Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этический анализ предпринимательства в России Варина Ольга Владимировна

Этический анализ предпринимательства в России
<
Этический анализ предпринимательства в России Этический анализ предпринимательства в России Этический анализ предпринимательства в России Этический анализ предпринимательства в России Этический анализ предпринимательства в России Этический анализ предпринимательства в России Этический анализ предпринимательства в России Этический анализ предпринимательства в России Этический анализ предпринимательства в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Варина Ольга Владимировна. Этический анализ предпринимательства в России : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.05 : Саранск, 2004 180 c. РГБ ОД, 61:05-9/3

Содержание к диссертации

Введение

1. Проблема соотношения экономики и нравственности в этике и философии 14

1.1. Нравственные принципы предпринимательства в истории западноевропейской этики и философии 14

1.2. Нравственное обоснование экономической деятельности в русской философии и культуре 40

2. Предпринимательство в духовной и этической культуре современной России 90

2.1. Основные этапы формирования нравственных ценностей предпринимательства в России 90

2.2. Особенности ценностных ориентации предпринимателей современной России 121

Заключение 147

Список источников и литературы 153

Приложение 1

Приложение 2

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема этического анализа российского предпринимательства на современном этапе является одной из важнейших в процессе изучения морально-нравственной структуры, сложившейся в российском обществе в наши дни. Темы «предпринимательство» и «предприниматель» (феномен экономической жизни, ее субъект) не сходят со страниц как массовых, экономико-политических, так и этико-философских изданий. Поворот интереса ученых и общественности к предпринимательству сегодня не случаен. Развитие динамичной конкуренции, превалирование инновационного типа экономического роста, разработка социально-экономических программ в большинстве развитых стран, развитие частной инициативы и поощрение предприимчивости вызвали к жизни необходимость переосмысления подходов к направленности деловой активности и оценкам ее эффективности. Гибкость, быстрота реакции, мобильность, неожиданность и непредсказуемость рыночных решений, активность научного и человеческого потенциала - вот далеко не полный перечень слагаемых успеха в конкурентной борьбе.

Взаимоотношения бизнеса с властью остаются важнейшей проблемой на протяжении российской истории. Они оказали серьезное влияние на формирование типа предпринимателя с определенными ценностными установками и моралью, зачастую нарушающего этический кодекс бизнеса. Подчеркнем, что в настоящее время суждения о нем часто неоднозначны и далеки от этики. Существует определенное сходство между пореформенной Россией XIX в. и современной действительностью: прежде всего, разгул взяточничества, «лихоимства». Но, как показала многолетняя практика, в истории не раз делались попытки уйти от этого негативного явления. В начале XX в. был сфор-

мулирован положительный эталон деловой этики, который включал в себя честность, надежность, профессионализм.

Так, с целью привлечения капиталов и инвестиций к руководству компанией приглашались профессионалы высшего уровня, чья нравственность не вызывала сомнения. Нарушение предписаний деловой этики приводило к разрыву партнерских связей. На смену «дикому» купечеству, ярко изображенному в пьесах А.Н. Островского, пришли европейски образованные, профессионально грамотные специалисты, обладавшие широким кругозором и разнообразными культурными запросами, которые значительную часть своих капиталов расходовали на благотворительные и культурные цели.

На основе анализа современных этических проблем общества можно сделать вывод, что развитие предпринимательства и становление морального облика предпринимателя в России, несмотря на сложности и противоречия этого процесса, опирались главным образом на здоровые силы социума, в котором всегда были беспокойные, творчески мыслящие люди, независимые, инициативные, готовые идти на риск для самореализации личности и достижения лучшей жизни.

Опыт нашей страны подтверждает, что экономический процесс, в силу того, что он осуществляется людьми, неизбежно включает в себя нравственное содержание их бытия, ценностей, эмоций, мотивов. Это содержание должно сочетаться с принципами деловой этики и культуры предприятия. В случае их расхождения тормозится экономическое развитие.

На рубеже XX - XXI вв. во всем мире, и особенно в России, заметна значительная трансформация общественного сознания во взглядах на сущность и предназначение человека. В этой связи возникает необходимость утверждения таких качеств человеческой личности как свобода духа и творчество. При рассмотрении проблемы духовной культуры важно иметь в виду, что духовная культура личности отра-

жает уровень духовной культуры общества, в котором она пребывает. Как отмечал С.Н. Булгаков, «...человеческая жизнь имеет абсолютный смысл и ценность не в себе самой, а вне себя и выше себя, получает ее не в качестве эмпирического или биологического факта, а как служение высшему, идеальному началу, сущему добру... В работе духовной состоит цель человеческой жизни, и для этой цели все остальное должно рассматриваться как средство» [39; с. 320].

Духовная деятельность неотделима от общепринятой идеологии. Для современной России такой идеологией, по нашему мнению, стало Православие. Отчего христианская православная религия оказалась жизнеспособнее любой другой идеологии, которую навязывали народу в разные исторические периоды? Оттого, что она обратилась к душе человека - последнему, но самому надежному хранилищу нравственных ценностей, предоставила ему веру как спасение от нравственной гибели.

В рамках настоящей работы сделана попытка анализа именно нравственно-этической системы ценностей предпринимательства, этапов его развития, осмыслено его место в духовной культуре России. Понимание природы нравов в сфере бизнеса невозможно без обращения к изучению проблемы соотношения экономики и нравственности в этике и философии.

Степень изученности проблемы. Сложность проблемы этического анализа предпринимательства диктует необходимость обращения к трудам и работам ученых и мыслителей, содержащих представления об экономической действительности, ее нравственной составляющей. Основные теоретические разработки в сфере данной тематики представлены у А.И. Агеева [2], А.С. Арсеньева [9], Н.О. Вилкова [45], А.Д. Карнышева [92], И.В. Кемкина [95], А.В. Круглова [98], А.Д. Панарина [128], А.Е. Соболевской [159], И.В. Троицкой [178].

Проблемы предпринимательства анализируются также в контексте истории философских, этических и нравственно-религиозных учений. Этому основанию отвечают труды мыслителей К. - А. Гельвеция, Н. Макиавелли, Ш.Л. Монтескье, Д. Стюарта и Д. Миллара, заложивших основы одного из направлений преобразования категории «интерес» в движущую силу экономического и политического развития.

С проблемой этического анализа предпринимательства соотносятся учения И. Бентама, М. Вебера, В. Зомбарда, А. Смита. Так, сми-товская трактовка философии богатства заключает в себе мысль, что богатство - не самоцель. Взаимоподчиненность нравственного и хозяйственного у шотландского мыслителя в конечном счете определяется его представлениями о нравственной природе человека, заложенной Богом [См. подр.: 107; 157; 158].

В ряде трудов, обосновывающих этику предпринимательства, необходимо выделить также концепции Д. Кейнса, Дж. Ролза и Ф. Хайе-ка. Признание Д. Кейнсом этической направленности экономической теории, важности ориентации ее на постановку и решение тех проблем, которые общество считает первостепенными, либо будет считать таковыми, соответствует сути революции, произведенной им в научном сообществе [См. подр.: 96, 107]. Дж. Ролз в русле собственного восприятия экономических процессов, происходящих в обществе, сформулировал новое понимание справедливости, изложенное в книге «Теория справедливости» [145; с. 118 - 192]. Наконец, в научном творчестве Ф. Хайека обнаруживается уже не столько признание обязательности морали, нравственных норм, сколько стремление дать рациональное объяснение социально-нравственному контексту и его эволюции в связи и вместе с процессами развития рыночного порядка [107; с. 12-26].

Этический анализ предпринимательской деятельности чрезвычайно сложен и многоаспектен. Свидетельством тому служат взгляды

представителей нравственно-религиозной философской мысли России -Н. Бердяева [16; с. 139 - 173, с. 207 - 251; 15; с. 197 - 262], С. Булгакова [36; с. 394 - 418, с. 449 - 517, с. 537 - 571; 37; с. 115 - 152, с. 281 - 306], В. Розанова [144; с. 104 - 106], В. Соловьева [163; с. 294 - 351, с. 452 - 491, с. 620 - 691; 168; с. 532 - 546], С. Франка [188; с. 103 - 182, с. 341 - 402]. Согласно канонам русской нравственно-религиозной философии, экономическая деятельность не может быть основой духовной жизни человека, ибо сама экономика нуждается в духовных, нравственных основаниях.

В рамках русской философской мысли формируется идея, о том, что трудовая, производственная деятельность не противостоит нравственности, а опирается на нее. Хозяйство нравственно, и это связано с единством материального и духовного миров как творений и носителей божественного начала, свободы личности в христианстве, и пониманием хозяйства как объекта творчества человека и человечества в целом.

Исследованию социальной истории отечественного предпринимательства конца XIX - начала XX в. посвящены работы Б.В. Ананьича [4], М.Н. Барышникова [12], П.А. Боборыкина [21], А.Н. Боханова [24, 27], П.А. Бурышкина [41], М.Л. Гавлина [51], В.И. Кельсиева [94], Г.И. Осипова [123], М.А. Приселкова [139], В.В. Рябушинского [151], М.И. Туган-Барановского [179], Л.Е. Шепелева [194] и других исследователей.

Сегодня ученые стремятся проанализировать предпринимательскую деятельность постсоветского периода. Эта проблема находится в центре работ этиков, философов, психологов, социологов, экономистов, среди которых В.Т.Анисимов [6], А.В. Безгодов [13], Е.Ф. Борисов [23], О.И. Витковская [46], М.К. Гараджа [54], Т.И. Заславская [76], В.Ф. Мерзляков [112], А.Н. Неверов [119], О.В. Перепелкин [129], Ю.Ю. Петрунин[131], В.В. Радаев [142], А.Л. Свердлова [153], И.В. Тро-

ицкая [178], Э.Н. Фетисов [185].

Важное значение для анализа проблемы диссертационного исследования имеет теоретическое обоснование таких понятий, как милосердие, альтруизм, благотворительность, меценатство в тесной связи с предпринимательством. Поэтому работы А.Ф.Векслера [43], А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна [59], Е.Л. Дубко [201], Ю.Ю. Петрунина [131], Л.П. Пискуновой [132], Г.Л. Тульчинского [43], В. Эфроимсона [204] составляют целую строку в теории этики предпринимательства.

Анализ имеющейся литературы позволяет сделать следующие выводы.

Система нравственных ценностей российского предпринимательства, к сожалению, еще не стала предметом глубокого и комплексного изучения. Можно констатировать, что и сама этика предпринимательства не выделена в качестве самостоятельного направления в русской этической мысли. Большинство работ касаются лишь отдельных ее сторон.

Этап объективного и взвешенного подхода к проблеме нравственного анализа предпринимательства в современном научном сознании пока не устранил недостаточность осмысления в русской этической традиции творчества отдельных мыслителей. В связи с этим требуется целостное исследование нравственных истоков, этических традиций российского предпринимательства с целью эффективного развития как самой этической науки, так и нравственных, моральных оснований в сфере бизнеса.

Таким образом, проблема этического анализа российского бизнеса решена к настоящему времени недостаточно полно, духовные истоки предпринимательства, его нравственное становление, эволюция и современное состояние еще далеки от исчерпывающего осмысления. Отсутствуют обобщающие труды, дающие возможность представить развитие этического компонента предпринимательской деятельности, ус-

тановить противоречия и взаимосвязи между рассмотрением нравственной природы бизнеса разными исследователями.

Представление об актуальности темы, степени ее научной разработанности позволяют определить объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта выступает российское предпринимательство как особая форма социальных ролей и отношений, а также базовый элемент социального сознания и этического осмысления действительности. Предметом исследования является этико-философский анализ предпринимательства России и система его нравственных ценностей.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование с позиций этики и философии российского предпринимательства, предполагающее рассмотрение системы общих ценностных ориентации русского собственника на основе уже имевшихся и полученных экспериментальным путем данных.

Кроме того, стимулом для написания данной работы послужило стремление обратить внимание общественности на состояние нравов российских предпринимателей, их духовные резервы.

Автор делает попытку, учитывая накопленный за многие столетия опыт русской философской и этической мысли, сформулировать собственную концепцию, раскрывающую сущность данной тематики.

В связи с этой целью решаются следующие конкретные задачи:

-проанализировать проблему соотношения экономики и нравственности в западноевропейской и российской этико-философской этике;

-выявить особенности нравственного обоснования экономической деятельности в русской философии и культуре;

-исследовать место и роль предпринимательства в духовной и этической культуре современной России;

-определить основные этапы формирования нравственных ценностей предпринимателей в России;

-раскрыть и охарактеризовать существенные особенности системы нравственных ценностей предпринимателей современной России;

-создать методику поиска основных характеристик отношения предпринимателей к морально-этическим нормам поведения по различным показателям;

- разработать соответствующую анкету, которая позволит провести собственное этико-психологическое исследование отношения современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам поведения.

Методологические основания диссертации. В основе диссертационного исследования лежат принципы системного подхода, в соответствии с которым феномен предпринимательства рассматривается в качестве целостного и комплексного образования, имеющего как внешние (экстерналии), так и внутренние ресурсы развития.

Сложность предмета исследования, многоуровневый характер анализируемых проблем обусловили необходимость применения комплекса методологических принципов.

Рассмотрение духовных традиций предпринимательства, представленных в концепциях конкретных исследователей, велось в рамках аналитического и синтетического методов. Первый предполагает адекватное, по возможности, изложение сути и содержания той или иной этико-экономической теории, показ ее места в современном научном наследии, составление характеристики эволюции воззрений на духовный компонент хозяйствования; второй - сравнительный анализ различных подходов к осмыслению нравственной составляющей предпринимательской деятельности и последующий исторический синтез, позволяющий сопоставить анализируемые работы ученых и содержащиеся в них концепции, найти в них общее и особенное, элементы тео-

11 ретических традиций и новаторства. Эти методы дополняет исторический и логический анализ материала, помогающий показать нравственные истоки предпринимательской деятельности в качестве основополагающих принципов хозяйственной деятельности. Доминирование духовного компонента определяет логику понятия предпринимательской деятельности в рамках рассмотренных этико-экономических концепций, а многообразие - конкретные, неповторимые идеи, имеющие непременно эмпирическое насыщение.

Так, большое практическое значение приобретает использованный в работе метод анкетирования, необходимый для осуществления социально-психологического исследования, направленного на выявление отношения современных предпринимателей к морально-этическим нормам поведения в обществе. Для этого был разработан специальный опросник, позволяющий наиболее четко регламентировать границы исследования. Анкетирование проводилось анонимно, исключительно в научных целях.

Наряду с общим социально-философским анализом проблем, опирающимся на достигнутые знания в области предпринимательской деятельности, в работе используются результаты этических и аксеоло-гических исследований, представленных в работах некоторых современных ученых (А.С. Арсеньев, М.И. Воловикова, Л.Л. Гренкова, В.Г. Макеева, В.Ф. Мерзляков, А.П. Нянин, Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов, В.В. Радаев, Н.Л. Смирнова). При этом особое внимание уделяется антропологической составляющей предпринимательства, его месту и роли в системе факторов и механизмов становления и развития социальной действительности России.

Научная новизна диссертационного исследования. В исследовании обоснован ряд положений, характеризующихся научной новизной. Впервые осуществлен всесторонний, целостный анализ этического компонента хозяйственной деятельности, учитывающий историю воз-

ф никновения, дальнейшего развития и современного состояния россий-

ского предпринимательства.

Выраженная в более конкретной форме научная новизна диссертации может быть представлена совокупностью следующих положений:

- предложено новое понимание соотношения нравственности и
экономики, которое основывается на культурных традициях западноев
ропейской и русской этической, философской мысли;

- раскрыты основные специфические черты этического обосно-
fr вания предпринимательской деятельности в духовной и нравственной

культуре России;

- определены роль и место предпринимательства в социальном сознании в качестве одного из главных ценностных элементов личности, ее самосознания, статусно-ролевой позиции и мотивационного фактора;

выявлены основные этапы формирования нравственных ценностей предпринимательской деятельности в России;

выдвинуты некоторые доминирующие социально-психологические характеристики личности предпринимателя, позво-

Щг ляющие ему успешно заниматься собственным бизнесом не в ущерб

себе и на пользу окружающим;

- создана методика поиска основных характеристик отношения
предпринимателей к морально-этическим нормам поведения по раз
личным показателям.

Научно-практическая значимость диссертационного исследо
вания
заключается в систематизации этико-философских идей о рос
сийском предпринимательстве как составной части этики и социаль
ной философии. В работе охарактеризованы тенденции и факторы
становления и развития российского предпринимательства как соци-
ш ального института. Разработана методологическая схема исследования

социально-психологических свойств личности предпринимателя, позволяющая выявить основные особенности морально-этических норм его социального поведения, которая может быть полезна для мониторинга социально-психологических особенностей личности различных социальных слоев общества.

Полученные результаты могут быть использованы как при написании научных работ по этике и социальной философии, так и при чтении соответствующих учебных курсов в российских вузах - таких, как «Этика бизнеса», «Культура предпринимательства», «Организационная этика», «Философия менеджмента», «История этико-экономических воззрений», «Этика партнерского общения», «Философия предпринимательства и корпоративная культура», «Этика предпринимательского поведения».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на два параграфа каждая, заключения, списка источников и литературы, двух приложений. Общий объем диссертации составляет 180 страниц: 152 страниц текста диссертации, 16 страниц списка источников и литературы (всего 206 наименований, из них 104 источников и 102 литературы), 12 страниц приложений. Структура и последовательность изложения материала обусловлены целью и задачами исследования.

Нравственные принципы предпринимательства в истории западноевропейской этики и философии

Этическое осмысление экономических основ предпринимательской деятельности в западноевропейской философской и этической традиции формировалось в течение долгого времени, неоднократно переживая процессы трансформации, а подчас и революции. Для подтверждения этих слов рассмотрим ряд основных теоретических тезисов наиболее ярких представителей Западной Европы. При этом заметим, что, несмотря на объективизм, доминировавший ранее в экономической теории, нельзя не видеть, что она никогда не была свободна от нравственно-философского базиса вне зависимости от того, признавали это экономисты или нет.

Целью настоящего параграфа ставилось детальное рассмотрение этико-философских теорий экономической и предпринимательской деятельности, для чего, на наш взгляд, необходимо выявить и описать процессы становления и изменения нравственных принципов предпринимательства в Европе.

Истоки научного осознания взаимосвязи этики и экономики возникли много веков назад, когда отношение между идеями (идеалами) и интересами было центральной проблемой социального знания и практики. Акцент на то или другое породил гамму теорий [см. подробнее: 106, с. 34 - 37].

Все началось с необходимости создать новую теорию государства для усовершенствования искусства политического управления в рамках существовавшего в ту эпоху порядка. Одну из первых попыток подобного рода предпринял Никколо Макиавелли (1469 - 1527), который предложил рассматривать человека таким, каков он на самом деле. Люди руководствуются страстями, а не верой и разумом. Это порождает цепь жестокостей, образующих человеческую историю. Требования христианской морали, включая угрозу вечных мук, не улучшили «человеческую природу» [109, с. 514]. Необходимо было найти более эффективные методы совершенствования людей и управления обществом. Развернулся поиск средств, образующих альтернативу христианской морали.

Исследуя деятельность Медичи, Сфорца, Чезаре, Борджа, Н. Макиавелли приходит к идее «нового государя» - абсолютного властелина. Такой правитель должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость. Подобные рассуждения Макиавелли создали ему печальную славу учителя тиранов и автора тезиса «цель оправдывает средства». Освобождая политику от морализирования, Макиавелли наносил удар по религии и церкви.

В XVII в. интересы стали парадигмой социальной философии и политики. При этом «интересы» отождествлялись с материальной выгодой и пользой. Этот смысл главный в повседневном и политическом языке. Н. Макиавелли отождествлял «интересы» с «государственным разумом», «принципами существования государства»: «Эти поня 16 тия должны были вести борьбу на два фронта. С одной стороны, в них явно декларировалась независимость от правил и требований христианской морали, образующих основание политической философии до Макиавелли. С другой стороны, они должны были определять рациональную волю, не замутненную страстями и ежеминутными порывами. Именно такая воля становилась для Князя путеводителем» [109, с. 435].

Доктрина Макиавелли ограничивала властвующих лиц не меньше, чем христианская мораль. Властвующие обязаны доказывать, что их поведение определено «высшими государственными соображениями», свободно от личных страстей, произвола, династической политики, политических комбинаций и т. п. Но никто из «властей предержащих» не собирался меняться, и тождество «интересов» с «государственным разумом» или «принципами существования государства» обнаружило бесплодность [106, с. 35 - 36].

Н. Макиавелли, если и освобождает политического деятеля от непременного следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и объясняется противоречиями социальной действительности: "Следует знать, что, когда на весы положено спасение родины, его не перевесят никакие соображения справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного, предпочтение во всем следует отдать тому образу действий, который спасет ее жизнь и сохранит свободу [109, с. 345].

В конце XVII в. максима «Интерес не подведет» преобразована в постулат «Миром правят интересы». Но в первом случае имелась в виду способность рационально руководить страстями, во втором - то, что одна страсть господствует. Со времени Платона эти категории доминировали при анализе поведения людей. Но опыт показал, что страсти деструктивны, а разум бессилен. Вера не «исправила» человечество. Такие выводы делали перспективу человеческого рода мрачной [106, с. 36].

В XVIII в. интересы подвергались критике в противовес реабилитации страстей как потенциально положительной силы. Мир, в котором правят страсти, лучше мира, где доминируют интересы. Как видим, идеология данной эпохи выдвинула целый комплекс постулатов, связывая с ними познавательные концепции. Вначале страсти оценивались отрицательно, интерес положительно, затем произошла перестановка сил. С нею связано становление политической экономии, всей системы социальных наук.

Стремление к удовлетворению материальных интересов было признано невинным и безвредным. Это непредвиденное следствие длительного господства идеалов аристократии, всегда свысока смотревшей на ростовщиков, купцов, промышленников. Аристократическое презрение породило убеждение, что торгово-промышленная деятельность этически нейтральна и потому не может играть важную социальную роль. Для обозначения парадоксального синтеза презрения и невинности был изобретен «термин "douceur" - мягкость, покой, комфорт и наслаждение, в отличие от непостоянства, стремительности и беспокойства, порождаемых другими страстями. Предполагалось, что деньги и торговля смягчают и облагораживают нравы людей» [106, с. 38].

Корни слова «douceur» связаны с некоммерческим значением термина «коммерция» [106, с. 38]. «Облагораживание» последней было наиболее распространено в XVIII в., - пике коррупции и работорговли, когда и обычная торговля была рискованным, опасным и жестоким предприятием.

Нравственное обоснование экономической деятельности в русской философии и культуре

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что и среди российских мыслителей можно назвать не один десяток ученых, небезуспешно пытавшихся вскрыть философские основы различных сфер человеческой деятельности - политики и экономики, культуры и искусства и т. д., утверждая, что в качестве «базиса» любого общественного явления и самого общества выступают духовные основания. По сути дела, русские философы видели в основе успешной экономической, хозяйственной деятельности нравственное начало. Они рассматривали человека как хозяина и преобразователя окружающего мира. Экономическая деятельность не может быть опорой духовной жизни человека, ибо сама экономика нуждается в духовных, нравственных основаниях. Вот основная суть русской философии и этики. Такие российские мыслители, как Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов, В. Соловьев, Е. Трубецкой, С. Трубецкой, Г. Федотов, С. Франк, П. Флоренский и др., внесли огромный вклад в формирование и развитие этико-гуманистического направления в экономической теории, утверждая религиозно-философский подход в этической науке.

Цель настоящего параграфа состоит в анализе этического обоснования предпринимательской деятельности в философском и культурном наследии великих русских мыслителей.

Так, в России конца XIX в. точку зрения, что нравственное начало лежит в основе экономики, излагал Владимир Соловьев (1853 -1902). «Хозяйственные элементы связаны и определены целями нравственными... Нет... и не было такого низменного состояния в жизни человечества, когда материальная необходимость добывания жизненных средств не осложнялась бы нравственным вопросом», - отмечал философ [168, с. 537].

«Целая мнимо научная школа экономистов, - утверждает Соловьев,-прямо отрицает всякие этические начала и всякую организацию в области хозяйственных отношений... Несостоятельность неправоверной политэкономии заключается в том, что она отделяет принципиально область хозяйственную от нравственной» [168, с. 536 - 537]. По словам философа, этот факт стал причиной всех экономических бедствий. Нелепо отрицать, что первый толчок к труду дается материальной необходимостью, однако сведение побудительных мотивов исключительно к материальной нужде чревато серьезными последствиями. Например, если я работаю только для благосостояния себя и своих близких, то, раз я имею возможность достигнуть этого благосостояния помимо труда, я теряю единственный мотив к нему. Или если единственным пониманием значения торговли становится получение прибыли, то вполне естественно узаконить любую выгодную подделку товаров и любую спекуляцию: это логическое следствие приоритета для человека материальных, экономических интересов, их отрыва от нравственных начал. Подобные экономические аномалии, считает В. Соловьев, окончательно могут быть истреблены только в своем нравственном корне. Поэтому полное решение социально-экономического вопроса заключается в нравственной организации хозяйственных отношений [82, с. 102 - 103].

Владимир Сергеевич Соловьев - крупнейший русский философ, за ложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связывала бы воедино запросы социальной, хозяйственной и религиозной жизни человека. Ос новой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать хри стианство. В своем философском наследии он разрабатывает по преимуще ству теологические проблемы, проблемы нравственности. «Мыслитель необычайной силы умозрения, основоположник самостоятельной традиции русской философской мысли, он никогда не хотел довольствоваться ролью создателя новой философской системы. Творческая душа Со ловьева жаждала не только мистических созерцаний и отвлеченных умо зрений, но, прежде всего, - деятельного воплощения в жизнь основ хри стианского миропонимания... В самом Соловьеве есть нечто загадочное двойственное. Глубокий мистик по натуре, он облекал свои интуиции в форму отвлеченных, строгих и стройных логических построений... Укоре ненный в созерцании божественной полноты бытия «в мирах иных», Со ловьев в то же время переживал и касания темных сил, несколько раз ему являлся диавол... Владимир Соловьев был религиозным филосо фом и Богословом по преимуществу и по призванию. Недаром сущность философии он усматривал в Богопознании, но в отличие от многих мисти ков Соловьев высоко ценил научное познание и стремился к синтезу, в ко тором нашли бы свое место наука, искусство и философия» [101, с. 198 199]. В оценке учения Соловьева есть необходимость сослаться на А.Ф.Лосева, который считает, что Соловьев - идеалист по задаткам, по убеждению и жизненному пути. Он доказал миру способность русского гения превзойти своей рефлексирующей философско-синтезирующей си лой все самые смелые взлеты немецкого и западноевропейского философствующего духа. Нельзя не отметить тот факт, что Соловьев обладал исключительным даром философского синтеза, продуктивно 43 диалектического мышления, для которого характерна стройность, внутренняя непротиворечивость и красота системы всеединства. Но его идеализм свидетельствовал лишь о мощи разума и духа как таковых, но отнюдь не непосредственной материально преобразующей силе мышления. Однако он не мог не отразить определенную реальность, структуру и потенцию сознания в целом российской действительности. Соловьев, на наш взгляд, не мог не видеть в рамках идеализма различных онтологических, гносеологических, различных социальных вопросов, за которыми стояли чисто земные классы с их убеждениями. За религиозной оболочкой философии Соловьева присутствует реальный жизненный смысл России второй половины XIX века, в частности борьба между буржуазией и самодержавием за церковь и идеологическое господство (посредством религии) в общественном сознании [104, с. 119].

Основные этапы формирования нравственных ценностей предпринимательства в России

Нравственной истории российской буржуазии «Нового времени» посвящена достаточно обширная отечественная и зарубежная историография. Такие проблемы, как социальный состав предпринимательства, особенности его культурного, морального и психологического облика, процесс формирования сословий, эволюция социально-этического статуса предпринимательства и др., на протяжении последних десятилетий неоднократно становились объектом анализа большого круга ученых. Эти же вопросы необходимо изучить более детально, чтобы создать целостный образ российского предпринимательства рассматриваемого периода, представив комплексную характеристику его социального и нравственного компонентов.

Несомненно, особенности делового поведения определяются этническим своеобразием и являются достоянием деловой культуры. Эти особенности интегрируются в национальную культуру на уровне общественного сознания.

Изучение специфических признаков российской деловой культуры актуально как для концептуальных построений норм деловой жизни в этике, так и для формирования эталона поведения деловых людей в текущем взаимодействии с государством, потребителями, партнерами и конкурентами разных культурных регионов.

Цель данного параграфа-на эмпирическом уровне описать некоторые особенности экономики России, выделив основные этапы формирования нравственных ценностей предпринимательства. В российском экономическом пространстве ввиду изменения в ориентациях его развития создаются ситуации, экстремальные для хозяйствующих субъектов. В таких условиях можно предполагать и усиление стереотипов, и их слом у отдельных индивидов. Интересно проследить, имеют ли место трансформации в манере ведения дел по сравнению с привычной, зафиксированной общественным сознанием, выбрав для наблюдения модели поведения людей в предпринимательских структурах.

Облик культуры отдельного народа, как и деловая культура и общественный уклад жизни, формируется под влиянием ряда факторов: климатических и географических, исторических, политических, нравственных. В передаче информации поколениями, в том числе и о хозяйствовании, участвует общественное сознание. Оно несет в себе стереотипность или повторяемость в ритуалах, традициях, правилах и т.д. Различные смысловые формы облегчают приспособление индивидов к среде. Благодаря повторяемости сохраняются полезный опыт социума, его стабильность и выживаемость. В то же время стереотипы, представляющие собой один из механизмов культуры, затрудняют принятие людьми различных инноваций. В этом противоречии заключается основная проблема стереотипов для развития общества.

Историки, философы, публицисты, литераторы дают прекрасные описания причин, формировавших российский характер, свой уклад хозяйства.

Этика предпринимательства, как и вся социокультурная система в целом, выступает важным фактором, влияющим на успех экономических реформ. Поэтому путь в будущее России лежит не через очередную научно-техническую революцию, а через новую духовную реформацию, преобразующую внутренний мир людей. Для решительного продвижения вперед необходим строгий учет специфики, исторических традиций и социокультурных доминант российского общества. Накопленный в ходе веков человеческий моральный и культурный капитал-отнюдь не меньшее достояние человечества, чем капитал финансовый.

Предпринимательская этика, как и хозяйственная этика вообще, формировалась на протяжении многовековой истории России. Она несет на себе отпечаток эволюции социально-экономических и политических структур, природно-географической среды и особенностей ее освоения, а также исторических коллизий. В связи с последним утверждением выделим следующие этапы в формировании нравственных ценностей в сфере экономической деятельности.

Первый этап начинается в еще в период становления Киевской Руси, который приходится на IX в. С этого момента начинается активная торговая деятельность. Однако она была жестко монополизирована иностранцами, и, следовательно, чисто славянского элемента в торговой элите практически не замечалось. Через Русь проходила главная артерия Европы —путь из Балтики в Черное море («из варяг в греки»). Южный торговый путь был закрыт Византией и Хазарским каганатом, который был посредником в торговле китайцев и арабов с Европой. Исключением являлся Великий Новгород, имевший свобод ный выход к Балтийскому морю, что определяло его большую независимость, престижность профессии купца. Город выделяется в качестве центра ремесла и торговли в XII - XIII вв. Его купцы были частыми гостями на острове Готланд, где велась оптовая торговля европейского масштаба. Тесное общение с вольными германскими городами позволяло перенимать западноевропейские обычаи и нормы торговой деятельности. Продавали восточные славяне предметы добывающих, а не перерабатывающих отраслей: меха, медь, воск, рыбу [108, с. 50].

К сожалению, монгольское нашествие практически парализовало торговлю, отрезав Русь от Европы. Существенное влияние на формирование российской культуры стала оказывать культура Востока. Образцы восточной цивилизации особенно закрепились в торговом предпринимательстве. Например, типичной формой организации его становятся большие гостиные дворы, напоминавшие восточный караван-сарай. В гостином дворе купцы не только вели деловые операции, но и жили. В отличие от этого, в Западной Европе места продаж и проживания были отделены друг от друга [108, с. 50].

Невозможно точно утверждать, существовали ли в рассматриваемый период какие-либо нравственные принципы торговой деятельности. На наш взгляд, они находились еще на стадии зарождения. Скажем лишь, что за 300 лет монголо-татарского ига в России прижились некоторые стандарты делового поведения, нормы и ценности господствовавших восточных народностей.

Особенности ценностных ориентации предпринимателей современной России

Социально-духовная эволюция российского предпринимательства была остановлена на 70 лет после Октябрьской революции 1917 г. Из-за такого длительного перерыва наладить связь между культурно-этическими традициями прошлого и настоящего сложно, однако необходимо. Российская культура предпринимательства за советский период совершила большой зигзаг, утратив многое из дореволюционных приобретений и отстав от глобальных тенденций международной этики предпринимательской деятельности.

Цель настоящего параграфа - выявление особенностей ценностных ориентации современных российских предпринимателей на пятом этапе формирования нравственных ценностей экономической деятельности.

Попытаемся продемонстрировать некую историческую логику, в свое время собравшую в нерасторжимое единство все предметы современного цивилизованного социума - бизнес, науку, демократию, гражданское общество, - логику, которая, собственно, и определила отношение бизнеса к морали. Тем самым мы намерены интерпретировать проблему этики предпринимательства скорее в историческом и философском, чем социологическом ее преломлении, т. е. попытаться рассмотреть проблему, морален ли бизнес в целом. Ответ обещает стать предпосылкой, критерием этического анализа ситуаций уже внутри самого бизнеса. В данном аспекте нас интересует, морально ли предпринимательство как профессиональная деятельность.

Бизнес - модель общественных отношений. Моральные проблемы в нем не сложнее и не проще, чем в целом в обществе. И такой вывод тем более верен, что сторонники представления об изначальной аморальности предпринимательства обосновывают свой вердикт ссылкой на то, что бизнес есть якобы институционализованный человеческий эгоизм, поскольку главной его пружиной выступает личный интерес. Так, поэт Ш. Бодлер считал коммерцию сатанинским делом, самой подлой и самой низменной формой эгоизма [203, с. 8]. Но тогда определение «сатанинское» заслуживает и общество в целом: ведь в нем личный интерес, эгоистическое начало человека не устраняются. Напротив, как показывает история, социальный прогресс связан с совершенствованием именно демократических форм управления обществом, а те будят, активизируют личный интерес в качестве катализатора общественного развития. И наоборот, социальную катастрофу ис пытывают те общества, где личный интерес не включен в общественную жизнь, которая полностью регламентируется «сверху», государством.

То, что общество в собственном движении накапливает моральный потенциал, предположил еще Ч. Дарвин. Он попытался универсализировать свою модель биологической эволюции путем естественного отбора, рассмотрев ее в терминах социальной эволюции. Он полагал, что если в социальной эволюции и закрепляются какие-либо признаки, то только такие, которые уникально характеризуют человеческую природу, в противном случае было бы абсурдно говорить о человеческой эволюции как именно человеческой. Подобным признаком Ч. Дарвин считал мораль, отдавая себе отчет в том, что в обществе мораль всегда в дефиците. «Весьма сомнительно, - писал он, - чтобы потомки людей благожелательных и самоотверженных, или особенно преданных своим товарищам, были многочисленнее потомков себялюбивых и склонных к предательству членов того же племени. Тот, кто готов скорее пожертвовать жизнью, чем выдать товарищей... часто не оставляет потомков, которые могли бы наследовать его благородную природу. Наиболее храбрые люди, идущие всегда на войне в первых рядах и добровольно рискующие жизнью для других, в среднем гибнут в большем числе, чем другие. Поэтому едва ли окажется вероятным... чтобы число людей, одаренных такими благородными качествами, или уровень их развития мог возрасти путем естественного отбора, т. е. в результате переживания наиболее приспособленных» [62, с. 243]. И все же, по Ч. Дарвину, в истории «отбирается» именно мораль, «...хотя высокий уровень нравственности дает каждому человеку в отдельности и его детям лишь весьма небольшое преимущество над другими членами того же племени или вовсе не приносит им никаких выгод... общее повышение этого уровня и увеличение числа даровитых людей несомненно дает огромный перевес одному племени над другим. Оче видно, что племя, заключающее в себе большое число членов, которые наделены высокоразвитым чувством патриотизма, верности, послушания, храбрости и участия к другим, - членов, которые всегда готовы помогать друг другу и жертвовать собой для общей пользы, должно одержать верх над большинством других племен, а это и будет естественный отбор» [62, с. 244].

На моральную «сверхцель» социальной эволюции указывает и идея демократии, справедливого общества и свободного в нем человека, словом, идея политического освобождения, восходящая к возникновению как таковой государственности, когда в истории произошла, с точки зрения морали, беспрецедентная социальная катастрофа, «законно» противопоставившая обществу государство, отныне и навсегда разделившая людей на объект и субъект управления, власти, т. е., на объект и субъект морали. С тех пор история и фундаментальная ее детерминанта - мораль политизированы.

Похожие диссертации на Этический анализ предпринимательства в России