Введение к работе
Актуальность темы. Множество проблем, выдвигаемых современной цивилизацией, требуют своего осмысления и разрешения в самое ближайшее время. Современная культура, ориентированная на развитие технологий, подошла к тому порогу, когда её собственные достижения не только приносят пользу, но и вредят человеку, порождая различные формы заболеваний и отклонений. Кроме того, сама повседневная жизнь представляет для человека поле битвы. Болезни, преступность, терроризм, войны, природные и техногенные катастрофы, - вот далеко не полный перечень опасностей, от которых не застрахован ни один человек. Проблема становится особенно актуальной в последние годы, так как именно сейчас интегративный характер социальных процессов обусловил взаимозависимость и взаимопроникновение любых явлений и событий.
Каждый человек представляет собой уникальное творение, и вместе с тем часть общего целого, что позволяет попытаться выявить и понять универсальные и особенные проявления человеческого бытия. Наша история представляет нам примеры как общих трагедий, переживаемых нациями и народами, так и личностные драмы, порой, более значимые для отдельного индивида, чем всеобщие опасности и испытания. Исследование общезначимых тенденций и их своеобразия в индивидуальном бытии, позволяет отчётливее осознать неповторимость определённой эпохи и, вместе с тем, её неразрывную целостность с историей человечества.
Любая культура содержит в себе наиболее значимые для её представителей события, причины и смысл которых проясняются лишь с течением времени. Их оценка современниками слегка пристрастна в силу объективной принадлежности к данной культуре: в качестве главных событий своей эпохи они рассматривают те феномены и явления, которые ориентированы на непосредственные нужды, хотя в дальнейшем могут приобрести совершенно иное значение для потомков.
В основных эстетических категориях, исследуемых на протяжении всей истории человечества, в квинтэссенции представлено понимание наиболее значимых форм эмоционально-чувственного бытия, сжатых до символа, конкретизируемого в процессе эстетической деятельности в той или иной сфере, с большей или меньшей долей приближения к настоящему, - как эстетически и исторически определённый образ, картина бытия. Эстетическая интерпретация реальности позволяет выявить в ней ту сторону, тот аспект, которые существовали в скрытой или открытой формах, и выражали действующий, но не исследованный пласт действительности. Учёными традиционно иссле-
довались такие категории как - прекрасное, безобразное, трагическое, комическое и т.д., поскольку в них наиболее глобально и концентрированно выражались представления о современности. Тем не менее, эстетическое самовыражение любой эпохи значительно шире, поскольку контекст среды образует целостность с любым эстетическим действом или отношением, или произведением искусства, что обусловливает множественность смыслов и интерпретаций.
В наше время особое значение приобретает эстетическое исследование сущности не только классических категорий эстетики, но и относительно новых понятий, выработанных в ходе исторического процесса в различных науках, таких как психология, культурология, социология и многих других. Синтез подходов создаёт дополнительные возможности для выявления не только исторических, но и актуальных аспектов проблемы, дополняясь исследованием таких сущностных моментов бытия, которые, имея потенциальную вероятность последующего развития, в настоящем заданы как тенденции. Эстетическая действительность выражает их в форме футурологических предчувствий, проявляющихся на уровне как сознательных, так и интуитивных интроспекции.
К последним, с полным правом можно отнести исследование эстетических проявлений фобий, то есть анализ образов устойчивых форм страха, как в стереотипных, массовых формах, так и локальных, спорадических феноменах. Сам феномен фобий явился объектом анализа лишь в XX веке, благодаря возникновению и развитию новых философских и психологических направлений и школ, а также в связи с изменениями образа жизни и усилением интереса к личности и особенностям её уникального бытия. Новые подходы создали предпосылки для осознания целостности и неразрывности человечества (при всех уникальностях личности, народности, нации, этноса и т.п.), что, в конечном итоге, проявляется в общности как сущностных, так и феноменологических особенностей современного бытия.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью более детального изучения феномена фобий в их эмоционально-чувственной реализации, эстетическом проявлении, поскольку, не будучи ещё осмыслены философски, они уже существуют эстетически, позволяя предвосхитить и осознать сущностные тенденции бытия. Вместе с тем, существуя на уровне массового сознания в качестве парадигм мышления и массовых моделей поведения и действия, эстетические формы фобий позволяют точнее приблизиться к пониманию ментальности культуры, её ценностных смыслов и идеалов. Эстетическим языком, образным рядом, культура наглядно демонстрирует нам собственные нужды и потребности, позволяя таким образом выявить мотивы и ос-
мосгь составить более полное впечатление по сущности и историческому развитию данного феномена. Поскольку анализ эстетического проявления фобий в истории эстетики вёлся лишь спорадически, при изучении таких категорий как трагическое, безобразное и т.д., то необходимость более детального изучения проблемы, не только как субъективно-значимой и вторичной, ио и как самодостаточной и существенной, выдвигается на первый план. Эта необходимость вызвана как изменениями в культуре, обусловившими иной образ и темп жизни, а, стало быть, и иное наполнение социальных явлений, так и научными достижениями, позволяющими расширить наши представления о причинах, развитии и влиянии эстетических проявлений фобий в современном мире.
В связи с этими обстоятельствами, выявление особенностей онтологического бытия эстетических форм фобий позволит полнее представить не только картину эстетической культуры общества, но и образ жизни культуры в целом. А гносеологическое значение исследования состоит в моделировании эволюционной картины модификации сущности и эстетических проявлений фобий в социуме в различных формах. Однако следует отметить, что как онтологический, так и гносеологический аспекты исследования проблемы образуют нерасторжимую целостность, выступая как рядоположенные и взаимодействующие друг с другом.
Следовательно, научная новизна данной работы состоит:
в исследовании эстетической сущности и форм фобий в обществе;
в попытке систематизации и выявлении общих тенденций в развитии и проявлении сущности эстетических форм фобий;
» в историческом анализе взаимозависимостей между эстетическими проявлениями фобий в различных социокультурных пластах;
в исследовании взаимовлияния между научным осмыслением и реальным проявлением фобий в эстетических формах в массовом сознании;
в анализе значения и роли эстетического выражения фобий в социуме.
В связи этим, основным объектом исследования является категория "фобия", анализируемая как в онтологическом, так и в гносеологическом аспектах, а предметом исследования выступают эстетические проявления фобий в культуре, что подразумевает рассмотрение:
сущности и основных форм фобий;
истории формирования эстетических форм фобий в культуре западной Европы;
эстетических особенностей фобий в конкретно-исторических проявлениях;
особенностей существования эстетических форм фобий в современной культуре;
исследование проявления фобий на различных социальных уровнях;
Хронологические границы исследования охватывают период от первобытного общества до современной культуры. Особо хотелось бы отметить, что проблема эстетического проявления фобий рассматривается в пределах западноевропейской культуры.
Таким образом, целью данной работы является исследование сущности, генезиса и закономерностей развития эстетических проявлений фобий в западноевропейской культуре, как в онтологическом, так и в гносеологическом плане. Отсюда вытекает ряд задач, решаемых в ходе исследования:
-
Исследование сущности и форм проявления фобий с позиций различных наук.
-
Анализ исторических форм эстетичесхого проявления и исследования фобий в западноевропейской культуре.
-
Исследование современных эстетических проявлений фобий.
-
Анализ влияния культуры общества на эстетическую сущность фобий.
-
Анализ значения феномена фобий в эстетике.
Методология исследования основана на системном подходе к проблеме, включающем синтез следующих методов: сравнительно-исторического, применяемого при анализе культурно-исторических процессов и явлений; структурно-функционального анализа, позволяющий глубже изучить взаимосвязи определённой конкретно-исторической целостности; методы общеэстетического исследования, устанавливающие закономерности между социальными фактами бытия и явлениями эмоционально-чувственного их осмысления; методы искусствоведческих наук, рассматривающих феномены художественной жизни в контексте тех или иных видов искусств.
Особо хотелось бы оговорить то значение, которое для данной работы имеет философская методология, поскольку она составляет фундаментальный базис исследования в силу сущностной и генетической связи философии и эстетики. В ходе философского анализа, так или иначе, возникает необходимость исследования чувственных форм бытия, а стало быть, эстетический анализ является логическим завершением всякого философствования. Несомненная взаимообусловленность, диалектическое взаимопроникновение философских и эстетических аспектов исследования позволяет выявить глубинные пласты феноменологического бытия. Единство исторического и логического подходов создаёт необходимые предпосылки для целостного исследования онтологических и гносеологических корней возникновения н последующего развития проблемы.
Разработанность темы. Теоретическую базу исследования составили труды как отечественных, так и зарубежных авторов, прошлого и настоящего времени. Начало теоретической рефлексии связано с постановкой проблемы в работах античных авторов. Первый существенный опыт и первая попытка анализа категории "страх" принадлежат Эпикуру. Дальнейшее изучение данной категории ведётся в границах философии известными авторами античности Платоном и Аристотелем, рассматривающим "страх" не как самодостаточное, но как сопутствующее понятие, окрашенного этически. Эта традиция сохраняется и в средневековье, где теологический подход, являясь базовым, обусловил содержание теоретических исследований, что нашло отражение в работах Августина, Оригена и других авторов.
Однако философия Нового времени более глубоко стремится проникнуть в сущность данной проблемы, что отчётливо проявляется в трудах Р. Декарта, Б. Спинозы, Лейбница, которые впервые пытаются обосновать смысл и значение страха в жизни человека с позиций рациональной философии. Прежде всего, они рассматривают истоки и природу страха гносеологически, полагая онтологическую интерпретацию следствием гносеологической. В их интерпретации категория приобретает психологическое значение (особенно у Спинозы), и устойчивый страх выступает как природная особенность человека, проявляющаяся через аффекты, и обязательно отражающая деятельность души. Страх проявляется, скорее, как механизм, выявляющий слабости души и поэтому его необходимо изучать с тем, чтобы властвовать над ним.
Однако настоящее исследование проблемы начинается в конце ХГХ начале XX веков благодаря работам Шопенгауэра, Ницше и С. Кьеркегора, придавшим данной категории структурообразующее начало, самостоятельный статус и самодостаточность. У Шопенгауэра страх приобретает значение этическое, но не в античном его отождествлении с социальностью, а в глобальном масштабе соотнесённости с общемировым началом. В отличие от него, Ницше считает страх общечеловеческой слабостью, основным наследственным фактором, тормозящим развитие человечества. С. Кьеркегор рассматривает страх как всеобъемлющую, неоднородную категорию, обладающую субъективной и объективной характеристиками, положив тем самым начало новым подходам к исследованию проблемы.
В начале XX века социальные катаклизмы и непривычно убыстряющийся ритм жизни привели к коренной ломке привычных стереотипов в жизни людей. Массовое сознание отреагировало на социальные изменения не только трансформацией мировоззренческих установок, но и попытками социальной адаптации к новым нормам жизнедея-
тельности. Новые жизненные явления формируют и качественно ииые формы страха, которые, будучи воспроизводимы достаточно долго, приобретают характер фобий.
Именно поэтому в конце XDC начале XX века фобиями заинтересовались не только философы, но и психологи, медики, социологи и т.д. Интерес для медицины представляли патологические аспекты проблемы, связанные со значительным увеличением у людей психических расстройств вне зависимости от социальной принадлежности. Однако наиболее интересными представляются исследования психологов, поскольку они затрагивают поведение "нормотипическое", то есть поведение, находящееся в пределах норм, терпимых данным обществом и не наносящем ему большого вреда. Отдельные личностные акцентуации, связанные со страхами, представляют существенную часть многих исследований, но наиболее значимые среди них - исследования 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни, Салливан, К. Изард и других.
При написании первой главы диссертант использовал концепции исследователей психологических и медицинских аспектов проблемы. Среди них, особую роль для данного исследования сыграли труды Вилюнаса В.К., Изард КЗ., Рубинштейна С.Л., Э. Клапа-реда, Щербатых Ю.В. и Ярошевского М. Г.
Вторая глаза основывается на исследовании философских и эстетичьских первоисточников, причём, концептуальные различия в подходах к изучению проблемы лишь доказывают, насколько обширно поле для анализа и как много материалг: ещё ждет своего дальнейшего изучения. Поэтому, порой, сложно выделить собстненно эстетический аспект проблемы, что приводит к неизбежному взаимопереплетению философских и иных тенденций и рассмотрению их с позиций авторских концепций определённого периода. Хотелось бы также подчеркнуть, что часть исследователей (таких как Ф. Арьес, Й. Хейзинга и др.), в качестве базового понятия сосредотачивают своё внимание на определённом феномене фобий (например, на страхе смерти), полагая эту форму фобий наиболее существенной для научного анализа.
Во второй главе работы используются труды таких авторов как: Ф. Арьес, Барг М.А., Бахтин М.М., Боннар А., Борев Ю.Б., Гуревич А.Я., Гуревич П.С., Ильина Т.В., Каган М.С., Лосев А.Ф., Кривцун О.А., Соколов В.В, Хейзинга Й., Тарнас Р., Унамуно М и др. Характеризуя особенности развития той или иной исторической эпохи, они выделяют наиболее существенные, с их точки зрения, формы массовых проявлений фобий, интерпретируя их с позиций различных научных направлений и, создавая тем самым, глубинную картину эпохи
В третьей главе привлечены материалы не только научных исследований, таких как работы 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, Ясперса К., Хайдеггера М, Батчена Д., Яковлева Е.Г. и других, но и публикации критиков и искусствоведов - Деготь К., Галина М.С. и т.д. Также особое внимание привлекает попытка социологического исследования проблемы страха, сделанная отечественными учёными С.Я Матвеевой и В.Э. Шляпен-тохом, которые на примере российского общества, оценивают феномен массовых страхов перед катастрофическими событиями.
Современная отечественная эстетика, отчасти представленная в третьей главе, исследуется в основном контексте универсальных форм современных фобий. Это вызвано тем, что работа базируется, прежде всего, на материале западноевропейской культуры, а также и на интернационализации современной эстетической жизни в целом. Возникновение новых форм эстетического бытия, связанных с новыми технологиями, привело к тому, что тиражирование и трансляция становятся не только способами распространения, но и, собственно, способами бытия культуры, рождая качественно иные формы эстетической деятельности, эстетических стандартов и ценностей.
В связи с этим возникают новые эстетические формы фобий, и переосмысливается и пересоздаётся сущность уже исторически закрепившихся образов. Причём, если ранее изменения происходили достаточно медленно и занимали длительные временные границы, то в нашу эпоху процессы формотворчества становятся значительно динамичнее. Все эти тенденции закладывают основания для дальнейших исследований по проблеме эстетического бытия фобий в социуме.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы студентами, аспирантами и преподавателями, занимающимися проблемами культуры, эстетики и философии. Также работа может быть использована при исследовании и создании трудов по эстетике и культурологии, при подготовке лекционных курсов н в практической работе дизайнеров и художников.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, каждая из которых в свою очередь содержит по два параграфа, Заключения и Списка использованной литературы.
1)