Содержание к диссертации
Введение 3
Глава 1. Экономические проблемы функционирования сферы культуры 12
1.1. Направления развития сферы культуры за рубежом и в переходной
экономике России 12
1.1.1. Экономические особенности деятельности некоммерческих
организаций культуры 12
% 1.1.2. Экономические вопросы развития сферы культуры 26
1.2. Источники финансирования некоммерческих организаций культуры ... .45
Глава 2. Современные проблемы менеджмента в некоммерческих
организациях культуры 76
Особенности маркетинга в некоммерческих организациях культуры 76
Организационная структура управления музеями 100
> 2.3. Фандрейзинг как политика управления в сфере культуры 122
Модели функционирования благотворительных организаций при учреждениях культуры 133
Оценка предпринимательской деятельности некоммерческих организаций культуры 149
Заключение 158
Библиографический список использованной литературы 165
Приложения 179
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В условиях перехода к рыночным отношениям в России большое значение приобретает развитие некоммерческих организаций культуры, решающих необходимые для любого общества и государства просветительские и научно-исследовательские задачи, занимающихся сохранением национального наследия, повышением интеллектуального и творческого потенциалов общества и др.1
В то же время условия функционирования некоммерческих организаций культуры в России (низкое благосостояние населения, сокращение бюджетного финансирования и др.) создали крайне неблагоприятные предпосылки для их развития. В частности, согласно ст. 45 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" 1992 г., на финансирование культуры «ежегодно направляется не менее 2% средств республиканского бюджета РФ. Размеры ежегодных ассигнований на культуру в государственных бюджетах республик в составе РФ и местных бюджетах не могут быть менее 6% средств соответствующих бюджетов»2. Однако на практике в федеральном бюджете 1998 г. на культуру и искусство отводилось лишь 0,65%, в 1999 г. - 0,48%, в 2000 г. - 0,48%, в 2001 г. - 0,47% и в 2002 г. - 0,45%. В бюджетах субъектов федерации ситуация аналогичная. Например, в Санкт-Петербурге в 1997 г. на нужды культуры и искусства было предусмотрено лишь 1,9% расходной части бюджета, в 1998 г. - 2,4%, в 1999 г. - 2,2%, в 2000 г. - 1,96%, в 2001 г. - 1,95%, в 2002 г. - 2,75%, вместо 6%, указанных в законе.
В сложившихся условиях перед некоммерческими организациями культуры встают задачи поиска различных источников финансирования, диверсификации деятельности и др. Наиболее остро эти задачи стоят перед государственными учреждениями культуры. В то же время действующий
1 Под некоммерческими, согласно ст. 50 части первой Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) и ст. 2 Закона РФ
«О некоммерческих организациях», понимаются государственные и негосударственные организации, не
рассматривающие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие
полученную прибыль между участниками.
2 Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». - М.: Изд-во «Ось-89», 2002.
механизм управления некоммерческими организациями культуры не отвечает новым требованиям времени. Это относится к маркетинговому подходу в их работе, системе привлечения негосударственных источников финансирования, организации коммерческой деятельности и др. Актуальным в связи с этим становится совершенствование организационно-экономического механизма управления некоммерческими организациями культуры.
В современной отечественной и зарубежной научной литературе много внимания уделено управленческим и экономическим вопросам деятельности некоммерческих организаций культуры в условиях переходной экономики. Можно отметить работы отечественных авторов: И.М. Болотникова, В.Э. Гордина, А.И. Дымниковой, Н.В. Жильцова, Э.В. Новаторова, А. Рубинштейна, Ф.Ф. Рыбакова, И.А. Столярова, Г.Л. Тульчинского, СВ. Шишкина, Л.И. Якобсона и др. Среди зарубежных авторов - работы Э. Валь-Зигер, П. Димаджио, О. Новотного, Я. Фишера и др. Ими, в частности, исследуются понятия маркетинга, связей с общественностью, спонсорства, предпринимательской деятельности в сфере культуры; структура расходов и доходов некоммерческих организаций культуры; экономическая и социальная эффективность в сфере культуры и т.д.
Работы этих ученых внесли существенный вклад в постановку и решение многих проблем некоммерческих организаций культуры. Однако в большинстве исследований отсутствует целостный подход к формированию в условиях переходной экономики организационно-экономического механизма управления некоммерческими организациями культуры. В частности, не решаются в достаточной степени такие актуальные проблемы менеджмента, как совершенствование организационной структуры управления, разработка новых форм привлечения финансирования в организации культуры и др. В диссертации предпринята попытка дать современный и комплексный анализ этих вопросов.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в разработке системы мер по совершенствованию организационно-экономического механизма управления некоммерческими организациями культуры в условиях переходной экономики.
В соответствии с целью исследования в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:
уточнить понятийно-терминологический аппарат в области управления некоммерческими организациями культуры;
выделить теоретические концепции, необходимые для понимания особенностей функционирования некоммерческих организаций культуры;