Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этос Петербурга Коротеев Сергей Владимирович

Этос Петербурга
<
Этос Петербурга Этос Петербурга Этос Петербурга Этос Петербурга Этос Петербурга
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коротеев Сергей Владимирович. Этос Петербурга : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Сергей Владимирович Коротеев; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2008.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-9/124

Введение к работе

Диссертационное исследование посвящено этическому анализу «этоса Петербурга» как исторически детерминированного понятия и факта живой развивающейся традиции. Этос рассматривается в качестве духовной основы петербургского социума.

Актуальность темы. Проблемы сохранения культурной идентичности в условиях нарастания тенденций глобализации, размывания специфики национального опыта особенно остро обозначились перед современным обществом. Это и определяет актуальность обращения к феномену этоса, представляющего собой духовную основу любого социума, в частности, городского.

Петербург - город уникальной исторической судьбы. В мировой традиции его можно считать первой столицей, которая возникает как идеальный проект, что предопределяет идеальные уровни формирования городского топоса (в XX столетии аналогичными могут восприниматься и оцениваться примеры столиц Бразилии или Казахстана).

С момента основания Петербурга яркой его особенностью стал формирующийся новый тип человеческой личности, качественно отличаемый от других, как внешними своими поведенческими признаками, так и более глубокими ментальными характеристиками. «Петербургский тип человека», как справедливо отмечал В.Н. Топоров, сформирован «в сочетании несочетаемого - космического порядка, правила, закона, гармонии и хаотичного беспорядка, непредсказуемости, произвола дисгармонии» .

Необходимо учитывать, что появление петербургского типа личности стало колоссальным фактором влияния не только для России, но и для Европы. Тип петербуржца в большей степени, нежели рукотворные символы новой столицы, ее архитектурные образы, как и естественная открытость пространства, олицетворяли уникальную метафизику места. Так формировался специфический петербургский текст, содержательные уровни которого не определяются совокупностью сказанного в литературе и публицистике.

Город как феноменологическое целое не может быть полноценно осмыслен вне обращения к системе не декларированных ценностей. Такие константы духовного опыта, как поведенческие и ментальные характеристики горожан, всегда оставались наиболее ускользающими от привычных аналитических процедур. Вместе с тем, именно универсалии духовного опыта формируют общую атмосферу и характер доминирующих умонастроений социума, принятые в нем нравственные установки и традиции, определяющие стиль и настроение жизни людей, глубинную основу их жизнетворчества. Древнегреческое понятие «этос» фокусирует в своем содержании различные

Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. - СПб: Искусство-СПб. 2003. - С. 6.

уровни ценностного взаимодействия. В этом смысле философия петербургского пространства представляет собой уникальную, мало с чем сопоставимую культурную реальность. Немногие современные мегаполисы, по точному наблюдению М.С. Кагана, могут предложить столь значимый социокультурный опыт, продолжающий оказывать воздействие на судьбы страны и формирование идеалов человеческой личности.

В последние десятилетия обозначились показательные процессы возвращения Петербургу (Петербургом) его многообразных исторических функций как общенационального и мирового культурного центра. Возникающие на этом фоне оценки имеют по преимуществу полемический оттенок. При этом рассматриваются, как правило, производные «петербургского стиля», заслоняющие и подменяющие собою понимание сущности петербургского этоса. Возможно, именно поэтому столь ощутима оторванность работ последних лет от классической исследовательской традиции, на которую ориентировано предлагаемое диссертационное исследование.

Не вызывает сомнения, что реальный масштаб интерпретации социокультурного пространства Петербурга может быть выявлен через обращение к духовной составляющей его современной жизни. Это особенно важно сегодня, когда наше общество переживает серьезный нравственный кризис.

Сложившуюся на данном этапе ситуацию С.С. Хоружий справедливо определяет как нравственную дезориентацию. В результате утраты общности точек отсчета представители социума начинают существовать в разных культурно-исторических эпохах, ориентируясь на поляризированные нравственно-этические модели. В разрывах социального бытия пропадает ценность и необходимость отстаивания аутентично-моральной позиции. При этом выработанные веками правила и нормы поведения теряют свою действенность, носители различных мировоззрений (национально-этнических, религиозно-конфессиональных, социально-статусных) теряют критерии своего бесконфликтного взаимодействия. Существует несколько возможных объяснений причин изменения нравственного модуса российского общества. Не последнюю роль играет превалирование в постсоветском пространстве материальных потребностей над духовными. Если в предшествующие периоды истории можно было говорить о консолидирующих функциях общинного уклада или коллективистских установках официальной коммунистической морали, то после развала СССР отчетливо обозначились нарастающие тенденции морального индивидуализма и утилитаризма в традициях И. Бентама и Дж. Ст. Милля. Этос Петербурга находится сегодня под влиянием указанных выше процессов.

Культурной столице за ее трехсотлетнюю историю удавалось сохранить самое главное - то, что «стало, по образному выражению А.Н. Бенуа и Н.П. Анциферова, "душой Петербурга", что обрело в нем силу культурной традиции, что стало духовным содержанием длинной череды выросших в нем поколений петербуржцев, которые в Ленинграде оставались петербуржцами, что не было истреблено сталинизмом и что должно быть в полной мере восстановлено, укреплено и развито в наше время» . Все это позволяет предположить, что именно в Петербурге и в его этосе существуют основания для преодоления духовного кризиса, который принял в России системный характер.

Введение в научный оборот термина «этос Петербурга» должно послужить импульсом к дальнейшему изучению рассматриваемого феномена на междисциплинарном уровне. Немаловажная задача исследования -определить возможные пути сохранения самобытности городского уклада как исторически предопределенной ценностной структуры, в основе которой изначально был заложен концепт созвучия мировому этосу, основанному на общечеловеческих ценностях.

Теоретические положения диссертационной работы представляются значимыми для содержательного уточнения программ таких учебных курсов, как этика, культурология, петербурговедение, которые в контексте формирования современных образовательных технологий сохраняют свой мировоззренческий статус.

Степень разработанности проблемы. Интерпретация понятия «этос» традиционно относится к проблематике философских исследований. Как феномен культуры этот термин является первоосновой построения различных этических теорий и в этом качестве обладает большим эвристическим потенциалом для дальнейшего изучения.

В классической античной парадигме этосом определялась совокупность характеризующих индивидуальных черт. При этом само слово f]Qoq в древности имело несколько значений. У Гомера оно обнаруживается в качестве «местопребывания животных и человека» (дом, очаг, звериное логово, птичье гнездо). Философская трактовка связывает основное значение понятия «этос» с такими смыслами, как «нрав», «обычай», «характер», «образ мыслей». В учении Пифагора об этосе говорится как об устойчивом нравственном типе. Эмпедокл обозначает самостоятельный статус этоса в системе первоэлементов.

Свой ракурс трактовки исследуемого понятия предлагает Гераклит, определяя с помощью этоса «природу, характер всех явлений, включая и человека» . В оценке известного исследователя античной культуры

2 Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. - СПб.: Паритет, 2006. - С. 6.

Цит. по: Голик Н.В. Тайна этоса // Религия и нравственность в секулярном мире: Материалы научной конференции. - СПб.: СПб. философское общество, 2001. - С.86.

Т. Гомперца, именно Гераклит «первый протянул нити от жизни природы к жизни духа, нити, которые с тех пор не порывались» . Таким образом, античное представление о характере и поведении человека складывается на пересечении природного (материального) и божественного (идеального).

Качественно иным оказывается взгляд на проблематизацию этоса у Аристотеля, который акцентирует в этом понятии феноменологию поступающего сознания. В трактовке философа, человек становится добродетельным не потому, что знает, что такое добродетель, а потому что умеет поступать добродетельно. При этом этос коррелируется с привычкой, которая совершенствует людей, приучает их к нравственной добродетели, укореняя этическое.

Фундаментальные трактовки, предложенные древнегреческими мыслителями, стали объединяющими моментами разнообразных подходов к определению и изучению этоса. Связующим звеном этих гипотез выступило утверждение, что этос напрямую соотносится с традициями, которые связывают нас не только с прошлым, «благодаря им настоящее предстает как посюсторонний трансцензус, будущее - как необходимость выполнять обязанность по дальнейшему сохранению обычаев в отношении к потомкам» , - пишет в книге «Этос и история» Е. Анчел.

В дальнейшем содержательные контуры этого понятия существенно трансформировались. В разных теориях этос может комментироваться в диапазоне от стиля и настроения жизни людей, принятой ими ценностной иерархии - до общей атмосферы, характера определенной человеческой общности, нравственного фундамента определенных культур. В этом проблемном поле основные содержательные аспекты могли рассматриваться без прямой апелляции к данному термину. Так, Ш. Монтескье, придерживавшийся принципа географического детерминизма, рассуждал о существующем «духе народа» как результате воздействия природной среды, климата, в которых обитает народ. По его мнению, именно географическая составляющая играет основную роль в формировании духовных черт исторических этносов.

В отечественной исследовательской традиции, существенное влияние климата на духовное становление человека отмечено в столь разных концептуальных моделях, как просветительская историософия А.Д. Кантемира и В.Н. Татищева, романтические построения К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, религиозные работы Н.А. Бердяева, теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Осмысление феноменологии Петербурга инициировало наиболее обостренную дискуссию на эту тему. Ведь этот город появился как вызов природе. Он рожден, как писал А.С. Пушкин, «из тьмы лесов, из топи блат», где загадочные и удивительные

4 Гомперц Т. Греческие мыслители. - М: Харвест, 1999. - Т. 1. - С. 71.

5 Анчел Е. Этос и история. - М.: Мысль, 1998. - С. 94.

периоды белых ночей сменяются долгой осенней хандрой, в которой, по Ф.М. Достоевскому, - «снег, дождь и всё то, чему даже имени не бывает, когда разыграется вьюга и хмара под петербургским ноябрьским небом» (подробнее данная проблематика рассматривается в 1 параграфе 2 главы).

Признавая влияние географического фактора на характер определенной общности, И. Кант не считал возможным абсолютизировать этот фактор, так как главную роль отводил передающимся из поколения в поколение особым характерным чертам предков, что, по мнению философа, имело прямое отношение как к характеру этнической общности, так и к выбранному в ней жизнеустройству. На связь исторических процессов и национального характера указывал в своих работах Гегель. Специфические черты характера народа, по его мнению, формируются в условиях определенного местоположения этноса во всемирной истории и всемирном пространстве.

М. Вебер ввел в научный обиход понятие «хозяйственный этос». По Веберу, оно не только означает совокупность правил житейского поведения, практическую мудрость, но и позволяет предложить расширенное понимание морали - объективированной, воплощенной в укладе, строе жизни, мироощущении людей.

А.А. Гусейнов определяет этос как общий нрав, рождающийся в процессе совместной жизни. По его словам, этос - это «ценностная структура общественных нравов, их системное единство; цельность субъекта (индивида, народа, общества) на уровне ментальных установок, жизненных образцов, общественных привычек» .

Понятие этоса, рассматриваемое в его категориальном статусе, оказывается шире морали, что отмечает в своей известной работе «Рыцарь и буржуа» М. Оссовская. По ее справедливому мнению, этос определяет не столько нравственное поведение, сколько общую духовную и социально-культурную интенцию. При этом принципиально значимым в трактовке этоса представляется существование личностных образцов, которые аккумулируют его суть и благодаря которым он всегда, но в разных формах, оказывается представленным в реальной жизни.

Предложенная М. Оссовской парадигма строится на сопоставлении двух доминирующих типов этоса: аристократическом и буржуазном. Естественно, что эти модели не отражают все разнообразие общественных нравов, а обозначают лишь их важнейшие исторические модификации. При этом подход М. Оссовской оказывается удачным и применимым (с определенными оговорками) и при описании качественно иных типологических ситуаций.

К исследованию уникального мира петербургской культуры обращалось множество выдающихся деятелей, и еще большее число людей

6 Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15-ти томах. - Л.: Наука, 1988. - Т. 1. - С. 183. Гусейнов А.А. Философия, мораль, политика. - М.: Академкнига, 2002. - С. 154.

непосредственно участвовало в создании этого мира. Среди них были представители всех профессий, в том числе, писатели, поэты, ученые, политики, промышленники, финансисты.

Тот период, который мы условно определяем «золотым веком» русской литературы, было бы справедливо назвать петербургским. Большинство писателей, поэтов, публицистов XIX - начала XX веков обращалось к различным аспектам петербургского текста. Крайне значимо, что каждый находил в этой проблематике личностный акцент: уникальное положение и роль Петербурга в истории страны, метафизика этого города и ее влияние на человека, расслоение общества и положение «маленького человека» в столице, формирование класса чиновничества, противостояние западничества и славянофильства в контексте соперничества двух российских столиц и ряд других тем.

Обращаясь к исследованию истории социокультурного пространства
северной столицы, в первую очередь, необходимо указать имена классиков
XIX столетия - А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя,
М.Ю. Лермонтова. Важную роль в создании образа Петербурга в литературе
сыграли такие выдающиеся деятели XIX века, как Ф.И. Тютчев,
И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.А. Григорьев, В.А. Соллогуб,

В.Ф. Одоевский, И.И. Панаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Д.В. Григорович, В.В. Крестовский, В.О. Михневич.

В начале XX столетия центральными фигурами «петербургского текста» русской литературы считаются представители так называемого «серебряного века», такие как Андрей Белый, А.А. Блок, Н.П. Анциферов, А.А.Ахматова, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, В.И. Иванов, О.Э. Мандельштам. В советский период петербургская тематика находит отражение в произведениях К.К. Вагинова, Е.И. Замятина, О.Ф. Берггольц, М.М. Зощенко, В.А. Каверина, Д.А. Гранина и многих других.

Жанр реферативного обзора не позволяет уточнить имена еще многих деятелей, внесших индивидуальный вклад в формирование петербургского культурного пространства.

Качественный поворот в исследовании петербургского культурного текста произошел при обращении к описанию метафизики северной столицы. Вместе с тем целостное представление о феноменологии Петербурга невозможно получить без комплексного изучения духовно-нравственной стороны жизни городского социума, чему и посвящена диссертационная работа.

Основная цель работы - предложить определение этоса Петербурга как исторически детерминированного понятия и факта живой развивающейся традиции, выявить и исследовать сущностные константы этого феномена, проанализировать основные этапы его исторического формирования, становления и развития.

Достижение основной цели предполагает последовательное решение следующих задач:

- провести историко-философский анализ предпосылок и теоретических

подходов к исследованию этоса;

- указать определяющие критерии построения исторической типологии

этого явления;

- предложить определение понятия «этос Петербурга», выявить его

содержательные особенности, выделить характеристики, обуславливающие его генезис и гарантирующие его сохранение при условии возможных исторических трансформаций;

определить круг философских, литературных, публицистических, исторических трудов, отражающих специфику петербургского текста и вместе с этим выступающих условием его исторического развития;

выявить роль личностных образцов «петербуржцев» в формировании городского этоса;

рассмотреть феномен петербургского этоса в контексте реалий глобализирующегося мира.

Объектом исследования является духовная составляющая межличностных и межгрупповых отношений определенной социокультурной общности людей, объединенных сопричастностью к Петербургу. Предметом - нравственно-этические ценности и идеалы, моральные нормы, сформированные в социокультурном пространстве Петербурга, определяющие специфику этоса города на Неве, присущие представителям этой особой культурной среды и влияющие на характер и настроение их жизни.

В настоящем исследовании проверялась гипотеза, согласно которой в Петербурге за три века существования сложился особый тип национального этоса. Благодаря этому появился своеобразный нравственный хронотоп, качественно отличающий каждого представителя петербургской культуры. Этос выступает условием формирования внутреннего мира петербуржцев как носителей особого типа духовной традиции, сохраняющей свою узнаваемость в других этнорегиональных условиях.

Источниковедческой базой данной работы послужили теоретические труды видных исследователей социокультурного пространства Петербурга (В.Н. Топорова, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, М.С. Кагана, К.Г. Исупова, М.С. Уварова), комплекс ключевых текстов петербургской культуры, содержательные составляющие цикла «Вас вызывает Петербург» (вышел в эфире радиостанции «Маяк» к 300-летию северной столицы), в подготовке которого принимал участие автор диссертационного исследования.

Методологические и теоретические основы исследования обусловлены необходимостью изучения развития петербургского этоса как

целостного социокультурного феномена. В соответствии с задачами в работе использовался комплекс теоретических и эмпирических подходов в контексте феноменологической парадигмы. Основные применяемые стратегии -структурно-типологическая, компаративистская, герменевтическая, историко-этическая, философско-антропологическая. Актуальным в целом ряде случаев оказывался метод «личностного образца» М. Оссовской, при помощи которого история морали рассматривается как смена личностных образцов, цементирующих определенные этосы. Научная новизна исследования

  1. В диссертации предпринята попытка целостного и системного описания городского этоса как социокультурного феномена. При этом актуальным представляется преодоление различий в концепциях и подходах к определению этоса, обозначившихся уже у древнегреческих философов.

  2. Новым в понимании социокультурной среды северной столицы представляется исследование ценностной доминанты в формировании нравственно-этической парадигмы, что определяет смысл жизнетворчества петербуржцев.

  1. Изучение феномена петербургского этоса позволяет выявить круг наиболее устойчивых критериев нравственного развития и духовного воспроизводства, что актуально для сохранения традиционного городского социума в условиях глобализации.

Основные положения, выносимые на защиту

Северная столица обладает уникальным, исторически сложившимся типом жизненного мира, духовной предпосылкой существования и развития которого выступает этос Петербурга.

Составляющие этоса Петербурга, которые традиционно рассматриваются с помощью исторических, литературоведческих, культурологических подходов, всесторонне и предметно могут быть интерпретированы только в предметном поле философского исследования. Самостоятельный ракурс рассмотрения целостной феноменологии города предлагает методология философско-этического анализа.

На ее основе предложено авторское понимание понятия «этос Петербурга» в следующей формулировке: этос Петербурга -становящееся и воспроизводимое явление духовной сферы жизни петербургского социума, сформированное под влиянием исторических, природно-климатических, личностных, социальных, метафизических факторов.

Городской этос выступил условием появления особого петербургского типа личности, ключевыми качествами которого стали открытость к другим культурам, ориентация на европейские

ценности, четкость, организованность жизни, отчетливая

идентификация себя в рамках петербургского социума,

эмоциональная сдержанность и скромность, особая нормативность

языковых коммуникаций. Духовное содержание этоса Петербурга

основывается на фундаментальных нравственных ценностях. Этос

Петербурга характеризуется личностными образцами, к которым

относятся наиболее яркие, признанные в обществе представители

петербургского социума.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

предпринята попытка целостного осмысления феномена этоса, обобщающая

основные подходы к изучению данного явления, а также предлагающая

основу типологического разделения этоса.

Введение в научный оборот термина «этос Петербурга» должно
послужить началом к дальнейшему исследованию этого феномена на
междисциплинарном уровне - в историко-философском,

культурологическом, социально-политическом аспектах. Необходимо также отметить значение результатов исследования для петербурговедения.

Практическая значимость исследования. Достигнутые в диссертации результаты можно включить в разработку теоретических курсов по этике, а также для построения специализированных курсов по петербургской модели менеджмента, рекламных стратегий, информационных технологий.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 5 публикациях автора, вышедших в специализированных изданиях и сборниках материалов научных конференций, а также изложены в докладах на международных образовательных форумах «Поколение в поиске России» (2006 г.) и «Поколение в поиске себя» (2007 г.), на Соловьевском семинаре в Ивановском государственном энергетическом университете (2006 г.), международной научно-практической конференции «Санкт-Петербург 300: культурный мегаполис России в международном туристском пространстве» (2004 г.). Положения диссертации обсуждались на семинарах и заседаниях кафедры эстетики и этики РГПУ им. А.И. Герцена.

Структура диссертационной работы состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем диссертации - 178 страниц. Список литературы включает 245 источников.

Похожие диссертации на Этос Петербурга