Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль этноконфессионального фактора в формировании российской системы предпринимательства Аветов, Григорий Михайлович

Роль этноконфессионального фактора в формировании российской системы предпринимательства
<
Роль этноконфессионального фактора в формировании российской системы предпринимательства Роль этноконфессионального фактора в формировании российской системы предпринимательства Роль этноконфессионального фактора в формировании российской системы предпринимательства Роль этноконфессионального фактора в формировании российской системы предпринимательства Роль этноконфессионального фактора в формировании российской системы предпринимательства Роль этноконфессионального фактора в формировании российской системы предпринимательства Роль этноконфессионального фактора в формировании российской системы предпринимательства Роль этноконфессионального фактора в формировании российской системы предпринимательства Роль этноконфессионального фактора в формировании российской системы предпринимательства Роль этноконфессионального фактора в формировании российской системы предпринимательства Роль этноконфессионального фактора в формировании российской системы предпринимательства Роль этноконфессионального фактора в формировании российской системы предпринимательства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аветов, Григорий Михайлович. Роль этноконфессионального фактора в формировании российской системы предпринимательства : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Аветов Григорий Михайлович; [Место защиты: Моск. финансово-пром. ун-т "Синергия"].- Москва, 2012.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-8/3362

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Этноконфессиональный фактор как специфическая черта взаимодействий субъектов системы предпринимательства 12

1.1. Основные причины влияния этноконфессионального фактора на системы предпринимательства 12

1.2. Роль и значение этноконфессионального фактора в формировании систем предпринимательства 35

Глава 2. Эволюция влияния этноконфессионального фактора на системы предпринимательства: мировой опыт и российская практика 50

2.1. Особенности влияния этноконфессионального фактора на системы предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой 50

2.2. Особенности влияния этноконфессионального фактора на формирование системы предпринимательства в условиях России как многонационального государства 78

Глава 3. Направление развития и механизмы использования ресурсов этноконфессионального фактора в процессе формирования российской системы предпринимательства 114

3.1. Влияние этноконфессионального фактора на стратегию и тактику субъектов предпринимательства в современной России 114

3.2. Использование ресурсов этноконфессионального фактора в целях создания благоприятной предпринимательской среды в современной России 129

Заключение 136

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования.

Каждый народ обладает специфической предпринимательской практикой, сложившейся под влиянием его религиозно-культурных особенностей, условий жизни и взаимодействия с другими народами, широкого набора внутренних и внешних факторов. Воздействие всего комплекса причин на эти практики формирует национальную систему предпринимательства, включающую в себя основные черты этнических групп, проживающих на территории государства и участвующих в активной экономической деятельности. Этноконфессиональный компонент, оказывающий заметное влияние на предпринимательство любого мирового государства, и в целом на глобальную предпринимательскую культуру, не смотря на свою значимость, достаточно редко становится предметом научных наблюдений. Данное направление приобретает особую актуальность в начале XXI века в связи с глубокими структурными изменениями мировой экономики, переходом к информационному обществу государств-лидеров при одновременном отставании стран-аутсайдеров, сохраняющих традиционный, архаичный уклад жизни.

На протяжении последних 50-60 лет под влиянием активных процессов глобализации на территории развитых стран, которые являются мировыми центрами экономического роста, происходят активные контакты представителей различных культурно-религиозных традиций вследствие процессов миграции, которые не всегда проходит мирно и безболезненно. Зачастую межэтнические противоречия, возникающие между представителями коренного населения и приезжими, являющимися носителями иных культурных традиции, имеют под собой экономическую основу. Для более эффективного преодоления существующих сложностей необходимо глубокое и последовательное изучение влияния этноконфессионального фактора на системы предпринимательства. Применительно к нашей стране целесообразно говорить о наличии российской системы предпринимательства, которая и является центральным элементом настоящего исследования.

После того как концепция мультикультурализма доказала свою неэффективность, что было признано на уровне глав ведущих европейских держав, ставится вопрос о выработке нового соотношения норм рамочной культуры многонационального государства и отдельных культур народов, в нем проживающих. Этот вопрос крайне актуален и для России. На фоне очевидных успехов отечественной экономики на протяжении последних десяти лет (рост числа занятых граждан, повышение доходов населения, увеличение стабилизационного фонда, как резерва страны), существуют в то же время и негативные тенденции (социальное расслоение, наличие депрессивных территорий, не высокий уровень внедрения передовых технологий, проблемы межэтнических отношений), оказывающие тормозящее действие. Очевидно, что одним из направлений модернизации экономики является развитие предпринимательских инициатив граждан. Учет традиций предпринимательства народов России и позитивного опыта совместной экономической деятельности должны создать основу для комплексного социально-экономического развития государства.

Для того, чтобы этноконфессиональный фактор максимально позитивно сказывался на перспективах отечественно экономики, необходимо глубокое изучение таких его аспектов как история вопроса, современные тенденции и перспективы влияния на предпринимательство в России.

На незавершенность процесса формирования российской системы предпринимательства очевидно указывает то, что руководство страны признает этот факт, планируя управленческие решения, способные существенно изменить ход развития ситуации. В программной статье В.В. Путина «Демократия и качество государства», опубликованной накануне резидентских выборов в 2012 году, сформулирован тезис, способный открыть новую страницу развития предпринимательских практик на территории России: «Считаю, что институт уполномоченных по защите прав предпринимателей должен появиться в каждом субъекте Федерации». Это говорит о том, что в ближайшей перспективе статус предпринимательской деятельности в Российской Федерации значительно повысится и станет предметом интенсивного общественного и государственного внимания.

Степень разработанности проблемы. Необходимо отметить, что тема влияния этноконфессионального фактора на предпринимательские практики и системы предпринимательства в целом в российской и иностранной научной литературе разработана недостаточно. На фоне наличия исследований, посвященных изучению предпринимательства, относительно системы предпринимательства наблюдается недостаток научной информации. Относительно различных аспектов влияния этноконфессионального фактора на российскую систему предпринимательства также наблюдается дефицит современных научных работ.

Можно выделить следующие блоки научных исследований, в разной степени имеющих отношение к заявленной теме работы.

Тема предпринимательства является одной из важнейших для западной экономической мысли. Проблемы, связанные с предпринимательством и его характеристиками, широко рассматривались в теориях западной экономической мысли, восходящих к именам Кантильона Р., Кене Ф., Норта Д., Сея Ж., Смита А., Тюрго А., Хайека Ф., и других. Теоретическое обоснование особенностей предпринимательства как самостоятельного вида человеческой деятельности содержится в фундаментальных работах таких ученых как Зомбарт В., Шумпетер Й. , Ф. Бродель.

Современные направления исследования предпринимательства в России отражены в работах Алейникова А.В., Козловского И.И., Левитана М.И., Лисиненко И.В., Постукяна И.С., Рубина Ю.Б., Фетисова Э.И., Халипова В.Ф., Яковлева И.Г.

Специфические особенности развития предпринимательства в России в историко-культурном контексте подробно проанализированы в комплексных исследованиях Гуляевой В.В. и Бессолицына А.А.

Влияние этноконфессионального фактора на предпринимательские практики в разной степени затронуто в работах как экономистов и социологов (например, Бабаева М.А., Гельман В.А., Узденова Л.А., Тагиров Р.), так и этнологов. Классиками отечественной этнологии можно признать таких выдающихся ученых прошлого как Анучин Д.Н., Бромлей Ю.В., Гумилёв Л.Н. и ряд современных исследователей (Дробижева Л.М., Садохин А.П., Тавадов Г.Т.). Отдельно следует выделить фундаментальные исследования Вебера М., являющиеся первым опытом исследования социокультурной базы предпринимательства.

В контексте данной работы особый интерес представляют исследования, посвященные анализу различных проявлений феномена «этнической экономики» на современном этапе развития общества. В этой связи следует выделить публикации таких авторов как Ахметов В.Я., Бердникова Г.И., Визер Т.В., Воронков В.Н., Кузнецов И.М., Мукомель В.И., Паченков О.А., Радаев В.В.

Некоторые аспекты государственного регулирования развития системы предпринимательства России освещены в работах Мясниковой Л.И.

В целом, несмотря на значительное количество публикаций, в разной степени имеющих отношение к рассматриваемой теме, необходимо отметить, что на данный момент продолжает ощущаться недостаток комплексных экономических исследований влияния этноконфессионального фактора на формирование российской системы предпринимательства, отражающих современное состояние данной проблемы.

Цели и задачи исследования. Цель данной диссертационной работы состоит в выявлении роли и возможности использования этноконфессионального фактора в развитии российской системы предпринимательства для повышения ее внутренней эффективности и конкурентоспособности на международной арене.

В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

Рассмотреть существующий понятийно-категориальный аппарат изучения характера влияния этноконфессионального фактора на системы предпринимательства и выявить степень его соответствия современному состоянию российской системы предпринимательства

Исследовать направления проактивного влияния этноконфессионального фактора на формирование российской системы предпринимательства.

Выявить последствия влияния этноконфессионального фактора на развитие российской системы предпринимательства.

Определить характер влияния этнической и религиозной принадлежности индивидов на выбираемые ими предпринимательские стратегии, а также в целом на существующую российскую систему предпринимательства.

Определить формы и механизмы использования ресурсов этноконфессионального фактора в целях создания благоприятной предпринимательской среды.

Объект исследования. Объектом исследования являются закономерности и тенденции развития этноконфессионального фактора в системе российского предпринимательства.

Предмет исследования. Предмет исследования – взаимосвязи, сферы проявления и последствия влияния этноконфессионального фактора на предпринимательство в современной России.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют основные понятия, инструментарий и принципы экономической науки, однако для изучения природы этноконфессионального фактора и его влияния на социальные практики автором активно использовались данные социологии, культурологии и этнологии, что указывает на междисциплинарный характер исследования.

Решение поставленных задач потребовало комплексного подхода: в методологию настоящего исследования вошли элементы ретроспективного, сравнительного, системного, структурного, сопоставительного анализа, а также исследования причинно-следственных связей. При анализе открытых источников автором использовался метод контент-анализа, а также особое внимание было обращено на применение методов историко-ретроспективного анализа.

По мнению автора, инструментарий изучения влияния этноконфессионального фактора на формирование российской системы предпринимательства находится в стадии становления, поэтому может обогащаться методами, применяемыми в рамках различных научных направлений.

Научная новизна результатов исследования

Доказано, что этноконфессиональный элемент является одним из факторов, формирующих российскую систему предпринимательства. Этноконфессиональный фактор в системе предпринимательства – это комплекс устойчивых поведенческих установок, обусловленных религиозными и национальными традициями и представлениями, являющимися частью коллективной системы ценностей отдельных народов, имеющий влияние на выбор той или иной стратегии предпринимательского поведения. Эта система аккумулирует предпринимательские стратегии народов России, выработанные на протяжении истории государства.

Исследованы направления проактивного влияния этноконфессионального фактора на формирование российской системы предпринимательства:

Взаимное обогащение различных народов новыми предпринимательскими практиками и стратегиями предпринимательского поведения за счет интенсивного культурного обмена.

Расширение рынка потребления товаров и услуг, а также ассортимента предложений со стороны предпринимателей за счет многообразия культур и традиций.

Развитие международных экономических связей отечественных предпринимателей с представителями родственных этноконфессиональных групп, проживающими за рубежом.

Повышение устойчивости и конкурентоспособности российской экономики на международном уровне за счет фактора многонациональности

Выявлены последствия влияния этноконфессионального фактора на развитие российской системы предпринимательства:

Сложности, возникающие под влиянием отдельных национальных традиций на пути формирования единой предпринимательской культуры, соответствующей нормам, принятым в мировом деловом сообществе.

Обострение межэтнических отношений за счет увеличения доли предпринимателей, представляющих этнические меньшинства и отказывающих интегрироваться в российскую систему предпринимательства.

Создание неупорядоченных национальных «анклавов», в которых работа «этнических» предприятий ведется исключительно для «этнических» потребителей.

Невозможность в полном объеме применять унифицированные принципы регулирования сферы предпринимательства (в частности, внедрения единообразных программ по стимулированию предпринимательской деятельности) вследствие различий обусловленных влиянием этноконфессионального фактора.

Определен характер влияния этнической и религиозной принадлежности индивидов на выбираемые ими предпринимательские стратегии, а также в целом на существующую российскую систему предпринимательства.

Определены основные направления учета этноконфессионального фактора в формировании российской системы предпринимательства. Разработаны способы создания условий для гармоничного развития предпринимательства среди представителей всех этнических групп, а так же механизмы формирования единой ценностной основы для развития предпринимательства с учетом традиционных этических систем народов России.

Наиболее существенные научные результаты исследования соответствуют п. 8.3. «Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства» паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика предпринимательства».

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Выводы диссертации способствуют развитию теории предпринимательства, обогащению теоретических представлений о влиянии особенностей этнических и конфессиональных традиций на формирование и развитие системы предпринимательства многонационального государства.

2. Дополнен научно-категориальный аппарат исследования этноконфессионального фактора в системе российского предпринимательства

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что полученные автором данные могут использоваться:

при формировании государственной политики в области развития российской системы предпринимательства с учетом этноконфессионального фактора (как на федеральном уровне, так и в отдельных регионах РФ, например в деятельности Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы);

для создания контента учебных курсов для преподавания дисциплин по теории и практике предпринимательства в высшей школе;

в работе общественных объединений российских предпринимателей (ОПОРА России, РСПП, «Деловая Россия», Ассоциация женщин-предпринимателей России, Ассоциация молодых предпринимателей России и других) по формированию деловой среды и развитию российской системы предпринимательства с учетом этноконфессионального фактора;

в деятельности Центров занятости населения, направленной на активизацию предпринимательской активности среди этнических групп, проживающих на территории РФ.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы обсуждались на Научно-практической конференции «Технологии продаж» (Москва, МФПА, 2008 г.); Международных научных конгрессах «Роль бизнеса в трансформации российского общества» (Москва, МФПА, 2009 – 2011 гг.).

Публикации. Наиболее значимые положения диссертационного исследования отражены в шести публикациях автора в ведущих рецензируемых научных журналах и сборниках научных статей, общим объемом 3,88 п.л., в том числе в 2 работах (1,56 п.л.), опубликованных в научных изданиях из рекомендованного ВАК Перечня.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Структура диссертационной работы обусловлена задачами, поставленными в исследовании, и отражена в ее содержании.

Введение

ГЛАВА 1. Этноконфессиональный фактор как специфическая черта взаимодействий субъектов системы предпринимательства.

Основные причины влияния этноконфессионального фактора на системы предпринимательства.

Роль и значение этноконфессионального фактора в формировании систем предпринимательства.

ГЛАВА 2. Эволюция влияния этноконфессионального фактора на системы предпринимательства: мировой опыт и российская практика.

2.1. Особенности влияния этноконфессионального фактора на системы предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой.

2.2. Особенности влияния этноконфессионального фактора на формирование системы предпринимательства в условиях России как многонационального государства.

ГЛАВА 3. Направление развития и механизмы использования ресурсов этноконфессионального фактора в процессе формирования российской системы предпринимательства.

3.1. Влияние этноконфессионального фактора на стратегию и тактику субъектов предпринимательства в современной России.

3.2. Использование ресурсов этноконфессионального фактора в целях создания благоприятной предпринимательской среды в современной России.

Заключение

Список литературы

Основные причины влияния этноконфессионального фактора на системы предпринимательства

В мировой истории предпринимательство сыграло одну из наиболее главных ролей в процессе развития и становления цивилизации в разных регионах мира. Исследованием предпринимательства занимаются представители самых разных научных дисциплин, таких как: экономика, философия, политология, социология, психология, этика, юриспруденция и т.д. Приведённый список, несомненно, говорит о том, что предпринимательство является комплексной дисциплиной, вбирающей в себя элементы различных сфер жизнедеятельности общества и государства.

Безусловно, предпринимательство является общекультурным явлением, которое интегрирует в себя различные экономические, личностные, этические, психологические, нравственные элементы. Культура предпринимательства также как и культура в широком смысле этого слова интегрирует в себя наиболее значимые элементы того общества, в котором она развивается. Порой невозможно разделить предпринимательскую культуру и общеповеденческую культуру человека, так как представители большинства народов переносят элементы поведения в бытовой, повседневной жизни на деловую сферу.

Тема предпринимательства является одной из важнейших для западной экономической мысли. Проблемы, связанные с предпринимательством и его характеристиками, широко рассматривались в теориях западной экономической мысли, восходящих к именам Р. Кантильона, А. Тюрго, Ф. Кене, А. Смита, Ж. Сея, И. Шумпетера и Ф. Хайека и других. Несмотря на то, что каждый из перечисленных авторов придерживается разного мнения по отношению к предпринимательству, но общим моментом их характеристик становится признание предпринимательства как вида деятельности3.

Особый вклад в осмысление предпринимательства внес немецкий экономист Вернер Зомбарт. Согласно его мнению, предприниматели - это «добытчики» прибыли, организаторы предприятий, обеспечивающих прирост дохода. Зомбарт в частности делает вывод о том, что великие предприниматели - это люди, «соединяющие в себе различные, обычно раздельные предпринимательские типы, которые одновременно являются разбойниками и ловкими калькуляторами, феодалами и спекулянтами, как это мы можем заметить у магнатов американских трестов крупного масштаба»4.

Зомбарт оценивает предпринимателя как человека экономического, но не как человека социального, обладающего такими характеристиками, как принадлежность к этнической группе, социальному классу, определённой культуре. Подобным образом рассматривали предпринимательство и предпринимателя и другие классики экономической мысли, например Иозеф Шумпетер. «Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как активные субъекты предприятия»5. По мнению немецко-американского экономиста Шумпетера, «главный признак предпринимательства - это новаторство, которое играет решающую роль в формировании прибыли, а прибыль есть продукт новых комбинаций факторов производств» .

Как можно сделать вывод, оценка предпринимательства преимущественно осуществлялась исследователями с точки зрения предметно экономического подхода, то есть рассматривались различные аспекты предпринимательства, как вида хозяйственной деятельности, влияния этого института на микро и макро экономические процессы в государстве. Вместе с тем, анализ предпринимательства с точки зрения социологии, культурологи, философии до середины XX века применялся редко.

Вместе с тем, крайне актуальным представляется вопрос об изучении предпринимательства во всех его многогранных этнокультурных проявлениях. Как уже было сказано, предпринимательство рассматривается представителями самых разных научных дисциплин, при этом объект анализа может быть одинаковым, однако, постановка вопроса, цель, задачи и методы исследования могут различаться в зависимости от конкретной дисциплины.

Ниже приведено оригинальное определение предпринимательства, которое очень близко к позиции автора настоящей работы: «Предпринимательство - это порождение многовековой, обдуманной, целенаправленной практики приспособления человека и человечества к окружающему миру»7. В данном случае автор подчеркивает, что предпринимательство является крайне важным инструментом познания человеком данного мира, причём признает, что данная деятельность появилась с возникновением первых человеческих обществ.

В фундаментальной работе Ю.Б. Рубина «Курс профессионального предпринимательства» также говориться о возможности исследования различных аспектов предпринимательства. «Объектами внимания являются...: - предпринимательская собственность и предпринимательский капитал; - предпринимательская деятельность и предпринимательский труд; - предпринимательское поведение; - предпринимательская конкуренция; - предпринимательские интересы; - предпринимательский бизнес»8.

Значимым направлением выступает анализ предпринимательства с точки зрения влияния этнокультурного фактора на данную сферу активности граждан. Проведение исследований в этой области особенно актуально для нашей страны. Обосновать это можно следующим образом.

Предпринимательство в целом оказало колоссальное влияние на развитие российской государственности. По сути, данный экономический институт выступил интегрирующим фактором, оказавшим весомое консолидирующее влияние на процесс объединения различных народов и культур на территории Евразии. История мировых цивилизаций свидетельствует, что экономические механизмы в наибольшей степени способствуют тому, чтобы представители различных культур начинали коммуницировать между собой, распространять свою культуру и познавать чужие. Не стоит забывать, что в основе прогресса лежит и понятие выгоды (когда человеку становится что-то выгодным, он начинает менять своё поведение). В этом плане предпринимательство стало уникальной основой для процесса интеграции культур.

Не секрет, что предприниматели являлись и являются людьми активными, сам термин «предприимчивость» говорит об этом и подразумевает такие качества, как динамизм, смелость, активность, целеустремлённость, стремление к новым знаниям. Именно как результат предпринимательской деятельности в настоящее время в разных языках мира можно наблюдать огромное число заимствованных слов, названий географических объектов, атрибутов повседневной жизни, обрядов, привычек, общность воззрений, правил этикета. Подобные процессы характерны для всех «открытых» мировых культур, поддерживающих контакт с внешним миром.

Роль и значение этноконфессионального фактора в формировании систем предпринимательства

Любой социальный феномен, принадлежащий к определённой культуре, впитывает в себя наиболее значимые и распространённые черты того общества, к которому он принадлежит и в рамках которого развивается. Общество людей, аккумулирующее в себе наиболее значимые черты поведения и менталитета большинства, создаёт нацию и государство, которые становятся институтами-трансляторами определённых ценностно-мировоззренческих установок, правил поведения, норм нравственности и законов, вытекающих из господствующей религии. О подобной взаимосвязи писали ещё классические мыслители, философы Древней Греции и Древнего Рима. Например, Платон считал, что общество - это «большой человек» , определённая самостоятельная реальность, которая имеет внутреннюю гармонию и особые законы внутреннего равновесия. Согласно Аристотелю, «не общество производно от человека, а, напротив, человек производен от общества; человек вне общества есть абстракция, реально столь же невозможная, как невозможна живая рука, отделённая о тела, которому она принадлежит»24.

Таким образом, очевидно, что ответ на вопрос о влиянии на человека окружающей его социокультурной среды для древних мыслителей был, очевидно, положительным. Безусловно, в науке существует достаточно много доказательств того, что окружающая среда человека, его воспитание, процесс и социальное окружение оказывают очень значимое влияние на поведение и поступки человека во взрослом состоянии. Важным представляется то, что этнокультурная среда является наиболее консервативной в плане внутренних изменений и при этом одной из наиболее сильно влияющих на формирование индивида. Этот тезис особенно важен применительно к исследованиям традиционных обществ, а также тех, в которых сильное значение имеют традиции и религиозные системы.

По нашему мнению, культура конкретного общества является ключевым фактором при формировании особенностей предпринимательства в государстве. Данное мнение является достаточно распространённым среди учёных и исследователей. Следует подчеркнуть, что культура общества и специфика конкретной этнической группы являются крайне важными факторами в любой деятельности человека, начиная от решения повседневных вопросов и заканчивая профессиональной и экономической деятельностью. Безусловно, что проявление этого влияния возможно в самых различных хозяйственных вопросах и в том числе, в предпринимательстве. Оно может выражаться в стиле ведения бизнеса, выборе сферы применения предпринимательских способностей, определении ключевых партнёров и контрагентов, налаживании экономических и хозяйственных связей, выборе целевой аудитории потребителей товаров и услуг.

Этнический фактор нельзя рассматривать в отрыве от религиозно-мировоззренческих систем, распространённых в конкретной исторической общности. В частности, В.А. Гельман отмечает: «Нет религий, которые бы отвлекали человека от трудовой активности, экономической деятельности, ибо нет религий, лишённых здравого смысла, в которых бы полностью отсутствовал земной, практический, рациональный элемент. Есть лишь религии, в которых этот элемент проявляется яснее и отчётливее»25.

При этом этничность, как и религия, влияет на предпринимательство, в первую очередь, путем формирования определенной этики и правил поведения, поощряемых в той или иной социальной среде, тем самым, способствуя или препятствуя развитию предпринимательства, создавая для этого особо благоприятные условия, либо замедляя эти процессы. Применительно к России вопрос ставится несколько иначе: в связи с многонациональностью нашего государства необходимо комплексное изучение того, как происходит взаимное преломление ценностей разных народов.26

Важным аспектом влияния этнического фактора на развитие предпринимательства в России, как уже было сказано, является культурно-религиозный компонент. Учёными-исследователями достаточно часто отмечается тот факт, что конкретные этнические традиции и религиозные постулаты способствуют либо наоборот препятствуют развитию предпринимательства в среде своих носителей.

В контексте обозначенного приведём высказывание Иозефа Шумпетера о специфике предпринимателя: «Чтобы быть способным к выполнению предпринимательской функции, индивид должен обладать рядом специфических черт, как-то острота видения, умение идти вперёд в одиночку, идти непроторенной дорогой, обладать инициативой, авторитетом, даром предвидения, влияния на других людей»27. В данной цитате заложен тот смысл, который и составляет отличительные особенности предпринимателя. Понятно, что среди представителей разных народов, перечисленные классиком качества могут быть проявлены в разной степени. Между представителями разных культур существуют объективные различия в приоритетных стратегиях поведения. Обусловлены они, в первую очередь, ментальными различиями этносов. В самом общем виде учёные выделяют носителей «западной» и «восточной» цивилизационной парадигмы, жителей «Севера» и «Юга». Очень часто данное разделение проходит по линии различия между мировыми религиями, которыми являются буддизм, христианство, ислам (религии приведены в перечне в порядке их возникновения от «старшей» к «младшей»).

Основными религиями, распространенными на территории России, являются православие и ислам. Народы, населяющие обозначенные совокупности регионов РФ преимущественно являются носителями этих двух религиозных систем. Данный факт обуславливает высокое влияние данных систем на социально экономическое поведение и жизнь граждан. Во многом вследствие влияния этих религий на население исторически формировалась и выстраивалась предпринимательская традиция в России и современная система ведения бизнеса. В настоящем случае мы рассматриваем термины «предпринимательство» и «бизнес», как синонимичные друг другу.

Одним из классических исследований, посвященных влиянию социокультурного и, в частности, религиозного фактора на экономическую жизнь общества, является работа немецкого социолога М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» . Его заслуга заключается в том, что он впервые подробно рассмотрел влияние доминирующих в обществе морально-этических концепций на отношение человека к экономико-хозяйственной деятельности.

Интерес исследователя к данной теме возник по следующей причине: он обратил внимание на то, что среди лидеров бизнеса непропорционально велико число приверженцев протестантизма. Именно этот факт лег в основу гипотезы об определенном влиянии протестантской религии на формирование благоприятных условий для развития капиталистических отношений.

Вкратце он дает следующий портрет протестантских обществ в контексте взаимовлияния экономики и религии. В основе этого отношения лежит постулат о том, что накопление материальных богатств является формой служения Богу, если богатства эти служат развитию дела того, кто их приобрел, а не удовлетворению тщеславия и суетных мирских потребностей (богатство есть свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом). Этому способствует и наличие в наиболее радикальных протестантских учениях догмата о предопределении, суть которого заключается в том, что вопрос о том, кто спасется, а кто не нет, решено изначально, поэтому от личных усилий человека мало что зависит. В этой связи, неправедно нажитое богатство в принципе не должно подвергаться общественному порицанию, так как «на всё воля Божья». Социально успешный, быстро делающий карьеру человек - это человек изначально благословенный Богом. Обратной стороной этой логики является то, что успешный предприниматель (наделенный Божьей милостью) не обязан никому помогать, кроме как добровольно, по собственному желанию, у него нет долгов перед обществом.

Особенности влияния этноконфессионального фактора на системы предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой

Многие эксперты и ученые склонны ставить знак равенства между цивилизацией (под этим термином в данном случае мы подразумеваем локализованное во времени и пространстве общество) и культурой, говоря о том, что религия лежит в основе формирования любой цивилизации. Известный французский исследователь исторических аспектов экономических отношений отмечает: «Диалог между религией (бывшей этой цивилизацией по преимуществу) и экономикой завязался с первых же шагов»41. Роль этого компонента остается актуальной вплоть до настоящего времени.

Анализируя влияние этнического фактора на развитие государственных систем предпринимательства в странах Западной Европы, а впоследствии -Северной Америки, следует выделить два уровня этого влияния: внутренний (отношения между субъектами внутри национальных систем) и внешний (отношения с субъектами, находящимися за рамками этой системы, путем торговли и иных форм материального и культурного обмена).

1. Как пример внутреннего влияния этнического фактора на развитие предпринимательства можно рассматривать судьбу практики займа под проценты (иначе говоря - ростовщичества) в христианских странах, оказавшую колоссальное влияние на развитие всей западной экономики в целом. Вплоть до первой четверти XX века ростовщичество в некоторых странах Европы (в частности, во Франции) считалось уголовным преступлением. Корни такого устойчивого предубеждения в отношении необходимой для развития экономики практики следует искать в религиозных текстах. По мнению авторитетных исследователей данной темы , первоисточником существовавшего запрета является положение книги Ветхого Завета «Второзаконие», которое гласит: «Чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал его с ближнего своего или с брата своего... с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости». Этому тезису вторят и строки из самой известной в христианском мире молитвы «Отче наш»: «Да оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим...». Таким образом, идея о недопустимости давать в долг под проценты являлась важным элементом системы ценностей сначала в семитском обществе, а затем и во всем христианском мире. Однако потребности развивающегося предпринимательства входили в естественный конфликт с данным требованием, в результате чего создался уникальный прецедент, когда требования религии формально выполнялись без ущерба для развития экономических практик.

Начиная с IV века, когда христианство стало государственной религией Римской империи, ведущие теоретики Церкви искали пути вывода банковских практик из «теневого поля», понимания насколько это важно для развития экономики и благополучия общества в целом. Первоначально было признано право на «ростовщичество по отношению к врагам в случае ведения праведной войны», в дальнейшем были официально легализованы беспроцентные займы, потом было разрешено взыскивать процент, если для заимодавца существовал риск невозврата денег (аналог современных страховых практик) , что открыло путь для дальнейшего развития данного института.

В целом, процесс легализации банковской деятельности в Европе шел крайне медленно на протяжении последних 1500 лет и требовал от всех его участников большой изобретательности. Кроме того, что данный пример демонстрирует то, насколько религиозные убеждения могут повлиять на национальную систему предпринимательства, он имеет ещё один немаловажный аспект. Тот факт, что христианство позиционировало себя как мировая религия, вводило всех людей (вне зависимости от того, христиане они или нет) в категорию «братьев и ближних», согласно приведенному ранее положению Второзакония. Вследствие этого «ростовщичество рано или поздно оказалось в принципе предоставлено евреям, которые были рассеяны по всей Европе и которым оставили, чтобы зарабатывать на жизнь, только этот вид деятельности, торговлю деньгами...» . Это связано с тем, что иудаизм не имел глобальных экуменических амбиций, поэтому христиане для евреев оставались иноверцами и «иноземцами». Этот прецедент можно рассматривать как первый в истории случай формирования масштабной транснациональной ниши этнического предпринимательства, причем в отличие от всех последующих примеров в данном случае этническое предпринимательство не имело периферийного или маргинального статуса, а находилось в самом центре системы экономических отношений.

2. Внешнее влияние этнического фактора на системы предпринимательства преимущественно связано с развитием рынков и торговли. Фернан Бродель справедливо отмечает: «Римская империя была связана с обширной зоной обращения и обмена, простиравшейся от Гибралтара до Китая, с мировым хозяйством (Weltwirtschaft), где на протяжении столетий люди будут циркулировать по нескончаемым дорогам, перевозя в своих вьюках драгоценные товары.. .».

В этом замечании содержится очень важное в контексте нашего исследования обращение к межнациональному характеру торговли и предпринимательской деятельности. Во времена Римской империи торговля являлась государственным делом, связывая различные этнические группы не военно-политическими, а гораздо более крепкими экономико-хозяйственными связями, основывающимися не на отношениях господства и подчинения, а на взаимной выгоде и предпринимательском расчете. Очевидно, что предпринимательская деятельность усиливала интерес между народами к взаимному общению и узнаванию, а также укрепляла межэтнические отношения и усиливала процессы объединения в единую территориально-экономическую общность. Именно в этом процессе зародился феномен глобализации, о котором мы будем говорить ниже.

Таким образом, предпринимательство (первоначально - чисто коммерческая деятельность) в Европе имеет давнюю историю развития. На наш взгляд, неверно принимать за точку отсчета активное становление капитализма в XIX в. О роли рынков, торговли и обмена товарами говорит тот факт, что во всех крупнейших городах древности и раннего Средневековья центральная часть города была отведена под рынки и торговые лавки. Например, в Мадриде на Пласа де Майор было четкое разделение по видам продаваемых товаров и отведенным для этого местам, а в Париже практически впервые в Европе возникли крытые, специально отведенные под рынок площади, так как центральные улицы города переставали выполнять свои непосредственные транспортные и пешеходные функции, загромождаясь стихийной торговлей. Этот процесс имел объективные основания.

Влияние этноконфессионального фактора на стратегию и тактику субъектов предпринимательства в современной России

Как уже было выяснено во второй главе ранее, перспективы социально-экономического развития России в XXI веке во многом зависят от мировых глобальных процессов, таких как унификация деловой культуры, развитие телекоммуникационных технологий, формирование единого мирового информационно-культурного и экономического пространства. Многим памятен период мирового финансового кризиса в 2009 году, когда значительно сократилось производство, увеличилась безработица, ухудшилось положение большинства граждан страны. Это притом, что благодаря эффективной политике Правительства и Президента РФ и накопленному Стабилизационному фонду период кризиса удалось преодолеть с минимальными потерями и потрясениями.

Тем не менее, в будущем далеко не все будет зависеть от внешних факторов и влияний. В интересах эффективного экономического развития России управленческие структуры значительное внимание должны обращать на роль внутренних условий и тенденций, которые будут рассмотрены ниже. Далее мы будем говорить о тех обстоятельствах, которые оказывают влияние на проявления этноконфессионального фактора в системе предпринимательства и делают более или менее вероятным реализацию оптимистического либо пессимистического сценария развития этой системы.

1. Выше мы говорили о том, что современный период развития мира характеризуется такими понятиями, как глобализация (иногда в научной литературе даже можно встретить термины «гиперглобализация» или «турбокапитализм» ). Одним из побочных последствий данного процесса оказывается столкновение различных культур, традиций, систем и мировоззрений, конфликт между представителями новой, постиндустриальной эпохи и теми, кто ещё живет традиционным укладом. Причем с ускорением темпов глобализации мировой экономики и жизни в целом эти противоречия могут только усиливаться, вызывая значительные протесты и конфликты. Социальные противоречия выливаются в открытые конфликты и массовые акции протеста: в качестве примера можно привести акции антиглобалистов, направленные на срыв международных встреч глав государств, или развитие движения «Захвати Уолл-стрит», которое породило аналогичные формы протеста во всем мире. Очевидно, что в данном ряду также находится рост числа межнациональных конфликтов и социального напряжения в развитых обществах, вызванного постоянным увеличением числа мигрантов - представителей национальных меньшинств в этих странах.

Рост нестабильности в мире, возникающий вследствие неравномерности развития стран, отдельных народов и целых континентов, свидетельствует, что Россия как субъект мировой экономической системы находится в уязвимом положении. В первую очередь, по нашему мнению это связано с тем, что наша страна окончательно не вступила в период постиндустриального развития. На территории РФ сочетаются инновационные (в крупных городах, являющихся центрами распространения инноваций) и архаичные технологии производства (преимущественно в ряде национальных республик), а, следовательно, передовые и традиционные уклады жизни.

Неизбежная на современном этапе развития зависимость России от процессов, происходящих в мировой экономике, выступает скорее в негативном контексте и соответствующим образом может влиять на систему предпринимательства. Уменьшить его значение возможно только при проведении эффективной внутренней экономической политики в России, направленной на сохранение и умелое использование имеющихся конкурентных преимуществ (большая территориальная протяженность, наличие беспрецедентных запасов природных ресурсов, выгодное географическое положение, исторически приобретенный статус регионального экономического центра для ряда соседних государств).

2. Проживание на территории России более ста этнических групп также потенциально несет в себе значительную опасность для эффективного, стабильного развития государства, так как велика вероятность возникновения межэтнических конфликтов, примеры которых уже были в конце 2010 (выступления националистов на Манежной площади), а также на протяжении всего 2011 года. В СМИ (особенно, в новейших «социальных СМИ» сети Интернет) также достаточно часто можно встретить высказывания отдельных граждан, стремящиеся разжечь межэтническую и межконфессиональную рознь в России. Например, всем памятно скандальное интервью московского адвоката Дагира Хасавова , который требовал ввести в Москве суды Шариата и обещал «залить город кровью», если этому будет оказано сопротивление. Многонациональность и высокий уровень горизонтальной и вертикальной мобильности представителей национальных меньшинств, в первую очередь, выходцев из Северного Кавказа, заключает в себе значительную опасность в процессе формирования положительных условий для развития системы предпринимательства. Очевидно, что необходимо создавать условия для развития предпринимательства на территории всех регионов России, чтобы родившиеся в них граждане в массе своей не покидали свою малую Родину. Усиление урбанизации и давления на Центральный Федеральный округ со стороны представителей этнических окраин государства несет в себе значительную опасность как для принимающих территорий, так и для тех регионов, из которых наблюдается основной отток жителей.

3. Другим важнейшим фактором является нестабильное положение на Северном Кавказе и высокий уровень террористической опасности в этом регионе. Террористические акты, к сожалению, постоянно происходят на территории Дагестана, Чечни и Ингушетии, что свидетельствует о наличии активных сил, стремящихся подорвать основы мирной жизни, и вопросы религии и национальности в идеологической программе террористов являются одними из центральных. Эти факторы, естественно, снижают потенциал экономического развития и формирования эффективной предпринимательской среды в регионе, так как конфликты и террористические акты всегда негативно влияют на спрос и потребление, а, следовательно, сокращают основу для занятия предпринимательством.

4. Снижение предпринимательской активности в регионах Северного Кавказа усиливает нагрузку на федеральный бюджет, так как эти регионы являются дотационными и в большинстве своем зависят от поддержки из центра. При этом ухудшение социально-экономической ситуации в регионах Северного Кавказа создает дополнительные факторы, способствующие вербовке террористами новых членов в свои организации, так как недовольство качеством жизни и безысходность могут толкать человека на крайние поступки и способствуют радикализации взглядов. Ухудшение положения на Северном Кавказе может негативно влиять на ситуацию в других регионах России, на оценку предпринимательства другими категориями граждан, и, что очень важно, на отношение населения к предпринимателям - выходцам из Кавказского региона.

Похожие диссертации на Роль этноконфессионального фактора в формировании российской системы предпринимательства