Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Социально-классовые и национальные факторы формирования и развития художественно-эстетического сознания 14-53
1. Органическая взаимосвязь социально-классовых и национальных факторов формирования эстетического сознания 14-33
2. Роль и значение национально-особенного в эстетическом освоении действительности 33-60
3. Национальное как форма проявления интернационального в художественно-эстетическом сознании 60-83
Глава II. Диалектика соотношения национального и интернационального в художественной культуре социализма . 111-132
1. Взаимообогащение национальных культур как проявление диалектики национального и интернационального в условиях социализма 84-101
2. Интернационализация художественно-эстетических принципов советской многонациональной культуры 101-132
Заключение 133-157
Список литературы 138
- Органическая взаимосвязь социально-классовых и национальных факторов формирования эстетического сознания
- Национальное как форма проявления интернационального в художественно-эстетическом сознании
- Взаимообогащение национальных культур как проявление диалектики национального и интернационального в условиях социализма
- Интернационализация художественно-эстетических принципов советской многонациональной культуры
Введение к работе
Актуальность темы. Торжество национальной политики КПСС, достижение фактического равенства всех народов, интенсивное
развитие :. во всех сферах общественной жизни, формирование
новой исторической общности - советского народа, как подчеркивалось в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУІ съезду партии, отнюдь не значат, ,, что все вопросы в сфере национальных отношений уже ре-шены,,тДинамика развития такого крупного многонационального государства как наше, рождает немало проблем, требующих чуткого внимания партии"*).
Новые условия, характеризующиеся дальнейшим нарастанием процессов социалистического строительства выдвигают новые проблемы совершенствования национальных отношений, развития, взаимовлияния, взаимообогащения, интернационализации национальных культур, интернационального воснитания советских людей, преодоления пережитков национализма. Национальное своеобразие пронизывает все сферы жизни каждого народа. Оно проявляется в национальном самосознании и национальной психологии, в быту, традициях и обычаях, языке и культуре. Поэтому, было бы неверно считать, что взаимовлияние и взаимосближение наций и народностей ведет к исчезновению всех национальных особенностей.
"Пока существуют национальные и государственные различия между народами и странами - а эти различия будут держаться очень и очень долго даже после осуществления диктатуры пролетариата во всемирном масштабе, - писал В.И.Ленин, - единство интернациональной тактики коммунистического рабочего движения всех стран требует не устранения разнообразия, не уничтожения национальных различий(Это - вздорная мечта настоящего момента), а та-
I) "Правда", 24- февраля 1981 г.
кого применения основных принципов коммунизма (советская власть и диктатура пролетариата), которое бы правильно видоизменяло эти принципы в частностях» правильно приспособляло, применяло их к национальным и национально-государственным различиям"1'. Исходя из этого, В.И.Ленин придавал важное значение исследованию, изучению национально-особенного, национально-специфического в конкретных подходах каждой страны к разрешению единой интернациональной задачи.
Одной из важнейших сфер проявления национально-специфических черт и особенностей является художественная культура. Как подчеркивал Ю.В.Андропов в докладе "Шестьдесят лет СССР", одним из важных итогов экономического и социального развития каждой из пятнадцати республик нашей страны является то, что "на основе прогрессивных традиций, интенсивного обмена духовными ценностями расцвела социалистическая многонациональная культура"^, значимость этого становится особенно очевидной, если учесть, что наша эпоха характеризуется заметным возрастанием влияния культурных факторов на экономическую, социальную, политическую и психологическую сферы общественной жизни, усилением их роли в коммунистическом воспитании трудящихся. Оказывая сильное воздействие на все сферы сознания и деятельности людей, художественная культура способствует активному воспитанию человека в духе определенных мировоззренческих, ценностных установок и принципов, Как подчеркивалось на Июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС К.У.Черненко, "идеологическая работа в условиях нашей страны, объединяющей свыше IOO наций и народностей, немыслима без внимательного изучения их специфических интересов, особенностей национальной
Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 41, с. 77.
Ю.В.Андропов. Шестьдесят лет СССР. М.,1982, с. 8.
психологии и культуры"1^. Этим и обусловливается необходимость дальнейшего углубленного исследования тенденций и перспектив сближения и взаимообогащения социалистических национальных культур, факторов, влияющих на интенсификацию этого процесса.
Предмет и задачи исследования.
В предлагаемой работе основное внимание сосредоточено на исследовании социально-исторических и гносеологических факторов, обусловливающих неповторимую самобытность национальной художественной культуры и эстетического сознания народа. Для уяснения механизмов формирования и функционирования эстетического сознания анализируется понятие диапазона художественно-эстетического восприятия, его место и роль огображеник действительности средствами искусства. Обосновывается тезис о том, что содержание, уровень и формы эстетического освоения мира определяются объективными закономерностями общественно-исторического развития, задачами и потребностями данной исторической эпохи, которые детерминируют кругозор и мироотношение, эстетические вкусы и запросы, уровень развития культуры воспринимающего субъекта, будь то отдельная личность или целый народ. Показывается,что широта диапазона художественно-эстетического воспроиятия определяется не только общесоциальными, но и национально-культурными факторами.
Другой задачей диссертанта является анализ проблем соотношения интернационального и национального, общечеловеческого и национально-особенного в художественно-эстетическом сознании. При рассмотрении национального как формы существования интернационального, автор стремился показать, что интернационализация национальных художественных культур, ведущая к сближению и еди-
I) Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г., М., 1983, с. 58.
нению принципов, критериев и диапазона эстетического сознания, суть исторический закон развития художественной культуры.
Особое внимание уделяется выявлению диалектики соотношения национального и интернационального в эстетическом сознании в условиях социализма. Здесь основным предметом исследования являются взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур, а также отображаемые этими культурами процессы революционного преобразования социальной действительности, как определяющие факторы интернационализации, сближения и единения многообразных проявлений эстетического сознания советских людей.
В работе специально рассматривается вопрос о путях и формах реализации опыта многонациональной советской социалистической художественной культуры в развитии художественных культур стран социалистического содружества.
Методологическую основу исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма, решения съездов КПСС, партийные документы по вопросам идеологической работы, культуры и искусства.
Художественно-эстетическое сознание является одной из форм [ общественного сознания. Поэтому марксистско-ленинская теория отражения, раскрывая закономерности познавательной деятельности, уделяет большое внимание выявлению специфики художественного познания мира, художественно-эстетическое сознание - процесс отражения действительности, и, одновременно, определенный результат ее отражения.
В контексте диалектико-материадиетического положения о единстве общего, особенного и единичного, национальное в художественной культуре каждого народа выступает как особенное, в котором проявляется общее-интернациональное, другими словами, интернациональное и национальное в художественной культуре существуют как определенное единство общего и особенного. Анали-
зируя диалектическое соотношение национального и интернационального в исторической динамике, классики марксизма-ленинизма убедительно показали, что интернационализация суть общая тенденция культурного прогресса.
Ключ к раскрытию сущности национального в культуре, его диалектической связи с интернациональным, дает учение марксизма-ленинизма о нации как исторической категории, "о двух культурах" в каждой национальной культуре капиталистических стран, о единстве интернациональных и национальных целей трудящихся в их борьбе за свое освобождение.
Основополагающее значение для исследования проблем национального и интернационального в социалистической культуре имеет марксистско-ленинское учение о культуре, как составной части общественной жизни, об исторически детерминированном процессе формирования культуры отдельного народа и общечеловеческой культуры. В.И.Ленин подчеркивал, что свержение интернациональной буржуазии "ускорит в громадных размерах падение всех и всяких национальных перегородок, не уменьшая этим, а в миллионы раз увеличивая "дифференцирование" человечества в смысле богатства и разнообразия духовной жизни и идейных течений» стремлений» оттенков"*'. Он указывал, что социализм, "организуя производство без классового гнета, обеспечивая благосостояние всем членам государства, тем самым дает полный простор "симпатиям" населения и именно в силу этого облегчает и гигантски ускоряет сближение и слияние наций"2).
Научная новизна диссертации обусловлена тем, что в ней предпринят и осуществлен комплексный анализ общесоциальных и
В.И.Ленин. Полное собрание сочинений, т. 26, с. 281.
В.И.Ленин. Полное собрание сочинений, т. 30, с. 21.
национально-культурных факторов развития художественно-эстетического сознания на материале национальных художественных культур народов СССР. В отличие от ряда исследований, в которых основной упор сделан либо на гносеологическом, либо на социологическом аспектах соотношения национального и интернационального в развитии советской многонациональной художественной культуры, в данной работе оба этих аспекта анализируются в их тесном единстве. Новым в работе является то, что в ней сформулировано и раскрыто понятие диапазона художественно-эстетического восприятия действительности, выявлены его основные характеристики и главное содержание, его роль во взаимовлиянии и взаимообогащении национальных художественных культур. Путем анализа закономерностей развития национальных культур показано, что различия в уровне, формах и способах художественно-эстетического освоения мира в значительной степени объясняются неоднородностью условий различных исторических этапов развития народов.
Практическая значимость диссертации определяется тем, что в ней рассмотрен ряд вопросов комплексного и вместе с тем дифференцированного подхода к проблеме развития художественно-эстетического сознания. Положения, выдвинутые и сформулированные в диссертации, подходы, использованные в ней, могут быть использованы в дальнейшем изучении исторических путей формирования национальных художественных культур народов СССР, характера их взаимного влияния и сближения. Результаты исследования могут найти применение при чтении вузовских курсов по философии и эстетике народов СССР, в пропагандистской работе, в идеологической борьбе против национализма в любых его проявлениях, против фальсификаторов национальной политики КПСС и Советского государства, в деле интернационального и патриотического воспитания молодежи.
Литература. При написании диссертации автор опирался на
широкий круг произведений писателейэ поэтов, деятелей культуры и искусства, работ советских философов, поэтов, деятелей культуры и искусства. Особенно ценными явились выводы и положения, сформулированные в коллективных трудах, в которых важнейшие аспекты соотношения национального и интернационального рассматриваются комплексно, с использованием материала из различных сфер художественного творчества*).
Большой фактический материал, важные оценки и выводы содержатся в трудах советских исследователей, в которых проанализированы сложные, многоплановые и динамичные процессы взаимодействия, взаимовлияния и взаимного сближения национальных
I) "Братское содружество советских братских республик в хозяйственном и культурном строительстве". М., 1971; "Национальное и интернациональное в литературе, фольклоре и языке", Кишинев, 1971; "Интернациональное и национальное в литературах Востока". М., 1972. "К новому расцвету многонациональной советской культуры", М., 1973. "Сотрудничество народов СССР в культурном строительстве", М., 1973. "Интернациональное и национальное в искусстве", М., 1974; "Расцвет и сближение уровней культуры народов Поволжья", Горький, 1975; "Развитие языков и культур народов СССР в их взаимосвязи и взаимодействии". Уфа, 1976; "Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма", М., 1977; "Взаимодействие культур и эстетическое развитие личности". Ташкент, 1980, "Взаимодействие и взаимообогащение социалистических культур". М., 1980; "Диалектика . интернационального и национального в социалистическом обществе". М., 1981;
культур советских народов1^. В :шх раскрыты формы и тенденции интернационализации, объективные факторы, определяющие ее содержание и направление на различных этапах общественно-исторического развития, В них показана сущность и характер процессов интернационализации художественной культуры наций и народностей в условиях социалистического общества и особенности процесса интернационализации взаимодействия - взаимовлияния - взаимообогащения художественных культур советских народов, в которых и реализуются принципы единой, социалистической по содержанию, национальной по форме и интернациональной по своей направленности советской культуры, К настоящему времени по этому кругу проблем опубликовано большое количество статей и монографий.
Существенным подспорьем при написании диссертации послужи-
I) Абаева М.М. Взаимовлияние и взаимообогащение культур социалистических наций в период строительства коммунизма, Ашхабад, 1976; Агаев А.Г, Социалистическая национальная культура, М., 1974; Арутунян Ю.В., Дрожибева Л.М. Социально-культурное развитие и сближение наций в СССР на современном этапе, М., 1972; Гизатов К.Г. Национальное и интернациональное в советском искусстве. Казань, 1974; Иовчук М.Т. Интернационализм социалистической культуры, "Вопросы философии", 1972, № І2;Капустин М.П. Диалектика национального и общечеловеческого в художественной культуре советского Востока. Ташкент, 1978; Ломидзе Г. Интернациональный пафос советской литературы. М., 1970; его же, Ленинизм и судьбы национальных литератур. М., 1974; его же, Чувство великой общности. М., 1978; Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. М., 1977; Шермухамедов С. Расцвет и сближение национальных культур народов СССР. М., 1974 и др.
- II -
ли работы, в которых всесторонне анализируются важнейшие аспекты, формы и направления формирования советского народа как новой исторической общности людей. Среди них следует выделить коллективный труд "Национальные отношения в развитом социалистическом обществе", подготовленный Институтом марксизма-ленинизма, в котором подробно анализируются объективные основы и субъективные факторы развития национальных отношений в СССР на современном этапе, что крайне важно для правильного понимания диалектики взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащения советских национальных культур. Большое место в книге отводится закономерностям духовного развития советского общества и национальных культур1'.
Большой интерес с точки зрения рассматриваемых в данной работе проблем представляет монография "Диалектика интернационального и национального в социалистическом обществе", подготовленная коллективом авторов Института философии АН СССР2). В ней в теоретико-философском плане исследуется проблема соотношения интернационального и национального в процессе развития социалистического общества. Здесь значительное место отведено выяснению сущности советской социалистической культуры, закономерностей ее развития, соотношения интернационального и национального в этом развитии.
Национальные отношения в развитом социалистическом обществе. М., 1977.
Диалектика интернационального и национального в социалистическом обществе. М», 1981.
В работах М.И.Кима1', В.П.Шерстобитова2), И.П.Цамеряна3) и других рассматриваются объективные закономерности развития наций и национальностей в условиях зрелого социалистического общества, процесса возникновения новой исторической общности -советского народа. Эти же проблемы подробно анализируются в коллективных монографиях, подготовленных ведущими научными учреждениями страны^. Большим подспорьем для автора стали работы М.С.Джунусова5), И.С.Кона6), Н.Джандильдина7), С.М.Арутюня-
Ким М.П. Советский народ - новая историческая общность. М., 1972.
Шерстобитов В.П. Советский народ - монолитная общность строителей коммунизма. М., 1976.
Цамерян И.П. Теоретические проблемы образования и развития советского многонационального государства. М., 1973; Его же, Нации и национальные отношения в развитом социалистическом обществе. М., 1979; Его же, Некоторые актуальные вопросы теории нации и национальных отношений. Научный коммунизм, 1979, № 2,
С 21-31.
Советский народ - новая историческая общность людей. М., 1975; Великий советский народ. Киев, 1975; Новая историческая общность людей: сущность,формирование,развитием.,1976 и др.
Джунусов М.С. Теория и практика национальных отношений. Алма-Ата, 1969.
Кон И.С. Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений. - "Новый мир", 1966,
№ 9; его же, Национальный характер - миф или реальность. - "Иностранная литература", 1968; № 9, его же, Диалектика развития наций. - "Новый мир", 1970, № 3.
7) ДжандилъдшьН. Природа национальной психологии. Алма-
Ата, 1971.
- ІЗ -
на1), С.Т.Калтахчяна2), А.Ф.Дашдамирова3), и ряда других советских авторов вносят существенный вклад в углубление понимания объективных и субъективных предпосылок расширения и углубления процессов взаимовлияния и взаимообогащения художественных культур советских народов в ходе формирования и дальнейшего развития новой исторической общности людей - советского народа.
диссертация состоит из двух глав. В первой главе дается анализ социально-исторических и национальных факторов, определяющих формирование художественно-эстетического сознания. Рассматривается понятие диапазона художественно-эстетического восприятия, (социальные и национально-культурные факторы) формирования и развития художественной культуры.
Анализируются также проблемы соотношения интернационального и национального, общечеловеческого и национально-особенного в художественно-эстетическом сознании.
Вторая глава посвящена динамике соотношения национального и интернационального в художественно-эстетическом сознании в условиях социализма. Здесь главным предметом исследования являются взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур, а также революционный преобразования социальной действительности, отображаемой этими культурами, как главнызе факторы интернационализации, сближения и единения художественно-эстетического сознания людей в условиях социализма.
В заключении подводятся общие итоги, делаются основные выводы.
Арутюнян С.М. Социально-психологические факторы социалистических национальных отношений. В кн.: Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972.
Калтахчян С.Т. Ленинизм о сущности наций и пути образования интернациональной общности людей. М., 1976.
Дашдамиров А.Ф. Нация и личность. Баку, 1976.
Органическая взаимосвязь социально-классовых и национальных факторов формирования эстетического сознания
Специфика художественно-эстетического сознания состоит в том, что это мышление в особых образах. Оно воплощает в себе эмоционально-смысловое, собирательно-обобщающее, образно-творческое начало. Поскольку художественные образы представляют собой форму отображения действительности, их формирование протекает в соответствии с общими закономерностями познания, хотя и сопряжено со специфическими особенностями. Исследованию общих и специфических закономерностей художественно-эстетического сознания в советской искусствоведческой и философской литературе посвящено значительное число работ. При всех различиях в трактовке отдельных проблем, почти все авторы этих работ солидарны в признании образно-творческого, чувственно-эмоционального характера художественного отражения1 . "Абстрагирующая роль Эстетическая деятельность и эстетическое сознание. - В кн.: Марксистско-ленинская эстетика. М., Изд-во Московского университета, человеческой мысли, - пишет, например, А. иганов, - в одинаковой степени обязательна как в научной, так и в художественной форме познания. Но в искусстве абстракции проявляются в особой, только ему свойственной форме - форме художественного обобщения. Процесс обобщения в искусстве существенно отличен от того, какой мы наблюдаем в науке, и хотя целью и результатом этого обобщения также является истина, в искусстве, однако, она выступает не в бесстрастной и общей форме понятия, а в единичной, конкретно-чувственной, обретшей новую жизнь форме художественного образа. Так что и истина в искусстве не тождественна научной истине"1). Будучи не просто гносеологической, но я эстетической категорией, художественный образ отличается от категорий научного мышления - понятий, суждений, умозаключений и т.д. - прежде всего своей живой непосредственностью. Как известно, в художественном образе специфически художественными средствами отражается мир человеческих характеров, эмоций, страстей и общественных явлений. Следует отметить, что духовная культура, будучи продуктом общественно-исторического развития того или иного народа, в свою очередь также выступает в качестве одного из важнейших факторов, закрепляющих историческую и национальную определенность этого народа и оказывает существенное обратное влияние на характер его общественно-исторического развития. Духовная культура вырабатывает, хранит и передает от поколения к поколению социально-культурную информацию. Само художественно-эстетическое восприятие, лежащее в основе формирования художественной культуры, представляет собой синтетическую способность людей, вырабатывающуюся в процессе их практической творческой деятельности, освоения ими социально-культурного опыта, накопленного обществом, В свою очередь, она оказывает существенное влияние на формирование и развитие духовных и эстетических потребностей, их духовно-эмоционального строя и т.д. Духовная культура выполняет одновременно коммуникативную, регулятивную функции в обществе. Она отражает и вместе с тем способствует укреплению общепринятых ценностей, норм и установок. историчность Маркс считал неотъемлемым элементом человеческого существования. По его словам, "развитие индивида обусловлено ра звитием всех других индивидов, с которыми он находит-, ся в прямом и косвенном общении" ). В то же время "история отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от предшествовавших или современных ему индивидов". Следовательно, "сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений" . Иначе говоря, специфически человеческие способности и функции вырабатываются в процессе овладения отдельным индивидом миром человеческих предметов, явлений и отношений. Определяющую роль в данном отношении играет жизненный и общественно-исторический опыт человека как социального существа ).
Очевидно, что чувство прекрасного - также категория общественно-историческая. Многочисленные исследования в советской философской науке убедительно показывают, что художественно-эстетическое сознание и чувство прекрасного формируются на сравнительно высокой ступени общественно-исторического развития. По своему происхождению они тесно связаны с производственно-практической деятельностью человека. Первоначально, на первых ступенях развития человечества, они возникают как непосредственное отражение материально-производственных отношений людей. Как писал Г.В.Плеханов, "предметы, служащие первобытным народам в качестве украшений, сначала были признаны полезными и служили вывеской полезных для племени СВОЙСТВ их обладателя, а потом уже стали казаться красивыми. Потребительская ценность предшествует эстетической. Но раз данные предметы получили в глазах первобытного человека известную эстетическую ценность, он стремится приобрести их уже ради ее ОДНОЙ, забывая о генезисе этой их ценности и даже вовсе не задумываясь о нем" . Свою мысль Плеханов пояснял, сравнивая генезис танцев различных народов. "Чтобы понять танец австралийской туземки, - писал он, - достаточно знать, какую роль играет собирание женщинами корней дикорастущих растений в жизни австралийского племени. А чтобы понять, скажем, менуэт, совершенно недостаточно знания экономики Франции ХУШ столетия.
Национальное как форма проявления интернационального в художественно-эстетическом сознании
Любое художественное произведение, будучи продуктом общественно-исторического и национально-культурного опыта данного народа, несет в себе не только национально особенные черты и признаки, сформировавшиеся под влиянием конкретных природно-геогра-фических и общественно-исторических условий национальной жизни, но и то общее, общечеловеческое, которое сближает и роднит его с произведениями художественной культуры других народов. Уже Н.Г.Чернышевский выступал против отождествления национального только с специфическими особенностями культуры нации. Обращая внимание исключительно на то, что отличает одну нацию от другой, писал он, мы выступаем "против общечеловеческих элементов, временное и случайное проявление становится в этом случае выше общего начала, форма выше содержания, вместо движения превозносится застой"1 .
В мировой художественной культуре существуют "вечные", пронизывающие века и даже тысячелетия проблемы и темы. Такие "вечные" проблемы искусства как добро и зло, любовь и ненависть, дружба и вражда всегда волновали и будут волновать людей всех наций. Они были и будут стоять в центре внимания любой национальной культуры.
Художественная культура каждого народа неизбежно испытывает на себе влияние многих других национальных культур, что способствует расширению и углублению ее общечеловеческого содержания. Общим для разных национальных культур является отражаемая ими природная и общественная действительность, где все развивается не изолированно, а во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Например, даже в фольклоре отдельных народов, где национально самобытные черты сохраняются в так сказать "чистом" виде, встречаются те или иные элементы, которые в более или менее модифицированном виде присутствуют в фольклорных произведениях, других народов. Таковы, например, образы народных заступников, носители добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д.
Другими словами, национальное в искусстве отнюдь не сводится исключительно к национально-своеобразному, поскольку оно включает не только то, что отличает одно национальное искусство от другого, но и то, что их объединяет, не только то, что разграничивает национальные общности, но и то, что их сближает. Поскольку общественно-историческое развитие каждой конкретной нации или народности протекает в соответствии с общими закономерностями развития всего человечества-, а история каждого народа представляет собой часть всемирной истории, то конкретные национально-специфические черты и признаки выступают как конкретно-исторические формы модификации общеисторических законов общественного развития. Б соответствии с этим, по справедливому замечанию А.Ф.Дашдамирова, "суть национальных особенностей может быть определена как конкретная, индивидуально-выработанная форма выражения общечеловеческого; общеисторического, интернационаявного, классового" ).
В этом плане культура каждого народа носит одновременно национальный и интернациональный характер.
В контексте общефилософского диалектико-материалистическо-го положения о связи и единстве общего и особенного национальное выступает, как уже отмечалось выше, как особенное, конкретное, частное, в котором проявляется общее - интернациональное, общечеловеческое Национальное вносит в интернациональное многообразие форм, делает его еще богаче и разностороннее.
Подлинно национальное не существует вне интернационального и, наоборот, интернациональное не может существовать вне национального. Они существуют как единство общего и особенного. Включая в себя не только то, что отличает культуру одного народа от культуры другого народа, но и то, что их объединяет, национально-самобытное выражает общечеловеческое особыми гранями и неповторимыми моментами. В свою очередь интернациональное, которое включает в себя общие закономерности развития художественных культур всех народов, которое, по справедливому замечанию Г.Ломидзе, является способом "существования национального в его высшем, исторически наиболее прогрессивном, последователь но социалистическом воплощении"2 , обогащается посредством вбирания в себя национально-своеобразного, очищенного от отсталых, отживших черт и элементов. Как подчеркивал Ф.Энгельс, "подлинно национальные идеи, то есть идеи, отвечающие экономическим факторам, как в промышленности так и в сельском хозяйстве, факторам, господствующим в соответствующей стране, в то же время всегда являются и подлинно интернациональными идеями"1).
Всемирное признание получают лишь те произведения искусства, которые через картины национальной жизни народа поднимают общечеловеческие проблемы, через судьбы своего народа решают вопрос о судьбах человечества, А.С.Пушкин стал подлинно национальным русским поэтом и писателем именно потому, что в своем творчестве он отразил общечеловеческие проблемы через специфически русский национально-исторический опыт. Б.Бурсов совершенно справедливо подчеркивает, что пушкинский реализм необходимо понять "как общечеловеческий и как специфически русский", поскольку "Пушкин впервые дал изображение России и русского человека в их национальной специфике и принадлежности к общечеловеческому развитию" . Это можно сказать о своих выдающихся национальных художниках всех народов Советского Союза, которые в своих произведениях! изображая в национальных формах жизнь советских людей, вносят весомый вклад в развитие советской и мировой художественной культуры, во все более глубокое выявление сущности человека и его деяний.
Взаимообогащение национальных культур как проявление диалектики национального и интернационального в условиях социализма
Совершенно другое, качественно новое содержание двуединый процесс развития национальных культур народов бывшей РОССИЙСКОЙ империи приобрел после Великой Октябрьской социалистической революции, в условиях социализма. В Программе КПСС первая из этих тенденций определяется как всестороннее развитие каждой социалистической нации, вторая - как все большее ускорение и расширение процессов их взаимовлияния, взаимообогащения и интернационализации всех сфер их жизни, в том числе и духовной культуры1 .
Социализм создал невиданные доселе благоприятные условия как для формирования и неуклонного развития художественных культур всех наций и народностей, населяющих Советский Союз, так и для их тесного взаимосближения, их интеграции на путях интернационализации. Этот двуединый процесс, обусловленный самой природой советского общества, которое характеризуется, с ОДНОЙ стороны, социальной однородностью и, с другой стороны, многонациональностью, протекал неоднозначно и в разных формах на разных этапах социалистического строительства. Но общая тенденция характеризовалась усилением общих интернационалистских элементов, насыщением самого национально-особенного интернациональным содержанием, что в итоге привело к формированию и утверждению качественно нового, высшего - социалистического - типа культуры, соответствующего духовным и эстетическим потребностям людей новой социалистической социально-экономической формации. Этот социалистический тип культуры опирается на иные идеологические, идейно-теоретические и методологические принципы и критерии художественно-эстетического отображения действительности, свой собственный идеал прекрасного. Процесс формирования этой новой культуры протекал по линии взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащения всех национальных культур на основе радикального преобразования отражаемой ими действительности и формирования нового, невиданного в истории субъекта культуры - советского народа как исторической общности людей.
Результат многостороннего взаимодействия и взаимообогащения национальных культур во многом зависит от социальной и художественно-эстетической готовности и потребности одних наций воспринимать и усваивать культурные достижения других народов. Чем выше уровень образованности и развития нации, чем богаче ее духовная культура, тем шире и разностороннее ее интеллектуальные интересы и художественно-эстетические потребности. Общность или близость художественно-эстетических идеалов и критериев прекрасного дает возможность представителям разных народов и народностей лучше понимать и усваивать духовные ценности друг друга. Рост культурного и интеллектуального уровня раздвигает границы освоения духовных ценностей, созданных другими народами. Процесс освоения новых видов и жанров художественного творчества зачастую требует ломки устоявшихся традиций, введения новых изобразительных средств, приемов и художественных элементов, определенного изменения и совершенствования художественно-эстетических критериев и идеалов, их интернационализации. Интернационализация художественно-эстетических критериев и идеалов означает такие изменения, в процессе которых они "все более освобождаются от локальности и этакой взаимной "несовместимости", определяемой условиями исторического развития каждой социально-этнической общности, все более совершенствуются, испытывая влияние друг на друга, все более расширяются в своем диапазоне, за счет более общих, общечеловеческих qeprpttl).
Поэтому закономерно, что процесс становления советской многонациональной художественной культуры сопровождался немалыми трудностями. Они состояли прежде всего в том, что в рамках Советского Союза в единое целое оказались объединенными различные народы, народности и этнические образования, стоящие на различных ступенях социально-экономического, общественно-исторического и культурного развития. В.И.Ленин, характеризуя положение в молодой советской республике после Октябрьской революции, отмечал, что в ней переплетаются "различные типы общественно-экономического уклада": частнохозяйственный капитализм, государственный капитализм, социализм, а также натуральное, крестьянское хозяйство и мелкое товарное производство .
На трудности, связанные с экономической многоукладностью и исторической неравномерностью социально-политического развития, указывалось в резолюции х съезда РКП(б) "Об очередных задачах партии в национальном вопросе". В ней» в частности, говорилось о наличии в России народов, как прошедших "в той или иной степени период промышленного капитализма", так и "сохранивших в большинстве случаев скотоводческое хозяйство и патриархально-родовой быт" или "не вполне еще ушедших раньше полупатриархально-полуфеодальнего быта"1).
На разных ступенях развития находились и художественные культуры этих народов. Так, в дореволюционный период изобразительное искусство многих народов Севера, Средней Азии, Поволжья, Дальнего Востока ограничивалось преимущественно декоративным и прикладным жанрами, как, например, художественные вышивки на полотне, войлоке, гравировка и чеканка по металлу, резная деревянная орнаментировка жилищ и т.п. Здесь почти отсутствовали такие жанры изобразительного искусства как живопись, графика, скульптура. Большинство народов дореволюционной России не знало таких форм музыкального искусства, как опера, симфония, кантата и т.д. В целом, в дореволюционной России лишь 12 народов имели свой театр. В отличие, например, от армян и грузин, театральные традиции которых имели тысячелетнюю историю, многие народы Средней Азии, Кавказа вообще не знали театрального искусства.
В результате советская многонациональная художественная культура в первые десятилетия своего существования характеризовалась многостадиальностью. В докладе "Четверть века советской литературы" на юбилейной сессии Академии наук СССР, посвященной 25-летию Великого Октября в І94-2 г. А.Толстой подчеркивал, что "советская литература не только многонациональна и многоязычна, но и многостадиальна - в ней соседствуют разные стадии или ступени развития: от бесхитростной песенки ашуга или первого рирован-ного опыта на языке только что созданной письменности до повести, романа, поэмы и драмы, которые переводятся на все языки мира"2). Если перед одними художественными культурами (например, украинской, армянской, грузинской) стояла задача дальнейшего развития реализма в направлении социалистического реализма и освоения новых форм и жанров художественного обобщения, то другим национальным художественным культурам еще предстояло овладеть письменными формами культуры, выйти к реалистическому мышлению»
Интернационализация художественно-эстетических принципов советской многонациональной культуры
Очевидно, что описанные в предыдущем параграфе процессы взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур сыграли важную роль во взаимном сближении критериев художественно-эстетического отображения действительности, духовных потребностей и идеалов у всех народов Советского Союза.
Безусловно, что в конечном счете определяющим фактором в данном отношении явилось революционное преобразование самой социальной действительности, отражаемой национальными художественными культурами, приведшее к интернационализации прежде всего условий, образа жизни социалистических наций и народностей, а затем и их художественных культур. В силу сближения социалистических наций и народностей эти процессы, становятся важнейшим фактором развития как отдельных национальных культур, так и всей социалистической культуры в целом.
Процеос интернационализации реализуется в условиях, когда производительные силы перерастают национальные рамки. Как подчеркивалось в докладе о 50-летии СССР, "экономика Советского Союза - это не сумма экономик отдельных республик и областей. Это уже давно единый хозяйственный организм, сложившийся на основе общих экономических целей и интересов всех наций и народностей111 . Общесоюзная экономика является той необходимой материальной основой, на которой осуществляется процесс сближения национальных культур. Оказывая определяющее влияние на развитие национальных отношений, социалистические производственные отношения служат тем фундаментом, на котором расширяются и углубляются взаимосвязи и сотрудничество социалистических наций и народностей во всех областях, в том числе и в области культуры. В условиях полного равенства всех наций и народностей во всех сферах жизни, их братского сотрудничества и взаимопомощи в беспрецедентных масштабах расширяются и углубляются все формы связи и общения между народами, интенсифицируется обмен кадрами, материальными и духовными ценностями.
Важную роль в этом отношении играет все более растущая индустриализация и урбанизация, ведущие к образованию коллективов людей разных национальностей, проживающих в одних и тех же районах, работающих в производственных коллективах, учащихся учебных заведений и т.д. В настоящее время в СССР большинство городов являются по своему этническому составу многонациональными. К примеру, в высших и средних учебных заведениях Узбекской ССР, которые в основном сосредоточены в городах, учатся студенты 77 национальностей, а в одном только Ташкентском университете -студенты 60 национальностей1 . Это характерно и для других университетов и высших учебных заведений всех специальностей.
Одним из важнейших аспектов утверждения и укрепления интернационализации в условиях социализма является дальнейшее расширение и ускорение этнических процессов, У этого процесса три стороны: этническая консолидация, этническая ассимиляция и межэтническое сближение, Этническая консолидация включает постепенное сближение и последующее слияние нескольких родственных этнических общностей в единый народ или народность. Так, например, если поморы, кержаки, отдельные группы казаков раньше не всегда сознавали свою принадлежность к русскому народу, то в условиях советской действительности они стали рассматривать себя как неразрывную часть русского народа. Согласно переписі населения 1939 г., в Киргизии, например, существовала небольшая этническая группа, которая называла себя саритколманами, но в переписи 1959 г. они уже не значатся2 .
Большой интерес в рассматриваемом отношении представляет консолидация диалектных и племенных группировок у горских народов Кавказа, Процессы этнической ассимиляции особенно интенсивно протекают среди территориально рассредоточенных национальных групп. Однако главную линию развития этнических процессов в нашей стране на современном этапе "составляет не ассимиляция, а сближение национально-специфических черт народов, их повседневного образа жизни, прежде всего в сфере языка и культуры бы-тап1)#
В рамках советского народа все нации и народности получают оптимальные условия для взаимного сотрудничества и добровольного сближения, В свою очередь, достигая невиданных ранее вершин материального и духовного развития, они вносят все более весомый вклад в укрепление экономического и культурного потенциала советского народа.
Чрезвычайно важно, что новая историческая общность-советский народ - значительно шире национальной общности. Это не отдельный народ как, к примеру, русский, украинский, белорусский и т.д., это и не "нация", поскольку он объединяет в интернациональном единстве все нации и народности, проживающие на территории СССР. В то же время советский народ не есть простая совокупность отдельных наций, народностей и этнических групп. Категория "советский народ" имеет не собирательный, а общностный смысл. Бе новизна состоит в том, что несмотря на сохранение различий между составляющими его народами, эта новая историческая общность характеризуется единством социального, политического, идейного и культурного начал. Это сложное социальное образование выступает как более высокая форма развития по отношению к национальной общности. Она воплощает в себе все лучшее, что имеется у.социалистических наций и народностей.