Введение к работе
Актуальность исследования. Вопрос о том, что такое кино, какова природа фильма, в чем его специфика и где его границы, не утрачиваеі своей актуальности на протяжении всей сравнительно недолгой, но стремительно развивавшейся истории кинематографа И на каждом этапе этой истории, с каждым крупным художественным и техническим открытием эти вопросы обретают и новое содержание, и новую остроту Па них неї и, вероятно, не может быть однозначных ответов, а го, что порой казалось главной закономерностью киноискусства, оказывалось лишь преходящей особенностью, одним из моменюв развития экранной образности Так, специфической формой выражения нового искусства в 1920-е гг полагали монтаж, который затем отошел на второй план в пользу драматического повествования и актерского образа 1960-е годы стали периодом расцвета «философского» кино экран успешно передавал мысль, выражал философские концепции и понятия, доказав тем самым возможность сближения в кино искусства и научного познания
Кинематограф, являясь, с одной стороны, наиболее зрелищным и массовым видом искусства, с другой - тем видом художественного творчества, который затрагивает сознание зрителя на уровне глубинных психологических структур, способен едва ли не в самой адекватной форме выявлять важнейшие аспекты реальности, отражать и конкретно-чувственную, и внутреннюю, духовную сторону бытия В силу этого именно кино способно не только аккумулировать в себе новые ценности и мотивационные основы общественного развития, но и в массовом масштабе формировать основы нового мышления, нового видения действительности
Явления эги проявляются на фоне интенсивных организационно-творческих экспериментов и поисков. Поэтому их изучение, попытки оценить их возможности и дальнейшие
перспективы представляются весьма актуальными как в теоретическом, так и в практическом смысле
Особенность разработки темы в данном исследовании заключается также в том, что основные вопросы эстетики кино рассматриваются в динамике его становления и развития Полученные в ходе рассмотрения выводы и рекомендации, помимо проблем, непосредственно затрагивающих кинопрактику, могли бы способствовать дальнейшему из>чению вопросов развития эстетики кинематографа
Степень научной разработанности проблемы. Имеющаяся по рассматриваемой проблеме научная литература позволяет нам сделать вывод об отсутствии специальных работ, в которых рассматривалось бы развитие эстетики кино в период со второй половины XX в по первое десятилетие XXI в
В последние годы, конечно, появлялись работы, в которых авторы в той или иной степени обращались и к проблеме концепций художественного творчества в современной эстетике кино Наше внимание привлекли диссертации Г Б. Ахме-танова, А Г Дубровина, Н Г Егошкина, А М Колоскова Однако в этих работах концепции художественного творчества в эстетике кино и специфика мышления кинохудожника специально не рассматриваются Проблему эстетики художественного творчества рассматривали Н Н Афасижев, Б С Мейлах, А С Мигунов, А.А. Оганов
Тем не менее практически с момента появления кино как искусства выходили фундаментальные работы, посвященные осмыслению эстетических аспектов данного феномена Особенно в этом смысле интересны 1920-е гг - период, когда активно шло осмысление выразительных возможностей нового искусства Именно тогда вышел ряд работ по эстетике и социологии кино, в частности книги Рудольфа Гармса и Луи Деллюка, сборник статей «Поэтика кино» (под ред Б Эйхенбаума), работы Б Балаша, Р. Егиазарова, М Левидова, А Пиотровского, С Тимошенко, А Трояновского и др В этих со-
чиненнях, как и в многочисленных публикациях последующих лет, делались попытки определить суть кинематографа, выявить специфику его языка, попыыться понять природу его реалистичности В рамках эстетики второй половины XX в определяющими были труды двух философов кино - А Базе-на и 3 Кракауэра Среди современных авторов можно выделить режиссера и теоретика кино П Гринуэя и семиотика и теоретика искусства Ю М Лотмана Особый научный вклад в исследование общего характера проблем эстетики кино внесли работы Б Балаша, И Бергмана, С Ф Бондарчука, М П Власова, Г Л Ермаша, А Л Казина. Ц П Короленко, Н Я Парсаданова, Ф Феллини, И В Фельда, Г В Фролова
Эстетическое восприятие кинематографа исследовано такими теоретиками и практиками кинематографа, как В И Волков, Б С Мейлах, ОН Органова, СХ Раппопорт, С Л Рубинштейн, В Н Самохин, Ф Феллини, Н А. Хренов Специфика языка кинотворчества представлена в работах А Л Андреева, С X Раппопорта, Н А. Хренова.
В связи с тем, что в данной работе рассматриваются проблемы современного периода развития кино, особую группу источников составили материалы журнала «Искусство кино», главным образом статьи таких мастеров, как С Соловьев, Г Рерберг, А Медведев, Эльдар Шенгела, Иржи Менцель, А Силаев, А Каррикер, А Адабашьян, Л Дуров, Л Филатов и
Объект исследования - художественное творчество в киноискусстве
Предмет исследования - основные направления художественного творчества в кино и концепции художественного творчества в киноэстетике
Цель исследования - анализ художественного творчества в кино, выявление основных направлений его развития
Задачи исследования:
определить специфику кинематографического мышления и кинематографического языка,
проанштизировать основные тенденции в развитии киноискусства,
вьіявиїь особенности реализма и художественной правды в кино,
рассмотреть основные художественные проблемы кинодокументалистики,
раскрыть особенности и взаимосвязь режиссерского и зрительского эстетического восприятия кино и определить принципы внугреннего видения кинокартины
Методология исследования. Методологическую основу диссертационной работы составили исторический и диалектический принципы, применяемые в философской эстетике, позволяющие рассматривать художественное творчество в кинематографе в последовательной и обусловленной смене основных этапов и раскрывать внутреннюю противоречивость этого процесса
Методы исследования. Применены сравнительный анализ, позволяющий сопоставлять и оценивать содержательную сторону художественных концепций в кино, а также некоторые методы герменевтической эстетики, для анализа «понимающей» функции кинематографа Существенное значение для автора имели искусствоведческие методы анализа жанровых и стилевых характеристик кинотворчества
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, чго в нем впервые последовательно
- специально ставится вопрос о выявлении теоретико-
художественных концепций в области кино и их классифика
ции,
определено, что в качестве основания для выделения таких концепций может служить различие в художественном мышлении и художесі венном языке кино творчества,
среди теоретико-художественных концепций, особо повлиявших на развитие и киноэстетики, и самого киноискусства второй половины XX - начала XXI вв , выделены
У концепция «тотального реализма» (Л Базен),
концепция так называемого «фотографического» или «феноменологического» реализма (3 Кракауэр),
концепция «визуального кинематографа» (П Гринуэй),
концепция кино как «недовоплощенной» общественной жизни Она в основном своем содержании разработана и со значительным творческим успехом применялась в отечественном кинематографе,
концепция «нового реализма или новой простоты в кино» (Ларе фон Триер, «Догма 95»),
впервые в отечественной эстетической теории проведен сравнительный анализ выявленных теоретико-художественных концепций,
раскрыто принципиальное единство эстетической проблематики игрового и документального кино, которое обусловлено самой спецификой художественного мышления и художественного языка в киноискусстве
доказано, что проблема внутреннего видения в кинотворчестве является одной из важнейших для понимания психологии творческой личности в кино, поскольку именно фильм, созданный заранее в воображении художника, имеет шансы стать настоящим произведением искусства
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке методов анализа концепций художественного творчества в кино, а также в выявлении исторической последовательности и преемственности художественных методов
Практическая значимость исследования. Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы
в процессе профессиональной подготовки работников кино,
в составлении учебных программ по курсам эстетики, киноведения, культурологии,
в составлении программ методологических семинаров по вопросам киноискусства,
при разработке библиографической рубрикации по теме «Киноискусство»
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств, прошла предварительную экспертизу и принята к защите диссертационным советом Д 210 010 04 при Московском государственном университете культуры и искусств
Материалы и результаты диссертационного исследования получили апробацию в форме докладов и сообщений на конференциях различного уровня В их числе «О необходимости преодоления эстетизации насилия в современном кинематографе» (межвузовская научная конференция «Силовое принуждение история и современность» (Голицыно, 2006 г)), «Педагогические интенции кинотворчества» (научно-практическая конференция в МГУКИ (Москва, 2007 г)), «Подвижный рассказ с помощью неподвижных изображений как феномен киноискусства» (международная научно-практическая конференция «Культура в контексте гуманитарного знания» (Москва, 2007 г ))
Основные положения диссертации отражены в 4 публикациях автора.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Специфика художественного мышления в кино определяется композиционной организацией материала, пластикой кадра Мысль кинохудожника переходит в непосредственное действие, обусловленное не формулой, но формой
-
Различие языковых структур в кинопроизведении может стать основанием для типологизации художественных концепций в киноискусстве, среди которых мы выделяем концепцию «тотального реализма» А Базена, концепцию так называемого «фотографического» или «феноменологического» реализма 3 Кракауэра, концепцию «визуального кинематографа» П Гринуэя. концепцию знаковой природы изображения Ю М Лотмана, концепцию кино как «недовоплошен-ной» общественной жизни, концепцию «нового реализма или новой просюты в кино» Ларса фон Триера («Догма 95»)
-
Специфика кинопроизведения, как ее понимают в современной эстетике кино, всегда действенно-драматична и отражает движение жизни, диалектику и перспективы этого движения, вследствие чего кинопроизведение реалистично и неисчерпаемо в своих художественных возможностях
-
Кино способно не только аккумулировать в себе новые ценности и мотивационные основы общественного развития, но и в массовом масштабе формировать основы нового мышления, нового видения действительности
-
Попытки поставить киноискусство в прямую зависимость от достижений техники неизбежно приводят к замене образа как субъективно осмысленной формы отображения жизни произвольно-субъективными знаками и символами и, по существу, разрушают кино как вид искусства
-
Современное документальное кино может изменить устоявшиеся шаблоны формы и содержания, указывая зрителю на противоречия между реальным миром и его изображением
-
Современный кинематограф переживает состояние неопределенности формы, поскольку необходимость нового содержания кино очевидна, а форма и способы его выражения
или тяготеют к традиционным, или становятся в зависимость от техники и технологии кинопроизводства
8 Проблема внутреннего видения будущей кинокартины в воображении кинохудожника является одним из важнейших факторов в киноискусстве
Структура диссертации определена целями, задачами и методологией диссертационного исследования Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений