Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Управление процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики Малышев Владимир Сергеевич

Управление процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики
<
Управление процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики Управление процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики Управление процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики Управление процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики Управление процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики Управление процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики Управление процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики Управление процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики Управление процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Малышев Владимир Сергеевич. Управление процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : СПб., 2002 179 c. РГБ ОД, 61:03-8/1325-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы управления процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики 13

1.1. Роль рыночной экономики при управлении инвестиционным процессом в отрасли культуры 13

1.2. Особенности, принципы и факторы эффективного управления процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики 35

ГЛАВА 2. Анализ и обоснование направлений управления процессом инвестирования отрасли культуры 59

2.1. Сравнительный анализ механизмов инвестирования отрасли культуры в России и за рубежом в современных экономических условиях 59

2.2. Формирование и экономическое обоснование направлений управления процессом инвестирования отрасли культуры 83

ГЛАВА 3. Методические положения повышения эффективности управления процессом инвестирования отрасли культуры 112

3.1. Определение отклонений от целевой ориентации инвестирования объектов отрасли культуры и приведение ее в равновесное состояние 112

3.2. Разработка комплекса маркетинговых мероприятий при управлении инвестированием отрасли культуры 134

Заключение 158

Библиография 169

Введение к работе

Осуществление преобразований экономики России открывает значительные возможности для реализации отраслью культуры своего социально-экономического, инвестиционного потенциала в целях повышения эффективности развития в стратегическом периоде. В этих условиях успешное проведение процессов обновления также может быть возможным в инвестиционной сфере отрасли культуры как средство решения комплекса социально-экономических задач, связанных с достижением стабильности функционирования, экономического роста, высокого уровня конкурентоспособности.

Одним из условий управления инвестированием отрасли культуры выступает повышение научной обоснованности решения задач создания и рационального применения комплекса мероприятий по управлению инвестиционной деятельностью, обеспечению экономического равновесия спроса и предложения инвестиций и инвестиционных услуг исходя из меры их участия в развитии и реализации социально-экономических реформ в отрасли культуры.

Объективизация процесса управления инвестированием отрасли культуры неразрывно связана с расширением, реконструкцией, интенсификацией использования рыночной инфраструктуры, необходимой для реализации комплекса управляющих мероприятий, обеспечивающих увеличение и эффективное использование отраслью инвестиционного и иного ресурсного потенциала.

Одним из основных направлений решения задач формирования и применения действенных мер по управлению инвестированием отрасли культуры, их результативности и эффективности на стратегический период является последовательная реализация нормативно-правовых и законодательных актов об экономической и социальной ответственности таких субъектов инвестиционного рынка, как государство, учреждения инвестиционной сферы, предприятия финансово-кредитной сферы, частные организационно-правовые структуры за эффективность управления инвестиционным процессом, а в конечном итоге за социально-экономическое развитие отрасли культуры как целостной системы.

Вместе с этим на реальное осуществление управления инвестированием в значительной мере оказывает влияние распад ряда отраслей народного хозяйства, инвестиционное бессилие государственных предприятий и хозяйственных обществ и товариществ (традиционно осуществлявших финансовую поддержку ряду учреждений культуры), оказавшихся в кризисных условиях, что может стать одним из основных факторов научного поиска и создания новых организационно-правовых форм сотрудничества отрасли культуры на интеграционной основе в целях сохранения ресурсного потенциала действующих хозяйствующих субъектов, возрождения традиций меценатства в деятельности компаний, предприятий, корпораций, скоординированных и стратегически нацеленных в своей деятельности на создание новых объектов социально-культурного назначения, а также реализацию крупных инвестиционных проектов и программ с учетом существующих критериев рыночного инвестиционного спроса и конкуренции.

Актуальность темы исследования особенно возрастает в условиях дефицитности государственного бюджета, сокращения размеров государственного инвестирования, понимания необходимости концентрации материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов в отрасли культуры в рамках интегрированных инвестиций, стратегически ориентированных на решение проблем создания новых и эффективного функционирования существующих направлений развития отрасли в целом и хозяйствующих субъектов отрасли культуры.

В качестве организационных и правовых мер, направленных на осуществление управления инвестированием отрасли культуры может выступать организационный механизм, с помощью которого отрасли представится возможность защищать интересы своих инвесторов, акционеров, потребителей продуктов и услуг социально-культурного назначения; определять объем и характер деловой активности хозяйствующих субъектов отрасли, тип экономической и социальной организации.

Недостаточность необходимой системности формирования и применения основ рационального управления процессом инвестирования отрасли культуры объясняется отсутствием глубокой разработки и научной обоснованности рационального взаимодействия элементов данного процесса в виде функций управления экономической, финансовой, маркетинговой, правовой, интеллектуальной направленности с целью объективной стратегической ориентации развития инвестиционной деятельности и достижения приемлемых, в складывающихся экономических условиях, максимальных результатов (доходности), минимизации рисков инвестиционных вложений в программы и проекты, связанные с развитием отрасли культуры.

В этой связи все более актуальными становятся методологические и методические основы создания рационального механизма управления инвестированием отрасли культуры, включающего в себя экономические и организационные элементы управления инвестиционной деятельностью организационно-правовых структур с учетом использования и возможности роста их ресурсных потенциалов.

Процесс управления инвестированием на всех этапах формирования и функционирования предоставляет возможность федеральным, региональным и местным органам управления инвестиционной деятельностью и социально-экономическим развитием отрасли культуры разрабатывать современные направления и реальные ориентиры развития инвестиционной деятельности, ее инфраструктуры, достижения высоких уровней эффективности использования инвестиционных ресурсных потенциалов.

В настоящее время теоретические и методические основы формирования и обоснования процесса управления инвестированием, его направленности и целесообразности в стимулировании роста социально-экономического потенциала в условиях трансформации российской экономики разработаны явно недостаточно. Назрела необходимость формирования таких методологических и методических положений создания рационально действующего механизма управления инвестициями, которые могли бы составить его основу.

Реальность и объективность процесса управления при достижении экономических, финансовых, организационно-интеграционных, социальных ориентиров в процессе инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, формирование стратегий эффективного и долгосрочного инвестирования проектов, экономико-математического обоснования эффективности использования методов и способов управления инвестициями, установления условий равновесия предложения и спроса на рынке инвестиций, также ждут своего решения.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования, вытекает из необходимости решения таких социально-экономических задач, как научное обоснование, создание механизма экономической, организационной, правовой, маркетинговой, социальной направленности управления инвестированием отрасли культуры, результативность реализации которого могла бы подтвердить обоснованность альтернативности выбора рациональных методов управления этапами процесса инвестирования, видами инвестиционной деятельности.

Актуальность темы диссертации, практическая потребность народного хозяйства, региональных органов управления инвестиционной деятельностью и инвестированием определили цели, задачи и предмет настоящего исследования.

Цель исследования разработка и обоснование теоретических и методических положений управления процессом инвестирования и развитием инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики.

В соответствии с основной целью диссертации сформулированы и обоснованы задачи:

• раскрыть и научно обосновать основные теоретические положения рационального управления инвестированием и инвестиционной деятельностью хозяйствующих субъектов отрасли культуры в условиях рынка;

• определить принципы и особенности управления инвестированием отрасли культуры, установить целевую стратегическую ориентацию участников процесса инвестирования, специфику интеграции инвестиций;

• расширить системные представления о формах и элементных взаимодействиях действующих механизмов управления инвестированием на основе критического анализа отечественного и зарубежного опыта управления инвестированием отрасли культуры;

• определить основные направления управления процессом инвестирования отрасли культуры, а также рассмотреть взаимодействие таких функциональных элементов процесса управления инвестированием, как внешние и внутренние условия функционирования, цели и задачи, результаты управления инвестированием отрасли культуры;

• предложить алгоритм совершенствования процесса взаимодействия субъектов инвестиционного рынка при управлении процессом инвестирования отрасли культуры;

• разработать предложения по решению проблемы определения отклонений от целевой ориентации инвестирования объектов отрасли культуры и приведение ее в равновесное состояние с учетом оценки эффективности процесса инвестирования;

• сформировать методические положения создания комплекса маркетинговых мероприятий при управлении инвестированием отрасли культуры.

Предметом диссертационного исследования являются методологические и методические проблемы управления процессом инвестирования отрасли культуры, инвестиционной деятельностью организационно-правовых структур, хозяйствующих субъектов отрасли культуры.

Объектом исследования выступает инвестиционный процесс, инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов отрасли культуры, их этапы, элементные составляющие, механизм осуществления управления инвестированием и социально-экономическим развитием отрасли культуры.

Объектами исследования являются также финансово-промышленные объединения, инвестиционные компании, предприятия финансово-кредитной сферы, государственные предприятия и учреждения.

Выбор данных объектов исследования продиктован необходимостью социально-экономического, системного, сравнительного и экономико-математического анализа, рационализации взаимодействия основных элементов процесса управления инвестированием и перспективным развитием отрасли культуры, научного обоснования возможности достижения роста результативности управления инвестированием, применения в инвестиционном процессе методов, процедур и способов управления экономической, маркетинговой, социальной, структурно-организационной, нормативно-правовой направленности.

Методологической основой диссертационной работы, поставленных и решаемых в ней проблем, явились новейшие научные работы в области управления инвестиционными процессами, инвестиционной деятельностью в рамках отрасли культуры, Российской Федерации, компаний, предприятий, государственных учреждений, участвующих в инвестировании, российских и зарубежных ученых-экономистов, а также Гражданский кодекс, Законы Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности», «Об акционерных обществах», «Об иностранных инвестициях», «Основы законодательства

Российской Федерации о культуре», Указы Президента РФ «О частных инвестициях в РФ», «О защите прав инвесторов», «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики РФ».

В диссертации использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, математические методы распределения инвестиционных средств, методы аналитического моделирования результативности управления инвестиционной деятельностью хозяйствующих субъектов отрасли культуры.

Выполненные в диссертации исследования базируются на достигнутом уровне экономической науки, науки об управлении, нашедшем свое отражение в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов.

В диссертации использованы результаты исследований и практической деятельности автора, данные социально-экономического развития отрасли культуры Российской Федерации, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, а также официальные материалы статистических органов, данные о развитии инвестиционного процесса в отрасли культуры РФ.

Научная новизна результатов исследования, выполненных и полученных автором, заключается в следующем:

• сформулированы положения, дополняющие теоретические и методологические основы исследования процесса управления инвестированием отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики и ослабления роли государственной финансовой поддержки;

• определены особенности, принципы и факторы эффективного управления процессом инвестирования отрасли культуры, установлена целевая стратегическая ориентация участников процесса инвестирования с учетом специфики рыночных отношений и возможности интеграции инвестиций;

• выявлены экономико-политические риски, препятствующие формированию благоприятного инвестиционного климата в отрасли культуры; дана оценка мотиваций инвестирования в условиях трансформации российской экономики, определены основные направления управления процессом инвестирования отрасли культуры;

• разработаны предложения по решению проблемы определения отклонения от целевой ориентации инвестирования объектов отрасли культуры и выявлены факторы, влияющие на приведение ее в равновесное состояние при условии эффективной реализации государственных управляющих воздействий на процесс инвестирования отрасли культуры;

• обоснованы практические возможности создания комплекса маркетинговых мероприятий, способствующих повышению эффективности управления процессом инвестирования отрасли культуры в современных экономических условиях.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что предлагаемые в ней решения методических задач, выводы и рекомендации позволяют в условиях трансформации российской экономики, целенаправленно формировать инвестиционные предложения для отрасли культуры, совершенствовать процесс управления инвестированием отрасли культуры.

Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования предложенных теоретических и методических разработок в области управления инвестированием отрасли культуры, федеральными, региональными и местными организационно-правовыми структурами, осуществляющими управление инвестиционной деятельностью и социально-экономическим развитием отрасли культуры.

Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на научно-практических конференциях по актуальным проблемам управления инвестиционной деятельностью.

Основные научные результаты автора опубликованы в пяти научных работах.

Структура диссертации сформирована с учетом соблюдения логической последовательности и причинно-следственной взаимосвязи факторов и элементов исследуемых проблем и объектов. Структура диссертационной работы сформирована таким образом, чтобы в наибольшей степени отразить актуальность, малоисследованные или совсем нерешенные проблемы по теме диссертации.

Цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе «Теоретические основы управления процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики» рассматриваются сущностные основы, теоретические и методологические положения, анализируются особенности и взаимодействие основных элементов процесса инвестирования отрасли культуры в России.

Вторая глава «Анализ и обоснование направлений управления процессом инвестирования отрасли культуры» включила системный и сравнительный анализ действующих механизмов управления инвестированием отрасли культуры в России и за рубежом, оценку мотиваций инвестирования в условиях трансформации российской экономики, определение основных направлений управления процессом инвестирования отрасли культуры.

В третьей главе «Методические положения повышения эффективности управления процессом инвестирования отрасли культуры» определены отклонения от целевой ориентации инвестирования объектов отрасли культуры и выявлены факторы влияющие на приведение ее в равновесное состояние; обоснованы практические возможности создания комплекса маркетинговых мероприятий, способствующих повышению эффективности управления процессом инвестирования отрасли культуры в современных экономических условиях.

В заключении изложены основные результаты выполненного исследования в виде выводов и рекомендаций по решению проблем создания теоретических и методических основ формирования и применения в инвестиционном процессе рационально действующего механизма управления инвестированием отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики.

Роль рыночной экономики при управлении инвестиционным процессом в отрасли культуры

В настоящее время соизмерение таких двух понятий как культура и рынок не вызывает дискуссий, как десятилетия тому назад. Это естественно, так как процессы социально-экономической трансформации постепенно вытесняют прежнюю хозяйственную практику и административно-командное мышление. В результате изменяются привычные представления, уступая место реальной «многоукладное» народного хозяйства России. Можно с уверенностью утверждать, что социально-культурная сфера и рынок —- это реальность. Однако констатация этого факта явно недостаточна. Необходимо понять специфику осуществляемого сегодня вхождения отраслей этой сферы в рыночные отношения. Это связано с выбором рационального хозяйственного механизма, адекватного, с одной стороны, изменяющимся экономическим процессам, с другой,— самой сущности социально-культурной деятельности.

Автор считает, что в дальнейшем именно от четкого понимания особенностей рыночных отношений в отрасли культуры зависит и дальнейшее формирование государственной инвестиционной политики в отрасли культуры, выбор ее приоритетов, способов поддержки различных видов культурной деятельности, методов реализации декларированных положений в процессе восстановления утраченных возможностей финансирования и развития отрасли культуры. Кроме того, возможности реализации рыночных отношений в культуре в условиях трансформации российской экономики зависят и от понимания властными структурами необходимости создания целесообразной государственной инвестиционной политики в области культуры. Вместе с тем, без изучения этих проблем невозможно понять сущность, особенности, виды инвестиционной деятельности в этой сфере, разработать новые технологии инвестирования. При этом следует отметить, что существующие исследования данных проблем были осуществлены либо достаточно давно, в иных социально-экономических условиях, либо нацелены полностью только на исполнительские искусства.

Как известно, посредством рынка осуществляется движение капитала, продукции и услуг, рабочей силы. Рынок затрагивает все сферы общественной жизни и отрасль культуры не является исключением. Рынок капитала (ценных бумаг), продукции и услуг, рабочей силы объективно включает в свой состав и ее организации. Так, внешние связи организаций культуры, искусства и средств массовой информации все более приобретают рыночный характер, так как большинство производителей продуктов и услуг отрасли культуры не могут предоставлять их на рынок бесплатно. Однако в смешанной экономике, где одновременно присутствуют элементы свободного и регулируемого государством рынка, эта ситуация становится не такой прямолинейной. Здесь возникают субъекты, которые, защищая интересы общества, должны финансировать организации культуры и, прежде всего само государство и «независимый» сектор, включающий общественные организации и частных лиц.

На наш взгляд, одна из причин формирования в отрасли культуры рыночных отношений сводится к невозможности ее существования вне развивающихся финансовых рынков. Наряду с этим рыночная экономика предполагает наличие конкуренции, а одним из основополагающих принципов рынка является обеспечение экономической свободы и равных условий хозяйствования для его субъектов. В настоящее время на рынке продуктов и услуг отрасли культуры представлены организации разных организационно-правовых форм, конкурирующие друг с другом, а также создаются новые негосударственные структуры в этой сфере (культурно-информационные комплексы, театры, музеи, продюсерские центры, центры досуга, издательства, теле- и радиокомпании, киностудии). Однако если, для СМИ, пользующихся массовым спросом, такая ситуация естественна, то возникновение негосударственных организаций в традиционной отрасли культуры требует объяснения. Функционирование негосударственного сектора связано с внутренними особенностями культурной деятельности. Имеется в виду возможность, а иногда и необходимость, ее развития на индивидуальной или коллективной основе. При этом деятельность нескольких человек, способных на творчество, не требует создания государственных музеев, театров, библиотек, предназначенных для всех, а значит ни для кого в особенности. Так, например семейный театр кукол, небольшой музей деревянной скульптуры, предназначенные для особого, интересующегося этим искусством зрителя. Такие организации, возникли в конце 1980-х годов и существуют до сих пор и их создание связано со спецификой рыночного спроса на услуги отрасли культуры: дифференцированного, зависимого от быстро меняющихся внеэкономических факторов. Помимо этого, в конце 1980-х годов в отраслях социально-культурной сферы интенсивно начался процесс разгосударствления. Сначала он не был закреплен законодательно. В принятом в 1990 году Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» декларировалось, что объекты социально-культурной сферы, как и других отраслей народного хозяйства, могут находиться в государственной, муниципальной, частной собственности, в собственности общественных организации. Очевидно, что этот документ не конкретизировал отношения собственников в отрасли культуры, не учитывалась также и специфика механизма разгосударствления, создания негосударственных структур.

Особенности, принципы и факторы эффективного управления процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики

Происходящие в России социальные и экономические изменения оказали существенное влияние на развитие отрасли культуры, в том числе ее институциональной (ведомственной) сферы. Так, до конца 1980-х гг. в СССР взаимодействие государства и отрасли культуры определялись тем, что государство определяло идеологический заказ всем структурным подразделениям отрасли: учреждениям художественного воспитания, театрам, концертным организациям, музеям, библиотекам, архивам, клубам. При этом их деятельность регулировалась исходя из интересов заказчика, равно как и деятельность профессионалов в области искусства.

В 1990-х гг. взаимодействие между государством и отраслью культуры изменилось коренным образом. Государство отказалось от патерналистского подхода в сфере искусства к учреждениям культуры, одновременно отказавшись от каких бы то ни было идеологических притязаний. Кроме того, за пределы государственного влияния вышла важнейшая область - массовая культура, а «шоу-бизнес» и средства массовой информации осуществляли деятельность в рамках рыночных отношений.

Отметим, что в настоящее время государство не несет ответственности за приобщение широкой общественности к отечественным и мировым культурным ценностям. Вместе с тем общеизвестно, что только непосредственная общность индивидуумов со всеми явлениям культуры позволяет лучше ориентироваться в сложном и динамичном современном мире, контролировать свою жизненную среду, реализовать свои интересы и запросы. В то же время такая общность выполняет компенсаторную функцию, снимая социально-психологическое напряжение.

При этом необходимо принимать во внимание, что современная кризисная ситуация в России обусловлена постепенным включением в глобальные процессы модернизации, с одной стороны, и недостаточной степенью развитости условий и предпосылок для эффективной модернизации - с другой. Кроме того, характерная для России вторичная модернизация, как известно из мирового опыта, реализуется не спонтанно, а с помощью целенаправленных изменений, осуществляемых политическими средствами.

На наш взгляд, процесс развития отрасли культуры с точки зрения государственной политики целесообразно понимать как социально значимый опыт, воплощенный в искусственных объектах (вещи, идеи и образы, технологии, регулирующие образования, оценочные критерии) и представленных в символической форме. При этом отношение к той части культуры, которая являет собой национальное наследие, должно характеризоваться критериями отношения к государственной собственности. В то же время под культурой понимаются не просто традиционные формы прошлого социального опыта нации, но и нововведения, формируемые в соответствии с общественными изменениями.

Следует учитывать, что деятельность, связанную с сохранением и изменением культурных объектов в сфере культуры как подведомственной отрасли, отличает так называемый «результат отложенный во времени». Развитие учреждений культуры, инновации в области искусства влияют на динамику социальных и экономических параметров общества, но влияние это сказывается только в долгосрочной перспективе. Соответственно, по мнению автора, необходимы разработка и реализация рациональной культурной политики, которая была бы ориентирована на развитие имеющихся и создание недостающих предпосылок для модернизации всех процессов развития отрасли культуры. В то же время целенаправленное изменение в деятельности хозяйствующих субъектов отрасли культуры и процессов развития возможно, на наш взгляд, только при осознании постоянно воспроизводящегося конфликта в отношениях между культурными инновациями и консерватизмом культурных ценностей и стереотипов прошлого. Именно поэтому существует объективная необходимость сбалансированности консервативного и новаторского начала при разработке современной эффективной культурной политики, включающей в себя ориентацию на модернизацию отрасли культуры.

В соответствии мнением ряда экспертов в области культуры в ближайшее десятилетие в России нарастают тенденции отставания от развитых стран мира в широком использовании накопленного культурного потенциала (внедрение новых информационных средств, активизация процессов модернизации в обществе). Наблюдается постепенное снижение общего культурного уровня представителей трех поколений: младшего (учащихся, которые будут в дальнейшем нести ответственность за социальное и экономическое состояние государства); среднего (работающего населения, которое занято в системе общественного разделения труда и функций); старшего (культурный потенциал которого в настоящее время оказывается невостребованным).

Сравнительный анализ механизмов инвестирования отрасли культуры в России и за рубежом в современных экономических условиях

При этом достижению целей государственного регулирования инвестиций в условиях рыночной экономики способствуют следующие его основные принципы: -сочетание административных и экономических методов воздействия на инвестиционную деятельность; -сочетание прямых и косвенных методов рыночного регулирования инвестиций; -программно-целевой подход к определению государственных инвестиций, источников и форм их финансирования; -активное взаимодействие с частным бизнесом, в том числе на основе долевого и смешанного финансирования инвестиционных программ и проектов, приоритетных с общегосударственной точки зрения; -создание максимально благоприятного инвестиционного климата для отечественных и зарубежных инвесторов; -принцип субсидиарности должен рассматриваться как основа распределения инвестиционных функций по иерархическим уровням управления.

При этом процесс экономической децентрализации позволяет полнее мобилизовать местные ресурсы и источники экономического роста. Из табл.2.1 видно, что государственные инвестиции занимают доминирующее положение в общем объеме капитальных вложений в экономику развитых стран с рыночной экономикой.

Однако, оценивая роль государственных инвестиций в условиях рыночной экономики, нельзя исходить только лишь из показателей их доли в общих капитальных вложениях и в ВВП стран Запада. Государственные инвестиции выступают в качестве мультипликатора, то есть своеобразного стимулятора для частных вложений, играющих главную роль в рыночной экономике. При этом за счет государственных инвестиций создается общенациональная инфраструктура для эффективной деятельности частного капитала.

Отрасль культуры в экономически развитых странах привлекает все большие объемы ресурсов, ее отличает разветвленная отраслевая структура и высокий уровень динамизма. В США, например, численность занятых в этой сфере в период с 1993 по 1998 г.г. увеличивалась в среднем за год на 4,8% в сравнении с 1,4% во всех отраслях народного хозяйства. Прогнозируется, что стремительный прогресс информационных технологий даст новый импульс развитию многих видов индустрии развлечений, прежде всего ближайшие 5-10 лет именно эта сфера наряду с музейным делом будет развиваться наиболее высокими темпами [148].

Таким образом, специфика экономической деятельности и многоплановое влияние культуры на все стороны жизнедеятельности современного общества определяют и сравнительно высокую степень государственного участия и воздействия на рассматриваемую сферу, основные ее формы и методы.

На сегодняшний день в состав социально-культурной сферы современной экономики входит широкий спектр видов деятельности, направленных на удовлетворение разнообразных материальных и духовных потребностей населения. Например, в стандартной промышленной классификации США данная сфера представлена двумя группами отраслей: в первую - «Отрасли сферы культуры и информации» входят киноиндустрия, отрасли видео и звукозаписи, радио и телевещание, издательская деятельность, и телекоммуникации; во вторую - «Индустрия развлечений и отдыха» -эстрадные и симфонические оркестры, драматические и музыкальные театры, театры оперы и балета, танцевальные залы и школы, хоровые и художественные студии, парки развлечений и отдыха, спортивные организации и фитнесс клубы. При этом рассматриваемый сектор включает и ряд промышленный отраслей, таких, как производство аудио- и видеотехники, фотоаппаратуры, музыкальных инструментов, предметов прикладного искусства, а также услуги по моделированию, реклама, архитектурный и промышленный дизайн, фотостудии. Функционально отрасль культуры очень сложна: одни предприятия специализируются на производстве аппаратуры для культурных занятий и рекреации, другие - на издательской деятельности, аудио и видеозаписи, радио и телевещании, тиражируя произведения искусства, третьи - самостоятельно создают произведения искусства или тиражируют их в предметах быта. Крупное подразделение комплекса составляют собственно учреждений культуры, занятые традиционными формами искусства, -драматические и музыкальные театры, театры оперы и балета, симфонические и эстрадные оркестры.

Отрасль культуры представляет собой быстроразвивающийся сектор экономики, на долю которого в 1972 году приходилось 47,6% всех учреждений, входящих в группу индустрии развлечений и отдыха, в 1992 году - 55,6%. Отрасль культуры представлена широким разнообразием институциональных форм организации. В каждой из отраслей и видов услуг действует частный капитал, формы которого варьируются от мелкого индивидуального предпринимательства до крупнейших транснациональных компаний, неприбыльные структуры, а также государственные организации. В обширную зону коммерческого предпринимательства помимо высокоприбыльных отраслей, основанных на информационных технологиях, и традиционной индустрии развлечений входит большая часть корпораций полиграфической промышленности (за исключением издательства, принадлежащих церкви, музеям и другим некоммерческим организациям), публикующих газеты, журналы, художественную литературу, альбомы и каталоги. В частном секторе сосредоточен почти весь фотографический бизнес, а также предприятия по производству музыкальных инструментов и сфера звукозаписи (за исключением записи классической музыки): реализация музыкальных дисков, аудио и видео кассет и других товаров культурного назначения, организация концертной деятельности. Однако в сфере звукозаписи только одно из четырех предприятий является некоммерческим. Также достаточно большую долю частных предприятий занимает цирковое и эстрадное искусство и другие его массовые виды, в том числе искусство джаза, рока и народная музыка.

Определение отклонений от целевой ориентации инвестирования объектов отрасли культуры и приведение ее в равновесное состояние

В условиях трансформации российской экономики под финансированием инвестиций, на наш взгляд, следует, прежде всего, понимать целевое направление (инвестирование) средств в материальные и/или финансовые активы конкретных организационно-правовых структур, в частности, объектов отрасли культуры. Однако при этом следует отметить то, что материальные активы представляют собой достаточно обширный перечень объектов инвестирования, включающих в себя как движимое и недвижимое имущество, землю. В свою очередь финансовые активы, как объект инвестирования, также включают в себя разнообразные составляющие денежных вложений в виде платежных и финансовых обязательств, состоящих как из наличных денежных средств, вкладов на текущих счетах в банковских организационно-правовых структурах, краткосрочных долговых обязательств, облигаций, титулов собственности на капитал (например, акции), подтверждающих факт заключения сделки в отношении использования финансовых ресурсов.

По мнению автора, следует согласиться с понятием инвестирования как процесса направления денежных средств в объекты любой деятельности заинтересованного институционального или индивидуального, корпоративного участника инвестиционного рынка с целью получения наиболее целесообразного для него размера прибыли [52]. Однако при этом значительно сужается само понятие инвестирования как направление в объекты инвестирования, наряду с денежными средствами, целевыми банковскими вложениями, ценных бумаг, зданий и сооружений, прав пользования землей, интеллектуальной собственности в виде патентов на изобретения, охранных свидетельств на ноу-хау, разработанных интеллектуальных продуктов, нововведений.

Поэтому инвестиционная деятельность объектов отрасли культуры, как считает автор, в отличие от общего инвестирования должна иметь направленность вложений денежных средств и целевых банковских вложений в соответствующие хозяйствующие субъекты отрасли культуры независимо от занимаемого ими сектора рынка или предлагаемого объекта инвестирования (финансовые и/или материальные активы).

В то же время необходимо отметить то, что применение понятия инвестиционная деятельность объектов отрасли культуры, по мнению автора, в наибольшей степени может быть приемлемо для финансово-кредитных (банковских) организационно-правовых структур, совершающих кредитные и фондовые инвестиции в хозяйствующие субъекты отрасли культуры при условии обеспечения приемлемого уровня доходности и безопасности вложений средств. Такого рода финансирование инвестиций может быть осуществлено и иным (например, индивидуальным) участником общественного рынка при наличии свободных денежных средств, обеспеченности оптимального сочетания доходности и риска вложений средств на фондовом рынке или в инвестиционные экономически и социально значимые проекты.

Кроме того, инвестиционная деятельность объектов отрасли культуры, на наш взгляд, не только не должна регламентировать направление денежных средств в те или иные объекты инвестирования - финансовые и материальные активы участников рынка, но не должна и отличаться от распространенного в экономической литературе так называемого экономического инвестирования (business investments). Экономическое инвестирование, в соответствии с точками зрения ряда ученых, означает вложение средств в реальные активы, связанные с товарным производством или оказанием услуг при оптимальном обеспечении доходности и рискованности вложений в соответствии со сложившимися на рынке спросом на инвестиции, с изменениями показателей, индикаторов функционирования экономики [39, 40, 66].

Таким образом, автор считает, что процесс инвестирования объектов отрасли культуры должен быть тесно корреспондирован с вложениями денежных средств в финансовые и/или материальные активы хозяйственных обществ, товариществ, предприятий. В то время как осуществление общего инвестирования должно быть связано с направлением свободных денежных средств хозяйствующих субъектов рынка, включая целевые вложения коммерческих банков, в любые финансовые и материальные активы инвестируемых структур, а также с вложениями в виде ценных бумаг, других различных видов имущественных и интеллектуальных ценностей. При этом, как осуществление общего инвестирования, так и его составной части -инвестирования объектов отрасли культуры представляет собой процесс вложения средств, подчиняющийся определенной последовательности, организационно-экономическим процедурам, включающих, наряду с установлением уровня предполагаемой доходности и степени риска, ликвидности и размеров роста вложений по конкретному объекту инвестирования (их группе), проведение комплексного анализа в целях определения складывающейся экономической ситуации, как на финансовом рынке, в отраслях, в регионах, в стране, так и среди потенциальных инвесторов, в инвестируемых организационно-правовых структурах отрасли культуры. Инвестиционный процесс по направлению денежных средств в наиболее выгодные и безопасные для вложений объекты должен завершаться принятием инвестором ранее обоснованного стратегического решения.

Похожие диссертации на Управление процессом инвестирования отрасли культуры в условиях трансформации российской экономики