Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Справедливость в системе социально-экономических ценностей сельского населения в современных российских условиях Страхов Олег Владимирович

Справедливость в системе социально-экономических ценностей сельского населения в современных российских условиях
<
Справедливость в системе социально-экономических ценностей сельского населения в современных российских условиях Справедливость в системе социально-экономических ценностей сельского населения в современных российских условиях Справедливость в системе социально-экономических ценностей сельского населения в современных российских условиях Справедливость в системе социально-экономических ценностей сельского населения в современных российских условиях Справедливость в системе социально-экономических ценностей сельского населения в современных российских условиях Справедливость в системе социально-экономических ценностей сельского населения в современных российских условиях Справедливость в системе социально-экономических ценностей сельского населения в современных российских условиях Справедливость в системе социально-экономических ценностей сельского населения в современных российских условиях Справедливость в системе социально-экономических ценностей сельского населения в современных российских условиях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страхов Олег Владимирович. Справедливость в системе социально-экономических ценностей сельского населения в современных российских условиях : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.03 : Москва, 2004 178 c. РГБ ОД, 61:04-22/235

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Теоретико-методологические основания социологического исследования социальной справедливости 19

Раздел II. Справедливость в социально-экономической сфере жизни российского общества 68

Раздел III. Представления сельского населения о справедливости в системе социально-экономических ценностей 109

Заключение 147

Список литературы 154

Приложение 1 162

Приложение 2 171

Приложение 3 175

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Представления о справедливости затрагивают широкую сферу человеческих отношений, так как напрямую отражают социально-экономические, политические, правовые и нравственные условия жизни общества, тенденции его развития. Справедливость принадлежит к тем ценностям, связь которых с повседневным материальным, социальным, политическим, правовым положением и самочувствием людей обнаруживается самым непосредственным образом. В представлениях людей о справедливости и несправедливости отображаются практически все происходящие изменения в реальной жизни. Именно эти представления людей определяют социальные ожидания, интересы и стратегии личности и социальных групп, так как вопрос о «справедливости» — это вопрос о положении личности, о ее жизненных возможностях; о социальных, социально-психологических, политико-правовых, экономических условиях существования общества, социальных групп и отдельных индивидов.

Субъективные представления о справедливости отражают, прежде всего, степень удовлетворенности людей балансом между деятельностью человека и теми социальными благами, которые предоставляет ему общество, а также между идеальными представлениями о должном социальном порядке и реальном состоянии социальных отношений.

Кардинальные рыночные преобразования в России повлекли за собой возникновение резкой социальной дифференциации в уровне и образе жизни различных слоев населения, ухудшение условий труда и отдыха работников, затруднение доступа большинства граждан к социальным благам. В этих условиях проблема практической реализации требований справедливости различных категорий населения приобрела первостепенное значение. Особенно остро эта проблема стоит перед сельским населением, так как именно сельское население в период рьшочных реформ оказалось наименее социально защищенным слоем российского общества. Это связано, прежде всего, с отсталостью и огра-

4 ниченностью производственного потенциала сельских территориальных образований.

Российская деревня вступила в XXI век в состоянии экономической и социальной разрухи. Если город, в силу своей большей экономической развитости, имел потенциальные ресурсы для быстрой и самостоятельной адаптации к рыночным условиям, то село, в связи с ограниченностью его экономической инфраструктуры, оказалось в меньшей степени готово к резким изменениям, произошедшим в стране в 90-е годы.

Оставшись без прежней государственной поддержки и управления, узко-специализируемая экономика большинства сел вступила в фазу затяжного кризиса. Социальная сфера села, практически лишившаяся источников финансирования, оказалась на гране полного разрушения. Сложившиеся в российской деревне социально-экономические условия жизнедеятельности перестали соответствовать потребностям и ожиданиям большинства сельских жителей.

Учитывая непосредственную связь справедливости с различными сферами жизни, по складывающимся представлениям о «справедливости» и «несправедливости» сельчан можно, в известной мере, судить о многих проблемах реформирования условий жизни сельского населения, желательности и необходимости внесения тех или иных коррективов в темпы и способы его проведения, уточнения вектора дальнейшего развития и его конкретных целях.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена: во-первых, необходимостью изучения соответствия сложившихся в российской деревне социально-экономических условий жизнедеятельности интересам сельского населения; во-вторых, потребностью практики выяснения социально-ориентированных перспектив реформирования социально - экономической сферы села, выявления наиболее адекватных интересам населения способов и целей его осуществления.

Состояние научной разработанности проблемы.

В связи с тем, что в диссертации исследуются представления о справедливости жителей российской деревни, по мнению автора необходимо, с одной

5 стороны, осветить степень научной разработанности проблем справедливости, а с другой, рассмотреть отечественный опыт исследования сельской жизни.

Изучение феномена справедливости и в зарубежной, и в отечественной гуманитарной науке имеет глубокие корни и насчитывает длительную историка -.-..-

Наиболее ранние четко сформировавшиеся подходы к осмыслению сущности справедливости встречаются в фундаментальных трудах античных мыслителей - Платона, Аристотеля и Эпикура1. В их работах рассмотрены общественные и частные особенности справедливости; разработана формальная структура справедливости - выделены две ее основные формы: «уравнивающая» и распределяющая»; определено двойственное начало справедливости -ее природная (или божественная) и социальная основы.

Осмысление первостепенности и важности рассмотрения справедливости как явления, прежде всего, социального происходит в Новое время. В работах философов Ф.Бэкона, ГХроция, ТЛГоббса, ДЛокка, Б.Спинозы2 справедливость признается высшим принципом человеческого общежития, происходит осознание равенства свобод всех членов общества, необходимости суверенитета каждой отдельной личности. Анализ феномена справедливости переходит в область права. Справедливость стала рассматриваться не только как общественное благо, но как правовая норма.

Эти идеи нашли свое развитие в воззрениях просветителей -КХельвеция, ГЛессинга, Ж.Ж.Руссо3, наполнивших представления о справедливости гуманистическими принципами, идеями духовной и политической свободы, равенства и братства людей, выдвинувших требование равного распределения общественных благ, выступивших против сословной иерархии.

1 Платон. Государство. Законы. Политики - М, 1998; Аристотель. Этика. Политика -
Минск, 1998; Лосев АФ. История античной эстетики в 2-х частях, Ч. 2, - М., 1969.

2 Бэкон Ф. Опыты и наставления нравственные и политические - Соч. в 2 т., Т.2., -
М.,1972; Гроций Г. О праве войны и мира — М., 1956; Гоббс Т. Левиафан - Избр. произв.
В 2 т., Т.2, М.,1964; Спиноза Б. Политический трактат - Избр. произв. Т.2., М., 1957;
Локк Д. О государственном правлении - Избр. произв. Т.2, М., 1960.

3 Гринберг Л.Г. Критика современных буржуазных концепций справедливости -
Л., 1977; Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1998.

Особый смысл в осознание проблем справедливости внес немецкий философ эпохи Просвещения - ЙКант4. ШСант отошел от традиционного рассмотрения справедливости как блага и как правовой нормы. Анализ справедливости он перенес в область чистого разума, сделав ее продуктом морали и совести человека.

Несмотря на частое обращение мыслителей разных эпох к проблеме справедливости, концептуальные подходы к ее эмпирическому исследованию складываются только в ХГХ-ХХ вв., в период становления социологии. В социологической теории исследования справедливости развивались в рамках двух основных направлений: позитивизма и марксизма. Представители позитивизма МВебер, Э.Дюркгейм, О.Конт, Г.Спенсер5, вместо выдвижения абстрактных идей, касающихся различных аспектов справедливости, стремились создать эмпирически обоснованные методы исследования, направленные на выявление сущности, причин и закономерностей справедливости как социального явления. Основываясь на методах научного анализа, представители позитивизма описали законы, которые, по их мнению, обусловливают характер общественного развития, социальные связи, причины зарождения идеалов справедливости и возникновения в обществе несправедливости.

Важный вклад в развитие методологических подходов к изучению проблем справедливости внесли теоретические разработки КМаркса и Ф.Энгельса6. Основываясь на диалектическом материализме, выведенном законе «развития общественно-экономической формации», они определили, что нормы и содержание справедливости возникают в обществе, исходя из интересов определенной исторической эпохи, господствующей экономической формации, и носят объективный характер.

В современной зарубежной социально-философской теории осмысление проблем справедливости нашло продолжение в работах ДжЛСХэлбрейта,

4 Кант И. Критика чистого разума — М., 1994.

5 Вебер М. Избранные произведения — М., 1990; Дюркгейм Э. О разделении обществен
ного труда - М., 1996; Спенсер Г. Синтетическая философия - Киев, 1997.

6 Маркс К. Энгельс Ф. Собрание сочинений. — М., 1959.

7 ДясРолза.7 Основной идеей их работ в отношении вопросов справедливости является окончательный переход к приоритету договора над благом. Поиск источника справедливости переходит в область права

Большой вклад в исследование справедливости был сделан представителями отечественной гуманитарной науки. В досоветский период подробному анализу феномена справедливости посвятили свои работы: ПАЛСропоткин -причисливший справедливость к разновидности общественного инстинкта высшего уровня8; В.ИЛенин - указавший важное значение критического смысла справедливости по отношению к общественному развитию9; П.А.Сорокин - обосновавший формулу «пропорциональной» справедливости общественного распределения10; Б.Н.Чичерин и С.Л.Франк - рассмотревшие связь понятия справедливости с понятиями «право» (или «правда») и «легитимность»11.

В советский период исследования различных аспектов справедливости развивались по следующим направлениям научного интереса:

генезис справедливости как философской, этической категории (З.А.Бербешкина, Е.Л.Дубко, МКРуткевич);12

справедливость в аспекте проблем права и правосознания (Н.С.Малеин, Г.ВЛ1альцев);!3

историография работ, посвященных справедливости (АЛХБутенко, Л.Г.Гринберг, А.Ф.Колодий);14

7 Гэлбрейт Дж.К. Справедливое общество. Гуманистический взгляд/Новая постиндуст
риальная волна на Западе. Антология/В.Л.Иноземцев-М., 1999; Ролз Дж. Теория спра
ведливости - Новосибирск, 1995.

8 Кропоткин П.А. Этика-М., 1991.

9 Ленин В. И. Поли. собр. соч. -Т. 4, С.220

10 Сорокин П. А. Социализм и социальное равенство/ В кн. Человек. Цивилизация. Об
щество - М., 1992.

11 Чичерин Б.Н. Философия права - М., 1990; Франк С Л. Духовные основы общества -
М., 1992

12 Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория — М., 1983;
Дубко ЕЛ. Идеал, справедливость, счастье - М.: Изд-во МГУ, 1989; Руткевич М.Н. Со
циалистическая справедливость // Социол. исследования, 1986, № 3

13 Теория права / Под ред. Малеина Н.С. - М., 1992; Мальцев Г. Социальная справедли
вость и правовые основы распределения по труду // Общественные науки, 1985, №1;

проблемы справедливости в социально-экономических отношениях (Т.И.Заславская, О.В.Осипенко, Н.М.Римашевская, В.З.Роговин);15

справедливость как феномен общественного и индивидуального сознания (3. АБербешкина, Е ЛДубко);16

В современной российской общественной науке отдельные аспекты феномена справедливости рассматриваются: в правовых (В.АБорисов)17, социально-экономических (О.Э.Бессонова, Н-АЛунина, Д.Д.Москвин, АХЛлеуж)18, социально-политических отношениях (КМуздыбаев, М.Назаров).19 Появились так же исследования, выявляющие культурно-исторические факторы развития представлений о справедливости в русском обыденном и теоретическом сознании (И. АИсаев, Л-Д-Козырева)20.

В соответствии с темой диссертации необходимо также рассмотреть работы отечественных социологов, посвященные исследованию села. Начало подробному и всестороннему изучению сельского образа жизни было положено в конце XIX века публицистическими исследованиями Г.И.Успенского,

Социализм: социальная справедливость и равенство / Бутенко All 1982; Л.Г.Гринберг Критика современных буржуазных концепций справедливости - Л., 1977; А.Ф.Колодий К переосмыслению содержания социальная справедливость // Вестник МГУ, 1991, серия 12, №6.

15 Заславская Т.И. Социальная справедливость: шесть лет спустя // Свободная мысль,
1992, № 1; Осипенко О.В. О взаимосвязи социальной справедливости и экономической
целесообразности // Научный коммунизм, 1987, № 1; Римашевская Н.М Равенство и
справедливость - М.,1991; Роговин В.З. Социальная справедливость и социалистиче
ское распределение жизненных благ // Вопр. Философии, 1986, №9.

16 Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория - М., 1983;
Дубко ЕЛ. Идеал, справедливость, счастье - М.: Изд-во МГУ, 1989.

17 Борисов В.А Социальная справедливость и права человека в массовом сознании //
Российское сознание: психология, феноменология, культура - Самара, 1995.

18 Бессонова О.Э. Раздаточная экономика в ретроспективе // Общественные науки и со
временность, 1998, № 4; Лунина Н.А Минимальная з/п и социальная справедливость //
Право и развитие рыночных отношений в России - Воронеж, 1995; Москвин Д.Д. Про
блемы социальной справедливости: в зеркале современной экономической теории — М.,
2002; Тлеуж АХ Проблемы социальной справедливости в процессе перехода к рыноч
ной экономике: филосовско-социологический анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук/
РАГС-М., 1995.

19 Муздыбаев К. Идея справедливости // Социс, 1992, №11; Назаров М.М. Социальная
справедливость: современный российский контекст // Социс, 1999, № 11.

20 Исаев И. А История политических и правовых учений России XI - XX вв. - М., 1995;
Козырева Л.Д. Русская философия справедливости: особенности и проблемы // Научная
конференция «Социальная философия и философия истории - СПб, 1994, -4.2.

9 А.Н.Энгельгардта21, описавшим крестьянский быт того времени: жизненный уклад, психологию крестьян, особенности их мышления, типы поведения, отношение к труду, собственности и общественным делам.

В этот же период появились монографии, в которых, на основе материалов собранных земствами, проводилось подробное статистическое и демографическое описание населения некоторых российских сел (С.В.Мартынов, А.И.Шингарев)22.

Монографические исследования села продолжились в советское время. В 20-30-е годы появились работы, изучавшие особенности становления в деревне советской системы хозяйства, ее влияние на трудовой и социально-бытовой уклад крестьян. (А.А.Гайскер, С.М.Дубровский, КЙРосницкий).23.

В 40-е годы исследования села прекратились и возобновились лишь в конце 50-х - н. 60-х гг. Первые исследования конца 50-х-начала 60-х гг. в основном касались социально-экономических проблем (ВЛСтароверов, Т.И.Заславская, В.Г.Венжер). В центре внимания исследователей находились вопросы особенностей государственной и колхозной собственности, экономическое положение сельских работников, принципы оплаты их труда, поднимались вопросы о «преодолении различий между городом и деревней» и о «формировании коммунистического отношения крестьян к труду».

Следует отметить, что в этот период появились также сравнительные исследования села, в которых сопоставлялись социологические данные разных лет. Подобное исследование было осуществлено в селе Копанка. В нем изуча-

21 Успенский Г.И. Крестьяни и крестьянский труд/ В кн.: Письма из деревни. Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века - М., 1987, Энгельгардт А.Н. Из деревни (12 писем 1872-1887) -М., 1986.

Мартынов СВ. Современное положение русской деревни. Санитарно-экономическое описание села Малышева Воронежского уезда - Саратов, 1903; Шингарев А.И. Вымирающая деревня. Опыт санитарно-экономического исследования двух селений Воронежского уезда. Изд.2 - СПб, 1907.

23 Гайскер А.А. Расслоение деревни - М., 1926; Дубровский СМ. К вопросу о сущности
«азиатского» способа производства, феодализма, крепостничества и торгового капитала
- М., 1929; Росницкий Н.И. Лицо деревни -Л., 1926.

24 Староверов В.И. Город или деревня - М., 1972; Заславская Т.И. Распределение по
труду в колхозах - М.,1966; Венжер В.Г. Колхозный строй на современном этапе — М.,
1966.

10 лись изменения в социальных и межнациональных отношениях, происходившие в этом селе в 30-е, а затем 60-е годы.25

В 70-80 годах формируются несколько направлений социологического исследования социально-экономических проблем села:

  1. особенности социальной структуры и проблемы миграции сельского населения (Ю.В.Арутюнян, В.И.Куликов, В.ШТереведенцев, Л.Л.Рыбаковский, В-ИСтароверов)26;

  2. образ жизни и труда сельского населения: специфика труда в сельском хозяйстве, бюджеты времени, трудовые коллективы колхозов и совхозов, управление производством (В.А.Артемов, Р.В.Рывкина, Л-ДЛернышева)27;

  3. уровень жизни сельского населения, экономика семьи, личные подсобные хозяйства (Т.И.Заславская, З.И.Калутин, ЛВ.Никифоров, А-Н-Шапопшиков)28;

  4. сельская молодежь - особенности жизни, труда, включения в общественное производство (Б.В.Князев, ИМ.Слепенков, йТЛевыкин)29.

В настоящее время традиции советской социологии села в значительной мере утрачены: не проводятся ни межрегиональные, ни крупные сравнитель-

Копанка 25 лет спустя /Под ред. В.Н.Ермуратского - М., 1965.

26 Арутюнян Ю.В. Социальная структура сельского населения СССР - М., 1975; Кули
ков В.И. Социальная структура современной деревни - М., 1971; Переведенцев В.И.
Методы изучения миграции населения - М., 1975; Рыбаковский Л Л. Миграция населе
ния: прогнозы, факторы, политика - М., 1987; Староверов В.И. Агропромышленная ин
теграция и социальная структура сельского населения СССР - М., 1988; Он же, Соци
ально-демографические проблемы деревни. Методология, методика, опыт анализа
миграции сельского населения - М., 1975.

27 Артемов В. А Бюджеты времени населения города и деревни - Новосиб., 1990; Рыв-
кина Р.В., Косалс Л., Павленко С. Управленческие кадры в АПК: ориентации и поведе
ние, готовность к перестройке - Новосиб., 1987; Рывкина Р.В. Образ жизни сельского
населения — Новосибирск, 1979; Чернышева Л.Д. Экономическое сознание сельских
тружеников в условиях перестройки: состояние и особенности функционирования: Ав-
тореф.дис.к.философ.н. - М., 1988.

28 Заславская Т.И., Шапошников АН. Социально-экономический анализ формирования
доходов сельского населения - Новосиб., 1983; Калугин З.И. Личное подсобное хозяй
ство сельского населения: проблемы и перспективы - Новосиб., 1984; Никифоров Л.В.
Проблемы преодоления социально-экономических различий между городом и деревней
-М.,1976.

29 Слепенков И.М, Князев Б.В. Молодежь села сегодня - М, 1972; Левыкин И.Т. Сель
ская молодежь. Социологический очерк-М., 1974.

ные исследования в системе «село - город». Это определяется, прежде всего, отсутствием в нашей стране четкой концепции развития сельских территорий и агропромьшшенного комплекса.

В то же время, интерес ученых к сельской проблематике не угас. Появились—исследования, направленные на изучение целого ряда проблем: 1) отношение сельского населения к частной собственности на землю, фермерству, реорганизации колхозов и совхозов; 2) социально-экономическое положение сельского населения; 3) степень участия селян в процессе развития местного самоуправления; ^социальная структура сельского населения; 5) степень адаптации сельчан к рыночным отношениям (Л.В.Бондаренко, ИВ.Гареев, В.СГригорьев, Д.А.Дорш, АЛЬКарпов, Ю.И.Колтунова, Ф.Х.Садретдинов, В.С.Соловьев, С.ИМозохин, КВ.Новикова, И.А.Ножкина, Г\М.Орлов, В.ФЛашенцев, Д.И.Попов, Л.И.Руденко, В.Ф.Томилин, И.Т.Шахмегов).30

Следует отметить, что перечисленные исследовательские направления в основном развиваются в диссертационньгх работах, а так же в публикациях региональных авторов. Это говорит о том, что, во-первых, в отечественной со-

30 Гареев И.В. Образ жизни сельского населения в условиях становления рыночных отношений: Автореф. дис. к.соц.н. - Казань, 1996; Григорьев В.С Социальная работа в российской деревне — Чебоксары, 1998; Дорш Д А. Управление социальными процессами на селе: Автореф. дис. Д.СОЦ.Н. - М, 1994; Карпов А.П. Фермерство в России: пути обновления крестьянства и его образ жизни: Автореф. дис. к.соц.н. - М, 1994; Колтунова Ю.И. Формы жизнедеятельности сельских жителей как объект аграрной политики государства: Автореф. дис. К.СОЦЛ. - Тюмень, 1997; Методические рекомендации по организации социологического изучения фермерских хозяйств /Соловьев B.C. - Йошкар-Ола 1994; Мозохин СИ. Самоуправляемая деревня - М., 1999; Новикова И.В. Социальные аспекты развития устойчивого фермерского хозяйства на Ставрополье — Ставрополь, 2001; Ножкина И. А. Российский крестьянский двор на этапе реформ и изменений: Социальные проблемы: Автореф. дис. к.соц.н. - Саратов, 1999; Орлов Г.М. Поведенческие рефлексии сельского населения в условиях аграрных преобразований в России: Автореф. дисдсоцл. - М., 2000; Пашенцев В.Ф. Становление хозяина на селе в условиях реформирования экономики - М., 1993; Попов ДИ. Социальная структура сельского населения в современных условиях: Автореф. дис. ксоц.н. -Пермь, 1999; Программа-методика проведения всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села /Бондаренко JIB. - М., 1998; Садретдинов Ф.X. Проблемы совершенствования управления развитием социальной инфраструктуры современной деревни: Автореф. дис. К.СОЦЛ.- Уфа, 1998; Социальная инфраструктура села: сущность, функции, размещение /Шахметов И.Т. - Уфа, 1999; Социальное содержание современных реформ на селе: проблемы жизнедеятельности российского крестьянства/Руденко Л.И. - Саратов, 1999 г.; Томилин В.Ф. Сельская среда обитания /Державина Г.Г.-Тамбов, 1997 г.

12 циологии села появилась новая плеяда молодых ученых, а, во-вторых, произошло некоторое смещение актуальности исследования села с федерального на региональный и муниципальный уровни.

Отмечая наличие солидной научной базы изучения феномена справедливости, а так же богатого опыта отечественных исследований сельского образа жизни, следует отметить, что в научной литературе отсутствуют специальные исследования феномена справедливости в системе ценностей сельского населения. Анализ содержания научных работ постсоветского периода показывает, что при изучении социально-экономического положения и социально-психологического самочувствия различных категорий российских граждан представления людей о справедливости используются далеко не в полной мере.

Все это обусловило выбор цели, задач, объекта и предмета данной диссертационной работы.

Цель диссертационного исследования — определить степень влияния феномена справедливости на формирование системы социально-экономических ценностей и поведения сельского населения в условиях становления рыночных отношений в России.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решение следующих задач:

  1. провести анализ современных теоретико-методологических принципов исследования справедливости, обобщить отечественный и зарубежный опыт социологического исследования феномена справедливости;

  2. рассмотреть содержание понятия справедливость и определить место справедливости в системе ценностей;

  3. раскрыть роль справедливости в социально-экономической сфере жизни общества;

  4. определить содержание представлений о справедливости сельского населения (на примере Астраханской области) и их значение для оценки социально-экономических условий жизни;

  1. выявить факторы, влияющие на формирование представлений сельского населения, в частности Астраханской области, о справедливых социально-экономических условиях жизнедеятельности;

  2. разработать рекомендации для органов государственной власти и местного самоуправления.

Объект исследования - сельское население Российской Федерации.

Предметом исследования являются факторы, влияющие на представления о справедливости в системе социально-экономических ценностей сельского населения.

Теоретико-методологическую и методическую основу диссертационного исследования составляют положения диалектико-материалистичес-кой теории общественного развития ІСМаркса, теория «идеального типа» МВебера. При решении общетеоретических задач исследования, связанных с выявлением сути и содержания феномена «справедливости» использовались научные труды отечественных ученых классиков (ГІАКропоткина, ПАСорокина) и современников (З.АБербешкиной, ЛТ.Гринберга, ЬСМуз-дыбаева), а также западных исследователей (Дж.К.Гэлбрейта, Дж.Ролза).

В ходе исследования применялись следующие методы: наблюдение, анализ документов, опрос, методы статистической обработки и анализа данных.

Эмпирическая база исследования. Основу эмпирической базы диссертации составили результаты социологического исследования «Справедливость в системе ценностей сельского населения», проведенного автором в Астраханской области в октябре 2003 года. В ходе данного исследования было опрошено 350 сельских жителей, использовался метод анкетного опроса.

В диссертации также использовались результаты исследований, проведенных Социологическим центром РАГС, в течение 2001-2003 годов, в которых автор принимал непосредственное участие:

  1. Мониторинг «Государство и общество» (май 2001 и апрель 2002). Среди общей совокупности опрошенных было обследовано по 535 человек, проживающих в сельской местности.

  2. «Ценностные ориентации населения как основа укрепления российского общества» (декабрь 2001). В сельской местности было опрошено 551 человек.

  3. «Политическая культура» (май 2002). В ходе данного исследования было опрошено 469 сельчан.

  4. «Экономическая активность» (февраль 2003). В ходе исследования было опрошено 278 жителей села, занятых в различных отраслях экономики на предприятиях всех форм собственности.31

Кроме того, в работе применялся анализ информационно-аналитических материалов, опубликованных за последние пять лет в журналах: «Социс», «Человек и труд», «АПК: экономика, управление», «Вопросы экономики», в сборниках научных трудов и в бюллетенях статистической информации.

Основные научные результаты, полученные автором, и их научная новизна определяются характером результатов, полученных при соотнесении поставленных целей и задач, и выражаются в следующем:

  1. Обобщены отечественные и зарубежные подходы социологического исследования феномена справедливости. Дана классификация отечественных работ, посвященных исследованию справедливости.

  2. Предложен авторский подход к социологическому анализу справедливости в системе ценностей людей, заключающийся в рассмотрении справедливости как ценности и как оценки. При этом, в работе уточняется разница между понятиями «справедливость» и «социальная справедливость». Справедливость трактуется как понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия между: практической ролью различных индивидов (социальных

31 Опросы проводились в 24 субъектах РФ, представляющих все экономико-географические зоны страны, по репрезентативной общероссийской выборке. См. Информационно-аналитические бюллетени Социологического центра РАГС за 2001-2003 года.

15 слоев, групп) в жизни общества и их социальным положением; между их правами и обязанностями; трудом и вознаграждением; заслугами и их общественным признанием; преступлением и наказанием. Социальная справедливость определяется как соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей.32

  1. Выявлены две главные социальные функции справедливости: 1) измерение и оценка социальной действительности и 2) определение, регулирование и защита социально значимых требований, выдвигаемых людьми.

  2. Раскрыта роль справедливости в социально-экономической сфере жизни общества, выражающаяся: 1) в оценке достигнутой степени решенности социальных проблем человека в рамках существующих общественных отношений; 2) в регулировании баланса между экономической необходимостью и социальными целями общества.

  3. Обнаружено, что особенность реализации принципов справедливости в социально-экономической сфере обусловливает разновидность применяемой модели социальной политики (патерналистской, либеральной, консервативной или социал-демократической).

  4. Определена и раскрыта структура индикаторов достигнутого уровня социальной справедливости в системе социально-экономических отношений, состоящая из «объективных» и «субъективных» показателей. Выявлены основные факторы, обусловливающие формирование представлений сельского населения о справедливости в социально-экономической сфере: а) существующие в обществе ценности справедливости; б) оценка людьми, с точки зрения справедливости, социально-экономических фактов действительности; в) социальное самочувствие населения; г) жизненный опыт людей; д) результат сопоставления людьми своего социально-экономического положения, уровня и условий жизнедеятельности со своими потребностями, ожиданиями, а так же с положением других индивидов.

32 См. Гусейнов А.А. Справедливость // Философский словарь / Под, ред. Т. Фролова -М, 2001, С.536; Осипов Г.В. Справедливость. Справедливость социальная // Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Осипова Г.В. - М., 1998, С.759-760.

  1. Социологическое исследование справедливости в системе ценностей сельского населения позволило: 1) выявить структуру представлений сельского населения о справедливости, состоящей из таких элементов, как: честность, равноправие, забота государства о своих гражданах, вознаграждение по заслугам, соблюдение законодательства и равенство; 2) дать социологическую оценку масштабам и содержанию социально-экономических проблем современного российского села, с точки зрения справедливости (на примере Астраханской области); 3) обнаружить преобладание у сельских жителей <арадиционного>> типа экономического сознания и поведения над «рыночным».

  1. Предложены рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления по использованию результатов исследования при разработке комплексных программ социально-экономического развития сельских территорий. В частности, предлагается: разработать и внедрить на уровне субъектов РФ социологический мониторинг социально-экономического положения и уровня жизни сельского населения, включить в социологический мониторинг социально-экономические показатели достигнутого уровня социальной справедливости.

Надежность и достоверность результатов диссертационного исследования обусловлена применением основополагающих теорий и методологии социологической науки, проверенных практикой теоретико-методологических принципов, а также научно обоснованной методики сбора социологической информации и ее интерпретации, широтой источниковой базы. Достоверность полученных результатов обоснована репрезентативностью данных эмпирических исследований, логикой построения доказательных выводов, успешной апробацией работы.

Научно-практическая значимость результатов диссертационного исследования. Диссертационная работа представляет собой определенный вклад в развитие теории и методов изучения справедливости, в разработку методики социологического исследования справедливости в системе ценностей населения, а так же оценки достигнутого уровня социальной справедливости в

17 обществе. В ходе исследования дана социологическая оценка масштабов современных социальных проблем российского села на примере Астраханской области: проанализировано состояние социально-экономической сферы села, уровень и условия жизни сельского населения с точки зрения социальной справедливости.

Практическое применение положений и выводов диссертационного исследования возможно: 1) при разработке социологических исследований, направленных на выявление связей между ориентацией личности на социальную справедливость и ее поведением; 2) при выработке и корректировке комплексных программ развития социально-экономической сферы села, определении наиболее проблемных сторон ее развития; 3) при создании проектов социологического мониторинга социального самочувствия и адаптации сельского населения в период рыночных реформ; 4) при разработке управленческих решений, направленных на корректировку социальной политики в отношении села, создание наиболее адекватных потребностям населения уровня и условий жизни.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при изучении социальной политики, социальной структуры, морали общества; при чтении соответствующих тем в учебных курсах: (Социология управления», ((Экономическая социология», а так же при подготовке специалистов государственного и муниципального управления.

Апробация работы. Основные концептуальные положения диссертации были изложены в выступлениях на Научно-практической конференции: «Теоретическое наследие ГХАСорокина и актуальные проблемы научных исследований», а также на Междисциплинарной межвузовской конференции аспирантов: «Государственность и государственная служба России: пути развития», прошедших в Российской академии государственной службы при Президенте РФ в 2002 г. Теоретические основы и практические выводы работы нашли свое отражение в трех научных публикациях по теме исследования, общим объемом 1,5 пл.

Работа обсуждалась на заседании кафедры социологии РАГС при Президенте РФ и была рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Теоретико-методологические основания социологического исследования социальной справедливости

В процессе современных рыночных преобразований в России предполагается создание экономики, способной сформировать благоприяпгую среду для развития производства и повышения экономического потенциала общества. Однако использование последнего в интересах всех слоев и каждого человека зависит от наличия обоснованных социально-экономических программ, исходящих, в частности, из требования социальной справедливости.

О справедливости как элементе нынешних российских реформ много говорилось и писалось еще в начале перестройки. В условиях же, когда общество столкнулось с реальными проблемами: ухудшением дел в экономике, обеднением большинства населения, снижением уровня социальной защиты человека — тема справедливости начала отходить на второй план, а ее содержательная сторона претерпевать в высказываниях людей заметную трансформацию. В теоретическом рассмотрении справедливости произошло пересечение различных идеологических подоплек, что привело к трудности в выборе приоритетных вопросов этой проблемы. Но все же, если общество хочет двигаться по пути цивилизованного и наиболее эффективного развития, оно не может уклоняться от обсуждения общетеоретических и практических проблем справедливости, так как они затрагивают его ценности и социальные цели.

На первый взгляд может показаться, что понятие справедливости в некоторой степени абстрактно, а это, в свою очередь, может вызывать определенные трудности гносеологического характера. Для того, что бы правильно понять смысл современных представлений о справедливости, необходимо хотя бы кратко проследить становление и развитие взглядов на данную категорию в истории общественной мысли.

В каждую эпоху возникали свои представления о справедливости, отражавшие социально-экономические, политические условия жизни общества, его традиции, обычаи, ценности.

Наиболее ранние четко сформировавшиеся подходы к осмыслению сущности справедливости встречаются в фундаментальных трудах античных мыслителей - Платона, Аристотеля и Эпикура33.

Впервые, идея справедливости как социального явления в четком виде была высказана Платоном, рассмотревшим общественные и частные особенности справедливости, сформулировавшим концепцию «сословной справедливости». В трактате «Государство» Платон пишет о трех сословиях, каждое из которых имеет четко отведенное ему место в обществе: правители-философы правят, воины защищают государство, а ремесленники и земледельцы ведут хозяйственную жизнь. При этом он устанавливает между сословиями весьма жесткие границы, переход через которые возможен лишь для отдельных людей, обнаруживающих качества, способствующие такому переходу. Платон считает справедливым то, что для сохранения существующего порядка никто из представителей сословий не должен претендовать на чужую роль, каждому необходимо строго выполнять вмененные ему функции. «Каждому свое» - вот базовая формула сословной справедливости Платона. Обосновывая это фундаментальное разделение, Платон говорил, что боги подмешали людям в кровь разные металлы: «одним - золото, другим - серебро, третьим — медь». Таким образом, социальная справедливость определена волей богов, и сословия функционируют согласно нерушимому порядку. Гармонично сосуществуя, эти три общественных сословия, по мнению Платона, взаимодополняют друг друга и тем самым составляют общее социальное целое.35

Платон выступает в истории общественной мысли и как один из первых философов, допустивший существование справедливости двух видов: общественной (отражающей интересы всего общества) и частной (вытекающей из интересов отдельной личности). Но преимущество он отдавал все же справедливости общественной. Общественно-политические взгляды Платона были подчинены идее такого общественно устройства, в котором главной ценностью было бы благо государства, необходимое для каждого его гражданина Справедливость —достоинство общее, политическое, оно формируется воспитанием в определенных условиях, общее благо - такова социальная основа его справедливости.

Понимание справедливости как социального явления, получило дальнейшее развитие в трудах Аристотеля. Справедливость для него — важнейшее понятие, без которого не может существовать ни гражданская, ни политическая жизнь. Она составляет основу гражданских и нравственных добродетелей каждого свободного человека.

Аристотелю принадлежит заслуга в разработке формальной структуры справедливости. Он выделил две формы справедливости: уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость предполагает воздаяние равным за равное, например, в морали, в праве или в отношениях обмена. Она действует без всякого учета индивидуальных особенностей участников общественных отношений. Распределяющая справедливость, действуя в сфере распределения благ, предполагает избрание принципа, на основе которого один получает больше, а другой меньше, т.е. с учетом свойств получающих блага субъектов (добродетели, богатства, социального статуса и т. д.).

Развивая идеи Платона, Аристотель говорил о существование наряду с правом установленным законом, права установленного природой (естественного права). Последнее являлось естественным всеобщим законом человеческого общежития. На его основе философ оправдывал существование социальной дифференциации в обществе. Рабство, например, по Аристотелю, столь же справедливо, естественно, как и отличие людей, друг от друга.37

Справедливость в социально-экономической сфере жизни российского общества

Границы социальной справедливости проходят через различные области общественных отношений. Ее принципы затрагивают все стороны жизни, но так как центром проблем справедливости, выступают отношения и принципы распределения материальных и нематериальных благ, в наибольшей степени справедливость проявляет себя в социальной и экономической сферах жизни общества.

Социальная и экономическая сферы общественной жизни не имеют между собой жестких пространственно-временных границ. Связь между ними обнаруживается при рассмотрении их функций. Если функция экономической (материально-производственной) сферы общества исходит из общественной необходимости организации производства, потребляемых населением благ и развертывания в этих целях соответствующей производственной инфраструктуры, то функция социальной сферы, связана: с обеспечением защиты экономических интересов каждого гражданина, гарантий общественной стабильности, созданием благоприятных условий для воспроизводства трудовых ресурсов, роста и реализации их потенциала, регулированием потребительского поведения людей.

Многие аспекты экономической и социальной жизни общества тесно взаимосвязаны. Так, например, область профессионального образования, является социальной, поскольку потенциально направлена на подготовку людей к поиску источников средств существования.101 Но это и экономическая область, так как профессиональная подготовка людей, имеет своею целью обеспечение необходимыми кадрами производственной сферы, что, в конечном счете, сказывается на темпах экономического роста. И это не единственный пример.

Во многих сложных явлениях общественной жизни трудно провести строгую линию, отделяющую экономическую сторону от социальной, именно

Социальна политика буржуазного государства / под, ред. Надель СЛ. -М., 1987 г, С. поэтому часто при анализе употребляются сдвоенные термины, например, пишут, о социально-экономических отношениях, процессах и явлениях, о социально-экономической сфере. Таким же образом и политику в области занятости, доходов, налогов, образования, здравоохранения, социального обеспечения можно классифицировать как социально-экономическую.

Эти две сферы существуют в тесной взаимосвязи друг с другом, поэтому стратегия социального развития неотделима от стратегии экономического развития, составляя с ней единое целое. Это обусловливает уникальность и общность глобальной цели социально-экономического развития на современном этапе — обеспечить устойчивый экономический рост при опережающих темпах роста реальных доходов граждан и использования их трудового потенциала. Такая постановка глобальной цели связана с тем, что основным фактом развития производства потребительских товаров и услуг, является высокий уровень платежеспособности большинства населения.

Роль справедливости во всей системе социально-экономических отношений заключена, прежде всего, в оценке достигнутой степени решенности социальных проблем человека в рамках существующих общественных отношений.

Справедливость выступает оценочным критерием, определяющим социальное положение каждого человека, социальных групп с положением других людей и социальных общностей во всей системе распределения общественных благ.

Нормы распределения ресурсов, доходов, общественных благ, складываются не просто из калькуляции затрат и максимизации чистой выгоды. Они испытывают сильное воздействие от существующих представлений о справедливости и выражают принципы, сводимые не только к текущим экономическим интересам, но и к нравам, обычаям, культуре данного народа.

Таким образом, принятые в обществе принципы справедливости выступают, с одной стороны, в роли оценочных критериев действительности, а с другой, в роли социальных требований выдвигаемых личностью и социальными группами. В качестве оценки справедливость дает общую характеристику социально-экономического положения личности в обществе, указывает на степень адекватности общественных структур и отношений интересам ее развития. А, выступая в роли социального требования, справедливость отражает представления людей о должном уровне благосостояния, доступности жизненных благ в обществе. Именно поэтому в представлениях о «социальной справедливости» изначально заложен критический, нацеленный на преобразование смысл.

Основным механизмом, способствующим реализации идей, принципов и требований справедливости в социально-экономической сфере является социальная политика. Через социальную политику осуществляется конструирование и преобразование социально-экономической системы общества.

Социальной политике отводится роль интегрирующего института, обеспечивающего единство всей общественной системы и ее отдельных элементов (социального, экономического, политического и т.д.), поддерживающего определенно установленный порядок в обществе. Через социальную политику создаются соответствующие условия упорядочения социальной жизни, правовое поле и механизмы, устанавливающие правила и принципы поведения, взаимоотношения всех социальных субъектов.

С точки зрения целей и средств развития общества социальная политика относится к области целеполагания. По своей внутренней природе она должна быть ориентирована на развитие человека, на универсальность потребностей.

Представления сельского населения о справедливости в системе социально-экономических ценностей

С переходом к рынку, сельское население оказалось наименее социально защищенной и слабо адаптированной категорией российского общества. В силу традиционности хозяйственно-бытового уклада, с одной стороны определенного зависимостью от природно-географических условий труда, и его сезонностью, а, с другой стороны, ограниченностью социально-экономической инфраструктуры, сельское население было в наименьшей степени готово к резким изменениям, произошедшим в стране в 90 - х годах. Оставшись без прежней государственной поддержки и управления, сельская экономика вступила в фазу затяжного кризиса, а социальная сфера села, практически, лишилась источников финансирования. В результате, в сельской местности резко возросла безработица, понизился уровень и условия жизни населения.

Десятилетнее существование России в условиях экономической трансформации дает возможность наблюдать результат реформ, его социальные последствия, степень адаптации населения к новым социально-экономическим условиям.

Одними из наиболее важных элементов измерения уровня и условий жизни населения являются представления о справедливости, формирующиеся на основе субъективных ощущениях индивидов, их жизненного опыта, результата оценки социальной действительности. Субъективные представления о справедливости пронизывают все стороны общественной жизни и отражают, прежде всего, степень удовлетворенности людей балансом между деятельностью человека и теми социальными благами, которые предоставляет ему общество, между идеальными представлениями людей о должном социальном порядке, способе кооперирования совместной жизни людей и их реальном состоянии.

Основным объектом, который затрагивают представления о справедливости, выступают каноны или принципы распределительных отношений, способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в рамках единого социального пространства Через существующие представления о справедливости люди оценивают и определяют, многие важные компоненты своего бытия, они: во-первых, оценивают уровень и условия своего существования; во-вторых, сравнивают свое положение в системе общественного распределения с положением других индивидов, с помощью собственного восприятия, а также, с помощью оценок исходящих от окружающих; в-третьих, стремятся к соразмерности между «деянием и воздаянием» за него, то есть взвешивают вклад и вознаграждение; и, в четвертых, сопоставляют как свое современное положение жизни и деятельности, так и всей системы в целом с прежними социальными условиями, историческим опытом.

Анализ справедливости в системе ценностей населения позволяет сопоставить ожидаемые людьми формы функционирования социальной системы и ее реальное состояние, а в условиях реформирования, выявить отношение населения к происходящему процессу и результатам изменений. Следует отметить, что больше всего разочаровано в государстве как справедливом институте старшее поколение сельчан, люди с большим жизненным опытом. Среди респондентов в возрасте 46-55 лет таких 48,8%, а в возрасте 56 и более лет - 71,4% опрошенных.

Несколько по-иному оценивает результаты реформ сельская молодежь. Среди молодого поколения селян в возрасте 18-25 и 26-35 лет можно чаще встретить сторонников преобразований, считающих, что государство в ходе реформ стало относиться к своим гражданам более справедливо (См. Приложение 3, таб. 2). Это, скорее всего, связано с отсутствием у молодого поколения опыта жизни в советское время, то есть отсутствием у них поля для адекватного сравнения.

Осмыслить, что же понимают в нынешних условиях жители села под реализацией идеи справедливости, и какой смысл они вкладывают в это понятие, помогают ответы на заданный респондентам открытый вопрос: «Что вы понимаете под справедливостью?». Несмотря на кажущуюся сложность и размытость данного вопроса, в его обсуждении приняло участие 57,9% опрошенных респондентов. Результаты анализа данных ответов позволяют понять основной смысл, который вкладывают сельские жители в понятие «справедливость». По мнению селян, справедливость это, прежде всего: ? честность во взаимоотношениях государства и граждан; ? равноправие; ? забота государства о своих гражданах, создание достойных условий жизни, выполнение обязательств по социальной защите людей; ? вознаграждение по заслугам; ? соблюдение законодательства.

Частота повторения того или иного смысла, который вкладывали респонденты в понятие справедливости, не случайна. Во-первых, в содержании ответов, которые давали люди, отразились их представления об идеальной модели справедливости. Эта идеальная модель воспроизводит ожидания и требования населения к самим себе и социальной среде. Во-вторых, отвечая на данный вопрос, сельские жители обозначили наиболее острые и насущные проблемы своей жизни, такие, например, как: я не доверие к органам власти как честным и открытым институтам; ? сомнение в том, что закон в нашей стране действует для всех одинаково; ? плохие условия труда и жизни большинства сельских жителей; низкий уровень социальной защиты трудоспособного и нетрудоспособного населения

Частое упоминание в ответах честности и равноправия, как составляющих справедливости, объясняется тем, что люди на местах устали от всей той непонятности, которая происходила за годы реформ во власти; от бесконечных, зачастую нереализованных, обещаний политиков; от шквала обвинений, появляющихся в средствах информации о взяточничестве и коррупции в органах власти и многого другого. Население справедливо требует от органов власти правдивости и достоверности в освящении событий и явлений социальной действительности, конкретной деятельности в исполнении возложенных на них обязанностей.

Принятие во внимание органами власти смысла, который вкладывают сельчане в понятие «справедливость», может стать залогом успешного взаимоотношения между государством и сельским населением.

От внимания людей не ускользает проводимый государством протекционизм в отношении его отдельных структур и определенного круга предпринимателей, в ущерб интересов рядовых граждан. Это порождает у людей недоверие к власти, складывает у них мнение о безнаказанности представителей власти и состоятельных людей перед законом. У населения формируется убеждение, в том, что в России закон действует и исполняется для разных людей по-разному, в зависимости от социального статуса, уровня доходов.

Отсутствие равенства всех перед законом самое страшное для демократического государства.

Анализ отношения сельского населения к происходящим социально-экономическим и политическим преобразованиям говорит не в пользу органов государственной власти. В наблюдаемой специфике приоритетов проводимой социально-экономической политики, большинство население не ощущает на себе какой-либо реальной поддержки со стороны государства. По совокупному мнению сельчан, государственная политика, сегодня, практически не защищает интересы рядовых граждан, а особенно крестьян (См. таб. 4)137.

Похожие диссертации на Справедливость в системе социально-экономических ценностей сельского населения в современных российских условиях