Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственные аспекты деятельности присяжных заседателей Порутенко Юлия Владимировна

Нравственные аспекты деятельности присяжных заседателей
<
Нравственные аспекты деятельности присяжных заседателей Нравственные аспекты деятельности присяжных заседателей Нравственные аспекты деятельности присяжных заседателей Нравственные аспекты деятельности присяжных заседателей Нравственные аспекты деятельности присяжных заседателей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Порутенко Юлия Владимировна. Нравственные аспекты деятельности присяжных заседателей : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Порутенко Юлия Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.].- Москва, 2009.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/5

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Возникновение и развитие института суда присяжных заседателей 15

1. Особенности англосаксонского и континентального вариантов суда с участием народных представителей 19

2. Генезис суда присяжных в России 26

3. Суд присяжных как социально-политический институт российского общества 43

Глава II. Нравственные аспекты деятельности присяжных заседателей 69

1. Принцип справедливости и здравый смысл как нравственная и интеллектуальная основы правосознания присяжных заседателей 72

2. Совесть и ее роль в регуляции поведения присяжных заседателей 96

3. Специфика моральной ответственности личности, исполняющей обязанности присяжного заседателя 113

Заключение 142

Библиография 148

Введение к работе

Актуальность темы диссертации связана также с тем, что противоречивость некоторых вердиктов присяжных вызвала новую волну критики в адрес этой модели судопроизводства как в средствах массовой информации, так и в научной литературе Дискуссии о суде присяжных достаточно остро поставили проблему способности непрофессионалов решать сложные вопросы о виновности, находить объективную истину в уголовном процессе Данная проблема, на наш взіляд, требует не только юридического, но и этического осмысления

Этическое в исследовании суда присяжных начинается с размышления о том. что есть суд присяжных для российского общества, во имя каких ценностей обычные граждане судят, что служит основанием вердикта подсудимому в суде с участием присяжных заседателей и как обеспечить справедливость и объективность принимаемого присяжными решения

Степень научной разработанности проблемы. Важно отметить, что нравственные аспекты деятельности присяжных заседателей в современных исследованиях рассматриваются лишь частично Другими словами, комплексном} изучению в отечественной этической и юридической литературе данная проблематика до настоящего времени не подвергалась

Развитие представлений о суде с участием присяжных заседателей в России условно можно разделить на следующие этапы

1 Работы российских ученых дореволюционного периода (AM Бобрищев-Пушкин, Л В Владимиров, А Ф Кони, Н В Муравьев, Н П Тимофеев, И Я Фойницкий и др ) В публикациях данных авторов делается попытка анализировать работу новых судов Каждая книга изобилует примерами из судебной практики Важное значение имеют труды Л В Владимирова и А Ф Кони Л В Владимиров тщательно проанализировал европейский опыт работы суда присяжных, донес до нас много фактического материала о работе присяжных, интересно и обстоятельно с психологической

точки зрения объяснил особенности принятия вердикта рядовыми гражданами Работы Л Ф Кони для философского анализа представляют особый интерес, так как он одним из первых подчеркнул нравственный характер суда присяжных, хотя в его работах данная теория и не получила всестороннего исследования

  1. В советский период суд присяжных изучался в контексте исторических исследований реформ Александра II (А К Афанасьев, М Г Коротких, М В Немытина, Строгович М С и др ) А К Афанасьев, исследовав социальный состав суда присяжных, опроверг один из распространенных штампов советской идеологии о засилни среди присяжных представителей имущих слоев Строї овича М С можно назвать одним из крупнейших исследователей судебной этики в советский период Особенный интерес представляет исследование ученым проблемы судебных ошибок

  2. Современные исследования, посвященные суду с участием присяжных заседатетей, можно распределить по нескольким направлениям Большая часть современных исследований касаются уголовных и уголовно-процессуальных аспектов данного института (И Л Петрухин, Н В Осипова, И В Корнеева, С В Марасанова, В А Судариков, М Т Тащилин, С Н Старцева, А В Ильин) Следующее направление исследований - история данного судебного института в России конца XIX - начала XX веков (А А Демичев, А В Воронин, Е С Новикова, С В Боботов, Н Ф Чистяков, М Г Коротких, О А Пазунова) Работы, в которых затрагиваются социальные и политические особенности суда присяжных заседателей, составляют третье направление (О Н Григоренко, А И Жидких) В отдельную группу можно выделить труды ученых о суде присяжных в зарубежных странах (ТВ Апарова, С В Боботов, А М Ларин, Н Н Полянский, С А Пашин, Н В Радутная, и др)

Теоретической основой исследования послужили труды по истории этических учений (из них основополагающими являются работы периода древнегреческой философии - Платона, Аристотеля, философии стоицизма,

периода немецкой классической философии - И Kama, ГВФ Гегеля, экзистенциальной философии - Ж П Сартра, С Кьеркеї ора, Л Мэя) Также немаловажное значение для диссертации имели работы Кони А Ф, Владимирова Л В , Бобрищева-Пушкина А М, Гарапона А, Ильина И А, Петражицкого Л И, Радутной Н В , Поповой А Д о взаимосвязи морали и права

Общеметодологическое значение для настоящего исследования имели фундаментальные работы, посвященные проблемам теории государства и права С С Алексеева, М В Баглая, В М Баранова, А Б Венгерова, Р.Б. Головкина, М В Захаровой, И П Кожокаря, А В Козлова, И М Кривогуза, МН Марченко, О В Маловой, а также исследования отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами отправления правосудия, организации и деятельности суда с участием присяжных заседателей А К Афанасьева, У Бернэма, Ю И Антонова, К Ф Гуценко, С И Добровольской, Л М Карнозовой, В В Мельника.М В Немытиной, С А Пашина, И Л Петрухина, Н В Радутной, Р. Уолкера, В И Чесных и др.

Эмпирическую базу исследования составили данные опубликованной судебной практики и судебной статистики в период 1999-2005 года

Целью исследования явчяегся выявление нравственной составляющей в деятельности коллегии присяжных, исследование природы ценностей и нравственных категорий, которые оказывают непосредственное влияние на правосознание и внутреннее убеждение присяжных заседателей в виновности или невиновности подсудимого

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Определить круг репрезентативных источников для раскрытия темы

  2. На основе анализа эволюции суда присяжных в рамках европейской культурной традиции и исследования основных принципов формирования данного института в нашей стране изучить вопрос о необходимости сочетания профессионального и непрофессионального начал в правосудии

Тем самым подтвердить правомерность исследования суда присяжных с точки зрения этики

  1. На основе исследования практики суда присяжных выделить основные ценности и нравственные категории, играющие ключевую роль в дискурсе о суде присяжных

  2. Выявить роль представлений личности о справедливости в формировании правосознания граждан, исполняющих обязанности присяжных заседателей

  3. Провести анализ таких нравственных категорий как совесть и моральная ответственность, тем самым показать возможные решения проблемы способности рядовых граждан решать сложные вопросы о виновности

Объектом исследования является деятельность коллегии присяжных заседателей Особенность данной работы заключается в том, что она представляет междисциплинарное исследование, осуществленное на границе двух областей гуманитарного знания права и морали Мы аргументируем, что вопрос о деятечыюсти суда присяжных, его эффективности как социально-политическою института, и вопрос о мотивации самих присяжных в процессе принятия решения невозможно решать без учета двух отмеченных областей знания

Предметом исследования выделены моральные основания, определяющие формирование и функционирование суда присяжных в современном российском обществе

Методология исследования основана на комплексном использовании методов дескриптивного, историко-генетического, сравнительного, системного Описательный метод использован для воссоздания содержания взглядов исследователей суда присяжных второй половины XIX века Особенное внимание при этом уделяется анализу художественных произведений данного периода Так, ценными источниками для диссертации стали произведения Ф М Достоевского, Л Н Толстого, Л П Чехова, В Я

Брюсова Историко-генетический метод способствовал выявлению закономерностей эволюции института присяжных в дореволюционной и современной России Сравнительный метод позволил сравнить современный суд присяжных в России с европейскими формами данного института, на основании чею выделена специфика российского суда присяжных Системный метод позволил рассмотреть суд присяжных как систему взаимодействия профессиональною и непрофессионального начал, выявить приоритетные точки этического исследования коллегии присяжных, с тем, чтобы представить их историко-философский анализ Научная новизна исследования:

  1. Собраны воедино и проанализированы историко-правовые, социологические и философские источники, в которых представлена проблема народного представительства в суде, а также подчеркивается нравственный характер такой формы судопроизводства как суд присяжных

  2. Проведено комплексное исследование социально-политических аспектов российского суда присяжных, благодаря чему подчеркивается, что нравственное значение суда присяжных состоит в той особенной роли, которую данный институт призван играть в современном обществе Суд присяжных способствует повышению доверия граждан к правосудию, гем самым, уменьшается барьер между обществом и государством Кроме того, участие в суде присяжных актуализирует нравственный потенциал граждан

  3. В новом ключе рассмотрена проблема расхождения взглядов профессионального судьи и присяжных заседателей Наиболее острая критика в адрес присяжных связана с большим количеством оправдательных приговоров На основании анализа судебной практики автор связывает приговоры присяжных, в том числе и оправдательные с тем, что обычные граждане дают не столько правовую, сколько нравственную оценку личности и действиям подсудимого

  1. Проведен анализ правосознания присяжных заседателей, на основании чего выделяются такие важные факторы его формирования, как гуманистическая совесть и представления личности о справедливости

  2. В диссертации проведено комплексное исследование проблемы моральной ответственности граждан в суде присяжных

Положения, выносимые на защиту

  1. Историко-правовой анализ позволяет автору утверждать, что суд присяжных как орган социальной власти возможен только в государстве, находящемся на демократическом пути развития в вопросах участия населения в правосудии В суде присяжных более полно реализуются принципы, не только демократические, но и нравственные по своему характеру принцип непосредственности, принцип естественной справедливости, принцип оправдания подсудимого при наличии неустранимых сомнений в его виновности

  2. Как социально-политический институт суд присяжных обладает определенными функциональными особенностями В связи с этим автор предлагает дополнить перечень функций суда присяжных двумя функциями нравственного характера - воспитательной и функцией социального контроля общества за деятельностью государства

  3. Необходимость сочетания профессиональных и непрофессиональных начал в правосудии объясняется не только сущностными характеристиками суда присяжных, но и теми нравственными ценностями, которые рядовые граждане привносят в правосудие

  4. Для граждан, исполняющих обязанности присяжных заседателей, свойственно обыденное правосознание Обыденное правосознание присяжных обладает той спецификой, что в нем находят отражение моральные принципы, основополагающим из которых является принцип справедливости Обыденное правосознание присяжных руководствуется здравым смыслом

Анализ здравого смысла и представлений граждан о справедливости позволяет автору утверждать, что непрофессионал, обладающий достаточным запасом знаний об окружающей действительности и достаточной степенью развития естественной логической способности суждения, может принимать участие в работе суда присяжных заседателей

  1. Представляется, что приговор суда присяжных должен удовлетворять нравственному чувству людей, в том числе и подсудимого В некоторых случаях вердикг коллегии присяжных заседателей может и не соответствовать закону с формальной точки зрения, но присяжные, руководствуясь своими понятиями о справедливости и нравственности, являются представителями общества, для защиты интересов которых и был принят данный уголовный закон И в такой ситуации главным определяющим фактором является их совесть Значение совести состоит в том, что она в особых, нестандартных ситуациях управляет процессом мотивации поведения присяжных, помогает присяжным бороться с сомнениями в виновности обвиняемого, тем самым способствует формированию внутреннего убеждения присяжных

  2. Моральная ответственность является важнейшим свойством человека как активного субъекта жизнедеятельности и составляет одно из основных условий деятельности коллегии присяжных, так как каждый гражданин, призванный вершить судьбу друюго человека, берет на себя небывалую ответственность, а страх совершить ошибку, промах, поломать жизнь друї ому - составляет специфику деятельности жюри

  3. Анализ этических оснований современного суда присяжных заседателей позволяет показать, что суд с участием присяжных представляет собой не только юридический, но и нравственный институт зарождающегося правового государства в России

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что впервые суд присяжных рассматривается с точки зрения этики -обращается внимание на моральную и социальную обусловленность решений

суда присяжных в России показывается влияние нравственных представлений личности, а также социально-политических условий современного российского общества на вердикты жюри Выводы, сформулированные в диссертации, позволяют концептуально переосмыслить место, роль и значение суда присяжных как института социальной власти в современной России Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что на осноеє материалов данной работы могут быть выработаны рекомендации по организации и функционированию суда присяжных в Российской Федерации Результаты, полученные в диссертации, могут расширить горизонт исследований в области философии права

Апробация диссертационной работы.

Положения, сформулированные в диссертации, обсуждались на научных конференциях «Ломоносов - 2006» (апрель, 2006), «Ломоносов -2009» (апрель, 2009), «Облики современной морали В связи с творчеством академика РАН А А Гусейнова» (март, 2009) Материалы диссертации использованы в ходе семинарских занятий для аспирантов на кафедре этики философского факультеїа МГУ имени М В Ломоносова (2008 год), а также при подготовке сборника «Schola» факультета политологии Выводы, полученные в диссертации, отражены в опубликованных работах автора Диссертация обсуждена на заседании кафедры этики философского факультета МГУ имени М В Ломоносова и рекомендована к защите

Структура и объем работы определены поставленными целями и задачами, а также обусловлены особенностями источпиковой базы и спецификой исследования Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии Объем диссертации составляет 158 страниц Библиография включает 184 наименования

Генезис суда присяжных в России

Возникновение суда присяжных в Англии приходится в эпоху феодализма, с момента появления централизованных сословно-представительных монархий. Если в эпоху раннего феодализма (конец V — середина XI века) судебные дела разрешались посредством ордалий, то есть обращения к сверхъестественным силам с вопросом о виновности или невиновности обвиняемого, то уже с конца XI века одним из способов разрешения конфликта была очистительная присяга. Обвиняемому предлагалось пригласить двенадцать человек, которые могли бы подтвердить его невиновность. В какой-то степени это был прообраз будущего жюри, хотя его функции впоследствии существенно изменились13.

Поэтапный характер развития феодального общества во многом предопределял особенности и динамику средневековой западноевропейской политико-юридической мысли. Своеобразие последней придавал факт исключительно сильного влияния на нее христианской религии и римско-католической церкви. Одной из центральных проблем политико-юридического знания в рассматриваемый период оказался вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

Складываясь и развиваясь на почве феодальных отношений, под колоссальным воздействием христианства католической церкви, политико-юридическое знание средневековой Западной Европы вместе с тем восприняло и по-своему в новых исторических условиях продолжило ряд существенных идей античной политической и правовой мысли. Право в этот период понималось, прежде всего, как сфера правды, справедливости. Вслед за римскими юристами справедливость трактовалась как постоянное стремление воздавать каждому свое.

Правовая система Англии в данный период развивается в русле сословно-представительной монархии, отличающейся от абсолютной тем, что в ней особую роль играют крупные феодалы; власть же государей не выходит за рамки закона. Следствием такого положения стало введение в 1167 году указом короля Генриха II суда присяжных для разрешения земельных споров. По делам о земельных владениях на заседание Королевской курии (Curia Regis) приглашались двенадцать знатных жителей города (феодалов), которые опрашивались под присягой. Единоличное засвидетельствование ими факта владения землей решало дело.

6 июня 1215 года английские бароны вынудили короля Иоанна Безземельного подписать Великую Хартию вольностей, которая и сегодня является одной из основ конституционного строя Великобритании. Статья 39 Хартии гласит, что «ни один свободный человек не будет задержан, заточен в тюрьму, лишен имущества, и король не пойдет на него войной, иначе как по законному приговору суда равных ему по законам страны»14. Это был поворотный момент в истории суда присяжных заседателей. С принятием Великой Хартии вольностей судом присяжных стали рассматриваться и уголовные дела.

Следует подчеркнуть, что Великая хартия вольностей представляла собой не только юридический, но и нравственный манифест нового зарождающегося цивилизованного общества. Он явился средством привлечения рядовых граждан страны к отправлению правосудия, как по уголовным, так и по гражданским делам. Ближайшим следствием введения суда присяжных было то, что правосудие с этого времени приблизилось к нравственным чувствам граждан, поскольку суд присяжных принимает решение на основании не столько закона, сколько понимании того, что считать добрым и справедливым.

Позднее была изменена структура суда присяжных. Появилось обвинительное жюри, которое постепенно выделило из своей среды жюри приговора (малое жюри). Малое жюри вначале традиционно состояло из людей, хорошо знакомых с данной местностью и ее обычаями. Эти люди были скорее свидетелями, чем судьями, и королевские судьи часто игнорировали их мнение. Постепенно роль малого жюри наполнилась новым содержанием, и с XV века оно стало функционировать как истинно судебная коллегия, решающая дело по существу.

Важное значение для деятельности суда присяжных имело решение, в соответствии с которым присяжный заседатель не должен был штрафоваться или сажаться в тюрьму за оправдание подсудимого. Благодаря этому решению к 1670 году суд присяжных превратился в орган, независимый от воли короля и королевских судей.

В 1792 году в Англии был принят закон о клевете в печати (закон о лейбелах), который, по словам Н.Н. Полянского, исследователя английского уголовного права, «окончательно установил за присяжными право решать вопросы не только о самом факте опубликования инкриминируемого преступления, но и об общем смысле его, а также вопрос о виновности» .

Институт суда присяжных в современной Англии применяется как при рассмотрении уголовных дел, так и при рассмотрении гражданских споров. Суд с участием присяжных рассматривает следующие категории дел: 1) любые преступления, за которые может быть назначена смертная казнь (например, государственная измена); 2) укрывательство измены; 3) тяжкое и просто убийство; 4) геноцид; 5) выдача государственной тайны; 6) детоубийство; 7) изнасилование; 8) половое и кровосмесительное сношение с несовершеннолетними и др.

Суд присяжных как социально-политический институт российского общества

Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство и политическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Еще Аристотель в своей «Политике» обосновывал тезис о том, что вне полиса человек не может быть человеком, так как «человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы живет вне государства -либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек»62.

Гражданское общество возникает там и тогда, где складывается совокупность общественных институтов, имеющих собственный статус и способных к равноправному диалогу с институтом государства. Суд присяжных как раз и способствует развитию сущностных признаков гражданского общества, которыми являются определенный уровень гражданской культуры и активная гражданская позиция. Это институт, где рядовые граждане страны могут самостоятельно вести диалог с государством в лице профессионального судейского корпуса.

Именно в суде присяжных более полно реализуются принципы не только демократические, но и нравственные по своему характеру: 1. Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Как отмечает советник конституционного суда Татьяна Морщакова, «такая процедура, как правосудие с участием присяжных заседателей преследует основную цель - не допустить, чтобы кто-то был осужден без достаточных оснований при наличии сомнений в виновности лица» . Из этого принципа вытекает следующий.

2. Принцип презумпции невиновности. Судья растолковывает присяжным, что неустранимые сомнения в виновности подсудимого трактуются в его пользу, что молчание подсудимого не есть доказательство его виновности, поскольку давать показания в суде есть не обязанность, а право, предполагающее альтернативу.

Презумпция невиновности имеет рациональное основание. Уголовный кодекс, прежде всего, запрещает такие нарушения морали и социального порядка, которые понятны каждому здравомыслящему члену общества без всякой юридической подготовки. Что убийство, поджог, воровство и т.д. -преступления, это знает каждый, кто вырос среди людей. Но нужно заметить, что есть и такие уголовные запрещения, о которых обычный человек может не задумываться. Вот в таких случаях суд присяжных является незаменимым учреждением. Что может быть несправедливее, чем осудить человека, не будучи убежденным в том, что он знал и понимал закон, в нарушении которого он обвиняется? Лучшим же доказательством, что подсудимый мог знать и понимать закон, может служить только приговор двенадцати непрофессионалов, показывающих своим решением, что всякий может правильно истолковать закон при помощи одного только здравого смысла. Это - надежная проба доступности закона для каждого, проба, которую ученый ум дать не может, так как он чересчур развит и слишком высоко стоит над обыкновенным умственным уровнем.

3. Принцип равноправия и состязательности сторон. В суде присяжных обязательно участие защитника и государственного обвинителя. Обе стороны на равных принимают участие в судебном разбирательстве, представляют доказательства в виновности или невиновности лица.

4. Принцип всесторонности, полноты и объективности. Не допускаются доказательства, добытые с нарушением закона; исследуются факты, представляемые и защитником, и обвинителем. Судья в напутственном слове должен обратить внимание, на то, что выводы присяжных не могут основываться на предположениях либо на исключенных из разбирательства доказательствах.

5. Принцип естественной справедливости. Судья может потерять чувствительность к страданиям людей, занимаясь постоянным рассмотрением уголовных дел. Особенности отдельного случая перестают производить на него впечатление, и он, с течением времени, все глубже погружается в ригоризм. Судья становится невнимателен ко всему, что взывает к естественной справедливости. Непрофессионалы осуществляют уголовное правосудие без теорий, с чувством справедливости, со знанием того, что нужно обществу. Несомненное достоинство правосудия с участием присяжных заседателей в том, что присяжные обращают внимание на особенности каждого отдельного случая. Таким образом, суд возвышается до естественной справедливости.

6. Принцип оправдания подсудимого при наличии неустранимых сомнений в его виновности. Оправдание виновного и осуждение невиновного - оба эти приговора, с логической точки зрения, едва ли чем отличаются друг от друга. Словом, трудно сказать, чтобы с точки зрения логики один был лучше или хуже другого. Но если обратить внимание на впечатление, которое каждый из них производит на общество, мы должны будем признать, что вред от приговора, осуждающего невинного, несравненно значительнее того вреда, который получается от оправдания виновного. Факт обвинения невиновного человека само по себе настолько возмутителен, он так резко идет против справедливости, что общество начинает с ужасом смотреть на суды, которые делаются орудием вопиющего неправосудия.

Совесть и ее роль в регуляции поведения присяжных заседателей

Особенность работы И.А. Ильина состоит в том, что он вывел три аксиомы правосознания, которыми являются: чувство собственного духовного достоинства (закон духовного достоинства), способность к самоуправлению (закон автономии), взаимное уважение и доверие людей друг к другу (закон взаимного признания). Выделенные русским мыслителем аксиомы правосознания можно назвать критериями принятия справедливого вердикта в суде присяжных.

Согласно первой аксиоме, человек есть существо духовное, А чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни. Оно воспитывает в человеке способность к осуществлению или восприятию ценного, помогает «пережить реальную встречу с жизненным заданием и в этой встрече принять и выдержать бремя труда и ответственности»91. Духовно достойный человек добровольно вменяет себе в долг исполнение правовых обязанностей, осознавая при этом моральную ответственность за свои поступки. Чувство собственного достоинства необходимо и в частной, и в политической, и в международной жизни.

Второй закон правосознания гласит: автономия есть основная форма духа; это «присущий ему, необходимый для него способ бытия и деятельности»92. С этой точки зрения, быть индивидом значит определять себя и управлять собою. Человек не сможет быть самостоятельным без понимания того, что есть добро и зло, где кончается право и где начинается обязанность. Быть гражданином в истинном смысле слова, значит вести автономную духовную жизнь, иметь автономное правосознание, которое позволяет строить свою жизнь и жизнь своего государства.

Третий закон правосознания связан с тем, что право возможно только там, где есть живое отношение между людьми: «право зарождается впервые как настроение воли и осуществляется впервые как отношение духа к духу»93. Человек не может жить на земле, не вступая в отношения с другими людьми. Взаимоотношения людей могут быть различными: в духовно здоровом обществе это будут отношения, носящие безусловный, объективный характер нравственной верности и духовного достоинства. В обществах, где духовный уровень людей низок и неустойчив, взаимные отношения их низменны и недостойны.

Согласно точке зрения Ильина И. А., приговор присяжных в большинстве случаев зависит от субъективных условий, сопровождавших совершение преступления. Суждение о виновности человека есть результат сопоставления фактически данных мотивов и целей с мотивами и целями нормального правосознания. И.А. Ильин дает своеобразный ориентир присяжным для определения виновности обвиняемого: «подсудимый виновен в том случае, если он нарушил норму права ради такой своей частной цели, которая несовместима со свободным, справедливым и мирным сожительством людей»94. Более того, отношение в обществе к таким категориям как добро и зло, справедливое и несправедливое, хорошее и дурное предопределяет деление преступного и непреступного в обыденном правосознании. Именно поэтому «преступление предполагает достаточно развитое понимание различия между добром и злом, справедливым и несправедливым. Если такого различия нет, то нет и преступления95.

Отсюда вытекает и смысл уголовного наказания - принудительное воспитание правосознания: «наказанию подлежит тот, кто не может, не умеет или не хочет побороть в себе противоправную волю»96. Это означает, что наказание выступает в качестве социально-педагогической меры и что характер этой меры должен быть в применении ее строго индивидуализирован.

Если попытаться обобщить, то Иван Александрович Ильин очень верно подметил, что правосознание присяжных складывается не только из определенных знаний и сведений, почерпнутых из окружающей среды. Как элемент правоотношения, оно предполагает, прежде всего, уважение человека к себе, уважение к другим людям (что особенно важно в зале судебного разбирательства), и последнее, самостоятельность при принятии решений и совершении разнообразных поступков.

Представитель психологической теории права Л.И. Петражицкий определяет право как совокупность психологических элементов, которые всецело обуславливаются психикой индивида. В то же самое время автор характеризует право «как отношение, которым наш долг закреплен за другим субъектом. Должное рассматривается как добро, присущее субъекту» . Анализируя отношение права и нравственности, Петражицкий говорит, что «...исполнение нравственных обязанностей может быть только добровольное. Если обязанный не подчинится нравственному императиву, а подвергнется физическому насилию, об исполнении нравственной обязанности в данном случае не может быть и речи»98.

В основе правосознания Л.И. Петражицкий различает два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности или долга. Нормы морали - это внутренние императивы

Специфика моральной ответственности личности, исполняющей обязанности присяжного заседателя

Таким образом, по И. Канту, свобода воли - это условие возможности вменения, возможности признания личной ответственности человека за все, что он делает. Детерминизм для Канта не совместим со свободой воли. Свобода означает индетерминизм.

Г.В.Ф. Гегель, критикуя дуализм Канта, в своем решении проблемы свободы воли и ответственности основное внимание сосредотачивает на доказательстве реальности свободы. На первый взгляд решение вопроса о свободе воли, данное Гегелем в «Философии права», не нарушает принципа причинности. «Свободный дух абсолютно определен к тому, чтобы его свобода стала для него предметом...Свободный дух стремится к тому, чтобы быть для себя, быть как идея тем, что воля есть в себе»167. « В себе» и «для себя» сущая свобода определена со стороны своего содержания познанной необходимостью, с формальной стороны -необходимостью выбирать из разных возможностей. Формальная свобода может игнорировать необходимость, оставаясь на стадии произвола, свободой «в себе».

Только от произвола формальной свободы, существенным моментом которой является свобода выбора, зависит выбор пути к действительной свободе или отказ от этого пути. Никто и ничто не способны оказать какое-либо воздействие на этот выбор, так как любое воздействие может быть і с. о «низведено свободой на степень чего-то случайного» . Гегель, таким образом, признает абсолютную свободу воли, определяя ее как «произвол» или «формальную свободу». Отличие от Канта здесь заключается в том, что для Гегеля она является воплощением в индивидууме всеобщей воли, воли вообще и в то же время она есть лишь часть, сторона действительной свободы индивидуума. Человек самостоятельно выбирает стратегию поведения и поэтому несет ответственность за последствия своих поступков: «я несу ответственность за то, что я выбираю169. Формальная свобода (произвол) является для Гегеля основанием правомерности вменения.

Наиболее ярко проблема ответственности представлена в экзистенциальной философии - ранней и поздней. Если ранний экзистенциализм уделяет больше внимания персональной ответственности, то поздний - социальной и политической ответственности. Взгляд «личностного» экзистенциалиста на моральную ответственность подчеркивает, что существует много аспектов жизни, над которыми человек имеет какой-либо контроль, даже если он не осознает этот факт.

В работе «Бытие и ничто» Ж.-П. Сартр развивает свой знаменитый и широко критикуемый взгляд на абсолютную ответственность: «Человек, будучи осужденным на свободу, несет груз всего мира на своих плечах, он ответственен за весь мир и за самого себя как за разновидность бытия» . Моральную ответственность Сартр понимает как «сознание быть неоспоримым автором бытия или объекта»171. Несмотря на то, что мы не отдаем полностью себе отчета в наличии у нас каких-либо позиций, все равно они находятся под контролем в достаточной степени, чтобы нести за них моральную ответственность. Эта мысль Сартра дает основание говорить, что мы ответственны фактически за все наши жизненные позиции.

Замечания, подобные этим, привели многих истолкователей к мнению, что концепция ответственности Сартра не имеет ничего общего с моральной ответственностью. Если следовать его логике, то моральная ответственность за все мировое зло с большей вероятностью привела бы к тому, что каждую личность можно было бы назвать виновной за любой случай вреда в мире, имела ли они влияние или нет. Результатом этого была бы ситуация полной безответственности индивидов за собственное поведение.

Традиция анализа ответственности есть в работах практически всех представителей экзистенциализма. Так, С. Кьеркегор в Книге «Болезнь к смерти» пишет о персональной ответственности за отчаяние: «Откуда берется отчаяние? Из отношения, в котором синтез относится к самому себе, ибо Бог, творя из человека это отношение, как бы отпускает его из своих рук, так что, начиная с этого момента, такое отношение должно само направлять себя. И это отношение есть дух или Я, и в нем заложена ответственность, от которой всегда зависит всякое отчаяние, поскольку оно существует; ибо оно зависит от ответственности, несмотря на то, что многие отчаявшиеся обманываются сами и обманывают других, принимая отчаяние за несчастье»

Главная мысль работ позднего экзистенциалиста Л. Мэя заключена в следующем: члены сообществ должны рассматривать себя как лично разделяющих ответственность за вред, приносимый их сообществами, даже тогда, когда они не были прямыми участниками разрушения

Похожие диссертации на Нравственные аспекты деятельности присяжных заседателей