Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Управление надежностью кредитной системы Тышковский, Роман Александрович

Управление надежностью кредитной системы
<
Управление надежностью кредитной системы Управление надежностью кредитной системы Управление надежностью кредитной системы Управление надежностью кредитной системы Управление надежностью кредитной системы Управление надежностью кредитной системы Управление надежностью кредитной системы Управление надежностью кредитной системы Управление надежностью кредитной системы Управление надежностью кредитной системы Управление надежностью кредитной системы Управление надежностью кредитной системы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тышковский, Роман Александрович. Управление надежностью кредитной системы : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05.- М. : РГБ, 2008

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Истоки монументальной и монументально-декоративной скульптуры Китая 15

1.1. Религиозно-философская традиция и культурное наследие 15

1.2. Пространственные и образно-пластические особенности 24

Глава II. Скульптура Китая и развитие городской среды XX - начала XXI века 49

2.1. Освоение опыта западноевропейской скульптуры. 1912— 1949 годы 50

2.2. Утверждение принципов реалистической скульптуры. Памятники и мемориалы. 1949-1978 годы 56

2.3. Становление новых форм скульптуры. Конец XX — начало XXI века 64

Глава III. Скульптура Китая в средовом контексте. Основные тенденции развития 85

3.1. Средовая скульптура Китая в ракурсе традиций и диалога культур 85

3.2. Общественный характер средовой скульптуры 97

3.3. Новый язык средовой скульптуры: от искусства до дизайна 101

3.4. Художественно-образная целостность средового пространства 106

Заключение 115

Список использованной литературы 119

Приложение 130

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России требует создания надежной кредитной системы, важнейшей характеристикой которой является своевременное и полное удовлетворение потребностей юридических и физических лиц по привлечению и размещению денежных средств, а также эффективное функционирование системы расчетов. Являясь инфраструктурным элементом сферы обменных отношений, кредитные организации обеспечивают перераспределение денежных средств и направляют денежные потоки между различными субъектами экономических отношений, участвуют в создании валового национального продукта. Они чутко реагируют на изменения рыночной конъюнктуры и являются особым субъектом денежно-кредитной политики государства.

Кризисные явления в кредитной системе в 1990-х гг. свидетельствуют о проявлениях нестабильности, неспособности кредитной системы удовлетворять в отдельные периоды времени потребности реального сектора экономики. Главная проблема заключается в том, что многие из кредитных организаций не выполняют свою основную функцию: аккумулирование временно свободных денежных средств и направление их на решение социально-экономических задач общества. Реалии экономической обстановки заставляют банки размещать денежные ресурсы в операции, обеспечивающие наивысшую процентную маржу и быструю отдачу. Объем же кредитного портфеля в активах банков в целом по России в настоящее время немногим более 40%, его структура почти целиком состоит из краткосрочных ссуд, что не позволяет организациям обновлять основные фонды и реализовать долгосрочные инвестиционные проекты. Это приводит к структурным диспропорциям в народном хозяйстве, вызывающим инвестиционный кризис в реальном секторе экономики.

4 Многие кредитные организации нарушали экономические нормативы

Банка России, совершали высокорисковые операции, сократили запас ликвидности. Значительное число коммерческих банков часть своей ресурсной базы формировало за счет межбанковского рынка, который моментально свертывался в условиях кризиса. В настоящее время на устойчивость кредитной системы значительное влияние оказывают риски, возникающие в связи с дефицитом долгосрочной ресурсной базы и трансформацией краткосрочных обязательств в долгосрочные вложения. По оценке Банка России на 1.01.2006 г. около 3% коммерческих банков относятся к проблемным кредитным организациям1. Надежность деятельности кредитных организаций является предметом беспокойства не только департамента пруденциального банковского надзора ЦБ РФ, но и налоговых органов, акционеров, вкладчиков и т.д. Это связано с тем, что банковские банкротства оказывают большие неблагоприятные воздействия на экономику, чем банкротства предприятий. В связи с этим исследование уровня надежности кредитной системы является одной из главных задач оценки ее деятельности.

Проблемы банковской ликвидности, защита интересов инвесторов и вкладчиков, возникавшие банковские кризисы в период становления и развития кредитной системы России выдвигают на первое место создание эффективной системы кредитных отношений, управления кредитной системой, обеспечение устойчивости, определение методологических основ ее организации и оценки. Необходимо проводить глубокие исследования сущности кредитного процесса, его влияния на развитие реального сектора экономики, путей обеспечения надежности кредитной системы. В этом и заключается актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В экономической литературе большое внимание уделяется проблемам становления стабильной

1 Годовой отчет Банка России за 2005 г.- М.: Банк России, 2006.- С. 48.

5 кредитной системы, повышения ее устойчивости. Среди западных авторов

следует выделить Б. Бухвальда, Дж. Гэлбрейта, Э. Долана, Дж. М. Кейнса,

Д.К.Кэмпбелла, Р.Дж. Кэмпбелла, Ж. Ривура, Дж. Синки мл., Д. Уайтинга,

У. Шарпа.

Концептуальные основы становления и развития современной кредитной системы России исследованы в трудах Л. Абалкина, В. Геращенко, С. Глазьева, А. Жукова, А. Илларионова, В. Радаева, Е. Ясина и других ученых. Их научные работы позволили сформировать общенаучную основу и определить основные подходы к исследованию проблемы диссертации. Проблемы кредитной системы, ее противоречия и пути их разрешения нашли свое отражение в исследованиях Д. Вахрушева, И. Готовчикова, Е. Жукова, Ю. Коречкова, В. Мелиховского, А. Мурычева, Л. Парфеновой, В. Пефтиева, А. Турбанова и ряда других ученых.

В отечественной литературе имеется ряд научных трудов по кредитной системе, в которых исследуется управление кредитными организациями, их активами и пассивами, банковскими рисками. Это работы В.И. Букато, А.Д. Голубовича, Г.Г. Коробовой, Ю.И. Коробова, О.И. Лаврушина, Ю.С. Масленченкова, Ю.Н. Тронина, В.М. Усоскина и др. Особое внимание в последние годы уделяется надежности кредитных организаций, повышению их ликвидности и платежеспособности. Вопросам анализа надежности деятельности кредитных организаций посвящены работы Л.Г. Батраковой, А.В. Буз-далина, С.А. Веременко, Л.Н. Иванова, В. Кожинова, Ю.С. Масленченкова, Г.С. Пановой, В.Т. Севрук, А.Д. Шеремета, Е.Б. Ширинской и др.

В трудах П.В. Конюховского, Г.С. Пановой, В.Т. Севрук, А.В. Смирнова, А.Д. Шеремета, Е.Б. Ширинской и ряда других авторов исследуются показатели, характеризующие устойчивость кредитной системы. Существенный вклад в разработку специальных вопросов, касающихся использования новых банковских технологий, создания и продвижения банковских

продуктов внесли СВ. Ануреев, М.П. Березина, Н.П. Волков, В.В. Иванов, О.С. Рудакова, А.В. Смирнов, В.Е. Черкасов и другие авторы.

Исследованию отдельных сторон банковской деятельности посвящен целый ряд работ российских экономистов, опубликованных в журналах «Деньги и кредит», «Банковское дело», «Финансовый бизнес», «Банковские услуги», «Эксперт», «Деньги», газетах «Бизнес и банки», «Экономика и жизнь», «Коммерсантъ Daily» и др.

В то же время в отечественной экономической науке практически отсутствуют специальные исследования по методологическим основам организации кредитных отношений и их влиянию на развитие реального сектора экономики. Решить проблему повышения надежности кредитных организаций можно только на основе всестороннего исследования их деятельности с применением современных математико-статистических методов. Это, прежде всего, относится к таким актуальным и важным вопросам как выявление факторов, обеспечивающих надежность кредитных организаций на различных стадиях их деятельности, построение системы показателей надежности, исследование кредитных рисков и др.

Как теоретические, так и практические вопросы анализа надежности деятельности кредитных организаций остаются недостаточно разработанными. Это связано с тем, что зарубежные методики анализа финансового состояния банков не могут быть в полной мере применены к российским условиям, а в отечественной практике кредитного дела отсутствует единый подход к комплексной оценке надежности деятельности кредитных организаций, что приводит к субъективным решениям этой важной задачи.

Таким образом, недостаточная теоретическая и практическая разработка вопросов управления и оценки надежности деятельности кредитных организаций обусловили выбор темы, объекта и предмета исследования, его цель и задачи.

7 Целью диссертации является определение механизмов управления

надежностью кредитной системы и обеспечения ее устойчивости в условиях

развития рыночной конкуренции и разработка модели их оценки.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

по специальности 08.00.05:

выявить теоретические основы функционирования кредитной системы и генезис кредитного дела в России;

определить стратегию развития кредитных организаций в условиях рыночной конкуренции;

определить основные черты устойчивости кредитной системы, раскрыть ее экономическое содержание и противоречия в условиях конкурентной среды;

раскрыть специфику рыночной конкуренции в кредитной системе и выявить ее проявления на региональных рынках;

раскрыть модель развития кризиса в кредитной организации и организацию деятельности по его предупреждению.

по специальности 08.00.10:

исследовать показатели устойчивости кредитной системы и методы их определения;

выявить основные подходы к характеристике финансового состояния кредитных организаций и определить систему показателей надежности кредитных организаций;

произвести оценку надежности деятельности кредитных организаций на основе рейтинговой системы;

- осуществить системную характеристику кредитных рисков.
Объектом исследования является кредитная система и деятельность

кредитных организаций в условиях рыночной конкуренции.

Предметом исследования являются:

по специальности 08.00.05 - управленческие отношения по поводу обеспечения надежности кредитной системы;

по специальности 08.00.10 - финансово-экономические отношения в кредитной системе по поводу обеспечения устойчивости деятельности кредитных организаций.

Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют труды отечественных и зарубежных ученых по организации кредитной системы и ее управлению, исследованию конкуренции в кредитной сфере, обеспечению стабильности функционирования кредитных организаций в экономике. Использованы Федеральные законы, нормативные акты Банка России по вопросам функционирования кредитных организаций и осуществления контроля за их деятельностью со стороны Банка России.

Диссертация базируется на принципах единства исторического и логического подходов к анализу экономики России и ее кредитной системы. В работе использовались общенаучные методы: наблюдения, анализа и синтеза, дедукции и индукции, а также методы сравнительного, структурного и коэффициентного анализа, метод обобщений и группировок, табличные и графические приемы визуализации статистических данных.

Эмпирическую базу исследования составляют отчетные данные Банка России, документы бухгалтерской отчетности ГРКЦ Главного управления Банка России по Ярославской области, ряда кредитных организаций, данные публикаций в научной литературе и периодической печати.

Диссертационное исследование выполнено в соответствии с пунктами 1.7. специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (теория управления экономическими системами) и 9.6 специальности

9 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит Паспорта специальностей ВАК.

Научная новизна диссертации состоит в определении механизма обеспечения надежности кредитной системы, ее роли в удовлетворении потребностей реального сектора экономики в условиях развития рыночной конкуренции и разработке модели оценки деятельности кредитных организаций. К важнейшим научным результатам исследования, полученным лично автором, относятся следующие:

по специальности 08.00.05:

выявлены теоретические основы управления кредитной системой и особенности конкурентной борьбы в кредитной сфере, которые обусловлены, в первую очередь, влиянием государства, следствием чего явилось монопольное положение Сбербанка России, Внешторгбанка и ряда других банков с государственным участием в их капитале;

определена стратегия развития кредитных организаций в условиях рыночной конкуренции, исследована модель развития кризиса в банке и организация деятельности по его предупреждению, а также выделены методы надзорной классификации качества кредитной системы;

обоснованы методы определения надежности кредитной системы и предложены методические рекомендации по организации работы кредитной организации с клиентами;

по специальности 08.00.10:

выявлены основные подходы к характеристике финансового состояния кредитных организаций и определена система показателей их надежности;

разработана авторская методика определения прибыльности клиента для кредитной организации;

- произведена оценка надежности деятельности кредитных организаций на основе рейтинговой системы, дана системная характеристика кредитных рисков и обоснованы методы управления ими.

Теоретическая значимость работы заключается в развитии теории кредитной системы на основе анализа методологических представлений об обеспечении ее динамической устойчивости в условиях экономической нестабильности и обосновании возможных управленческих решений по достижению устойчивого развития банковского сектора экономики.

Практическая значимость работы заключается в том, что использование разработанных в результате исследования подходов к обеспечению надежности кредитной системы позволит кредитным организациям успешно функционировать в условиях рыночной конкуренции, способствовать обеспечению стабильного развития экономики в целом. Результаты, полученные автором в диссертационном исследовании, могут быть использованы при проведении антикризисных мероприятий в кредитных организациях.

Апробация работы проводилась в ходе выступлений на международной научно-практической конференции «Современное состояние банковского дела в России» (Москва, 2003 г.), международных научных конференциях «Молодежь и экономика» (Ярославль, ЯВФЭИ, 2004 - 2006 гг.), международной научно-практической конференции «Библиотеки и образование» (Вологда, Администрация Вологодской области, апрель 2006 г.).

Материалы исследования используются в учебном процессе Международного университета бизнеса и новых технологий, Ярославского военного финансово-экономического института при подготовке экономистов.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 203 страницах основного текста, состоит из введения, трех глав, включающих каждая по 3 параграфа, списка использованной литературы из 189 наименований, 7 приложений, 8 таблиц и 11 рисунков.

Религиозно-философская традиция и культурное наследие

Зарождение и начальная стадия развития китайской культуры относится к яньхуанской эпохе, прослеживается в династиях Ся (2070-1600 гг. до н.э.), Шан (1600-1046 гг. до н.э.), Чжоу (1046-770 до н.э.) и расцветает в период Сражающихся Царств (770-221 гг. до н.э.)1. Именно в эти годы возникает множество разнообразных школ и идеологических учений, позволивших китайцам освободиться от уз первобытного шаманизма и язычества.

Появившееся позднее, во времена династий Западной и Восточной Хань конфуцианство, даосизм (206-220 гг. до н.э.) и буддизм (ок. 1 тыс. л. н.э.), оказывают на протяжении дальнейших двух тысяч лет основополагающее влияние на дальнейшее развитие культуры. .

Формирование ее неотделимо также от особых природных условий и социальных факторов. У Китая, в котором на площади 9,6 млн кв. км проживают 56 национальностей (в целом —1,3 млрд человек), обширные приграничные владения, сложный рельеф местности, разнообразный климат. Монгольские степи и Сибирь — на севере, Тибетское нагорье и пустыни — на западе, Тихий океан - на юго-востоке; они, как огромные ширмы, отделяют Китай от всего остального мира. На севере Китая - зона холодов, на юге — дебри тропиков, зимой часто дует северо-западный холодный ветер, а летом - юго-восточный, теплый. Четыре климатических сезона явно разнятся.

Такой многообразный климат способствовал формированию у китайцев уважения к природе, пониманию необходимости следовать за ней, быть с ней в гармонии.

Если говорить о рельефе Китая, то на западе его преобладают горы, на востоке - низменности. При этом плато на северо-западе идеально подходят для развития скотоводства, холмы и равнины юго-востока, в особенности долины рек Хуанхэ и Янцзы, для сельского хозяйства - там находятся самые плодородные земли. Превосходные природные условия способствовали более высокому уровню жизни народа в этих районах: именно здесь и зародилась китайская цивилизация, обусловившая начало формирования китайской культуры1.

Отношения к Природе является одной из важных составляющих духовно-эстетического наследия китайцев. Чтобы как можно глубже осознать особенности китайской традиции средовой культуры следует коснуться, сложившихся в глубокой толщи времен, их миропознавательных представлений о Небе и Земле, понять древнюю концепцию Природы и философское осмысление ее китайцами.

Особое географическое положение и тип эволюции общества оказывали конкретное влияние на действия китайцев и привели к разным вариантам взаимодействия с окружающей средой. Китай обладает длительной историей развития феодальной системы общества и сельскохозяйственного производства. Основной деятельностью было обрабатывание земли, собирательство и хранение. Это не могло не оказать своего специфического влияния на психологию китайцев. Накопленные элементарные знания говорили людям, что без деревьев не будет плодов, без плодородной земли — богатого урожая. В сознании древних китайцев все сущее в этом мире было взаимосвязано и контролировалось силами природы: если погода будет благоприятная, дожди и ветры придут вовремя - все в жизни у людей будет успешнее. С точки зрения логики, человечество не является покорителем природы, нельзя у природы отнять слишком много. Существование человечества определяется «Небом» и «Землей». Поэтому люди, в итоге, начали осознавать необходимость жить в гармонии с природой без посягательств на ее активное покорение. Умеренное отношение к жизни стало традиционным, передавалось из поколения в поколение.

Приспособленность считалась лучшим вариантом для сохранения баланса между противоборствующими силами. Поэтому, чтобы включить каждое действие в более обширную систему общества, необходимо построить рациональный порядок - от семьи до религии, от национальности до всей страны. Со времени династий Шан (ок. XVI-XI вв. до н.э.) и Чжоу (ок. XI-VIII вв. до н.э.) патриархальная система стала важным фактом поддержания общественного порядка в истории китайского феодализма. В китайской патриархальной системе базовыми были кровные узы. В соответствии с патриархальной, находились феодальная система и система ритуалов и музыки. В феодальной системе происходило распределение земель и титулов согласно порядку патриархальных рангов. В системе ритуалов осуществлялся тотальный контроль над всем - от социальных норм до выражения субъективных чувств. Ритуалы определяли обязательные нормы общества и нормы само дисциплины.

Концепция порядка, рангов, отношений и здесь стала ключевым моментом в понимании этической и эстетической структуры общества, в вопросах развития его культуры. Она подчеркивала важность определенных связей между человеком и коллективом, между людьми и искусством.

Если обратиться к традиционной китайской скульптуре, то надо признать, что и в этой области патриархальная система утверждала каноны содержания образов, размеры и местоположение статуй. Древняя китайская философия рассматривала мир как единое целое. Хотя древние китайцы не обладали достаточными познаниями о мире природы, с помощью простой мудрости они описали объективный мир как систему «пяти первоэлементов», к которым отнесли металл, дерево, воду, огонь и землю. Ее движение следует по пути «Инь и Ян»1. Это отправная точка китайской философии.

Пространственные и образно-пластические особенности

Китайская традиционная скульптура, изначально тяготеющая к синтетическому слиянию объективного отражения реальности и субъективной духовной насыщенности достойно иллюстрирует взгляды древних мыслителей.

Искусство объемной скульптуры развивалось в Китае с древности. С незапамятных времен ее устанавливали по берегам рек, в монастырях и пещерах, в садах и парках при императорских дворцах и храмах, в открытых торжественных помещениях, создавая тем самым единое пространство, объединяющее природу, архитектуру, искусство и человека.

Начиная с предметов эпохи неолита из камня, кости, керамики и до бронзовых изделий периода династий Шан (Инь) и Чжоу, скульптура Китая своей самобытной художественной формой отражает наиболее ранний в истории человечества период развития культуры и искусства. Произведения малой пластики, исполненные из мрамора, нефрита, слоновой кости находят в захоронениях, относящихся ко II тыс. до н.э. (Ил. 1-7)

Чаще всего это были трехмерные рельефные и фигурные (зооморфные и антропоморфные) изображения на сосудах, либо сами сосуды, выполненные в виде скульптурных изображений, отдельные культовые скульптурки, а также крупногабаритные глиняные трехмерные сложносоставные композиции высотой до 160 см . В последних, благодаря масштабности их размеров, сложности формы и тщательности художественного исполнения, известный исследователь китайской скульптуры М. Кравцова усматривает отдаленных предшественников монументальной скульптуры2.

Со времени династии Цинь (256-206 гг. до н.э.), правители всех последующих правлений использовали скульптуру при постройке собственных гробниц. Дошедшие до наших дней ансамбли погребальных сооружений являются уникальными примерами взаимодействия монументальной и монументально-декоративной скульптуры с архитектурой и природой. Новые сюжеты и образы распространились к концу существования Ханьской империи (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), в связи с проникновением буддизма. Во время правления Северной Вэй, с которой начинается эпоха Троецарствия (220 -265 гг.), ознаменованная становлением в Китае феодальных отношений, изображения буддийских божеств, воплощенных в монументальных формах были представлены уже необычайно широко. «Пришедшая извне буддийская иконография, имевшая за пределами Китая свои устоявшиеся принципы и каноны, не сразу органически слилась с сильными и, в свою очередь, устойчивыми традициями китайского искусства. Поэтому буддийское искусство вэйского времени часто синкретически сочетает в себе древние традиции и новые для Китая образы и сюжеты»1.

Чаще всего статуи устанавливались в пещерных храмах, вырубленных в толще горных скал. Эта традиция продолжалась и в дальнейшие периоды, вплоть до правления династии Мин (1368-1644 гг.). При строительстве скальных храмов и наземных каменных культовых и светских сооружений огромное значение приобретает не только объемная, но и рельефная монументально-декоративная скульптура. Начиная с конца XVII века развиваются многообразные виды и жанры сюжетной и орнаментальной пластики, также искусно интегрированные в архитектурную и природную среду.

Наивысшего расцвета культура древнего Китая достигла в эпоху династий Цинь и Хань (221 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Именно в этот период, решающий для формирования административной, политической и социальной структуры империи, особенное развитие получает скульптура погребальных сооружений.

Высочайший пример древнейшего погребального сооружения — усыпальница императора Цинь Шихуана, прославленная в истории мировой культуры его скульптурной композицией, так называемым, «терракотовым войском», главным и неотъемлемым элементом ансамбля. Цинь Шихуань (259-210 гг. до н.э.) стал первым в Китае правителем, создавшим централизованную власть и объединившим путем многолетних военных действий всю Поднебесную. Его гробница располагается в провинции Шэнси, в 5 км от современного города Линьтун на берегу полноводной реки Вэй Шуи, на северном склоне горы Лишань. В исключительных масштабах строительства, которое длилось сорок лет, уже заключается уникальность сооружения — оно занимает площадь равную 49 кв. км.

Грандиозный погребальный комплекс включает несколько углубленных в землю колоссальных двухсотметровых камер (подземных коридоров), вместивших более восьми тысяч фигур керамических воинов в сопровождений коней и колесниц, выполненных в натуральную величину. Все они объединены в правые, левые и центральные параллельные друг другу шеренги. Таким образом, наглядно и точно зафиксированы боевые построения, характерные для военной науки, более чем двухтысячелетней давности. Циньские воины выстроились лицом на восток, с одной стороны, намекая на вклад Цинь Шихуана в объединение Китая, с другой служа защитой покойного императора, являясь также зримым проявлением могущества крепкого государства. (Ил. 8-9)

Достоверно, и в этом смысле реалистично, передано воинство. Выполненные в натуральную величину, раскрашенные керамические фигуры солдат олицетворяют силу и храбрость. Убедительно решен каждый отдельный образ. В стремлении к персонифицированности, передаче характерных особенностей лиц, выразительности и разнообразии их черт проявилась важная характеристика раннекитайской скульптуры. Можно предположить, что персонажи «терракотового войска» создавались путем лепки с натуры, достигая раскрытия не только внутренней сути отдельного человека, но и воплощая обобщенный образ воинства Циньской эпохи. (Ил. 8-9) Стоящие, сидящие, коленопреклоненные позы солдат переданы удивительно точно, лишний раз убеждая, что древние мастера внимательно изучали пропорции человеческого тела. Детально проработанные лица воинов, их прически, состоящие из косичек, собранных и завязанных вместе на затылке, головные успехи, пояса, наколенники и прочие мельчайшие детали, исполнены в пластической манере, близкой к реалистической. Напротив, пластика торсов, рук, ног решена ближе к примитиву. Взятая крупно, с выделением массы тела, обобщенная форма, ее наполненность передает силу, идущую изнутри вовне. Лаконичный, в данном случае, условный, с почти схематичным выделением деталей, стиль лепки подчеркивает статичность фигур, то состояние покоя, которое соответствует значимости ансамбля.

Освоение опыта западноевропейской скульптуры. 1912— 1949 годы

Путь исканий нового в китайской скульптуре первых десятилетий 20-го века противоречив и сложен. Его главное направление было связано с освоением западноевропейского реализма. В овладении опытом европейской скульптуры, в новых идеях, новых взглядах на взаимоотношение искусства и общества виделась возможность преодоления, казалось бы отживших традиционных норм и порядков, приобщение к мировой культуре, в целом - обновление художественного мастерства.

Объективной основой стремления к преобразованиям была реальная ситуация, сложившаяся в области монументальной и монументально-декоративной пластики в последние десятилетия XIX - начале XX века. Отход от устоявшихся способов и канонов скульптурной выразительности традиционной классической скульптуры сказался в утрате художественного достоинства монументальной пластики, уступившей место технически искусным, но застылым приемам декоративных ремесел.

Историю сложения новой китайской скульптуры нельзя отделить от знаменательного события в новой истории Китая — «движения 4-го мая» 1919 года. Оно явилось результатом единого общедемократического идейного «движения за новую культуру», сложившегося после Синьхайской революции 1911 года, уничтожившей традиционную монархию. (В 1912 году была основана Китайская республика). Это движение, ориентированное на восприятие западных социальных и культурных идей, нанесло удар, прежде всего, конфуцианству и подтолкнуло Китай к пересмотру своих традиционных ценностей1.

Одним из инициаторов «движения за новую культуру» стал известный деятель начала века Цай Юаньпэй, выдвинувший концепцию «замены рели гиозного воспитания - эстетическим». Его идеи оказали стимулирующее воздействие и на проблематику скульптурного творчества. В общей обста новке раскрепощения традиционного сознания и ориентации на западный реализм многие молодые художники были посланы за границу (во Францию, Бельгию и другие страны) для освоения европейской системы обучения ху дожников, в надежде на дальнейшее возрождение китайского скульптурного искусства. Познание опыта западной реалистической монументальной скульптуры по возвраще нию на родину вылилось в активное желание художественного преобразова ния городской среды. Следу ет сказать, что первые шаги в развитии современных китайских городов со вершались в очень трудных условиях, связанных со всей сложностью исто рических судеб Китая XIX — начала XX века, феодальная система которого начала приходить в упадок уже в XVII-XVIII веках. За семьдесят лет, начиная с первой Опиумной войны (1840-1842 ГОДБ) вплоть до падения последней династии Цин, иностранные державы периодически подписывали с Китаем ряд неравноправных договоров, согласно которым Гуанчжоу, Тяньзан и другие сто семь городов открылись для международной торговли, а в пятнадцати из них были созданы многочисленные иностранные концессии.

Иностранцы занимались не только политикой, дипломатией и миссионерской деятельностью в Китае, но также строили заводы, железные и шоссейные дороги, добывали полезные ископаемые. Передовые западные технологии и идеи стимулировали процесс перехода китайского общества от сельскохозяйственного к промышленному. Именно в такой обстановке, как мы уже упоминали, начинали строиться первые современные крупные прибрежные города, такие как Шанхай, Нанкин и другие. В старых же, исторически сложившихся городах, в стихию архитектурной среды традиционной застройки неизбежно вливались европейские кварталы.

Несмотря на то, что обстановка «войны и волнений» 1912-1949 годов замедляла включение скульптуры во вновь возникающие пространства городов, в них все же появлялись ростки нового профессионального архитектурно-художественного творчества. Новые выразительные средства, новые формы, художественные приемы, не сразу, но постепенно обретают творческую самостоятельность, и оригинальность. И хотя список имен сторонников нового направления в скульптуре был пока еще немногочисленным, работы этих авторов уже прозвучали в новой пространственной структуре различных городов Китая1.

В произведениях таких художников как Ли Цзиньф, Цзян Сяоцзянь, Лю Кайцюй и других прослеживается художественное выражение ведущих тенденций переломного этапа истории Китая, утверждение новых общественных идеалов, новых представлений о роли человека в жизни обновленной страны. Плодотворными оказались попытки придать скульптуре монументальное звучание.

К наиболее ранним работам можно отнести такие как памятник У Янь-фэну скульптора Ли Цзиньфа, установленный в Гуандуне в 1929 году. (Ил. 37) Следуя традициям европейской пластической школы автор создает реалистически ясный образ. Он придает своему герою естественную позу спокойно сидящего в кресле и погруженного в свой внутренний мир человека. Раскрепощенное отношение к форме, свободная манера лепки — свидетельствуют о стремлении к пластическим обобщениям. Правда, в этой портретной статуе пока еще нет понимания подлинной специфики монументального искусства, фигура не увязана с очень высоким постаментом, сам постамент, несущий в декорировке национальный колорит, слишком тяжеловесен по отношению к размерам сидящей фигуры. Однако, значительна роль портретности, которая прослеживается и в последующих работах скульптора. В них - попытка показать людей нового времени, с ясным пониманием их жизненных целей, их места в обновленной стране.

Несмотря позже, в 1934 году Ли Цзиньф создает для города Гуанчжоу памятник генералу Дэн Чжуньюаню. (Ил. 38) В этой работе реалистические притязания скульптора раскрылись с наибольшей последовательностью. И в образной характеристике изображаемого, и в тщательном исполнении его военного костюма - во всем видно стремление к правдивости, неповторимой индивидуальности. Уделяя внимание подробностям, деталям скульптор избегнул при этом сухости в лепке, напротив, подчеркнул ее естественность фактурной светотенью, мятостью складок, небрежностью, как бы наспех накинутой шинели. Кроме того, ему удалось найти пропорциональную связь с лапидарным по форме постаментом, установленным на широком ступенчатом стилобате.

Средовая скульптура Китая в ракурсе традиций и диалога культур

Одной из основных проблем в искусстве создания средовой скульптуры является проблема наследования традиций и развития национальной культуры. Осознанное отношение художников к творчеству всегда связано с вопросами преемственности. Особенно они актуальны для Китая, обладающего сложившимся в древности целостным взглядом на отношения между человеком, искусством и пространственным окружением.

Если проследить эволюцию художественных исканий в области средовой скульптуры, то выясняется, что представления о её смысле, форме и предназначении складывались под влиянием тех художественных идей, которые воплощали гармонию человека и природы, жить в которой китайцы учились с незапамятных времён.

Зародившийся за несколько тысячелетий до новой эры и непрерывно развивающийся вплоть до XX века эстетический идеал Китая был неразрывно связан с философскими и этически-нравственными позициями. Ещё в глубокой древности сформировался особый тип мышления, заложивший основу рациональных художественных закономерностей с характерным для подобного видения мира объединением реальных и отвлеченных представлений. Стремление к единству и взаимопроникновению естественного и искусственного, рукотворного и нерукотворного, достоверного и условного, выделению главного и второстепенного воздействовали на способы функционирования скульптуры в пространственной среде. Достижения Китая в постановке скульптуры в естественном природном окружении и искусственно созданном ландшафте несут отпечаток этой вековой культуры. Осознание философских принципов китайской традиции становится важным для современных художников.

Однако опора только на древнее искусство не может дать значительных художественных результатов. История китайской культуры сохраняет в своем наследии и современные художественные ценности. Так, реалистический метод владения пластической формой, заимствованный у европейского и, главным образом, русского искусства, последовательно осваиваемый в течение XX века и поныне включен в арсенал выразительных средств китайского скульптурного мастерства1.

Понимая, что традиции и новаторство - две неразрывно связанные стороны подлинного искусства последующие усилия китайские художники делают в направлении точек соприкосновения с современной мировой пластикой. Необходимо отметить, что политика «реформ и открытости» принесла Ктаю освобождение в плане развития культуры. Китайский народ, находившийся более тридцати лет в изоляции, вновь соприкоснулся с западным искусством и начал более объективно видеть весь мир в целом. Скульпторы, работающие в области современной средовой пластики призваны не только изучать традиционный опыт китайского изобразительного искусства, но и освоить достижения искусства западной скульптуры, их выразительные средства, чтобы тем самым помочь самим себе в сложном мире искусства выбрать собственный творческий путь. Сегодня китайская средовая скульптура начала процесс перехода от изучения и заимствования к упорядочиванию и переосмыслению.

С развитием промышленности и бурным научным прогрессом, начавшимся в Китае в конце XX - начале ХХ1-го века, невероятно усилилось стремление людей к современности. В китайском обществе воцарилась страсть к новаторству, к использованию новейших технологий, к применению их во всех областях деятельности. Однако, говоря о культурном развитии новых городов Китая, мы не должны забывать, что речь идет о стране, имеющей величайшие художественные сокровища в области средового искусства. Они были созданы творчеством многих поколений и закреплены незыблемым авторитетом истории.

Самое главное содержание культуры - это система ценностей, идеи и верования, представляющие определенную нацию, класс, коллектив. История китайской культуры и по сей день, стремится к наследованию и развитию традиции, создавая при этом новое. Китайская культура всегда уделяла большое внимание гармоничному сосуществованию человека и природы. Поэтому в процессе однобокого стремления к экономическим показателям и материальной цивилизации, мы не должны забывать о том ценном, что уже было свершено в прошлом.

Внимание к культуре городов это наша самая насущная задача. Установка современной средовой скульптуры сама по себе является синтезом воплощения национального духа и модернизации. Она не только влияет на окружающее пространство, но и должна отражать внутреннюю сущность современников, обладать характерными особенностями культурного уровня китайцев. Мы должны правильно понимать сущность китайской средовой скульптуры, поддерживать и охранять выдающиеся эстетические качества нашей национальной традиции, взглянуть по-новому на культурное содержание средового искусства в целом.

После некоторого периода заимствований у западного искусства насущной проблемой, требующей разрешения, стал вопрос о том, каким образом одновременно с продолжением постижения и изучения западных мировых выдающихся художественных образцов выразить китайский национальный дух. Благодаря повышенному вниманию к национальной культуре, многие скульпторы почувствовали, что западная скульптура, не только современная, но и традиционная должна быть согласована с китайской культурой, превратиться в форму, имеющую китайскую специфику, поэтому эти скульпторы, исследуя новаторство современной западной формы, уделяли внимание её адаптации на местную почву. Подобный акт становился сутью познания культуры каждой нации, сама скульптура превращалась в инструмент этого познания. Используя традиционные источники, китайское искусство поддерживает собственный характер культуры и откликается на все современные проблемы культуры, которые приносит глобальная интеграция.

И это говорит уже о поиске новой модели китайской культуры. Она основывается как на западном опыте, так и на традиционно китайском. Исходя из того, что современный мир стремится к интеграции, наука и техника делают расстояния на планете все ближе, сознание и система ценностей людей имеет тенденцию к унифицированию. Развитие современного искусства также происходит в сторону международной интеграции.

Похожие диссертации на Управление надежностью кредитной системы