черепа - одна из наиболее широко распространенных соматических модификаций. Традиция искусственно изменять форму головы существовала у многих народов в разные исторические эпохи. В настоящее время и в относительно недавнем прошлом, этот обычай был отмечен у некоторых этнических групп Средней Азии (туркмсньї)90, Афганистана (таджики, джемпщцы, хазара)91, Африканского континента (маитбету)92 и Океании93, в том числе - на Гаити94,

Не исключено, что деформация черепа является одной из древнейших соматических модификаций» Ерик Тринкаус зафиксировал следы деформации на черепах неандертальцев из погребений Шанидар 1 и 5, имеющих возраст 45000 лет 5.

Практика преднамеренной деформации головы неоднократно описывалась античными авторами (Гекатей Милетский, Геродот, Гиппократ» Страбон, Аполлоний Родосский) и средневековыми арабскими учеными (ал-Макдиси, Иакут, аль-Бируни)96. Источники нового времени повествуют о широком распространении этого обычая в Центральной и Южной Америке47.

Представление о пластичности черепа в период его роста зафиксировано у многих народов, даже у тех, которые не практикуют деформацию, например, у якутов . Так, у восточных славян в процессе купания ребенка мать «лепит, выравнивает череп младенца, придавая ему правильную круглую форму» . Точно также на Новой Гвинее матери

Кабакова Г И Антропология женского тела в славянской традиции М,2001 С 95 руками придавали черепам младенцев коническую форму100. Судя по всему, именно эти знания были положены в основу практики преднамеренной искусственной деформации. Однако, обсуждая данную тему, не стоит забывать и о непреднамеренной искусственной деформации черепа, образующейся из-за специфических приемов ухода за детьми, в особенности - формы колыбели и способов привязывания к ней ребенка101. Такого рода искусственные изменения, то есть те, которые не носят преднамеренного характера, не следует ставить в один ряд с соматическими модификациями, скорее их стоит сопоставить с детским травматизмом.

Количество этнографических данных и данных письменных источников крайне недостаточно для того, чтобы оценить истинные масштабы разнообразия, время появления и широту распространения обычая искусственной деформации головы. В этом отношении гораздо более обширный материал накоплен палеоантропологией.

На искусственно деформированные черепа европейские исследователи обратили внимание в середине XIX в. - на заре формирования антропологии как науки102. В соответствии с пониманием того времени такие черепа рассматривались в ряду патологий, вместе с различными отклонениями и уродствами103, иногда даже без указания на то, что речь идет о результатах преднамеренных действий , В конце XIX - начале XX столетий начали появляться обобщающие работы по искусственной деформации головы105, среди которых необходимо особо отметить публикацию Д.Н. Анучина «О древних искусственно деформированных черепах, найденных в пределах России» , В этом исследовании фактически впервые была подчеркнута этнокультурная составляющая данного феномена.

Существенный вклад а систематизацию наших знаний об искусственной деформации черепа внес Е.В, Жиров, который свел имевшиеся к концу 1930-х тт. данные и представил их в небольшой публикации, предложив различать несколько типов преднамеренной деформации: затылочную, лобно-затылочную, теменную и кольцевую или циркулярную (с двумя вариантами - высокая (башенная деформация) и низкая) . Эта классификация успешно используется палеоантропологами уже много лет. Недавно был открыт новый тип искусственной деформации - точечный, обнаруженный на черепах эпохи неолита из Южного Приморья108.

Новый важный этап в изучении феномена искусственной деформации открывается исследованием С-С. Тур, которая дала не только развернутую картину ее бытования на территории Северной Евразии, но и очертила главные мотивы к закреплению этого обычая у древних народов .

Длительное время происхождение обычая искусственной деформации головы для культур Северной Евразии связывалось исследователями с гуннским нашествием из Центральной Азии. С накоплением обширной фактологической базы данная картина существенно изменилась. Во-первых, выяснилось, что наиболее древние черепа со следами искусственной деформации в Центральной Азии и Сибири датируются временем не ранее Ш - IV вв. В Средней Азии же этот обычай фиксируется как минимум с V - IV вв. до н.э.110. Во-вторых, стоит вспомнить о широком распространении обычая деформации головы среди степных племен П тысячелетия до н,э, (катакомбная культурно-историческая общность)111.

Под термином трепанация подразумевается полное или частичное удаление участка кости из черепа. Чаще всего этот термин применяется по отношению к медицинским операциям, однако есть основания считать ритуальные трепанации одной из древнейших соматических модификаций. Несмотря на то, что зачастую отверстия в черепе могут образовываться из-за врожденных аномалий организма, инфекционных заболеваний, а также в ходе механических повреждений черепа после захоронения, в настоящее время существует достаточно четкая методика определения искусственных трепанаций на палеоантропологическом материале.

В отличие от большинства соматических модификаций, следы трепанаций сохраняются на костяке и после разложения мягких тканей, - по этой причине можно установить с относительной точностью период возникновения данной традиции.

В верхнепалеолнтическом погребении Дольни Вестонице на территории современной Чехии, датированном 27660-26640 лет назад, были обнаружено несколько костяков со следами ритуальных трепанаций. На мысль о ритуальном характере повреждений наводит частота встречаемости, выборка их носителей - это были мужчины старше 18 лет, и идентичность самих трепанаций - чуть правее от центра лобной кости в верхней части черепного свода. Все это в комплексе позволяет говорить о том, что среди верхнепалеолитического населения Восточной Европы ритуальные трепанации производились в ходе неизвестных возрастных обрядов инициации .

Растяжение шейных позвонков

Такая экзотическая соматическая модификация, как растяжение шеи, встречается довольно редко. Пока она зафиксирована только у двух этносов - падонг (Таиланд) и календжин (Кения), Столь удаленное расположение этих двух народов позволяет довольно уверенно говорить о конвергентном появлении данной традиции. Растяжение шейных позвонков происходит при помощи стальных или медных колец, надевающихся на шею. По мере растяжения, количество колец все увеличивалось, доходя до 15-20 штук.

Подобный обычай довольно сложно интерпретировать, поскольку в литературе не встречается каких-либо объяснений его происхождения. Можно лишь строить гипотезы на косвенных свидетельствах. Например, в Восточной Африке шея и горло являются одним из сексуальных символов, и, например, девичья стыдливость подчеркивается опущенной головой . Нельзя исключать, что шейные кольца с одной стороны подчеркивали эту сексуальность, а с другой стороны, наоборот, должны были скрывать ее от окружающих.

В современном мире изменение формы груди является одной из самых популярных соматических модификаций, однако подобные операции встречаются и в некоторых традиционных обществах. Однако если в современной культуре большинство операций направлено на увеличение, то для традиционных этносов, наоборот, характерно стремление уменьшить женскую грудь,

У многих народов Северного Кавказа вплоть до недавнего времени сохранялась традиция деформировать грудь девушки при помощи специальных плотных корсетов с деревянными вставками. Подобные обычаи были зафиксированы у адыгских народов,а также у кабардинцев, балкарцев, осетин, карачаевцев . В 10-12 лет девочкам надевали специальный плотный корсет («куэншыбэ») из сафьяна или простой кожи, в который были вшиты деревянные пластины, препятствующие росту груди. Причиной подобных модификаций было стремление достичь идеала женской красоты, согласно которому женщина должна иметь высокую талию и плоскую грудь. Однако здесь есть и определенный социальный подтекст, чаще всего подобные модификации были признаком принадлежности девушки к высшим сословиям

Нельзя исключать возможность, что Геродот в своей «Истории» описал подобную соматическую модификацию, интерпретировав ее как обычай амазонок отрезать грудь для удобства стрельбы из лука.

Трудно сказать, что именно является причиной подобного рода деформаций. Вполне вероятно наличие практической необходимости, чтобы грудь не мешала во время работы. Стоит также отметить один мифологический аспект подобного обычая. В индоевропейской мифологии широко распространен отрицательный женский образ (в восточнославянской мифологии Баба-Яга), характерным признаком которого являются как раз гипертрофированные женские черты, в том числе огромная грудь . Но не стоит забывать и о том, что для Кавказа подобная соматическая модификация во многом была именно знаком высокого социального положения девушки.

Мужское обрезание является одной из самых широко распространенных соматических модификаций. Оно практикуется на всех континентах, В некоторых регионах традиция обрезания возникла самостоятельно, в другие была привнесена с религиями, которые включают обрезание в обязательный ритуальный ряд: исламом и иудаизмом.

Очень давнюю историю обычай обрезания имеет на Африканском континенте. Упоминания об этой традиции можно встретить еще в «Истории» Геродота: «Только три народа искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы» .

Это подтверждают и археологические исследования: на росписи, датируемой сер. П тыс. до н.э,, достаточно подробно показана процедура обрезания. К сожалению, отсутствуют какие-либо данные по семантике обрезания в Древнем Египте. Геродот считал, что причины подобной операции чисто утилитарные и «половые части египтяне обрезают только рвди чистоты»190. Что же касается символического значения данного ритуала, то точный ответ дать довольно затруднительно. Если искать определенные аналогии в древнеегипетских мифологемах, то наиболее близки к ритуалу обрезания будут мифы об Осирисе и Аттисе191, в которых божество, умерев, вновь возрождается. В данной ритуально-мифологической схеме жертва крови из фаллоса - органа плодородия -должна символически помочь в возрождении божества, а соответственно и в возрождении всей природы, но это только предположение. Однако, учитывая тот факт, что половой член всегда считался символом плодородия , данная гипотеза имеет право на существование.

В связи с этими мифами встает вопрос о том, появилось ли обрезание в Передней Азии, и потом распространилось в Египет, или наоборот. Скорее всего, обрезание является древнеегипетской традицией, позже переданной в Палестину и Переднюю Азию, но это всего лишь гипотеза, которую очень тяжело подкрепить каким-либо фактическим материалом.

Позже, уже в средние века, обрезание распространяется в Египте и Северной Африке вместе с исламскими завоеваниями. При этом местные традиции обрезания очень сильно отличаются от ортодоксальных, принятых в мусульманстве. Если Коран предписывает делать обрезание на 7 день после рождения, то возраст, в котором мальчикам делают обрезание в Северной Африке, весьма существенно разнится даже в одном регионе. Результаты исследования в отдельных областях Марокко показали, что в Танжере обрезание делают в 8 лет, в Фесе между 2 и 10 годами, в Могадоре от 2 до 4 лет, у племени дуккалаъ 12-13 лет193 и т.д.

Ампутация фаланг пальцев рук

Ритуальные ампутации фаланг пальцев появляются, по всей видимости, еще в верхнем палеолите. Возможно это самая древняя из известных соматических модификаций. Косвенным доказательством ее появления уже в каменном веке могут служить наскальные изображения ладоней с отсутствующими фалангами пальцев. В Европе подобные изображения были обнаружены в пещерах Пеш-Мерль, Гаргас, Тиберан, Коске, Фуэнте дель Тручо (Франция, Испания). Конечно, сами по себе эти изображения не могут считаться абсолютным доказательством, но тем не менее дают возможность для построения гипотез. Не исключено, что фаланги при нанесении изображений не были удалены, а только подогнуты, или же ампутация была вызвана медицинскими причинами , Однако частота, с которой встречаются подобные изображения (в пещере Гаргас из 124 изображений рук только 10 не имеют признаков увечий), наводит на мысль о том, что подобное явление нельзя объяснить только вынужденными ампутациями: вероятнее всего, имела место некая традиция, о семантике, которой мы можем лишь делать предположения. Тем не менее, многие исследователи убеждены, что в данном случае мы имеем дело не с ампутациями, а с намеренным подгибанием фаланг, например дня систем счета271. Однако в пользу версии преднамеренных ампутаций говорит чисто физиологическая невозможность подогнуть концевые фаланги пальцев, а подобные отпечатки встречаются довольно часто.

Если в случае с палеолитическими данными мы имеем лишь косвенные доказательства присутствия соматических модификаций, то в мезолите мы находим более яркие и убедительные свидетельства. Здесь обнаруживаются следы ампутации фаланг пальцев уже на палеоантропологическом материале. В мезолитическом погребении в гроте Мурзак-Коба (Крым) был обнаружен женский скелет с усеченными фалангами V пальца на обеих руках, что исключает возможность случайной или вынужденной ампутации, так как усечение было произведено единовременно , Судя по следам заживления, операция была произведена за несколько лет до смерти.

О том, что в древности эта соматическая модификация была широко распространена на территории Евразии, можно судить и фольклорным материалам, В русских народных сказках очень часто встречается эпизод, связанный с потерей палыш, причем именно мизинца. Эти мотивы были тщательно проанализированы В.Я. Проппом , который выделили четыре основных сюжета: а)прилипшнй мизинец отрубается ради спасения самого героя; б)отрубание мизинца ради избавления от кольца; в)мизинец отрубают, чтобы проверить жирность героя, обреченного на съедение; г)отру6ленный мизинец, как знак ложного героя. Во всех четырех сюжетах, так или иначе, читается мотив частичной жертвы, герой жертвует мизинцем, чтобы спастись.

Точно также отрубание мизинца (или его фаланги) является актом частичного жертвоприношения и в других культурах, У никобарцсв после смерти мужа для погребального обряда у вдовы отрезают фалангу пальца.

На острове Тонга существует обряд «тугунима», суть которого заключается в том, что ради исцеления близких, в честь богов производилось ритуальное отрезание фаланги274.

На Новой Гвинее этот ритуал носит несколько иной оттенок, но, вполне возможно, семантически он тоже связан с мотивами жертвоприношения. Женщины ампутируют фаланги пальцев, всякий раз, когда в семье происходит большое горе . Вероятно, это опять же связано со смертью или болезнью членов семьи.

В Индии подобные традиции нашли отражение в мифологии: в мифе Шива отсекает себе палец, чтобы умилостивить богиню Кали, А в Южной Индии существует обычай принесения в жертву мизинца, хотя иногда в жертву приносят не настоящий, а золотой мизинец

У майданов Северной Америки ампутация мизинца входит в обряды возрастных инициации. Однако и там, эта операция носила характер жертвоприношения духам

В японской средневековой традиции влюбленная девушка могла послать любимому человеку отрубленный мизинец, как высшее проявление своего чувства278, здесь мы снова встречаем мотив частичного жертвоприношения.

Для зулусского клана тембу ампутация мизинца является своего рода племенным знаком, символом их исключительности279.

Ампутации мизинцев бывают и посмертными: так среди юлеигоров Северного Арнемленда (Австралия) существует обычай отрезать на память о покойном от его тела фаланги пальцев280. Интересно сравнить эту традицию со средневековым европейским обычаем хранить как святыни и наделять магической силой части тела {зачастую именно фаланги пальцев) умерших святых . Аналогии можно найти и в Северной Африке: египтяне полагали, что от малярии лучше всего предохраняет отрезанный палец христианина или иудея . Возможно, здесь есть отголосок архаичных обрядов, связанных с ампутациями, которые существовали на территории Европы еще в каменном веке.

Эта соматическая модификация является по-своему уникальной, поскольку встречается только в китайской культурной традиции. Процедура деформации ступни занимала значительное время, В возрасте 3-10 лет девочкам распаривали ноги в горячей воде и тщательно разминали. После этого «загибали», максимально приближая мизинец к внешней стороне стопы, и туго перебинтовывали. На протяжении нескольких лет эту процедуру периодически повторяли, в результате рост ступни приостанавливался, мизинец «прирастал» к стопе, а подъем увеличивался. Длина ступни взрослой женщины после этой деформации не должна была превышать 3 цуней (10 сантиметров). В итоге, у взрослой девушки пальцы ног теряли чувствительность из-за ограничения поступления крови. Нередко без посторонней помощи женщина не могла передвигаться, или была вынуждена делать это лишь небольшими шажками. Возникновение этой традиции относят к Х-ХП вв.283, а последние операции подобного рода проводились в Китае в 30-е годы XX века284.

Причин столь долгого существования данной традиции несколько. Во-первых, деформации ступней нельзя рассматривать вне контекста китайской культурной традиции с ее извечным стремлением к эстетике, пусть даже и искусственной. Миниатюрная ступня считалась непременным атрибутом женской красоты в средние века. С другой стороны это определенным образом подчеркивало статус женщины в китайском обществе: ее во многом воспринимали как украшение, ей было практически запрещено выходить за пределы дома, а деформация ступней практически лишала ее и физической возможности самостоятельного передвижения. Таким образом, деформация ступни имела не только эстетическую, но и практическую составляющую, В то же время маленькая ступня была одновременно и социальным символом, поскольку лишь женщины из высших слоев общества могли позволить себе подобное. Соответственно здесь можно говорить о функциях социального маркера.

Похожие диссертации на Искусственные изменения тела в системе социо-культурных символов традиционных обществ